Чем отличается и что сближает философию и науку

Философия и наука: сходства и различия

Содержание

Что такое философия, и что такое наука? Что общего у них, и чем они отличаются? Философия является теоретической частью науки или наука прикладной частью философии? Для того чтобы попытаться дать ответы на эти непростые вопросы, нужно разобраться в самой сути этих понятий, в их истоках.

История возникновения

Философия в переводе с греческого языка означает «стремление к мудрости». Впервые слово «философ» употребил еще в шестом веке до нашей эры Пифагор, который считал, что поиск истины – это и есть смысл философии.

Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.

Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.

История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем.

Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии.

Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия

Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.

Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.

Можно сделать однозначный вывод, что наука и философия тесно переплетаются между собой на протяжении всей своей истории и призваны помогать человечеству в познании мира во всех его формах и проявлениях, находить ответы на насущные вопросы жизни и улучшать тем самым ее качество. Философия, в большей мере, классическая европейская, дополняет науку, расширяет ее границы и, очевидно, является ее уникальной, специфической составной частью.

Источник

Философия и наука: сходства и различия. Соотношение философии и науки

Сходства и различия науки и философии всегда привлекали внимание людей. Такие разные, но говорящие об одном и том же. Такие вечные и на первый взгляд привычные вещи, как время, пространство и расстояние, можно рассмотреть совершенно с разных сторон. О том, что сближает философию и науку, поговорим в материале статьи.

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Как и где родилась философия

Философия как наука родилась больше двух с половиной тысяч лет назад в таких странах, как Египет, Китай, Индия и Древняя Греция.

Определение философии

Прежде чем искать сходства и различия философии и науки, рассмотрим каждое понятие в отдельности. На греческом «философия» означает любовь к мудрости, и это определение как нельзя лучше вмещает в себя всю суть понятия.

Кто был первым?

В любой науке есть первооткрыватели, и философия не стала исключением. Первым человеком, причислившим себя к философам, был Пифагор. А в отдельную дисциплину ее ввел Платон.

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Характеристики науки

Наука обладает своим набором характеристик, среди которых:

Основные характеристики философии как научной дисциплины

Философия обладает следующими признаками:

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Религия и философия

Разберемся теперь, в чем разница между такими близкими на первый взгляд понятиями, как «религия» и «философия».

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Философия и наука

В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.

История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Взаимосвязь философии с науками

Связь философии и гуманитарных наук гораздо крепче, чем можно подумать на первый взгляд, и характеризуется тем, что из нее вышло несколько научных дисциплин, среди которых:

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Научное определение времени

Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.

Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:

Единицы времени в науке

Некоторые концепции времени

Таблица «Философия и наука»

Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.

И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы

Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное.

Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время.

Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками.

Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого.

Философия использует в основном абстрактные понятия.

Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения.

В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов.

Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов.

Знание в философии многослойно.

Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями.

Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее.

Философия сегодня

Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:

Философия в культуре

Несмотря на все различия и сходства философии и науки, ей отведена особая роль в обществе. Культурная функция философии состоит в том, что, распространяясь в виде определенного знания, она создает условия для лучшего понимания окружающего мира, помогает сформировать новые представления, объединяя не только общество отдельного региона, но и нескольких стран между собой.

Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.

Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.

Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.

Источник

Что сближает и что различает философию и науку

1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философ-ская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют сис-тему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность наукиистина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы фило-софии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Создаваемые новые философские системы не отменяют ранее выдвинутые концепции и принципы, а продолжают сосуществовать с ними в едином культурном и познавательном пространстве, поэтому философия всегда плюралистична, многообразна в своих школах и направлениях. Некоторые даже утверждают, что в философии столько истин, сколько философов.
Иначе обстоит дело с наукой. Она в большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени. Хотя история развития научной мысли также важна и поучительна, она не имеет для ученого, исследующего актуальную проблему, столь же большого значения, как идеи предшественников для философа. Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины: математические формулы, законы движения, механизмы наследственности и т. д. Они справедливы для любого общества, не зависят «ни от человека, ни от человечества». То, что является нормой для философии — сосуществование и известное противостояние различных подходов, доктрин, для науки — частный случай развития науки, относящийся к еще недостаточно исследованной области: там мы видим и борьбу школ, и конкуренцию гипотез.
Есть и еще немаловажное различие между философией и наукой — методы разработки проблем. Как отмечал Б. Рассел, на философские вопросы не получишь ответа путем лабораторного опыта. Философствование — это вид умозрительной деятельности. Хотя в большинстве случаев философы строят свои рассуждения на рациональной основе, стремятся к логической обоснованности выводов, они используют и особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики: выявляют противоположные стороны целого, обращаются к парадоксам (когда при логичности рассуждений приходят к абсурдному результату), апориям (неразрешимым проблемам). Подобные способы и приемы позволяют уловить противоречивость и изменчивость мира.
Многие понятия, используемые философией, носят предельно обобщенный, абстрактный характер. Это связано с тем, что они охватывают очень широкий круг явлений, поэтому у них очень мало общих признаков, присущих каждому из них. К таким предельно широким, охватывающим огромный класс явлений философским понятиям можно отнести категории «бытие», «сознание», «деятельность», «общество», «познание» и др.
Таким образом, различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание многослойно: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, экзистенциальным (от лат. existentia — существование) и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии — онтология; учение о познании — гносеология; наука о морали — этика; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, — эстетика.
Обратите внимание: в краткой характеристике этих областей знания мы использовали понятие «наука». Это не случайно. Анализ вопросов, относящихся к данным разделам философии, чаще всего идет в логике научного познания и может оцениваться с позиций истинного или ложного знания.
К философскому знанию относятся такие важные для понимания общества и человека области, как философская антропология — учение о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальная философия.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” [12. С. 282], и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос” [12. С. 283], т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Вначале рассмотрим вопрос, относящийся к первой стороне основного вопроса философии.

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма — сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота. (вот) гносеологические корни идеализма” [12. С. 322]. Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Противоположностью рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.

Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.

Философы, считающие равноправными самые разные точки зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный). Допущение плюрализма при наличии высокой философской культуры в условиях неопределенности общественных целей и задач порождает возможность открытого обсуждения проблем, закладывает почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные на данный момент общественной жизни идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое использование этого принципа может создавать почву для уравнивания в правах истинных, подлинно-научных и ложных мнений и тем самым затруднять философствование как процесс поиска истины.

Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.

Источник

Философия и наука: сходства и отличия

Особенности философии и науки, их общие сходства и отличия. Сущность философии через выполняемые ею функции (мировоззренческие и методологические). Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая, непосредственно непроизводительная, социальной силы.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления01.03.2015
Размер файла31,0 K

Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть фото Чем отличается и что сближает философию и науку. Смотреть картинку Чем отличается и что сближает философию и науку. Картинка про Чем отличается и что сближает философию и науку. Фото Чем отличается и что сближает философию и науку

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет технологии и предпринимательства

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Философия и наука: сходства и отличия»

Выполнил студент: гр.БП-25а Федосов Е.И.

1. Сущность философии

3. Философия и наука

3.1 Сходства философии и науки

3.2 Отличия философии и науки

Список используемых источников

Философия как в древности, так и сейчас бьется над одними и теме же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек? На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди.

Актуальность темы заключается в том, что связь между наукой и философией не только в том, что они соединены институциально(физик Мах занимал кафедру философии) или соединялись в головах мыслящих физиков. Она значительно глубже, наука опирается на философию, а философия в лице метафизики, лежит в основании фундаментального естествознания.

Цель работы рассмотреть философию и науку, и определить их сходства и отличия. В соответствии с целью, необходио решить следующие задачи:

в первом разделе показать сущность философии, через выполняемые ею функции,

во втором разделе представить сущность науки, через выполняемые ею функции,

в третьем разделе сравнить сходства и отличия философии и науки и делаю заключение.

В работе были использованы статьи современных философов и образовательные пособия.

философия наука мировоззренческий социальный

Мировоззренческие функции философии

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человек среди всех тотальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

На протяжении многих столетий начиная с эпохи рабовладении значительная часть человечества, прибывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В своей работе «Исторические дела философии» Вл.С. Соловьев утверждает: «она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. »

Таково существо гуманистической функции философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций:

Следующая мировоззренческая функция философии культурно-воспитательная.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

С выше рассмотренными функциями философия имеет иобъяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

Итак основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

Методологические функции философии

С точки зрения метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:

Координирующая состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод один из его компонентов) и объекта в науке.

Перед учеными стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия «классики» и «современности», разработки принципа соответствия в отношении методов частно-научного исследования. Необходимо исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй конкретности истины.

В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной).

Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо. Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «причинность», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.

В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться и что ей недоступно. Однако философам прошлого века был неведом наш реальный, практический опыт массированного, под час неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений, на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. И это осмысливание необходимо начать с рассмотрения социальных функций науки.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенна, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже пол столетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяются три группы выполняемых ею социальных функции:

непосредственно непроизводительной силы,

Культурно-мировоззренческая функция науки. Благодаря Коперниковскому перевороту наука впервые получила право монопольно определять мировоззрения именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; это были первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и стремлений человека.

Потребовалось много времени чтобы предлагаемые наукой ответы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой вполне достойной, респектабельной сферы человеческой деятельности и так произошло формирование науки как социального института в структуре общества.

Непосредственно производительная функция науки. Процесс превращения науки в производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью сколько перспективой. До середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию. Со временем стало понятно что наука мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производительной деятельности и это резко изменило отношение к науке. И я вилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

Функция социальной силы науки. В настоящее время в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция, которая выступает в качестве социальной силы, непосредственно включающаяся в процесс социального развития. Данные и методы науки все больше применяются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.

3.1 Сходства философии и науки

· Философия, как и наука, учит человека думать, развивает духовно и умственно.

3.2 Различие философии и науки

· Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличии от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных процедур или подтверждены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения.

· Наука быстро прогрессирует а философские труды посвященные вечным проблемам рассчитаны на века.

· В философии ценностный аспект имеет гораздо большее значение, чем в науке. Философские взгляды следует рассматривать не в виде теории, подобно научной, а как учения или концепции.

· В философии, в отличии от науки, не существует окончательных ответов.

В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Сущность философии определяется, выполняемыми ею функциями: мировоззренческой и методологической.

Сущность науки также определяется её функциями: культурно-мировоззренческой, непосредственно производительной силы и социальной силы.

Каждый из философов прав по своему: если один подчеркивает сходство философии и науки, то другие концентрируют свое внимание на различии между ними.

Список используемых источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

реферат [23,1 K], добавлен 12.06.2007

Задачи социальной философии. История становления науки в качестве социального института, ее развитие в эпоху научно-технической революции. Влияние науки на производство и общество, ее культурно-мировоззренческие функции. Социальная ответственность ученых.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 11.04.2012

Взаимоотношение между философией и частными науками. Самоопределение философии в системе научного знания. Гносеологическая, мировоззренческая, критическая, интегративная и воспитательно-гуманистическая функции. Философское знание о формах всеобщего.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 06.01.2011

Дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие современных отраслей научного знания. Функции философия в научном познании. Сходства и различия философии и науки. Фундаментальные научные открытия.

реферат [43,1 K], добавлен 12.06.2013

Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания «науки о науке» и их главные результаты. Причины «отпочкования» от философии различных научных направлений.

материалы конференции [27,9 K], добавлен 19.10.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *