Что значит резиновая верстка

Разница между фиксированной, резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой

«Резиновый», «адаптивный», «отзывчивый» сайт. Что это такое, что выбрать, что лучше, в чём разница?

Я сама использую эти слова как синонимы. Точно также как и «вёрстка», «шаблон», «дизайн». Я делаю неправильно. Это обусловлено, с одной стороны, погоней за ключевыми словами, с другой, тем, что я одновременно являюсь и заказчицей, и исполнителем. Мне не нужно писать самой себе технических заданий. Я вижу конечную цель. А вот при заказе сайта у веб-студии, разница может быть существенной.

Для того, чтобы увидеть её, создадим простейший пример: два рядом стоящих элемента.

И посмотрим как они ведут себя при изменении ширины окна браузера. Что значит резиновая верстка. Смотреть фото Что значит резиновая верстка. Смотреть картинку Что значит резиновая верстка. Картинка про Что значит резиновая верстка. Фото Что значит резиновая верстка

Фиксированная верстка

Блоки не меняют свою ширину. На мониторах с маленьким разрешением появляется горизонтальная полоса прокрутки.

Резиновая вёрстка

Блоки меняют свою ширину в зависимости от размера окна браузера. Она может принимать максимальное и минимальное значение (свойство max-width). Но нельзя по мере уменьшения экрана из 50% сделать 100%.

Адаптивная вёрстка

Отзывчивая вёрстка

Мобильная версия сайта

Фактически это другой сайт, с другой вёрсткой и дизайном. Он имеет отдельный URL (поддомен m.site.ru или папка site.ru/m). На него происходит перенаправление пользователя с основного проекта, если тот использует телефон.

16 комментариев:

乂◕‿◕乂 NMitra А я даже не знаю чем пользуюсь, всем подряд. Про «шпаргалку» вообще молчу, постоянно по страницам лазаю, хотя статьи писала сама 🙂

А можно копию вашего шаблона?
Дело в том что я сам это нормально не сделаю.Хотя понимаю что это обычный родной простой гугловский шаблон (просто изменили на адаптивный Вы) и уверен по любому там изменено, я многое сам не сделаю.Поэтому очень хотелось бы шаблон профессионала.
Как Вы на это смотрите.поделитесь. NMitra Доброе время суток.

К сожалению, шаблон «Шпаргалки блоггера» не могу дать. Есть уже узнаваемость у посетителей, плюс шаблоны в единственном экземпляре ценятся поисковой системой выше.

Источник

Всегда ли нужна «резиновая» верстка?

Эта статья может быть использована молодыми веб-дизайнерами для расширения своих взглядов.
Так же, это информация будет полезна потенциальным заказчикам сайтов, которые принимают активное участие в проектировании проекта, собирая основной пакет требований.

На написание этого текста меня натолкнули постоянные споры, возникающие за время моей практики как веб-дизайнера. Собственно, первый раз мне пришлось столкнуться с «резиновыми сайтами» благодаря прихоти заказчика. Когда дизайн проекта был полностью готов, а сам сайт сверстан и подключен, заказчик спросил: «А почему он не растягивается?». Было это достаточно давно, но этот вопрос я слышу примерно раз в 4-5 месяцев. О «резиновой» верстке сайтов говорили и писали много. Говорили что она обязательна, и наоборот, что использование ее ошибка. Однозначно, были причины возникновения резиновости. И утверждать, что использование этой технологии на 99% ошибочно, однозначно нельзя. Любую технологию нужно применить, если она нужна. Я хочу очертить примерную границу применения резиновой верстки.

Любой дизайн это решение задач: эстетика, которая должна сработать нужным образом; удобство, которое должно навести на определенный метод использования или расширить стандартные возможности и т.п. Верстка, это один из этапов реализации веб-проекта, который проектируется непосредственно дизайнером. Выбирая тип верстки, дизайнер решает конкретные задачи, давайте попробуем понять — какие именно.

Чтобы понять задачи, решаемые резиновостью, стоит начать с истории её возникновения.

Получается, главная задача «резиновости» — дать необходимое пространство для контента, не ущемив достоинство владельцев стареньких мониторов.

Так как мы рассматриваем «резиновую» верстку в наше время, стоит обратить внимание на современный парк мониторов. а это (если забыть про нетбуки) от 1024 х 768 и до 2048 х 1152. Математически, мы получаем разницу в 2 раза, что не намного больше чем лет 10 тому назад.

Соотношение размеров между большими и маленькими мониторами почти сохранилось, сохранились ли ставящиеся перед дизайнерами задачи?

Для начала, я бы хотел разобрать основные методы масштабирования и их особенности. Отдельно стоит заметить, что масштабируются сайты, как правило по-горизонтали.

1. Текстовые блоки хорошо поддаются растяжению по горизонтали. Они несут, порою, до 90% всей информации на сайте (а значит, их много! Есть что тянуть!). Но бесконечно растягивать их просто нельзя. Наше внимание имеет определенный запас «усидчивости». Если текстовая строка становится слишком длинной, нам просто тяжело ее читать — мы устаем. Недаром, в газетах используют ограничения по ширине текстового блока примерно в 50-55 знаков, а это, даже при увеличенном межбуквенном расстоянии, меньше половины ширины листа А4. Вообще, самой оптимальной длинной строки для быстрого и удобного чтения считается 45 знаков. Минимум тоже есть, это порядка 20-25 знаков. То есть, текстовый блок может быть увеличен от минимума до удобочитаемого максимума не более чем в 2 раза. Разбивать один текст на несколько колонок, как в газете, не рекомендуется. Потому что когда мы просматриваем текст, скролируя сверху вниз, возвращаться наверх в начало второй колонки будет крайне неудобно. Исходя из этого, если текст это основной блок страницы, то мы не можем ее растягивать даже до 900 px! А лучше меньше.

2. Расстояние между различными элементами сайта. При должном уровне навыков, эти области сайта поддаются масштабированию, казалось бы, без потерь. Но есть одно «Но». Дело в том, что «пустое пространство» это не просто «довесок» на страничке. Промежутки между блоками выполняют вполне конкретные задачи: разделяют, группируют схожие блоки, создают акцент на самом важном. Все эти задачи решаются разницей размеров пробелов. например, несколько блоков, разделенных небольшими промежутками, визуально воспринимаются как родственные, или имеющие одинаковую ценность. Блок, имеющих вокруг себя много свободного пространства однозначно ценный, возможно, главный на странице.

Если исходить только из разницы размеров блоков, то совершенно не имеет значение насколько мы их растянем, ведь они будут растягиваться пропорционально. Вроде бы, они все должны справляться со своими задачами… Но тут появляется очередное «Но». Дело в том, что промежутки еще имеют и свой «характер». Возможно, кому-то, далекому от сферы дизайна, это покажется несущественным, но я напомню вам о работе танцора, музыканта, певца. Непрофессионал-танцор может выполнять те же движения что и мастер, музыкант-новичок будет играть по тем же нотам, певец будет петь ту же песню. Мы будем узнавать произведение, но мы скорее всего почувствуем разницу. Если сделать промежутки между родственными блоками в 5 мм, они будут восприниматься как родственные, но если мы их растянем до 10-15 мм, то они начнут безвозвратно разделять «родственников». И ситуацию не спасет даже то, что пропорционально это самый маленький на странице промежуток.

Характер «пустых мест» может влиять и на общий характер страницы. Например, резиновые сайты частенько разрушают требуемое ощущение выверенности, стабильности и надежности. Я не стану сильно вдаваться в этот вопрос, просто потому, что это достаточно специфическая тема, которая хорошо освещается в литературе посвященной дизайну, композиции и изобразительному искусству.

3. Всевозможные графики и таблицы с текстовым наполнением. Если в таблицах много столбцов, а в графиках много точек, то лишнее пространство позволяет увидеть черезчур длинные для ячеек подписи. Расширенные графики удобнее показывают небольшие и частые изменения направления. В этих специфических случаях резиновость может оказаться необходимой.

4. Растровые картинки при растяжении дают искажения и муар при растягивании в одном направлении. Но можно изменять размер всего изображения, сохраняя пропорции. Либо можно менять размер «окна» картинки, сохраняя ее истинный размер. Увеличивать размер картинок нужно в случаях когда эти картинки нужно показывать в максимально большом размере, например в фотосервисах, в портфолио дизайнеров и фотографов… Однако, так или иначе, это сопряжено с дополнительными техническими усложнениями.

Видео. Могу ошибаться, но мне еще не приходилось встречать варианты простого масштабирования окна потокового ролика (в любом случае, это ресурсоемкая технология). Как правило, это окошко реального размера + возможность посмотреть ролик на весь экран. Но, наши сети пока далеки от идеала, и говорить о тотальном переходе в видео-формат не приходится.

Виджеты, навигация. Как правило, это элементы на которые направлено достаточно много внимания пользователя. Их внутренние компоненты, конечно же поддаются масштабированию. Но изменение выверенных дизайнером пропорций часто ведет к потере читаемости этих компонентов. Эти компоненты вообще стоит рассматривать в отдельности каждый случай, главное не забывать об опасности визуально «развалить» компонент. Ну и как всегда, требуются технологические ухищрения.

Кроме чисто художественных аспектов и законов восприятия информации, есть еще проблема «уставания» нашего глаза. Отчасти, это затрагивается выше в санитарных нормах для текстовых блоков. Не буду уходить в цифры. Простой пример: мало кто станет вешать на рабочем месте лист с важной информацией по текущему проекту за спину или сбоку от себя, частенько наброски, схемы и записки вообще клеят в районе монитора. Чем дальше мы бегаем взглядом, тем быстрее мы устаем. В масштабах экрана это кажется менее существенным. Но чтобы рассмотреть 2 разные картинки у левого и правого края 22 дюймового монитора, нам уже приходиться чуть повернуть голову, мониторы уже стали слишком большие для движения только лишь глазами. Через 4-5 часов сетевого серфинга у пользователя достаточно расфокусируется внимание, чтобы на вашем растянутом сайте ему стало трудно найти нужную информацию.

Просмотрев основные методы масштабирования и ограничения связанных с ними компонентов, можно прийти к выводу, что сами по себе компоненты часто просто не имеют запаса «резиновости». Конечно, некоторыми ограничениями можно пренебречь, но это чревато созданием неудобств для пользователей, потерей заложенного в дизайн образа или необоснованной технической сложности страницы.

Дизайнеры по прошествии 10 лет все еще решают проблему нехватки рабочего пространства, и решают ее использованием «резиновой верстки», растягивающей все имеющиеся материалы по экрану монитора. Но наши мониторы давно переступили черту нормального восприятия! С этим можно не соглашаться просматривая очередное продолжение саги «STAR WARS» или играя в одноименный шутер. Картинка фильма и игры похожи на то, что мы видим нашими глазами в жизни. В нем очень много лишней информации, даже максимально эффективный угол нашего зрения всего 5°. За счет уменьшенного угла мозг разгружается от лишней информации. Нас не интересуют все детали, а лишь картина в общем. А невоспринимаемое пространство создает лишь дополнительный «антураж» — зеленая масса леса, толпа… Прибавьте к этому факт, о том что лучше всего мы воспринимаем именно центр экрана, и нам крайне неудобно изучать что либо на краях… А страничка сайта это детали, тексты, анонсы и навигация. Да, можно заставить искать человека это все по большому экрану. И как правило, он находит. Человек может читать текст даже в нижнем правом углу экрана 9-м кеглем. Только это происходит ценой дополнительных усилий зрения и внимания, хоть и небольших на первый взгляд. Присоедините к этому лишние часы работы верстальщика и дизайнера на разработку этого типа верстки.

Стоит заметить, очень многие дизайнеры пришли к выводу, что тянуть бесконечно контент нельзя, точно так же как и сжимать. Понимание этого породило «полу-резиновость». Если человеку достаточно комфортно воспринимать информацию на 900 px ширины (немного больше ширины листа А4), то ради решения какой задачи ее растягивать до 1100 px? И это при том, что даже минимальное разрешение современных мониторов укладывается в ширину 1024 px, а значит, и сжимать не придется.

Да, нельзя не согласиться, что с увеличением размеров мониторов, мы столкнулись с проблемой лишнего места, которое теперь приходиться скрывать (это те самые белые поля по бокам экрана). Но для этого можно использовать фон, дополнительную графику, которые не несут смысловой нагрузки и не требуют дополнительного внимания. Совсем необязательно трогать информационные блоки.

Получив «заряд бодрости» конца 20 века, когда проблемы с площадью действительно были, дизайнеры продолжают решать несуществующие проблемы, а уже «образованные» заказчики требовать эти проблемы решать.

Частенько можно услышать про «законы веба», вроде как они не имеют ничего общего с типографическими правилами. Однако, главное в типографии — подача печатного текста. А до тех пор, пока видео и звук не заменили текст (который составляет гораздо больше 50% контента сайтов), а мы все еще видим биологическими глазами, было бы глупо отказываться от исследований и опыта, накопленного за несколько сотен лет типографии. Тем более, что текст на мониторах из-за низкого разрешения гораздо хуже печатного (72 dpi против 200 dpi и более), да и сами мониторы не способствуют отдыху глаз.

Для тех, кто сомневается в реальности проблем восприятия, предлагаю посмотреть 4 варианта размещения текстов тут: nano.a5.ru

Однако, Не стоит полностью отрицать использование резиновой верстки. Она прекрасно подходит в случаях, когда большая площадь представления дает преимущество. Например, Динамически построенные таблицы с текстовым содержанием и большим количество столбцов, дополнительная длинна ячеек которых позволяет проявить длинный текст. Или при специфических требованиях портфолио дизайнеров, фотографов, художников, когда им необходимо представить сразу много своих работ, показать общий уровень, не акцентируя на какой либо в отдельности. Но это частные случаи, которые нужно рассматривать в отдельности.

Есть еще один случай использования масштабируемой верстки, который не требует каких либо аргументов для права на существования — резиновость, как художественный прием. Но в этом случае один знаменитый совет приобретает новую форму:

Делайте только резиновые сайты = Делайте только сайты красного (зеленого, синего, оранжевого, и т.д.) цвета!

Источник

Резиновая верстка сайта

Что значит резиновая верстка. Смотреть фото Что значит резиновая верстка. Смотреть картинку Что значит резиновая верстка. Картинка про Что значит резиновая верстка. Фото Что значит резиновая версткаВ сайтостроении используется такой термин, как резиновая верстка. Попробуем разобраться, что он означает.

При создании макета сайта дизайнер решает две основные задачи. Внешний вид сайта должен привлекать внимание, поэтому он должен быть выполнен эстетично, на высоком художественном уровне. Но, главное – это удобство использования. Посетитель сайта приходит на него, чтобы найти нужную ему информацию, и задача дизайнера помочь ему сделать это легко и быстро.

Виды верстки сайта можно классифицировать по способу реализации и способу отображения. По способу реализации верстка может быть:

Внешнего различия между табличной и блочной версткой нет, обнаружить его может только специалист. И для посетителя сайта неважно, сверстан он на таблицах или блоках, это проблема разработчика.

А вот способ отображения важен для посетителя сайта. По этому признаку верстка бывает:

В этой статье подробнее остановимся на резиновой верстке сайта, ее достоинствах и недостатках.

При резиновой верстке сайт масштабируется в зависимости от ширины окна браузера. Такой способ верстки появился в связи с ростом размеров мониторов и их разрешения. Первые массовые мониторы имели разрешение 640*480, потом активно начали внедряться мониторы с разрешением 800*600 и 1024*768. Возникла необходимость делать сайты, ширина которых менялась с изменением ширины окна браузера, так как сайты с фиксированной шириной не всегда адекватно отображались на различных мониторах. С одной стороны, разработчик сайта стремится использовать всю площадь больших экранов для размещения информации, с другой стороны, ему нужно учесть возможности тех пользователей, которые имеют старые мониторы с небольшим разрешением. В настоящее время размеры мониторов выросли еще больше, и никого не удивишь разрешением 2048*1152.

Конечно, сделать «резиновый» сайт сложнее, чем сайт с фиксированной шириной. Макет с постоянной шириной при верстке описывается в таблице стилей с точностью до одного пикселя. Если же выполняется резиновая верстка, необходимо постоянно проверять, как будет выглядеть тот или иной элемент страницы при различных разрешениях окна браузера.

Но зато пользователь может сам решать, в каком виде просматривать сайт. С помощью браузера он может настраивать нужную ему ширину.

Web-страница состоит из элементов различных типов, которые масштабируются по-разному. Например, текстовые блоки можно легко растягивать по горизонтали. Именно в них содержится обычно большая часть информации, а, значит, при резиновой верстке экран будет максимально информативен. Но растягивать бесконечно страницу нельзя, ее будет трудно читать. Считается, что оптимальная ширина текста должна составлять около 45 символов. Глаз должен охватывать всю строку целиком, тогда при чтении утомляемость будет минимальной. Если же текст на странице резинового сайта растянуть на всю ширину монитора размером, например, 27”, то при чтении придется даже поворачивать голову. В этом случае текст можно располагать колонками, но такое решение возможно, если контент состоит из отдельных не связанных друг с другом коротких блоков. Если же расположить колонками большой непрерывный текст, его придется прокручивать сначала вниз, а потом – вверх, на начало следующей колонки, что неудобно для пользователя.

При растяжении страницы меняются также промежутки между элементами. С одной стороны, это помогает получать не слишком длинные строчки на больших разрешениях, с другой стороны, большие промежутки разрушают композиционную целостность страницы.

Необходима резиновая верстка в случаях, если страницы содержат таблицы с большим количеством столбцов или с текстовым наполнением. Также расширенные графики дают больше информации.

Определенные проблемы при резиновой верстке возникают с изображениями. Можно сохранять истинный размер картинки, но при малой ширине окна будет появляться горизонтальная полоса прокрутки. Можно, что технически сложнее, пропорционально менять размер самого изображения, но в этом случае может возникать муар, артефакты или другие искажения.

Видеоролики на страницах сайтов произвольно не масштабируются. Обычно их можно видеть или в реальном размере, или в увеличенном во весь экран.

Таким образом, резиновая верстка сайта имеет как плюсы, так и минусы. Растяжение ширины страницы позволяет увеличить ее информативность, но тянуть бесконечно нельзя, как и сжимать.

Конечно, такая гибридная верстка имеет некоторые технические сложности, но, все-таки, на первом месте должно быть удобство пользователей, к чему и нужно стремиться.

Поэтому для веб-дизайнера и верстальщика важно умение правильно выбрать тип верстки: фиксированная, резиновая или гибридная.

Если вас заинтересовала статья, или вам есть, что добавить, оставьте комментарий.

Проголосуйте за статью, нажмите кнопку социальной сети.

Источник

Адаптивная вёрстка

Что значит резиновая верстка. Смотреть фото Что значит резиновая верстка. Смотреть картинку Что значит резиновая верстка. Картинка про Что значит резиновая верстка. Фото Что значит резиновая верстка

В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.

Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.

Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.

Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы… да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.

Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.

Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.

«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.

«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.

Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.

Ну как, стало понятно? Вот адаптивная, вот отзывчивая… М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.

Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.

Ну и как теперь верстать? Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.

Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *