Чем отличается фискальная и монетарная политика
Что такое бюджетно-налоговая политика государства
Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Экономическая политика (монетарная и фискальная политики)
При принятии инвестиционных решений, в том числе на краткосрочный, а также длительный горизонт в обязательном порядке надо руководствоваться данными по решениям экономической политики.
Экономическая политика – совокупность действий, законов, определенных мер для решения и осуществления поставленных экономических задач государства на макроуровне. Главная цель, достижение целей влияющих на общество в целом, а цели продиктованы соответственно уровнем и состоянием экономики государства на данном этапе.
Основные и главные элементы, которые составляют экономическую политику:
• Денежно-кредитная политика (монетарная политика);
• Налоговая политика (фискальная политика);
• Бюджетная политика;
• Инвестиционная политика;
• Политика в области труда и занятости;
• Внешнеэкономическая политика;
• Другое…
Но мы обратим внимание только на первые две политики: монетарную и фискальную, т.к. они представляют основную ценность.
Денежно-кредитная политика (монетарная политика, денежная политика) – совокупность мер центрального банка страны, а также правительства, в контексте денежного обращения и кредитования, включающие в себя: сдерживание инфляции, обеспечение занятости, регулирование темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний в отраслях экономики, обеспечение устойчивости платежного баланса и т.д.
Основные и главные инструменты центральных банков (ЦБ) при проведении денежно-кредитной политики (ДКП):
1) Регулирование нормы обязательных резервов (регулирование общей денежной массы в обращении).
Обязательные резервы представляют собой часть депозитов либо наличности, которые они обязаны хранить в центральном банке, в зависимости от нормы резервирования. При повышении норм резервирования, сокращаются возможности банков и кредитных учреждении выдавать кредиты, в следствие дополнительных отчислении в ЦБ, которые банк не имеет права использовать для кредитования. Данный инструмент достаточно редко применяется на практике, потому что способен вызвать большие трудности для кредитных учреждений, а также породить большую неопределенность в дальнейших действиях.
2) Управление учетной ставкой (ставкой рефинансирования, как ее еще называют).
Ставка по которой ЦБ кредитует финансовые и кредитные организации. Как правило банки прибегают к данной операции для пополнения резервов, а также для выхода из сложных финансовых обстоятельств. Данные средства полученные у ЦБ через «дисконтное окно» представляют собой дополнительные резервы. Регулирование ставки, еще одна мера по воздействию на денежную массу, а также на величину кредитования реального сектора экономики. Для банка, учетная ставка, как индикатор получения дополнительных резервов, чем она выше тем менее охотно банки берут у ЦБ и тем менее охотно занимаются кредитованием, и обратная ситуация при понижении учетной ставки. При всем при этом, ЦБ не дает банкам неограниченной количество ликвидности, а жестко следит, за тем, кому и сколько нужно и выдает заем, только под конкретные сложившиеся обстоятельства в кредитном учреждении. Как правило величина займов не превышает 2-3% от величины резервов в самом ЦБ. Как правило, влияние учетной ставки оказывается больше показательным, показывает направление видения и движения политики ЦБ (сдерживающая или стимулирующая политика).
3) Операции на открытом рынке (open markets operations).
Как правило это операции на вторичном рынке по купле продаже краткосрочных государственных облигаций и казначейских векселей. Отличие в том, что облигации в данном случае приносят процентный доход (percent income), а векселя продаются дешевле, чем потом выкупаются по номиналу (capital gain). Это также является регулированием денежной массы, а также стимулирует инвестиции в государственный долг (путем изменения доходности данных инструментов). При покупки ценных бумаг у банков ЦБ в полной мере расплачивается с банком за поставку актива, а в случае покупки тех-же активов у населения, ЦБ кладет на расчетный счет человека деньги, тем самым увеличивая депозиты на балансе банка и тем самым банк обязан увеличить свои резервы у ЦБ. При продаже бумаг, ЦБ пополняет свои резервы, а также при увеличении предложения и снижении стоимости бумаг, соответственно растет доходность, что побуждает все большее количество инвесторов обратить на них внимание.
4) Валютные интервенции.
Называют прямое вмешательство ЦБ на курс национальной валюты с целью поддержанию его в некотором диапазоне, а также сглаживания экстремальных колебаний.
5) И другие, оказывающие незначительное влияние на рынок…
Основные виды денежно-кредитной политики (ДКП):
При разных экономических ситуациях в государстве, актуальна определенная стратегия по ДКП, а именно по ее виду, она может быть, стимулирующая либо сдерживающая.
1) Стимулирующая политика в области ДКП.
Реализуется во время спада в экономике, деловой активности, сокращения ВВП, призвана дать импульс и поддержать экономику в период стагнации, повлиять на уровень занятости населения.
2) Сдерживающая политика в области ДКП.
Реализуется во время сильного подъема, чаще бесконтрольного (трудно управляемого), направленна на «выпуск пара» экономике, борьбы с инфляцией.
Плюсы и минусы кредитно-денежной политики:
1) Скорость принятия решения и такая-же быстро влияния на рынок в целом.
2) Небольшая зависимость от политического давления, довольно тонкая политика в отличии от фискальной (к примеру при повышении налогов), поэтому ее легче применить.
3) Монетаризм, бытует мнение в среде экспертов экономистов, о том, что количество денег в обращении один из единственных факторов деловой активности.
1) Циклическая асимметрия. Это когда выдаются деньги под как кажется одни цели, а идут они совсем на другие. К примеру, ЦБ решил уменьшить норматив резервов с надеждой, что банки будут больше кредитовать экономику, а на практике, эти деньги часто идут на погашение суд, облигаций, на валютный рынок и т.д.
К примеру, как происходит с так называемым количественным смягчением (QE), центральные банки печатая валюту, скупают облигации, тем самым увеличивая резервы банков в надежде, на кредитование ими экономики, но опять-же на практике, все наоборот, они решают собственные проблемы.
2) Влияние на скорость обращения денег. Существует теория в кейнсианстве, что при инфляции, центральным банков, а также правительством, зажимается денежная ликвидность, в связи с этим возрастает скорость обращения денег и наоборот.
3) Влияние инвестиций, денежно-кредитная политика не всегда может являться эффективной, к примеру при сдерживании ЦБ кредитования банками, но большой деловой активностью и спросом на наличность (ожидание), политика будет не сильно эффективна. То-есть на ДКП влияет множество факторов и нельзя их игнорировать при принятии решения.
Фискальная политика (налогово-бюджетная политика) – совокупность мер государства (в частности правительства), проводимых с целью влияние на экономику, сглаживания бизнес-циклов в экономике, стабильность цен в краткосрочном промежутке. В общем, это политика регулирования всего совокупного спроса.
Инструменты фискальной политики
Как правило, выделяют три инструмента, которые влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение:
• увеличение государственных закупок;
• снижение налогов;
• увеличение трансфертов.
Основные виды фискальной политики
В зависимости от ситуации, государство применяет разные меры в налогово-бюджетной среде, вот главные из них:
1) Стимулирующая фискальная политика.
Проводится во время спада (депрессии) в экономике, с целью стимулировать либо совокупный спрос, либо совокупное предложение или оба сразу.
2) Сдерживающая фискальная политика.
Проводится в случае сильного, бесконтрольного подъема экономики, в данном случае все проводится наоборот, уменьшают трансферты, увеличивают налоги и т.д., с целью получить более предсказуемую ситуацию в экономики, снизить инфляцию, а также улучшения жизни населения (в долгосрочной перспективе).
3) Автоматическая фискальная политика.
В данном случае идет работа встроенных стабилизаторов (налоги, трансферты и т.д.) при разных ситуациях размер налогов для домохозяйств может как расти, так и падать (прогрессивные шкалы).
4) Дискреционая фискальная политика.
Когда государство прямо заявляет и изменяет налогово-бюджетную политику в стране.
Плюсы и минусы фискальной политики:
1) Мультипликативный эффект, все инструменты, в целом эффективно влияют на уровень равновесного совокупного выпуска.
2) Отсутствие внешнего лага. При принятии решений по фискальной политики, первые результаты на экономику проявляются достаточно быстро.
3) Наличие встроенных стабилизаторов. (Подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности и т.д.).
1) Эффект вытеснения, при финансировании гос. расходов министерство финансов, ЦБ, часто выходит на денежный рынок, тем самым повышая ставки на наличность, что косвенно затрудняет возможность банкам и компаниям привлекать дешевый капитал.
2) Наличие внутреннего лага. Период времени между временем необходимым его принятия и временем, когда это решение принято.
3) Из-за величины экономик и масштабности данных, трудно принять максимально взвешенное решение.
4) Довольно важная проблема, рост государственно долга в период кризиса, который в будущем может привести к дефолту государств. Так называемое отношение ВВП/гос. долг. Эта проблема особенно остро стоит в развитых и развивающихся странах.
В заключении надо сказать, что при принятии инвестиционных решении, нужно руководствоваться всеми данными, как монетарной, так и фискальной составляющей, но и понимать, что нету таких механизмов, которые на 100% бы сказали Вам, что тут надо продавать или покупать. Есть решения, которые практически точно приведут к такому развитию ситуации, а есть такие, что вообще не ясно, на финансовых рынках все очень индивидуально.
Электронная тетрадь Арины Федякиной
четверг, 12 декабря 2013 г.
Фискальная и монетарная политика
Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.
Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги. Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики. Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.
Изменение учетной ставки Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Арифметика регуляторов: как надо сочетать фискальную и монетарную политику
Макроэкономическая политика, то есть политика, которую проводят правительство и центральный банк, стала предметом научных исследований еще во времена создания макроэкономики в 1940-х годах. Тем не менее, до 1980-х годов фискальная и монетарная политики рассматривались, как правило, по отдельности.
Предполагалось, что правительство может воздействовать на экономику посредством государственных расходов и налогов, и может использовать государственный долг для стабилизации циклических колебаний. А монетарная политика, в свою очередь, в силах управлять денежной базой или ставкой процента и определять уровень инфляции.
В 1980-х годах появилось новое направление макроэкономического анализа, которое рассматривает фискальную и монетарную политики в их взаимодействии.
Нужно понимать, что и правительство, и центральный банк, как и любой другой экономический агент, сталкиваются с ограничениями. В частности, действия одного агента могут оказать воздействие на тот набор альтернатив, который доступен для другого агента. А раз так, они должны принимать некоторые компромиссные решения.
Действительно, правительство и центральный банк могут иметь как общие цели, так и цели, противоречащие друг другу. Общие цели — это, например, высокие темпы экономического роста, низкая инфляция, обеспечение стабильности финансовой системы.
Также стоит отметить, что правительство и центральный банк — это государственные агенты. И у них есть консолидированное бюджетное ограничение. Центральный банк, даже если он институционально независим, свою прибыль, как правило, полностью или частично отчисляет в бюджет правительства. Это означает, что центральный банк также участвует в финансировании бюджетных дефицитов или в монетизации государственного долга.
В экономике взаимодействие очень часто рассматривается с точки зрения теории игр (так называемое стратегическое взаимодействие). Это очень важный аспект, который существенным образом изменил в 1990-2000-х годах представления о том, как следует проводить макроэкономическую политику.
Российская экономика в 2000-х годах до кризиса 2008 года имела такую модель экономического развития, которая была в значительной степени ориентирована на рост совокупного спроса за счет роста экспорта. Для того чтобы экспорт рос, а компании и, как следствие, бюджет, который получает налоги от этих компаний, имели высокие доходы, необходимо было, чтобы рубль оставался слабым, а курс доллара был достаточно высоким. В то же время большие притоки экспортной выручки в иностранной валюте, естественно, оказывали негативное воздействие на курс доллара.
Что мог делать в такой ситуации Банк России?
Он мог покупать иностранные активы (доллары и евро) на валютном рынке, увеличивать свои золотовалютные резервы и тем самым поддерживать достаточно высокий курс иностранной валюты, для того чтобы стимулировать экспортеров. Но когда центральный банк это делает, то неизбежным последствием является увеличение денежной массы.
Увеличение денежной массы не может не приводить к инфляционным последствиям. И правительство, и центральный банк не любят инфляцию. Так же как правительство, центральный банк хочет, чтобы экономика росла. И если центральный банк проводит политику стимулирования экспорта за счет поддержания обменного курса, у правительства возникает необходимость проводить какую-то контрполитику, которая бы решала проблему инфляции. Известный нам рецепт борьбы с инфляцией российского правительства в 2000-х годах — это накопление Стабилизационного фонда.
Действительно, когда правительство накапливало Стабилизационный фонд, оно изымало часть лишней ликвидности из экономики, что позволяло поддерживать инфляцию на умеренных уровнях. При том, что темпы роста денежной массы в 2000-х годах достигали 35-45% ежегодно, инфляция была снижена с 20 до 10%.
Впервые идею необходимости рассмотрения взаимодействия фискальной и монетарной политики подняли в своей известной работе нобелевский лауреат Томас Сарджент и его коллега Нейл Уоллес. В статье 1981 года, которая называлась «Неприятная монетаристская арифметика», они показали, что даже если центральный банк является институционально независимым от правительства, он не может проводить независимую монетарную политику, например, жёсткую монетарную политику с целью поддерживания низкой инфляции, если в свою очередь правительство не решает проблемы, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Если центральный банк сокращает темпы роста денежной массы, увеличивает процентные ставки, то это приводит к тому, что так называемый сеньораж, или инфляционный налог, доход, который правительство получает от неявного обложения номинальных величин по инфляционной ставке, снижается. Это означает, что у правительства возникает потребность при неизменных государственных расходах и налогах увеличивать долговое финансирование. Государственный долг будет расти.
Центральный банк, естественно, даже если он независим от правительства, не может рассматривать рынок государственного долга как рынок, который ему совершенно неинтересен. Поскольку этот рынок очень важен для стабильности финансовой системы страны.
В итоге, неустойчивый рост государственного долга может заставить центральный банк отказаться от политики жёсткого регулирования денежной массы и увеличить сеньораж, следствием чего будет рост инфляции. Таким образом, в условиях несбалансированности фискальной сферы, низкая инфляция сегодня может быть достигнута только ценой более высокой инфляции в будущем.
Примеры того, как неприятная монетаристская арифметика Сарджента и Уоллеса работает на практике, мы можем найти в разных странах, в том числе и в России. Если рассмотреть более ранний период российской истории, например, с 1995-го по 1998 год, то мы увидим, что в это время Банк России пытался ограничить, сжать денежную массу, для того чтобы уменьшить инфляцию, которая в 1990-х годах была достаточно высокой, и делал это, используя валютный коридор. Курс доллара мог колебаться в пределах некоторого диапазона в окрестности 6 рублей (6000 до деноминации) за доллар. В результате, в конце 1997 года удалось даже добиться отрицательных месячных темпов инфляции.
В то же самое время правительство вплоть до 2000-х годов не могло решить проблему финансирования бюджетного дефицита. Правительство плохо собирало налоги (не потому что правительство было плохое, а потому что налоги плохо поступали в бюджет). Кроме того, в 1997 году кризис в странах Юго-Восточной Азии заставил международных инвесторов покинуть развивающиеся рынки, в том числе и рынок России. Цены на нефть в 1997 году упали, а доходы от налогообложения выручки экспортёров нефти составляли и в прошлом, и в настоящем достаточно весомую часть доходов бюджета.
В итоге возникла следующая ситуация: монетарная политика была достаточно жёсткой, Центральный банк надеялся, что он сможет продолжить контролировать обменный курс и инфляцию, а правительству не удавалось свести бюджет с профицитом и стабилизировать фискальную сферу. Отчасти это было связано с политическими причинами, когда парламент был многопартийный и была достаточно велика роль фракции коммунистов, которые не были готовы к ограничительным фискальным мерам. Чем это закончилось, мы знаем: в августе 1998 года Россия была вынуждена объявить дефолт, а ЦБ не смог удержать обменный курс, он резко вырос, и резко подскочили темпы инфляции.
Подобную ситуацию можно рассматривать как провал координации фискальной и монетарной политики. Данная трактовка, естественно, не является исчерпывающим объяснением достаточно многогранного финансового кризиса в России в 1998 году, но мне кажется, что такого рода подход даёт достаточно важный аргумент того, как должны строиться фискальная и монетарная политика, как они должны друг с другом взаимодействовать.