Чем отличается бюджетное и автономное учреждение

Автономное и бюджетное учреждение — что это такое и отличия

Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть картинку Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Картинка про Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение

Каждый человек слышал такие обозначения для учреждений, как автономное или бюджетное. Для того чтобы лучше знать особенности, нужно не только понимать суть, но и учитывать имеющиеся различия. За этими терминами скрывается форма работы различных видов государственных учреждений. Все тонкости и нюансы прописаны и регламентированы в законодательстве и подзаконных актах. От того, какой статус присвоен организации зависит, например, как будет действовать финансирование и проводиться основная работа с документацией. В 90% случаев государство стремиться к переводу бюджетных организаций в автономные формы. Это обусловлено в большинстве случаев тем, что возможность эффективного управления в последнем случае значительно упрощается. Для того чтобы выбрать оптимальный для себя вариант, учредитель (директор) должен знать, какие отличия существуют у бюджетных и автономных организаций.

Определение понятий

Для того чтобы понять разницу между организациями и формами их управления, нужно знать определения каждого из них. Автономным принято называть такое учреждение, которое является некоммерческим по форме деятельности. Выполнение работ связано с оказанием услуг в различных отраслях человеческой деятельности. Организация создается РФ или субъектом.

Если речь идет о бюджетной форме, то такая организация также является некоммерческой. Основные формы предоставления услуг связаны с образованием, спортом и культурным развитием, а также с социальной сферой. Находится организация в РФ.

Сравнение

Сравнительные характеристики каждого из учреждений помогут лучше разобраться в том, чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга. По имеющимся в законах сведениям бюджетным будет называться такое учреждение, которое имеет статус некоммерческой организации. Основывается оно на базе государственной или муниципальной компании, которая ставит перед собой цели, связанные с оказанием различных и неизменно качественных услуг или выполнения работ в других сферах, которые являются важными для человека. Финансирование работы производится из бюджета страны и/или региона. Примеры таких учреждений: школы, ВУЗы.

Если говорить об автономных учреждениях, то здесь также присутствует некоммерческая составляющая. Учредителем является государство или муниципальное образование. Главной задачей работы в этом случае для такого типа учреждения становится оказание в первую очередь образовательных и развивающих услуг. Учреждение находится в собственности у РФ или муниципалитета. При этом автономная организация отличается более выраженной независимостью от государства. Финансирование за счет бюджетных средств может полностью отсутствовать.

Также присутствуют и другие формы, по которым можно проводить сравнение:

Различия имеются также в сфере налогообложения. В случае с автономной формой работы разрешается выбирать упрощенку для снижения финансового бремени. Если организация получает финансирование за счет средств бюджета, то упрощенную форму выбирать нельзя.

Выводы

Бюджетное учреждение не может по своему желанию вносить денежные средства или иное имеющиеся движимое или недвижимое имущество в уставный капитал, финансировать за счет этих средств других юридических лиц или иным образом передавать имущество. Им нельзя становится участниками или учредителями других компаний. Причина в том, что финансирование идет напрямую от государства. В случае, когда организация работает в качестве автономного учреждения, то распоряжение имуществом и средствами допускается, но для этого требуется получить согласие от своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное может без нарушения действующих законов и нормативов создавать юридические лица. Это помогает организации в работе и позволяет ей расширять свой функционал.

Источник

Автономное учреждение и бюджетное учреждение: отличия и сравнение понятий

Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть картинку Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Картинка про Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение

Что такое автономное учреждение и бюджетное учреждение, отличия между ними? Несведущему человеку, далекому от юридической терминологии, легко запутаться. Понимать, что это не одинаковые структуры, очень важно. Чтобы не ошибаться, правильно называть ту или иную организацию. Не обязательно углубляться в тонкости статей, законов. Достаточно будет воспользоваться подсказкой владеющих предметом людей.

Что такое автономное учреждение

Прежде всего, это организация некоммерческая. Автономное учреждение обязательно является субъектом РФ. Работает в соответствии с действующим законодательством, может оказывать услуги в сферах:

Кроме указанных, автономучреждения занимаются физкультурой и спортом, трудоустройством населения. В отдельных случаях профиль организации определяют федеральные законы РФ.

Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть картинку Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Картинка про Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение

Следующий аспект касается того, что данное учреждение – однозначно юридическое. Автономучреждение наделено правом на открытие счетов.

Что считается бюджетным учреждением

К бюджетным относят организации некоммерческого профиля, созданные для реализации перечня услуг на основании действующих федеральных законов. Как и автономные, данные структуры относятся к субъектам РФ. Область деятельности бюджетных подразделений распространяется на спорт, социальные программы, образование, здравоохранение, занятость граждан.

Похоже на автономучреждение. Но на этом сходство заканчивается. Потому что данная организация финансируется из бюджета. Но может пользоваться также и внебюджетными фондами. Только государственными. Расход средств регулируется сметой.

Распределение финансов осуществляется федеральным казначейством либо уполномоченным на данные действия госорганом. Разновидности бюджетных организаций включают:

Далее выясним, в чем заключается разница между бюджетным и автономучреждением.

Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Смотреть картинку Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Картинка про Чем отличается бюджетное и автономное учреждение. Фото Чем отличается бюджетное и автономное учреждение

В чем заключается разница

Между двумя разновидностями организаций много схожих черт. Это касается выполняемых функций, задач. И те, и другие могут заниматься культурой, трудоустройством граждан, медициной. Деятельность данных подразделений регулируется ФЗ.

Теперь переходим к разнице. Суть автономучреждения заключена в названии. «Автономное» – значит, независимое. Владеет правом открывать счета в финансовых структурах. Бюджетному это нельзя.

Также автономучреждение наделено полномочиями пользоваться правом получения займа. И в отношении кредитов, распоряжения имуществом свобод побольше, чем у бюджетного аналога. Там деятельность четко подчиняется контролю со стороны государства, включая управление сметой и основными фондами.

«Бюджетники» практически интегрированы в соответствующие муниципальные, госструктуры. И связаны с ними четкими правилами, требованиями, документами.

Источник

Автономные учреждения

«Аудит и налогообложение», 2010, N 5

Основные отличия бюджетных и автономных учреждений

Как известно, бюджетные учреждения в основном финансируются из бюджета. Согласно ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения включает финансирование из бюджета следующих расходов:

Согласно ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Как указано в ст. 3 Закона N 174-ФЗ, имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

В силу ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Таким образом, автономным учреждениям ассигнования из бюджетов не предоставляются. Учредитель автономного учреждения предоставляет последнему имущество, обеспечивает расходы, связанные с содержанием этого имущества. Причем обеспечение расходов осуществляется в виде субсидий, выделяемых на основании ст. 78.1 БК РФ.

Главное же отличие автономных и бюджетных учреждений заключается в большей свободе в отношении использования переданного им имущества.

Так, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, а имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением только недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Таким имуществом автономное учреждение может распоряжаться только с согласия его учредителя.

Виды особо ценного движимого имущества по отношению к федеральным автономным учреждениям определены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

При определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии суставом деятельности.

Также следует отметить, что автономное учреждение в отличие от бюджетного имеет право на участие в уставном (складочном) капитале других юридических лиц, на передачу имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, а также может привлекать заемные средства, поскольку не является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение на основании п. 4 ст. 161 БК РФ не имеет права получать кредиты (займы). Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Закон N 174-ФЗ не содержит. Однако в ст. 14 этого Закона есть такое понятие, как крупная сделка, в том числе связанная с привлечением заемных денежных средств. Следовательно, автономные учреждения могут привлекать заемные денежные средства.

Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При их недостаточности субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Другими словами, кредиторы могут предъявить соответствующие требования к собственнику бюджетного учреждения, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения.

Автономное же учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением его собственником или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Следует отметить, что как собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам, так в свою очередь и автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.

Обратите внимание: действующее законодательство не предусматривает принудительной ликвидации учреждения по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства.

Рассмотрим основные различия ведения бухгалтерского учета автономными и бюджетными учреждениями.

Автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете, которое на сегодняшний момент представлено Законом N 129-ФЗ.

При этом учет в автономных учреждениях должен осуществляться на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, для автономных учреждений установлен конкретный перечень документов, к которым руководство таких учреждений должно обеспечить свободный доступ средств массовой информации. К таким документам относятся:

Отсюда следует, что автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке.

Автономное учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях.

На основании изложенного можно сделать вывод, что автономным учреждениям предоставлены более широкие полномочия для участия в имущественных отношениях, что позволяет им работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля.

Порядок формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения

На основании п. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя для государственных (муниципальных) автономных учреждений определяются:

Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается содержание задания учредителя, обусловленное необходимостью исполнения расходных обязательств РФ.

В соответствии с действующим законодательством предусматривается выделение средств не на содержание автономных учреждений, как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат.

Указанное Положение определяет условия и порядок формирования задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения задания.

Задание учредителя является обязательным для федерального автономного учреждения.

Учредитель устанавливает в задании требования к качеству или объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Согласно п. 3 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание содержит:

Задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также содержит:

Рекомендуемая форма задания на оказание услуг федеральным автономным учреждением приведена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.

Согласно этим Рекомендациям, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуги на платной основе, в задании должен быть заполнен разд. 5, где указываются предельные цены (тарифы) на оплату услуг.

Что касается автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, а также муниципальных автономных учреждений, для них задание формируется в аналогичном порядке.

Таким образом, учредители автономных учреждений могут установить задание не только на услуги, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета, но и на платные услуги при условии, что законодательством РФ предусмотрено оказание государственной услуги на платной основе.

На основании п. 4 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти задание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения. В случае необходимости задание включает несколько разделов (по видам услуг, работ), которые оформляются в соответствии с п. 3 данного Положения.

Задание учредителя в отношении автономного учреждения устанавливается с учетом:

Учредитель вправе изменять задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ).

Согласно п. 7 Положения о формировании задания федеральным органом исполнительной власти учредитель утверждает задание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального автономного учреждения до начала финансового года.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному автономному учреждению в кредитной организации.

Расчет размера указанных субсидий производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Предоставление федеральному автономному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий.

Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей.

Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и размеры субсидий определяются указанным соглашением.

Предпринимательская деятельность автономного учреждения

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана данная организация.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Автономная некоммерческая организация согласно п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ создается для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. В противном случае автономная некоммерческая организация будет обвинена в нарушении требований действующего законодательства.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.06.2008 по делу N А14-5930/2007/232/19 суд сделал вывод, что некоммерческой организацией осуществлялась деятельность (перевозка грузов автотранспортом, оказание услуг строительными механизмами и техникой, монтаж газооборудования, ремонтные работы), целями которой не являлась защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества и интеграция инвалидов в общество. При осуществлении указанных видов деятельности не были заняты (трудоустроены) инвалиды, им не предоставлялись какие-либо льготы, и лишь незначительная часть доходов от данной деятельности использовалась для достижения уставных целей (4% от стоимости объема выполняемых работ).

Учитывая эти факты, судебные инстанции обоснованно сделали вывод о нарушении организацией п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ.

Если определенный вид деятельности является лицензируемым (например, образовательная, медицинская), право на ее осуществление согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Так, например, согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» только с момента получения лицензии (разрешения) образовательное учреждение вправе заниматься образовательной деятельностью.

Без лицензии образовательное учреждение может оказывать лишь некоторые виды образовательных услуг: организовывать разовые лекции, проводить стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации.

Следовательно, если автономное учреждение занимается образовательной деятельностью, подлежащей лицензированию, к моменту возникновения такой деятельности необходимо получить соответствующую лицензию.

Обратите внимание: за осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии) автономные некоммерческие организации и автономные учреждения могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ.

При отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения используют обычные в этом случае проводки.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета доходов автономного учреждения, полученных от предпринимательской деятельности, применяется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет 2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности».

Дополнительно к субсчету 86-2 «Прибыль (убыток) по предпринимательской деятельности» могут быть открыты следующие субсчета второго порядка:

86-2-1 «Прибыль от предпринимательской деятельности»;

86-2-2 «Убыток от предпринимательской деятельности».

По истечении года наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает итоги деятельности организации, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность и принимает решение о направлении прибыли на конкретные цели, предусмотренные уставом. В то же время право самостоятельного расходования полученной прибыли на нужды автономного учреждения может быть предоставлено и ее руководителю.

Полученная прибыль на основании утвержденной сметы распределяется и направляется либо на финансовое обеспечение уставной деятельности некоммерческой организации в последующие периоды, либо на покрытие убытков, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу ст. 2 Закона N 174-ФЗ доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено данным Законом.

При осуществлении предпринимательской деятельности автономные некоммерческие организации и автономные учреждения в бухгалтерском учете могут использовать следующие проводки:

— по окончании отчетного месяца:

— по окончании отчетного года:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *