Чем опасно мифологизированное сознание в современных условиях
Проблема существования мифологических форм сознания в современном обществе
Миф является одной из первых форм человеческого мировоззрения. Он возник на начальном этапе формирования человеческого общества – в первобытной общине. Наиболее древними были мифы о происхождении Вселенной, Солнца, Луны, звезд. Впоследствии, на высоких уровнях развития мифологических систем, возникли и распространились мифы о богах и происхождении человека. С самого начала мифы носили сакральный характер, то есть были соединены с религиозными верованиями.
Если говорить о современном обществе и проблеме существования в нем мифологических форм, то можно с уверенностью сказать, что их существование невозможно. Как утверждал французский культуролог Леви-Брюль, миф является одной из стадий развития сознания и соответствует определенной исторической эпохе. Для мифологического мировоззрения характерно осознавать свой род как коллективную личность, которая убеждена, что имеет общего предка – тотема. В условиях первобытно-общинного строя тотемные верования получили широкое распространение и оказались очень практичными, поскольку составляли индивидов в родовую целостность и, следовательно – являлись жизненной силой. Кроме того, мифологическое мировоззрение таким образом было обращено в прошлое, ведь предок-тотем существовал прежде, и для первобытного человека он был идеалом деятельности. Несмотря на то, что мифологическое мировоззрение является в основном анимистическим, сформировалась антропоморфная картина бытия, то есть одухотворение всего сущего. Здесь присутствует очеловечивание природы, нераздельность человека и космоса.
С развитием общества развивается и мировоззрение. Последующими его стадиями стали религия и философия. Пройдя все стадии формирования сознания, человечество не может вернуться к исходной так же, как старый человек не может вновь стать ребенком.
В первобытную эпоху люди все явления природы – да и саму жизнь – объясняли через мифы. Сейчас же большинство мифов объяснено наукой. Поэтому современный человек не задает тех вопросов, ответы на которые интересовали человека, который жил до нашей эры. Задавая другие вопросы, люди пытаются дать на них научный ответ, не изобретая богов и героев. Единственные члены современного общества, предоставляющие мифам какое-то значение – это дети, которые до определенного возраста верят в сказки, легенды и тому подобное.
Мифы как основа культуры и идеологии
Конечно, и в наше время существуют племена, находящиеся на той или иной стадии первобытного общества, и в которых сохраняется первобытная форма сознания. Но если брать только цивилизованный мир, то существование мифов в нем возможно лишь в области культуры. Именно на мифопоэтической концепции мира и человека создано большинство театральных, музыкальных, художественных и литературных произведений (художественное творчество Габриэля Маркеса и Чингиза Айтматова), некоторые пережитки современных традиций (та же вера в призраков или душу человека, инопланетян и т.д.). В худшем случае порождаются идеологические мифы: стоит вспомнить ХХ век, который привнес жестокие тоталитарные системы в жизнь человечества.
***
Таким образом, можно увидеть, что проблема существования мифологических форм сознания в современном обществе связана с долгим историческим процессом, который человечество проходило на протяжении двух тысяч лет. За это время мировоззрение человека неоднократно менялось: менялись жизненные утверждения и ценности человека, менялось понимание человеком своего назначения в мире. С развитием науки увеличивался объем знаний человечества о Вселенной – и мифологическое объяснение существования мира постепенно исчезло. Сейчас мифологические формы сознания существуют только в детском и инфантильном мировоззрении. Среди взрослых они влияют лишь на художественное творчество.
Мифологизация сознания в России
Мифологизация сознания в России представляет собой реальную угрозу политической и социальной безопасности общества. Процессы социальной дифференциации общества, сохранения национально-государственной целостности и идентичности, трансформация массового сознания, атомизация общества и др. – реалии переходного периода в нашей стране, который опасно затянулся. До сих пор власть не выработала общенациональной идеи, способной сплотить все общество. Национальные цели не могут быть заданны. Но их определением занимаются политические партии и власть. Им необходимо понять объективную сущность этих целей и донести до сознания граждан в доступной форме [1, с. 11]. Не менее важной проблемой этого периода, и на это указывают многие социальные и политические исследователи, является уязвимость транзитологического сознания. Утратив веру (в себя или высшие силы, это уже не важно) люди ищут опору в жизни, создавая при этом новые мифы, заменяющие в сознании невыносимый достоверный образ страшной действительности условным образом, с которым можно «ужиться» [2, с. 184]. А в наш мир при этом приходит астрология, магия, НЛО – новое язычество с новыми мифами [3, с. 46].
Интересен факт, что если мы говорим о периодах стабильности, то употребляем термин «общественное сознание», но в периоды «смуты», когда речь идет о периодах слома привычной структуры государства, разрыве культурных и социальных связей, утрате личностью оснований самоидентификации и культурных ориентиров, более приемлем термин «массовое сознание», границы которого подвижны и имеют высокую «проницаемость».
Массовое сознание является тем символическим, смысловым полем, внутри которого кристаллизуются различные типы сознания, его констелляции, находящиеся в некоем балансе, обеспечивающем внутреннюю стабильность всей системы и в то же время позволяющем воспринимать социальную реальность [4, с. 89-100]. Не последнее место в нем занимает и мифологическая составляющая. Заявления о том, что мифологии нет места в современном рационализированном сознании, необоснованны. Мифологические представления изменяются и сохраняются в подсознании во фрагментарном виде. При этом их носители не осознают связи с универсальными мифологическими концептами [5, с. 6] и вряд ли представляют опасность, которую несут в себе эти представления. Мы говорим сейчас не об архаичной мифологии, которая формировала и структурировала общество, поддерживала традиции и непрерывность племенной культуры, а о современной российской мифологии. О ее существовании и угрозах обществу неоднократно говорили многие исследователи, например, академик Г.В. Осипов, С.Г. Кара-Мурза и другие.
В современном обществе мифы рождаются не стихийно, самой жизнью, а создаются намеренно. Мифология становится результатом сознательного и целенаправленного «творчества» определенных групп, находящихся у власти и пытающихся ее удержать. Структура мифов и характер их восприятия достаточно глубоко изучены, что позволило создать индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы в массовое сознание с целью манипуляции им. СМИ здесь стоят на первом месте.
Времена, когда миф был, по выражению А.Ф. Лосева, «наивысшей по своей конкретности, максимально интенсивной и в величайшей мере напряженной реальностью. наиболее яркой и самой подлинной действительностью» [6, с. 36], прошли. Сейчас миф – это иллюзия, ложь, условность или представление ценности в фантастической форме, сакрализированное и догматическое выражение социальных обычаев и ценностей. Кроме того, миф стал использоваться как обозначение различного рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в обществе силами для воздействия на массы.
Демифологизация массового сознания на деле обернулась ремифологизацией. Что является конечной целью этого процесса, пока определить трудно, но все же определенные образы ее вырисовываются. Вновь актуализируется национальный миф. Лидеры националистических движений, мистифицируя прошлое, создают неоязыческие религиозно-мифологические системы, легко воспринимаемые массой граждан [7, с. 22-23], особенно молодежью, в памяти которой уже нет воспоминаний о тех последствиях, какие может иметь реализация подобных мифов. Не последнее слово говорит в данном процессе политическая агитация [8]. И хотя последние социологические исследования показали, что националистические идеологические конструкции не проникают в широкие слои массового сознания [9, с. 17], отсутствие национальной идеи может подготовить почву для национализма и в России.
1. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. – 256 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием (Серия: История России. Современный взгляд). – М.: Алгоритм, 2000. – 830 с.
3. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. – М.: Норма-Инфра-М, 2002. – 616 с.
4. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. – М., 1996. – 111 с.
5. Современная российская мифология / Сост. М.В. Ахметова. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 285 с.
6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 561 с.
7. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология / Сост. М.В. Ахметова. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – С. 22-50.
8. Сергеева Д.С. Политическая коммуникация как способ манипулирования массовым сознанием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85576.htm.
9. Россия на рубеже веков / Отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. – 448 с.
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ИЛИ АНОМИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ИЛИ АНОМИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА
Гриценко Г.Д. *
Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Россия,
Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия
* Корреспондирующий автор (dissovet[at]rambler.ru)
Аннотация
В статье рассматривается процесс мифологизации общественного сознания с точки зрения его влияния на направленность социального развития общества. Теоретико-методологический анализ заявленной проблемы позволил установить взаимосвязь между мифотворчеством и культурным кодом народа. Исследование политического содержания отдельных наиболее распространенных современных мифов дало возможность сделать вывод, согласно которому мифологизация общественного сознания современных россиян становится фактором снижения аномичности российского социума и восстановления его социокультурной сплоченности.
Ключевые слова: мифологизация общественного сознания, культурный код, аномичность, сплоченность.
MYTHOLOGIZATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS OF RUSSIANS AS MANIFESTATION OF SOCIAL COVERAGE OR ANOMICITY
Gritsenko G.D. *
Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia,
Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia
* Corresponding author (dissovet[at]rambler.ru)
Abstract
The article considers the process of a mythologization of public consciousness for its influence on the direction of social development of society. The theoretical and methodological analysis of the stated problem allowed to establish the relationship between the myth-making and the cultural code of the people. The study of the political content of some of the most common modern myths has made it possible to conclude that the mythologization of the public consciousness of modern Russians becomes a factor in reducing the anomicity of Russian society and restoring its sociocultural cohesion.
Keywords: mythologization of public consciousness, cultural code, anomicity, cohesion.
Введение
В конце XX – начале XXI веков российское общество в результате коренных трансформаций характеризуется аномическим состоянием, проявлениями которого могут считаться актуализация исторической памяти с акцентом на негативных бедственных событиях [1] и мифологизация общественного сознания. В последнее время среди экспертного сообщества стала распространяться точка зрения, согласно которой мифологизация рассматривается как своеобразная компенсация за бедственное существование людей, как национальный метод психосоциальной терапии [2]. В общественном сознании начинают доминировать неосознанное восприятие социальной действительности, акцентироваться бессознательные инстинкты, влечения, потребности и как результат отсутствие должного рационального начала в суждениях и поведенческих актах [3, С. 15]. Такое качество общественного сознания, по мнению части экспертов, с одной стороны, может проводить к социальной апатии людей, их аполитичности и психологической пассивности, с другой – к восприимчивости человека к идеологическим смыслам и мифологемам, которые используют в своей деятельности различные социальные и политические образования для удержания или распространения своих позиций в обществе. При этом они могут быть порождением вымышленных явлений и смыслов и подменять истинные события, факты и сами смыслы [3, С. 17]. В этой социальной ситуации возникает когнитивная проблема: какую роль играет мифилогизация общественного сознания в жизни современного российского общества и каковы ее вероятностные последствия.
Методология исследования
Чтобы понять значимость мифологизации для будущности российского общества, целесообразно провести категориальный анализ понятия «миф». Обратимся, прежде всего, к яркому представителю маркбургской школы неокантианства Э. Кассиреру [4], который определил миф не только как самостоятельную форму мышления, познания мира, но и как исторически необходимый момент в развитии сознания, как «первоматерия», из которой «все произошло». Именно поэтому Э. Кассирер утверждал, что между мифом и историей нельзя провести четкое логическое разделение, кроме того, по его мнению, любое историческое понимание «пропитано подлинными элементами мифологии и неизбежно связано с ними» [5, С. 108]. Важным для исследовательской цели является положение Э. Кассирера о том, что современные политические мифы содержат составные части, достаточно хорошо известные, среди которых нет ни одной новой [6, С. 60]. Сложившись в любой конкретной культуре, мифы как форма мышления принципиально не изменились, по существу оставаясь тем же, чем и были много веков назад. Согласно Э. Кассиреру, мифологическое мышление оказывает влияние на поведение людей всегда, никогда не теряет своей значимости для человека, поскольку присутствует в нем где-то глубоко внутри и проявляется так, что он сам не осознает его влияния. При этом, по мнению Э. Кассирера, наиболее сильно мифологическое сознание проявляется в кризисных ситуациях, когда человеку трудно найти рациональный выхода из сложившихся обстоятельств или этот выход его не устраивает [6, С. 64]. Такой взгляд Э. Кассирера на миф, мифологию, мифологизацию общественного сознания дает возможность рассматривать современные процессы российского общества не как национальный метод психосоциальной терапии, а как объективное явление, позволяющее человеку в условиях неопределенности ощущать свою связь со своей историей и воспринимать себя частью данного общества.
Еще одним методологическим инструментарием, который является значимым для рассмотрения заявленной проблематики, может считаться разработанная классиком аналитической психологии К.Г. Юнгом концепция «коллективного бессознательного». Он обратил внимание, что миф – это явление, которое отражает глубинную суть души, и все мифологизированные естественные процессы есть символические выражения внутренней и бессознательной «драмы души», которая улавливается человеческим сознанием как отражение в «зеркале» природных событий. И только в результате тысячелетней истории культуры, по утверждению К.Г. Юнга, происходит отделение «улавливаемого» отражения от внешнего объекта. И поэтому образы мифа слабо обработаны индивидуальным сознанием и дают представление лишь о коллективном символизме, [7, С. 98] что делает миф понятным для всех членов общности в самых разных контекстах. [8, С. 153].
Итак, и Э. Кассирер, и К.Г. Юнг констатируют связь между древними и современными мифами общественного сознания: современные мифы сформированы с опорой на древние мифы и являются незыблемой и постоянной характеристикой человеческого поведения [9], [10, С. 72].
Продолжая логическую цепочку категориального анализа, мы подходим к понятию, введенному Л. Февром и М. Блоком, основателями исторической школой «Аннолов», – это mentalité. Оно считается непереводимым на другие языки (хотя в английском есть слово mentality, а в немецком – mentalität), и поэтому предлагается разнообразие терминологии: в частности, Ж. Дюби, еще один представитель школы «Аннолов», отмечает, что ментальность есть система образов, представлений, лежащий в основе представлений человека о мире [11, С. 145]. Хорошим дополнением трактовки ментальности Ж. Дюби может рассматриваться определение, которую дал ментальности российский культуролог А.Я. Гуревич, с точки зрения которого, менталитет есть тот уровень общественного сознания, которым пользуются люди, обычно сами того не замечая, не вдумываясь в логическую обоснованность приемов сознания [12].
Итак, проведенный категориальный анализ позволяет говорить одновременно о мифах и менталитете как устойчивой черте человеческого поведения, в которой доминирует неосознанное восприятие социальной действительности, сводится до минимума рациональное начала в суждениях и последующих поведенческих актах и актуализируются бессознательные инстинкты и влечения [2]. Для подтверждения сделанного вывода приведем высказывания ряда исследователей, в том числе и тех, кто мифологизацию воспринимает как отрицательное явление современной России. Так, Е.М. Мелетинский отмечает, что современная мифология включает в себя мифы массового сознания, отражающие общественные настроения; и что они являются, с одной стороны, продолжением традиционного мифологического мышления, а с другой стороны, соответствуют современным представлениям о комплексной действительности [13, С.173]. По мнению В.М. Пивоева, актуализирующееся в современных условиях мифологическое освоение мира обеспечивает тем самым сохранение некой преемственности и последовательности в культурном освоении мира [14, С. 77, C. 81, C. 91], а именно сохранение «привычек сознания», базовых человеческих ощущений и ценностей, изначально заложенных в культуре как способах решения различных социальных проблем [2], как выработанных поколениями предков культурных кодов, определяющих повседневное поведение людей, поведение, правила которого человек использует почти бессознательно, не отдавая себе отчета в том, почему поступает именно так. Это даже не собственно «правила», по замечанию П.М. Немировича-Данченко, а стиль общения с окружающими, который позволяет человеку сразу же выделить в толпе иностранца, даже если он великолепно говорит на родном для человека языке [15, С. 92].
Таким образом, получен теоретический ответ на первый вопрос: какую роль играет мифилогизация общественного сознания в жизни современного общества и состоит он в следующем: в мифологизации общественного сознания целесообразно видеть актуализацию менталитета, обеспечивающего сохранение культурного кода того или иного народа.
Основные результаты
В последнее время утверждается, что мифологизация общественного сознания в современной России проявляется в усилении политических и социальных аспектов мифов. В качестве примера мифологического политического содержания приводится распространение мифа о справедливом вожде. Этому способствуют масс-медиа, прямые эфиры и политические диспуты. Ряд исследователей утверждают, что сохранился оставшийся еще с советских времен миф о национальном лидере, который наведет в стране порядок, и она займет достойное место на мировой политической арене [3]. Данный миф сублимируется на современных политиков, которые преследуют далеко не высокие, а сугубо прагматические и лоббистские цели. Этому, по мнению данных ученых, также активно способствуют центральные каналы Российского телевидения. Указанную тенденцию можно проследить в отношении граждан России к власти. Исследователи считают, что в массовых представлениях о власти в России доминирует вовсе не понимание ее как источника и гаранта «закона и порядка», а как о самом «государство», его высшем руководстве, обеспечивающим функционирование государственной машины [3, С. 16].
Действительно, почти 70% населения, согласно данным ВЦИОМ, Путина воспринимают как национального лидера, который много сделал для возрождения национальной гордости и позитивного имиджа страны: вернул Крым в состав России, возродил российскую армию, обеспечил избавление мира от радикального исламизма в Сирии и сохранению Сирии как самостоятельного народа, отстаивал твёрдую позицию по многим вопросам в отношениях как с США, так и с ЕС [16].
В этом контексте, следует ли видеть в актуализации мифа о «справедливом вожде» в условиях реального возрождения национальной гордости «происки» СМИ? ложный путь развития российского общества? Или это активизация сущностной черты российского менталитета, восстановление российской самобытности, которая всегда обеспечивала существование России как России!? Здесь вспоминаются слова Н. Бердяев, сказанные им еще в 1915 году: «Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая» [20, С. 9]. Думается, что эти слова ярко характеризуют одну из устойчивых тенденций западного восприятия России и либерально воспитанных российских исследователей. Именно с их точки зрения, миф в российской истории является национальным методом терапии [2], благодаря тому, что в общественном сознании доминирует неосознанное восприятие социальной действительности, акцентированы бессознательные инстинкты, влечения, потребности и отсутствует должное рациональное начало в суждениях и поведенческих актах [3, С. 17].
Заключение
Однако, учитывая объективную неизбежную взаимосвязь современного мифотворчества с историей и культурой любого народа (Э. Кассерер, К. Юнг), а не только российского, следует говорить не просто о мифологизации общественного сознания современных россиян, а об актуализации в их сознании и мышлении культурных кодов, обеспечивающих сохранение исторически сформировавшегося социокультурного пространства России, рост национального самосознания, при котором актуализируется идентификация себя как части единого целого – россиян. И это означает, что постепенно будет уходить в небытие аномичность социальных отношений и восстанавливаться их социокультурная сплоченность и единство.
Финансирование Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН на 2019 г. № гр. проекта АААА-А19-119011190170-5. This work was conducted within the framework of the implementation of the government contract of the Russian Academy of Sciences for 2019 project No. AAAA-A19-119011190170-5. | |
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest Список литературы / References Список литературы на английском языке / References in English Проблема мифологизации и секуляризации сознания в современном обществеИнтымакова Лариса Георгиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогkaf.philosophy@tgpi.ru Проблемамифологизациии секуляризациисознанияв современном обществе Аннотация.В статье анализируютсяпроблемы современногоиндивидуального сознанияи возможности новых подходов к пониманиюсмысла и целейжизни человека.Ключевые слова:индивидуальное сознание,мифологизация, секуляризация, духовность, образ жизни,личность. Жизнь конкретного индивида в современном социуме протекает в рамках новой социальной реальности, ключевой характеристикой которой является понятие индивидуализации.Индивидуализация не только затрагивает интересы каждого человека, но и в значительной степени определяет его положение в обществе и его самоидентификацию.Человек, оставаясь в рамках социальных взаимодействий, освобождается от социальной предзаданности. Он не привязан ни к месту проживания, ни к социальному слою, ни к этническим факторам настолько, что они смогли бы дать ему возможность уверенности в будущем, надежду на стабильное существование в известных рамках в течение достаточно продолжительного времени. Таким образом, индивидуализация с неизбежностью приводит кувеличению социальной неопределенности личности, затрагивая интересы практически каждого человека. По мнению М.Б.Маринова, «индивидуализация это новая социальная реальность, в которой перестают совпадать функциональные параметры существующих социальных структур и траектории человеческой жизни. Человек, оставаясьжить в обществе, коренным образом меняет конфигурацию социальных взаимодействий, что ведет к нарастанию рисков»[1, с. 31].В условиях индивидуализации человек создает не только новые предметы, но и новые социальные отношения, в которых он постоянно находится. Кроме того, человек в современном обществе фактическивынужден адаптироваться не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое он создает сам.Таким образом,каждый конкретный индивид начинает самостоятельно проектировать и реализовать собственное бытие, что предоставляет ему невиданные ранее возможности построения собственной жизни. Индивидуализация, освобождая человекаот социальной предзаданности, открывает перед ним новые пути самореализации и новые формы социальных отношений, но в то же время, ведет к увеличению степени социальной неопределенности и росту количества рисков.Под процессом индивидуализации М.Б.Маринов понимает, присущую современности автономизацию личности, все более полное высвобождение индивида из сети устойчивых социальных связей, сопровождающееся как позитивными (возрастание свободы выбора, социальной мобильности, рефлексивности) так и негативными (отчуждение, дезориентация, кризис идентичности и др.) моментами[2, с. 31].Важнейшим компонентом индивидуализации современного общества является секуляризация, представляющая собой процесс постепенногоснижения роли религии в сознании людей и жизни общества. Современность враждебна по отношению к трансцендентому измерению человеческого бытия, даже если он является верующим. Секуляризация приводит к глобальному обессмысливанию существования человека.Онавызывает такжемасштабный кризиспризнания или подтверждения законности какоголибо права,или полномочиясоциальных структур, поскольку ранее они обычно опирались на сакральный авторитет. В динамичном глобализирующемся мире, как отмечает З.Бауман,в движение приходит сама система социальных позиций, в которой невозможно зафиксироваться надолго [3, с. 41].Соответственно, положение индивида становится нестабильным и неустойчивым. Социальные группы имеют проницаемые границы, постоянно меняют состав, размываются культурные идентичности. Специфической чертой современного мира является удивительная мобильность человеческих сообществ. Некоторые люди постоянно меняют работу, место жительства, семейное положение и т. п. Но и все прочие уже не привязаны к подобным группам «пожизненно», как это было ранее. Более того, возникают сообщества, в которых люди знакомы только заочно. У них появляются виртуальные друзья, виртуальные группы и прочие виртуальные сообщества, состав которых также постоянно меняется. Такимобразом, современный человек оказывается вовлеченным в постоянный процесс социальной мобильности. В то же время нельзя утверждать, что в начале ХХIвека сакральное полностью вытеснено из жизни человека и общества. Оно просто трансформирует формы бытия, ичаще всего присутствует в современной действительности в скрытой, латентной форме. Кроме того, важным компонентом жизни современного человека являетсяпотребность в сакральном.При этом не только сакрализация, но и мифологизация оказывает серьезное влияние наполитические, социальные и культурные процессы, протекающие в современном обществе. Мы имеем возможность регулярно наблюдать активность мифологического мышления и в нашей стране, и за рубежом. Миф традиционно рассматривается как социокультурный феномен. Миф это форма искаженного отражения объективной действительности. Это творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения,нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительностилежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, обществаи человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.Особое внимание акцентируется исследователями на антропологической обусловленности мифа.Не будь человека, личности с ее самосознанием и осознанием дисгармонии своего бытия и бытия окружающей его действительности, не было бы и мифа как средства, компенсирующего следствия проявления превратных, извращенных общественных отношений. Он представляет собой продукт деятельности творческих способностей человека, его фантазии и воображения, которыенаправлены на нейтрализацию и компенсацию не соответствующих человеческой сущности социальных отношений. Индивид осознает дисгармонию своего бытия и бытия окружающей его действительности, и создает мифологические средства,искаженно отражающие объективную действительность, и помогающие ему адаптироваться к данной системе социокультурных отношений. Следовательно,антропологическую сущность мифа обусловливают неизбежность и необходимость мифа как элемента процесса становления и развитияличности. Таким образом, миф это воплощенная субъективность. Одна из его значимых функций осуществлять диалог культур во времени и пространстве. Миф в знаково символической форме сохраняет социально значимую информацию и транслирует ее от одного поколения другому. В силу этого он объективно связан со всеми социальными институтами, корнями уходя в современную человеку социокультурную действительность. Соответственно, формируется особоемифологическое пространство, которое служит базой для приобщения каждого индивида к мифологизированному социокультурному опыту поколений. Это пространство представляет собой особую среду, содержащую все продукты деятельности мифологического сознания, накопившиеся за время существования человечества. Естественно, содержание новых мифов будет зависеть от новой конкретноисторической ситуации и от соответствующих ей общественных отношений, пространство же определяет формальные признаки, значимость и тенденции.Индивидуальный миф можно определить,как символическую форму субъективного сознательного опыта.Исследуя проблемы мифотворчества и сущность мифа, французский философпостструктуралисти семиотикР.Барт приходит к заключению о тотальности и естественности мифотворчества для любого общества и любого времени. С точки зрения Р.Барта всё, что человек наделяет личностным смыслом, становится мифом [4,с. 269]. Индивидуальное сознание мифологизируется тогда, когда человек продолжает верить в то, что действует исходя из рациональных принципов, а сам в это же время уже исходит в своей деятельности из какихлибо мифологем. Эта идея является очевидной для множества различных философских направлений, исследующих миф. Но развитие она получает исходя из приоритетов одного из подходов, занимающихся вопросом о мифологичности индивидуального сознания.Так, гносеологический подход исходит из признания мифа формой отражения бытия. Представители этого направления сосредоточили свое внимание на обусловленности мифологического искажениядействительности ошибочностью субъективных представлений о мире конкретного индивида как создателя и носителя мифа, а также неотрефлексированностью его мыслей. Таким образом, миф противопоставляется здесь истинному знанию о мире как недостоверная, недостаточно обоснованная информация. С точки зрения аксиологического подхода индивидуальный миф является образом действительности, отражающим ценностные предпочтения его обладателя.Миф и в этом случае рассматривается как заблуждение, но с точки зрения определения ценностного статуса воспринимаемого события или явления: миф «это ошибка не в установлении факта, а в определении ценности» [5,с. 57].В качестве механизма создания персонального мифа данный подход рассматриваетпроцесс объективации смысла и значимости событий и явлений субъективного опыта.Именно эта операция является для индивида основой согласования объективной реальности и субъективного опыта.Поэтому миф в данном контексте можно рассматривать как объективносубъективный.Мифы исследуется также с точки зренияонтологического подхода.Он исходит из того, что миф это особый символический способ объективации содержания сознания и концентрирует внимание на связи мифа с психическими процессами.Язык сознания для психики это язык символов, «первичным» толкователем которых онаи является. Сознание человека нуждается в рефлексии, собственном осмыслении. Но выбор осмысления ситуации и вывод символического сознания причинно не обусловлены. Это вносит в понимание мифического объекта, то есть способа понимания ситуации, многозначность и неопределённость. Таким образом, индивидуальный миф есть специфическая, онтологически неизбежная символическая форма субъективного сознательного опыта, субъективного бытия.Современная философия мифа, рассматривающая мифотворчество как качественную характеристику сознания, наиболее перспективными признаёт именно те стратегии, которые ориентированы на проблему субъективного, поскольку они позволяют интерпретировать миф не столько как многомерный и многозначный феномен, сколько как индивидуальное сознание, результатом и перспективой которого является миф [6, с. 19]. Мифологизацияохватывает всю жизнь индивида и сопровождает процессы воспитания, как целенаправленного воздействия на личность, и социализации, включающей в себя как воздействие внешней среды на индивида, так и формирование индивидуальности в рамках свободы выбора.Мифологизация осуществляется на всех уровнях сознания (психики) индивида и своим продуктом имеет субъект жизнедеятельности социокультурной системы, сознание которого обладает мифологической компонентой [7, с. 27].Коллективное бессознательное осознается человеком посредством языка народа, который, в свою очередь, и есть кладезь разнообразных мифов. И это приобщение к коллективному бессознательному через миф проявляет себя во всем разнообразии продуктов деятельности человека, как духовных, интеллектуальных, так и материальных.Таким образом, индивид культурно наследует из коллективного бессознательного определенные транспсихические структуры (архетипы), влияющие на все составляющие компоненты его сознания и психики и во многом определяющие мысли, чувства и поступки личности. Следовательно, индивид неспособен абсолютно освободиться от мифа. Мифологическая составляющая сознания обязательно присуща каждому индивиду, осознает он это или нет.Таким образом, мы приходим к выводу, что сакральное имеет два аспекта: социальный и личностный, индивидуальный. Для общества сакральное, в первую очередь, является интегрирующей силой, объединяющей основой. Это не означает, что общество не может эффективно функционировать вне опоры на сакральное. Социальные структуры в сфере экономики, например, во многих современных государствах могут обходиться и без него. В свою очередь, для личности сакральное становится источником смыслов, а также основой оправдания существующего порядка вещей. Культура современного мира это сложно структурированное, многомерное, фрагментированное пространство, в котором личность практически не сориентирована. Поэтому она не может быть привязана к конкретным смыслам и свободно комбинирует различные значения, произвольно трактуя их и не испытывая стойкой приверженности ни к одному из них.Внутренний мир личности все более хаотизируется под воздействием хаотизации культурных содержаний. В сегодняшнем обществе тенденция к стихийному мифологизированию усиливается.Л.Г.Ионин, например, говорит о новой магической эпохе, о «заколдовывании» мира под воздействием все большего усложнения социальных и технологических систем, логика функционирования которых нередко недоступна индивиду. В результате он воспринимает их «магически» [8, с. 31]. По мнению Ионина, «заколдовыванию» мира способствует и глобализация, которая провоцирует оживление архаических элементов культур. Современная эпоха становится эпохой расцвета мифов, активизации религиозных исканий, попыток возрождения язычества, массового интереса к оккультизму и мистицизму, размывания границы между научным и вненаучным знанием. Все это можно рассматривать как закономерную реакцию индивидуального сознания на «хаотизацию» внешней социокультурной среды. В кризисные эпохи мифологическое мышление активизируется, его функция превратить «хаос» в «космос». На нынешнем этапе индивид решает эту задачу самостоятельно, мифологизирование становится индивидуализированным. Процесс секуляризации привел к тому, что в обществе выделились достаточно обширные сферы, свободные от традиционной религиозномифологической регуляции. Секуляризация не означает уничтожения религиозной веры. Но повседневная жизнь человека, фактически, не зависит от её наличия или отсутствия. Религия становится автономной по отношению к другим социальным институтам и никак их не затрагивает. Повседневная жизнь человека и его мораль в очень малой степени определяются религией.И если общество целенаправленно создает мифы, эта деятельность, в первую очередь, является методом психологического воздействия на аудиторию, а не способом его существования. В современном мире религия становится все более индивидуализированной. Роль религиозных организаций уменьшается, в то время, как возрастает значение собственного религиозного опыта. Таким образом, религия постепенно вовлекается в процесс индивидуализации наряду с другими социальными институтами и образованиями. Феномен религиозности в современном обществе не может рассматриваться как целостное явление, о нем можно говорить лишь условно, подразумевая под ним совокупность взглядов отдельных людей, которые могут в чемто совпадать, а в чемто различаться. Специфика современной религиозности состоит не стольков содержании (оно может принципиально различаться), сколько в индивидуализированной форме её выбора и исповедания. Решая вопросы о предельных основаниях своего существования, наш современник уже не может безоговорочно полагаться на какиелибо внешние организационные структуры. Он может влиться в такие структуры, но исключительно в результате индивидуального свободного выбора. По мнению А.В.Матецкой, «индивидуализация религиозной жизни неизбежно выдвигает на первый план не коллективный ритуал, а опыт, личный религиозный опыт, который может принимать различные формы: от глубокой личной убежденности в существовании высшего начала до прямых контактов с тем, что понимается как такое начало. В этом смысле показателен интерес к духовным практикам, «измененным состояниям сознания», мистическому опыту, медитации…» [9, с. 31].Именно личность, а не общество, испытывает в эпоху современности ностальгию по сакральному, подчас неосознаваемую. Это проявляется в стихийном мифологизировании попытках самостоятельно придать экзистенциальный смысл окружающей реальности, и всех тех культурных феноменах, которые воплощают это мифологизирование. Таким образом, мы можем сделать вывод, что хотя в существовании общества сакральное часто играет важную роль, основным источником существования последнего является вовсе не социальное как особая реальность. Корни сакрального следует искать в человеческой психике, в экзистенциальной ситуации личности, нуждающейся в предельных основаниях своего бытия. Ссылки на источники1.Социология. URL: http://www.sociology.kharkov.ua/docs/Esse.htm.2.Там же. 3.Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.4.Барт Р. Мифологии. М., 1996.5.Маринов М.Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. М., 2008.6.Матецкая А.В. Процесс индивидуализации и мифологическое мышление в эпоху современности. РостовнаДону, 2007.7.Там же.8.ИонинЛ.Г. Новаямагическаяэпоха. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/50/06.pdf.9.МатецкаяА.В.Указ. соч. Intemakova Larisa,candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the chair of philosophy, Checkov’sTaganrog State Pedagogical Institute, Taganrog kaf.philosophy@tgpi.ruProblem of mythologizing and secularization of consciousness in the modern society Abstract.The author analyzes the problems of the modernindividual consciousness and the possibilityof the newunderstanding of the meaningand purpose ofhuman life.Keywords:individual consciousness, mythologizing, secularization, spirituality,way of life, personality. Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
|