Чем определяется актуальность исследования
Чем определяется актуальность исследования
В ходе защит студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ, к сожалению, приходится сталкиваться со следующими ошибками при описании актуальности:
— она занимает слишком большую часть введения (до 3-4 страниц);
— не употребляется сам термин «актуальность»;
— приводятся общепринятые понятия (например, «физическая культура», «физическое воспитание» и др.);
— не указывается противоречие в науке или практике, которое определяет проблему исследования;
— отсутствует формулировка проблемы исследования;
— проблема исследования формулируется не в научном смысле (осознание недостаточности знаний), а в общеупотребительном смысле (задача, препятствие).
На основании анализа литературы [7, 10, 14, 15, 17, 20, 23], посвященной научному исследованию, для избежания студентами вышеперечисленных ошибок в своей работе следует придерживаться следующих рекомендаций:
2. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.
На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся (см. приложение 2).
3. Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
В силу того, что формулировка противоречия и проблемы является важнейшим творческим шагом начинающего исследователя ( по нашему наблюдению, студент, не справившийся с этой задачей, в итоге пишет непоследовательную, логически незавершенную работу ), приведем типичные ситуации возникновения научных противоречий в области физической культуры и спорта.
Однако вскоре обнаружилось, что при помощи данного метода практически нельзя что-либо сказать о тактике ведения поединка, хотя это было необходимо сделать, поскольку в ходе поединка большую часть времени борцы затрачивают не на проведение атак, контратак и защит, а на нечто другое, трудно уловимое при помощи визуальных наблюдений и регистрации. Кроме того, в поединке борцов техника взаимосвязана с тактикой, и потому достоверно судить о первом без второго нельзя. Обнаруженное противоречие между методом и предметом исследования стало основой для постановки проблемы и разработки новой методики анализа поединков [13]. Был использован метод анализа видеозаписей и благодаря чему расширено представление о структуре поединка борцов. В частности, стало ясно, что круг реализуемых борцами действий достигает десяти разновидностей и большое значение для победы имеет как их эффективность, так и последовательность проведения в ходе поединка [6, 13].
Конечно, нетрудно сформулировать проблему, если есть противоречие между теорией и научными фактами, как в приведенном нами ранее примере. Проблема, поставленная на базе противоречий между теорией и методикой физического воспитания и практикой спорта, была сформулирована в виде вопроса: «Если спорт высших достижений может приводить к ухудшению здоровья, если он не позволяет молодежи полноценно участвовать в трудовой деятельности, в учебе, то в чем его социальный смысл?». С не меньшей определенностью можно сформулировать проблему, если обнаружено противоречие между двумя конкурирующими теориями. В описанном случае полемика между академиком Л.А. Орбели и П.Ф. Лесгафтом проблема становится как вопрос: «Как эффективнее обучать сложной двигательной деятельности?».
Гораздо труднее поставить проблему при обнаружении противоречия между методом и предметом научного исследования. Однако эту трудность можно преодолеть, если постоянно помнить об ограниченности любых исследовательских процедур и необыкновенной сложности человеческой деятельности как объекта изучения. Главное, больше самокритичности к собственному методу, тогда новые проблемы не минуют ваше поля зрения.
Говоря о специфике научных проблем, необходимо, прежде всего, шире раскрыть вопрос об их комплексности. Это можно сделать через попытку их классификации. В основу нашей классификации положен подход, предложенный В.Н. Карповичем [9] и адаптированный к специфике физкультурного вуза.
Все научные проблемы можно распределить на следующие классы и подклассы :
1.1. Методологические проблемы касаются в основном планирования исследований: при их решении определяется схема развертывания процесса познания, устанавливается порядок решения проблемы, подбираются методы наблюдений и экспериментов. Решаются на теоретическом уровне.
1.2. Оценочные проблемы связаны с оценкой экспериментальных данных, конкретных методик, гипотез, теорий. Они возникают при необходимости подведения итогов научных исследований, как этапных, так и при завершении работ. Решаются на теоретическом уровне.
2.1. Эмпирические проблемы характеризуются тем, что при их решении необходимо прибегать к измерениям и вообще к манипулированию реальным предметным содержанием изучаемого явления. Эмпирической проблемой является в первую очередь поиск данных, которые могут быть получены при помощи наблюдений, измерения, эксперимента и т.п. Проблема считается эмпирической, если для ее решения необходимо сконструировать приборы.
2.2. Теоретические проблемы решаются путем мысленного манипулирования реальностью, в том числе и данными, полученными ранее в ходе эмпирического исследования. Решение теоретических проблем требует интерпретации данных, формулировки гипотез, устранения противоречий и т.п. Надо сказать, что элементы теоретизирования присущи решению всех без исключения научных проблем.
3.1. Содержательные проблемы связаны с подготовкой программы обучения, методических пособий и учебников. Научность этих проблем связана с нашей недостаточной осведомленностью по поводу механизмов функционирования психической сферы (мотивация, восприятие, память) обучаемого индивида с одной стороны и незнанием закономерностей старения информации с другой.
3.2. Методические проблемы связаны с необходимостью повышения эффективности усвоения знаний, формирования умений и навыков, выработки убеждений по отдельным вопросам и мировоззрения в целом.
3.3. Профессиографические проблемы связаны с ответом на вопрос о требованиях, предъявляемых предстоящей деятельностью к специалисту в области спорта. Будь то тренер, организатор или руководитель. Научный характер этих проблем обусловлен тем, что их невозможно решать без глубокого динамического изучения деятельности того или иного специалиста, без выявления существенных переменных, взаимосвязи между ними и поиска оптимальных диапазонов изменения каждой переменной, в рамках которых сохраняется эффективность деятельности. К сожалению, в исследовательской практике имеет место несколько упрощенное понимание этого вопроса [20]. Отдельные специалисты всю сложность профессиографических проблем пытаются подменить понятиями «модель тренера», «модель преподавателя» и т.п. и свести все к перечню требований или функций того или иного специалиста [8, 21].
1. Формулировку темы работы определяет предмет исследования (их формулировки практически совпадают).
2. Сам предмет исследования может быть определен только после уяснения объекта исследования (они соотносятся как общее и частное).
3. Основными признаками актуальности темы в области физической культуры и спорта являются:
— общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;
— наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;
— необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.
4. В завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы. Научные проблемы отличаются от организационных, методических тем, что они становятся на основе научных противоречий и решаются научными методами с главной целью расширения научного знания.
Основными подходами в научном руководстве курсовыми и выпускными квалификационными при определении тем работ студентов по специальности «Физическая культура», по нашему мнению, могут стать:
1) планирование студенческой деятельности в соответствии с вышеперечисленными положениями;
2) использование таблицы «Дифференцировка реальности на различные объекты познания в зависимости от целей, преследуемых человеком в ходе занятий физическими упражнениями и спортом» (для определения объекта исследования);
3) обоснование актуальности осуществлять в соответствии с пятью рекомендациями: обосновывать кратко, представить задачи науки и практики в выбранном направлении, дать краткий обзор предпосылок, сформулировать противоречие и проблему;
4) использование классификации научных проблем по В.Н. Карповичу (для определения проблемы);
5) практическое упражнение студентов в формулировании темы исследования: актуальности, противоречия, проблемы, предмета и объекта исследования (см. приложение 1).
Чем определяется актуальность исследования
Исследовательские работы и проекты
Актуальность темы исследования проекта
При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Актуальность проблемы, объекта и методов исследования
Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.
Примеры обоснования актуальности темы исследования
4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.
6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.
7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.
8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Обоснование актуальности исследования«:
Обоснование актуальности исследовательской работы
Определение темы, проблемы, цели и актуальности исследования
Выбор темы для будущей работы имеет исключительно большое значение. Под темой выпускной квалификационной работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением, однако студенту предоставляется право выбора темы работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Тема ограничивает круг проблем и область исследования, выбор предмета, объекта и методов исследования. При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в выбранной области знаний, предыдущий «задел» в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собраниях специалистов с научными сообщениями и т.п. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать.
Не менее важными факторами выбора темы является возможности ее реализации. Так, исследователь, желающий изучать особенности женщин, достигших успеха в литературном творчестве, может столкнуться с проблемой поиска испытуемых, дающих согласие на участие в исследовании. В таком случае, замысел и идеи исследования так и не будут реализованы. Реалистичность замысла будет определяться наличием потенциальных испытуемых, необходимого методического инструментария и оборудования, а также временных резервов. Как правило, исследования требуют для завершения больше времени, чем ожидалось, поэтому планирование этапов исследования должно включать себя некоторый временной резерв.
Выбрать тему выпускной квалификационной работы студенту могут помочь следующие приемы:
— Просмотр каталогов защищенных выпускных квалификационных и дипломных работ и ознакомление с уже выполненными на кафедре научными разработками.
— Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.
— Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных автором работы.
Существенную роль в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами – практиками и преподавателями, в процессе которых можно выявить важные вопросы.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
— необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
— потребностью в новых данных;
— потребностью в новых методах;
Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. От формулировки научной проблемы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
— Изучение содержательных характеристик тех или иных психических явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению или феномену);
— Изучение людей как носителей тех или иных известных психических особенностей и сопоставление выявленных психических характеристик у данных конкретных лиц с известными типологиями;
— Изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;
— Изучение особенностей поведения, деятельности, общения людей, имеющих различные психические характеристики;
— Выявление взаимосвязи психических явлений, определение структурной организации изучаемого психического феномена;
— Изучение динамики психического явления в фило- и онтогенезе;
— Создание новой методики или методического комплекса для решения заявленной проблемы;
— Адаптация методик, в том числе приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;
— Разработка психокоррекционных и тренинговых программ, с приведением результатов их апробации.
Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.
Задачи исследования.
Требования к вербальному формулированию задач исследования:
— задачи следует начинать с глаголов в неопределенной форме и в повелительном наклонении (проанализировать, раскрыть, определить, описать и т.д.);
— задачи должны соответствовать поставленной цели исследования, не противореча ей и не выходя за ее пределы;
— в задачах должен быть конкретизирован требуемый конечный результат;
— задачи должны быть настолько конкретными, ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи исследования делятся на задачи процедурного характера, касающиеся, например, проведения наблюдения или проведения эксперимента и т.д., проведения сравнения одного явления с другим.
Предмет исследования.
Характеристики предмета измеряются, определяются, квалифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.
Объект исследования.
Объектом психологического исследования может быть человек, группа людей, общность людей, а также животные и сообщество животных. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие социально-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, национальность и профессия.
Как описать актуальность темы курсовой работы
Содержание:
Актуальность темы курсовой работы является обязательным требованием для выполнения курсовой работы. Обоснование выбора темы включает в себя охват ее значимости, ее существенную важность, актуальность темы исследования для современных потребностей конкретной области науки, а также практические задачи соответствующей области деятельности. Она характеризует связь между тем, что уже известно о проблеме, и тем, что исследуется студентом впервые. Представление актуальности темы в курсовой работе касается исследовательской проблемы и ее научной значимости, раскрывает состояние развития темы, дает обзор наиболее ценных и релевантных источников и указывает на проблемы, освещенные в них.
При написании актуальности в курсовой работе целесообразна следующая последовательность работы:
Собранные материалы могут быть расположены в хронологическом порядке, так что в плане курсовой работы будут описаны этапы исследования.
Как писать актуальность темы в курсовой работе
Обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы – это начальный этап работы над курсовой работой Рекомендуется брать достаточно узкие и специфические темы для курсовой работы, так как только узкие темы могут быть разработаны с достаточной глубиной и детализацией. Тем не менее, слишком узкая и специфическая тема может затруднить выполнение курсовой работы и будет сложно обосновать актуальность темы исследования как в теоретическом, так и в практическом плане.
Освещение актуальности темы курсовой работы не должно быть многословным. Достаточно показать актуальность на одной страницы главное описать суть проблемы исследования и результаты ее решения. Проблема исследования возникает тогда, когда старые знания уже не отвечают потребностям практики. Это относится и к научным и образовательным проблемам, пересечение которых должно стать целью курсовой работы. Знание этой ситуации должно быть подтверждено литературным обзором выбранной темы, в котором дается описание о том, в какой степени эта тема была разработана. В частности, определяется степень новизны темы, описываются основные этапы развития предмета исследования, показывается вклад предшественников, уточняется круг нерешенных вопросов, оцениваются методы, полнота и значимость выводов авторов.
Объект и предмет исследования играют важную роль в методологии курсовой работы.
Очень важным этапом исследования является выбор методов, с помощью которых отбирается, организуется и анализируется фактический материал курсовой работы. Примером, так же как и методологической основой курсовой работы, могут быть работы ведущих ученых по схожей теме. В то же время, студент должен самостоятельно обосновать применение в своей курсовой работе определенных теоретических и эмпирических методов.
Описание процесса исследования в предметной работе полезно, если оно требует применения различных методов, приемов и этапов исследовательской деятельности. Несомненно, ценным аспектом работы может быть ее тестирование на практике, обсуждение или защита на семинаре, получение отзывов рецензента и т.д.
Инструкция по написанию актуальности к курсовой работе
Какой бы ни была тема, по которой студент пишет курсовую работу, она должна быть интересной и актуальной в первую очередь. Актуальность темы курсовой работы отражается в самой работе, точнее во введении.
Актуальность выбранной темы должна быть обоснована. Что это значит? Это означает, что студент должен в нескольких предложениях объяснить, что является актуальным с его точки зрения.
Важность темы определяется многими факторами. Рекомендуется увязывать важность выбранной темы в тексте с политической, социальной или экономической ситуацией в стране. Если, несмотря на вышесказанное, студенту все еще трудно написать о значимости своей курсовой работы, лучше всего воспользоваться следующими рекомендациями.
Важность изучаемого предмета должна быть сначала определена в сравнении с другими предметными областями. Затем определить важность исследования для данного объекта.
Особенно ценится собственное мнение студента и непосредственно его видение важности изучаемых вопросов. Потому что, если студент хорошо понимает специфику изучаемого материала, ему легко открывать для себя как теоретические, так и практические вопросы.
Значение темы не должно быть широким по своему охвату. Для того чтобы раскрыть важность темы, достаточно 5-7 предложений, в которых указываются основные факторы, позволяющие студенту классифицировать выбранную тему как актуальную.
Кроме того, аргументация не должна быть слишком маленькой: исходя из этого, изучающий предмет должен удостовериться, что тема действительно актуальна. А также то, что ее исследования могут быть полезны. Кроме того, следует помнить, что сначала указывается актуальность изучаемой темы, а затем выполняются только цели и задачи.
Примеры написания актуальности к курсовой работе
После заголовка «Введение», который делается сверху по центру листа, с абзаца полужирным шрифтом вы пишете:
Актуальность исследования
Актуальность исследования:
Сразу после точки очень коротко (до 1 стр.) Вы перечисляете то, что уже сделано в освещении исследуемой проблемы другими авторами. Закончить обоснование актуальности можно так:
«Именно поэтому выбрана проблематика исследования является весьма актуальной на данный момент» или «Собственно это и избран основной проблемой данного исследования, определяет его актуальность как в общих, так и в прикладных аспектах».
Методологическая основа исследования
Методологическая основа исследования:
Это выделение теоретических положений тех ученых, на работы которых вы опирались при планировании и проведении исследования. То есть должны быть перечислены смежные с предметом вашего исследования категории и области.
Обратите внимание, фамилии ученых, на которых Вы ссылаетесь, должны быть перечислены в алфавитном порядке. Инициалы автора должны идти рядом с его фамилией, а не переноситься на следующую строку. А также должны стоять ссылки на научные работы из списка литературы, данных исследователей или на публикации, где встречаются их исследования.
Цель работы
Пример формулировки цели по теме «Особенности темперамента детей младшего школьного возраста».
Цель исследования — изучить особенности темперамента младших школьников.
Или по теме «Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте».
Цель исследования — изучить особенности коммуникативных отношений младших школьников в коллективе.
Объект исследования
Итак, определяя объект, мы отвечаем на вопрос: что мы собираемся изучать, какую категорию предмета?
Предмет исследования
Пример:
Тема «Развитие произвольной памяти на уроках чтения»)
Анализируя четко очерченную объект-предметным отношением проблему, вы можете:
Гипотеза
Гипотеза может быть простой и сложной.
Пример простой гипотезы:
Использование специально организованных развивающих воздействий в процессе чтения позволяет повысить уровень развития произвольной памяти младших школьников.
Задачи исследования
Задачи исследования конкретизируют цель исследования и определяют последовательность их достижения; призваны дать представление о том, что следует сделать для достижения цели.
Как правило, формулируют 4-5 задач, направленных как как на теоретическое, так и на эмпирическое изучение проблемы.
Например, если тема курсовой работы сформулирована как «Развитие произвольной памяти младших школьников на уроках чтения», то задачи могут быть такими:
Методы и организация исследования
В методах организации исследования очень кратко перечисляются методы и методики, используемые при проведении исследования. При этом нужно указывать авторов методик и год, когда они были опубликованы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Практическое значение
В практическом значение описываете, как можно использовать полученные вами данные на практике. Будьте скромными! Конкретизируйте области применения ваших данных, пользуйтесь словами «некоторые», «определенные», «в отдельных случаях» и другие.
Пример: