Чем опасна влага в тормозной жидкости
Вода в «тормозухе»: откуда берется, чем опасна и что делать
«Тормозуха» имеет целый ряд уникальных свойств. И первое — не закипать при высоких температурах. Поскольку тормозная система автомобиля постоянно нагружена, а порой испытывает весьма сильные перегрузки, то жидкость обильно нагревается. Но температура ее кипения составляет 260 градусов, а потому даже при постоянной езде на треке в стиле «газ-тормоз», она продолжает эффективно работать, и деградирует медленнее, чем те же тормозные колодки.
Еще одно свойство — не сжиматься. Жидкость должна как можно точнее передавать усилие от нажатой педали тормоза к тормозным колодкам. Собственно, два этих свойства и меняются в худшую сторону, когда в тормозную систему попадает вода. А попадет она туда гарантированно, и это вопрос времени.
Как было сказано, во время работы «тормозуха» нагревается, и расширяется. В системе образуется излишнее давление, которое стравливается через клапан в расширительном бачке. Однако зимой происходит обратный процесс — жидкость сильно остывает, и в системе образуется так называемое отрицательное давление. И компенсировать его призван все тот же клапан, работающий на впуск. Вместе с небольшим количеством воздуха, в систему и попадает влага. А поскольку тормозная жидкость гигроскопична, поглощает влагу, то со временем воды в «тормозухе» становится больше.
Разбавленная тормозная жидкость начинает терять свои свойства. Так, например, температура закипания может уменьшиться в два раза. А далее, при закипании влага собирается в более крупные пузыри, и со временем «тормозуха» начинает сжиматься. Как следствие — тормоза перестают быть острыми и точными, замедление заметно ухудшается. В конечном итоге, если не поменять жидкость, даже утопленная в половину педаль тормоза не сможет остановить ваш автомобиль.
Определить, сколько воды в тормозной жидкости можно несколькими способами. Например, специальным тестером. Показания в 3,5% влажности говорит о том, что температура закипания вашей «тормозухи» упала практически вдвое. А значит, тормоза автомобиля работают неправильно.
Если нет специального тестера, то для выявления количества влаги в тормозной жидкости можно использовать мультиметр. Для этого на приборе нужно выставить положение 20 Вольт, красным плюсовым щупом коснуться плюсовой клеммы аккумуляторной батареи, а минусовой черный окунуть в бачок с тормозной жидкостью. Показания мультиметра не должны превышать 3 Вольт.
Следите за состоянием тормозной системы вашего автомобиля. Это прежде всего ваша безопасность и безопасность тех, кто вас окружает. Помните, что тормоза — это не только суппорта, диски и колодки, но и еще качественная тормозная жидкость.
Губят не тормоза, а вода. Эксперимент: у кого плохо с тормозной жидкостью?
Мы регулярно проверяем уровень масла в двигателе. Помним о необходимости заправлять кондиционер. Время от времени заглядываем в расширительный бачок, контролируя уровень антифриза или тосола. Но при этом уделяем минимум внимания, возможно, самой важной технической жидкости в автомобиле — тормозной. В лучшем случае смотрим на уровень в бачке. Вчера сотрудники ГАИ и компании — поставщика автожидкостей предложили водителям провести небольшой эксперимент. Результаты, мягко говоря, обескуражили: приборчик в большинстве случаев показывал желтый или красный уровень опасности.
— Это тестер по замене тормозной жидкости, — ведущий специалист компании — поставщика технических автожидкостей Андрей Соболь демонстрирует маленький приборчик размером с отвертку. — Принцип работы простой — на несколько секунд опускаем его в бачок. Он измеряет уровень влаги, которая делает тормозную жидкость неэффективной.
У прибора всего три лампочки — зеленая, желтая и красная. В первом случае все понятно: зеленый свет, как и сигнал светофора, дает право на преимущественное движение. Но если загорится желтая лампочка — будьте внимательны: значит, содержание влаги в тормозной жидкости от 1,5 до 3%. Стало быть, рекомендуется заменить. В случаях, когда индикатор горит красным, — поезжайте-ка срочно на СТО.
Кто-то, конечно, засомневается, мол, зачем все это нужно, тем более для современного автомобиля не шибко актуально. Но спросите на любой диагностической станции при прохождении техосмотра: нужно ли вообще проверять качество «тормозухи»? Если сотрудник грамотный, то он наверняка сошлется на цифру: при присутствии в тормозной жидкости хотя бы 3% влаги эффект от торможения снижается до 50%!
— Тормозная жидкость обладает не самым лучшим свойством — гигроскопичностью, то есть способностью поглощать влагу. Эта самая влага просачивается через слабые места тормозной системы, даже через поры шлангов, — объясняет Андрей Соболь. — В результате тормозная жидкость разбавляется и стремительно теряет свои свойства. Многие об этом даже не знают и не догадываются. Вот посмóтрите — у 70—80% автомобилей будут проблемы.
Тогда эти слова специалиста, прямо скажем, показались сомнительными. Стоит жидкость недорого, и на ней мало кто теперь экономит. Первым решено было проверить Subaru Impreza. На пару секунд специалист опускает прибор в бачок. Тестер сразу загорается зеленым. Все в порядке. Владелец автомобиля доволен: «Проверяю регулярно. Хотя еще ни разу не менял после покупки машины».
Дальше все было не так радостно. Сотрудники ГАИ Фрунзенского района Минска решили останавливать в основном водителей, превысивших скорость. «Логика такая: раз ты превышаешь, то уверен в себе и в автомобиле, — рассуждает старший инспектор по агитации и пропаганде Елена Волчек. — А вот мы и проверим, что находится в тормозной системе машины нарушителя и так ли готов автомобиль к экстренному торможению. По последним данным, с начала года в городе из-за превышения скорости произошло 19 аварий с пострадавшими (5 погибших, 21 травмированный). Впрочем, есть и другая статистика: учетных ДТП из-за технической неисправности автомобилей не зафиксировано, а за те же месяцы прошлого года таких происшествий было два».
Если машина старая, то и с техническим состоянием будут проблемы, решают участники эксперимента. Но эта логика разбивается о данные прибора. Сначала останавливают водителя потрепанного ВАЗа, на кузове которого — следы коррозии. Мужчина пройти необычную проверку согласен (никого предъявлять бачок с тормозной жидкостью не принуждали, это была добрая воля водителей). Однако прибор ничего сомнительного в бачке не находит.
— Ребята, да я тормозные суппорты менял недавно, — говорит мужчина.
— Значит, и тормозную жидкость. Тогда все в порядке, — сдается Андрей Соболь. Позже специалист добавит: «Вообще, менять ее нужно после 40—60 тысяч километров пробега, но при этом не реже одного раза в течение двух лет».
Следующим останавливают Ford Escort. Парень, немного смущаясь, открывает капот. Похоже, ему самому интересен результат проверки.
— Красная лампочка! — восклицает Андрей Соболь. — В тормозной жидкости более 3% влаги. Это означает, что температура кипения (она должна составлять для тормозной жидкости 250—260 градусов) снижена до 150—160 градусов. А следовательно, при резком торможении и перегреве тормозных колодок это приведет к закипанию и образованию паро-воздушных пузырьков, жидкость станет сжимаемой и в результате передача тормозного усилия произойдет не сразу. Именно так случается провал тормозов.
Водителю вручают банку с тормозной жидкостью. В среднем для автомобиля потребуется около одного литра. Стоит тормозная жидкость от 30 до 80 тысяч рублей, в зависимости от производителя.
Опять остановка. Красный Hyundai Lantra, видно, недавно покрасили, на стекле объявление о продаже. Водитель спортивного телосложения, играя мускулатурой, охотно открывает капот.
Наш специалист находит бачок с тормозной жидкостью не сразу. «Некоторые автовладельцы даже не знают, где он расположен, — позже признается Андрей Соболь. — Во французских машинах для снятия крышки вообще потребуется специальный инструмент. На СТО же замена тормозной жидкости занимает в среднем 20—30 минут. Устанавливается специальный агрегат, который выкачивает старую жидкость. Потом заливается новая».
При проверке Hyundai прибор загорается желтым. Стало быть, уровень влаги в тормозной жидкости — от 1,5 до 3%.
— Не критично, но поменять рекомендуется, — советуют сотрудники ГАИ. — Давно меняли?
— Нет. Буквально несколько месяцев назад вместе с суппортами, колодками и т. д.
По словам специалиста компании — поставщика технических автомобильных жидкостей, производитель и цена тоже имеют значение. При выборе тормозной жидкости нужно учитывать три фактора: точку кипения, вязкость и антикоррозийные свойства.
— Если точка кипения низкая, то в жару жидкость закипит со всеми вытекающими последствиями. В холода может возникнуть обратная ситуация — она просто замерзнет, если недостаточно вязкая. Ну а антикоррозийные свойства призваны сберечь элементы тормозной системы и модули ABS, — вручая банку водителю Hyundai, говорит Андрей Соболь.
Водитель Honda Civic сразу после остановки заявляет инспекторам: «У меня денег нет». Вообще-то претензий к нему никаких, его остановили для проверки документов. А с тормозной жидкостью полный порядок — тестер зажег зеленую лампочку. Это скорее приятное исключение из череды остановленных автомобилей, которым более 20 лет.
На Opel Corsa, кузов которого обклеен божьими коровками, ехал муж хозяйки. Прибор показывает красный сигнал — срочно на автосервис!
— Да я недавно отдавал машину на СТО, но что-то не досмотрели, — дает типичные объяснения водитель. Ему тоже вручают банку с тормозной жидкостью.
Вообще, для многих было откровением узнать, что свойства тормозной жидкости нужно проверять. Про сроки замены тоже многие были не в курсе.
— Знаете, что эту жидкость нужно менять раз в два года? — спрашивают инспекторы у водителя Opel Astra.
— Да-а-а? — удивленно протягивает мужчина.
В его машине обнаруживается красный уровень опасности для тормозной жидкости. К слову, на техосмотре такое вряд ли смогут обнаружить. «На стенде измеряют тормозное усилие. Но проявляется провал тормозов именно после многократного срабатывания, а не в искусственно созданных условиях», — утверждает специалист.
— Наверное, «тормозуху» с 1996-го, то есть года выпуска автомобиля не менял! — то ли в шутку, то ли всерьез признается водитель Mercedes.
В тормозной жидкости этого автомобиля прибор обнаружил от 1,5 до 3% влаги. Создалось ощущение, что многие автовладельцы не воспринимали результаты эксперимента всерьез. Но от вручаемой банки не отказывались.
Также желтый индикатор загорелся при проверке Land Rover Discovery 2008 г. в. Машина сравнительно свежая, а проблема такая же, как и у более старших автомобилей. Владелец результатом разочарован: «Делал регламентное ТО на сервисе — ничего не сказали».
Итог небольшого эксперимента показателен: из девяти остановленных водителей шестерым рекомендовано в ближайшее время или срочно поменять тормозную жидкость. Такой дорожный тест неспроста был проведен перед отпускным сезоном, подчеркивают в ГАИ. Многие отправляются на дачи, прихватив прицеп, или вовсе едут за границу с купе-дачей, а стало быть, значение тормозной системы возрастает еще больше. Инспекторы призывают автовладельцев: потратьте время, продиагностируйте тормозную систему на СТО и про жидкость не забудьте.
Последствия избыточного количества тормозной жидкости
• Избыток жидкости создает большее давление, из-за чего значительно увеличивается риск протечек в разных местах. При этом водитель не всегда может вовремя их обнаружить и устранить.
• Сама тормозная жидкость довольно токсична. Что касается металла, то она сильно ускоряет процесс коррозии. Соответственно, если жидкость из-за избытка будет попадать на окружающие детали двигателя, то они быстро придут в негодность.
• Большое количество тормозной жидкости может создать помехи в работе датчика, который призван контролировать как ее наличие, так и давление в системе. В итоге датчик придется менять, а это дополнительные траты и работа.
• Могут начаться значительные перебои в работе тормозов, а избыточное количество жидкости сильно будет давить на тормозную систему, повышая ее износ.
• Есть вероятность того, что зимой тормозная жидкость вполне может замерзнуть, а причиной будет все то же избыточное количество воды, которое она к себе притягивает.
• Но самым удивительным, пожалуй, является то, что жидкость может закипеть. Такая опасность появляется по причине влаги, которая может нагреться из-за температуры двигателя.
Учитывая все перечисленные нюансы, переливать тормозную жидкость крайне не рекомендуется, чтобы самостоятельно не спровоцировать серьезные поломки.
Проще регулярно (при необходимости) доливать ее (что, к слову, потребуется делать не так часто), чем переливать состав и мучиться от последствий.
Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора
Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.
Как «стареет» тормозная жидкость?
D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.
Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.
От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.
При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?
С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.
С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!
Тестер тормозной жидкости
Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.
Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.
содержание воды в тормозной системе
Vito W638. Тормозная система. Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов
содержание воды в тормозной системе ⇐ Vito W638. Тормозная система
Модераторы: бетман, ARKus
Сообщение kosoi » 05 май 2010, 22:03
Сообщение VANGOG » 05 май 2010, 23:26
Сообщение ARKus » 06 май 2010, 07:45
Сообщение Трек » 06 май 2010, 07:48
Сообщение kosoi » 06 май 2010, 09:46
Сообщение VINVAL » 06 май 2010, 22:48
Сообщение kosoi » 07 май 2010, 13:59
Сообщение ARKus » 07 май 2010, 20:31
Сообщение VINVAL » 09 май 2010, 22:38
Сообщение Трек » 11 май 2010, 07:57
вообщем чтоб не парились что да как
тыкаем сюда
но пользуются они таким. универсальная штука, сам таким пользовался када у официалов работал
Сюда тыкаем
Сообщение ARKus » 11 май 2010, 08:24
Сообщение sema515 » 27 май 2011, 21:35
Усе понятно.Но блин когда на улице +5 холодно в палатке наверно??Или тепло из салона вверх идет.На бензинке греться ночью неумно, можно угореть а на дизеле вроде можно
Сергей
Сел, прикинул сколько я потратил денего за время обладания микробусом
Исходя их теперешних цен на бенз и стоянку
19 месяцев
165000р.
Подбил итоги после нового года. И вот что вышло по расходам.
С октября 06 (приобретен френдик) до января 08 расходы составили:
Солярка 3 334 литра. 56 228 рублей. В среднем 1,64 руб/км.
Средний расход 9,73 л/100 км. 24% трасса, 76% город.
Недавно вдруг решил посмотреть, что же у меня в ПТС написано. Так вот, был удивлен:
1. Модель двигателя: 2С (хотя стоит и всегда стоял 2С-Т) недавно меняли на контрактный, и все изменения внесены, ставили новый двиг на учет как положено.
2. Кузов (коляска) № CR21-0202787 (хотя на самом деле машина вот такая
3. мощность двигателя 88л.с. (как так, если 2С по паспорту. Даже у 2С-Т нет такой.