Чем опасны электромобили для здоровья человека
Вред и выгода от электромобилей: озвучены мифы и факты
В Германии покупатели авто продолжают выбирать машины с двигателем внутреннего сгорания из-за исследований, которые ставят под сомнение экологичность электромобилей.
Об этом сообщает Deitsche Welle. Издание отмечает, что озабоченность немцев проблемами климата не мешает им покупать громоздкие бензиновые внедорожники.
В 2019 году в Германии было продано 3,6 млн авто, при этом электромобили заняли лишь 1,8% от общего количества проданных машин. И это несмотря на налоговые льготы при эксплуатации и государственные субсидии при покупке, отмечают авторы.
«Причины такого отношения к электрокарам разные. Это и просто привычка, и пока высокая цена на такие автомобили, и неразвитая инфраструктура электрозаправочных станций. Также немцев смущают исследования, авторы которых уверяют, что электрокары с точки зрения климата даже вреднее дизельных авто. Мол, стоит учитывать выбросы парниковых газов не только при эксплуатации автомобиля, но также при его производстве, заправке и утилизации», – подчеркивает издание.
Ученые из Института экономических исследований Мюнхена сравнили общий углеродный след, которые на протяжении всей жизни оставляют дизельный Mercedes и электрокар Tesla Model 3.
Во время исследования ученые подсчитали, что добыча и обработка лития, кобальта и марганца, необходимых для аккумуляторов, срок службы которых составит 10 лет, приводит к эмиссии 11-15 тонн CO2. Значит, при пробеге в 15 тыс. км в год Tesla оставляет за собой по 73-98 грамм углекислого газа на километр. С учетом того, что большая часть электроэнергии, которой эта машина заправляется, вырабатывается на угольных электростанциях, то углеродный след электромобиля составит 156-181 грамма на километр пути. При этом соответствующий показатель Mercedes – 112 граммов СО2 на километр.
Немецкий автомобильный клуб ADAC сравнил автомобили одного и того же класса Golf с различными двигателями – бензиновыми, дизельными, газовыми, гибридными и чисто электрическими.
«Вышло, что самый экологичный – автомобиль на сжиженном газе с примесью 15% биометана, а электрический хуже и бензинового, и даже дизельного. На электрокаре, по подсчетам ADAC, надо за 8 с половиной лет проехать 127 500 км, чтобы его углеродный след оказался меньше, чем у бензинового, и 219 000 км за 16 лет и 6 месяцев, чтобы обойти дизельный», – пишет издание.
При этом сторонники перехода на электромобили указывают на трудность оценок выброса CO2 при изготовлении аккумуляторов. Данные о производстве аккумуляторных батарей получить чрезвычайно трудно, поскольку они представляют собой коммерческую тайну предприятий. Поэтому и делать выводы на основании таких оценок опрометчиво, отмечают эксперты.
Исследователи в Германии отмечают, что хоть в производстве электромобиль уступает обычному, однако КПД электромотора значительно выше, а потому электрокар расходует меньше энергии на километр пути и оказывается более экологичным, чем бензиновый, уже через 50 тыс. км.
В ADAC также отмечают, что в первом полугодии 2019 года станции на буром угле произвели на 20,7% меньше электроэнергии, а на каменном – на 23,7%. При этом роль же ветра, солнца, воды и биомассы год от года растет. К 2030 году, согласно планам немецкого правительства, не менее 65% производимой в стране электроэнергии станет экологически чистой.
Следовательно, создание и использование электромобилей будет с каждым годом все более экологичным, подчеркивают эксперты. Уже сейчас электрокары на 16% чище, чем дизельные, и на 27% – чем бензиновые. А к 2025 году разрыв станет еще больше. Средний выброс бензиновой машины за всю ее автомобильную жизнь будет, по их оценкам, составлять 168 грамм СО2 на километр пути, дизельной – 148 грамм, а на электрической тяге – 101 грамм.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, как сотрудники полиции Скотленд-Ярда в Англии раскритиковали электромобили за бесполезность и несоответствие поставленным задачам.
5 фактов о вреде электрических автомобилей
Интересные факты о том, что электрические автомобили приносят вред окружающей среде и человеку. Видео про электромобили с большим запасом хода. Интересные факты о том, что электрические автомобили приносят вред окружающей среде и человеку. Видео про электромобили с большим запасом хода.
Электромобилей на рынке появляется всё больше, на дорогах они уже уверенно занимают существенный транспортный сегмент. Изначально этот вид транспорта заявил о себе как об альтернативе «вредным бензиновым автомобилям». Но так ли уж безвреден электромобиль?
Немного истории
В автопроме электромобили можно назвать новичками. В самом деле, ещё совсем недавно речь шла лишь об автомобилях, оснащённых двигателями внутреннего сгорания, а о том, чтобы оборудовать каждую автозаправку специальными розетками для зарядки электромобилей, не было и речи.
Но, возможно, кто-то удивится, узнав интересный факт: на самом деле столь привычный автолюбителям ДВС несколько младше, чем первый автомобиль на электрической тяге.
Ещё в 1899 году в России инженер Романов сконструировал электро-омнибус, способный при помощи свинцового аккумулятора был в состоянии перевозить до семнадцати пассажиров. Мощность электродвигателя конструкции составляла четыре лошадиные силы, с которыми можно было развить скорость до 37 км/ч.
Тем не менее, преимущества электромобиля были очевидны (если, конечно, решить проблемы с зарядкой аккумулятора). Ещё в энциклопедии Брокгауза и Ефрона в статье, посвящённой этому виду транспорта, указывалось, что «электрический автомобиль может стать самым многообещающим автомобилем, поскольку его двигатель бесшумен и не даёт копоти».
В конце концов, задача обеспечения подзарядки электромобиля была решена. Возможно, к этому подтолкнул топливный и экологический кризис, а может, человечество просто «доросло» до определённых изобретений. Как бы то ни было, к 2007 году промышленное производство снова стало разворачиваться.
Человечество захлестнула очередная волна восторга и энтузиазма, многие с нетерпением стали ждать момента, когда автомобили с ДВС окончательно уступят дороги своим электрическим соперникам. И тут электромобилями заинтересовались учёные.
Так ли безвреден этот вид транспорта, как об этом твердят его сторонники? Оказалось, что всё совсем не так радужно, как нам бы хотелось…
Факты о вреде электромобилей
1. Вредные выбросы
На протяжении последних десятилетий сложно найти более животрепещущую тему, чем вред от выхлопов автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Для решения этой проблемы в развитых странах вводят всё более и более строгие экологические стандарты, предъявляемые к ДВС.
Результат – неуклонное вытеснение из производства двигателей, рассчитанных на длительное использование. На смену им приходят «одноразовые» ДВС, которые изначально создаются как не подлежащие капремонту.
На этом фоне электромобили, которые «ничего не сжигают», а следовательно, и не должны выбрасывать ничего в атмосферу, выглядят просто идеально. Но выясняется, что есть и другие выбросы, которые производят электромобили.
В 2013 году в Хертфордширском университете было проведено интересное исследование. Для эксперимента был выбран достаточно загруженный автомобильный туннель, пропускающий до 50 тыс. автомобилей в сутки. В нём установили детекторы, определяющие объёмы твёрдых частиц, образующихся в результате проезда автомобилей.
Источниками твёрдых выбросов являются шины и тормозная система, а также фрагменты битумного покрытия туннеля, в целом – до 50 микрограмм на каждый автомобиль. Это означает, что лишь треть выбросов в виде газовых соединений производят двигатели автомобилей, а остальное – те самые «твёрдые отходы».
При этом твёрдые выбросы отнюдь не безопасны. Они приводят к росту количества заболеваний астмой, всевозможным проявления аллергических реакций, сердечным приступам.
Естественно, вред выхлопных газов никто не отрицает. Но он некоторым образом «отодвинут во времени», в то время как твёрдые выхлопы приносят вред «здесь и сейчас».
Казалось бы, при чём здесь электромобили, если твёрдые частицы выбрасываются всеми типами авто? Дело в том, что масса выбросов твёрдых частиц напрямую зависит от массы автомобиля. Чем тяжелее техника, тем больше нагрузка на дорожное полотно, тем больше усилий нужно для разгона или торможения.
Электромобили в силу конструктивных особенностей существенно тяжелее традиционных машин, оснащённых ДВС. По статистике, вес электромобиля в среднем на 25% превышает вес аналогичного авто с ДВС.
Ниже приведены массы электромобилей и их бензиновых аналогов по габаритам:
Не зря одной из типичных жалоб владельцев современных электрокаров является жалоба на необходимость часто менять покрышки: тяжёлые автомобили истирают её гораздо более интенсивно.
Причина большой массы электрокаров – вес аккумуляторов. Электромобили буквально напичканы ими, иначе не получится обеспечить дальность пути на одном заряде. В результате получается следующая картина:
При таких цифрах становится очевидным, что «экологичность» электромобиля сходит на нет, а вопрос вредных выбросов встаёт в полный рост, и его надо будет как-то решать уже в ближайшем будущем.
2. Вредные выбросы от производства электричества
Итак, двигатель электромобиля не производит вредных выбросов в атмосферу. Но и здесь кроется определённый подвох. Эти самые вредные выбросы производят электростанции, на которых производится то самое электричество, благодаря которому электромобиль считается безвредным. Чем больше электромобилей, тем больше электричества необходимо произвести.
При этом если основная масса электростанций в стране – теплоэлектростанции, ситуация резко обостряется. По результатам недавно проведённых исследований экологической обстановки сотрудниками Северокаролинского университета (США), в штатах с большей долей электрического транспорта выше общий процент вредных выбросов в атмосферу. Причина – повышенная нагрузка на ТЭЦ.
Возможно, ситуация может быть улучшена, если будет реализована идея одного из «отцов» электрокара Илона Маска использовать солнечную энергию, оснащая зарядные станции солнечными панелями.
Такой способ получения электроэнергии не сопряжён с вредными выбросами в атмосферу и может существенно разгрузить традиционные электростанции.
3. Вредные выбросы от производства электромобилей
Оценивая степень влияния электромобиля на экологическую обстановку, стоит обратить внимание и на технологию производства. Пару лет назад консалтинговая компания Ricardo опубликовала результаты исследований, согласно которым при производстве обычного автомобиля на топливной основе в атмосферу поступает в полтора раза меньше вредных выбросов, чем при производстве электромобиля.
Примерно половина выбросов приходится на этап производства аккумуляторов. Получается, что «безвредность» электрокара меркнет на фоне того вреда, который наносится экологической обстановке планеты при его производстве.
4. Вопрос утилизации аккумуляторных батарей
Возможно, вопрос утилизации аккумуляторов электрокаров пока ещё и не стоит остро, но это вызвано скорее всего тем фактом, что самих электрокаров в мире ещё относительно немного, если сравнивать их количество с количеством топливных автомобилей.
Аккумуляторные батареи содержат большое количество токсичных химических веществ, и если просто выбрасывать такие батареи на мусорную свалку, они могут принести существенный вред окружающей среде.
В настоящее время перерабатываются должным образом лишь 5% всех выходящих из строя литий-ионных батарей, которые применяются в электрокарах.
В то же время консалтинговая компания Bloomberg New Energy Finance, занимающаяся аналитическими исследованиями на мировом энергетическом рынке, утверждает, что уже к 2025 году количество батарей для электромобилей превысит объём в 3, 4 млн. штук.
На сегодняшний день о том, чтобы законодательно закрепить за владельцем электрокара обязанность повторно использовать или корректно перерабатывать аккумуляторы, задумались уже правительства Китая и Евросоюза, а следовательно, данная проблема является серьёзной, требующей безотлагательного решения.
5. Вредное воздействие электромагнитных полей
Существует и ещё одно связанное с электрокарами явление, которое, по мнению учёных и исследователей, способно нанести нешуточный вред, на этот раз – не экологии, а непосредственно здоровью человека. Речь идёт об электромагнитном поле, создаваемом в процессе работы электрокара.
Исследования электромагнетических явлений проводится фактически с самого начала истории электрокаров. Согласно результатам исследований, проведённых в Институте земного магнетизма, наиболее сильно действие электромагнитных полей проявляется в электрокарах гибридного типа, в которых аккумуляторная батарея помещается под задним сидением или в багажном отделении, а ток течёт фактически по всему автомобилю, превращая машину в заряженный контур. При этом максимум электромагнитного поля приходится аккурат на область, где сидит водитель авто.
Более того, во время активного ускорения движения или в момент торможения пик излучения приходится на место позади водителя – то самое место, которое полагают одним из наиболее безопасных для пассажира. Нередко там сажают ребёнка в детском автокресле.
Чтобы в полной мере оценить степень опасности электромагнитного поля, стоит вспомнить, что электромагнитный фон от электромобиля вполне сопоставим с излучением, которое за полную смену работы получает машинист в метро.
Но представители профессий, связанных с электромагнитными явлениями, получают надбавку за вредность. А что получают пассажиры и автовладельцы электрокара? Вот именно – ничего!
Впрочем, главную опасность представляет не мощность электромагнитного излучения, а тот факт, что в электрокаре эта величина крайне изменчива. Низкочастотное поле в электрическом автомобиле изменяется в тысячи раз, и именно эти изменения оказывают вредоносное воздействие на человеческий организм: стоит привыкнуть к одному уровню воздействия, и оно тут же меняется. Такие колебания неизбежно нарушают работоспособность организма.
Крайне вредны электромагнитные воздействия для детей, у которых ещё не успели в полной мере сформироваться все органы (к примеру, та же печень формируется у человека до четырнадцатилетнего возраста, а до того является очень уязвимой), а также для беременных женщин (доказано, что электромагнитные поля вызывают патологии в развитии человеческого эмбриона).
На клеточном уровне низкочастотные электромагнитные колебания приводит к тому, что клетки организма получают ионный заряд. В результате химические процессы в организме нарушаются, ткани перестают получать в должном объёме кислород для питания. Человек становится вялым, плохо ориентируется в пространстве, проявляет раздражительность, а там и до онкологии недалеко.
Заключение
Приведённые наблюдения, результаты исследований и замечания учёных демонстрируют, что с электрокарами ситуация выглядит совсем не так безоблачно, чем кажется на первый взгляд.
Конечно, это не повод отказываться от дальнейшего развития данной технологии, просто, скорее всего, современные производители электрокаров слишком торопятся поставить на конвейер производство, нюансы которого в полной мере не просчитаны, а последствия – не определены.
Нужно время на исследования и дальнейшие доработки как в плане конструкции автомобиля, так и относительно его производства и утилизации, чтобы новые электрокары наносили минимум вреда и человеку и планете.
Видео про электромобили с большим запасом хода:
Насколько безопасны электромобили и какой вред они могут принести
Электромобили — уже не редкость на дороге, но до популярности бензиновых машин им еще далеко. Их называют транспортом будущего: они не требуют горючего топлива. И все же водители до сих пор обеспокоены безопасностью электромобилей из-за возможного возгорания их батарей.
Принцип работы электромобилей
Внешне электромобиль не отличается от автомобиля. Вся разница в принципе их работы. Автомобили получают энергию от сгорания углеводородного топлива, а электрокары — от электричества. Их предшественниками были троллейбусы. Но они получали питание напрямую с помощью «рогов», подключенных к электрическим проводам. Электрокары же «запасают» энергию в своих батареях.
Водители беспокоятся о том, безопасен ли электромобиль, не зная о принципе его работы. Двигатели таких моделей преобразовывают электричество в энергию механического вращения. В этом процессе принимают участие статор и ротор.
Когда электромотор включается, его статор активирует магнитное поле, действующее на обмотку ротора. Это создает вращающий момент, который и приводит машину в движение. У этих моделей нет коробки передач. В отличие от автомобилей, энергия поступает к колесам напрямую от мотора, что сокращает скорость изнашивания комплектующих.
Мотор получает питание от аккумулятора, запасающего энергию. Чтобы восполнять ее, в каждом электромобиле установлено зарядное устройство, которое подключается к обычным розеткам. Аккумулятор и представляет главную опасность для человека. Батарея может воспламениться, что приведет к пожару внутри машины.
Стандарты безопасности для электромобилей
Производители батарей много говорят о том, насколько безопасны электромобили. Каждый случай крупного возгорания фиксируется и исследуется. Электрокары модифицируются, а их аккумуляторы оснащают системами безопасности. За соблюдением стандартов безопасности следит Международная организация по стандартизации (ИСО).
Все новые модели электрокаров проходят серию испытаний, доказывающих их безопасность. Их тестируют на следующие неисправности:
Эти испытания выявляют возможные поломки, которые могут привести к короткому замыканию или возгоранию аккумулятора. Чтобы понять, так ли безопасны электромобили, проводят тестирования на электрическую, химическую, механическую и даже климатическую нагрузку.
Правда ли, что электромобили экологичнее бензиновых
Экологическая безопасность электромобиля — важное преимущество, из-за которого спрос на такие модели продолжает расти. Для такого транспорта не нужно горючее топливо. Двигатели обычных автомобилей перерабатывают бензин, выбрасывая в атмосферу выхлопные газы. Они загрязняют воздух в городах и вдоль крупных автомагистралей. Эту проблему можно решить, если заменить бензин на сжиженный газ. Его выхлопы по составу менее вредны.
Но автомобили на газе не решают проблемы парникового эффекта. Электрокары при работе не загрязняют атмосферу, они не выбрасывают в нее углерод. Они не выделяют никаких выхлопных газов. Но важно отслеживать углеродный след каждой батареи, установленной в электрокары.
Экологическая безопасность электромобилей зависит от того, каким способом были произведены их батареи. Сам транспорт не выделяет углерод, поэтому городской воздух не будет загрязняться. Но для производства батарей и их дальнейшей подзарядки требуется энергия, которую зачастую получают из неэкологичных источников.
Если энергия получена от сжигания угля, электромобиль будет выбрасывать в атмосферу столько же углекислого газа, сколько и автомобиль. В худшем случае — еще больше. Решить проблему загрязнения атмосферы можно, если получать энергию из экологичных источников: солнечных, атомных и гидроэлектростанций.
Чем могут быть опасны электромобили
Главная опасность электромобилей — возгорание аккумулятора. Оно может привести к серьезному пожару. Чаще всего в транспортные средства устанавливают надежные литий-ионные батареи. При использовании они сильно нагреваются. Если одна из ячеек аккумулятора окажется повреждена, увеличивается шанс появления короткого замыкания. Из-за него воспламеняется электролит, который и приводит к пожару.
Возгорания аккумулятора часто происходят из-за следующих причин:
Литий-ионная батарея может загореться и при столкновении с другим транспортным средством. Потушить такой аккумулятор не получится: придется дождаться, пока он полностью выгорит. Но тестирования пожарной безопасности электромобилей стремятся свести риск возгорания к минимуму. Обычный автомобиль тоже может загореться, особенно сразу после аварии. А контакт огня и бензина может привести к сильному взрыву.
Каков риск возгорания батареи
Производители улучшают пожарную безопасность электромобилей, поэтому возгорания — явления редкие. Модели последнего поколения дополнены массой улучшений, препятствующих воспламенению. Самыми безопасными электромобилями 2021 года считаются:
Аккумуляторы оснащены ударопрочной противопожарной конструкцией, которая защищает их от повреждения при столкновении. Сами батареи размещают на нижнем корпусе вдали от потенциальных мест удара.
Внутри аккумулятора установлены фазовые переходники, они поглощают тепло и снижают риск перегрева и короткого замыкания. Это увеличивает срок службы батареи. Все усовершенствования сводят риск возгорания аккумулятора к минимуму. Чаще всего воспламенение происходит при наличии производственного брака. Риск возгорания увеличивается, если использовать дешевое и некачественное зарядное устройство.
Что делать с электромобилем в случае поломки или аварии
Производители не зря заботятся о безопасности электромобилей: количество их возгораний стремится к нулю. Полное выгорание машины — единичные случаи. Поломки и аварии случаются чаще. Чтобы не допустить пожара, важно соблюдать технику безопасности: электромобили нельзя использовать при любом подозрении на поломку аккумулятора.
Если батарея перегревается или заряжается слишком быстро, электромобиль нужно доставить в сервисный центр. Там проведут полный осмотр, сделают замеры температуры батареи термометром. При необходимости в электромобиль можно установить новую батарею взамен неисправной. Из-за меньшего износа другие комплектующие реже выходят из строя.
При аварии все пассажиры должны покинуть салон электромобиля. По возможности нужно отключить питание аккумулятора. Даже если видимых повреждений нет, машину нужно отправить в сервисный центр для диагностики его состояния.
Кто тут «грязнее»? Почему с электротранспортом все не так гладко
Электромобили набирают популярность во многих странах, а с минувшего года – и в Беларуси благодаря отмене растаможки. Однако у автомобилей без ДВС хватает хейтеров. Автобизнес разбирался в минусах таких машин.
«Халявы» не будет!
Беларусь сложно назвать страной, крайне озабоченной проблемами экологии. Наши покупатели электромобилей также далеко не всегда отдают предпочтение авто без ДВС по причине заботы об окружающей среде. Некоторые выбирают их из-за возможности экономить на топливе, тем более что до 1 января 2021 года было достаточно много мест, где электромобиль заряжался бесплатно. Однако «халява» постепенно заканчивается. Зарядка на станциях Malanka стала платной: стоимость 1 кВт тока на «быстрых» ЭЗС – 39 коп., на «медленных» – 29 копеек.
При зарядке «по-быстрому» 100 км пробега на электрокаре будут обходиться в 6,5-8 руб. в зависимости от самого транспортного средства и условий эксплуатации. В сравнении с авто, работающими на бензине или дизельном топливе, экономия очевидна, пока не сравнишь со стоимостью пробега на машинах, оборудованных метаном, один «куб» которого стоит всего 80 копеек. Автомобили, способные ездить на этом типе топлива, могу похвастать меньшей стоимостью 1 км пробега, нежели электрокары.
У метановых авто и электрокаров помимо экономичности есть немало общего. Во-первых, у них меньше вредных выбросов в атмосферу, чем у машин на бензине и дизеле. Во-вторых, их объединяет дефицит мест, где они могут заправиться.
Запас хода и время зарядки – основные минусы электромобилей. Время зарядки делает большинство электрокаров непригодным для поездок на дальние расстояния. К тому же, по крайней мере пока, можно смело заявлять о нехватке “зарядок” за пределами Минска и областных центров. Подробнее на эту тему мы уже писали.
И снова о деньгах
Во многом растущий стремительными темпами спрос на электрокары связан с тем, что правительства ряда стран стимулируют автолюбителей к покупке такого транспорта. Например, освобождают владельцев экологичных машин от уплаты налогов и увеличивают налоги для хозяев авто с ДВС.
Беларусь в этом плане не исключение. О запрете продаж новых автомобилей, оборудованных ДВС, речи, конечно, не идёт, но определенные «заманухи» все же существуют. Например, с 15 июня 2020 года в нашу страну можно ввезти электрокар без уплаты таможенной пошлины и НДС. Необходимо лишь заплатить утилизационный сбор, который составляет 544,5 руб. для машин моложе трех лет и 816,7 руб. для авто старше трех лет. «Халявный» период продлится еще год, до 31 декабря 2021 года. После за ввоз «электричек», вероятнее всего, придется платить.
Кроме того, владельцы электромобилей освобождены от уплаты дорожного налога, льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года. Как видим, государство не намерено вечно финансово поддерживать покупку электромобилей. Беларусь в этом вопросе не отличается от других развитых стран.
По данным на конец 2020 года самой электрифицированной страной в сфере автотранспорта является Норвегия. В октябре 2020-го электромобили и подзаряжаемые гибриды составляли 79,1% всех проданных в стране машин. Если говорить точнее, то первые заняли 60,8% рынка, на вторые пришлось 18,3%, сообщает insideevs.com.
Однако стоит отметить, что невероятная любовь норвежцев к авто на электротяге объясняется скорее не заботой об экологии, а совершенно приземленной мотивацией – материальной выгодой.
Однако с ростом числа электрокаров льготы и прочие «плюшки» начинают исчезать. Например, в Осло уже ограничили использование электрокарами рядов, предназначенных для городского транспорта. Это пришлось сделать после того, как водители общественного транспорта стали жаловаться на большое число электромобилей, затрудняющих движение.
С начала 2019 года владельцев электрокаров в Норвегии обязали платить за передвижение по платным дорогам: сперва 50%, но сумма сбора будет и дальше увеличиваться в течение следующих 5 лет. Озвучивая планы к 2025 году полностью отказаться от бензиновых двигателей, правительство Норвегии признает, что рано или поздно льготы будут сокращены, а значит, владеть электрокаром будет уже не так «сладко».
Экологичность
Наверняка у большинства людей электромобиль ассоциируется со словом «экологичный». У электротранспорта нет выхлопа в отличии от авто с ДВС, но это не делает их на 100% экологически безопасными. Во-первых, никто не отменял вредные выбросы от износа шин и тормозных механизмов. Во-вторых, справедливо будет считать вредные выбросы в течение всего цикла жизни автомобиля, а не только во время движения, и здесь ряд исследований приходит к неутешительным выводам.
Авторы исследования IFO считают, что включать электромобили в список транспортных средств с нулевым значением выбросов СO2 было преждевременным решением в ЕС, поскольку это означает, что электромобили не генерируют такие выбросы. Реальность же такова, что в дополнение к выбросам CO2, которые образуются при производстве электромобилей, почти все страны ЕС генерируют значительные выбросы CO2 еще и во время зарядки аккумуляторов машин.
Так что заявления о 100-процентной экологичности электротранспорта не более чем миф, ведь само производство электромобилей наносит больший вред экологии, чем изготовление авто с ДВС, из-за батарей, для создания которых необходимы литий, медь, кобальт и другие полезные ископаемые.
Шведский институт IVL высчитал, что за один только киловатт-час мощности батареи в производстве в атмосферу выпускается около 150-200 кг C02, то есть для электромобиля с батареей на 100 кВт ещё перед самой первой поездкой будет выпущено в воздух 17 тонн CO2.
Среднестатистическая машина с двигателем внутреннего сгорания производит столько диоксида углерода лишь после того, как проедет 100.000 км.
Во время движения сам электромобиль не производит вредных выбросов, но с учетом того факта, что в большинстве случаев электричество берется не из воздуха, и здесь все не так радужно.
Уровень экологичности во время эксплуатации электромобиля сильно зависит от источника получения электричества, необходимого для заряда батарей. Чем больше возобновляемых источников энергии будет использовано для производства электроэнергии, тем экологичнее будет сам автомобиль во время эксплуатации.
Метановые авто экологичнее?
Немецкий ADAC сравнил общий углеродный след, который на протяжении всей своей автомобильной жизни оставят автомобили одного и того же класса с различными двигателями – бензиновыми, дизельными, газовыми, гибридными и чисто электрическими.
Результатами исследования поделился Polestar. Его специалисты сравнили углеродный след от электрокара и бензинового кроссовера Volvo XC40 за весь жизненный цикл и выяснили, что пока автомобили «на батарейках» загрязняют окружающую среду больше, чем их аналоги с ДВС.
Наименее экологичным оказался процесс производства и последующей утилизации электромобилей. В ходе выпуска и переработки Volvo XC40 в атмосферу будет выброшено 16,1 тонны диоксида углерода и его эквивалентов. Электромобиль вреднее: если учесть материалы для его производства и изготовления тяговой батареи, а также процесс будущей переработки компонентов, то в воздухе окажется 26,2 тонны парниковых газов.
Исследователи также отметили, что итоговый показатель выбросов CO2 и их эквивалентов в течение жизненного цикла электромобиля зависит от источников энергии и общего пробега. Однако заметим, что исследование завершается на позитивной ноте: заявлено, что при текущем развитии технологий «электричка» окажется на 14% экологичнее Volvo XC40 по итогам всего жизненного цикла.
Вопрос о том, стоит ли ради 14% так сильно форсировать события, запрещать авто с ДВС и вкладывать огромные деньги в развитие инфраструктуры, – риторический.
Основываясь на таких данных, можно прийти к выводу, что переход к электротранспорту должен быть постепенным, чтобы привести к ожидаемым результатам. Такие доводы косвенно подтверждают и слова президента концерна Toyota Акио Тойода. Он предрекает мировому автопрому коллапс, если рынок слишком быстро будет переходить к электромобилям.
Тойода обратил внимание, что сторонники электромобилей не учитывают выбросы, которые образуются в результате генерации электроэнергии, а также расходы, связанные с переходом на электромобили.
«Чем больше электромобилей мы произведем, тем больше будет углекислого газа. Когда политики говорят: «Давайте избавляться от всех бензиновых автомобилей» – они понимают это?» – задался вопросом президент Toyota. По его словам, чтобы к 2035 году Япония могла отказаться от авто с ДВС, придется потратить 135-358 млрд долларов. Такие инвестиции понадобятся для того, чтобы обеспечить энергией получившийся парк «электричек».
Наш вердикт
Сложно поспорить с тем, что будущее за электромобилями. С учетом развития технологий, вероятнее всего, производителям удастся сократить время заряда батарей и увеличить дальность поездки на одном заряде.
Однако не совсем понятно, зачем некоторые страны стараются как можно быстрее запретить продажи авто с ДВС. Для достижения максимального эффекта необходимо не только пересадить всех на электромобили, но и сделать процессы их производства и производства самого электричества максимально экологичными.
Пока очевидно одно – небывалый рост продаж электромобилей достигается не эволюционным путем, а скорее революционным.