Чем определяются задачи предприятия
Чем определяются задачи предприятия
Многие организации рассказывают миру, что и почему они делают, с помощью заявлений о миссиях и целях. Хорошо, когда такие тексты описывают вдохновляющую, запоминающуюся цель, которая направляет компанию и ее работников. Но иногда они только запутывают читателей. Большинство заявлений оказываются между этими крайностями.
Как правильно описать миссию компании, рассказываем по книге «Бизнес-модели для команд».
Ответ на вопрос «почему»
Посмотрите на текст на рисунке: на момент написания книги его использовала компания со столетней историей и стоимостью миллиард долларов. Это заявление было написано из благих побуждений, но оно приглаженное и туманное.
Чем занимается компания? Предоставляет услуги или что-то производит? Пищевые продукты? Шары для боулинга? Решает вопросы пенсионного планирования? Кто ее клиенты? Зачем она существует?
В данном примере компания больше века создает для человечества удивительные вещи. Может быть, стоит рассказать об этом миру понятным языком?
Вот несколько советов, как сформулировать миссию своей компании.
1. Она должна быть короткой и запоминающейся. На первом рисунке 35 слов, которые вы сразу забудете. В новой версии — всего 11, и они остаются в памяти.
Заявления о цели полезны, только если их помнят.
2. Расскажите и «почему», и «что». В первом случае ничего не сказано о том, что и почему делает компания. В пересмотренной версии говорится о том, чем компания занимается. «Почему» очевидно.
3. Заявите о высшей цели. В первом примере не хватает цели, если не считать «верности клиентам». В отредактированной версии показана высшая цель: «облегчать страдания».
4. Пишите в третьем лице. Исходное заявление написано от первого лица: все предложения начинаются либо с «мы», либо с «наша». Однако «почему» — не о вас, а о том, что вы делаете для других. Пишите в третьем лице: избегайте «я», «мы» и «вы».
Подведем итог. В грамотных заявлениях о цели нет жаргона и двусмысленных формулировок. Они кратко рассказывают миру о том, что команда делает, почему это важно и в чем состоит ее высшая цель.
Конечно, заявление имеет смысл только в том случае, если компания ему соответствует.
Раздел 1. Характеристика предприятий
Цели, задачи: Раскрыть место и роль предприятия в рыночной экономике. Для этого необходимо уяснить сущность предпринимательства и его организационную форму в рыночной экономике. Поскольку предприятие функционирует в определенной среде, то важно знать, как формируется эта среда, ее структуру и влияние на деятельность предприятия. Знание классификационных признаков предприятий позволяет глубже понять особенности организационно-правовых форм предприятий.
Оглавление
2.1. Предпринимательство и предприятие в рыночной среде. Юридическое лицо и его признаки
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется, как правило, в виде предпринимательской деятельности. Из экономической теории известно, что предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей в форме спроса и получения прибыли. Предпринимательство отличают следующие черты:
В российской экономике предпринимательской деятельностью, в соответствие с хозяйственным правом, могут заниматься граждане (физические лица) и предприятия (юридические лица). В России уже сложилась правовая основа для осуществления предпринимательства. Законы России гарантируют:
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием юридического лица и без его образования. Предпринимательская деятельность, осуществляемая отдельным гражданином в форме индивидуальной предпринимательской деятельности, прошедшим государственную регистрацию, осуществляется без образования юридического лица. Любая другая предпринимательская деятельность, как правило, требует для ее осуществления образование юридического лица.
Понятие юридического лица
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Юридическое лицо характеризуется следующими основными признаками:
В рыночной экономике основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие. Предприятие как понятие обозначает самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица, созданного в порядке, установленном законом, для производства продукции (услуг) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Принципы организации предприятий
Организация и функционирование предприятия основывается на следующих принципах:
Экономичность как принцип хозяйственной деятельности состоит в том, что в основе достижения результатов предпринимательской деятельности должны лежать минимальные затраты. Финансовая устойчивость предпринимательской деятельности проявляется в способности предприятия на каждый момент времени произвести необходимые платежи, т. е. быть способным выполнять свои финансовые обязательства перед контрагентами. Принцип доходности предпринимательской деятельности означает, что хозяйственная деятельность должна быть так организована, чтобы были обеспечены прибыль и рентабельность.
В ходе хозяйственной деятельности предприятие решает следующие задачи:
Ликвидация предприятия возможна по следующим причинам:
2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятий
Любое предприятие как организационное целое функционирует в рыночной среде. Эта среда представляет собой совокупность сил и факторов, воздействующих на предприятие. Все эти факторы можно объединить в две группы. Одна группа факторов не зависит от предприятия и образует внешнюю среду по отношению к предприятию. Другая группа факторов, образующая структуру предприятия, формирует внутреннюю среду предприятия.
Факторы внешней среды можно разделить на две группы.
Первая группа факторов характеризуется тем, что предприятие не может воздействовать на них, но и должно учитывать их роль в своей деятельности. К ним относятся:
Внутреннюю среду предприятия формируют следующие факторы:
Производственно-технические факторы отражают влияние материально-технической базы (средств производства), сырья, полуфабрикатов технологии производства продукции на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Использование высоких технологий в современных условиях ведет к многократному возрастанию воздействия на все элементы внутренней среды предприятия.
Роль персонала на предприятии многообразна. Результаты хозяйственной деятельности непосредственно зависят от профессионального состава, квалификации, интересов работников предприятия. В последние годы особое внимание уделяется формированию организационной культуры, отражающей морально-нравственные нормы поведения и взаимоотношений между работниками, что позволяет успешно решать стоящие перед предприятием задачи и достигать поставленные цели.
Наличие достаточной суммы финансов способствует своевременности расчетов с кредиторами, поставщиками, персоналом и пополнению основных и оборотных фондов предприятия.
Особую роль играет информация. Она включает коммерческую, техническую и оперативную информацию. Коммерческая информация позволяет определить, что, в каком количестве и для кого производить. Техническая информация содержит характеристики производимой продукции, технологии производства, необходимых машин и механизмов для обеспечения производственного процесса. Оперативная информация содержит задания персоналу, расстановку работников по рабочим местам, регулирование хода производственного процесса и корректировку управленческих решений.
2.3. Типы предприятий
Разнообразие видов и форм предпринимательской деятельности обусловливает появление большого числа разнообразных предприятий. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности, выявления специфических закономерностей организации и ведения хозяйственной деятельности предприятия можно классифицировать по целому ряду признаков.
Таблица 1. Типы организаций |
Рис. 1. Структура организационно-правовых форм коммерческих предприятий
Товарищество является договорным объединением и действует на основе договора, а не устава. Участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, а в обществах такого ограничения нет. Участники товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам. На участников общества такая ответственность может быть возложена по ограниченному кругу оснований предусмотренных Гражданским кодексом (см. ст. 56, 95, 105 и комментарий к ним). Лицо может быть участником в качестве полного товарища только в одном товариществе. Товарищество не может быть создано одним лицом, а для общества такая допускается. Одним из основных условий деятельности общества является его надлежащая капитализация. Закон определяет минимальную величину уставного капитала общества. В товариществе нет органов управления, характерных для обществ. Дела в товариществе ведут сами участники, а в обществе эти функции выполняют наемные менеджеры. Фирменное название товарищества должно включать имя (наименование) хотя бы одного из участников. У обществ может быть произвольное название. Участие в обществе передается более свободно, чем в товариществе. Изменение состава участников в обществе не сказывается на его существовании. А в товариществе выбытие полного товарища, как правило, влечет прекращение деятельности этого товарищества.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в одной из двух форм: полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). В полном товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с договором ведут деятельность от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. При этом лицо может быть участником только одного полного товарищества. Решение в полном товариществе принимается единогласно и каждый товарищ имеет только один голос. Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет объединение полных товарищей с участниками-вкладчиками (коммандитистами). Последние несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества.
Хозяйственные общества как объединение капиталов выступают в трех формах: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество(АО).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма предпринимательской деятельности, которая учреждена одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ООО, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14 от 8 февраля 1998 г. Особенности организации ООО включают:
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью хозяйственных обществ. Его особенность состоит в том, что участники ОДО в случае недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке. Но размер этой ответственности ограничен одинаковым кратным размером дополнительного взноса к сумме первоначально внесенных вкладов (например, трехкратный размер), а не всей суммой личного имущества участников ОДО. Поэтому ОДО представляет переходную форму от товарищества с неограниченной ответственностью к обществу, исключающего такую ответственность.
Акционерное общество (АО) – форма предпринимательской деятельности, в которой уставный капитал образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельности АО является Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных общества» от 26 декабря 1995г. В число особенностей АО входят:
К преимуществам АО можно отнести:
Уставный капитал АО формируется одним из способов:
В первом случае создается открытое акционерное общество, во втором – закрытое. Федеральным законом установлена минимальная величина уставного капитала АО: для открытого АО минимальный размер уставного капитала составляет 1000-кратную сумму МРОТ на момент регистрации, для закрытого АО – не менее 100-кратного МРОТ на момент регистрации. Открытое АО характерно для крупных предприятий. Число участников закрытого АО не должно превышать 50 чел.
АО одного типа может быть преобразовано в общество другого типа. Но есть определенные ограничения в этих преобразованиях. Так, открытое АО не может стать закрытым, если:
В свою очередь, закрытое АО не может стать открытым, если его уставный капитал ниже 1000-кратного МРОТ.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членов на основе имущественных паевых взносов. Основными нормативными документами, регулирующими деятельность производственных кооперативов, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации».
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, установленном законом. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утвержденный общим собранием. Число членов кооператива не должно быть менее 5 чел. Имущество кооператива делится на паи его членов в соответствие с уставом предприятия. Кооператив не может выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с трудовым участием, если не предусмотрен иной порядок. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам. Унитарные предприятия создаются и действуют на основе одной формы собственности: государственной или муниципальной. Поэтому учредителями выступают государство или муниципальное образование. Создание юридического лица невозможно. Собственник имущества, создавая предприятие, не утрачивает прав на него. Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд. Учредительным документом для унитарного предприятия является устав. В этом документе отражены предмет, цели деятельности, фирменное название унитарного предприятия с указанием собственника и принадлежности к государственному или муниципальному предприятию.
Картель – объединение предприятий, производящих однородную продукцию. Участники картеля вырабатывают единую рыночную стратегию, которая включает общую ценовую политику. Как правило, предприятия, вошедшие в картель, сохраняют хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность.
Синдикат – объединение предприятий, в котором создается единый центр по сбыту продукции участников синдиката.
Трест – объединение предприятий, принадлежавших разным предпринимателям и слившихся в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. Вертикальное комбинирование в тресте позволяет объединить в одной компании производства, связанные в одну технологическую цепочку, или разных отраслей производства.
Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
Холдинг – головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, в состав которых входят наряду с предприятиями материального производства и финансовые организации, банки. Главная задача таких объединений состоит в соединении банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий. Банки и предприятия, входящие в ФПГ, могут быть участниками неограниченного числа других объединений. Поэтому ФПГ с учетом их прямых и опосредованных связей могут охватывать целый сектор экономики страны.
Консорциум – временное объединение предприятий для решения конкретных задач в течение определенного периода времени. Участники консорциума сохраняют самостоятельность и могут одновременно быть участниками других ассоциаций, совместных предприятий. После выполнения своей задачи консорциум прекращает существование.
Чем определяются задачи предприятия
ознакомление с основными направлениями и методами диагностики целей и стратегий организации.
Задачи:
Оглавление
6.1. Выявление и диагностика целей организации
Выявление целей начинается с формирования миссии организации. Затем определяется система целей, конкретизирующих миссию.
Timely – имеющими временные рамки реализации.
Основным методом выявления совокупности целей организации является декомпозиция. Декомпозиция- это представление системы в виде совокупности подсистем, называемых декомпозиционным множеством.
Суть декомпозиции состоит в делении целого на части по определенным правилам. Декомпозиционный метод может использоваться для исследования целей, проблем, решений.
Идея метода «дерева целей» была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.
При построении дерева целей (ДЦ) необходимо учитывать ряд принципов:
Декомпозиция может проводиться с использованием разнообразных методов, различающихся признаками, по которым проводится структуризация:
Остановимся подробнее на последнем методе. Авторами данной методики являются Д. Нортон и Р.Каплан, которые предложили рассматривать деятельность компании в 4 проекциях: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение развитие.
Применительно к декомпозиции целей данная методика может быть реализована следующим образом:
Путем декомпозиции определяется множество целей, позволяющих ответить на следующие вопросы:
Формирование перечня коэффициентов, отражающих уровень реализации целей. В отличие от общего варианта BSC, в процедуре прикладного системного исследования все коэффициенты должны быть относительными.
Ниже приводится ориентировочное количество показателей по составляющим Сбалансированной системы (для высшего уровня в организации).
Финансы. От трех до четырех коэффициентов ожидаемых финансовых результатов.
Клиенты. От пяти до восьми коэффициентов.
Внутренние процессы. От пяти до десяти коэффициентов. В этой составляющей определяются ключевые процессы, которые необходимо довести до совершенства, чтобы продолжить добавлять стоимость для клиентов и лиц, имеющих в организации финансовый интерес. Процессы могут охватывать всю организацию, и поэтому в этой составляющей показателей больше, чем в других.
Обучение и рост. От трех до шести коэффициентов. Эти коэффициенты являются движущими силами трех других составляющих. Часто их труднее всего выявить и согласовать.
Полученные коэффициенты необходимо протестировать по следующей системе критериев:
В итоговый перечень включаются коэффициенты, имеющие наибольшую сумму баллов и не имеющие низких оценок ни по одному из критериев (при оценке по 5 балльной шкале не должно быть оценок ниже 3). Коэффициенты с низкими оценками необходимо заменить, либо исключить из списка.
Диагностика целей проводится по следующим основным направлениям:
6.2. Диагностика стратегии организации
Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.
Основная цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ.
Стратегия может формулироваться как:
Виды стратегий (для многопрофильной компании):
Корпоративные стратегии – стратегии, определяющие развитие корпорации в целом как совокупности взаимосвязанных бизнесов ( или бизнес-групп).
В корпоративной стратегии должны быть отражены следующие направления:
Бизнес-стратегии – стратегии развития конкретного бизнеса (однопрофильной компании) определяют характеристики конкурентного преимущества, которое компания хочет достичь, и характеристики рынка, на котором позиционируются эти конкурентные преимущества.
Функциональные стратегии – стратегии компании в определенной функциональной области.
Дерево стратегий:
1. Товарная стратегия
1.1. Номенклатурная стратегия.
1.2. Ассортиментная стратегия.
1.3. Стратегия обновления номенклатуры производства.
1.4. Стратегия качества продукции.
1.5. Стратегия масштабов производства.
2. Технологическая стратегия
2.1. Определение уровня используемых технологий.
2.2. Стратегия обновления технологий.
3. Ресурсная стратегия
3.1. Стратегия выбора структуры поставщиков сырья.
3.2. Стратегия объема сырьевых запасов.
3.3. Стратегия качества сырья.
4. Маркетинговая стратегия
4.1. Стратегия привлечения покупателей.
4.2. Стратегия расширения на рынке.
4.2.1. Стратегия увеличения занимаемой доли на локальном рынке.
4.2.2. Стратегия выхода и функционирования на мировом рынке.
4.3. Стратегия конкурентной борьбы.
4.4. Стратегия ценообразования.
5. Социальная стратегия
5.1. Стратегия численности персонала.
5.2. Стратегия повышения квалификации персонала.
5.3. Стратегия дифференциации персонала.
6. Инвестиционно-финансовая стратегия
6.1. Стратегия привлечения внешних финансовых ресурсов.
6.1.1. Стратегия выбора сроков получения кредитов.
6.1.2. Стратегия выбора структуры источников финансовых ресурсов.
6.2. Стратегия возврата привлеченных финансовых средств.
7. Стратегия управления
7.2. Организационная структура.
7.2.1. Определение степени влияния факторов на организационную структуру.
7.3. Управленческая структура.
Операционная стратегия – определяет принципы управления звеньями организационной структуры и решение стратегически важных оперативных задач.
Направления исследования стратегии:
Рассмотрим приведенные выше направления более подробно.
1. Общая оценка стратегии по системе критериев.
Одна из наиболее известных и, по мнению ряда авторов, лучшая система оценки стратегий была предложена Ричардом Румельтом из гарвардской группы генерального менеджмента:
Возможны и другие варианты, например:
Критерии оценки стратегий:
Сравнение критериев на основе парных сравнений
- Чем определяются задачи предприятия найдите лишнее
- Чем определяются интересы государства