Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике

Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике

46. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– возрастных особенностей учащихся;

– уровня их реальных познавательных возможностей;

– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

– особенностей классного коллектива;

– внешних условий (географических, производственного окружения);

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

Источник

Методы обучения в дидактике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Метод обучения – это приемы (способы) совместной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач и достижение основной цели обучения.

Приемы обучения – элементы, составляющие метод обучения, группируемые в системы.

Понятие метода обучения в дидактике

В настоящее время имеется большое количество разнообразных исследований, направленных на изучение методов обучения. Изначально «метод обучения» понимался достаточно просто и трактовался как «способ изложения». В процессе дальнейшего развития педагогической науки и образовательной практики, изменилось отношение к «методу обучения» и проводимым в этом направлении исследованиям. На методы обучения стали возлагать всё большие надежды. Но, несмотря, на всю значимость и необходимость исследования методов обучения, процесс его переосмысливания протекает значительно медленнее, чем иных педагогических понятий. Именно поэтому в настоящее время используются методы обучения, которые были разработаны еще в средневековых университетах. Данные методы входят в методический арсенал ВУЗов наравне с современными.

При рассмотрении понятия «метод обучения», в первую очередь необходимо обратить внимание на понятие «метод», которое указывает на наличие определенного способа или средства достижения конкретной цели воспитательно-образовательного процесса.

При подготовке к реализации образовательного процесса, педагог занимается подбором методов обучения, в зависимости от учебной дисциплины, поставленной цели, задач, возможностей методической и учебной базы образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что педагог свободен в выборе методов обучения, однако ряд объективных факторов могут значительно ограничить его инициативу.

В дидактике помимо общепедагогических методов обучения используются методы обучения, разработанные в соответствии с конкретными частными методиками. Это связано с тем, что преподавание каждой конкретной дисциплины имеет свою специфику. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их основу и использование общепедагогических принципов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из немаловажных понятий в педагогике являются средства обучения. По своей сути они намного шире методов.

Дидактические средства – это множество элементов образовательной среды, сознательно используемых педагогом для организации целенаправленного воспитательно-образовательного процесса.

Каждое дидактическое средство представляет собой конкретный элемент воздействия на учащегося.

Традиционная классификация методов обучения в дидактике

Классификация методов обучения в дидактике – это их упорядоченная систематизация по определенному признаку.

В настоящее время выделено и описано достаточно большое количество классификаций методов обучения в дидактике. Это связано со сложностью объекта дидактики, стоящих перед ней целей и задач.

Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.

Традиционная классификация методов обучения в дидактике, является одной из первых классификация, берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В том виде, в котором данная классификация приводится сейчас, она частично адаптирована под современные условия. Общим признаком, объединяющим методы, является источник знаний.

Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:

Классификация методов по характеру познавательной деятельности

Классификация методов обучения в дидактике по характеру познавательной деятельность основана на уровнях мыслительной активности учащихся. Согласно данной классификации выделяют следующие методы обучения:

Источник

ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 3 страница

2. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Ю.К.Бабанский разработал общедидактическую систему критериев отбора содержания школьного образования:

1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям школьников данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

В школьном обучении учебные предметы представлены по циклам: а) гуманитарный, б) естественно-математический, в) художественно-эстетический, г) производственно-трудовой, д) физкультурно-оздоровительный.

2. Содержание учебных предметов.

Что такое знания? Каковы взаимосвязи между науками и соответствующими учебными предметами? Каковы различия между ними?

Слово «наука» буквально означает «знания». Наука не простая совокупность знаний о фактах и законах, а совокупность знаний, приведенных в систему, где эти факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обусловливают друг друга. Наука включает в себя фактические знания, полученные в результате наблюдения, эксперимента; теоретические знания, являющиеся результатом обобщения фактического материала (понятия, законы, принципы, гипотезы, идеи, теории).

Учебные предметы представляют собой педагогически обоснованную систему научных знаний и практических навыков и умений, воплощающих основное содержание и методы определенной науки. Структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей отрасли знаний. Отличие учебного предмета от науки заключается в том, что в него входят только основные положения той или иной отрасли знаний, доступные для усвоения учащимися на определенной ступени обучения.

Кроме того, учебный предмет включает дидактические материалы, помогающие учащимся овладевать комплексом навыков и умений, необходимых для дальнейшего обучения. В этом плане обязательными для каждого человека являются следующие категории навыков и умений: практические, или трудовые, связанные с применением различных инструментов, приборов, орудий труда; учебные (письмо, чтение, вычислительные навыки и умения); мыслительные приемы или операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, конкретизация и абстрагирование, доказательство и опровержение); перцептивные действия (поиск, выявление свойств или выделение признаков предметов и явлений). В целях формирования у учащихся необходимого комплекса навыков и умений в состав учебного предмета включает научно разработанные системы упражнений, познавательных и практических заданий.

3. Основные формы научных знаний.

Содержание образования охватывает различные области знаний, представленных в виде научных фактов, понятий, правил, теорий, законов, терминов и т.д.

Научные факты, представления и понятия

Научные факты усваиваются на основе как непосредственного, так и опосредованного восприятия предметов и явлений (во время чтения учебника, устного изложения учителя, слушания музыки и т.п.).

Законы, закономерности и принципы

Закон определяется как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями объективной действительности. Закон выражает существенную связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами предметов и свойствами внутри предмета. Различают законы функционирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве предметами и явлениями (закон всемирного тяготения, закон естественного отбора), и законы развития, по которым общество закономерно развивается. Но если в природе законы реализуются как стихийная сила в результате объективного взаимодействия материальных тел, то в обществе социальные законы проявляются как объективная тенденция сознательных человеческих действий. При этом люди не создают сами социальные законы, а только ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии со своими потребностями и интересами. Сами же законы существую объективно, независимо от сознания, как проявление необходимых, существенных внутренних отношений между свойствами вещей или различными тенденциями развития.

Закономерность означает, прежде всего, упорядоченность событий, относительное постоянство основных детерминирующих факторов, регулярность связей между определенными вещами. Закономерность представляет совокупность проявления многих законов, выражает систему существенных, необходимых всеобщих отношений, каждое из которых представляет собой отдельный закон. Поскольку программы естественных и гуманитарных предметов предусматривают изучение законов и закономерностей, проявляющихся как в природе, так и в обществе, уяснение сущности и специфики данных понятий приобретает особую значимость.

Познавать тот или иной объект учащиеся начинают с внешнего его описания, фиксации его отдельных свойств, сторон. Затем, углубляясь в объект, раскрывая законы, которым он подчиняется, учащиеся могут перейти к объяснению его свойств, связать знания об отдельных его сторонах в единую, целостную систему, т.е. использовать знания не только внутри одного предмета, но свести знания в межпредметную систему.

Изучая какую-нибудь теорию как целостную систему знаний, учащиеся должны четко различать элементы изучаемой системы и знать, что такое научные факты, основные понятия, гипотезы, постулаты, следствия и структурные связи между ними.

Метод (с греч. «методос» означает путь, способ познания) направлен на достижение поставленной цели, способ практического или теоретического действия человека, решение определенной задачи.

4. Стандарт начального образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. Образовательные программы подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом. В Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компонент. В Государственном образовательном стандарте определяется в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы носит рекомендательный характер для разработки региональных примерных и рабочих учебных планов, является составной частью Государственного стандарта в области школьного образования. В нем содержание образования имеет деление на фундаментальное и технологическое. Фундаментальное образование проявляется в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе. В старших классах усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в своей допрофессиональной (общетрудовой) части.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (основная) часть, обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным значимым ценностям, и вариативная (дополнительная) часть, связанная с развитием индивидуальных способностей учащихся.

Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть картинку Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Картинка про Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике

Компоненты содержания образования.

В результате этого в учебном плане любой школы выделяются три основных вида занятий:

— обязательные занятия, составляющие базовую часть общего среднего образования;

— обязательные занятия по выбору;

На основе Базисного учебного плана создаются образцы учебных планов начального, основного и среднего общего образования.

Для начального общего образования введен Государственный образовательный стандарт «Начальное образование». Начальная школа призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Для реализации этих задач в образовательной стандарте поставлены цели воспитания личности ребенка на основе формирования учебной деятельности, что существенным образом влияет на содержание обучения, воспитания и развития младших школьников. Смена приоритетов в целях начального образования меняет отношение между так называемыми «основными» и «второстепенными» (изобразительная деятельность, музыка, физическая культура и т.д.) предметами; создает основу для разработки новых учебных предметов, более широко и полноценно реализующих задачи развития личности, открывает широкие возможности для введения обязательных занятий по выбору и факультативных занятий, занимающих значительную долю учебного времени уже в начальных классах общеобразовательной школы.

Стандарт начального образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижения каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели воспитания и учитывает индивидуальные возможности младших школьников.

Усилие внимания к воспитанию и развитию школьников определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы параметры, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение этических норм и др., в формировании которых каждый предмет играет определенную роль.

Ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности обеспечивает реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности и выпускника начальной школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений и навыков и сформированности ценностных отношений, обеспечивающих:

— овладение разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой; общение);

— формирование личностного отношения к окружающему, этических и нравственных норм;

— определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к дальнейшему обучению.

Таким образом, достигается формирование не только предметных знаний и умений, но и качеств, соответствующих инвариантным базисным компонентам деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической.

Для изучения в начальной школе выделяют следующие общеобразовательные области: язык, математика, природа, человек, общество. Построение стандартов по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.

Образовательный стандарт начальной школы разработан на двух уровнях:

1. Базовый (инвариантный) уровень предъявления школой учебного материала;

2. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Базовый (инвариантный) уровень предъявления учебного материала раскрывает основное полное содержание образования, которое обязано обеспечить любое учебное заведение для каждого ученика. Определить минимально достаточных требований к подготовке выпускника начальной школы открывает возможности для дифференциации обучения и устранения противоречий между темпом предъявления учебного материала и возможностями его усвоения каждым школьником. Первый уровень, естественно, шире и глубже по сравнению со вторым, который, однако, подтверждает готовность школьника к дальнейшему обучению.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Сущность методов.

— каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;

— осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установленной раз и навсегда, она изменяется и развивается;

— вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;

— если частная цель несовместима с главной целью, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

Выделяют следующие общепедагогические функции методов обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.

Развивающая функция метода обучения тесно связана с образовательной и воспитательной функциями. Нет специальной развивающей деятельности и развивающих методов, каждый метод осуществляет развивающую функцию, одни больше, другие меньше.

3. Структура методов.

Методы имеют разнообразную структуру, элементами которой являются дидактические приемы, действия, операции и средства обучения.

Готовясь к уроку, учитель подбирает такие методы и его составные, которые наиболее соответствуют дидактическим целям урока и конкретным задачам каждого его этапа. Без такого рационального выбора и сочетания методов и их компонентов ни один из методов не даст соответствующих результатов. Учитель может четко представить, что и как будет делать он сам, как будут действовать учащиеся в определенных учебных ситуациях, умеют ли они применять приемы, действия и операций, нужные для решения поставленных задач, как их этому научить, какие приемы мотивации целесообразно применять в тех или иных условиях. Все эти и многие другие вопросы возникают перед учителем, и их нужно решать, определяя структуру каждого метода.

— целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин;

— целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения, его функциями;

— характером учебного предмета;

— характером содержания учебного материала;

— организационными формами работы, в рамках которой должен быть использован метод;

— видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;

— наличием в школе материально-технической базы, возможностей ее использования;

— физиологическими и психологическими возможностями учащихся, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения.

Выбор структуры метода обучения зависит и от особенностей самого учителя как специалиста и педагога. Поскольку универсально оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый учитель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения. Чем лучше он знает учебные предметы, владеет педагогическими и психологическим закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективную в педагогическом отношении структуру метода обучения.

4. Классификация методов.

Основные подходы к классификации методов обучения

в отечественной школе

Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть картинку Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Картинка про Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике

Существующая многомерность классификаций методов обучения является одной из проблем в современной дидактике. Наиболее простая классификация разделяет методы обучения на методы работы учителя (рассказать, объяснить) и методы деятельности школьников (понять, запомнить, воспроизвести учебный материал).

Другая классификация просматривает методы обучения по видам умозаключения: а) индуктивные, б) дедуктивные.

Известны две классификации методов по ведущим дидактическим задачам.

Первая: 1) изложение новых знаний;

2) закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;

3) применение знаний;

Вторая: 1) методы стимуляции, мотивации учения;

2) методы оценки и контроля;

3) методы разъяснений.

Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Смотреть картинку Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Картинка про Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике. Фото Чем определяется выбор структуры методов обучения в дидактике

И.Я.Лернер разработал и научно обосновал систему методов обучения, которая обусловлена характером познавательной деятельности учащихся, зависящим от вида содержания образования. Он выделил такие четыре вида: знания о мире и способах деятельности; опыт осуществления деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг к другу. В соответствии с это концепцией выделяются следующие методы обучения: репродуктивные (информационно-рецептивный и репродуктивный); продуктивные (проблемного изложения, эвристический и исследовательский). Каждый метод данной классификации применяется в форме изложения, наблюдения, лабораторного опыта и др. При этом проблемное изложение автор считал промежуточным методом между репродуктивными и продуктивными методами.

В.А.Сухомлинский обосновал классификацию методов обучения по способам организации учебно-познавательной деятельности:

1) методы, обеспечивающие первичное восприятие учебного материала;

2) методы осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.

М.А.Данилов и Б.П.Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин в 1965 году разработали новую систему классификации методов обучения и предложили их делить по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности. Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, были выделены следующие группы методов:

б) репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму; используется для приобретения учащимися умений и навыков: воспроизведение действий на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 3481 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *