Чем опасна гештальт терапия

Гештальт-психотерапия

Психотерапия гештальт-терапия основана в середине двадцатого века немецким психологом Фридрихом Перлзом, но наибольшую популярность она получила в последнее время.

«Дух Гештальта» не приемлет норму, ведь каждый человек особый, он имеет право быть непохожим на других и совершенно уникальным.

С помощью этой терапии индивид приобретает о себе целостное представление и начинает жить здесь и сейчас, не окунаясь в фантазии и не обращаясь к прошлому.

Согласно теории гештальт- терапии, человек, неся в себе незаконченные ситуации из прошлого, не в состоянии нормально существовать, действовать, осознавать себя в настоящем.

Вся жизнь человека состоит из гештальтов, маленьких и больших: разговор с родителями, утреннее чаепитие, ссора с возлюбленным, прополка огорода и т.д. Они формируются при возникновении потребности, требующей удовлетворения. Если же последнее, то есть, удовлетворение не достигнуто, то есть полный цикл незакончен, тогда гештальт остается незавершенным. Это – своего рода, камень на шее, который может сопровождать человека.

Суть терапии

Чем опасна гештальт терапия. Смотреть фото Чем опасна гештальт терапия. Смотреть картинку Чем опасна гештальт терапия. Картинка про Чем опасна гештальт терапия. Фото Чем опасна гештальт терапияГештальт подход в психотерапии состоит из множества методик, как вербальных, так и невербальных. Каждый гештальт-терапевт выбирает техники, которые ему больше всего нравятся, более подвластны, и по его опыту, самые эффективные. Это может быть:

• мероприятия по высвобождению внутренней энергии клиента;

• усиление реакций тела;

• работа со сновидениями;

• проигрывание разнообразных ситуаций и ролей и т.д.

Направлена гештальт-терапия на восстановление чувствительности пациента, осознанности им внутренних процессов, мыслей и идей, разных событий и явлений, а также на развитие ответственности за себя.

Ее философия такова:

1. Живи сейчас и здесь, а не в уже прошедшем или будущем.

2. Дело имей не с чем-то эфемерным, чего и нет вовсе, а с настоящим, что есть на данный момент.

3. Удовольствия и боль принимай одинаково.

4. Отбрось ненужные мысли, а смотри на происходящее и пробуй что-то сделать сам.

5. Не нужно оправдываться, объяснять происходящее, рассуждать и манипулировать – просто выражай свои чувства.

6. Возьми на себя полную ответственность за собственные мысли и действия.

7. Будь такой, как ты есть.

8. Ориентируйся только на себя, не выбирай кумира, не воспринимай от посторонних «следует» и «должен».

Гештальт-терапевт выполняет функцию проводника, сопровождая пациент на пути его поисков себя.

Психотерапия, основанная на специальных упражнениях, помогает индивиду осознать свои чувства, понять внутренние конфликты, язык тела, анализировать эмоции. После курса сеансов он уже полностью осознает свое «я» и может нести ответственность за собственные поступки и чувства.

Источник

Десять мифов о гештальт терапии

С детства я часто слышал замечательную фразу: «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так». Чем больше живу, тем больше поражаюсь ее истинности, теперь уже для краткости заменяя ее на то, что «если что-то может быть понято не так, то оно будет понято не так». При этом в качестве оправдания всегда будет приведено «но нам же так говорили». Эта извечная беда всех преподавателей в полной мере распространяется и на гештальт. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ.

Миф первый

Почувствовал чувство – вырази его!

Итак, первое – гештальт учит нас тому, что надо выражать чувства! Да, конечно, на группе или в индивидуальной терапии, тренера и терапевты часто повторяют, «что ты сейчас чувствуешь?» «Вырази это, скажи об этом!». В результате возникает ощущение, что чувства, это некая самодостаточная ценность в гештальте и выражение ее должно сильно изменить мир к лучшему. На самом деле, выражение чувств является не целью само по себе, а призвано 1) улучшить ощущение собственных чувств клиента (если с этим проблемы); 2) улучшить коммуникацию при недостаточном предъявлении себя (только при недостаточном); 3) осознать потребность, стоящую за чувством. Третье, по сути самое важное, поскольку бесконечные «я злюсь на тебя», хоть и являются шагом вперед по сравнению с «что-то у меня голова разболелась», но по сути столь же мало продвигают, если закономерный вопрос «а чего хочешь?» вызывает растерянную реакцию «чувства предъявить…». Зачем? Так учили…

Миф второй

Ощутил потребность удовлетвори ее!

Так и рождается молва о том, что гештальт-терапевты сводят человеческое к животному, а сами – эдакие социопатичные типы – чего им захотелось, то и сделали. Не так все было, не так. Конечно зажатый ретрофлексией и интроектами невротик, дорвавшись до терапии, воспримет все именно так, но…. И это но, весьма существенно, гештальт подход призывает осознавать потребности, а не удовлетворять их. Осознали – хорошо. А вот теперь выберите, удовлетворять или подождать, а если удовлетворять, то как.

Миф третий

Снова о потребностях.

Если я чего то хочу, то это что-то, чего мне не хватает. Действительно, мы выросли в стране дефицита, нехватки. И по инерции продолжаем, испытывая желание идентифицировать его как потребность в получении чего-то. И стремимся получать – больше любви, больше денег, больше успеха, больше внимания. В результате – ожирение, отвращение и обесценивание. Изредка вспоминают про потребность избавиться от чего-то. Я этого не хочу, мне это мешает, я хочу сделать, чтобы этого не было. В результате – спокойно, но как то скучно. Так вот, на всякий случай, попробуйте еще третий вариант – кому то что-то дать, поделиться, создать, просто так, потому что вам этого хочется. Вдруг понравится?

Миф четвертый

Собственно, это развитие мифов под номером 1 и 2. Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура. Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Миф пятый

Я хочу стать самодостаточным человеком, чтоб ни от кого, ни от чего не зависеть, скажите, как мне этого достичь?! Этот запрос в том или ином виде преследует наверное всех психологов и психотерапевтов. Некоторые даже пытаются этому научить. Как этого достичь? Да, никак! Невозможно это, живой человек не может быть абсолютно независимым, он и существует то не сам по себе, а в поле/среде, которое его окружает и задача его научиться осознавать это и использовать опять же осознанно. Этому и учит гештальт, но часто бестолку.

Миф шестой

Миф седьмой

Я должен понимать другого и/или меня должны понимать.

Счастье – это когда тебя понимают. Все люди стремятся к этому счастью, а начинающие терапевты стремятся осчастливить этим своих будущих клиентов. Люди! Понимание – это процесс образования гештальта! Т.е. это выделение некоей фигуры из фона и донесение ее в качестве послания до другого! Никто кроме клиента этот процесс осуществить не в силах! И терапевт лишь может поддерживать клиента в делании этого. Конечно из всякого правила есть и исключения. Опытный или хорошо чувствующий терапевт в состоянии проделать этот процесс внутри себя быстрее клиента и догадаться, каким может быть этот путь и чем он по идее должен закончиться. Только вот хорошо ли это для клиента? Поможет ли это ему научиться быть понятным и стать понятым?

Миф восьмой

В психотерапии приходится раскрываться, а это так сложно, так страшно и так болезненно! Я так этого боюсь!

Правильно боитесь. Потому как в психотерапии не надо раскрываться, надо предъявляться. И это две большие разницы. Метафора раскрытия предполагает создание бреши в границе, через которую окружающий мир в виде терапевта и/или других участников группы получает возможность беспрепятственного проникновения во внутренний мир человека. Ощутили ужас? Ага. А как тогда быть? А очень просто. Взяли ту часть своего внутреннего мира, сделали с нее слепок, образ, описание и вынесли наружу, во вне, за пределы своей границы и предъявили окружающим. Вот, посмотрите, у меня там так, что вам это напоминает, какие у вас идеи, как вам это? И если начинают слишком активно там ковыряться, лапать, обесценивать, критиковать, то тут же им по рукам: «Я вас не об этом просил!»

Миф девятый

Ценности? Так это ж интроект!

И так, не стоит забывать, что функция self существует в трех режимах ид, эго и персона. Без персоны (опыта, ценностей, преставлений о себе и о мире), человек становится психически нестабильным он просто не знает на основании чего ему делать выбор, что предпочесть в сложной ситуации, наконец ему не доступны долговременные проекты и отношения. Цикл контакта завершается не полным контактом (final contact), а постконтактом, на котором собственно и выясняется, что я сделал, как я это сделал, как мне это, кто я после этого и стоит ли так поступать в дальнейшем.

Миф десятый

О прерываниях цикла контакта.

Прерывания цикла контакта – это зло и с ними надо бороться! Идеальный, хорошо пролеченный человек лишен прерываний цикла контакта. Демонстрировать прерывания цикла контакта в обществе гештальтистов неприлично. Вот.

Мда. И как не стараются, как не пишут о том, что прерывания цикла контакта это совсем не плохо, это просто фазы цикла контакта такие, все бестолку. Итак, еще раз, на самом деле, сначала человек находится в нейтральной точке – суть слиянии, потом выходит из него, потом происходит интроекция части среды получение энергии и/или информации, которая обрабатывается (пережевывается) и принимается за константу, потом человек проецирует, т.е. высказывает некоторые предположения о мире, в контексте имеющейся у него потребности, потом осуществляет выбор и при необходимости, ретрофлексирует (делая себе то, что не может получить в данный момент из среды), либо подавляет те свои намерения или желания, которые окажутся неуместными в данном контексте. Наконец в конце он может некоторое время постоять перед вступлением в контакт в эготизме, ощутив свою власть над тем, осуществлять свою потребность или нет, вступать в контакт или нет, получив наконец ощущение произвольности, столь необходимое для подлинной спонтанности. После чего снова войти уже в слияние контакта с объектом. Избыток энергии он по ходу дела может рассеивать с помощью дифлексии.

И так совет, начинающим гештальтистам, если вам с презрением или укором говорят ты сейчас проецируешь (интроецируешь, ретрофлексируешь, дифлексируешь, находишься в слиянии, мастурбируешь, и т.д.). Повернитесь и гордо ответьте: «Да, я знаю! И что?».

Источник

Гештальт-терапия – мифы и реальность

Непонятное словечко «гештальт» постепенно покидает узкий круг психотерапевтического сообщества и выходит в большой мир, вызывая интерес и недоумение. Видимо, пришла пора познакомиться. Тем более, что гештальт-терапия знакома с российской действительностью уже почти 20 лет. Первые сертифицированные гештальт-терапевты, прошедшие обучение на Западе, появились в России в 1992 году.

Гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Скорее всего, вы с ней уже где-то встречались. Многие понятия и инструменты, разработанные или внедренные ГТ за 70 лет своего существования, стали буквально «народными», поскольку ассимилируются (часто неосознанно) другими современными психоте­рапевтическими направлениями. Это:

Итак, что же такое ГТ?

Гештальт-терапия (ГТ) – экзистенциально-феноменологическое направление психотерапии третьей волны. Это философия, теория и практика, дающая доступ как к глубинным слоям личностной структуры (с возможностью ее изменения), так и к социальной «поверхности» личности.

На сегодняшний день это самое универсальное направление личностно-ориентированной психотерапии, дающее базис для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц, от корректировки жизненного сценария до разработки стратегий бизнеса.

ГТ воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно сосуществуют сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и будущее. И все это существует только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Кроме того, человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с окружающей средой мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда таких контактов много – мы растем и развиваемся, и наша жизнь полна радости или хотя бы смысла. А когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем, и жизнь останавливается, становится похожа на арену заброшенного цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы все ходим и ходим по привычному кругу.

И, следовательно, цель ГТ состоит даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: свободу уходить и возвращаться, ходить по кругу или бегать по степям (или спать в конюшне, что, кстати, тоже очень неплохо). Может быть, для этого действительно понадобится осознать, как и зачем мы потеряли эту свободу. А может быть, достаточно будет найти то (или тех), кто поможет сделать шаг за привычный барьер.

Происхождение ГТ

Родословная ГТ очень интересна. Обычно ее называют внучкой психоанализа.

Дедушка Фрейд сделал открытие, которое вполне можно считать одним из судьбоносных открытий 20 века – он открыл бессознательное. Это открытие лежит в основе любой существующей в настоящее время личностно-ориентированной психотерапии. Если в двух словах, то его суть заключается в следующем: во-первых, человек ничего не делает случайно (а то, что нам кажется случайным, на самом деле является проявлением нашего бессознательного), а во-вторых, те желания и чувства, которыми не владеем мы, владеют нами.

Основатель ГТ, австрийский психиатр Фредерик (Фриц) Перлз, в начале своего профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя. В этом пути было несколько ключевых встреч, которые и позволили создать уникальный подход, объединяющий западные психологические школы с идеями восточной философии.

Его жена, Лаура Перлз, доктор гештальтпсихологии. Эта встреча стала важнейшей как для личной жизни Перлза, так и для создания нового направления. Самим названием и многими идеями ГТ обязана именно этой встрече.

Вторая встреча (хотя хронологически – первая): Курт Гольдштейн, врач, у которого Перлз неко­торое время работал ассистентом. Он был весьма известен своей настойчивостью в утверждении целостного подхода к человеку («Строение организма»), отказываясь от разделения на органы, части или функции.

Психоаналитики, такие как, Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер и некоторые другие, которые были его аналитиками или супервизорами. Они уже несли новые идеи, в том числе, влияние экзистенциализма.

Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучался Перлз. Именно эта встреча позволила позже создать технику «пустого» стула, также хорошо ассимилированную другими подходами.

Вильгельм Райх, «отколовшийся» психоаналитик. Своими работами о «мышечном панцире» и характерологических структурах, он самым активным образом ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу. Гештальт-терапия стала первым психотерапевтическим направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как одно из проявлений и способов переживания внутренних, эмоциональных сил и конфликтов.

Пол Гудмен, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии. Пол Гудмен, непризнанный писатель, эссеист и поэт поставил на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках.

Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера («Я и Ты») и Пауля Тиллиха («Мужество существования») оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами.

Влияние буддизма и восточных практик. Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше.

Теоретические корни ГТ – гештальт-психология и теория поля Курта Левина.

Само слово «gestalt» (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты – атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое?». Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом.

Фигура-Фон

Чем опасна гештальт терапия. Смотреть фото Чем опасна гештальт терапия. Смотреть картинку Чем опасна гештальт терапия. Картинка про Чем опасна гештальт терапия. Фото Чем опасна гештальт терапия

В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами.

По сути, это открытие показало – в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко – о прохладе и свежести, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины (женщины) перестают существовать.

Теория «поля»

Чем опасна гештальт терапия. Смотреть фото Чем опасна гештальт терапия. Смотреть картинку Чем опасна гештальт терапия. Картинка про Чем опасна гештальт терапия. Фото Чем опасна гештальт терапия

Разработанная гештальтпсихологом Куртом Левиным, также очень повлияла на постулаты ГТ. Поле определяется как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240). Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение – нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой.

Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены – они продолжаются. Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад.

Теория ГТ

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути – представление о мудрости природы. Если дереву не мешать – оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы – дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? (предположим, что у вас свободный режим дня и нет фиксированного времени обеда). Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание – этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание. И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности ( в данном случае – собственно с едой). Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас (или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома). Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот бОльший – в еще бОльший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Дружба»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни.

Таким образом, все наши неудовлетворенности в жизни возникают из-за того, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются незавершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока дело не сделано, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, работа получена, свадьба состоялась, жизнь удалась). Есть еще одна особенность: поле приходит в равновесие, только если гештальт завершен, т.е. становится хорошо сформированным «сильным» гештальтом. Говоря бытовым языком, если вы пообедали не там, где хотели, не тем, чем хотели, или не с тем, с кем хотели, то вот этого замечательного состояние «жизнь удалась» у вас не возникает. Остается чувство ментального голода, неудовлетворенности, хотя физически вы можете быть сыты.

И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что тот, кто склонен чувствовать бессилие перед начальником-самодуром гораздо вернее останется голодным, поскольку он сам себя останавливает куда более эффективно, чем начальник.

Естественно, умение «наступать на горло собственной песне», так же как и подсказки, где и когда это нужно делать, формируются у нас в детстве. Процесс этот совершенно бессознательный, поэтому неуправляемый. И мы несем эти навыки во взрослую жизнь, не отдавая себе отчета, что все изменилось, и те детские приемы выживания, которые были эффективны тогда, абсолютно не подходят сейчас. Задача терапии – найти это место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот вещей в природе. А дальше все сложится само. Как хорошо сказал Коэльо, когда человек чего-то очень сильно хочет – вся Вселенная работает на него.

А как работает ГТ?

Условие любой внутренней трансформации шикарно определил Арнольд Бейссер в своей работе «Парадоксальная теория изменений»: «теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является».

Люди приходят к психотерапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. А терапевт отказывается от роли «изменятеля» и становится тем, кто способствует встрече человека с его сутью. Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.

Конечно, существует феномен переноса, открытый Фрейдом. Терапевтическая ситуация провоцирует отношение к терапевту как к родительской фигуре, которая знает, как жить, и может спасти, поскольку человек обращается к психотерапии тогда и с тем, когда и с чем не справляется сам или справляется не так, как хотелось бы. В жизни каждого есть ситуации, в которых мы не можем справиться сами, как не можем сами себя вытащить из болота, сколько бы не рвали на себе волосы.

И, несмотря на это, только сам человек знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в ту сторону, но он – знает.

В современном мире эта теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной, поскольку общество изменилось. Впервые в истории человечества, человек вынужден адаптироваться не столько к существующему порядку, сколько к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является бОльшей, чем отрезок времени, необходимый для большого социального или культурного изменения. И скорость этих изменений только возрастает. И умение человека быстро меняться, не изменяя себе, становится основой успешной социальной адаптации.

Более того, в современной ситуации все большее количество людей обретает возможность самим играть роль «личности в истории» и творить эти самые изменения.

ГТ – терапия контакта

Как же находит человек эту волшебную дверцу? Точнее – как помогает гештальт-терапевт найти ее?

Гештальт-терапию называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется нейтральная позиция («чистый лист») или НЛП, где работают технологии. В гештальт-терапии терапевтические отношения строятся как безопасная зона эксперимента. Дело в том, что клиент обязательно приносит в кабинет не только свои жалобы, но и те неэффективные способы, которыми он пытается свои проблемы решить. Это прекрасно отражено в анекдотах, например, всем известный анекдот, где клиент обращается к психотерапевту: «Знаете, доктор, меня никто не понимает, я совсем одинок. Может быть, ты мне поможешь, старый придурок?» Это смешно, потому что ни один вменяемый человек так себя не ведет, но, по сути, абсолютно верно. Если проблема не решается, это значит, что мы сами, пусть не специально, но сами, отвергаем возможности ее решения.

Гештальт-терапевт не только становится частью мира, с которым клиент неосознанно пытается построить свои привычные и, в данном случае, неэффективные отношения, но и рискует быть аутентичным в этих отношениях, предъявлять свои чувства и желания, оставляя за клиентом свободу оставаться прежним или использовать эту обратную связь для собственного изменения. Естественно, профессиональное искусство состоит в том, чтобы сделать подобную встречу темой для размышления и новым позитивным опытом для клиента, а не очередными «граблями», на которые тот наступил.

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание.

Это трудно объяснить точно, потому что это чувственный опыт. Это переживание себя в контакте. Это встреча в одном моменте времени чувства, физических ощущений, ясного понимания и видения ситуации и себя в ней. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой, и что со мной происходит. В какой-то момент это переживается как инсайт, а в жизни это может стать континуумом осознавания. Когда это достигается, мы не теряем контакта со своими желаниями, чувствами, намерениями и действиями.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий.

ГТ иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. ГТ избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!».

Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых (или зеленых) очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда».

Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас

Будущего еще нет, прошлое уже произошло. Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Диалог

Диалог в ГТ – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое неповторимое, что происходит между нами (происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится)

Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт – человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо. Он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

ГТ – вне морали и политики. Единственная задача ГТ – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нас нет воспитательных целей. Нам, как герою Баталова в фильме «Москва слезам не верит», совершенно не важно, будет ли человек выращивать капусту или править королевством – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

В чем основная драма человеческой жизни? Как собственную уникальность встроить в социум. Кому мы нужны такие, какие есть? Как наша собственная индивидуальность может пригодиться другим людям?

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной человеческой жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой ограничивает мою свободу, поскольку моя свобода заканчивается там, где начинается нос соседа.

Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем я от них дальше, тем более я свободен, тем легче мне быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Сама этимология слова «индивидуализация» предполагает погружение в себя, одиночество, отделение себя от мира.

И на начальном этапе это действительно может быть необходимо, чтобы услышать голос собственных потребностей и чувств. Но гештальт-терапия, и мы вместе с ней, утверждаем: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Как ни близка нам восточная философия, но здесь мы видим дзен наизнанку: иди к другому человеку и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир и там ты обретешь себя.

Возможно, вам случалось увидеть отражение своего лица, но не тогда, когда вы намеренно хотите посмотреть на себя, а неожиданно – в подвернувшемся зеркале, в витрине магазина. Иногда вы себя не узнаете. Лицо кажется чужим и незнакомым. Почему это так? Потому что, когда вы намеренно собираетесь посмотреть в зеркало, вы неосознанно подстраиваете свой образ под имеющуюся у вас «Я-концепцию». Вы видите то, что хотите увидеть. Не вашу уникальность, а ваше представление о ней. И только «случайное» зеркало отражает ваш истинный образ. Таким «случайным зеркалом» вашего внутреннего мира может стать другой человек.

На этом стоит остановиться поподробнее, потому что, на первый взгляд, это утверждение парадоксально. Почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? По очень простой причине. Когда я нахожусь наедине с собой, я могу думать о себе все, что угодно. Но я никогда не узнаю, правда ли это, пока не вступлю во взаимодействие с миром. Я могу думать, что легко подниму автомобиль, но пока не попробую – нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Реальное соприкосновение с миром.

О своих особенностях и способностях мы узнаем, конфронтируя, взаимодействуя, встречаясь на границе контакта с другим (чужим). При этом мы не только узнаем о своей индивидуальности, но и находим некое применение, и получаем удовольствие, и пользу, и пространство для дальнейшей реализации себя в виде поддержки и внимания со стороны других. Так что путь индивидуализации может быть пройден только в мире, но никак не вдали от него.

А что же с социализацией? Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? По определению, мой способ действия, обращения с информацией, мои идеи будут отличаться от того, что есть у другого человека. Можно ли оставаться вместе и при этом реализовывать свою уникальность?

Не только можно, но и необходимо. Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) моя уникальность начинает носить функциональный (практический) характер.

Более того, две реальности, встречаясь, рождают третью (нет, это я не о детях). Возникает эффект синергии, взаимного усиления и поддержки.

Таким образом, мы выходим из привычной парадигмы социализации, где социум – это рамки и предписания. И оказываемся в парадигме, где эти рамки и предписания просто перестают играть определяющую роль. Определяющим становится то, что во мне представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для меня. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обуславливает нашу нуждаемость друг другу и определяет наши отношения.

Возможно, это не очень романтично, но даже большая любовь обычно предполагает, что люди не просто нравятся, а НУЖНЫ друг другу. Системная семейная терапия всегда обнаруживает комлиментарные (совпадающие, как кусочки паззлов) семейные сценарии у супругов, живущих долго и счастливо.

Правда, пока не разгаданной остается тайна, как наше бессознательное узнает про это совпадение за пару месяцев (а иногда за пару недель) романтичных встреч.

Каковы результаты ГТ?

Люди, проведшие хотя бы два года в стране «Гештальт», способны:

Помните молитву, которую большинством голосов приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!»

У меня есть впечатление, что ГТ ненавязчиво, но неизбежно учит этой мудрости. Кроме того, силу приходится применять реже, потому что правильно простроенные изменения обладают мощью собственного течения, в котором остается только рулить. А вместо терпения приходит понимание законов мироздания, и умение на них опираться.

Может быть, сейчас, в эпоху Водолея, действительно звезды так встали, что мы стали искать контакта с какими-то высшими духовными силами – и в себе, и в мире. А может быть, человечество, наигравшись в атомные бомбы, наконец убедилось, что власть над внешним миром не увеличивает простого человеческого счастья… В любом случае, ГТ является одним из немногих путей, который помогает восстанавливать и укреплять контакт с «тонким» миром, не вступая в конфликт с разумом и здравым смыслом.

Интенсив Большой интенсив в Черногории

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *