Чем определяется успех человеческой деятельности
Что такое успех: главные составляющие успеха
Приветствую, дорогой читатель!
Каждый из нас периодически задается вопросом: что такое успех? Некоторые могут ощущать его на интуитивном уровне, и могут представить в голове, как для них выглядит по настоящему успешная жизнь. Однако признаки успеха у каждого из нас разные: для одних это дорогостоящие автомобили премиум-класса, а для других — чувство значимости в кругу близких людей. Все зависит от целей, мировоззрения и личностных качеств конкретного человека. Тем не менее, существует несколько основных составляющих, из которых складывается настоящий успех. Разберемся, что входит в это понятие.
Что такое настоящий успех?
В наиболее общем понимании успех — это умение осознавать свои цели и находить пути к их достижению. Кажется, что это определение очень простое, однако именно в нем проявляется вся субъективность понятия «успех». Подобно тому, как у каждого из живущих на земле людей различаются отпечатки пальцев, так же отличаются истинные цели и намерения каждого из нас. И когда мы находим путь к достижению своих целей, а также себе силы и решимость преодолеть этот путь, именно тогда мы по настоящему приближаемся к успеху.
Если говорить более конкретно, то список атрибутов успеха широк и многогранен: слава, уважение, значимость в обществе, известность в определенных кругах, финансовая независимость, взлет по карьерной лестнице, любовь со стороны близких. Но опять же, для кого-то взлет по карьерной лестнице может и не означать успех, а совсем наоборот — если человек, например, мечтает о развитии собственного бизнеса.
Один из лучших вариантов ответ на вопрос «что такое успех» дала американская писательница Бесси Андерсон Стэнли, автор поэмы «что такое успех?»:
В её определении содержится наиболее гармоничный и полный набор элементов, которые для большинства людей складываются в единую составляющую под названием «успех». Однако, найдутся и те, кто внесет в это определение что-то свое. В этом и проявляется удивительная субъективность понятия успех.
Очень интересное определение термина успех сформулировал Брайан Трейси — Канадский психолог, успешный предприниматель и писатель:
Что отличает успешных людей от неуспешных?
Успешные люди вовсе не баловни судьбы, и излишества с роскошью не плывут им в руки сами. Чтобы добиться намеченных высот, необходимо приложить массу физических, умственных и психологических усилий. Неотъемлемым аспектом подлинного успеха служит постоянное саморазвитие. Важно выстраивать перед собой ряд задач, смело смотреть в глаза поставленным целям и вкладывать в себя на пути к их достижению столько, сколько вы хотели бы получить в итоге.
Большинство преуспевающих людей не могут похвастаться аристократичными корнями или высшим образованием. Более того, многие из них пол жизни жили в нищете! Да просто эти люди имеют четкое представление об успехе. Они понимают, что им нужно на самом деле. Многим же проще оставить все как есть, и продолжить скитание по туманным, никуда не ведущим тропам. Что же отличает успешных людей?
Прежде всего успешным людям свойственно позитивное отношение к жизни, даже к неудачам.Там, где другие опускают руки, успешные люди всегда пробуют ещё и ещё. Никто не сделает нашу жизнь яркой, кроме нас самих. С душой отдаваться любому начинанию и плыть на волне позитива по течению жизни — вот, что действительно важно в этом мире.
Кроме того, каждый успешный человек всегда имеет четкие цели — на день, на неделю, на год. Свою жизнь он посвящает бесконечному поиску возможностей для достижения этих целей. Очень эффективным инструментом в достижении целей является ведение «Дневника успеха«.
Успешные люди умеют верить в чудеса. Это обязательное условие, когда ставишь перед собой действительно грандиозную цель — такую, которой раньше не достигал никто. Именно так был изобретен первый автомобиль, первый телевизор и сделаны тысячи других важных открытий. Вера в чудо, упорство, и постоянное развитие.
В чем проявляется успех?
Не редко шаблоном успешной жизни становятся яркие журнальные образы, олицетворяющие полную финансовую обеспеченность и самодостаточность. Многие боготворят подобных персон, ведь тот, кто смог вырваться «в люди», забраться на верхушку карьерной лестницы и начать зарабатывать огромное количество денег — идол, пример для подражания, классический портрет успешного человека.
Но частенько, даже эти идолы приходят к эмоциональной опустошенности. Финансовый успех — лишь одна сторона медали. Вторую занимают куда более значимые вещи, чем шелест купюр: счастье в личной жизни, профессиональное развитие. И важно поддерживать баланс обеих сторон. Только при полной их гармонизации возможен реальный успех. Условно говоря: какой толк в достижении желаемой должности, если она станет преградой в полноценном общении с близкими?
Под влиянием личностных характеристик, каждому человеку свойственно индивидуальное и неповторимое восприятие мира. Ключевую роль в этом играет как характер в целом, так и отдельные его составляющие — амбициозность, эмоциональность, темперамент. Поэтому, ответ на вопрос «что такое успех» у каждого будет свой.
Фундамент достижения успеха
Совершенствование личностных характеристик является обязательной ступенью на пути к успеху. Какие бы различные цели мы не ставили перед собой, в основе их достижения — работа над собой, постоянное развитие.
Саморазвитие — это изучение новых навыков и получение новых знаний. Для начала можно обучиться универсальным, но весьма ценным и полезным в повседневной жизни умениям: выучить иностранный язык, приготовить экзотичное блюдо, записаться на курсы массажиста или приобщиться к живописи. Главное, чтобы эти шаги приближали вас к главной цели.
Даже если вы начитаны, умны и можете умело поддержать любую беседу интересным разговором — саморазвитие никогда не навредит. Это вечный механизм жизни, который развивает нас, и поверьте, он непременно приведет вас к желаемым высотам. Сами подумайте: прочитав о новых технических разработках станете ли вы более специализированным мастером, если ваша деятельность напрямую связана с новшествами технического прогресса?
Помните: залог успеха в любой деятельности — это трудоголизм с максимальной отдачей делу. А такие мысли как «это сложно», «мне лень», «мне за это не заплатят» и тому подобное — нужно выбросить из головы. Они лишь снижают мотивацию и целеустремленность.
Принципы достижения успеха
Что такое успех, мы с Вами разобрались. Теперь изучим несколько универсальных принципов успеха, которые вместе составляют единую формулу и помогают добиться результата независимо от того, какие цели и задачи Вы ставите перед собой:
Основные составляющие
Итак, на основании того, что мы сегодня разобрали, можно выделить 10 главных составляющих понятия успех:
Заключение
Каждый из нас индивидуален, и наши цели, устремления, интересы и ценности также отличаются. У кого-то с детства мечта поселиться на морском побережье, кому важен безупречный внешний вид, некоторые стремятся постичь высочайшего мастерства в конкретном ремесле. Но всех нас объединяет одно: достичь намеченной вершины, доказать миру и себе, что мы чего-то стоим. Чтобы воплотить задуманное в жизнь — добиться успеха, придется хорошенько потрудиться.
На наш успех влияет множество граней — то, как мы ведем свой бизнес, как взаимодействуем с окружающими, как проводим свободное время, как подавляем негативные эмоции, как саморазвиваемся, как оцениваем себя. Но если упорно работать над каждым из этих аспектов, то рано или поздно Вы добьетесь успеха, именно такого, каким Вы его себе представляете!
Факторы успеха: как гены, среда и характер влияют на наши достижения
Что влияет на успех человека в обществе? Это один из основных вопросов социальной психологии. Разные ответы на него заполонили пространство соцсетей и селф-хелп-книг, а в числе «самых главных» факторов чаще всего называют талант, трудолюбие, удачу, связи и интеллект. «Нож» рассказывает, как современная наука пытается решить эту проблему и объяснить, почему одни люди успешны, а другие нет.
Современная социальная психология разделяет понятия объективного и субъективного успеха (objective & subjective well-being):
— объективный успех — уровень материального благополучия индивида, оцениваемый по таким показателям, как уровень образования, сфера занятости или социальный класс человека во взрослом возрасте, состояние его здоровья, уровень годового дохода, а также статус владения движимым и недвижимым имуществом (количество комнат жилой площади) и др.;
— субъективный успех — уровень удовлетворенности человека, наличие ментальных или депрессивных расстройств, оцениваемых с помощью самоопросников, заполненных респондентами.
На основе полученных данных исследователи выявляют закономерности: например, что уровень IQ ребенка в возрасте 14 лет положительно коррелирует с уровнем годового дохода в 50 лет, и данная корреляция выражена коэффициентом 0,265 (26,5%).
Это значит, что в среднем для 26 человек из 100 более высокий уровень доходов во взрослом возрасте может быть связан с более высоким уровнем интеллекта в детстве.
Но эта зависимость обретает гораздо большее значение, когда рассматривается вне отрыва от других факторов, среди которых, помимо уже упомянутого интеллекта, или когнитивных способностей, присутствуют социально-экономический статус семьи, уровень воспринимаемого контроля и характер индивида.
Социальный бэкграунд и образование — ключ к благосостоянию человека
В целом выявленная корреляция между этими показателями и уровнем доходов вместе с карьерными достижениями детей во взрослом возрасте составляет до 20%.
Для психологии 20% — большая зависимость, механизмы действия которой понятны и без сложных социологических исследований: доход семьи напрямую влияет на стартовые возможности ребенка и его социальный капитал, которые, в свою очередь, влияют на размер заработка и социальный статус человека в будущем.
Исследования в этой области проводятся с 1960-х годов. Ученые на достаточно больших выборках людей смогли проследить влияние родительских факторов на протяжении всей жизни индивидуума.
Причем корреляция между образованием и престижностью профессии, уровнем дохода или социальным классом в будущем может составлять до 40%, что делает этот фактор важнейшим в определении траектории достижений человека.
Выявленную взаимосвязь уровня благосостояния с социальным бэкграундом и образованием человека можно, исходя из указанных исследований, визуализировать следующим образом:
Интеллект: что измеряем?
Одним из самых распространенных стереотипов о причинах успеха или неуспеха индивидуума является когнитивная гипотеза, согласно которой уровень интеллекта человека влияет на его достижения. Появившийся в начале XX века тест на измерение умственных способностей изначально задумывался его создателями исключительно как методология оценки детей и взрослых с затрудненным развитием познавательной деятельности или с проблемами мышления. Но «тестирование интеллекта» быстро было принято на вооружение методистами из сферы образования. Понятно почему: это единый, удобный, а главное, оцифрованный способ измерить мышление людей.
Тест на IQ быстро превратился в общественный миф о том, что это комплексный показатель потенциала индивидуума, способный предсказать траекторию человеческого развития. Да еще при этом — врожденный. Но к концу XX века наука всё больше и аргументированней начала предоставлять доказательства того, что:
— уровень IQ человека — это не врожденный, а вполне подвластный изменению параметр личности;
— тесты IQ могут мало что могут измерить в столь комплексном человеческом мышлении, кроме способности к прохождению этих самых тестов.
Из этой контраргументации появились EQ (emotional quotient) — навык управления эмоциями, SQ (spiritual quotient) — духовный интеллект, VQ (vision quotient) — уровень энергичности, которые хоть и придают современной картине описания потенциала индивидуума целостности и всеобъемлемости, подвержены тем же проблемам, что и пресловутый показатель интеллекта, а именно отсутствию объективных возможностей как для их измерения, так и для оценки их влияния на развитие человека.
И всё-таки, несмотря на все общественные споры вокруг IQ, современная академическая наука признает, что уровень интеллекта, определенный тестами когнитивных способностей и измеренный в детском возрасте, действительно коррелирует:
— до 30% — с уровнем дохода и социальным статусом во взрослом возрасте;
— до 50% — с уровнем образования!
Поэтому предложенную ранее цепочку можно визуализировать уже следующим образом:
Локус контроля — управляемый успех
«Контроль. Это, казалось бы, незначительное психологическое понятие оказывает, возможно, самое важное влияние на всё человеческое поведение. Здесь речь идет не о способности человека контролировать действия других, но о той личной власти, которую вы имеете над своей собственной жизнью и над событиями в ней».
Роджер Р. Хок
Локус контроля — это характеристика человека, определяющая то, как он объясняет свои успехи или неудачи.
— Внутренний локус контроля — все действия определяются человеком как собственные усилия, сопровождающиеся четко выраженным ощущением контролируемости внешней среды.
— Внешний локус контроля — среда воспринимается как неподконтрольная, человек ощущает пассивность своей роли и невозможность влияния.
Например, школьник может оценить успешную сдачу теста как «я хорошо подготовился, поэтому справился с заданием» — это внутренний локус; или в менее адаптивной форме: «задачи были простые, поэтому я получил хорошую оценку» — внешний локус.
Именно внутренний локус контроля рассматривается психологией как один из основных факторов повышенной целеустремленности и устойчивости к неудачам, что доказано его 15%-й корреляцией с достижениями детей во взрослом возрасте и крайне сильной взаимосвязанностью с уровнем интеллекта — до 50%-й корреляции.
То есть уверенность ребенка в собственных силах положительно сказывается на баллах по тестированию и обучаемости, что через высокую школьную успеваемость и ощущение собственной компетентности приводит к более высокому уровню благосостояния в будущем.
Все эти факторы достаточно хорошо изучены по отдельности. Например, известно, что высокий уровень невротизма отрицательно сказывается как на будущих образовательных, так и карьерных достижениях, а также чаще ассоциируется с финансовыми проблемами и риском потери работы. Индивидуумы же с высокой самооценкой и уверенностью в своих силах склонны более усердно искать работу в период ее отсутствия, а при выборе сфер занятости отдают предпочтение более комплексным и сложным занятиям — что приводит к более высокому уровню дохода в будущем.
Интересное наблюдение было сделано касательно людей с низкой самооценкой: они склонны отрицать свое влияние на собственные достижения, что приводит к дополнительным переживаниям по поводу того, как они будут справляться в будущем, и к избеганию дальнейших возможностей к росту, а значит, делает будущий успех менее вероятным. Это не что иное, как известное в популярной психологии явление «синдрома самозванца».
Важно заметить, что все четыре характеристики — локус контроля, самоэффективность, самооценка и невротизм — очень сильно между собой коррелируют — до 60%, то есть они взаимосвязаны. Поэтому и стала рассматриваться возможность объединения этих факторов в одну мегачерту.
Важность этих характеристик при оценке человеком самого себя убедительно доказывают графики в работе одного из ведущих исследователей этого направления Тимоти Джаджа, выпущенной в 2007 году под названием Capitalizing on One’s Advantages: Role of Core Self-Evaluations («Использование своих преимуществ: роль ядерной самооценочной диспозиции»):
Мы видим, что для людей с одинаковыми образовательными или семейными возможностями наличие разной самооценочной диспозиции приводит к значительной разнице ожидаемого дохода в будущем. Причем чем образование и статус семьи выше, тем сильнее эта разница в достижениях выражена.
И хотя самооценочная диспозиция не так влиятельна в случае низких стартовых возможностей (левая часть графиков), что лишний раз подчеркивает роль семьи и образования в формировании траектории благосостояния индивидуума, наличие у человека внутреннего локуса контроля, уверенности в себе и адаптивной трактовки внешних событий является огромным преимуществом, доказанным современными исследованиями.
Цена характера: менталитет как самый устойчивый фактор личности
Еще один фактор, рассматриваемый социальной психологией как предиктор будущего успеха, — это характер индивидуума, выраженный большой пятеркой ключевых мегачерт:
Долгое время активная роль характера в достижениях человека академической социологией не воспринималась всерьез, на данный момент метаисследования выделяют корреляцию до 25% между персональными чертами и будущим профессиональным статусом и удовлетворенностью работой.
Среди черт характера наиболее явным фаворитом по влиянию на уровень благосостояния является conscientiousness, которую можно перевести на русский язык как «сознательность» или «добросовестность» и которая включает в себя такие черты, как ответственность, трудолюбие и самоконтроль.
Существует огромное количество исследований, подтверждающих положительное влияние сознательности не только на будущие образовательные или профессиональные успехи, но и на снижение уровня смертности и вероятность развода, на повышение успеваемости в школе и удовлетворенности жизнью в целом.
Неудивительно, что именно эта черта сейчас имеет статус самой востребованной в популярной психологии, что выражается в различных новых качествах, в которых она выступает в литературе по саморазвитию: например, выделенная психологом Ангелой Дакворт черта grit (устойчивость, усердие) или концепция Growth Mindset («установка на рост»), разработанная психологом Кэрол Дуэк.
Корреляция же между образовательными и профессиональными успехами индивидуума и его оценки по стандартным опросникам шкалы «сознательности» составляет в некоторых исследованиях до 40%!
Роль случая: как обществу относиться к научным выводам об успехе
Рассмотренными выше факторами не исчерпывается список влияющих на благосостояние человека причин, которые рассматриваются современной социологией достижений. Существует большой пласт исследований, касающихся, например, таких предикторов, как:
Тем не менее все их можно соотнести с тремя глобальными метафакторами: среда, интеллект, выраженный в тестах на когнитивные способности, и персональность — причем именно последние два считаются наиболее статистически значимыми. Но тут перед социальной психологией при оценке данных факторов встает вопрос: что стоит за этой статистической значимостью?
Способны ли стандартные когнитивные тесты измерить интеллект человека и сделать на основании этого выводы о его мышлении, а именно: может ли математический или визуальный тест подтвердить скорость и качество принятия решений человеком вне реального жизненного контекста? Судя по исследованиям, может.
Есть же связь между тестами и профессиональными и академическими достижениями. Но что за этой взаимосвязью стоит: реальные когнитивные способности человека, используемые при прохождении тестов, или повышенная мотивация, ответственность и интерес к решению абстрактных задач?
Мотивация и интерес, которые передаются далее — от тестов к остальной деятельности. Но если мы говорим о мотивации, что за ней стоит и что ее формирует — цели, родительские и социальные примеры, случайные факторы среды? Тут социальная психология предлагает гораздо меньше конкретных ответов.
То же касается и предикторов, связанных с характером человека. Под воздействием чего формируются те или иные черты характера, темперамента или поведения индивидуума — и можно ли на этот процесс влиять, провоцируя у детей проявление более адаптивных черт?
Одним из самых больших научных споров в истории психологии является дискуссия «Гены или среда».
Главенствовавший в психологии в течение длительного времени бихевиоризм, утверждающий, что все грани человеческой личности формируются под влиянием внешней среды, к концу XX века начал уступать место идее наследуемости многих характеристик человека.
На данный момент в психологии поведения сформирован консенсус о том, что спор «Гены или среда» более не актуален — и что следует рассматривать взаимосвязь генов и среды. Многочисленные близнецовые исследования, которые являются основным инструментом современной поведенческой генетики, доказывают, что многие характеристики личности, включая интеллект, могут наследоваться. Но проявление наследственных черт, в свою очередь, зависит от уникальной среды, с которой сталкивается индивид.
Дальнейшие дискуссии ведутся уже об уровне этого соотношения генов и среды для каждой из черт и о том, что эти соотношения могут значить, например для людей, проигравших в «генетической лотерее».
Также отдельно стоит вопрос и практического применения выводов социальной психологии в образовании и воспитании. Показательным примером является разработка методов развития у детей сознательности, которую ранее мы выделили как один самых сильных предикторов дальнейшего благополучия практически во всех сферах — работе, здоровье и отношениях.
Но доказано, например, что проявление данной черты в подростковом возрасте может отрицательно сказываться на социальной коммуникации подростка и восприятии его сверстниками. Наверное, у каждого из нас был в детстве такой товарищ, который, когда все забирались на дерево, оставался внизу и жаловался преподавателю или воспитателю. Получал ли этот ребенок выгоды в образовательном плане — в виде восприятия этого ребенка взрослым окружением как послушного и ответственного? Скорее всего. В социальном плане? Вряд ли. То же касается и развития креативности, которая отрицательно коррелирует с уровнем сознательности индивидуума.
А главной проблемой можно считать такой вопрос: что делать детям, которым все говорят о необходимости быть сознательным, ответственным и воспитывать в себе «установку на рост», но которым, в силу своей импульсивности или экстраверсии, таковыми быть не удается? В таких случаях формируется чувство вины из-за несоответствия ожиданиям взрослых, что крайне критично для несформированной детской психики.
Но насколько меритократия возможна в обществе, в котором столь существенную роль в траектории жизни человека играют социальный бэкграунд и связанный с ним уровень образования, — когда семьи могут из поколения в поколение передавать свой социальный капитал, сильно ограничивая вертикальную мобильность для других? Решением этого вопроса могут стать ограничения наследования, прогрессивное налогообложение, изменение условий поступления в высшие учебные заведения.
Но без принятия обществом выводов современной социологии достижений, сколь «нежелательными» для адептов меритократии они бы ни были, любые долгосрочные изменения в жизни социума будут невозможны.
13 определений успеха, о которых ты никогда не задумывался
Каждый человек не раз задумывался о том, что такое успех. Одни говорят, что признак успешности — это деньги, другие считают, что добьются успеха, когда станут популярными, откроют свой бизнес или купят дорогое авто. На самом деле, большинство даже не представляют, что это понятие не может быть односложным.
Определений слова «успех» десятки, а то и сотни сразу. Для каждого человека под этим словом кроется что-то личное: кто-то мечтает быть любимым и завести крепкую семью, кто-то — привести в порядок своё тело и поправить здоровье. Мы собрали несколько определений успеха, о которых ты никогда не задумывался, чтобы расширить твоё представление о жизни.
1. Успех — баланс между работой и личной жизнью
Невозможно чувствовать себя успешным, если всё своё свободное время ты пытаешься забить работой. Карьера — это, конечно же, важно, ты надеешься стать настоящим профессионалом своего дела, занять руководящую должность, повысить уровень своей заработной платы. Но нельзя забывать и о том, что помимо работы у тебя есть и личная жизнь. Встречи с друзьями и семьёй, отношения, хобби, качественный отдых — без всего этого невозможна полноценная жизнь. Так что для того, чтобы почувствовать себя успешным, ты должен найти баланс.
2. Успех — вера в то, что ты сможешь, подкреплённая действиями
Успех — это верить в себя, и в то, что ты сможешь добиться желаемых результатов, а также подкреплять эту веру активными действиями. Можно годами мечтать об открытии собственного бизнеса, переезде в другую страну, смене работы, при этом сомневаться в своих силах и не предпринимать никаких попыток что-то изменить в своей жизни. А можно двигаться к поставленной цели маленькими шагами, чувствуя, что у тебя всё получится.
3. Успех — забота о твоих потребностях
Многие люди привыкли отодвигать свои потребности на задний план, сосредотачивая всё своё внимание на другом человеке, или просто не желая тратить свои силы и время. Как итог: они испытывают недовольство своей жизнью, разочаровываются в себе и в окружающих, которые почему-то не хотят отвечать им взаимностью и делать удовлетворение потребностей кого-то другого своим приоритетом. Успех — это когда ты понимаешь, что кроме тебя никто не должен брать ответственность за твоё благополучие. И как только до тебя доходит эта простая истина, ты берёшь всё в свои руки и начинаешь делать свою жизнь лучше.
4. Успех — преодоление своих страхов
По-настоящему успешный человек — это не тот, кто легко добился всех своих поставленных целей. Это тот, кому пришлось преодолевать самого себя и свои страхи. Посуди сам, разве ты не будешь чувствовать, что добился успеха, когда то, что пугало тебя больше всего на свете, полностью потеряет над тобой власть.
5. Успех — умение достойно принимать поражения
Ты сможешь назвать себя успешным человеком, когда неудачи перестанут тебя пугать или вызывать сильные негативные эмоции. Успех — это знание того, что любая твоя ошибка = ценный опыт, который поможет тебе в дальнейшем, а также умение держать себя в руках при болезненном поражении. Это говорит о том, что ты сильно вырос в личностном плане, и больше не даёшь эмоциям брать верх над холодным рассудком в моменты, когда у тебя что-то не получается.
6. Успех — взаимная любовь
Взаимная любовь, а не просто влюблённость или симпатия — это очень редкое явление. Поэтому найти человека, которого ты полюбишь всем сердцем, и который также будет относиться к тебе — большая удача. А если вам удастся сохранить эту самую любовь, уважение друг к другу и взаимопонимание, то вы добьётесь успеха в личной жизни, о котором мечтает так много людей.
7. Успех — люди, которые всегда поддержат тебя
Задумайся на минуту, ведь далеко не у каждого человека есть свой надёжный тыл. Кто-то не ладит с родственниками, у кого-то нет преданных друзей, кому-то сложно доверять людям, потому что его десятки раз обманывали и бросали. Если ты не знаком со всем этим, и у тебя есть люди, которые всегда поддержат тебя, окажут посильную помощь, выслушают и дадут ценный совет, то ты можешь назвать себя успешным человеком.
8. Успех — найти дело всей твоей жизни
Некоторые люди долгие годы занимаются не тем, чем им бы хотелось, тратят время на ненавистную работу, мечтая только об одном — наступлении пятницы. Если у тебя есть занятие, пусть даже пока неоплачиваемое или не приносящее желаемого дохода, но дарящее тебе много положительных эмоций, ты уже успешнее большинства. Главное — не теряй мотивацию, не сдавайся, и не недооценивай важность своего дела.
9. Успех — иметь место, которое ты можешь назвать домом
Ты можешь долгие годы скитаться по съёмным квартирам или переезжать в разные города, и так и не найти место, в которое тебе захочется возвращаться после работы, встреч с друзьями и путешествий. А можешь обрести свой дом, и чувствовать себя по-настоящему счастливым. Дом — это необязательно своя собственная квартира, это может быть съёмная однушка, небольшой домик в посёлке, куда ты приезжаешь отдохнуть от городской суеты, микрорайон с комфортными для тебя условиями жизни, и даже город или страна, которые полностью отвечают твоим запросам.
10. Успех — забота о своём здоровье
Самое ценное, что есть у каждого человека — это его здоровье. Без здоровья, увы, невозможно добиться значительных успехов в чём бы то ни было. Здоровье — это ресурс, который большинство людей тратит, не задумываясь о его восполнении. Ты можешь назвать себя успешным человеком, если ты ценишь то, что имеешь, и изо всех сил стараешься давать себе время на отдых, заставлять себя правильно питаться, больше двигаться, ходить к врачам, заботиться о своём психологическом комфорте и т.д.
11. Успех — быть самим собой вне зависимости от ситуации
Умение быть самим собой говорит о том, что ты не боишься чужого мнения, неодобрения со стороны родных и друзей, предвзятости из-за внешнего вида или своих взглядов. Если в любых ситуациях ты не отступаешь от своих принципов, не пытаешься изменить что-то в себе, чтобы произвести хорошее впечатление на человека, не меняешь свою точку зрения — это проявление смелости и стойкости.
12. Успех — понимание разницы между потребностями и желаниями
Для того, чтобы добиться успеха, ты должен понимать разницу между своими потребностями и желаниями. Порой тебе нужно будет отодвинуть на задний план или отложить на какое-то время удовлетворение своих желаний, чтобы прийти к финансовой стабильности и не отвлекаться на второстепенные задачи в процессе достижения поставленных целей. Если ты умеешь акцентировать внимание на важном, а именно на своих потребностях, а не желаниях, ты сможешь добиться высоких результатов во всём, чем ты занимаешься.
13. Успех — знать, кто ты на самом деле
Успех — это знать, что ты за человек, каких принципов придерживаешься, в какие убеждения веришь, какими личностными качествами ты доволен и недоволен. Важно анализировать свои мысли, слова и действия, копаться в своих страхах и сомнениях, уметь договариваться с самим собой, знать, как себя мотивировать. Если ты умеешь всё это — значит, ты намного счастливее тех, кто постоянно находится в поисках себя, и не понимает, что ему нужно для того, чтобы жить полной жизнью.