Чем определяется учебная нагрузка

Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?

Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть фото Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть картинку Чем определяется учебная нагрузка. Картинка про Чем определяется учебная нагрузка. Фото Чем определяется учебная нагрузка

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план). Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона). Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

при 5-дневной неделе,

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть фото Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть картинку Чем определяется учебная нагрузка. Картинка про Чем определяется учебная нагрузка. Фото Чем определяется учебная нагрузка

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть фото Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть картинку Чем определяется учебная нагрузка. Картинка про Чем определяется учебная нагрузка. Фото Чем определяется учебная нагрузкаВ общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Источник

Приложение N 2. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Порядок
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601)

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.

1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

II. Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения

2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:

русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;

иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

2.3. При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2.4. Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

2.5. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

2.6. Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

2.7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

III. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, основания ее изменения

IV. Определение учебной нагрузки преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения

4.1. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев.

Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

4.2. Преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка.

4.3. Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется на количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

4.4. В случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.

4.5. В случае фактического выполнения преподавателем учебной (преподавательской) работы в день выдачи листка нетрудоспособности, в день отъезда в служебную командировку и день возращения # из служебной командировки уменьшение учебной нагрузки не производится.

4.6. Средняя месячная заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском.

4.7. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, либо уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года.

V. Особенности определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором

5.2. Определение учебной нагрузки педагогических работников на определенный срок осуществляется для выполнения учебной нагрузки на период замещения временно отсутствующих педагогических работников, а также на период временного замещения вакантной должности до приема на работу постоянного работника.

5.4. Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

VI. Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения

6.2. Учебная нагрузка каждого педагогического работника определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать верхних пределов, устанавливаемых по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

6.4. Нормы времени по видам учебной деятельности, предусмотренным пунктом 6.3 настоящего Порядка, включаемых в учебную нагрузку педагогических работников, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку педагогических работников при реализации образовательных программ в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»*, устанавливаются локальным нормативным актом организации по согласованию с соответствующим федеральным государственным органом.

За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации образовательных программ, в соответствии с пунктом 28 Порядка, утвержденного приказом N 1367, пунктом 17 Порядка, утвержденного приказом N 1258, пунктом 18 Порядка, утвержденного приказом N 1259.

6.5. Соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.

VII. Установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников

7.1. В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом в следующих случаях:

7.1.1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;

7.1.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;

7.1.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.

7.2. Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.

Источник

Чем определяется учебная нагрузка

Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть фото Чем определяется учебная нагрузка. Смотреть картинку Чем определяется учебная нагрузка. Картинка про Чем определяется учебная нагрузка. Фото Чем определяется учебная нагрузка

В статье, подготовленной юристами профсоюза «Учитель», рассмотрены следующие вопросы: 1) нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка), 2) ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками), 3) дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату, а также даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу рабочего времени.

1. Нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка)

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда на федеральном уровне определяются (ч. 3 ст. 333 ТК РФ):

— продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (установлено Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения (установлено Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

Учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре. Ее объем определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации (тарификационным списком) (п.п. 1.3, 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Объем учебной нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. К примеру, если учитель проводит, 9, 18, 27 учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 часов в неделю. В трудовой договор вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).

Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 3.5 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02).

Вопрос: Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?

Ответ: Верхний предел учебной нагрузки предусмотрен только для некоторых педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам. Для педагогических работников общеобразовательных организаций федеральным законодательством он не ограничен. Региональные, муниципальные власти, а также общеобразовательные организации самостоятельно устанавливать его не вправе, поскольку случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются исключительно федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ, разд. VII Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Однако следует отметить, что есть позиция, согласно которой верхний предел ограничен статьей 333 ТК РФ. Суть ее заключается в следующем.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

Напомним, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников (пп. «з» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41).

В соответствии с примечанием 4 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением отдельных случаев. Однако эта норма с учетом ч. 1 ст. 333 ТК РФ касается перераспределения рабочего времени в пределах 36 часов. А работа за пределами 36 часов уже требует заключения договора по внутреннему совместительству либо оформления сверхурочной работы.

Вопрос: Если учитель был на больничном, а в это время его никто не заменял, обязан ли он выйдя на работу отработать пропущенные уроки?

Ответ: В период временной нетрудоспособности работник освобождается от работы. Поскольку период временной нетрудоспособности не относится к рабочему времени, для временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время их отсутствия (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, п. 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Следовательно, требовать от работника отработать часы, которые пришлись на период его отсутствия из-за временной нетрудоспособности, работодатель не вправе.

1.1. Изменение учебной нагрузки

Изменение учебной нагрузки вызывает много вопросов со стороны педагогических работников. По большей части с изменением нагрузки сталкиваются при ее определении на новый учебный год.

Согласно общему правилу в новом учебном году у учителя по основному месту работы сохраняется объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах (п. 2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Изменить объем учебной нагрузки можно по соглашению сторон трудового договора в любое время. Соглашение заключается в письменной форме.

Если работник откажется работать с уменьшенной нагрузкой, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ (поскольку учебная нагрузка оговаривается в трудовом договоре, при ее изменении в одностороннем порядке должны также соблюдаться положения ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).

Неправомерное увольнение работника в случае изменения учебной нагрузки за отсутствием законных оснований или с нарушением установленной процедуры можно оспорить в суде. Обратиться в этот орган нужно в течение одного месяца со дня увольнения.

Существует положительная для педагогических работников практика по этому вопросу. Например Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча на должность учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такая причина изменения не поименована в Приложение № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Решение поддержал Мосгорсуд.

2. Ненормируемая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками

• Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?
• Может ли директор заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
• Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Другая часть педагогической работы (ненормируемая часть) также требует затрат рабочего времени. Однако это время не конкретизировано по количеству часов.

К этой части относится выполнение видов работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками по занимаемой должности, например (п. 2.1 Особенностей):

— подготовка к занятиям, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся и выполнение с ними дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы;

— участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);

— ведение журнала, дневников обучающихся и работа с родителями;

— участие в работе педагогических и методических советов;

— участие в мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации (например, участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);

— периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

Отметим важную проблему, которая до сих пор надлежащим образом не урегулирована на законодательном уровне: действующее законодательство, устанавливая рабочее время педагогического работника – не более 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени.

В частности это касается учета затрат времени на другую часть педагогической работы (ненормированную). Получается, что многое зависит от того, как именно будет определен круг большинства этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа (по вопросу: «Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?» см. ниже.). Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию»), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.
Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 50 до 75 часов в неделю.

Простого способа решения этой проблемы нет. Что мы можем предложить?

Оставляем «ненормированную часть», но определяем список дополнительных работ, которые должны быть оплачены помимо уроков.

Вопрос: Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?

Ответ: Нет. Соотношение учебной нагрузки и другой деятельности предусмотрено только для педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (п. 6.5 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Ранее Минобрнауки России отмечал, что для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой определяется такое соотношение. Оно имеет существенное значение, поскольку в отличие от учителей, педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава получают должностной оклад вне зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

Более того, по мнению ведомства действия работодателя по нормированию локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей неправомерны (Письмо от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849). То есть директор не имеет права прописать в правилах трудового распорядка или приказах точное количество времени, которое он должен потратить на выполнение своих обязанностей (например, на проверку тетрадей, общение с родителями, методическую работу).

Вопрос: Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

Ответ: В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.
Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей — это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.

Вопрос: Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Ответ: Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей. На каникулах учителя осуществляют педагогическую (в том числе методическую и организационную работу) в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникул, а также времени, необходимого для выполнения «ненормированной части педагогической работы» (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому (разд. IV Особенностей). Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

3. Дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату

• Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства методическим объединением?
• Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?

Дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняются с письменного согласия учителя и за дополнительную оплату. Возложение на работника таких обязанностей, необходимо отразить в трудовом договоре (дополнительном соглашение к трудовому договору). К такой деятельности относятся (п. 2.3 Особенностей):

— проверка письменных работ;

— заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;

— руководство методическими объединениями;

— другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Выполнение дополнительной работы по времени также не конкретизировано.

Вопрос: Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства школьным методическим объединением? В нашей школе этот вид деятельности не оплачивается. Обязанность вменяется на основании приказа.

Ответ: в данном случае директор не вправе объявить педагогическому работнику выговор за отказ от руководства методическим объединением.
Руководство методическими объединениями относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. Такая работа выполняется на условиях дополнительной оплаты и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) (абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).

Вопрос: Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?
Описание ситуации: Директор настаивает на том, что классные руководители обязаны вести внеурочную деятельность в количестве 3-5 часов в субботу (дети учатся по пятидневной неделе, у педагогов шестидневная рабочая неделя, но нагрузка распределена так, что все уроки укладываются в пятидневку). Оплаты за внеурочку нет и не будет. Директор считает, что эта оплата включена в те самые 5 тысяч классного руководства, а внеурочка по ФГОС обязательна. Помимо основной нагрузки, которую вырабатываем за пять дней, мы должны еще идти в субботу работать. Так должно быть или внеурочная деятельность не входит в оплату классного руководителя и должна оплачиваться отдельно?

Ответ: методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ приведены в Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672, а Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие в том числе классные руководители. Однако это не означает, что классный руководитель обязан ее осуществлять. Функции у классного руководителя иные: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную нагрузку педагогического работника. Следовательно, эти часы учитываются при тарификации и подлежат оплате.

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. А введенная с 1 сентября 2020 г. доплата за классное руководство в размере не менее пяти тысяч рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета иным способом (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08). Указанное также свидетельствует о том, что внеурочная деятельность не может осуществляться за счет доплаты за классное руководство.

Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком. Указанные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

Таким образом, внеурочная деятельность подлежит оплате, причем ее нельзя подменить доплатой за классное руководство. Расписание занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, устанавливается образовательной организацией. Требовать проведение занятий в дни, не предусмотренные расписанием занятий, директор организации не вправе.

4. Основные нарушения со стороны работодателей и способы отстаивания трудовых прав

Чаще всего встречаются следующие нарушений со стороны работодателей:

2) требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки во время каникул,

3) в предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня,

4) неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия),

5) неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

По степени сложности эти ситуации делятся на три группы.

В ситуациях №1 и №2 мы видим явный произвол со стороны работодателя, поэтому достаточно четко объяснить директору, что он не прав, например, подать заявление в письменном виде со ссылкой на законодательство («прошу устранить нарушения моих трудовых прав. » или принести разъяснение юриста профсоюза. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить проблему №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК РФ, в том числе ст. 95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий, но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[1] с детьми вне обычного расписания занятий, необходимо многое проговорить с директором заранее. Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная инициатива учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы (поэтому в приказе должно быть сказано не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»). Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или «отгулы» (дополнительные выходные дни) (ст. 152 ТК РФ). Последнее проще для школы, поэтому обычно директор соглашается предоставить «отгулы» в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, только в этом случае учитель сможет обратиться в суд, если оговоренные условия не будут соблюдены.

Что касается ситуации №5, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы.

Педагоги и профсоюз могут добиваться внесения в коллективный договор, в локальные нормативные акты дополнительных положений и системы учета рабочего времени.

Например, администрация школы совместно с представителями педагогического коллектива проводит мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга можно рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами) и внести его в коллективный договор.

Можно определить: 1) перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений); общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю; 2) определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

1) разработать в школе должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности;

2) в соответствии с требованиями ст. 91 ТК РФ обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя;

3) предоставить профсоюзу или представителям педагогического коллектива возможность проверки этого учета;

4) расписание уроков составлять с учетом пожеланий учителей, с минимальным количеством окон (в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Приходится признать, что проблемы с рабочим временем педагогов будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление Министерства просвещения об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее существующее деление на нормированную и ненормированную части.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *