Чем опасны гаджеты для здоровья

Чем опасны гаджеты для здоровья

И.А. Галкина (канд. психол. наук)

Сейчас детей трудно представить без гаджетов. Если лет 10 назад в поликлинике или магазине малышей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном — сотовыми телефонами. Нынешние ребятишки все реже играют в прятки и дочки-матери. Вместо друзей по двору и классиков на асфальте у них появляются «френды» в соцсетях и игры в компьютере.

Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное повремени использование способно принести и ощутимую пользу. Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительностью:

• Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
• 6 лет — 20 минут;
• 7-9 лет — 30 минут;
• 10-12 лет — 40 минут;
• 13-14 лет — 50 минут.

Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Особое внимание при взаимодействии с гаджетами нужно уделять, когда у детей есть синдром гиперактивности или быстрая утомляемость.

Вред гаджетов

Иногда родители думают, что телефон, телевизор или компьютер — лучший способ занять ребёнка. Это заблуждение вредит умственному и физическому развитию детей, так как при неправильном использовании гаджетов может возникнуть ряд серьезных проблем

Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

Ожирение
Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые злоупотребляют портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

Потеря сна
Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.

Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и нарушению тесного эмоционального контакта с родителями.

Ущерб для эмоционального развития
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

Польза гаджетов

Поговорим теперь о том, как помочь ребёнку извлечь из современных электронных технологий максимальную пользу. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой — средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений. Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному. Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми.

Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил. Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним! Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.

Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств. Коммуникация через мессенджеры — это то же общение, но в другой форме. Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.

Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.

Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.

Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги. Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т.д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видео-уроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.

Таким образом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.

Как было сказано выше, хорошей альтернативой гаджетам являются различные кружки, дополнительные занятия для детей любого возраста. В нашем развивающем центре «Летиция» можно выбрать самые различные занятия для ребенка – на сайте «Летиции» представлены все программы занятий и ведущие их специалисты. Так что у родителей есть возможность выбрать занятия в соответствии с возрастом, способностями и интересами своего ребенка. Помочь определиться с выбором конкретных занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка помогут специалисты, работающие в нашем детском центре «Летиция». Родителям по телефону представители администрации «Летиции» смогут квалифицировано ответить на интересующие их вопросы, а более подробную информацию предоставят психологи, педагоги, логопеды, работающие в нашем центре. В случае необходимости будет проведена и глубинная психологическая диагностика, а также диагностика особенностей развития речи, после чего родителям будут даны конкретные рекомендации и совет по выбору специальных занятий, максимально способствующих развитию ребенка.

Источник

Цифровая гигиена, часть I: любая зависимость опасна

Поделиться:

Интернет – это плохо или хорошо? Вы можете отличить честных блогеров от мошенников? Как считаете, можно сплетничать в мессенджерах о своих друзьях? Насколько велика вероятность, что эта информация станет достоянием общественности? Как думаете, сколько роликов в TikTok можно посмотреть без ущерба для психического здоровья? А вы рассказывали детям, как отличить конструктивную критику от манипуляций и травли? Где проходит тонкая грань между фото в купальнике и интимным изображением, которое не стоит выкладывать в интернете?

В запасе у меня сотни подобных вопросов. Ответить на них не каждому взрослому под силу. Что уж говорить о детях. Но всем нам придётся признать: наступил век технологий. И это факт. Это не плохо и не хорошо, просто так есть. А интернет – это явление, которое мы не можем отменить. Остаётся только научиться им безопасно пользоваться, желательно во благо.

Зависимость от гаджетов – больше, чем детская шалость

Каждый из нас в этом мире либо пользователь, либо потребитель. Потребитель бездумно поглощает всё, что ему предлагают. Пользователь видит подводные камни и осознанно пользуется технологиями в своих целях.

Наша родительская задача – научить ребёнка пользоваться гаджетами для обучения и развития. Но для начала неплохо было бы самим так осознанно осваивать технологии. В противном случае есть риск зависимости от виртуального мира, которую исследователи ставят в один ряд с алкогольной и наркотической. А всё потому, что механизм их возникновения очень схож, а последствия не менее разрушительны.

Нейрофизиологи провели ряд экспериментов, в которых участвовали люди со сформированной зависимостью от гаджетов. Оказалось, что у них те же необратимые изменения в тех же зонах мозга, что и у наркоманов.

Некоторые зависимости более социально приемлемы, другие совершенно недопустимы и даже уголовно наказуемы. Зависимость от гаджетов воспринимается как детская шалость, но она более опасна, чем кажется на первый взгляд.

Не верите? А давайте проверим. Ниже я перечислю признаки зависимости (любой), где диагностическим критерием является наличие трёх и более пунктов:

Ну как, результат радует?

К несчастью, большинство из нас подвержены зависимостям, и львиную долю в них занимает зависимость от гаджетов.

Чем опасны гаджеты для детей?

На физическом уровне: происходит снижение активности, замедление метаболизма, ухудшение зрения, осанки, иммунитета.

На ментальном уровне: развивается дефицит внимания, концентрации, нет места фантазии, умению решать нестандартные задачи, ухудшение памяти, отсутствие интереса к учёбе.

На эмоциональном уровне: низкий уровень эмоционального интеллекта, неразвитые социальные навыки и эмпатия.

На духовном уровне: ценности диктует не семья, а кумиры соцсетей, не развивается критическое мышление.

Чем позже мы передадим ребёнку ответственность за гаджеты, тем лучше. Сам себя контролировать в этом вопросе он не может, даже если уже выше нас ростом и говорит густым басом.

Какие признаки должны насторожить родителей?

Статистика приводит тревожные цифры. Средний школьник 8–18 лет проводит треть жизни во сне, треть – в школе, и оставшуюся треть – в интернете. Изменить эту ситуацию можем только мы, родители. При условии, что вытащим головы из песка.

По роду деятельности я часто бываю в школах. Наблюдая за поведением детей на переменах, практически везде вижу одну картину: они утыкаются в экраны гаджетов, и даже громкий звонок на урок с трудом вырывает их из виртуального мира.

Мой вам совет, волевым усилием принимайте на школьных советах решение о запрете на гаджеты в учебное время.

Факторы риска развития зависимости:

В следующий раз я расскажу о способах, которые помогут вам научить ребёнка соблюдать цифровую гигиену.

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Источник

Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: в чем вред?

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть фото Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть картинку Чем опасны гаджеты для здоровья. Картинка про Чем опасны гаджеты для здоровья. Фото Чем опасны гаджеты для здоровья

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть фото Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть картинку Чем опасны гаджеты для здоровья. Картинка про Чем опасны гаджеты для здоровья. Фото Чем опасны гаджеты для здоровья

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Источник

Опасность бытовых приборов – миф или реальность?

Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть фото Чем опасны гаджеты для здоровья. Смотреть картинку Чем опасны гаджеты для здоровья. Картинка про Чем опасны гаджеты для здоровья. Фото Чем опасны гаджеты для здоровья

Чем глубже в нашу жизнь внедряются разнообразные технологии, тем большим количеством мифов и домыслов они обрастают. Например, каждый слышал о том, что невидимое излучение, исходящее от некоторых бытовых приборов, опасно для здоровья. Так ли это на самом деле?

Виды излучения

● Ионизирующее. Сюда входят потоки быстрых частиц, гамма- и радиоактивные рентгеновские лучи. Такое излучение способно разрушать молекулярные связи, повреждать клетки, вызывать мутации и даже привести к гибели человека.

● Неионизирующее – большая часть электромагнитных волн. Излучение этого типа может нагревать ткани и индуцировать микротоки в них, но прямого влияния на молекулы клеток не оказывает.

● Ультрафиолет. Располагается посередине шкалы – имеет ионизирующие свойства, но влияет только на поверхностные слои кожи.

В основном в повседневной жизни нас окружает неионизирующее излучение: видимый свет, инфракрасные волны (благодаря им мы чувствуем жар, исходящий от костра), микроволны (с их помощью работает мобильная связь, микроволновая печь, Wi-Fi).

Безопасность телефонных разговоров

Поскольку мобильные телефоны излучают электромагнитные волны, а мы регулярно подносим их к уху (а значит, и к мозгу), вопрос о безопасности этих приборов для здоровья человека стоит особенно остро. Тем более что при долгих разговорах интенсивность излучения повышается, и чисто теоретически оно способно провоцировать локальный нагрев тканей. Но на практике мощность излучения современных смартфонов достаточно мала, и его влияние совсем не очевидно.

Согласно докладу ВОЗ от 2013 года, нет никаких убедительных доказательств того, что электромагнитное излучение мобильных телефонов и базовых станций как-то связано с возникновением онкологических и прочих заболеваний. Правда, есть и другие исследования, доказывающие обратную картину, но. Качество таких исследований оставляет желать лучшего и при тщательном рассмотрении было найдено множество неточностей.

Микроволновки: за и против

Микроволновым печам достается больше, чем всем остальным бытовым приборам – говорят, что они ослабляют иммунитет, способствуют развитию рака, могут вызвать катаракту и половую дисфункцию.

И это тоже не более чем миф. Безусловно, мощность электромагнитных волн в печи огромна, но благодаря металлическому экрану, окружающему внутреннюю камеру, наружу эти волны практически не пробиваются.

Производство микроволновых печей тщательно контролируется надзорными органами – например, разрешенный уровень электромагнитного излучения снаружи не должен превышать 5 милливатт на кв. см. Для сравнения – в жаркий летний день вы получаете примерно 100 милливатт излучения на квадратный сантиметр кожи.

Миф о кактусах

Лет 30 назад в одном советском журнале вышла статья о том, что кактусы поглощают радиацию от компьютерных мониторов. Эта байка пошла в массы – в девяностые большинство рабочих мест в офисах были буквально заставлены горшками с кактусами. Как сообщает ВЦИОМ, в 2010 году в чудодейственную мощь кактусов верил каждый третий россиянин.

На самом деле предметы, даже если они живые, как кактусы, не могут поглощать излучение, если оно не проходит через них насквозь. То есть теоретически, чтобы защитить от излучения, кактусы должны стоять плотной стеной между человеком и монитором. Но сегодня в этом нет никакого смысла – современные мониторы примерно настолько же радиоактивны, как офисные стулья.

Как уберечь себя от излучения?

К сожалению, никак, поскольку самый «излучающий» бытовой прибор – это электрическая проводка. Чтобы полностью избавиться от излучения, придется выбросить всю домашнюю проводку (включая соседскую) и трансформаторные блоки. Не спасет даже шапочка из фольги, и причина – в низкой частоте бытового излучения: чтобы экранировать его, нужна как минимум броневая сталь.

И напоследок скажем, что безвредное может действительно приносить вред, если в это верить. Этот эффект называется ноцебо, и 1-2 % жителей развитых стран чувствуют его на себе – жалуются на усталость, головные боли и другие проблемы, возникающие от контакта со смартфонами или Wi-Fi-роутерами. Но многочисленные исследования доказывают, что никакой связи между этими явлениями нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *