Чем определяется национально культурная идентичность

Культурная, национальная, этническая идентичность

Феномен идентичности был «вызван к жизни» в начале 20 века, в так называемую эпоху «модерна». Эта категория имеет свои собственные виды и формы, а также подходы к изучению.

Феномену идентичности мы посвятили отдельную статью (см. тут), здесь же мы проанализируем его основные формы – культурную, национальную и этническую, а также их взаимосвязь в современном мире в условиях глобализации.

Культурная идентичность человека

Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичностьЭто такая самотождественность человека, при которой он:

Часто культурную самоотнесенность человека «совмещают» с социальной идентификацией. Особенно актуальным такой «синтез» стал в условиях масштабно идущей глобализации. Этот процесс неимоверно ускорил темпы социальных и культурных изменений (см. Глобализация). Вследствие чего перед человеком проходит калейдоскоп как событий, так и изменений ценностей, значения социальных ролей и образов жизни. Индивид не в состоянии не просто усвоить такой «ценностный поток», но зачастую и осознать его трансформации. А это база для кризиса идентичности.

В традиционном обществе вопрос о культурной самотождественности не был таким острым, более того, он был естественным образом жизни. Как правило, ощущение себя представителем и субъектом своей культуры возникает:

Знание особенностей культурной идентичности (своей и чужой):

Национальная идентичность человека

Согласно сложившейся в науке точке зрения, в которой отрицаются все прочие формы идентификации человека, кроме национальной (как неизменной и базовой), – процесс формирования такого самоотождествления является многоуровневым или многоэтапным.

Третий — это разработка идеологии, национальной идеи и т.д. и ее внедрение

Четвертый – это использование данного инструментария для воздействия на мир, регулирование поведения и прогностика.

Следует заметить, что наука все еще не располагает единым понятийным аппаратом для категории «нация», поэтому национальную идентичность часто рассматривают вместе с этнической (где тоже нет общепринятого определения).

Этническая идентичность

Для изучения этой формы соотнесенности человека с группой или сообществами в науке широко используются методы:

Самая первая идентификация человека, связанная с его естественной средой, культурой и группой. Она реально существует, в отличие от иных неорганических конструктов.

Подход, используемый в политических науках, рассматривает этническую идентичность в качестве социального инструментария и нацелен на получение групповых преимуществ и мобилизацию представителей

Утверждает созданность этничности «вручную» для целей групповой солидарности. Отрицает ее объективность.

Все эти подходы имеют свои веские основания и аргументы и во многом являются «дополнениями» друг друга.

Отечественная наука уже давно для объяснения этнической идентификации использует понятие «самосознание». Однако в нем, помимо соотнесенности к национальному отождествлению, присутствуют также и представления о народе и языке, его культуре, истории и менталитете. Как правило, такие представления всегда эмоционально окрашиваются и вызывают соответствующее отношение. Поэтому здесь возможно совмещение понятий национальной и этнической идентичностей и самосознания.

Между тем, более стабильна как раз этническая самотождественность, поскольку она менее зависима от экономики, политики, так как базируется на общности культуры и происхождения.

Ввиду этого соотношение национальной и этнической идентичностей может иметь несколько форм:

Происходит подчинение одной группой остальных этнических групп (власть), данный этнос становится господствующим и основным, а культура титульной нации объявляется всеобщей. В этом случае национальная идентификация сводится к этническом определению.

В этой ситуации этническое отождествление называется ранней социальной формой взаимосвязи в группе, связанной с культурой. А национальное – последующей и связанной больше с гражданством и политикой. (Здесь также часто кроется непонимание разницы между национальной и государственной идеей).

Это ситуация активного и конфликтного противопоставления этнических групп и намеренного отделения от существующей национальной идентичности. Обычно такие противоборства используются в идеологиях, которые преследуют политические цели.

Россия как полиэтническая страна вырабатывает свои подходы в поддержании стабильности между многочисленными развитыми этническими общностями на своей территории. Но современные исследования показывают, что, тем не менее, в групповом сознании присутствует противоречие по вопросам идентичности. Среди национального и этнического самоотождествления доминирует именно этническое.

Источник

Национальная идентичность

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Национальная идентичность может быть многоуровневой и сложносоставной. У малых народов, не имеющих собственной государственности, нередко имеет место национальная идентичность, комбинирующая региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальную идентичность мигрантов может определять как их происхождение, так и самоидентификация с их новым государством и его культурной средой.

На определённых этапах развития в рамках одной и той же этнокультурной группы могут конкурировать несколько проектов национальной идентичности. Примером может служить соперничество носителей малороссийской идентичности и носителей украинства на малороссийских землях Российской империи. В некоторых контекстах понятие «национальная идентичность» употребляется в отрыве от индивида, как некая совокупность черт и установок, присущих целой группе людей.

Позитивное и конструктивное выражение чувства, связанного с собственной национальной идентичностью, называется патриотизмом и национализмом, негативное и гипертрофированное — шовинизмом.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Среди специалистов, занимающихся исследованиями национализма, выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм (конструктивизм) и этносимволизм. Основные различия между этими школами лежат в вопросах о том, когда и почему появились нации и национализм. При этом российские исследователи столкнулись с проблемой националистического дискурса, которая до сих пор не решена.

Типология государств — это особая научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

Источник

Вопрос № 2. Сущность и характеристики культурной идентичности

Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность

Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность

Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность

Тема 3. Культурная идентичность и стереотипы

Вопрос №1. Понятие идентичности. Виды идентичности.

Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такое рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность».

У этого понятия довольно длительная история. Вплоть до 1960-х гг. оно имело ограниченное употребление, а введением и широким распространением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя следующие моменты.

Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется и в культурологии.

В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.

Поскольку каждый индивид может являться одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности:

Гражданская идентичность – одна из составляющих социальной идентичности личности. Наряду с гражданской идентичностью, в процессе становления личности формируются другие виды социальной идентичности – половая, возрастная, этническая, религиозная, профессиональная, политическая и т.д.

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре.

Общеизвестно, что каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. При этом этническая идентичность приобретается не самопроизвольно, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения.

Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней.

Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть фото Чем определяется национально культурная идентичность. Смотреть картинку Чем определяется национально культурная идентичность. Картинка про Чем определяется национально культурная идентичность. Фото Чем определяется национально культурная идентичность

Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной идентичностью, человек отождествляет себя с профессией и считает себя представителем профессионального сообщества.

Политическая идентичность формирует ощущение принадлежности к определенной политической группе, которое может проявляться всякий раз, когда затрагиваются ее интересы.

Политическая идентичность может складываться не только в результате включения индивида в политическую группу. Глубокое чувство симпатии к политической группе, партии, организации может возникать у человека даже в тех случаях, когда он формально находится за пределами политической общности.

Религиозная идентичность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.

Религиозная идентичность рассматривается как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровне.

Вопрос № 2. Сущность и характеристики культурной идентичности

Культурная идентичность – чувство принадлежности человека к той или иной культуре. Каждый человек нуждается в определенной регламентации своей жизнедеятельности, которую он может обрести только в сообществе других людей, что и определяет существование культурной идентичности.

r Суть культурной идентичности состоит в том, что человек осознанно принимает соответствующие культурные нормы и образцы поведения, ценностные ориентации и язык.

r Культурная идентичность способствует пониманию собственного «я» с позиции культурных характеристик, принятых в данном обществе, самоотождествлению себя с его культурными образцами.

Глобализация наносит урон национальным культурам, традициям, обычаям, мифам и всему тому, что определяет культурную идентичность любой страны или любого региона.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Так, она предполагает совокупность неких устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии.

Культурная идентичность определяет принадлежность человека к определенной культуре. Это понятие широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем плане оно означает сознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить своё место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире.

Такая необходимость в идентичности вызвана человеческой потребностью в упорядочении своей жизнедеятельности, которую возможно получить только в сообществе других людей. Усваивая такие проявления жизни социальной группы как нормы, ценности, привычки, особенности поведения, человек придает своей жизни упорядоченный и предсказуемый характер, поскольку его действия адекватно воспринимаются окружающими.

Исходя из сказанного, суть культурной идентичности можно определить как осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в самоотождествлении себя с культурными образцами своего общества.

Вопрос № 3.Этнокультурные проблемы идентификации личности в современном мире

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин.

r в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы. Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

r следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. В этих обстоятельствах все больше людей (даже молодых) начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными.

r результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод.

r закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.

Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности.

Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации.

Источник

Чем определяется национально культурная идентичность

В исследованиях современного общества, которое часто называют информационным, осознается тот факт, что деструктивные явления во многом связаны с неуправляемыми потоками информации. С точки зрения постиндустиалистского подхода оценивается только количественный рост информационных потоков. Подобного рода подход к информации своими истоками имеет теорию К. Шеннона, в которой он отвлекался от ценности и смысла информационного сообщения, передаваемого по каналам связи. Для постмодернистов также характерен отказ от иерархии ценностей, которые они относят к пережиткам метафизики. Информация рассматривается как коммуникация – интерактивный обмен символов. При таком подходе характер активности в информационном обществе определяется не содержанием информации, а ее операциональностью. Более информированный человек не тот, кто больше знает, а кто участвует в большем числе коммуникаций. В современном обществе информация превращается в своеобразный идол. Поскольку коммуникация является мотивом деятельности, количество трансакций лавинообразно растет. Один из современных исследователей Д. Иванов следующим образом определяет информацию: «Информация – это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию». Базовой технологией в рамках компьютерной революции стал Интернет. По мнению исследователя, в Глобальной сети Интернета не создается никакого знания: трансляция является самоцелью. Это приводит к засилью рекламы, направленной не на представление реальных свойств товара, а активизацию аффективной составляющей психики потребителя. Манипулирование знаками, символами становится видом профессиональной деятельности. Имиджевые образы замещают реальных людей, социальное программирование и манипулирование сознанием становится одним из определяющих видов деятельности. Широкое использование симуляционных технологий приводит к формированию нового вида реальности – виртуальной.

В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема сохранения национально-культурной идентичности.

Формирование национально-культурной идентичности тесным образом связано со становлением индустриального общества. По мнению Ю. Хабермаса, национальное сознание как способ культурной интеграции специфическая черта Нового времени[1].

Крах идеи европоцентризма с ее установкой на европейскую культуру как идеал и базовые ценности национально-культурной идентичности Европы как эталон общечеловеческих ценностей в конце восемнадцатого века, приводит к идее плюрализма идентичностей, их принципиальной несводимости друг к другу и необходимости ведения диалога на равных. Формирование капитализма в девятнадцатом веке сопровождается перемещением акцента в интерпретации понятия национально-культурной идентичности в сторону правовых отношений. Специфика идентичности определяется спецификой норм права, человек идентифицирует себя, прежде всего, как гражданин, обладающий определенным набором гражданских свобод.

По мере развития индустриального общества и перехода к постиндустриальному привязка к территориальной и культурной принадлежности ослабевает. Массовый характер производства индустриальной эпохи приводит к отчуждению человека. Тема отчуждения, в том числе и от своей культурно-национальной идентичности, становится одной из доминирующих в философии марксизма, экзистенциализма, фрейдизма и т.п. Формирование и распространение массовой культуры приводит к идее формирования некоторого общего сознания, которое возникает «из идентификации с сознательно принимаемыми традициями собственного политически-культурного сообщества»[2].

Переход постиндустриального общества в стадию информационного создает новые условия для проявления национально-культурной идентичности. Насыщенные информационные потоки, знакомство с проявлениями национально-культурных идентичностей разных народов создают предпосылки для своего рода «игры в идентичности». Одной из сущностных особенностей информационного общества является значимость включенности в информационные потоки. Если Новое время осознавало себя исходя из принципа всеобщего сомнения Р. Декарта, из которого вытекало: «Мыслю, следовательно, существую», то современный человек определяет себя своей включенностью в коммуникационный процесс: «Если я общаюсь, то я есть». «Возникают конкретные идиосинкразии, «дискурсы идентичности», утверждающие свой смысл на фоне немаркированного пространства всех иных возможностей смысла и одновременно высвечивающие антагонизмы, определенные тонким лучом специфических отклоне­ний глобального означивания современного общества»[3]. Новые информационные технологии позволяют формировать виртуальные личности, в которых социокультурная идентичность создается как некая заданная модель. Возможность создания и манипулирования подобными моделями связана с общими тенденциями в культурной развитии современной эпохи. Принципиально меняется трактовка сущности человека и его личности. Организующим принципом культурной жизни человека современности становится принцип трансформации. Игровая деятельность пронизывает все сферы культурной жизни. Она считается тем многограннее и эффективнее, чем более раскрепощена психика. Психика, освобожденная от традиционных запретов, получает возможность реализовать себя самым невероятным образом. Возникает новый тип сознания, где подобно вспышкам молнии интуитивные озарения переплетаются с догадками разума, наука включает в себя элемент религиозного мировоззрения, а религия пользуется данными науки, произведения высокой культуры мирно существуют рядом с массовой. Конструирование действительности становится основополагающим свойством человека. Не случайно самой популярной игрушкой детей конца ХХ века является трансформер. В отличие от человека традиционной культуры, «новый человек» теряет стержневую основу. Возникает так называемый «феномен Протея». Жизнь человека превращается в калейдоскоп образов, в набор ролей им же самим и созданных. «Вживление в образы» позволяет имитировать различные социокультурные идентичности. При этом происходит распад целостности личности: она удваивается, утраивается, становится множественной и в этом состоянии перестает быть личностью. Новые информационные технологии дают одинаковую возможность проявить себя и как личности и как «маске». Все зависит от того, какую мировоззренческую систему мы принимаем. Таким образом, идентичность определяется особенностями процесса коммуникации. Он задает условия, какие особенности той или иной идентичности будут востребованы. Именно эту условность идентичностей отмечает Н. Луман в своих исследованиях: «Уже невозможно придерживаться того, что идентичности, будь они субъекты или объекты, в их бытии предшествуют времени. Напротив, они конструируются и воспроизводятся внутри времени, и всегда в настоящем. »[4]. Привязка к национальному в виртуальном мире коммуникаций перестает быть связанной с происхождением. «Национальность» определяется субъектом коммуникационного процесса. Он может менять ее в зависимости от стоящих перед ним задач и просто по собственной прихоти. Привязки к телесности, определенному «национальному» облику в виртуальном мире теряют свое значение. Любой облик может быть задан по желанию субъекта. Остаются только мировоззренческие идентификаторы; выдвижение тех или иных идей, принятие ценностей, использование языковых выражений, но они жестко не закреплены за субъектом и могут им варьироваться.

Подводя итоги, можно выделить следующие особенности феномена национально-культурной идентичности в современную эпоху:

— формируются предпосылки востребованности национально-культурной идентичности в связи с переходом от массового производства к удовлетворению индивидуальных потребностей человека;

— современные информационные технологии на основе создания дружественного пользовательского интерфейса ориентированы на поддержание национально-культурной идентичности;

— национально-культурная идентичность теряет привязку к территории и происхождению;

— формирование и определение национально-культурной идентичности осуществляется через включенность в коммуникационные процессы в рамках глобальной информационной среды;

— формирование национально-культурной идентичности приобретает диалоговый характер;

— в виртуальных мирах возникает возможность моделирования идентичностей, что потенциально приводит к созданию множественных идентичностей.

Скородумова О.Б., д.ф.н., проф. кафедры социальной философии РГСУ (Москва)

[1] Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Академия. 1995.

[2] Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Академия. 1995, с. 222.

[3] Луман Н. Самоописания. М.: Логос, 2009, с. 72.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *