Чем определяется спрос на деньги
Спрос на деньги
Спрос на деньги (Demand for money) (M D ) — это спрос на ликвидные активы (обычно агрегат М2), которые люди желают иметь в определенный момент времени, при данном уровне дохода. В национальной экономике спрос на деньги растет вместе с увеличением дохода, вместе со снижением процентной ставки, с уменьшением скорости оборота денег.
Спрос на деньги определяется двумя основными мотивами: спросом на деньги для сделок (трансакционный спрос) и спросом на деньги со стороны активов.
Трансакционный спрос тем выше, чем больше объем национального продукта в стране, так как при этом больше совершается сделок. Спрос на деньги зависит и от уровня цен: чем они выше, тем больше требуется денег. Трансакционный спрос на деньги зависит от скорости оборота денег, хотя по данному вопросу экономисты не пришли к единому мнению. Разделив номинальный национальный продукт на скорость оборота денег, мы получим трансакционный спрос на деньги. Тот же результат получим и умножением номинального продукта на долю номинальных денежных остатков в национальном продукте.
Считая скорость обращения денег неизменной, функцию спроса на реальные деньги (спроса на реальные денежные остатки) можно представить следующим образом:
Спрос на номинальные деньги зависит от номинальной ставки процента и номинального объема выпуска. Функция спроса на деньги представляет собой кривую, зависящую от «i» и «V» (см. рисунок).
Увеличение объема выпуска сдвинет кривую спроса на деньги вправо, уменьшение — влево. Увеличение ставки процента сократит спрос на деньги при том же объеме выпуска. Номинальная ставка процента зависит от реальной ставки и темпов инфляции. Эта зависимость выражается следующим уравнением:
где r — реальная ставка процента;
\pi — темп инфляции (индекс потребительских цен).
Общий спрос на деньги зависит и от ожидаемой инфляции, и от предполагаемого реального дохода от акций и облигаций. При высоких темпах инфляции спрос на национальную валюту падает, что не компенсируется высокой номинальной доходностью ценных бумаг. Это особенно характерно для несформировавшихся рынков.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Современное представление о сущности денег
3.3. Спрос на деньги
Спрос на деньги как на актив определяется коэффициентом предпочтения ликвидности, измеряемой отношением дохода, оставляемого собственником в непосредственно денежной форме, ко всему полученному им доходу.
Спрос на деньги ( MD ) формируется под воздействием:
Спрос на деньги как средство обращения
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта (ВНП) (зависимость прямо пропорциональная). Чем выше доход в обществе, больше совершается сделок, выше уровень цен, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.
С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, тогда график спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим образом (рис. 3.1).
Вертикальная прямая MD является свидетельством того, что количество денег в обращении не зависит от уровня процентной ставки.
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости, или спекулятивный спрос, зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные ( альтернативные ) издержки по сравнению с ситуацией использования сбережений в виде ценных бумаг.
Распределение финансовых активов, например на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг, выше спрос на них и ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот (рис. 3.2).
Кривая MD в данном случае показывает, как меняется количество денег в обращении: оно снижается по мере роста процента.
Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.
Соответственно график общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис. 3.3).
На рисунке 3.3 функциональная зависимость между номинальной процентной ставкой по вертикали и общим спросом на деньги ( по горизонтали) даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВНП. Перемещение вдоль кривой показывает изменение процентной ставки. Причем при высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги, а спрос на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.
Спрос на деньги
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие равновесия между спросом и предложением денег.
Спрос на деньги (спрос на ликвидность) M d – это потребность в определенном запасе денег. |
Спрос на деньги определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т.е. в форме наличности и чековых депозитов (кассы). Держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества (недвижимость, акции, облигации), а, значит, порождает для них соответствующие альтернативные издержки. Почему же люди согласны нести эти издержки, предъявляя спрос на деньги?
Спрос на деньги возникает потому, что деньги являются специфическим товаром, специфическим благом и в этом своем качестве особым образом фигурируют на денежном рынке.
Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги:
Монетаристы опираются на положения классической политической экономии – количественную теорию денег. Эта теория была разработана в работах ученых прошлого и настоящего времени (Ж. Бодена, Д. Юма, Дж. Милля, А. Маршалла, А. Пигу, И. Фишера, М. Фридмена), и в модифицированной форме развивается по сей день.
Наиболее известны два варианта количественной теории денег:
2) кембриджская теория кассовых остатков.
Трансакционный подход опирается на уравнение обмена количественной теории денег (смотрите закон денежного обращения):
Он назван трансакционным из-за Q (числа сделок купли-продажи за определенный период времени, обычно за год, т. е числа трансакций). Носит в литературе название уравнение обмена И. Фишера.
Сразу скажем, что количество сделок – величина, которую очень трудно определить эмпирически, поэтому показатель Q часто заменяется на показатель реального ВВП, или Y, при предположении, что количество сделок примерно пропорционально объему реального ВВП. В этом случае уравнение обмена имеет вид:
Предполагается, что скорость обращения денег (V) – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой денег в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (например, в связи с внедрением новых банковских технологий, кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение примет вид:
MV = PY.
Отсюда следует, что спрос на деньги М d = PY/V.
Если, например, ВВП увеличивается на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. Это значит, что в целом функция спроса на деньги достаточно стабильна.
Экономистыкембриджской школы (виднейшие представители неоклассиков – А. Маршалл, А. Пигу, Д. Робертсон) в начале ХХ века предложили свою версию уравнения обмена:
где k – величина, обратная показателю скорости обращения денег (V).
k – это уже известный нам показатель монетизации, или показатель насыщенности экономики деньгами. Иногда его называют кембриджским коэффициентом или коэффициент Маршалла. Он показывает, какую долю номинального дохода хозяйствующие субъекты предпочитают держать в форме наличных денег (кассовых остатков), или какую долю от номинального ВВП составляют номинальные денежные запасы населения. Он рассчитывается:
M – это денежный запас, как правило, берется значение денежного агрегата М1(по принятой в РФ системе денежного агрегирования), а PY – денежный поток.
Если учесть, что PQ примерно равно PY, то коэффициент k представляет иной вариант скорости обращения денег:
.
Кембриджский вариант показывает зависимость между изменениями товарных цен и количеством денег в обращении:
.
Здесь, как и при трансакционном подходе, предполагается, что k и Y в краткосрочном периоде постоянны. Таким образом, по мнению монетаристов, скорость обращения денег стабильна, а, следовательно, спрос на деньги также стабилен.
Итак, в рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги.
Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров и услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросом или трансакционным спросом (Мt d ).
Количество денег, необходимое для заключения сделок, зависит, как вам уже известно, от объема товарной массы, находящейся на рынке, уровня цен, по которым продаются товары и услуги, национального дохода, скорости обращения денег. Однако, главным фактором выступает уровень дохода, поэтому Мt d = f (Y).
Трансакционный спрос на деньги зависит от национального дохода (зависимость прямая). |
Второй мотив спроса на деньги получил название спроса на деньги по мотиву предосторожности (МI d ). Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу: МI d = f (Y).
Спрос на деньги по мотиву предосторожности зависит от национального дохода (зависимость прямая). |
Эти два мотива спроса на деньги графически выглядят как вертикальная линия, расстояние которой от оси ординат определяется величиной национального дохода (рис. 9.2, а).
Кейнсианцы подходят к рассмотрению спроса на деньги несколько иначе. Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива спроса на деньги – спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтернативной стоимости.
Под альтернативной стоимостью хранения денег (издержками хранения) понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы. |
Держание ликвидности (кассы) домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент иных финансовых активов в целях сохранения или приумножения богатства получило название спроса на деньги со стороны активов или спекулятивного спроса (Ма d ), поскольку в данном случае деньги используются для увеличения дохода путем перепродажи финансовых активов.
Если процентная ставка низкая, то нет большого смысла менять наличные деньги на другие финансовые активы – срочные депозиты, облигации и т.п., так как альтернативные издержки держания наличности невелики. При низкой процентной ставке курс облигаций высокий и рыночные агенты будут воздерживаться от покупки ценных бумаг, потому что:
=
.
Рис. 9.2. Спрос на деньги
а— трансакционный; б— спекулятивный; в – общий
Как видно, спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос зависит от уровня процентной ставки i и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении – сокращается:
Спекулятивный спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки (зависимость обратная). |
Графически в координатах «процентная ставка – количество денег» линия спекулятивного спроса на деньги выглядит как кривая с отрицательным наклоном (рис. 9.2, б).
Таким образом, обобщая два подхода к объяснению спроса на деньги – классический и кейнсианский, можно выделить следующие факторы спроса на деньги:
1) уровень дохода Y;
2) процентную ставку i.
Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с доходом. Кейнсианцы, напротив, основным фактором спроса на деньги считают процентную ставку. По мнению сторонников классической теории (количественной теории денег и прежде всего монетаристов) скорость обращения денег стабильна, поэтому спрос на деньги стабилен. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег нестабильна, а так как в определении спроса на деньги большую роль играет изменение процентной ставки, то спрос на деньги весьма изменчив.
Общий спрос на деньги (рис. 9.2, в) получен путем горизонтального сложения графиков трансакционного и спекулятивного спроса. На графике видно, что кривая спроса на деньги М d не касается оси i, так как трансакционный спрос на деньги и спрос на деньги по мотиву предосторожности не связаны с величиной процента, а определяются уровнем дохода Y. Кроме того, кривая М d не может опуститься ниже i0 – минимальной процентной ставки.
Кривая спроса на деньги может смещаться в двух случаях:
1) при изменении дохода Y: с ростом дохода кривая М d смещается вправо, при снижении дохода – влево;
2) при совершенствовании банковских операций (когда вводятся новые виды счетов, увеличиваются сроки хранения денег) кривая М d смещается вправо, и наоборот.
Для устранения фактора инфляции обычно рассматривают показатель реального спроса на деньги, а в функции спроса используют номинальную процентную ставку.
Реальная процентная ставка – номинальная процентная ставка, откорректированная с учетом инфляции. |
Реальная процентная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.
Связь номинальной и реальной процентных ставок описывается уравнением Ирвинга Фишера:
где π – темп инфляции;
r – реальная процентная ставка;
i – номинальная процентная ставка.
Уравнение Фишера показывает, что номинальная процентная ставка может изменяться по двум причинам: 1) из-за изменения реальной ставки и 2) из-за изменения темпа инфляции.
Связь денежной массы и номинальной процентной ставки такова: рост денежной массы вызывает рост инфляции, а последняя приводит к увеличению номинальной процентной ставки. Эта связь инфляции и номинальной процентной ставки носит название эффекта И. Фишера.
Экономические агенты, учитывая многообразие видов денег, выбирают способ хранения денег, формируя «портфель» финансовых ресурсов (денежный портфель).
Портфельный выбор – это выбор оптимального сочетания различных финансовых инструментов с учетом их доходности и степени риска. |
При формировании «портфеля» финансовых ресурсов домашние хозяйства и фирмы обычно включают в него кроме наличных денег облигации, акции, векселя, срочные депозиты, иностранную валюту и т.д. Их состав и соотношение должны быть такими, чтобы обеспечить владельцу «портфеля» максимальный доход при минимальном риске. В условиях умеренной инфляции наиболее надежны наличные деньги с их абсолютной ликвидностью. Но они не дают дохода и с течение времени все же обесцениваются. Среди прочих видов денег наиболее надежны государственные облигации. За ними идут облигации частных фирм. Рискованнее всего вложения в акции, зато они могут приносить большой доход. При составлении сбалансированного «портфеля» следует приобретать разные виды денег (финансовых активов) и периодически пересматривать их состав: избавляться от одних и покупать другие.
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель данного раздела – понять, почему и как правительство может регулировать экономику.
Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы
Цель : разобраться в структуре кредитно-денежной и финансовой систем страны.
Оглавление
1.1. Кредитная система. Банковские операции
Кредитная система представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений, создающих и предоставляющих денежные средства.
В разных странах кредитная система имеет разную структуру, однако имеет и общие черты. Так, в любой стране она состоит из Центрального банка (ЦБ), коммерческих банков, специализированных банковских учреждений (инвестиционных, внешнеторговых, ипотечных и др.), а также различных кредитно-финансовых учреждений небанковского типа: страховых, финансовых компаний, пенсионных фондов, сберегательных касс. Функции Центральных банков таковы: они осуществляют руководство всей кредитной системой страны, хранят ее золотовалютные резервы, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты, обладают монопольным правом эмиссии банкнот.
Основные функции коммерческих банков – привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов, посредничество в платежах и др.
Государство не только определяет порядок создания коммерческих банков, но и использует систему регулирующих нормативов, контролирует их деятельность. Коммерческие банки могут начать операции только после получения соответствующей лицензии.
Остальные многочисленные специальные финансово-кредитные институты выполняют различные вспомогательные функции. Их деятельность, дополняя операции коммерческих банков, обычно распространяется на такие сферы кредитования, которые являются невыгодными или рискованными для частных банков.
Особое место в кредитной системе занимают фондовые биржи, главной целью которых является обеспечение эффективного рынка для продажи и покупки ценных бумаг, создание капитала для промышленности.
Кроме национальных кредитно-финансовых институтов существуют межгосударственные: Международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов и др.
Банковские операции делятся на пассивные (с помощью которых образуются банковские ресурсы) и активные (посредством которых банки размещают эти ресурсы).
Банковские ресурсы включают: собственные капиталы, складывающиеся из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли, и вклады (депозиты), принимаемые банками у клиентов.
Активные операции банков включают срочные и бессрочные ссуды, которые они выдают своим клиентам. Срочные – погашаются по истечении определенного срока, бессрочные – в любое время.
Банковская прибыль (маржа – margin ) складывается из разницы между полученными процентами по ссудам и выплачиваемыми процентами по вкладам. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции.
Чистая прибыль равна разнице между валовой прибылью и расходами по ведению банковских операций.
Интерес представляет анализ структуры баланса Центрального банка (табл. 1).
Структура баланса Центрального банка
Валютные резервы (ВР)
Ценные бумаги (ЦБ)
Займы финансовым институтам (ЗФИ)
Займы правительству (ЗП)
Прочие активы (ПА)
Депозиты финансовых институтов (ДФИ)
Депозиты правительства (ДП)
Прочие пассивы (ПП)
1.2. Деньги и денежные агрегаты. Спрос на деньги
Деньги – главная движущая сила рыночной экономики. По состоянию финансового рынка можно судить о «здоровье» экономики, анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике. Воздействуя на финансовый рынок, можно управлять экономической активностью общества.
По поводу сущности, природы, причин возникновения денег и их роли в экономике ведутся непрекращающиеся споры со времен древнегреческих философов. Для практических целей достаточно такого определения: деньги – это определенная материальная субстанция, принимаемая людьми в качестве оплаты за товары и услуги и для погашения долгов. Они являются декретированными деньгами (fiat money, legal tender), т. е. назначенными правительством в качестве законного средства платежа. Они основаны на доверии. В периоды инфляции доверие к ним падает, начинает развиваться натуральный обмен.
Основные функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа (средство обмена), средство сбережения или накопления богатства.
Количество наличных денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика). На практике эту функцию осуществляет Центральный банк.
Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты – по критерию убывания степени ликвидности:
М1 = наличные деньги + чековые вклады («деньги для сделок»).
М2 = М1 + нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (обычно до 4-х лет).
L = М3 + краткосрочные государственные облигации, коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности и ликвидности, межбанковские обязательства.
При анализе текущей экономической активности общества, при определении спроса и предложения денег обычно используется М1.
Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется двумя основными функциями денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.
На этой основе спрос на деньги обычно делят на две части: спрос на деньги для сделок – трансакционный спрос (L d t) и спрос на деньги со стороны активов – спекулятивный спрос (L d a).
Трансакционный (transactio) спрос – здесь деньги выполняют функцию средства обмена: обслуживают куплю-продажу товаров, выплату заработной платы, оплату материалов, электроэнергии и т. д. L d t изменяется пропорционально номинальному ВНП.
Поскольку на трансакционный спрос ставка процента не влияет (это – некоторое упрощение), то на представленном графике (рис. 1) – L d t – вертикальная линия:
Рис. 1. Трансакционный спрос на деньги
Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос, объясняется следующим. Преимуществом денег является их ликвидность. Однако в таком случае они не приносят дохода. Поэтому люди склонны держать свои активы не только в наличных деньгах, но и в акциях, облигациях. При этом приходится решать, сколько финансовых активов и в какой форме держать. Решение зависит от ставки процента: чем она выше, тем привлекательнее ценные бумаги, тогда количество активов в форме наличных денег будет небольшим. И наоборот.
Исходя из этого, кривая L d a имеет следующий вид:
Рис. 2. Спрос на деньги со стороны активов
Общий спрос на деньги:
Рис. 3. Общий спрос на деньги
Итак, спрос на деньги означает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов при каждой возможной величине процентной ставки.
1.3. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке
Предложение денег в экономике осуществляет государство через Центральный банк, поэтому предложение денег – это количество денег, предлагаемое ЦБ страны на денежном рынке.
Большинство экономистов считает необходимым управлять денежным предложением, т. е. обеспечивать количество денег в обращении, необходимое для деловой активности, чтобы способствовать полной занятости, стабилизации цен и нормальному темпу экономического роста.
Казалось бы, коммерческий банк только берет деньги у одних (тех, кому они временно не нужны) и передает другим. Но в действительности банки и сами могут производить деньги.
Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием : только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов для выдачи наличных денег, а остальные используют для выдачи ссуд. Этот процесс можно рассмотреть на следующем примере.
Предположим, банковские резервы R=10 %.
Банк № 1, получив вклады, отдает кредиты на 90 ден. ед. Теперь вкладчики по-прежнему имеют на счетах 100 ден. ед. Но и заемщики имеют 90 ден. ед. Общее количество денег равно 190 ден. ед. Кредиты используют на покупку товаров, продавец которых размещает полученную выручку, к примеру, в банке № 2. Этот процесс продолжается.
Однако данный процесс является обратимым – деньги уничтожаются, когда ссуды выплачиваются. Но тот факт, что стремящиеся к прибыли банки имеют тенденцию менять денежное предложение, обусловливает необходимость контроля Центрального банка за денежным предложением.
.
В приведенном примере m = 1\10*100 = 10. Первоначальный вклад в 100 ден. ед. поддерживает сумму в 1100 ден. ед.
Равновесие на денежном рынке предполагает равенство количества предлагаемых денежных средств количеству денег, которое желают иметь у себя население и предприятия (см. рис. 5).
Рис. 5. Равновесие на денежном рынке
1.4. Структура финансовой системы
Финансы выражают систему отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансовая система включает в себя следующие звенья: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные доходы предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды.
Выделяют финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.
Финансы хозяйствующих субъектов – это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Основным показателем состояния этих финансовых отношений является счет прибылей и убытков отдельных хозяйствующих субъектов.
Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную – все расходы и сбережения.
Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы, а их ведущим звеном является государственный (федеральный) бюджет доходов и расходов государства. С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
Денежные фонды образуются и используются под воздействием сложных распределительных отношений, требующих финансового контроля. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами. Руководство осуществляют Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба России, таможенные органы.
Развитие акционерных форм собственности привело к созданию института независимого внешнего финансового контроля – аудита.
Бюджетная система представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Россия) имеется еще промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик (см. рис. 6).
Рис. 6. Структура бюджетной системы России
Структурно любой бюджет включает две части: доходы субъекта (государства, территории) и его расходы.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для выполнения своих функций. Это – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики (штата) или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы; по поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой.
Расходы бюджета показывают направления и цели бюджетных ассигнований. Доходы складываются из налогов, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств ( профицита), который переводится в доходы бюджета следующего года или используется на покрытие непредвиденных расходов.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается внутренними и внешними государственными займами. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного) и в порядке получения кредитов у банков.
Бюджетный дефицит может быть покрыт путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войн, длительных кризисов. Однако следует иметь в виду, что результатом этого является неконтролируемая инфляция.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство – таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
1.5. Причины бюджетного дефицита. Государственный долг
В экономической теории выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
Особо следует обратить внимание на четвертый вид бюджетного дефицита. Он включает в себя два аспекта. Первый – в качестве своей причины имеет расстройство хозяйства, его низкую доходность и стагнацию. Возможности ликвидации дефицита заключены в тех или иных преобразованиях в самом хозяйстве, в обеспечении его подъема.
Основы второго заложены в плохой работе финансовой системы, неумении найти доходы, изъять их без нанесения ущерба экономике, удержать расходы на уровне доходов. Неблагоприятную роль играют здесь попытки необоснованного увеличения заработной платы, пенсий и других выплат населению. Эти меры обусловлены социальными требованиями, но если это станет стимулом возрастания инфляции, то тогда уже «финансовый» по своему происхождению дефицит станет основным и будет оказывать разрушающее влияние на экономику.
В качестве непосредственных причин бюджетного дефицита выделяются:
Сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время профицитов составляет государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Эта связь проявляется в следующем. С одной стороны, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. С другой – определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга.
Накапливающиеся задолженности правительства должны выплачиваться с процентами. Сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Если из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы, то правительства, постоянно нуждаясь в средствах, прибегают ко все новым займам. Покрывая старые долги, они делают все большие новые.
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет) долги. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги – по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Внутренний долг государства – это долг своему населению, фирмам и учреждениям, которые являются держателями ценных бумаг государства. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Предметом особого внимания является внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем – она вынуждена расплачиваться за него национальным богатством, золотым запасом, внешними активами государственного банка.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, т. к. это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:
1.6. Налоговая система
Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему.
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от доходов (например, за тонну нефти или м 3 газа).
Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога (доходу или имуществу) без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки – ставка повышается по мере возрастания дохода.
Регрессивные ставки – ставка снижается по мере роста дохода.
Разделяют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – непосредственно платятся субъектом налогообложения, т. е. взимаются с конкретных юридических и физических лиц: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций; поимущественные налоги, налоги на социальное страхование, на фонд заработной платы и т. д.
Косвенные налоги – налоги на определенные товары и услуги. Их взимают через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на наследство, на сделки с недвижимостью, ценными бумагами и др.
В большинстве развитых стран два ведущих вида налогов – подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех доходов из всех источников как внутри страны, так и за рубежом, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налоговые системы развитых стран широко применяют налоги как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. С этой целью используются определенные льготы. Важнейшие из них: инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр.