Чем отличается гласный и согласный звук
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Чем и по каким признакам отличаются гласные буквы и звуки от согласных
Все буквы делятся на 2 важные категории – гласные и согласные. В русском языке насчитывается 10 гласных и 21 согласная буква. Твердый и мягкий знаки звуков не имеют, а потому их причисляют к отдельной группе букв. Далеко не всем известно, чем конкретно отличаются гласные от согласных. Тем не менее, разница есть, и она является достаточно существенной. Отличия затрагивают особенности произношения, долготу звучания и выполняемые функции.
Что такое гласные?
Под этим термином понимают категорию речи, которая формируется путем прохождения воздушного потока через голосовые связки. Они создаются исключительно голосом. При этом сторонних шумов не наблюдается. К тому же артикуляционный аппарат не участвует в процессе.
В русском так же, как и во множестве других славянских языков, существует 6 гласных звуков. К ним относят [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. При этом количество гласных букв – 10. Такая разница связана с тем, что в формировании букв «я», «ё», «ю», «е» участвует 2 звука.
Гласные очень важны для образования слов. Прежде всего, из них формируются слоги. К тому же они придают слогам свои оттенки, которые в результате они становятся ударными или безударными. Ударный слог произносится намного дольше и выразительнее по сравнению с остальными.
Понятие согласных
Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.
Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:
В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:
Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:
По месту образования бывают такие виды:
По способ образования существуют следующие виды:
В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:
Звонкие, глухие и шипящие
К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».
Помимо указанных звонких и глухих видов, есть также и шипящие.
К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.
Твердые и мягкие
Согласные также делят на мягкие и твердые. Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу.
На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.
Чем отличаются гласные от согласных?
Чтобы отличить гласные звуки от согласных, прежде всего, стоит обратить внимание на их звучание. Так, гласные звуки формируются в гортани, а согласные – проходят через губы, небо, зубы или язык.
Чтобы овладеть согласными, важно, чтобы у человека не было недостатков речевого аппарата. Чтобы выговаривать гласные, особые умения не нужны. Их характерным признаком считается, что формирование звуков происходит как бы само собой. Они под силу даже младенцам.
Количество гласных звуков в слове совпадает с числом слогов. Это важно знать для правильного проведения фонетического разбора. При этом для согласных такие свойства не характерны.
Использование гласных звуков придает словам определенное выражение и интонацию. Ударение ставится исключительно на них, что делает ударный слог особенным.
Еще одним отличием считается длительность звучания. Гласные звучат дольше. К тому же они являются более громкими. Согласные считаются короткими, шумными и при этом более тихими. К тому же гласные можно петь. Потому их часто используют вокалисты для выполнения различных упражнений.
Особенные буквы русского языка
В русском языке присутствуют и особые символы. Они не имеют никаких слышимых обозначений. Это мягкий и твердый знаки. Они требуются для выполнения следующих функций:
Вывод
К основным отличиям между гласными и согласными стоит отнести следующее:
Согласные звуки могут формировать пары и в комбинации с гласными продлевать звучание. В любом случае, оба вида представляют собой важный элемент речи. Лишь их сочетание позволяет создавать слова и предложения, из которых состоит связанная человеческая речь.
Чем отличаются гласные от согласных
В русском языке насчитывается десять гласных и 21 согласная буква. Мягкий и твердый знак звуков не имеют, а потому относятся к отдельной категории букв. Чем же отличаются гласные от согласных?
В русском языке десять гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Однако, гласных звуков всего шесть: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И]. При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Таким образом, гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.
В русском языке все слова делятся на слоги. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Именно деление на слоги определяет правила переноса слов при написании. Можно утверждать, что основное отличие гласных и согласных заключается в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, согласный сопутствует ему.
Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]. В безударных слогах гласные произносятся иначе, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве.
Отличаются согласные и гласные звуки и по типу классификации. Согласные звуки классифицируют по пяти основным признакам: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость. По месту образования (по действующему органу) выделяют переднеязычные согласные, среднеязычные и заднеязычные. По способу образования выделяют щелевые, смычные, смычно-проходные, слитные и дрожащие. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные и шумные. По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.
Классификация гласных строится на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу и степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.
Выводы:
Учимся различать гласные и согласные звуки.
Вера Соколова
Учимся различать гласные и согласные звуки.
Когда ребенок приходит в первый класс, он получает огромное количество информации по всем учебным предметам. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать эту работу надо ещё в детском саду.
С младшего возраста я знакомила детей с понятием «звук». И начиналась эта работа с наблюдений за неречевыми звуками. Потом дети узнали и о речевых звуках. В игровой форме ребята учились выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах, определяли место звука в слове, придумывали слова с нужным звуком. Изучая гласные и согласные, мы наблюдали за их артикуляцией и давали им характеристику. Для родителей мною был разработан консультативный материал, который помогал в выполнении домашних заданий.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.
Конспект подгрупповой коррекционно — логопедической деятельности «Дикие животные. Гласные и согласные звуки.» Коррекционно – образовательные цели: 1) обобщение и систематизация представлений об окружающем мире, о диких животных; их повадках; детенышах;.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки гласные и согласные» Цель: закрепление знаний по теме звуки, умение выделять нужный звук, выделять количество звуков в слове, делить звуки на гласные и согласные,.
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.
НОД «Гласные звуки» в логопедической группе Тема: «Гласные звуки». Цели: 1. Уточнение произношения гласных звуков и их характеристика по схеме. 2. Закрепить умение выделять гласный.
НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.
План-конспект группового коррекционного занятия 2 класс Тема «Гласные и согласные звуки» Задачи: • Совершенствовать умение дифференцировать гласные и согласные звуки • Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Конспект занятия по математике «Учимся различать. Круг» Занятие 3 «Учимся различать» Цель: учить различать геометрическую фигуру «круг» среди других фигур; соотносить детали по форме прорези;.
Что это такое и чем отличаются звуки от букв
В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе эволюции систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение….
Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или предложений, которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.
Что такое гласные?
Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются гласные звуки от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса, воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.
Голосовые | Графические |
а | а |
о | о |
у | у |
и | и |
ы | ы |
э | э |
й’а | я |
й’у | ю |
й’э | е |
й’о | ё |
Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным <й>и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:
Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».
Йотированные гласные
Что такое согласные?
Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.
Звонкие, глухие и шипящие
Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:
Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:
Звонкие | Глухие |
б, б’ | п, п’ |
в, в’ | ф, ф’ |
г, г’ | к, к’ |
д, д’ | т, т’ |
з, з’ | с, с’ |
ж | ш |
Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:
Звонкие |
л, л’ |
м, м’ |
н, н’ |
р, р’ |
J (буква й) |
Глухие |
х, х’ |
ч |
щ |
Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.
Согласные звуки
Твердые и мягкие
Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?
Мягкие |
ч’ |
j’ |
щ’ |
Твердые |
ж |
ш |
ц |
Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.
Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки
Чем отличаются гласные от согласных?
Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения. Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.
Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.
Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.
«Особенные» элементы русского языка
В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы. Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:
Уроки русского Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами
Вывод
Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.