Чем опасна дефляция для экономики и нужно ли ее регулировать
Что такое дефляция: причины и последствия, как снижать цены и не проиграть
Дефляция – процесс не менее опасный, чем инфляция, однако он имеет положительные и отрицательные стороны. Предпринимателю важно уметь разбираться в видах дефляции, особенностях ее течения, чтобы понять, когда нужно оптимизировать бизнес путем снижения стоимости товаров.
Что такое дефляция
Дефляция – это процесс, в ходе которого происходит снижение стоимости товаров или услуг. За одну и ту же сумму можно приобрести продукцию большего объема, чем раньше, так как увеличивается покупательская способность денег.
Чем отличается от инфляции
Оба процесса связаны с изменением стоимости товаров, однако инфляция характерна для ситуаций, в которых происходит рост цен, из-за чего деньги обесцениваются. Покупательская способность при инфляции снижается. Дефляция увеличивает стоимость денег и возможность приобретения товаров, которые, становятся доступнее.
Что хуже
Несмотря на то, что падение цен при дефляции кажется благоприятной ситуацией, на деле это оказывается более опасным процессом для экономики. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени дефляция замедляет развитие бизнеса из-за постоянного падения цены готовых продуктов. Это приводит к закрытию предприятий, которые становятся нерентабельными.
Признаки дефляции
Характерными признаками наступления дефляции считаются:
Примеры дефляции в истории: «Великая депрессия» в США, возникшая из-за стремительного роста экономики, «Потерянное десятилетие» в Японии, когда в 90-е годы 20 века резко повысился уровень доходов населения. Дефляция влияет на стоимость ценных бумаг, кредитные ставки, индексацию пенсий и пособий, зарплаты и т.д.
Причины
Причины дефляции связаны с несколькими факторами, сочетание которых приводит к снижению стоимости продукции:
Дефляция делится на две разновидности, отличающиеся экономическими последствиями.
Опасная дефляция
Дефляция, характерная для экономического спада, отличается следующими чертами:
В первую очередь дефляция влияет на банковскую деятельность и при отсутствии государственного регулирования распространяется на остальные сферы.
Хорошая дефляция
Хорошей ситуацией считается устойчивое повышение эффективности предприятий, последовательное уменьшение себестоимости и увеличение конкуренции. В этой ситуации для привлечения покупателей в период дефляции происходит снижение цен без сокращения рабочих мест и заработных плат.
Последствия дефляции
Последствия дефляции сводятся к:
Меры борьбы
Борьба с дефляцией требует много времени и состоит из поддерживающих и долгосрочных мер:
Дефляцию нужно решать комплексными мерами на государственном уровне, потому что такая ситуация не проходит самостоятельно.
Как бизнесу снизить цену и не проиграть
Во время дефляции бизнес может позаботиться о своих интересах через снижение цены, что привлечет клиентов. Однако рост спроса нужно тщательно контролировать, следуя определенным алгоритмам.
Анализ
Снижение стоимости позволяет увеличить объемы производства, поэтому необходимо понять, хватит ли для этого ресурсов. Важно учитывать технологические мощности, размеры складов, численность рабочих. Предварительный анализ покажет, насколько можно увеличить производство для обеспечения потребностей новых клиентов.
Временная реклама
Чтобы клиенты узнали о снижении стоимости, нужно провести кратковременную рекламную кампанию для привлечения внимания. Она не потребует столько же средств, как обычная маркетинговая работа, и приведет заинтересованную аудиторию.
Оптом дешевле
При заказе одной единицы товара, клиент оплачивает ее по прейскуранту. При больших объемах условия обговариваются индивидуально, что приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Компания получает большой заказ на оптовую поставку и обеспечивается работой, клиенту полагается скидка, располагающая его к сотрудничеству.
Взаимовыгодный обмен
Важно не забывать подстраховываться, если компания идет навстречу клиенту. Например, при снижении цены просить полную предоплату, написание рекомендаций и т.д. Если сложилась ситуация, в которой уменьшение цены неизбежно, нужно извлечь из этого максимум пользы.
Будьте хитрее
Для этого можно, например, разделить товар на несколько единиц для увеличения доходов. Основу продавать отдельно, а комплектующие создадут дополнительные продажи. Также можно делать скидки при покупке нескольких товаров.
Скидки для постоянных клиентов
Такой вариант увеличит объем продаваемой продукции и усилит лояльность покупателей. Это хороший способ удержания клиентов, которые не пойдут к конкурентам, имея персональную скидку или бонусы, накопленные за время сотрудничества с вашим брендом.
Не позволяйте покупателям привыкать к распродажам
Скидки не должны быть основой взаимодействия с клиентами. В противном случае сниженные цены будут восприниматься как норма, а возвращение к привычным ценникам вызовет недовольство и отказ от покупок.
Убедитесь, что выгоду получают ваши клиенты
Посмотрите, не оседает ли разница между постоянной ценой и скидочной в кошельках посредников. Важно, чтобы акционные предложения доходили напрямую до покупателя, иначе не будет отдачи со стороны клиентов, а соответственно и увеличения прибыли компании.
Помните о прибыли
Снижение цен за счет расширения предложения
Снижение стоимости продукции должно сопровождаться расширением ассортимента для компенсации затрат компании. Продукты на время должны упрощаться для уменьшения издержек. Кроме того, если снижаются цены на стандартные предложения, из них должны исключаться дополнительные услуги. Например, в сфере фитнеса это может выражаться продажей абонемента по доступной цене и предложением дополнительного пакета услуг по более высокой цене: массаж, СПА и пр.
Почему конкурент снижает цены
Для снижения цены со стороны конкурентов может быть несколько причин:
Заключение
Отрицательная дефляция сказывается на всем секторе бизнеса, так как изменяет покупательскую способность и спрос на товары. Предприниматели могут локально вводить меры по защите своего бизнеса, однако окончательное решение проблемы происходит только на масштабном уровне с участием государственного регулирования.
7 популярных вопросов об инфляции и фондовом рынке
Почему существует инфляция?
Посмотрим на инфляцию с другой стороны. Инфляция — это не рост цен на товары, а обесценение денег. Иными словами, инфляция 4% означает, что в этом году на те же деньги можно купить на 4% меньше товаров и услуг, чем в прошлом.
Деньги обесцениваются, потому что платежеспособный спрос растет быстрее, чем производство новых товаров и услуг. Это является необходимым условием для роста экономики.
В здоровой экономической системе всегда должен присутствовать умеренный уровень инфляции.
Если инфляции нет, то у потребителя нет стимула чаще отказываться от сбережения в пользу потребления. Купить необходимые товары можно и потом, цена ведь не изменится. Поэтому высок риск, что при неблагоприятных событиях, которые рано или поздно всегда случаются, платежеспособный спрос окажется слишком низким и экономика столкнется с кризисом перепроизводства.
Мировые регуляторы научились достаточно эффективно контролировать инфляцию, если она остается на умеренном уровне. Это позволяет создать комфортные условия для бизнеса, которому необходимо планировать свой бюджет и инвестиции на годы вперед.
Инфляция обеспечивает стимулы для потребления, предсказуемые условия для бизнеса и дополнительный запас прочности для экономики в случае ослабления спроса.
Центробанки на основании собственных расчетов и исторического опыта определяют целевой уровень инфляции и стараются его поддерживать. Например, в США Федеральная резервная система (ФРС) ставит цель по инфляции на уровне 2%. В России Центробанк считает оптимальным отметку в 4%.
Когда инфляция опасна для экономики и инвесторов?
Помимо здорового роста цен, который обычно ограничивается 10% в год, существует несколько разновидностей инфляции, которые говорят о проблемах в экономике. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Дефляция – явление, обратное инфляции. Цены на товары снижаются, деньги дорожают.
В таких условиях потребители отказываются от покупок в пользу сбережений. Деньги выходят из оборота и оседают в «кубышках». Спрос на товары падает, компании зарабатывают меньше. Чтобы поддерживать прибыльность, бизнес вынужден сокращать расходы, в том числе на оплату труда. Из-за снижения зарплат денег в обороте становится меньше, и спрос слабеет еще больше. Отдельные компании банкротятся, безработица растет, усугубляя кризис. Этот самоподдерживающийся процесс получил название дефляционная спираль.
На самом деле, дефляция не всегда приводит к таким трагическим последствиям, но сама по себе она считается губительной для экономики, и финансовые регуляторы стараются ее не допускать. В общем случае считается, что инфляция чуть выше нормы — лучше, чем инфляция ниже нормы.
Как правило, такая ситуация возникает из-за внешних причин. Например, в 1970-е годы из-за резкого роста стоимости нефти выросли цены и на многие другие товары. Но доходы населения остались прежними. В результате спрос упал и экономика стагнировала, несмотря на высокую инфляцию.
В России стагфляция имела место в 2015–2016 гг., когда резкий рост инфляции был спровоцирован скачком курса доллара к рублю. Инфляция достигала двузначных уровней, но экономика в 2015 г. снизилась на 3,7%.
В этом году цены выросли на 5%, в следующем — на 10%, а еще через год — на 30%. Это называется галопирующая инфляция. Потребители не могут купить подорожавшие товары, а кредитование сокращается из-за высоких процентных ставок. Падает доверие к деньгам, растет спрос на реальные активы. Возвращается бартер.
Цены растут темпами выше 50–100% в год. Ситуация, аналогичная галопирующей инфляции, но события развиваются быстрее и масштабнее. Кредитование замирает, безработица бьет рекорды, предприятия банкротятся, высока вероятность дефолта по долгам государства. Часто такая ситуация возникает в результате серьезных экономических проблем, когда государство начинает бесконтрольно печатать деньги для финансирования расходов. Яркий пример — кризис в Венесуэле.
В условиях тотального государственного контроля за уровнем цен, как это было в Советском Союзе, маржинальность производства может стать отрицательной, и сами производства — нежизнеспособными без госфинансирования. В этой ситуации цены стабильны, но товаров на всех не хватает. Дисбаланс спроса и предложения постепенно нарастает, частично смягчаясь за счет роста оборота на черных рынках. В случае резкого снятия ограничений подавленная инфляция быстро перерастает в гиперинфляцию. Так во время перестройки в 1992 г. инфляция подскочила до 2000% всего за несколько дней.
Как государство регулирует инфляцию?
Чтобы не допустить вышеперечисленных ситуаций, центральные банки реализуют монетарную (денежно-кредитную) политику, которая позволяет контролировать размер денежной массы и инфляцию.
Наиболее эффективным подходом считается инфляционное таргетирование. Центробанк устанавливает целевое значение (таргет) по инфляции и поддерживает его, главным образом с помощью ключевой ставки и операций на открытом рынке.
Также для поддержки инфляции ЦБ может скупать государственные и банковские обязательства за счет дополнительной эмиссии денег. На полученные деньги государство нарастит расходы, а коммерческие банки будут выдавать кредиты, что также поддержит инфляцию и спрос.
Такую монетарную политику называют мягкой или стимулирующей.
В 2020 г. ФРС США опустила процентные ставки практически до нуля и нарастила программу скупки активов. Это поддержало спрос в условиях карантина из-за COVID-19, когда значимая доля населения лишилась доходов. Одновременно правительство согласовало несколько пакетов фискальных стимулов, предполагавших, помимо прочего, прямую раздачу денег населению. На жаргоне такой шаг называется «вертолетные деньги». Он является крайней мерой, когда риски дефляции высоки, но традиционных монетарных инструментов не хватает для разгона инфляции.
Напротив, если инфляция растет слишком сильно, то ЦБ может повысить ключевую ставку и начать продавать активы. Это делает кредиты менее доступными, и сокращает денежную массу в обороте. Такую монетарную политику называют жесткой.
В 2014 г. в ответ на резкое падение курса рубля российский ЦБ за один день повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%, чтобы снизить доступность рублей в экономике и смягчить давление на его курс.
Как защитить средства от инфляции?
Так как стоимость денег со временем снижается, инвестору необходимо вкладывать деньги под процент, который превышает инфляцию. Разница между инфляцией и процентом, под который вложены средства, называется реальной процентной ставкой.
Например, если дивиденды от владения акцией приносят 8% в год, а инфляция находится на уровне 5%, то реальная процентная ставка составляет 3%. А вот реальная доходность депозита под 4% будет отрицательной и составит –1%.
Таким образом, задача инвестора состоит в том, чтобы находить и покупать активы с наибольшей реальной доходностью. Именно поэтому доходность 3% в рублях при инфляции 4,9% — это невыгодно, а доходность 3% в долларах США при инфляции 1,5% — привлекательна.
Как связана стоимость акций с инфляцией?
Акции — это активы, которые генерируют прибыль. Отношение годовой прибыли к вложенному капиталу называется доходностью. Если вы за 1000 руб. купили акцию компании, которая зарабатывает 100 руб. прибыли на акцию, то доходность составляет 100/1000 = 10%.
Если инфляция в рублях находится на уровне 4%, то реальная доходность нашей акции будет 10 – 4 = 6%. Но если инфляция снизится до 2%, то реальная доходность вырастет до 10 – 2 = 8%.
Это сделает нашу акцию более привлекательной, чем активы в других валютах, где реальные ставки ниже. Спрос на нее увеличится, и цена начнет расти. Расти она будет до тех пор, пока инвесторы будут считать реальную доходность от нее достаточной компенсацией за связанные с ней риски: падение прибыли, банкротство и т.п.
Таким образом, снижение инфляции может оказать краткосрочное позитивное влияние на стоимость акций. Такой эффект будет наблюдаться в том случае, если уменьшение инфляции не сигнализирует о снижении экономической активности и потенциальном падении прибылей. В противном случае снижение прибыли может скомпенсировать замедление инфляции, и реальная доходность останется на прежнем уровне или даже снизится. Акции не подорожают.
Реакция акций на рост инфляции неоднозначна. Если рынок опасается, что инфляция может выйти из-под контроля, то инвесторы начинают фильтровать активы не по доходности, а по рискам. Капиталы перетекают в защитные активы. В этом случае цена на акции падает.
Если же настроения оптимистичные, и ускорение инфляции связывают с экономическим ростом, то инвесторы, напротив, покупают акции, поскольку поднятие цен на товары увеличит прибыль компаний.
Как связана стоимость облигаций с инфляцией?
Если ожидается падение инфляции, то ЦБ снижает ключевую ставку — и цена облигаций растет. Если ожидается рост инфляции, то ЦБ повышает ключевую ставку — и цена облигаций падает.
Например, инвестор купил облигацию по 1000 руб. с купоном 60 руб. в год. Процентная ставка 6%. Инфляция 4%. Реальная доходность 2%.
Например, если облигация погашается через год, то цена облигации в данном случае вырастет на 2%. А если облигация гасится через два года, то цена вырастет уже на 4%. Это очень приблизительные расчеты, но общая суть такая.
При росте инфляции все происходит наоборот. Реальная доходность падает, и облигацию начинают продавать до тех пор, пока за счет снижения цены доходность не отрастет к нормальному уровню.
Как следить за инфляцией?
В России инфляцию рассчитывает специальное ведомство — Росстат. Ежемесячно ведомство публикует данные о росте цен (Индекс потребительских цен, ИПЦ). Обычно Росстат публикует рост ИПЦ к предыдущему месяцу и к декабрю предыдущего года (накопленная годовая инфляция).
Помимо фактических данных, рынок очень внимательно следит за прогнозами — главным образом, прогнозами Банка России, которые публикуются с определенной периодичностью. По ним можно понять, какой будет дальнейшая монетарная политика. В особенности это важно при инвестициях в облигации, поскольку их цена очень чутко реагирует на инфляционные ожидания.
Макростатистику и ожидаемые события на сегодняшний день можно посмотреть в наших календарях
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Продай, купи, спи
Итоги торгов. Покупатели российских акций попали в ловушку
Американская экономика: ключевые факторы 2022
5 самых ярких сделок M&A на российском рынке в 2021
Как Магнит будет работать с Wildberries
Илон Маск продолжает продавать акции. А что Tesla?
Он как Тинькофф, но на 7 лет моложе. Новая банковская фишка на рынке
Акции Costco растут после отчета. Какие перспективы?
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Чем опасна дефляция
Когда речь идет об инфляции, большинство из нас думают о растущих ценах и затянутых поясах. В конце 1970-х — начале 1980-х уровень инфляции в США взлетел до 14,8%, а вслед за этим существенно выросли и процентные ставки. Но немногие сталкивались с таким феноменом, как дефляция.
Инфляция традиционно воспринимается как отрицательное явление, но можно ли рассматривать дефляцию как положительное? Вовсе нет — все зависит от причин и обстоятельств вокруг дефляции, а также от периода ее длительности.
Что это такое?
Дефляция — это снижение цен вследствие уменьшения объемов спроса и предложения товара на рынке и снижения объемов средств на покупку этих товаров. Дефляция может быть вызвана снижением спроса на продукцию, повышением объемов предложения, перепроизводством товара, увеличением спроса на деньги или уменьшением объема доступных средств или кредитов.
Повышение спроса на товары может повлечь за собой снижение покупательских расходов, уменьшение инвестиций и государственных расходов. Несмотря на то что дефляция обычно ассоциируется с рецессией и экономической депрессией, она может сопровождать и периоды относительного благополучия при наличии некоторых условий.
Практическое применение
Если цены на товар падают благодаря улучшению технологии производства и, как следствие, увеличению объемов товара, то это считается благоприятной тенденцией. Пример тому — сегодняшний рынок бытовой электроники, гораздо более сложной и высококачественной, чем когда-либо; при этом цены на нее постоянно снижаются по мере улучшения технологий и тем самым провоцируют больший спрос.
На колебание денежного спроса влияют кредитные ставки. Спрос на деньги увеличивается в период инфляции, и поэтому ставки повышаются, чтобы удовлетворить спрос и удержать цены от дальнейшего роста. Дефляция, напротив, ведет к снижению процентных ставок, а спрос на деньги падает. В этом случае цель — стимулирование покупательского спроса для стимулирования экономики.
Великая депрессия
Экономический спад во время Великой депрессии привел к дефляции в среднем в 10,2% в 1932 году. Когда фондовый рынок начал проседать в конце 1929 года, вместе с ним сократилось предложение денег, на рынке не было ликвидности.
По мере того как дела становились все хуже, рынок начал пожирать сам себя. Люди теряли свои рабочие места, это привело к снижению спроса на товары, что, в свою очередь, вызвало еще большую безработицу. Снижения цен недостаточно, чтобы стимулировать спрос, поскольку рост безработицы подрывает покупательную способность потребителей в гораздо большей степени. Но это еще не все — количество невозвратов по банковским кредитам резко возросло.
Когда банки перестали предоставлять займы, денежный поток прервался, и спрос на товары резко упал. И хотя потребность в деньгах по-прежнему была высока, никто не мог себе позволить удовлетворить эту потребность сниженного предложения. В таком замкнутом круге американская экономика просуществовала вплоть до начала Второй мировой войны.
Возможные последствия
Причины опасаться дефляции есть всегда, даже если это не Великая депрессия. Вот они:
1. Спрос на товары падает по мере возникновения отложенного спроса, когда потребители не спешат покупать товары, надеясь на снижение цен в перспективе. Кроме того, цены тоже падают в ответ на уменьшающийся спрос.
2. Прогнозы заработной платы тоже снижаются, и потребители больше склонны делать сбережения, нежели тратить. К примеру, 70% экономического роста США строится на потреблении, и это может привести к снижению ВВП страны в целом.
3. Объемы банковского кредитования также снижаются, поскольку возвращать проценты большие, чем сам кредит, заемщикам невыгодно.
4. Покупатели теряют по мере того, как приобретенный ими товар падает в цене со временем.
5. Чем больше долг у заемщика, тем хуже: зарплата по мере дефляции падает, а вот долг остается тем же.
6. Во время инфляции у процентных ставок нет потолка, а во время дефляции они стремятся к нулю. Банки под 0% не кредитуют, а когда ставки выше нуля, банки зарабатывают деньги, но заемщики на этом теряют.
7. Прибыли компаний во время дефляции также снижаются, что ведет к снижению стоимости ценных бумаг. А это беспокоит частных инвесторов, которые за счет дивидендов хотят поддержать свои доходы.
8. Безработица возрастает, а заработная плата снижается по мере борьбы компаний за прибыли. Эти процессы негативно влияют на экономику в целом.
Что делать?
Со времен Великой депрессии вопрос о том, как лучше всего побороть дефляцию и рецессию, оставался открытым. Глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке проводил политику вливания денег в финансовую систему (quantitative easing), которая по большей части сводится к печатанию большего количества дензнаков для скупки гособлигаций, выпускаемых Минфином США. Это призвано помочь экономике восстановиться после кризиса 2008 года, когда лопнул пузырь на рынке недвижимости. Как такая политика отразится на экономике страны в долгосрочной перспективе, все еще неясно, но понятно одно — эти действия способствуют инфляции.
Обычный человек, чтобы справиться с дефляцией, должен держаться за свою работу и брать в долг как можно меньше. Следует делать сбережения и откладывать на потом все крупные покупки, а вот ненужные активы стоит продавать, пока они не упали в цене.