Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы
Какая диаграмма подойдет именно вам?
Как это часто бывает: информация собрана, данные есть, но возникает резонный вопрос – как же все это представить наиболее наглядно и содержательно?
Конечно же, представить данные в графическом виде! Выбор того или иного вида визуализатора зависит в первую очередь от идеи, которую вы хотите донести до аудитории. Существует множество способов визуализации данных: диаграммы, карты, деревья… О них и о сферах их применения и пойдет речь ниже.
1. Линейчатая диаграмма
Линейчатые диаграммы входят в число самых популярных графических представлений данных. Построить линейчатую диаграмму несложно, а понять еще проще.
Для каких данных лучше всего использовать линейчатую диаграмму? Для любых числовых данных, которые нужно сравнить: числа, проценты, температуры, частоты и прочие измерения. В целом, линейчатая диаграмма подойдет для того, чтобы сравнить отдельные значения нескольких категорий данных.
Рисунок 1. Линейчатая диаграмма «Нормализованное распределение активов по отраслям, млрд руб.»
Например, на рисунке 1 показано ежегодное распределение активов по различным отраслям. В наглядном виде представлена доля каждой отрасли за конкретный отчетный год.
2. Линейная диаграмма
Линейная диаграмма, наряду с линейчатой, также является очень популярным способом представления информации. Она отображает данные в виде ряда точек, соединенных прямыми отрезками (см. Рис. 2). Этот тип диаграммы широко используется во многих случаях: когда нужно показать изменение цен на товары за определенный период времени, изобразить динамику посещаемости сайта за прошедший год, продемонстрировать рост выручки за текущий квартал, да и много где еще.
Рисунок 2. Линейная диаграмма «Динамика изменения посещаемости сайта, млн чел.»
Помимо своего прямого назначения, линейная диаграмма может использоваться также в комбинированных визуализаторах: например, быть частью смешанной диаграммы или образовать собою новую область для анализа в виде коридоров.
Смешанная диаграмма хороша тем, что на одном визуализаторе можно сравнить сразу несколько данных или отследить динамику показателей, при этом представление данных остается понятным и не сливается в «кашу».
Рисунок 3. Смешанная диаграмма «Количество предприятий в отраслях по регионам относительно общего числа по стране, шт.»
Например, на рисунке 3 линейная диаграмма показывает общее количество предприятий по отрасли в стране. В результате с помощью смешанной диаграммы можно увидеть, какую «лепту» вносит каждый регион в достижение указанной цифры.
Кроме того, в ряде случаев бывает удобно, когда один визуализатор включает в себя сразу несколько рядов линейной диаграммы, между которыми можно построить коридор – выделенную часть области построения (см. Рис. 4).
Рисунок 4. Линейная диаграмма с коридорами «Анализ положения организации на фоне отраслевых показателей бухгалтерского баланса»
3. Круговая диаграмма
Круговая диаграмма – это один из способов графического представления количественных данных. Представляет собой круг, разделенный на секторы, относительный размер которых пропорционален численным значениям.
Круговые диаграммы наглядно показывают, какую часть от общего количества (например, от числа организаций по всем отраслям) составляют отдельные значения (например, организации, занятые в образовании) (см. Рис. 5).
Рисунок 5. Круговая диаграмма «Количество организаций по отраслям, %»
4. Карта
Когда вам нужно наглядно представить данные, связанные с местоположением (почтовые коды, названия стран или геолокация), лучше всего отобразите их на карте.
Например, с помощью карты можно наглядно продемонстрировать, сколько организаций, занятых в определенной отрасли, действует в том или ином регионе Российской Федерации (см. Рис. 6).
Рисунок 6. Карта «Региональное распределение организаций, ед.»
Если требуется отобразить на карте данные по дополнительным показателям, это можно сделать с помощью микрографики: круговых диаграмм или столбиков. Например, на рисунке 7 помимо цветового обозначения количества предприятий в регионах России, дополнительно также отображаются значения ряда финансовых показателей по регионам, что позволяет сделать более полный и точный анализ информации.
Рисунок 7. Карта «Финансовый анализ поставщиков по ФО и регионам РФ» с дополнительным визуализатором «столбиковые диаграммы»
5. Пузырьковая диаграмма
Пузырьковая диаграмма – это специальная форма диаграмм, позволяющая отображать значения одновременно до четырех показателей.
Два показателя – это координаты объекта наблюдения по вертикальной и горизонтальной оси, еще один – это диаметр круга или «пузырька», и последний – это его цвет.
Рисунок 8. Пузырьковая диаграмма «Сравнительный анализ показателей прироста населения, пользователей интернета и прироста ВВП»
Например, на рисунке 8 можно видеть, что в 2009 году отмечался низкий показатель прироста ВВП по всем странам Южной Америки.
Кроме того, в программных продуктах «Форсайта» пузырьковая диаграмма позволяет отслеживать изменения показателей в динамике. Это дает возможность также проанализировать, что прирост населения в странах Южной Америки сокращается на протяжении всего выбранного периода, а число пользователей интернета интенсивно растет в течение всех 5 анализируемых лет.
6. Гистограмма
Гистограмма отображает распределение отдельных измерений параметров изделия или процесса.
Важное преимущество гистограммы заключается в том, что она позволяет наглядно представить тенденции изменения измеряемых параметров качества объекта и зрительно оценить закон их распределения. Кроме того, гистограмма дает возможность быстро определить центр, разброс и форму распределения случайной величины. Строится гистограмма, как правило, для интервального изменения значений измеряемого параметра.
Рисунок 9. Гистограмма «Динамика активов и капитала отрасли, млрд руб.»
Таким образом, если перед вами стоит задача сравнить некоторые сущности в определенные моменты времени, то лучший выбор – гистограмма. Например, на рисунке 9 гистограмма наглядно отображает, сколько миллиардов рублей приходится на такие показатели, как «Всего активов» и «Итого, капитал» для конкретной отрасли.
Если же вы сравниваете несколько сущностей (например, агрегаты бухгалтерского баланса), которые дают суммарный вклад в общие итоги (например, по региону в целом), то наилучшим образом подойдет гистограмма с накоплением (см. Рис. 10).
Рисунок 10. Гистограмма с накоплением «Агрегаты бухгалтерского баланса по регионам»
7. Плоское дерево
Рисунок 11. Плоское дерево «Агрегаты бухгалтерского баланса по регионам»
Так, с помощью плоского дерева на рисунке 11 можно проанализировать размер дебиторской задолженности и количество денежных средств по субъектам Приволжского федерального округа. Видим, что на 2014 год наименьшая дебиторская задолженность была у Чувашской, Ульяновской, Кировской и Пензенской областей, а также у республики Марий-Эл. Тогда как наибольшее количество денежных средств отмечалось у республик Татарстан и Башкортостан.
В программных продуктах «Форсайта» плоское дерево, как и пузырьковое, поддерживает также временную шкалу для изучения динамики показателей. Кроме того, визуализатор поддерживает иерархическое отображение данных. Это означает, что при необходимости выбранную область можно рассмотреть более подробно.
На этом, пожалуй, закончим обзор визуализаторов. Надеемся, что он поможет подобрать подходящее для ваших задач графическое представление данных.
Ответы на вопросы по теме Графики и диаграммы. Информатика, Босова 6 класс. ГДЗ по информатике.
Самое главное
Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаём.
График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.
Диаграммы позволяют сравнивать значения величин. Круговая диаграмма особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое.
С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большие объёмы однотипной табличной информации. Зачастую при визуализации происходит потеря точности информации.
Ответы на вопросы по теме Графики и диаграммы
1. На рисунке изображён график движения шестиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:
а) время выхода из дома;
б) скорость на всех участках пути;
в) продолжительность и время остановки;
г) время прибытия в школу.
Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?
Остановка может быть связана с тем что ждал приятеля, живущего по дороге в школу, что бы дальше идти вместе.
Увеличение скорости может быть связано с ограниченностью оставшегося времени до начала уроков, пошли быстрее, что бы не опоздать.
2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:
а) подъём работоспособности начинается в 8 ч;
б) работоспособность падает с 10 до 15 ч;
в) вечером работоспособность выше, чем утром;
г) наибольшая работоспособность с 8 до 12 часов утра;
д) работоспособность резко падает в 21 ч;
е) в 19 часов работоспособность низкая;
ж) наивысшая работоспособность в 17 часов;
з) днём самая низкая работоспособность в 15 ч;
и) в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч до 20 ч;
к) начинать уроки надо в 7 утра;
л) выполнять домашнее задание лучше всего с 16ч до 18ч.
Ответ: б), г), д), е), з), и), л).
3. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 6 класса.
Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников (см. задание 3)? Как его можно улучшить с учётом изменения работоспособности школьников (см. график из задания 3)? Предложите свой вариант.
Например: История, Математика, Русский язык, Информатика, Ин. яз, Музыка.
4. Травма — это повреждение организма человека в результате воздействия некоторого фактора внешней среды. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.
За 2002 год зафиксировано:
4% спортивного травматизма.
Пример, наливал из чайника кипяток в чашку и обжегся паром.
5. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений».
Согласны ли вы с выводом журналиста, сделанным на основании этой диаграммы?
Ответ нет, так как по вертикали небольшие деления и целиком столбики диаграммы при этом не показаны, иначе бы они почти не отличались.
6. Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы?
Наибольшей наглядностью представления информации.
ГДЗ Учебник Информатика 6 класс — §12.Графики и диаграммы-Босова
Ответы (решебник) к учебнику по Информатике — 6 класс, параграф 12 — Босова Л.Л., Босова А.Ю. , задания 1-6
§12.Графики и диаграммы Вопросы и задания, ГДЗ, Информатика 6 класс Босова ответы на «Вопросы и задания»
1. На рисунке изображён график движения шестиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику
Определите по графику:
а) время выхода из дома;
б) скорость на всех участках пути;
в) продолжительность и время остановки;
г) время прибытия в школу.
Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?
а) время выхода из дома 8:00
б) Для нахождения скорости на участке нужно путь S поделить на время t за которое этот участок пройден
V0-5 = 100/5 = 20 м/мин
V5-10 = (300−100)/5 = 40 м/мин
V10-12 = 0 м/мин
V12-13 = (350−300)/(3−2) = 50 м/мин
V13-20 = (500−350)/(20−13) = 21 м/мин
в) одна остановка в 8:10 − 8:12, продолжительностью 2 мин.
г) время прибытия в школу — 8:20
Причина остановки — встретил знакомого.
Увеличение скорости — чтобы не опоздать в школу.
2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания
а) подъём работоспособности начинается в 8 ч;
б) работоспособность падает с 10 до 15 ч;
в) вечером работоспособность выше, чем утром;
г) наибольшая работоспособность с 8 до 12 часов утра;
д) работоспособность резко падает в 21 ч;
е) в 19 часов работоспособность низкая;
ж) наивысшая работоспособность в 17 часов;
з) днём самая низкая работоспособность в 15 ч;
и) в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч до 20 ч;
к) начинать уроки надо в 7 утра;
л) выполнять домашнее задание лучше всего с 16 ч до 18 ч.
Ответ
3. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 6 класса.
№ урока | Время | Предмет |
1 | 8.00-8.45 | Математика |
2 | 8.55-9.40 | История |
3 | 9.50-10.35 | Музыка |
4 | 10.50-11.35 | Информатика |
5 | 11.45-12.30 | Русский язык |
6 | 12.40-13.25 | Иностранный язык |
Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учётом изменения работоспособности школьников (см. график)? Предложите свой вариант.
Ответ
Да, в целом это расписание соответствует состоянию работоспособности школьников.
Улучшить: при высокой работоспособности ставить более сложные предметы, а при низкой — более легкие.
1) История
2) Математика
3) Русский язык
4) Информатика
5) Иностранный язык
6) Музыка
4. Травма — это повреждение организма человека в результате воздействия некоторого фактора внешней среды. На основании диаграммы, представляющей структуру детского травматизма, составьте соответствующее словесное описание. Подкрепите его примерами из реальной жизни.
По данным статистики детского травматизма за 2002 год зафиксировано:
45 % — случаев бытового,
36 % — уличного,
11 % — школьного,
4 % — дорожного,
4 %- спортивного травматизма.
5. В одном из телевизионных ток-шоу ведущий продемонстрировал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2004 годом в 2005 году резко возросло число ограблений».
Нет, я несогласен с выводом журналиста, поскольку по вертикальной оси деление очень мало. Число ограблений возросло примерно с 509 до 515, такое изменение нельзя назвать резким.
6. Чем определяется выбор того или иного типа диаграммы?
Выбор того или иного типа диаграмм зависит от цели, ради которой мы эту диаграмму создаём.
Диаграммы позволяют сравнивать значения величин.
Например, круговая диаграмма особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое.
Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы.
Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%, то используют круговые диаграммы.
На этой странице размещен вариант решения заданий с страниц учебника по информатике за 6 класс авторов Босова. Здесь вы сможете списать решение домашнего задания или просто посмотреть ответы. ГДЗ
Литература: Учебник по Информатике, 6 класс. Автор: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Издательство: Бином. Год: 2016, 2017
Как визуализировать данные: виды графиков
Визуализация числовых значений позволяет сделать понятными даже сложные наборы данных. Графики и диаграммы привлекают больше аудитории, чем обычный текст или скучные таблицы, и увеличивают вовлеченность читателей. Визуальная информация намного лучше воспринимается и запоминается, что помогает быстро и эффективно донести до аудитории ваши мысли и идеи.
В этой статье разберем основные виды графиков и поговорим о том, каких правил следует придерживаться при визуализации данных.
Типы графиков
Вид диаграммы необходимо выбирать в зависимости от того, какие данные вы хотите визуализировать и с какой целью: чтобы сравнить различные показатели или продемонстрировать, как распределяются данные, скажем, какие значения встречаются чаще, а какие реже.
Также на диаграмме можно наглядно показать структуру чего-либо при помощи данных или проследить взаимосвязь показателей.
Типов диаграмм насчитывается несколько десятков, и в рамках одной статьи описать их все не представляется возможным. Мы рассмотрим наиболее часто используемые виды графиков и разберемся, для отображения каких данных лучше всего подходит каждый их них.
Графики, о которых далее пойдет речь, можно легко создать в таких программах, как Microsoft Word, Excel, PowerPoint и Visio (а также их бесплатных аналогах), приложениях iWork (для iOS и macOS) и онлайн-сервисе Canva.
Линейный график
Линейный график (или линейная диаграмма) показывает динамику по одному либо нескольким показателям. Его удобно применять, когда нужно сравнить, как меняются с течением времени разные наборы данных.
Данные на таком графике отображаются в виде точек, которые соединены линиями. Также точки могут быть невидимыми, тогда график представляет собой ломаные линии. Кроме того, существует такая разновидность, как график рассеяния или точечная диаграмма, на котором точки изображаются без линий. Данный тип графика помогает найти взаимосвязь между двумя показателями.
Линейные диаграммы целесообразно применять, если число значений в ряду велико. Они удобны, когда требуется отобразить общую тенденцию развития каких-либо явлений, сравнить темпы роста и т.п.
На такой диаграмме данные категорий равномерно распределены вдоль горизонтальной оси, а все значения отображаются вдоль вертикальной оси. Графики позволяют показать непрерывное изменение данных за определенный период времени, поэтому они прекрасно подходят для представления тенденций изменения данных с равными временными интервалами, такими как месяцы, кварталы или годы.
Диаграммы-области
Диаграмма с областями представляет собой линейную диаграмму, в которой область ниже линии заполнена индивидуальным цветом или текстурой. Так же, как и линейные графики, диаграммы-области используются для отображения развития количественных значений в каком-то определенном интервале или за определенный временной период, но отличаются от графиков тем, что позволяют оценить вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс.
Линейчатые диаграммы
Линейчатые (полосчатые) диаграммы, которые также называют столбчатыми (столбиковыми), являются наиболее часто используемым типом диаграмм.
Они могут применяться для сравнения разных значений в тех случаях, когда важны конкретные числовые показатели. На одной оси столбиковой диаграммы представлены сравниваемые категории, а на другой – шкала числовых значений.
Полосчатые диаграммы позволяют пользователю легко сравнить отдельные значения для разных категорий либо сравнивать изменения значений за какой-то период времени для определенной категории. Статистические показатели в таких диаграммах могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными столбиками. Для изображения величины параметра используется высота или длина столбика.
Кроме прямоугольников, поверхность таких диаграмм может представлять собой треугольники, трапеции и другие фигуры.
Горизонтальные линейчатые диаграммы обычно используются, когда необходимо сравнить множество различных показателей или визуально обозначить явное превосходство одного из них. Вертикальные столбцы целесообразно использовать для изменения показателей в разные периоды времени, к примеру, ежегодной прибыли компании за несколько лет.
Гистограммы
Гистограмма и столбиковая диаграмма визуально схожи, разница же заключается в том, что гистограмма показывает распределение данных в рамках непрерывного интервала либо конкретного периода времени. На вертикальной оси гистограмм отображается частотность, а на горизонтальной показаны интервалы или временной период.
Гистограммы помогают визуально определить концентрацию значений, а также предельные значения или наличие пробелов либо отклонений.
Гистограмма с несколькими осями
Представляет собой сочетание столбиковой диаграммы и линейного графика с двумя осями Y и с одной осью X, на которой показаны категории данных. Такой вариант может понадобиться, когда нужно представить два или более фактора и выявить параллели или сравнения.
Круговые диаграммы
Круговые (секторные) диаграммы показывают долю каждой величины в общем объеме. Круг представляет всю совокупность данных, а относительная величина каждого отдельного значения изображается в виде сектора круга. Площадь секторов при этом соответствует вкладу этого параметра в сумму значений.
Круговые диаграммы наглядно демонстрируют, какую часть от общего количества составляют отдельные значения. Сектора могут отображаться в общем круге, а также могут быть расположены отдельно на небольшом расстоянии друг от друга.
Географические диаграммы
Картодиаграмма являет собой сочетание диаграммы с географической картой или схемой. Ее используют, когда нужно отобразить распределение определенного показателя по регионам, странам, материкам, выделенным разным цветом, оттенками или рисунками в соответствии с переменными данных. На примере диаграммы, приведенной ниже, можно увидеть, что цвет для каждого региона определяется в зависимости от плотности населения.
Если необходимо отобразить на карте данные по дополнительным показателям, это делается с помощью добавления микрографики: круговых диаграмм или столбиков.
Правила визуализации данных
Чтобы графики и диаграммы были понятны читателям, при их построении нужно соблюдать следующие рекомендации:
И еще пара советов: не используйте разные виды графиков и диаграмм для однотипных данных. Читателю требуется время, чтобы привыкнуть к каждому новому виду диаграммы и понять, что обозначает определенная линия или столбик, поэтому всегда выбирайте одинаковые диаграммы для данных одного типа. Кроме того, следует придерживаться одной цветовой гаммы в одном отчете или презентации. Хорошее решение – использование цветов вашего корпоративного стиля.