Чем определяется статус московской области как субъекта российской федерации
Характеристика субъекта
Московская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
Органы государственной власти расположены в Москве и Красногорске.
Граничит: на северо-западе и на севере с Тверской областью, на севере — с Ярославской, на северо-востоке и на востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской областями.
Образована: 14 января 1929 года.
В Московской области на 2006 год насчитывалось 80 городов (не учитывая городов Москвы с подчиненным ей Зеленоградом и Сходни, вошедшей в состав Химок в 2004 году), 16 из них имеют население свыше 100 тыс. чел.
Три крупнейших города по численности населения — Балашиха (192,8 тыс.), Химки (186,2 тыс.) и Подольск (182,4 тыс.). Большая часть городов имеет население от 10 до 50 тыс. чел. Самым маленьким городом области является Верея в Наро-Фоминском районе.
Старейшим городом области считается Волоколамск, впервые упоминающийся в 1135; город на 12 лет старше Москвы; ненамного моложе столицы города Звенигород (основан в 1152), Дмитров (датой основания считается 1154), Коломна (датой основания считается 1177).
На территории области имеется 5 ЗАТО, только одно из них является городом (Краснознаменск). Город Москва хотя и считается административным центром Московской области, а также целиком окружен её территорией, однако имеет особый территориальный статус — это город федерального значения (Конституция РФ, статья 65), субъект РФ. После муниципальной реформы 36 районов из 39 ранее наделены статусом муниципальных районов, 3 (Балашихинский, Домодедовский и Химкинский) — статусом городских округов. Московская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
Изменение границ с 1 июля 2012 года
Основная статья: Расширение территории Москвы (2011—2012) С 1 июля 2012 года при изменении границ Москвы и Московской области Москве отошли целиком территории 21 муниципального образования: два городских округа — Троицк и Щербинка, 19 городских и сельских поселений, входивших в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы, а также часть Одинцовского и Красногорского районов.
Кроме основного юго-западного массива к Москве были присоединены два протуберанца и один эксклав в западном направлении:
Территория инновационного центра «Сколково» (часть территории городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района),
Территория «Рублёво-Архангельского» (часть территории сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района и городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района),
Территория возле города Звенигорода (часть территории сельских поселений Ершовское и Успенское Одинцовского муниципального района).
Чем определяется статус московской области как субъекта российской федерации
Глава 3. Федеративное устройство
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, автономный округ.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Чем определяется статус московской области как субъекта российской федерации
от 11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ
(с изменениями на 27 мая 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2021 года)
Законом Московской области от 25 апреля 2014 года N 39/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.04.2014);
Законом Московской области от 9 июня 2014 года N 67/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 11.06.2014);
Законом Московской области от 23 декабря 2014 года N 174/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.12.2014);
Законом Московской области от 19 февраля 2015 года N 17/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.02.2015);
Законом Московской области от 4 сентября 2015 года N 136/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 07.09.2015);
Законом Московской области от 19 октября 2015 года N 166/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.10.2015);
Законом Московской области от 28 декабря 2015 года N 258/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.12.2015);
Законом Московской области от 18 октября 2016 года N 121/2016-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 20.10.2016);
Законом Московской области от 19 декабря 2017 года N 215/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.12.2017);
Законом Московской области от 18 сентября 2018 года N 150/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.09.2018);
Законом Московской области от 27 сентября 2018 года N 156/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 01.10.2018);
Законом Московской области от 25 октября 2018 года N 173/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 31.10.2018);
Законом Московской области от 28 декабря 2018 года N 251/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.12.2018);
Законом Московской области от 13 июня 2019 года N 110/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.06.2019);
Законом Московской области от 31 июля 2020 года N 174/2020-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2020, N 5000202008050003) (о порядке вступления в силу см. Закон Московской области от 31.07.2020 N 175/2020-ОЗ);
Законом Московской области от 16 марта 2021 года N 30/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.03.2021);
В документе учтено:
Принят
решением Московской областной Думы
от 5 ноября 1996 года N 5/108
и решением Московской областной Думы
об отклонении заключения
Главы администрации
от 4 декабря 1996 года N 6/112
Раздел 1. Народ как источник власти
Глава 1.1. Формы демократии и ее институты
Статья 1
2. Право населения области на власть гарантируется правовой системой Российской Федерации и Московской области, ответственностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области. (нумерация пункта в ред. Закона Московской области от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ)
Статья 2
Никто не может присваивать власть законно избранных населением области должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 3
1. В Московской области обеспечиваются и гарантируются законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области правовые институты демократии, включающие:
а) общероссийский, областной и местный референдумы;
б) систему выборов депутатов и должностных лиц;
в) гражданскую инициативу;
г) народное обсуждение.
2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
3. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного прямого и тайного голосования.
Статья 4
В Московской области может быть учреждено Московское областное Собрание. Правовой статус Московского областного Собрания, порядок его формирования и деятельности устанавливаются законом Московской области.
Глава 1.2. Областной и местный референдумы
Статья 5
1. Порядок назначения и проведения референдума Московской области, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на референдуме Московской области, устанавливаются законом Московской области в соответствии с федеральным законодательством.
2. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Московской области. (п.2 в ред. Закона Московской области от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ)
Статья 6
1. На областной и местный референдумы могут выноситься наиболее важные вопросы общественной жизни и проекты нормативных правовых актов Московской области и муниципальных образований Московской области.
2. На референдум Московской области не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Московской области; о приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Московской области; о проведении досрочных выборов органов государственной власти Московской области либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти Московской области; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении бюджета Московской области, выполнении и изменении финансовых обязательств Московской области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум Московской области не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. (в ред. Законов Московской области от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ)
3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (в ред. Законов Московской области от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ, от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ)
Статья 7
1. По решению законодательного органа государственной власти Московской области вопрос, отнесенный к ведению Московской области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер.
Порядок назначения и проведения консультативного референдума, а также применения рекомендательного решения, принятого на консультативном референдуме, устанавливается законом Московской области. (абз. включен Законом Московской области от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ)
Глава 1.3. Областное народное обсуждение и гражданская инициатива
Статья 8
Итоги обсуждения доводятся до сведения населения области через средства массовой информации.
Порядок назначения и проведения областного народного обсуждения определяется законом Московской области.
Статья 9
Население области имеет право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Московской области.
Статья 10
Гражданская инициатива может иметь своей целью:
а) проведение областного или местного референдума;
б) внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области;
г) отставку должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.
Глава 1.4. Публичный характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
Статья 11
Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обязаны регулярно информировать население области о своей деятельности, о положении дел в Московской области или на территории соответствующего муниципального образования.
Основными источниками информации населения области являются областные и местные средства массовой информации, депутатские, общественные слушания, отчеты перед населением области.
Статья 12
Гарантии и формы получения информации от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области, а также их ответственность за непредоставление информации устанавливаются законодательством.
Статья 13
Заседания органов государственной власти и местного самоуправления в Московской области проводятся гласно и носят открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Раздел 2. Права и свободы человека и гражданина, гарантии прав и свобод
Статья 14
В Московской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области и обеспечиваются правосудием.
Статья 15
1. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области не должны отменять или ограничивать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области, отменяющие или ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, и подлежат отмене в установленном законом порядке.
3. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области могут устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Московской области.
Статья 16
1. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц.
2. Государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления Московской области, признанные виновными в установленном законодательством порядке в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Статья 17
1. Для обеспечения прав человека и гражданина в Московской области устанавливается система государственных социальных стандартов Московской области. Государственные социальные стандарты Московской области не могут снижать уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, установленный минимальными государственными стандартами Российской Федерации.
2. Государственным социальным стандартом Московской области признается установленный законом Московской области норматив (группа нормативов) организационного, финансового, материального и правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционного права граждан.
Органы государственной власти обязаны обеспечить выполнение каждого государственного социального стандарта Московской области на всей территории Московской области.
Приоритеты реализации и порядок введения государственных социальных стандартов Московской области определяются законом Московской области.
3. В Московской области обеспечивается равный доступ к системе государственных социальных стандартов Московской области в соответствии с законом Московской области.
4. Органы местного самоуправления Московской области на своей территории могут повышать уровень государственных социальных стандартов Московской области и вводить муниципальные социальные стандарты в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области.
Статья 18
В Московской области обеспечивается право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, к их должностным лицам.
Рассмотрение обращений граждан органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, их должностными лицами осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 19
1. Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обеспечивают право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области.