Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Впечатление от прочтения драмы «Гроза» (Островский А. Н.)

Проблемы, которые автор поднимает в драме-проблемы, являющаяся актуальными и по сей день: взаимоотношения в семье, конфликт отцов и детей, поиск себя. Но есть и те вещи, которые появились лишь после публикации произведения: положение женщины в обществе Российской Империи, крепостное право.

Проблемой, которую следовало бы обсудить в классе, является взаимоотношения в семье. Я считаю, что и в наше время есть родители, которые не дают своему ребёнку жить самостоятельно тогда, когда он вовсе перестает нуждаться в постоянной опеке.

При прочтении мысль о том, что жизнь в те времена была нелёгкой, красной нитью прослеживается по ходу повествования.

Во время чтения драмы трудностей не возникло, лишь за исключением понимания просторечной лексики в разговорах слуг, так как в наше время редко встретишь подобное. Однако назрел другой вопрос: почему Тихон простил Катерину?

На мой взгляд, он не любит её, а постоянные наставления и указания матери могли вызвать у Тихона чувство ненависти к «непутевой» жене. Разногласие с автором во взглядах не возникло, а запоминающиеся репликой оказалось реплика Кабанихи: «Ведь от любви-то родители и строги к вам бывают, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится…». Именно эта фраза доказывает актуальность некоторых проблем в наше время.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Волнует ли «Гроза» современного читателя? (Островский А. Н.)

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в далеком 1859 году, но несмотря на давность написания произведения, в нем поднимается множество тем актуальных и по сей день, которые, по моему мнению, должны волновать современного читателя.

В современном мире мы нередко встречаемся с самоубийствами молодых людей на почве расставаний. Это же встречается и в пьесе — Катерина бросается в реку от того, что была помолвлена с тем, кого искренне не любила, а свою настоящую любовь безвозвратно потеряла. К слову, муж ее, Тихон, был глупым бесхарактерным человеком, полностью зависимым от своей матери, за которого Катерина вышла замуж лишь из жалости.

Затрагивается и проблема самореализации.

Изобретатель – самоучка Кулигин горел желанием сделать что-то полезное для города, поставить громоотвод. Но Дикой, купец и значимый человек в городе Калиновке, в коем и происходит сие действо, посмеялся над его затеей, сказав, что это никому не нужно.

Также затрагивается тема власти денег над справедливостью. В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Власть, по сути, не решает здесь абсолютно ничего. Простому люду жить хорошо, зарабатывая деньги по-честному практически не возможно. Дикой не скрывал, что обсчитывал обычных работяг, говорил об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно.

«Гроза» это бессмертная классика, которая была актуальна, актуальна по сей день, и будет актуальна еще долгое время, поскольку годы идут, а проблемы не меняются.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ «Гроза» Островский

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Всего получено оценок: 6890.

Всего получено оценок: 6890.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Источник

Анализ драмы «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается вершиной его литературной деятельности. Созданная накануне предстоящих государственных реформ, она, как нельзя лучше, описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.

Жанр пьесы «Гроза» невозможно определить точно. Одни исследователи считают так же, как и сам автор, что это социально-бытовая драма, а другие, основываясь на присущие элементы трагедии, определяют жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Одно известно точно: в этой пьесе присутствуют черты и драмы, и трагедии.

История создания

На создание пьесы «Гроза» повлиял предыдущий опыт автора. Здесь он раскрывает ту же проблематику, что и в «москвитянских» пьесах, но меняется образ семьи. Новшеством в творчестве Островского является появление светлого и доброго начала в лице главной героини.

Первые наброски «Грозы» датируются летом 1859 года, а уже к началу октября автор имел полное представление о том, над чем он будет работать. На сюжет произведения оказало большое влияние его путешествие по Волге. Он принимал участие в этнографической экспедиции, организованной при помощи морского министерства, с целью изучения обычаев и традиций коренного населения России.

Явным результатом этого путешествия стал город Калинов – собирательный образ разных приволжских городов, похожих между собой, но имеющих какие-то свои индивидуальные особенности. Также Александр Николаевич все свои наблюдения относительно быта и поведения жителей провинции записывал в дневник. Позже он использовал эти материалы для создания героев пьесы.

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

А.Н. Островский поднял множество важных тем в своей пьесе, но основной стала тема столкновения двух эпох и их представителей. Друг другу противостоят приверженцы патриархального уклада и молодое, смелое поколение, полное светлых надежд на будущее.

Главная героиня стала олицетворением именно этой новой эпохи, в которой превыше всего ценилась свобода человека и его права. Катерина не могла мириться с окружающей её жестокостью, идти наперекор себе и унижать собственное достоинство в угоду патриархальным порядкам. Всем своим естеством она стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях устаревшего патриархального строя этим мечтам было не суждено сбыться.

Основная мысль

Основная мысль пьесы заключается в том, что свобода – это главная жизненная ценность, и, лишившись её, человек теряет смысл в жизни. Волевая, решительная, честная личность не может счастливо жить в обществе, где царят жестокие нравы, где всё держится на страхе, лжи и угнетении.

Композиция

Проблематика

Автор поднимает в пьесе множество проблем, но основными являются нравственные проблемы, связанные с воспитанием, любовью, преданностью, тиранией, грехом и покаянием. Ещё одной значимой проблемой, раскрытой в произведении, выступает проблема совести. Островский осуждает слабость Тихона и Бориса, которые не способны защитить честь их любимой женщины. Зато Катерина оказывается способной даже лишить себя жизни, лишь бы заглушить голос совести.

Конфликт

В основе сюжета лежит противостояние старого и нового мира. Социальный конфликт неизбежно влечёт за собой общественные и личные проблемы. Жители Калинова глупы и не образованы, поэтому не могут адекватно относиться к реальности. Их мировоззрение обращено к прошлому, несмотря на уже изжившие себя порядки и устои.

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский правдиво изобразил нравы и жизненные ценности купеческого сословия. Это произведение не укладывается в рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины отчетливо показала перелом, происходящий в то время в народном сознании, когда свобода личности и слова противостояла существующим традициям и устоям.

История написания пьесы

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Идея, лёгшая в основу сюжета «Грозы», пришла в голову Островскому после экспедиции по Волге, в ходе которой он познакомился с жизнью провинциальных городов. Он записывал в свой дневник не только обычаи и традиции, присущие данным краям, а и особенности поведения местных жителей. В дальнейшем всё это ляжет в основу его пьесы.

К написанию произведения Островский приступил летом 1859 года, а спустя несколько месяцев сюжет был готов. К этому же году относятся первые постановки пьесы в театре, а в следующем – она начинает уже печататься.

По мнению самого Островского, «Гроза» — это драма, потому что этот жанр определяется тяжёлым сюжетом, события которого могут произойти в реальном мире. А литературные исследователи пришли к выводу, что это бытовая трагедия. Об этом говорит описание нравов, повадок и быта жителей провинциального городка.

Композиция

Смысл названия

Гроза в пьесе – это не только природное явление, это ещё и символ грядущих перемен в «тёмном царстве», изменений в образе жизни, установившемся много лет назад. Все герои произведения боятся грозы, считая, что это кара Божья, возмездие за совершенные ними грехи. А Катерина боится её больше всех, считая свою любовь к Борису – страшнейшим грехом.

Именно гроза способствует развязке конфликта. Главная героиня приняла удары за знак свыше, поэтому бросилась в воды Волги, не выдержав своего безвольного существования.

Главная идея

Автор хотел показать в своей пьесе, что желание человека быть свободным – непреодолимо. И никакие устои не могут помешать этому стремлению. Свобода ассоциируется в мечтах Катерины с полетом, поэтому она решила совершить свой последний полёт, бросившись с обрыва, чтобы стать, наконец, свободной. Своим поступком она дала понять, что никто не сможет удержать её душу, заставить её остаться в этом жестоком мире.

Критика

«Гроза» стала предметом дискуссий критиков как 19, так и 20 века. К примеру, Аполлон Григорьев особое значение придавал детальному изображению народной жизни в пьесе. В качестве его оппонента в этом вопросе выступал Фёдор Михайлович Достоевский, который считал, что внутренний конфликт Катерины намного важнее освещения быта и нравов русского народа.

У Н.А. Добролюбова были совсем иные взгляды, он обратил внимание на отсутствие авторских выводов в финале. По его мнению, это даёт возможность читателю остаться при своём мнении, сделав собственное умозаключение. Кроме того, Добролюбов высоко оценил революционные мотивы пьесы: желание свободы, борьбу за правду и права человека. В отличие от Фёдора Михайловича, он видел основной конфликт главной героини не в душевных терзаниях, а в противостоянии жестокому миру самодурства и тирании. Именно он назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве».

Ещё одним литературным критиком, написавшим отзыв о «Грозе», стал Д.И. Писарев. Его виденье резко отличалось от выводов, сделанных Добролюбовым, поэтому его статьи представляли собой опровержение идей Николая Александровича. Писарев приравнивал Катерину к тем героям, которые стремятся сломать существующие устои, как Евгений Базаров из романа Тургенева. Он видел в Катерине то, что способно подтолкнуть к началу революции, к отмене крепостного права. Однако его надежды не оправдались, поэтому в дальнейшем он будет рассматривать гибель главной героини «Грозы» как гибель всяческих надежд на улучшение жизни в России.

Основной конфликт

Посетив города Поволжья и понаблюдав за нравами их жителей, А.Н. Островский в 1959 году написал пьесу «Гроза». Автор изобразил быт и нравы провинциальных жителей в преддверии отмены крепостного права. Основной конфликт пьесы – противостояние прошедшего и будущего, новаторского и консервативного, света и «темного царства».

Место действия

Действие пьесы происходит в вымышленном городке Калинове на берегу Волги. Показывая в пьесе условное место действия, автор убеждает читателя, что такой строй был характерен для всех российских городов.

Главные герои

Главным действующим лицом пьесы выступает Катерина Кабанова – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Она отличается от остальных героев внутренней силой, высокой духовностью и свободолюбием.

Героиня мечтает жить честно и вольно. Не желает обманывать мужа и свекровь, ведь обман унижает человека. Этот внутренний конфликт – желание оставаться честной перед собой и другими и невозможность этого – приводит к трагедии.

Обстоятельства сложились так, что Кате уже не было возможности выбраться из замкнутого круга. Влюбившись в Бориса, Катерина словно обретает силы для борьбы со старыми устоями. Она начинает задумываться о разводе с Тихоном, чтобы начать строить новую жизнь в новом месте с Борисом. Но Борису не хватает решительности и смелости для такого поступка.

Через образ главной героини раскрывается основной конфликт пьесы. Представители старшего поколения – Купчиха Кабанова и Дикой – устанавливают свои правила жизни и держат молодое поколение в состоянии униженных и запуганных.

Катерина, оказавшаяся под гнетом обстоятельств, сопоставляется с другими действующими лицами драмы, которые стараются хоть как-то подстроиться под условия жизни. Варя, например, обманывает мать, а Тихон предпочитает слушаться ее указаний.

Противостояние

Катерина, способная дать отпор старине, несомненно, принадлежит к категории новых людей, стремящихся жить по чести, с достоинством. Другие жители города привыкли к лжи и упрекам. На примере столкновения двух этих позиций в пьесе развивается конфликт поколений – старого и нового, причем кульминация этого столкновения приходится на внутренний мир героини. Она осознает, что жить по-старому уже невозможно, но и жить по-новому не получается, так как нет поддержки от близких людей.

Критика

Произведение вызвало множество откликов и критики. Некоторые восхищались изображением жизни простого народа в пьесе. Другие утверждали первостепенное значение внутреннего конфликта Катерины. Третьих вдохновляло отсутствие авторской оценки финала пьесы и, как следствие, возможность для читателя составить собственное мнение о случившемся.

Анализ пьесы помогает лучше понять сюжет произведения, его особенности и получить представление о социальном строе того времени. «Гроза» — пьеса, открывшая новые способы и стороны постановки проблемы в литературном произведении. В этом и выражается новаторство драмы.

Источник

Сочинение на тему «Гроза»: почему пьеса актуальна до сих пор?

Образ грозы в пьесе

Сочинение на тему «Гроза» невозможно без краткого описания этого символа в произведении. Это природное явление присутствует на протяжении всех действий, даже когда о нем не упоминается. Та тревожная, напряженная атмосфера, которая приходит вместе с ней, остается в жизни главной героини — Катерины.

Гроза выступает в произведении как предвестник возмездия, которое должно свершиться над главной героиней, обманувшей мужа. Катерина считает это явление наказанием Божьим, поэтому она так сильно боится ее.

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Но в сочинении на тему «Гроза» ее образ следует рассматривать гораздо шире, нежели как олицетворение наказания для героини. Это грозное явление природы символизирует собой ту напряженную обстановку, которая царила в описываемом обществе, то столкновение интересов — устаревших порядков и прогрессивного взгляда, которое потом выливается в конфликты между героями (Катерина и Кабанова, Дикой и Борис).

В сочинении на тему «Гроза» также следует кратко рассмотреть отношение к ней остальных героев: та часть общества, «домостроевская», относится к ней так же, как Катерина. Другие люди, как Кулигин например, рассматривают ее с научной точки зрения. Гроза символизирует раскол, который происходил в российском обществе в тот период.

«Не обмануть — не продать,» – эта пословица проходит красной канвой через все произведения Островского. Не этот ли девиз правит и в нашей жизни? Почти все пьесы Островского построены на страданиях и переживаниях героев.

И не все пьесы заканчиваются хорошо. На особом месте стоит пьеса «Гроза» — пьеса с трагическим концом главной героини Катерины.

Действие драмы происходит в тихом провинциальном городе Калинове. Калинов — это типичный русский захолустный город того времени, с устойчивыми нравами и привычками, с размеренным образом жизни всего населения, купцов, мещан и простолюдинов.

Островский, как правило, в своих произведениях описывал жизнь московского купечества. Москва в те годы не была столицей, вся светская жизнь проходила в Петербурге. А Москва, с ее Замоскворечьем считалась тоже провинциальным городом. Но писатель действие своей пьесы «Гроза» перенес в более тихий городок Калинов.

Этим он хотел показать, что жизнь купечества везде одинакова: и в больших, и в малых городах России. И повсюду она однообразна и скучна, особенно для женщин, живущих, подчиняясь домостроевским порядкам. Четкого описания города Калинова в пьесе мы не найдем. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его. внутреннюю жизнь.

Город стоит на высоком берегу Русской реки Волги. Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина.

Она вспоминает: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь…» Церковь — это главное место в любом селении в России.

Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе.

Калинов не был исключением, и церков в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: «Жестокие нравы в нашем городе, — говорит он — В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите».

Деньги делают все — вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей. Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна.

Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. «В могиле лучше,» — говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом.

Образ Катерины в произведении

В сочинении на тему «Гроза» образ Катерины является одним из наиболее излюбленных для написания. Потому что главная героиня показана автором как молодая женщина с сильным характером, которая не пойдет ни на какие компромиссы с совестью, но все равно сможет добиться того, чего хочет.

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Катерина сильно отличается от остальных жителей, она не признает того закоснелого образа жизни, тиранического характера Кабановой, с которым ей приходится столкнуться. Воспитанная в других условиях, она понимает, что это совсем не то, о чем женщина мечтала. Катерина ни в ком не может найти поддержки и утешения, кроме как в молитвах.

То, как она поступила в конце пьесы — это был закономерный шаг, потому что в те времена молодой женщине трудно было бы противостоять домостроевским порядкам. Катерина не захотела жить в обмане и постоянном страхе, без надежды на то, что жизнь поменяется. Поэтому она решилась на самые крайние меры, но для этого шага нужно иметь достаточно мужества, которое находится в сильном характере Катерины.

Оценка поступка героини

Какие вопросы можно рассмотреть в сочинении на тему «Гроза» Островского? Образ Катерины — наиболее любопытная проблема, которую следует раскрыть. Сложно дать однозначную оценку действиям молодой женщины. Кто-то считает, что ее отчаянный поступок — это вызов обществу, освобождение от тиранства, обретение свободы. Конечно, жаль Катерину, но по-другому она поступить не могла. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с «лучом света в темном царстве».

Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Смотреть картинку Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Картинка про Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза. Фото Чем особенно привлекает зрителя вплоть до наших дней драма гроза

Но некоторые не соглашаются с такой оценкой действий. Потому что, с их точки зрения, этот поступок ничего не изменит, через какое-то время все вернется на круги своя. Этим она ничего никому не доказала, потому что поступок Катерины — это не решение проблемы, которая кроется в обществе. Такого мнения придерживался Писарев, не соглашаясь со сравнением Катерины и луча.

Несмотря на то что мнения сильно отличаются, можно с точностью сказать, что образ Катерины настолько хорошо был прописан автором, что не оставляет никого равнодушным. Сам Островский жалел свою героиню, иначе у него бы не получилось так хорошо написать свою пьесу. И сейчас это произведение продолжает поднимать важные общественные вопросы, которые актуальны и в современном мире.

Островский в современной России: провальная экранизация «Грозы» с опозданием на пять лет

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?

Видеоплатформа Premier бесплатно показывает фильм Григория Константинопольского «Гроза». Сценарий почти дословно следует оригиналу Александра Островского, но герои живут в XXI веке. Прошлым летом картину показали в конкурсной программе «Кинотавра». Театральный критик Антон Хитров рассказывает, как складывается судьба хрестоматийной пьесы в последние десятилетия — и почему новая экранизация не войдет в число ее лучших трактовок.

Премьера фрагмента фильма «Гроза»

Как читают «Грозу» в современной России?

Пьесу Александра Островского не экранизировали с 1977 года — зато театральных адаптаций с тех пор было немало. Лучшую постсоветскую «Грозу» поставила в середине 1990-х Генриетта Яновская. Зрители сидели прямо на подмостках, в едином пространстве с актерами. Художник Сергей Бархин, вдохновленный, видимо, шекспировским «Глобусом», сделал сцену московского ТЮЗа моделью мироздания (эскиз декорации выглядел так). Там были небеса с настоящими маленькими молниями, зеркальные двери на тот свет, Волга-ручеек и мировое дерево, увешанное пасхальными яйцами.

Яновская перенесла сюжет из обычного бытового измерения в универсально-мифологическое, наглядно доказывая, что «Грозу» не зря называют «русской трагедией» — ведь трагический герой выясняет отношения не только с себе подобными, но и с небом. К слову, на международном фестивале в Авиньоне спектакль играли в католическом соборе, который тоже в своем роде — модель вселенной.

Главная «Гроза» нулевых — работа Льва Эренбурга в Магнитогорском театре драмы (в 2008 году ей присудили «Золотую маску» в номинации «Лучший драматический спектакль малой формы»). Режиссер как мог расширил историю, разнообразив ее немыми этюдами и посторонними текстами вроде народных заговоров. В сущности, это был спектакль о жизни тела: к примеру, первая сцена разворачивалась не на волжском берегу, а в семейной бане Кабановых.

Самая заметная трактовка последнего десятилетия — «Гроза» Андрея Могучего, вышедшая четыре года назад в петербургском БДТ (еще одна «Золотая маска» — на сей раз за лучшую режиссуру). Режиссер заигрывал с отечественной этнографией и старинным театром, который еще не знал Станиславского. На сцене сменялись занавесы, расписанные под палех. Женщины носили стилизованные кички и кокошники, мужчины — театральные цилиндры. Персонажи застывали в однозначности, как святые и грешники на иконах: никаких психологических нюансов — только музыкальная декламация.

В общем за последние четверть века «Гроза» показала себя податливым материалом. Каких только решений мы не видели — и трагическое, и физиологическое, и психологическое, и фольклорное. Из очевидного не хватало лишь одного — сколько-нибудь заметных попыток перенести сюжет Островского в наше время. Экранизация Григория Константинопольского и есть такая попытка.

Новый Калинов и его обитатели

Заштатный Калинов в этой версии «Грозы» похож на кошмар Ильи Варламова: уродливые вывески, монструозные рекламные баннеры, помпезные провинциальные рестораны, вырвиглазная ночная иллюминация (теперь никто не захочет переехать в Ярославль, который послужил натурой для съемок). Оператор Анатолий Симченко выстраивает кадр так, чтобы захватить и храм, и памятник Ленину: плакатности в этом фильме не стесняются. Текст оригинала почти не отредактирован, но анахронизмы в поведении здесь — на совести героев, а не авторов. Местная элита мнит себя купцами да барами — и держится соответственно.

Элиту представляют трое. Градоначальник Дикой — такой же, как в оригинале, только мэр; депутатка по фамилии Барыня — не безумная, как у Островского, но для электората прикидывается; наконец, бизнесвумен Кабанова — закоренелая садистка, которая, тем не менее, никогда не теряет самообладания и даже гадости цедит с широкой улыбкой (Виктория Толстоганова в этой роли — лучшая находка картины). К троице временно присоединяется Феклуша, заезжая звезда «Битвы экстрасенсов», — в пьесе она была богомольной странницей и пугала горожан небылицами о большом мире.

Подобрать современные типажи молодым героям Островского оказалось куда труднее, нежели зловещим хозяевам города. Безвольный охранник Тихон и развязный водила Кудряш еще куда ни шло, но для Катерины и Бориса режиссер ничего оригинального не придумал — они именно такие, какими были бы в самой тривиальной театральной постановке. Выделяется разве что помолодевший в адаптации Кулигин: из добродушного механика-самоучки сделали рэпера с активной гражданской позицией, отважного, но до смешного бесполезного. Перед финальными титрами Кулигина забирают из города пришельцы на летающей тарелке: режиссер почти дословно экранизирует мем «Остановите Землю, я сойду».

«Гроза» запоздало реагирует на повестку пятилетней давности, — с показной духовностью, казаками, отчаянным антимодернизмом, — причем реагирует неизобретательно. Кажется, что картина снята в каком-нибудь 2115 году ленивой командой, которая прочла два-три научно-популярных текста об ужасной России прошлого — и добавила в сценарий все, что лежало на поверхности. Православие — есть. Самодержавие — есть. Рэп — а вот он, родной. Не хватает разве что шуток о Pussy Riot и передаче Дмитрия Киселева.

Почему на сцене классику адаптируют лучше, чем в кино?

Театр осовременивает классику куда убедительнее, чем кинематограф. На сцене проще смириться с тем, что картинка не соответствует тексту — ведь это, как правило, не единственная условность в спектакле. Театральные художники давно перестали стремиться к достоверному быту, а в опере персонажи вообще поют. Время на сцене — тоже вещь довольно гибкая: Константин Богомолов поставил «Трех сестер» Чехова в антураже 1960-х годов, что не мешает ему в титрах подписывать эпизоды спектакля «аутентичными» датами — 1881 год, 1884 год и так далее.

Если в кино это прихоть, то в театре — необходимость. Сегодня историческая точность в театре скорее вредна. Во всяком случае, когда речь идет о сравнительно далеких эпохах, — и виноват в этом именно кинематограф. Кто смотрел многомиллионные блокбастеры о Средневековье, уже не может всерьез воспринимать «костюмного» Шекспира: вместо королей и рыцарей он увидит ряженых актеров в картонных декорациях.

И наконец, у театральных постановщиков в адаптации классики элементарно больше опыта: трактовкой хрестоматийных текстов на сцене занимаются на порядок чаще, чем в кино. Передовые режиссеры вот уже полстолетия пытаются разорвать древнюю связь между театром и литературой, изгоняя со сцены сюжет, но привычный драматический театр так никуда и не делся. При этом современных названий в афишах заметно меньше, чем классических. С одной стороны, Чехову не нужно платить за авторские права, однако есть и другая, менее приземленная причина. Так вышло, что ревизия классики — важная культурная миссия театра. Толковый режиссер-интерпретатор делает для широкой публики ту же работу, что филолог — для науки: пересматривает наши отношения с искусством прошлого, а заодно и с самим прошлым.

Что не получилось у Григория Константинопольского?

В кино, когда стоит задача адаптировать хрестоматийный сюжет, проще совсем отказаться от авторского текста — как поступил Жора Крыжовников, переделав комедию того же Островского «Старый друг лучше новых двух» в сценарий под названием «Самый лучший день» (к фильму немало вопросов, но история полуторавековой давности вписана в сегодняшний российский быт безупречно). Или, как вариант — по максимуму стилизовать картинку: как бы наше время, но не настоящее. Эталонный пример — «Ромео + Джульетта» База Лурмана, насквозь театральный фильм о гангстерах, которые носят кислотные рубашки и изъясняются стихами Шекспира.

Константинопольский пытался пойти вторым путем. «Гроза» местами пародирует бюджетные музыкальные клипы с халтурной анимацией: над Калиновым летает НЛО, в Волге плавают поющие дельфины, а мечты влюбленной Катерины материализуются в розовом облачке. Прием грубоват и погоды не делает, потому что занимает от силы десятую часть общего времени. Весь остальной фильм — это будни обыкновенного русского города, где люди неизвестно почему говорят языком Островского с легкой примесью сегодняшнего жаргона. Ради чистоты эксперимента можно было обойтись и без слова «бабки», раз уж на то пошло.

Обсуждать эту работу — интересно задуманную, но слабо реализованную — стоит разве что с одной целью: чтобы разобраться, зачем вообще трогать вещи вроде «Грозы». Заменить одни обстоятельства на другие — механика на рэпера, купца на мэра, юродивую на медийную гадалку — еще не значит нащупать новую трактовку. Задача интерпретатора, по идее, — пересмотреть отношение к тексту с позиции своего времени.

В знаменитом спектакле Генриетты Яновской Кабаниха была, по сути, постаревшей Катериной, которая по-своему понимала молодую невестку. Источником зла был не человек, а сам порядок калиновской жизни, от которого страдали все — даже всемогущий Дикой. А вот в экранизации Константинопольского нам показывают опостылевшее со школы «темное царство» — с той разницей, что одни социальные маски сменились другими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *