Чем отличает искусство как форму познания

* * *
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
История знала многих художников, музыкантов, поэтов, писателей, которые влияли на течение искусства своей гениальной фигурой. Одним из этих фигур был Ф. Лист.
Будучи новатором и просветителем своего времени, Лист сумел воссоздать новое в своем фортепианном творчестве. И это не только потому, что он был гениальным пианистом. Он имел очень пытливый ум, и, зная многое об искусстве и не только, Лист заключил все свое знание и понимание мира в своем шедевре фортепианной литературы – Сонате Си минор.
Многие используют акцентировку на образах Мефистофеля, Фауста и Маргариты в сонате h-moll Ф. Листа. Может быть, в сонате рассказывается совсем о другом? Создавая свой шедевр, Лист был достаточно зрелым как пианист и как композитор. Форма этого произведения является лишь рамкой его порыва, страсти и гениальности. И в сонате непосредственным профессиональным ухом слышны не демонические перепады настроений Гете, а истинно-буквальное происхождение действительности, с обретенными и переработанными в сознании Листа литературно-художественных произведений.
Музыка, как своеобразный язык, является мощнейшим коммуникатором между слушателем и композитором. А исполнитель – это «программа оформления» данного коммуникатора. Поэтому разные пианисты могут по-разному прочесть играемую ими музыку; по-разному найти решение художественной задачи. Самое интересное и загадочное в музыке – это то, что действительно хотел нам сказать композитор; что могло быть причиной в создании произведения? Углубляясь в поиски этого «что», можно найти и самые тривиальные причины: заработать себе на жизнь! Но вряд ли можно с такой уверенностью говорить о Сонате Листа. Посвященная Роберту Шуману, она может рассказать нам о самом Шумане? Почему бы и нет! Рассказать, как страдал из-за своей болезни, как любил Клару Вик, и как стеснялся своей «маленькой» руки. Конечно, можно и такой сценарий взять для раскрытия образного мира Сонаты. Но в любом случае, множество трактовок этого произведения говорит о том, что музыка, как продукт искусства и Лист, как фигура эпохи – вместе они слились, что бы создать что-то новое; гений Листа сумел через искусство воздействовать на искусство, и результат был самым положительным.

Источник

Искусство как форма познания мира

Описание: Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства.

Дата добавления: 2014-12-11

Размер файла: 21.08 KB

Работу скачали: 193 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ

Реферат на тему: «Искусство как форма познания мира»

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Доцент, кандидат философских наук

Оглавление

[3] Понятие и сущность искусства

[4] Специфика искусства

[4.1] Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

[5] Роль искусства в познании мира

[5.1] Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

[5.2] Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

[5.3] Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

[6] Список использованной литературы

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей инфор мации в духовную сферу общества.

Источник

Искусство как способ и форма познания реальности

Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Искусство изначально было нужно человеку — сначала как обязательный компонент ритуала (наскальные изображения, маски, танец, пение, архитектура святилищ), затем как средство воспитания целостного человека и способ за­крепления и передачи знаний о мире, жизненных коллизиях, мифологических, эпических и знаков о исторических сюжетах в особой художественно-образной форме орнаментальной и фигуративной живописи, в устной речи сказителей, письменных текстах, массовых представлениях и т. п. Смесь вульгарного и вы­сокого (в одно и то же исторически близкое время пользовались успехом пьесы Аристофана и Еврипида) оказывалась при этом взаимодополнительным условием целостности мироощущения. Но для выполнения таких сложных и ответственных функций нужны были люди искусства, отмеченные даром соединять точнейшую фиксацию жизни и гиперболизацию увиденного и услышанного, акцентирование в нем. Эти люди были призваны из накопленных веками знаний и собственного опыта создавать иную реальность и то, что можно называть «до­стоверной иллюзией», моделями жизни.

Искусство, проводя мысленный отбор единичных собы­тий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слуша­телю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.

Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).

Следует отметить и полярно различное сохранение личности ученого в научном открытии и автора в произведении искусства. Научное познание всегда стремилось к вытеснению личностно-субъективного из эксперимента, теории и т. п., и это ста­новилось еще одним устойчивым признаком «научности» достигнутого результата. Искусство же, напротив, подчеркивает значимость конкретного авторского начала в любом художественном образе.

Научная картина мира в каждый момент времени ориентирована на одинаково е восприятие: теорема Пифагора понимается одинаково и в Арктике, и в Антар­ктике, и школьником, и пенсионером. Художественно-образная картина мира по-разному видится и на индивидуальном, и на групповом уровнях: «сколько людей, столько и мнений», — гласит распространенная поговорка. Остается лишь принять как данность, что все в искусстве есть не только индивидуально созданное и индивидуально запечатленное, но и индивидуально воспринимаемое.

Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответ­ствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое раз­нообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.

Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исто­рической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.

Источник

Художественное и научное познание: связь и различие

Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.

Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.

Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.

Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.

«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.

Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».

Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».

Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.

Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.

Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.

Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.

Статья на тему Художественное и научное познание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *