Чем определяется выбор вида игры на уроке

Игровые формы проведения урока на примере игры «Кто хочет стать отличником»

Ключевые слова: урок-игра

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.

Крайне важно на самых ранних стадиях обучения зажигать в каждом ученике интерес к учебе. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе.

Одна из форм таких уроков является игра.

Урок-игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.

Основная цель игры – поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Для учащихся урок-игра – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Для учителя урок-игра, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.

Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.
Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т.е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

В данной статье рассмотрен пример дидактической игры «Кто хочет стать отличником», созданной мною, иллюстрирующий специфику подготовки и проведения игр на уроках информатики.

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников. На фоне остальных уроков, уроки, имеющие игровую окраску, воспринимаются учащимися с заметной радостью, что является очень существенной предпосылкой к расположению учащихся лично к преподавателю и, самое главное, учебному предмету информатика. Немаловажным представляется и то, что каждый учащийся получает возможность сравнения своего уровня подготовки по предмету с соответствующим уровнем одноклассников, причем сделать это в мягкой, неконфликтной форме. Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д. При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей. Очевидно, что это способствует восприятию изучаемого вопроса в курсе информатики как одной из составляющих стройной системы знания во всем многообразии дисциплин.

Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ. Рассмотрим каждый из этих этапов на примере дидактической игры «Кто хочет стать отличником», которая, кстати заметить, может быть использована не только на уроках информатики, но и на любом другом уроке или при проведении внеклассного мероприятия.

Конечно вариантов данной игры уже рассмотрено множество. Но все они либо существуют в безкомпьютерном варианте, либо локальные, т. е. используются на одном компьютере. Оба варианта проведения игры сложны в плане организации работы всего класса и поддержанием тишины для рабочей обстановки в классе. Вариант, предложенный мною, основан на использовании множества компьютеров объединенных в компьютерную сеть в компьютерном классе. Каждый ученик может участвовать в игровом процессе, автоматизирован отборочный тур и использование подсказок предусмотренных в игре.

Выбор класса, в котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач.

Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Это может быть как введение в новую тему, так и обзорная, второстепенная по значимости или одна из основных тем курса.

Конечно же, дидактические игры применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми.

Рассматриваемая дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач и в качестве подготовки к контрольной работе, в качестве подготовки к ЕГЭ.

На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на её подготовку. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Выбор форм дидактической игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока. Для данной дидактической игры выбраны коллективная и индивидуальная формы обучения.

И как заключительный этап – непосредственно проведение самой игры. В данной игре в качестве участников может выступать как отдельный ученик, так и группа учащихся (в зависимости от количества компьютеров объединенных в сеть в компьютерном классе). Каждый ответ желательно должен сопровождаться подробными объяснениями своего выбора ответа и по возможности выкладками решения того или иного задания на доске (если требуется). Производить оценку работы на уроке стоит не только для учащихся отвечающих у экрана но и активно работающих с мест (во время подсказки зала). При умелом использовании данной программы урок может превратиться в настоящую телевизионную версию игры.

Источник

Урок-игра как форма организации познавательной деятельности учащихся

Школа – второй дом ученика, в котором идет подготовка его к жизни, труду и творчеству. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Пробуждая интерес, наблюдательность, мышление, не только на уроках математики, сталкиваешься с решением, что надо отобрать формы, средства, методы и методические приемы обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям, столь необходимые для воспитания и развития учащихся, как активных субъектов обучения.

Центральное место в педагогике и методике занимает проблема активизации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности, стимулирующую его мыслительную деятельность. Одной из таких форм является игра. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным.

Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

Психологические требования

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально-психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения.

Педагогические требования

Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

Наличие в жизни школьника усвоенного ранее вида деятельности (игры) есть эмоциональная опора личности. Этот вид деятельности облегчает адаптацию, в нем ребенок черпает образцы для решения новых жизненных задач и, таким образом, ему обеспечивается психический комфорт, который имеет важное значение для нормального развития умственных, нравственных, физических сил. Игра для подростков остается наиболее освоенной деятельностью, они в ней чувствуют себя уверенно: владеют способами, приемами общения, умеют ставить цели, согласовывать действия, предвидеть результат и в конце игры приходить к общему мнению в ее оценке. Общение как составная часть игры стоит в ряду практически не разработанных проблем педагогического исследования.

По мнению СА.Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:

По форме проведения

1. Настольные игры

а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики.

Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.

2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН.

4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.

5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-7-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:

Источник

Игровые техники на уроке: зачем использовать и как не переборщить

Наталья Кулик

27 декабря 2019 • 18:55

Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.

Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.

Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.

Чем определяется выбор вида игры на уроке. Смотреть фото Чем определяется выбор вида игры на уроке. Смотреть картинку Чем определяется выбор вида игры на уроке. Картинка про Чем определяется выбор вида игры на уроке. Фото Чем определяется выбор вида игры на уроке

Плюсы и минусы использования игровых техник

Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.

Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).

К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).

Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.

Условия эффективного использования игротехник на уроке

Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.

Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.

Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.

Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.

Примеры использования игровых техник на уроке

Использовать отдельные игровые элементы, например, при разминке, оценке знаний, проведении небольших тестов помогают порталы Kahoot.com и mentimeter.com. Бесплатная часть сервисов дает возможность опрашивать аудиторию, выводя результаты опроса на экран, строить «облака слов», давая определение новому понятию, проводить тестирование в интерактивном формате. Обеспечить интерактивное взаимодействие с использованием смартфонов поможет и мессенджер Telegram.

Примерами качественных настольных игр, которые могут быть использованы на уроке, являются «История России в лицах» от Mosaicum, «Эволюция» от Мосигры. Больше игр можно найти в путеводителе по настольным играм на портале tesera.ru

Если же вы решились стать игротехником и самостоятельно разрабатывать игры для своих уроков, полезным может стать бесплатный онлайн-курс «Игропрактика в образовании» от НИТУ «МИСиС» на платформе «Открытое образование» openedu.ru.

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.

Об авторе: Евгения Викторовна Кузнецова, кандидат юридических наук руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» УрФУ, преподаватель Уральского федерального университета и Уральского государственного юридического университета

Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.

Источник

Виды игр на уроке

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД.

Просмотр содержимого документа
«Виды игр на уроке»

Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность во время игры.
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД.
Рассмотрим более удачные виды игр для развития коммуникативных умений:

Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли. Например: игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Сюжетная игра – направлена на раскрепощение ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой.

Уроки-игры предусматривают формирование у детей коммуникативных компетенций, познавательного интереса, углубления знаний по теме урока.

Приведём примеры игровых заданий, формирующих коммуникативные УУД на уроке биологии.

Тема: «Эритроциты. Переливание крови».

По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто группа инопланетян, прилетевшая на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»

Почему кровь человека красного цвета?

Почему в эритроцитах есть железо?

Почему эритроциты в виде диска?

Почему эритроциты такие мелкие?

Почему у человека не бывает синей крови?

Почему опасно кровотечение?

Почему не все группы крови совместимы?

Почему надо знать свою группу крови?…

Вторая группа отвечает.

Игра «Рассказ – небылица»

Тема: «Плоские черви»

Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.

«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.

По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».

Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение»

Учитель: Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.

К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.

Обратитесь с жалобой на частые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин. Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциям крови.

К вам пришёл пациент с вопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почему нельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайте опорный рисунок на доске.

Вы пришли с вопросом, чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии, растворить лекарство в воде.

К вам пришёл человек с результатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат? Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?

Игра «Шляпная дискуссия»

По учебнику каждый из 1 группы составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Из 2 группы один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.

Игра «Крестики – нолики»

На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.

Игра «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

обеспечивают возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, 2007.

Г.А. Цукерман Виды общения в обучении. – М., 1993.

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. – М., 1998.

Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.

Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.

Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15.

Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. – с.112-119.

Универсальные учебные действия gcro.ruindex.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…

Муртазин Г.М. Функции современного урока биологии, Биология в школе

Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии, М, Просвещение, 1990

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *