Чем опасно стояние на гвоздях
Чем доски садху опасны: причины, по которым практики осознанности могут навредить осознанности
Репост
Сегодня гвоздестояние стало мейнстримом. Доски Садху – это действительно хороший инструмент, если он стоит под правильными ногами. Но практика стала так популярна и настолько сильно подверглась интерпретации людей, называющих себя мастерами, что потеряла свою глубину и суть в опыте практикующих. Последствия неправильной практики могут быть опасней, чем кажутся на первый взгляд. Давайте разберемся в причинах этого и обратимся к истокам инструмента.
ПОЧЕМУ ДОСКА САДХУ МОЖЕТ СТАТЬ БОМБОЙ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПОД НОГАМИ ПРАКТИКУЮЩЕГО?
Эта практика берет свое начало с IV века до н.э., с древнеиндийского эпоса «Махабхарата». В самом названии этого инструмента заложено то, для кого он на самом деле предназначен.
Проведя параллели между смыслом термина Садху и назначением гвоздей, можно сделать вывод, что для этой практики проводник или сам практикующий уже должен быть утвержден в состоянии Садху. Получается замкнутый круг – так что же, не практиковать? Практиковать, но подойти к этому осознанно. Именно поэтому необходима грамотная методология, которой обладают те самые гуру и йогины высокого уровня.
ПОТЕРЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ = ПОТЕРЯ ОСОЗНАННОСТИ
Такая потеря чувствительности – это всегда потеря осознанности, потому что повышение осознанности – это повышение чувствительности.
УТВЕРЖДЕНИЕ В ТРУДНОСТЯХ ПОРОЖДАЕТ ВЕРУ В ТРУДНОСТИ И КАК СЛЕДСТВИЕ НОВЫЕ ТРУДНОСТИ
Представьте себе человека, который добился богатства огромным трудом. Он глубоко верит, что чем больше он трудится, тем богаче становится. Но как чаще всего бывает, такая вера приводит к серьезным последствиям в виде болезней в теле. И в один из дней он узнает, что смертельно болен. Он столкнулся с самой большой трудностью в его жизни и по инерции ищет самое трудное решение. Он поведал свою историю мудрецу и тот предложил ему самое непростое решение – отдать все богатство за карту, ведущую к волшебному озеру, которое способно излечить от любого недуга. Но путь к нему столько же опасен, как и его заболевание.
Заплатив самую высокую цену в своей жизни, он отправляется в путь. Минуя все преграды, изможденный утомительным путешествием, он все-таки добирается до этого чудотворного места. Убедившись в его существовании, он в нетерпении скидывает одежду, окунается в озеро.
Выйдя из него абсолютно здоровым, он неожиданно обнаруживает на берегу того самого мудреца. Старик говорит ему – озеро самое обычное, каких тысячи, и выздоровел ты не из-за него, а благодаря вере в то, что сверхрезультата можно добиться только пройдя через сверхтрудности. Ты веришь в трудности, и они тебя сопровождают всю жизни.
Озеро Веры всегда было внутри тебя, но доступ к нему ты пытался заслужить, держа внимание на внешнем, утверждаясь в трудностях. Вера – это нейтральная энергия. Она с одинаковой легкостью материализует для тебя как твои страхи, так и твои смыслы.
Точно так же и доски Садху: без внутреннего состояния и понимания – это лишь инструмент, утверждающий практикующего в модели поведения «преодоление трудностей». Да, они дадут тебе низкоинерционный результат в моменте, но параллельно утвердят в модели «терпение и преодоление трудностей».
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРАКТИКАМ САМООСОЗНАНИЯ БЕЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ
Очевидно, что сегодня человек не будет разжигать костер посреди своей квартиры, для освещения жилья, он будет использовать современную лампочку. Она нужна не только для того, чтобы осветить пространство, но и для того, чтобы весь дом не сгорел. Но несмотря на наличие актуальных способов самоосознания, каждый день по всему миру выгорает дотла так много потенциальных домов осознанности при неправильном использовании досок Садху.
После обретения внеконцептуального ясного видения Александр Брат создал курс «Вскрытие реальности», в процессе преподавания которого родился Everboard и метод экологичного расширения сознания «Квантовая медитация». Сам Александр называет себя соавтором этого метода, потому что считает, что он появился в совокупности опыта более 3 тысяч практикующих, прошедших этот курс.
КВАНТОВАЯ МЕДИТАЦИЯ И EVERBOAR
Все мы уже знаем, что для выработки любого устойчивого навыка, в том числе устойчивого навыка «Искусство жизни», который создает чистая медитация, необходимо около 10 тысяч часов практики – это примерно 3 года медитаций в Ашраме. Не каждый современный человек изобилует таким количеством времени. Квантовая медитация на Everboard кратно ускоряет прогресс и позволяет сократить время для утверждения в состоянии до 200–250 часов.
Такой эффект можно сравнить с двумя программистами, которые пишут один и тот же код осознанности с кардинально разной скоростью. Один из них символизирует медитацию человека в обычном состоянии – ум постоянно отвлекается, внимание «гуляет» и за час практики человеку удается пребывать в настоящем только 3–5 минут, в небольших островках присутствия. Это тоже хорошо, но не так эффективно. Второй программист олицетворяет квантовую медитацию на Everboard – он справляется с задачей по написанию кода осознанности за максимально короткое время. За 10–15 минут практики человек выходит в тотальное присутствие – попадает на материк настоящего – и из этого состояния формирует и утверждается в нейронной связи «Искусство жизни».
Адская боль, пронизывающая мозг. Репортаж о самарцах, встающих на гвозди
Эксклюзивное интервью с теми, кто смог победить себя
Фото: Михаил Ишмухаметов/Анна Хивинцева/Анастасия Дулатова
Михаил Ишмухаметов – психолог, проводник в практику гвоздестояния.
Михаил, когда и зачем вы встали на гвозди?
— Гвоздестоянием я занимаюсь с февраля 2021 года. Пришел к этому, когда столкнулся с кризисом в моем бизнесе, связанном с фестивальной деятельностью. У меня был очень большой внутренний конфликт, который привел к болезни: сильное воспаление кишечника, где-то пять месяцев у меня болело тело. До этого состояния я довел себя мыслями и убеждениями. Потом я сходил на один из интересных тренингов, где и узнал о гвоздестоянии.
Как проходили первые занятия? Какими были трудности? Говорили себе, что больше никогда не встанете на гвозди?
— Первое занятие проходило в зале на 20 человек: мы знакомились, медитировали, а после была разминка в кругу и постановка на гвозди. Было чертовски больно, я хотел сойти в первые секунды практики, но не мог подводить людей и решил стоять дальше, поддерживая остальных. В один момент я пытался испариться, боль была такой сильной, что у меня пошли слезы. Но меня поддерживали другие стоящие и проводники – те, кто, проводил занятия –, через 10 минут все прошло, и я простоял 36 минут.
Когда вы сами стали проводником, легко ли находились первые желающие? Были случаи, когда у кого-то не получалось встать на гвозди?
— На гвозди я начал ставить через месяц после того, как у меня это получилось. Желающие были всегда, сначала по 1-2 человека, а сейчас обычно от 5 до 10. Бывает, 30-40% не могут простоять на гвоздях. В среднем мы стоим 30 минут и, если человек хочет сойти – значит, он не до конца расслабился и не проработал себя, стоял на морально-волевых качествах. Могу наблюдать, как кто-то ждет, когда я скажу, что нужно спуститься – в таком случае я подержу человека подольше. Ведь получается, что все это время он стоял на своих физических данных, сопротивлении, силе воли, а это лишь на 30% процентов раскрывает саму практику. Если я вижу, что он готов стоять, сколько угодно, то я могу снять его с гвоздей.
«Голова становилась чистой, и все мысли исчезали»
Какие эмоции испытывали люди на первом сеансе, когда первый раз встали на гвозди?
— Эмоции были разные: в начале волнение, переживания во время практики, но после нее люди переосмысливали себя, становились намного энергичнее и более заряженными. В общем, появлялась бодрость и сила.
Главные ошибки начинающих. С чего не стоит начинать, чтобы вставать на гвозди?
— Не стоит легкомысленно и предвзято относиться к практике, ставить большие ожидания и думать, какую боль вам предстоит испытать.
Какими могут быть травмы, если неправильно практиковать стояние на гвоздях? Как долго по времени на них можно простоять?
— Если не расслабляться во время стояния на гвоздях, то возникнут сильные спазмы, которые могут привести к отеканию ступней в течение одного дня. Также, вставая с прыжка и с неправильным наклоном можно повредить кожу на стопе. В случае, когда человека сильно трясет и он не может расслабиться на протяжении 15 минут, я спускаю его с гвоздей и снова провожу для него медитацию, чтобы он восстановил дыхание. Поэтому то, как долго вы будете стоять на гвоздях, зависит от вашего настроя, можно продержаться и час.
Чем эффективно гвоздестояние?
— Гвоздестояние учит достигать своих целей, прокачивает силу воли и повышает концентрацию. Могу сказать, что сейчас я стал спокойнее, сильнее, увереннее в себе и уже не боюсь боли.
Анна, почему вы начали заниматься практикой гвоздестояния?
С помощью данной практики возможно очищение, выход за пределы представлений о себе. Я всегда пробую то, что приводит к освобождению и энергетическому расширению. В большом городе, где много людей, которые всегда чего-то хотят, важно оставаться верной себе и своему пути.
С какими трудностями вы столкнулись при прохождении практики?
— У тебя внутри появляется желание и осознание того, что хочется войти в практику, но ты не вступаешь в эти процессы, так как находится что-то «важнее и нужнее». Это и есть уловки ума, которому всегда выгодно оставлять нас в зоне комфорта, потому что так привычнее, да и терпеть боль тоже привычно.
Как эта практика повлияла именно на вас?
Анастасия Дулатова – практиковала гвоздестояние.
Анастасия, почему вы пошли на занятия?
— Услышала об этой практике в марте на йога-туре в Абхазии, приехала и забыла. Но летом у меня был непростой период: тревожное состояние, апатия. Тогда я вспомнила про гвоздестояние, слышала, что оно помогает выплеснуть весь негатив и тому подобное.
Были трудности на первых попытках?
Почему пошла на занятия?
Что изменилось внутри тебя во время практики?
Стоять на гвоздях: польза и вред
«Болезнь приходит так быстро, как падает стена, а уходит так медленно, как разматывается шёлк», — гласит древняя восточная мудрость. Проблема в том, что любая болезнь сначала проявляется на энергетическом уровне и в таком состоянии может прогрессировать долгие годы. И лишь когда дисбаланс в организме достигает своего пика, болезнь выходит на физической уровень и становится заметна человеку. Но чаще всего её можно заметить уже на ранних этапах — она всегда начинается с дисбаланса в мировоззрении и/или энергетике человека. И к лечению любой болезни следует подходить не только с физической точки зрения. Есть ещё одна хорошая поговорка: «Лечить человека таблетками — это то же самое, что мазать зелёнкой ножки кровати, на которой лежит больной». С той лишь, пожалуй, разницей, что такая процедура, в отличие от современных фармацевтических средств, хотя бы не принесёт вреда.
Так или иначе, болезнь — это всегда дисбаланс в организме. С энергетической точки зрения нарушение процесса свободного течения энергии в теле вызывает физические недуги. В теле человека, согласно одной из версий, около 72 тысяч каналов, по которым течёт энергия. И на переплетениях этих каналов есть точки, воздействуя на которые, можно восстановить течение энергии в теле и тем самым устранить причину болезни на энергетическом уровне. Высокая концентрация таких точек для воздействия на ступнях ног. В древности, когда человек жил в гармонии с природой, он часто ходил босиком по земле, и воздействие на эти точки было постоянным, что позволяло, по-видимому, препятствовать различным застоям энергии. Теперь же, когда большинство людей живёт в городах, воздействие на эти точки минимальное. Однако это можно исправить. И поможет в этом такая суровая йогическая практика, как стояние на гвоздях.
Стоять на гвоздях: польза и вред
Фраза «стояние на гвоздях» уже звучит, мягко говоря, необычно. Сразу приходит на ум мысль о том, что это доступно лишь опытным факирам и эта практика — что-то из области глотания шпаги, пожирания огня и так далее. Однако при соблюдении правил безопасности это доступно практически для каждого. Доска с гвоздями, на которой совершается практика, называется «доска садху». «Садху» означает ‘святой человек’. Проще говоря, йогин. Какой же смысл столь суровой аскезы, как стояние на гвоздях? Не является ли это каким-нибудь бессмысленным йогическим ритуалом вроде держания руки над головой долгие годы? Вовсе нет. Эффект, который данная практика оказывает на организм, очень благоприятный. Стояние на гвоздях оказывает воздействие на рефлекторные точки стоп, балансируя деятельность внутренних органов и систем. С физической точки зрения практика оказывает оздоравливающее и укрепляющее воздействие на организм. С энергетической точки зрения практка улучшает ток энергии в теле, устраняя энергетические «засоры» в каналах, которые часто становятся причиной заболеваний. На психо-духовном уровне практика стояния на гвоздях тренирует волю человека, позволяет обуздать ум, чувства, эмоции, обрести контроль над собой.
Физиологический аспект пользы стояния на гвоздях — это лишь вершина айсберга. Людям с воинским типом характера и соответствующим образом жизни практика позволяет воспитать в себе силу духа, безразличие к физическому дискомфорту, а также она помогает научиться самоограничению. Даже непродолжительное стояние на гвоздях позволяет развивать в себе осознанность и концентрацию. С этой точки зрения стояние на гвоздях может помочь уже в чисто психологической практике, которая называется «санкальпа». Санкальпа — это установка, которая загружается в подсознание. Чтобы сделать это в обычном состоянии сознания, понадобится многократное повторение, которое может растянуться на годы. Во время выполнения аскетичных практик, таких как, к примеру, стояние на гвоздях, достигается особое состояние сознания, несколько напоминающее лёгкий транс, и это позволяет более эффективно создать санкальпу — позитивную установку.
В вопросе практики стояния на гвоздях также стоит рассмотреть аспект кармы. У каждого из нас в прошлом есть совершённые неблагие поступки, и в соответствии с законами мироздания последствия этих поступков мы обязаны будем пережить. Негативная карма уничтожается только путём переживания каких-либо страданий. Однако, негативную карму можно пережить более осознанно и менее болезненно. Для этого существует такое понятие, как аскеза — добровольное самоограничение. И стояние на гвоздях — один из видов аскезы, который позволяет в концентрированном и, самое главное, безопасном виде пережить те страдания, которые нам положены по нашей карме. И практикуя регулярно такую аскезу, можно постепенно, небольшими «порциями» пережить даже самую тяжёлую карму и таким образом избежать каких-то серьёзных неприятностей в повседневной жизни.
Лучшее — враг хорошего. В любом деле фанатизм может всё испортить. И даже эликсиром бессмертия можно отравиться, приняв его в неверной дозировке. Кстати, в даосских практиках внутренней алхимии такие случаи были весьма многочисленны, когда нерадивые ученики или просто невнимательные практики, неверно выполняя инструкции учителя или написанного в трактате, погибали в поисках бессмертия. Чтобы целебная практика не стала процессом саморазрушения, следует во всём проявлять здравомыслие.
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это стресс, особенно для неподготовленного организма, и не стоит загонять себя в крайнюю аскезу. Во-первых, психическое и физическое перенапряжение от излишнего упорства в практике очень быстро исчерпает мотивацию, и вам просто надоест себя истязать. Во-вторых, длительное воздействие на рефлекторные точки может вызвать непредсказуемые последствия, например, запустить мощные очистительные процессы в организме или привести к излишней активности какого-либо органа. К примеру, излишняя активность кишечника может вызвать банальное расстройство желудка, а активное очищение печени — движение желчных камней и так далее. Поэтому осваивать практику следует постепенно, наблюдая за реакцией своего организма.
Также важно найти качественно выполненную доску, чтобы не пораниться и, опять же, не спровоцировать слишком активное воздействие на отдельные точки. Для этого доска с гвоздями должна быть идеально ровной. Расположение гвоздей — в шахматном порядке с интервалом в 1 см. Гвозди должны быть серебряными или хотя бы с серебряным покрытием, что исключает попадание инфекции. Также не рекомендуется начинать практику без разминки — ступни ног нужно размять, чтобы подготовить их к такому мощному воздействию. Следует внимательно следить за своими ощущениями, допустимо лишь чувство лёгкого дискомфорта, но и даже в этом случае не рекомендуется на начальном этапе стоять на гвоздях более одной минуты.
Как научиться правильно стоять на гвоздях
Как уже сказано выше, первое, что имеет значение, — это качество самой доски. Несмотря на кажущуюся простоту инструмента, не рекомендуется изготавливать её самостоятельно, так как важно учесть много мелочей, чтобы вместо пользы не получить вред. Доску лучше приобрести или заказать у специалиста, который занимается их профессиональным изготовлением.
Начинать практику лучше с помощником или даже двумя, так как нужно одновременно встать обеими стопами на поверхность доски с гвоздями и равномерно распределить вес на обе стопы. Это важно для успешной и безопасной практики. Если вы всё же решились практиковать в одиночку, попробуйте вставать на доску из положения сидя или с помощью подручных средств — с опорой на стену, стул и так далее. Начинать и заканчивать практику необходимо массажем стоп.
Для первого раза достаточно будет стояния на гвоздях в течение 20–30 секунд, затем можно будет постепенно увеличивать время до 5 минут. Но добавлять время нужно постепенно — по 10–20 секунд за раз.
Стояние на гвоздях: польза
Стояние на гвоздях запускает процесс воздействия на рефлекторные точки.
К примеру, воздействие на головной мозг осуществляется через давление на точку в середине большого пальца ноги. Также в передней части стоп (на пальцах и у их оснований) находятся точки воздействия на все органы головы: глаза, уши, нос. Основание большого пальца воздействует на шею, прямо под этой точкой находится точка сброса давления. На концах пальцев стопы находятся точки воздействия на лобные пазухи, что позволяет запустить процесс их очищения. В середине стоп находятся точки воздействия на органы пищеварения: желудок, кишечник, селезёнку, почки, мочевой пузырь, чуть выше — желудок. На пятках находятся точки воздействия на половые железы, а чуть выше середины пяток находится точка, которая позволяет избавиться от бессонницы.
Эффективность воздействия на точки акупунктуры подтверждается научными исследованиями. 10 июня 2018 года в журнале JAMA Oncology было опубликовано исследование, согласно которому женщины с начальной стадией рака груди прошли курс воздействия на точки акупунктуры, и спустя шесть недель у них исчезли или же уменьшились болевые ощущения. По мнению же университета Рочестера в США, эффект воздействия зависит от уровня протеина А1 в организме человека. Если в организме наблюдается его дефицит, то эффект от воздействия на рефлекторные точки будет слабее. Исследования университета в Мельбурне 2014-го года подтвердили эффективность воздействия на рефлекторные точки в процессе лечения хронических болей в колене. Функции сустава также улучшились.
Организация Arthritis Research UK на основе приведённых исследований пришла к выводу, что эмоциональное состояние пациента сильно влияет на процесс лечения и на эффективность при воздействии на рефлекторные точки. И от эмоциональных реакций человека эффект может как усилиться, так и уменьшиться. По материалам многочисленных исследований ВОЗ пришла к выводу, что воздействие на точки акупунктуры может быть эффективным как минимум при 28 различных заболеваниях, начиная от головной боли и депрессии и заканчивая аллергическими реакциями, инсультом и болях в позвоночнике.
Зачем стоять на гвоздях
Итак, зачем же стоять на гвоздях? Есть как минимум три причины для практики такой достаточно суровой аскезы:
Каждый сам творец своей судьбы. Про здоровье можно сказать то же самое. Даже если сейчас человек молод, полон сил и не знает, что такое болезнь, — в нашем мире всё переменчиво, и, как уже сказано в самом начале, болезнь может долгие годы протекать незаметно. Именно поэтому говорится, что профилактика гораздо эффективнее лечения. Когда болезнь уже вышла на физический уровень, это значит, что она уже достаточно прочно укоренилась в энергетическом теле, и чтобы вылечить такую болезнь, могут понадобиться годы. И чтобы не доводить ситуацию до критической точки, гораздо эффективнее применять профилактические меры: правильное питание, правильное мышление, гармоничные взаимоотношения с миром, физическая активность и практики, позволяющие сохранить здоровье на долгие годы. И одной из таких практик является стояние на гвоздях. Всего несколько минут в день позволят оставаться здоровым и жизнерадостным при любых жизненных трудностях. Вы и сами это заметите.
Как стоять на гвоздях: техника
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это не только физическая практика. Как уже сказано выше, исследования показали, что от эмоционального состояния, от самого отношения к процессу выполнения практики зависит результат. В первую очередь важна концентрация. Старайтесь направить внимание на процесс исцеления и восстановления организма. Стояние на гвоздях с мыслью: «Когда закончится этот кошмар?», — скорее всего, не принесёт пользы, а наоборот. Постарайтесь сформировать мотивацию и понять, зачем вы это делаете. Стояние на гвоздях — это своего рода медитация. Важно научиться контролировать свой ум в такой стрессовой ситуации — это позволит не только оздоровить тело, но и перепрограммировать психику и в реальных жизненных стрессовых ситуациях научиться сохранять самообладание.
Ну и самое главное, в любой практике главным аспектом является здравомыслие. Есть множество примеров, как фанатизм в вопросах здорового образа жизни привёл к вовсе нездоровым последствиям. Травмы в спортзале и на коврике для йоги, истощение вследствие голодания и так далее — всё это примеры того, как не нужно делать. И любая, даже самая эффективная практика, может принести вред ровно с той же эффективностью, с какой она приносит здоровье. Поэтому в процессе стояния на гвоздях важно прислушиваться к сигналам организма, и если чувствуете, что выполняемая практика для вас является чересчур аскетичной или приводит к странным результатам, лучше уменьшить время практики, частоту выполнения, а может, и вовсе отказаться от неё.
Это больно и странно. Но почему тогда люди стоят на гвоздях?
Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.
Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.
Мария Юматова
Где придумали практику стояния на гвоздях?
— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.
Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.
Клинический психолог Максим Милославский рассказал Эволюции Юга.ру, как работает «намерение» с психологической точки зрения.— Когда вам предъявляют два стимула, один безусловный (боль) и условный (мысль, эмоция), они имеют свойство образовывать связь, которую описал еще академик Павлов. Вы будете каждый раз испытывать определенную эмоцию при виде доски с гвоздями, что повысит мотивацию практиковать этот способ самоистязания.
Кроме того, в сознании формируется связь с приятным облегчением, которое вы испытываете, сходя с гвоздей, что только усиливает безусловный рефлекс. Для обретения психологического благополучия этот метод мне кажется сомнительным.
Что касается концентрации на решении сложной проблемы — в психотерапии это работает в практиках осознанности, основанных на современных научных исследованиях о медитации. В процессе медитации вы получаете возможность успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Я уверен, что такого результата можно достичь и без гвоздей.
Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.
Как долго ты сама занимаешься этим?
Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.
Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.
Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.
Как проходит первая практика для твоих учеников?
— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.
После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.
Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.
После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.
После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.
Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.
Насколько это безопасно?
— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.
Независимо от веса и возраста?
— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.
А может ли появиться на стопе кровь?
— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.
Получается, нужно использовать только специальные доски?
— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.
При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.
А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?
— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.
Врач-невролог «Клиники Глазуновой» Екатерина Данилова рассказала о том, как работает практика с точки зрения физиологии:— Стояние на гвоздях можно сравнить по механизму воздействия с акупрессурным матом. Акупрессурный мат (массажный коврик с игольчатыми аппликаторами) используется как профилактическое и лечебное средство при болях в спине, снятия напряжения в мышцах и для улучшения общего состояния организма.
Легкое болевое воздействие шипов стимулирует нервную, лимфатическую и кровеносную системы. Происходит ускорение кровообращения и лимфотока. В результате тело начинает активнее снабжаться кислородом и питательными веществами. Кроме того, в ответ на боль организм вырабатывает гормоны эндорфин и окситоцин, которые вызывают ощущение эйфории и оказывают антистрессовый эффект.
Акупрессура не отменяет современную медицину, но вместе с современными технологиями дает хороший терапевтический эффект, позволяет справиться с последствиями стресса и депрессии, восстановить силы и укрепить иммунитет после болезни. Считаю, что, как и любой лечебный метод, процедура должна выполняться со специалистом.
Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?
— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.
Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?
— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.
Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?
— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.
Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?
— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.
Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.
Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?
— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.
Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?
— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.
Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.