Чем опасны религиозные секты

Сектантство – что это с точки зрения психологии. Признаки и опасность участия в сектах

Что такое секта

Слово «секта» произошло от латинского sequor — «следовать за кем-то, повиноваться». Изначально так называли все отделившиеся философские, политические и религиозные группы. Когда-то и христианская церковь была сектой, противопоставляющей себя языческому обществу.

В широком смысле секта – это группа людей, пропагандирующих идеи, учение и практику, отличающиеся от общепринятых норм общества. В узком смысле секта – это религиозная группа, отделившаяся от основного направления или противопоставляющая свои идеи основной религии общества. Секта имеет своего основателя и свое учение.

На основе рассмотренного определения мы можем сделать вывод, что не все секты носят деструктивный характер. Это общественный стереотип, который выгоден, прежде всего, официальным религиозным направлениям. Когда-то сектантами считали тех, кто вместо церкви выбрал науку. Их называли еретиками и казнили за неповиновение. К счастью, в наше время церковь и наука научились жить более или менее мирно.

Согласно законодательству, любой человек вправе создать свою религиозную организацию или религиозную группу, если ее учение не угрожает жизни и здоровью людей, не посягает на их свободу и не призывает отказаться от исполнения гражданских обязанностей. На практике большинство сект нарушают эти условия, из-за чего и сформировалось убеждение о том, что все секты опасны и вредны.

Любая секта потенциально может стать религиозным направлением, добиться официального признания. Собственно, за это и борются представители. Каждая секта замкнута и обособлена, убеждена в своей исключительности и претендует на роль ведущей церкви.

Секта – это общество отделившихся людей, объединившихся с целью построения иного уклада жизни, отрешения и спасения от не устраивающего их внешнего мира. Тут-то и встает вопрос о том, что предлагает участникам секта. Спасение ли? Давайте дальше поговорим об опасных, деструктивных сектах.

Интересный факт: в обществе так прочно закрепилась ассоциация секты с чем-то опасным, что религиоведы и юристы не рекомендуют использовать этот термин в его оригинальном значении. В отношении неопасных сект лучше говорить «религиозные группы», «религиозные объединения», так как «секта» в их отношении может прозвучать как оскорбление чувств верующих.

Признаки секты

Давайте подробнее поговорим о деструктивных, или тоталитарных сектах. Они опасны для жизни и здоровья участников, основаны на авторитарном стиле управления, принимают форму религиозной, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Пик наших дней – секты под видом курсов личностного роста, но они далеко не единственные деструктивные объединения.

Признаки тоталитарной секты:

Секта не терпит нерегулярного посещения собраний, ведь тогда контроль над человеком не будет постоянным. Она заполняет все время жертвы, отрывая его от привычного образа жизни, семьи, друзей. Сам того не замечая, человек тратит все физические, психологические силы, время, средства на развитие секты, а не на собственное развитие.

Опасности участия в секте

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

Любая секта, даже положительная, изолирует человека от привычной жизни, социума. Представители секты зациклены на своих идеях, идеалах, интересах. Они мыслят и живут только в рамках своей группы. Очевидно, что расти и развиваться вне социума человек не может. Каждому участнику общества нужно где-то работать, общаться с другими людьми. Участник секты оказывается оторван от реальности. И даже если секта имеет положительный характер, то назвать ее влияние положительным сложно.

Например, можно создать секту поклонения свободному графику работы или бартерным отношениям. Но какова вероятность, что эта секта станет политической философией всего государства, мира? Вероятнее, что люди, пропагандирующие это, окажутся выброшенными за борт ежедневных трудовых и социальных взаимоотношений.

Вторая опасность участия – фанатизм. Любое дело, идея лишается своей ценности, если превращается в фанатическое отношение.

Участие в секте приводит к психофизиологическому, интеллектуальному истощению человека:

Цель секты – подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее.

Послесловие

Вера важна для каждого человека. Но самый полезный вариант веры с точки зрения психологии – это вера в себя, собственные силы. Рациональное объяснение окружающих явлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, познание и принятие себя, работа над собой полезнее для психологического здоровья и самореализации, чем вера в высшие силы или надежда на других людей. Человек – автор и управленец всего, что с ним происходит.

Источник

Религиозные секты — признаки и опасность

Что такое религиозная секта

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

В переводе с латинского слово «секта» имеет несколько значений: учение, путь, правило, образ мыслей и действий, жизни. В современном понятии это верующие, отошедшие от догматов своей Церкви, взявшие за основу какое-либо положение из вероучения и строящие на нем свои взаимоотношения внутри своей организации и с внешним миром.

В Древнем Риме слово «секта» имело нейтральный оттенок, часто использовалось для характеристики отдельных философских школ. Например, Тацит в своем историческом труде «Анналы» называл сектой философов-стоиков. Уже в то время у слова появился негативный оттенок, так древнеримский писатель Апулей называл сектой группы разбойников.

Основоположник лютеранства Мартин Лютер (1483-1546) придал слову «секта» современное понятие. «Я предупреждаю вас так серьезно ввиду той опасности, что многочисленные заблуждения и секты — ариане, евномиане, македонцы и другие еретики — несут вред Церквам своей хитростью. ». С тех пор сектантами стали называть людей, несогласных с догматами христианства, а потому отошедших от них. Нередко ради своих корыстных целей.

В наши дни понятие «религиозная секта» сохраняет негативный оттенок. В истории были случаи, когда фанатичные сектантские проповедники призывали своих адептов добровольно уходить из жизни. Так в декабре 1995 года 16 последователей «Ордена Храма Солнца» сожгли себя в лесу недалеко от Гренобля.

По форме своего устроения и работы религиозные движения и секты заметно отличаются от деятельности христианской или другой Церкви. Проповедник — непререкаемый авторитет, ему беспрекословно подчиняются все члены организации.

Отличительным признаком религиозной секты следует считать замкнутость, уход от мира в свою зачастую реакционную идею, которая на самом деле не имеет никакого отношения к религии. Издавна встречались обладавшие харизматическими чертами и даром красноречия личности, проповедовавшие конец света. И многие попадались на их уловки.

В отличие от христианства, в буддизме и индуизме слово «секта» не имеет негативного смысла, а обозначает сложившуюся традицию, обоснованную гуру — учителем. Буддизм — это не религиозное учение в традиционном европейском понятии, а философское осмысление жизни. Нравственный Закон — Просветление, данное после глубоких размышлений царевичу Гаутаме (Будде), жившему в середине I тыс. до н. э.

Жестких религиозных догм в восточных верованиях нет, не существует и единого органа управления. А религиозных школ много, но все они не еретического, сектантского оттенка. Хотя иногда употребляется понятие «синкретическая секта», это о группах, исповедующих буддизм в крайне искаженной форме.

В исламе основные религиозные течения — это суннизм и шиизм, но религия считается единой для всех мусульман. Большинство правоверных составляет сунниты (85%), остальные — шииты, среди последних есть секты ахмадитов, алавитов, друзов, исмаилитов и другие. Различия здесь не в догматике, а в вопросах ее применения. На этом строятся все разногласия в исламском мире, часто ведущие к враждебности и кровопролитию, например, войнам между суннитами и шиитами.

Религиозно-политическим течением, исповедующим ненависть к христианам, следует назвать вахабизм. В России отношение к нему негативное, хотя законодательно он не запрещен.

Разновидности религиозных сект

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

Религиозные объединения секты могут быть тоталитарными, сатанинскими, оккультными, опирающимися на сексуальный инстинкт.

Эти псевдорелигиозные по своей сути организации, прикрываясь якобы истинным вероучением, преследуют свои корыстные, часто человеконенавистнические цели, заставляют своих сторонников отказываться от всех благ цивилизации, например, от интернета и телевизора, отдавать все свои сбережения на нужды секты, а точнее, своего учителя.

Деятельность религиозных сект представляет большую угрозу обществу, недаром некоторые запрещены во многих странах. Все они обладают некоторыми общими чертами, например, замкнутостью, избранностью своих членов, но есть и существенные различия. Рассмотрим это подробнее:

Самые распространенные религиозные секты мира

На всех континентах существует множество различных союзов, объединяющих верующих людей. Многие существуют легально, в них личность стремится к духовному общению с Богом. Это помогает обрести уверенность в себе, тем более, если жизнь обошлась довольно сурово. Однако есть немало религиозных сект мира, представляющих угрозу человеку и обществу, а потому запрещенных во многих странах.

Легальные религиозные секты мира

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

Список религиозных сект, которые разрешены во многих странах, довольно большой. Среди них есть христианские, исламские или, допустим, буддийские и индуистские. Приведем лишь самые распространенные, а потому наиболее известные. К таким относятся:

Запрещенные религиозные секты мира

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

В список религиозных сект, запрещенных законом во многих странах, входят такие печально известные организации:

Религиозные секты России

Чем опасны религиозные секты. Смотреть фото Чем опасны религиозные секты. Смотреть картинку Чем опасны религиозные секты. Картинка про Чем опасны религиозные секты. Фото Чем опасны религиозные секты

В России достаточно христианских, исламских, буддийских, других братств и сообществ. Большинство действует в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 26 сентября 1997 года), стоящем на страже здоровья граждан, охраняющем их личные права и свободы. Однако существуют и запрещенные на территории страны.

Самыми известными религиозными сектами в России, которые запрещены законом, являются:

Смотрите видео про религиозные секты:

Источник

Что такое секта и чем опасны религиозные группы

Не всё принимать на веру

«Спасающихся» пришлось спасать

В начале сентября в деревне Задворье Столбцовского района пропала семья. Павел Мишук, Светлана Шутько и их сыновья-подростки Руслан и Ярослав исчезли, оставив дома записку: «Уехали путешествовать по большой стране».

Два месяца их искали милиционеры, сотрудники МЧС, волонтеры. Даже дроны над лесами запускали. Но «путешественники» явно заметали следы. А пару недель назад выяснилось, что ушли они недалеко — в Новогрудский район.

В лесном массиве неподалеку от одной из деревень поставили палатку, где вели затворнический образ жизни. Местным на глаза старались не попадать, но когда запасы продовольствия стали заканчиваться, вышли в люди. А точнее, в магазин в деревне Бор. Продавцы сразу же заметили сходство незнакомцев с лицами на ориентировке и сообщили правоохранителям. Спустя пару часов лагерь беглецов удалось обнаружить.

Устроились основательно. Большая военная палатка с буржуйками и деревянными нарами внутри, туалет из сруба, кострище и даже мини-огород.

Мать причину ухода в лес сначала сообщать отказывалась. А потом заявила: узнала, что с вакцинами от коронавируса людям будут вживлять чипы, через которые можно воздействовать на сознание. Мол, испугалась и уговорила мужа и сыновей «бежать».

Однако соседи по деревне говорят, что подготовку к отшельничеству семья начала задолго до пандемии в связи с «религиозными убеждениями». Какими именно, никто толком не знает. Дети рассказывали одноклассникам странные истории о грядущем конце света. А коллеги матери еще два года назад стали замечать перемены в ее поведении: начала учиться печь хлеб, просила одолжить чугунки.

Кто знает, чем могла бы закончиться эта история, если бы семейство не нашли. Сейчас «отшельники» вернулись домой, с ними работают врачи и психологи.

Ближе, чем мы думаем

Кандидат социологических наук, доктор теологии Венского университета, председатель Синодального центра сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Владимир Мартинович занимается исследованиями феномена нетрадиционных религиозных движений 23 года.

— Вы верите в порчу или сглаз? В реальность экстрасенсорного воздействия, ауру, реинкарнацию, НЛО, лох-несское чудовище, энергетические воздействия? Геопатогенные и биопатогенные зоны? Фэншуй? Это лишь малая доля идейного ряда нетрадиционной религиозности, который распространен и очень хорошо укоренен в обществе. Оно не просто является их носителем, а само непрестанно воспроизводит все многообразие форм нетрадиционной религиозности. При чем же здесь секты? От веры в «хорошие и нехорошие места в квартире» до ухода в лес из-за «страха перед новым вирусом или чипированием» не такое уж большое расстояние, как может показаться на первый взгляд, — говорит ученый. — Вера в те же НЛО может как разделяться отдельным человеком в индивидуальном порядке, так и обрастать разными формами организации, вплоть до религиозного поклонения инопланетянам, контактов с ними на духовном уровне и другого.

Из года в год мы слышим вопиющие истории. Кто-то пытается пережить «неминуемый апокалипсис», затаившись под землей. Были случаи, когда люди массово кончали жизнь самоубийством. Эти дикие примеры должны учить более критично подходить к любым внушениям сомнительных «религиозных гуру». Но попадающих в ловко расставленные сети легковерных меньше не становится. Почему?

— Секты плохо узнаваемы по целому ряду причин. Не последнюю роль здесь играют журналисты, пишущие о сектантстве лишь в ключе громких страшилок: «там убивают, грабят, изолируют». Люди читают об этом и думают: не пойду туда. Но конкретная секта в жизни человека всегда предстает в виде группы интересных, порядочных, хороших и заинтересованных людей, которые не будут вас звать за собой в лес либо призывать совершать какие-то противоправные действия. Диссонанс между ужасающими рассказами прессы о том, как опасны секты, и их реальным образом бытования обеспечивает им неузнаваемость при встрече и работе с конкретными людьми, — поясняет Владимир Мартинович.

Все ли секты опасны? Нельзя ответить однозначно, так как их разрушительное воздействие на человека бывает совершенно разным. Может проявиться не сразу или вообще никогда не проявиться.

— Да, за время моей работы в центре были смертельные исходы и убийства, изнасилования, сумасшествия, распады семей, кражи и другое. Однако до сих пор нет проверенных данных относительно частоты таких происшествий в сектантских сообществах в сравнении с показателями по другим группам и обществу в целом.

В Белорусской православной церкви создан крупнейший в Европе центр изучения сектантства (как среди религиозных, так и среди светских организаций).

— К нам регулярно обращаются люди с самыми разными жалобами на секты, но для обоснованных обобщений данных пока не хватает. Однако Православная церковь однозначно говорит о нанесении сектантскими группами духовного вреда человеку, который представляется более серьезным и опасным, чем любые иные жалобы на потерю денег, имущества и здоровья.

По замечанию эксперта, большинство людей, уходящих в секты, не имеют на руках полноты данных о таких сообществах. При этом проблема не только в нахождении объективных источников информации, но и в том, что их нет: большинство таких групп не изучено.

Старая суть новых веяний

Определить масштабы распространения сектантства в Беларуси достаточно сложно. Эти группы могут иметь самые разные формы регистрации либо действовать без нее. Нельзя установить и количество последователей тех или иных религиозных движений (у нас вопрос о вероисповедании не задают при переписи населения), у большинства групп нет института постоянного членства.

Принято считать, что расцвет нетрадиционных религиозных движений на постсоветском пространстве пришелся на начало 1990-х.

— Если мы заглянем в прессу того времени, то действительно обнаружим огромное количество материалов, посвященных новомодным течениям в области религии, — рассказывает Владимир Мартинович.

«Народная газета» с 1991 по 2000 год выдала около 60 материалов на эту тему, уже в следующее десятилетие — меньше (20), а в период с 2010 по 2020-й — два.

— При этом в 1990-е годы сект в Беларуси было в три-четыре раза меньше, чем сейчас. Просто общественный резонанс уже не тот. Общество, а вместе с ним и СМИ, реагирует не на реальные процессы в области сектантства, но на свои собственные сильно искаженные представления о том, что происходит.

Еще один расхожий миф — нетрадиционные религиозные движения приходят к нам из западных стран.

— Половина из ныне существующих в Беларуси сект тут же и зародилась, — удивляет Владимир Мартинович. — Если говорить о тех движениях, что попали к нам из-за границы, они приходят преимущественно из России и других постсоветских стран. Это обусловлено общностью языка и отсутствием границ.

Все большую роль в вербовке адептов для различных учений играет интернет. Но нельзя преувеличивать роль сети. Виртуальное обсуждение и дистанцированное погружение в тему возможно, однако для организованных форм очень важны встречи вживую, личный контакт, подчеркивает ученый.

Секты существуют практически столько же, сколько и человечество. Их проявления встречаются по всему миру.

На каких людей не действуют сомнительные религиозные установки?

♦ У них развито критическое мышление, они стремятся сами фильтровать всю поступающую к ним информацию.

♦ Они умеют самостоятельно принимать решения и готовы нести ответственность за свои поступки.

♦ На воцерковленных верующих, кто не просто ходит в храмы по праздникам, а действительно глубоко и искренне верит, регулярно посещает богослужения.

Источник

Как распознать секту и самому не стать сектантом

Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

С Романом Михайловичем Конем
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *