Чем определяется актуальность развития профессионального образования

Актуальные вопросы качества профессионального образования

Чем определяется актуальность развития профессионального образования. Смотреть фото Чем определяется актуальность развития профессионального образования. Смотреть картинку Чем определяется актуальность развития профессионального образования. Картинка про Чем определяется актуальность развития профессионального образования. Фото Чем определяется актуальность развития профессионального образования

Рубрика: 3. Система образования

Статья просмотрена: 3316 раз

Библиографическое описание:

Зорина, Ю. П. Актуальные вопросы качества профессионального образования / Ю. П. Зорина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2575/ (дата обращения: 14.12.2021).

Вступление России в Болонский процесс, глобализация жизнедеятельности мирового сообщества ставит перед российским образованием задачу повышения качества подготовки специалистов и соответствия их уровню международного рынка труда. Эта задача как важнейшая нашла свое отражение в Концепции модернизации российского образования. Повысить качество образования в современных условиях требует модернизации всех уровней образовательного пространства, в том числе и профессионального образования.

Вопросы качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно обсуждались на совещаниях высокого уровня. Правительство активно занимается реформированием системы образования в целом и профессионального образования в частности.[1]

Известно, что эта новация первоначально зародилась в производственном пространстве западной рыночной экономики с целью обеспечения успешной конкуренции товаров и услуг. Во главу угла Total Quality Management ставит работу над качеством организации работы в компании, включая работу персонала, и имеет 3 составляющие: качество продукции; качество организации процессов; уровень квалификации персонала. [2]

Total Quality Management основывается на «философии всеобщего качества», рамках которой происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, актуализирует вопросы всеобщего управления качеством в профессиональном образовательном поле России. [3]

Как видно из рассуждений, ключевым понятием в реализации проекта модернизации образования выступает категория качества. Наша задача, следовательно, определить содержание этого понятия применительно к нашему объекту – среднему профессиональному образованию.

В Концепции общероссийской системы оценки качества образования (2007 г.), под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

На наш взгляд, из приведенных определений качества наиболее актуально значение «степень пригодности». Именно степень пригодности к профессиональной деятельности – это то, о чем стоит говорить сегодня в аспекте качественности профессионального образования. Пригоден ли подготовленный учебным заведением специалист к успешной профессиональной деятельности? Как определить степень этой пригодности? Кто именно должен определять эту самую степень?

В настоящее время оценка знаний и умений выпускников происходит в процессе Итоговой Государственной аттестации. В состав государственных квалификационных комиссий часто входят представители работодателей. Но инструмент оценки будущего специалиста разрабатывает образовательное учреждение, подготовившее его. В действительности же, оценка потребителя, в нашем случае, работодателя, далеко не всегда совпадает с оценкой аттестационной комиссии. В итоге «краснодипломник» может оказаться абсолютно не пригодным к профессиональной деятельности, а выпускник с удовлетворительными оценками может проявить себя успешным специалистом. При этом престиж образовательного учреждения оценивается именно по количеству выпускников, закончивших с дипломами с отличием (это как раз называется качественным показателем).

Мы намеренно утрируем ситуацию, чтобы выявить значимость и актуальность проблемы оценки качества профессионального образования и формирования системы качества в образовательном пространстве. Как считают А.М. Новиков и Д.А.Новиков «в последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, зачастую оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем, проблема оценки качества образования гораздо глубже и серьезнее» [5].

Сложная природа качества профессионального образования требует использовать для его оценки множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. По нашему мнению реальный результат в профессиональном образовании должен оценивать работодатель, причем тогда, когда специалист уже приступил к работе. Это дает возможность ориентировать проверку качества подготовки не на воспроизведение знаний, а на их применение в реальной ситуации, выявить, таким образом, степень компетентности молодого специалиста, оценить результативность работы образовательного учреждения.

Таким образом, реализуется необходимость в обратной связи между образовательным учреждением и будущим работодателем – заказчиком и потребителем продукции сферы образовательных услуг. В отечественной системе профессионального образования сегодня такой обратной связи нет, на что указывается в концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015г., равно как и отсутствие конкурентных механизмов между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

После выпуска специалиста производитель, как правило, не получает результаты оценки работодателем качества профессиональной подготовки, а, следовательно, не может скорректировать образовательный процесс адекватно социально-производственным требованиям. Формирование такой взаимосвязи должно, по нашему мнению, стать основой социального партнерства в системе всеобщего управления качеством профессионального образования.

В большинстве национальных образовательных систем Европы в последнее десятилетие очевидным стало смещение от контроля и оценки «входов» к мониторингу и оценки «выходов» образовательного процесса. Главным в оценке эффективности образовательной деятельности образовательных учреждений становятся не планирование и реализация учебного процесса (содержание учебных планов, учебное время и т.д.), а результаты образования, то есть полученные студентами знания, компетенции и навыки, их обученность, в том числе и за счет их самостоятельного учения, их саморазвития. Это не означает, что результаты образования в российских образовательных учреждениях до сих пор не учитывались, но в целом система построена скорее на «входных» параметрах: содержание программ, обеспеченность учебного процесса квалифицированными кадрами и т.п. [6].

Приоритетными для производства являются следующие критерии оценки:


удовлетворенность качеством обученности выпускников;

снижение издержек на переобучение персонала.

Если спроецировать модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и отраженной в ГОСТ Р ИСО 9001-2008, на профессиональное образование то получается, что потребители в лице государства устанавливают определенные требования (образовательные стандарты), которые являются исходными для организации образовательного процесса. Образовательный процесс, проходя определенный жизненный цикл, преследует единственную цель – подготовку специалиста, удовлетворяющего запросам потребителя (работодателя). Вся проблема состоит в том, что в настоящее время в профессиональном образовании из предложенной модели, по нашему мнению, выпадают два важных звена – измерение, анализ и улучшение удовлетворенности работодателя выпускником, и ответственность руководства образовательного учреждения перед потребителем за подготовку низкокачественной продукции.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки кадров, основная ответственность за обеспечение которого, как подчеркивается в Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г., лежит на образовательном учреждении. Естественно, что для этого оно должно располагать достоверной информацией по различным параметрам качества предоставляемых образовательных услуг.

В целом качество современного образования определяется рядом факторов, обусловливающих его социальную эффективность, таких, как: а) содержание, включающее лучшие достиже­ния духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников и других работников образования; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д) полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях, е) инклюзивность, т.е. доступность образования для всех детей и создание образовательного пространства, соответствующего многообразию детских потребностей [7].

В современном мире качество является одним из ключевых понятий. Люди хотят жить в качественных условиях, приобретать качественные товары и услуги. Одним из важнейших показателей качества жизни общества является качество образования, и это не случайно: ведь уровень образования граждан в значительной мере определяет уровень развития технологий, уровень управления, уровень культуры и, в конечном счете, уровень жизни. Формирование системы менеджмента качества позволит вывести качество российского профессионального образования на уровень международных стандартов и современной цивилизации.

Елена Шмилева. Работать будет некому. «Российская бизнес- газета» № 816, с. 34.

Что такое качество образования? Под ред. А.И.Адамского – М.: Эврика, 2009. – 272 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО « Издательский дом «ОНИКС21 век», 2004г. – 1200с.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? http://www.anovikov.ru/

Маммот А.И. Менеджмент качества: учебное пособие для вузов. Донецк: ДонГТУ, 2000. – 120 с.

Отт М.А. Особенности разработки и развития системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования, Центр качества профессионального образования

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном.

Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Открытое образование, как сфера услуг перспективы развития

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь.

качество образования, образовательный процесс, управление.

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление, качество образования, образовательное пространство, обратная связь.

Качество образования как педагогическая проблема

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности.

. дошкольное образование, шкала, качество образования, Дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, дошкольная образовательная организация, Северная Каролина, образовательная деятельность.

Качество образования и его обеспечение в педагогических.

качество образования (качество цели, качество результата). качество содержания образования. качество образовательного процесса (качество педагога, качество. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен.

Управление качеством образовательного процесса.

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная.

Системное управление качеством образования

Системное управление качеством образования. Автор: Райцева Евгения Владимировна.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, контроль, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, классификация контроля.

качество образования, образовательный процесс, управление.

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная.

Источник

Чем определяется актуальность развития профессионального образования

Система непрерывного многоуровневого медицинского образования в институте высшего сестринского образования характеризуется тенденциями, важными для начала века:

— переход к высококачественному профессиональному образованию для всех;

— развитие партнерства и сотрудничества в области образования;

— гуманизация и гуманитаризация профессионального образования;

— внедрение инноваций в процесс профессионального образования с сохранением традиций отечественной культуры.

XXI век все чаще называют веком качества. Сегодня в государстве существует совершенно четкий заказ на высшее образование «высшей пробы».

Стратегия и тактика определяются целью профессионального образования: подготовка профессионально компетентного специалиста, свободно ориентирующегося в современном мире и разделяющего идеалы государства и общества. Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, не артикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест.

Сегодня работодателю необходим компетентно-профессиональный выпускник учебного заведения. Компетентностный подход реализован во многих странах на уровне национальных образовательных стандартов. Системы профессионального образования подавляющего большинства развитых стран при всем их культурно-национальном разнообразии и специфике экономического развития объединяют две общие долгосрочные тенденции: переход к профессиональным стандартам, основанным на деятельностных результатах; системное описание квалификаций в терминах профессиональных компетенций.

Вуз в процессе образовательной деятельности целенаправленно развивает политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с информатизацией общества; способность учиться на протяжении всей жизни.

Управление качеством образования в вузе осуществляется на основе планомерного диагностического изучения, прогнозирования и коррекции профессионального развития личности студента и процесса образования.

В учебном заведении разработана технология управления качеством образования, включающая системные компоненты мониторинга знаний, умений и навыков студентов, определяющих их профессиональную компетентность. Каждая кафедра в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Основными образовательными программами по специальностям разрабатывает системный перечень компетенций по дисциплинам, овладение которыми способствует формированию профессиональной компетентности.

Работодатели в лице руководителей лечебно-профилактических учреждений, менеджеров сестринского дела на совместных с руководителями вуза заседаниях «круглых столов» предъявляют конкретные требования к профессиональным и личностно-значимым качествам будущих специалистов, и в процессе всех видов практик осуществляют мониторинг становления специалиста, компетентного и конкурентного на рынке труда.

Управление качеством образования осуществляется на основе компетентностного подхода.

Качество образования и управление данным качеством определяется на этапе планирования реализации содержания профессионального образования, осуществляемого на основе модели качества профессиональной подготовки.

Учебное заведение системно отрабатывает процессы, устанавливая их последовательность и взаимодействие, критерии и методы для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении ими; обеспечивает наличие ресурсов и информации для осуществления этих процессов и их мониторинга, измеряющего и анализирующего процессы; предпринимает действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Система менеджмента качества обеспечивается компетентным персоналом, состоятельным в учебной, учебно-методической, исследовательской, воспитательной деятельности; способным планировать создание продукции, процессы, связанные с потребителем; проектировать и разрабатывать содержательные и технологические аспекты профессиональной подготовки потребителя и осуществлять внутреннюю самооценку образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребителя (студента, семьи, работодателя, общества, государства).

Профессорско-преподавательский коллектив в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования целенаправленно формирует и развивает общекультурные (владение культурой мышления и логикой представления материала; стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости будущей профессии и т.д.), профессиональные (способность выполнять сестринские манипуляции; применять знания для оказания медицинской помощи, вести пропаганду здорового образа жизни; исследовательскую работу в области профессиональной деятельности) компетенции.

Профессиональное образование эф­фек­тивно при единстве реализации содержания образования, научно-ис­следовательской работы и практического обучения на базе лечебного учреждения, что активизирует развитие познавательного, дивергентного и клинического мышления, связанного с формированием компетенций, чему способствуют признание выпускных квалификаций, развитие академической мобильности, внедрение системы управления качеством образования.

На протяжении последних лет профессиональное учебное заведение предоставляет возможность студентам стажироваться в клиниках Германии, и это способствует развитию профессионального потенциала будущего специалиста.

Системная модернизация образовательной деятельности, направленная на обеспечение высокого качества подготовки выпускников, как важнейшего фактора обеспечения конкурентоспособности института на рынках образовательных услуг отражается в портфолио преподавателей и студентов.

Деятельностный подход, определяющий гуманизацию профессионального образования, способствует обеспечению качества обучения, воспитания и развития студентов всех специальностей и уровней.

В учебном заведении в соответствии с принципами системы менеджмента качества (ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный, системный подход, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с партнерами) осуществляются инновационные подходы к управлению, основанному на ценностях, определяющих ценностное поле организации (общечеловеческие ценности, цен­ности сотрудников, ценности студентов, ценности национальной культуры, ценности потребителей); актуализирована интеграция организационных, методических, кадровых, информационных и управленческих ресурсов для осуществления многоуровневого непрерывного образования по специальностям медицинского и социально-экономичес­кого направлений в вузе.

Институт высшего сестринского образования переходит к системе управления, основанной на ценностях человека и коллектива.

На современном этапе развития института реализуются стратегически важные проблемы, тенденциозные и перспективные в профессиональном образовании:

1. Развитие и совершенствование непрерывного многоуровневого медицинского образования.

2. Повышение эффективности подготовки и переподготовки специалистов сестринского дела, обеспечивающей удовлетворение кадровых потребностей региона на основе программно-целевого планирования совместной деятельности вуза и органов управления здравоохранением.

3. Формирование в процессе профессионального образования высоконравственной, социально активной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к осуществлению профессиональной деятельности.

4. Обобщение содержательных, учебно-методических, научно-исследо­ва­тельских, воспитательных, технологических компонентов профессиональной подготовки бакалавров и клинических психологов в системе непрерывного медицинского образования.

5. Развитие корпоративной культуры профессорско-преподавательского и студенческого коллектива института, направленное на реализацию принципов социального партнерства, раскрытие творческого потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся, сохранение и приумножение вузовских традиций.

6. Формирование механизма управления института на ценностной основе, соответствующего целям и задачам профессионального образования в современных социально-экономических условиях.

7. Расширение практики зарубежных стажировок студентов разного уровня обучения.

8. Качественное обеспечение мониторинга эффективности образовательной деятельности вуза, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации.

Источник

Чем определяется актуальность развития профессионального образования

В статье рассматриваются проблемы и тенденции развития среднего профессионального образования, как образовательного ресурса, позволяющего обеспечить потребность в рабочих специальностях на территории Российской Федерации. Так же анализируются причины, не позволяющие среднему профессиональному образованию стать конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.

В настоящее время наблюдается несоответствие качества человеческих ресурсов темпам и задачам социально-экономического развития региона, что проявляется в низкой производительности труда, структурном дефиците кадров для реального сектора экономики, недостаточных темпах роста профессионализма работающей молодежи [1, 2]. Это обусловило необходимость создания в сфере подготовки кадров таких механизмов, которые обеспечивали бы формирование человеческого капитала для экономики Пермского края.

В статье рассматривается проблема гуманизации профессионального образования, повышения эффективности процесса преподавания иностранного языка в вузах посредством внедрения в процесс лингвистической подготовки лингвообразовательных педагогических технологий, а именно посредством интегрирования религиоведения, философии и иностранного языка.

The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.

The data book includes information of the Federal Service for State Statistics, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) as well as results of own methodological and analytical studies of the Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge, National Research University – Higher School of Economics.

In some cases, data for 2010 is preliminary.

В статье с системно-методологических и рефлексивно-психологических позиций анализируется проблематика самоорганизации и развития личности в образовании. Изучается роль рефлексии в самоорганизации личности студентов, дифференцируются различные уровни личностной рефлексии и характеризуется их взаимодействие как системообразующий фактор самоорганизации сознания личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Рассматриваются диагностико-развивающие рефлетехнологии активизации и самоорганизации личности учащихся-студентов в процессе профессионального образования средствами рефледиалога и рефлеполилога.

Интерес к играм на основе кейсов (Case studies) возникает в связи с широким применением данной активной формы обучения как для формирования различных профессиональных навыков, так и для изучения иностранного языка. Для будущих менеджеров игры на основе кейсов наиболее актуальны, поскольку в менеджменте изучение кейсов является одним из приоритетных направлений профессионального образования. Исходя из этого, при изучении иностранного языка для целей профессионального общения (ESP), необходимо уделять особое внимание разработке игр на основе кейсов, содержащих профессионально ориентированную информацию.

Работа посвящена анализу проблемы соответствия количества выпускаемых специалистов потребностям рынка труда на примере Нижегородской области.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.

В сборнике представлены статьи, подготовленные по материалам межвузовской научно-методической конференции, организованной по инициативе учебно-методического совета Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ, проведенной 15 апреля 2010 года.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс «созидательного разрушения» по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

В сборнике представлены материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах», проводившейся в НИУ ВШЭ 10 апреля 2010 г. В ходе конференции обсуждались не только вопросы методики преподавания иностранных языков, но и раздичные инновации в сфере образования, возможность использования информационных технологий как в классе, так и для организации самостоятельной работы студентов. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с межкультурной (профессиональной) коммуникацией. Издание предназначено для специалистов-филологов, преподавателей иностранного языка, аспирантов.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *