Что значит полифункциональное пособие

Использование полифункционального материала в играх дошкольников

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Елена Подзорова
Использование полифункционального материала в играх дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:

п. 1 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

п. 4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

п. 7 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Стандарт направлен на решение конкретных задач, одна из них:

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде полифункциональность.

Полифункциональность – это наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, дошкольникам необходимы полифункциональный предметно неоформленный материал. Это материалы широкого диапазона, позволяющие производить разнообразные действия: палочки, лоскутки, веревки, ленточки, коробки, кассеты и т. д.

Игра с полифункциональным материалом увлекательна, требует от ребенка наблюдательности, воображения, фантазии умения подмечать характерные черты жизненных образов. Неоформленный материал дети охотно включают в свою игру с изменением пространства. Он направляет их на овладение пространством и его объектами, а также стимулирует их к пространственному трансформированию и перемещению.

В играх детей большой лоскут ткани превращается в каток, озеро, лес, лужайку, крышу дома, так же используется в сюжетных играх для перевоплощения и др.

В сюжетно – ролевой игре «Пикник» ребята используют лоскут ткани, для оформления полянки для отдыха, деревянные кубики служат мангалом, а кегли шашлыком. Разнообразные баночки, бутылочки несут тоже свою функцию в зависимости от воображения и фантазии детей (слайд 5 – 6).

Ткани применяются детьми и в театрализованной деятельности. Это занавес, кулисы, ковры и многое другое, используют как накидки, плащи, шлейфы. Например, однотонная ткать (желтая, красная, зеленая) используется для отражения сезонности, времени суток, возможности превращения персонажа (король, фея, принцесса, эльф) (слайд 7 – 8).

С помощью ткани и веревки дети могут моделировать космическую станцию, шалаш, палатку и другое (слайд 9).

Родители с удовольствием приносят в группу шторы, лоскуты, платки, чехлы (мешки, и многое другое, тем самым значительно обогащая условия для игровой деятельности.

Деревянные рейки разных размеров дети применяют для конструирования, они превращаются в дорогу, удочку, подъёмный кран, палочки для суши и шампура, в волшебную палочку, в спортивный инвентарь, дети из них выкладывают цифры, геометрические фигуры, буквы и прочее (слайд 22 – 24).

Ситуация общения «Дорога к бабушке». При постройке дороги к бабушке дети согласуют, где удобно поставить дорожные знаки, сделать поворот, обсуждают какой длины и ширины будет дорога, где удобнее поставить светофор, сделать перекресток, проигрывают проблемные ситуации, делая дорогу безопасной и тем самым закрепляя правила дорожного движения. (слайд 21).

Безгранична фантазия детей при использовании кассет, прищепок, веревок.

Проигрыванию фантастических сюжетов способствуют постройки резиденций, различных мостов, зоопарка, крепости, космических кораблей и другое (слайд 25 – 31).

В ходе игр дошкольники приобретают опыт доброжелательного общения, умения договариваться, взаимодействовать, поддерживать друг друга.

Важной особенностью игры с неоформленными материалами является то, что ребенок, действуя с ними, самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения.

Несомненно, использование полифункционального материала в играх дошкольников способствует развитию общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта и детской инициативы.

Источник

Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Рубрика: Развитие дошкольника

Дата публикации: 05.06.2021

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Семенова, Т. Ю. Полифункциональные игровые пособия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Т. Ю. Семенова, О. Р. Ханбикова, И. Ю. Исаева, А. Д. Аверьянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6460/ (дата обращения: 13.12.2021).

Одним из основных направлений в работе воспитателя является развитие познавательных процессов детей, как средства успешного перехода к школьному обучению.

Ключевые слова: полифункциональные игры, формировать, развивать, закреплять.

Целью нашей работы является воспитание любознательного, творчески развитого, инициативного, с оптимальным уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно добывать знания будущего первоклассника.

Главный метод работы в ДОО — это игра, а для современного ребенка более актуальны полифункциональные игры.

Особенности использования полифункциональных игровых пособий:

– Многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;

– Применение таких игр в различных возрастных группах;

– Множество вариантов игровых заданий и упражнений как авторских, так и придуманных самостоятельно;

– Возможность развития и проявления детского творчества. [1]

В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

Благодаря таким играм развиваются все познавательные процессы, мыслительные операции, формируются способности к конструированию и моделированию, математические способности, развиваются навыки культурного общения.

Игра № 1 «Воздушные шарики».

Цель: закрепить знания детей о цветах, путем подбора по образцу, расширять словарь, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.

Материал: карточки с изображением пяти цветных шаров в разной последовательности, картинка формата А4 с изображением детей, набор цветных шаров на липучках.

Игровые правила: правильно подобрать цвет и последовательность воздушного шарика.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам, в правильной последовательности как изображено на выбранной карточке, затем показывает, как это нужно сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.

Игра № 2 «Кто, где живет?»

Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать речь, логическое мышление.

Материал: карточки с изображением животных, картинка формата А4 с изображением места обитания животных.

Ход игры: В игре принимают участие один или двое. Дети ставят картинку с изображением животных на место обитания, объясняя свой выбор.

Игра № 3 «Сварим компот».

Цель: совершенствовать навыки счёта и знание цифр , закреплять названия ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды».

Материал: набор карточек ягоды, карточки образец, макет банки «компот».

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сварить компот, для этого необходимо использовать рецепт и в банку прикрепить ингредиенты строго по рецепту, иначе компот не получится.

Игра № 4 «Тяжёлое — легкое».

Цель: продолжать формировать умение сравнивать предметы по внешнему виду; рассуждать и обосновывать свой выбор; развивать внимание, наглядно — образную и словесно — логическую память, уметь четко излагать свои мысли.

Материал: набор карточек предметов,ламинированный лист-основа с изображением весов.

Ход игры: Ребенку в индивидуальном порядке воспитатель предлагает подбирать предметы по виду, объясняя свой выбор. Например, что больше весит холодильник или яйцо?

Игра № 5 «Развивай-ка»:

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Рис. 1. Полифункциональная игра «Развивай-ка»

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления, закреплять умение различать и называть цвета, решать примеры, развивать пространственно-логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, закреплять умение считать предметы в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество.

Материал: полотно с разноцветными крючками, ведерки с изображением геометрических фигур, на другой стороне цифры, капельки с примерами и без, декоративные камешки.

Ход игры:

2 вариант: На доске вывешиваются ведерки с цифрами от 1 до 10. Перед ребенком выкладываются капли с примерами, он должен решить с помощью камешков решить пример и положить в то ведерко. На котором будет соответствующая сумма, например, 2+5=7 и ведерко под номером 7.

В выше перечисленных пособиях самое главное — это то, что ребята могут их использовать в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее «Я«, проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.

Применение в педагогическом процессе развивающих полифункциональных игр дает большие возможности и перспективы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

Источник

Полифункциональное развивающее пособие «Чудеса на фартуке»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию полифункциональное развивающее пособие «Чудеса на фартуке», которое мы разработали вместе с моей коллегой Новиковой В. В.

Будем признательны за ваше внимание.

Полифункциональное развивающее пособие «Чудеса на фартуке»

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы, успешно используем инновационную технологию «Театротерапию», которая в детях развивает эмоционально-волевую сферу и высшие психические функции, воображение и умение работать в коллективе, умение решать конфликты и находить компромиссы.

Актуальность. Предлагаемое полифункциональное развивающее пособие для работы с дошкольниками с ОВЗ «Чудеса на фартуке» способно в игровой форме развивать речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, самостоятельность, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное, а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

«Чудеса на фартуке» – это нетрадиционный обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка с ОВЗ. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами. Материалы пособия доступны для использования, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

Цель пособия. Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности. Ситуативное использование в режимных моментах (умывание, одевание, укладывание детей в тихий час).

Задачи пособия.

1. Способствовать формированию интереса к сказкам; поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям.

2. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра; развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.

3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Воспитывать желание активно участвовать в совместных играх.

4. Воспитывать бережное отношение к книгам, предметам театрально-игрового оборудования.

5. Формировать элементарные математические представления.

6. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

Результатом использования пособия «Чудеса на фартуке» стало воспитание у дошкольников с ОВЗ уверенности в своих силах; создание положительного, эмоционального фона у воспитанников; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников с ОВЗ; способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и пространственных представлений; развитие творческих способностей у детей. с ОВЗ.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеДидактическое развивающее пособие «Счет до 8» Изготовление развивающего материала для занятий по математике. Для изучения счёта до 8 в средней группе я часто использую материалы изготовленные.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеМногофункциональное развивающее пособие Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеПолифункциональное пособие «Мирилка» Полифункциональное пособие «Мирилка»Коробка «Мирилка- Мирошка» Цель: налаживать отношение между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеПолифункциональное пособие «Занимательные математические кубы» Полифункциональное пособие «Занимательные математические кубы». Цель: формирование начальной математической компетентности у дошкольников.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие «Кто что ест» Худякова Светлана Вячеславовна, воспитатель «Нижнеиргинский детский сад», МО Красноуфимский округ. Развивающее пособие «Кто что ест». Задачи:.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие по экологии «Насекомые» Дошкольный возраст – ценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие «Разноцветная гусеница» Субботина Татьяна Михайловна, воспитательРазвивающее пособие «Разноцветная гусеница» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, закреплять.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие «Сказка «Репка» азвивающее пособие «Сказка – репка». Пособие изготовлено из подручных материалов: коробки из-под конфет, бутылочек от питьевого йогурта.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие «Состав числа» развивающее пособие «Состав числа» Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка. Задачи игры: • развивать.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособиеРазвивающее пособие «Экологическая тропинка» Экологическая тропа – это специально разработанный маршрут в природу. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению.

Источник

Что значит полифункциональное пособие

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

а мы еще с малой брали ее матрасик из малышковой кроватки ставили его под наклоном(с дивана на пол) и лежа на диване скатывали с него колесики от пирамидки:) занимало на долгое время:)

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Дети сами нам показывают то, что им нужнее на данный момент, просто мы не всегда их понимаем, начинаем учить «как правильно». Вот ведь постоили ребятишки башню, да не простую, а волшебную! Вот очень хороший пример написала в комментарии Елена Бабина, очень поучительный.
Спасибо, Галина, что поделились! 😉

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Согласитесь, Татьяна, это здорово, когда дети умеют использовать одну и ту же игрушку в разных вариантах. Вот так и вырастают они творческими личностями. 🙂

Мы тоже периодически меняем наполнители в дорожке.

Жанна Витальевна, прекрасное раскрытие принципа РППС «полифункциональность материалов»! Вы верно отметили важность поддержки инициативы и интересов детей. Таким образом ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования! Спасибо!

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Благодарю, Светлана Стасисовна, за одобрение! 🙂 Значит, у меня получилось раскрыть понятие «полифункциональность материалов». Честно говоря, благодаря ФГОС над многим задумалась и переоценила, пересмотрела своё отношение ко многому.

Жанна, как всегда, отличная статья!
Вижу, у Вас очень тепло в группе 😉

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Юлечка, спасибо за отзыв! Да, в группе тепло, + 26 градусов, полы с подогревом, да и на улице ещё не очень холодно, снега совсем нет.

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие

Источник

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Что значит полифункциональное пособие. Смотреть фото Что значит полифункциональное пособие. Смотреть картинку Что значит полифункциональное пособие. Картинка про Что значит полифункциональное пособие. Фото Что значит полифункциональное пособие Наталья Азарова
О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная средадошкольного учреждения должна быть:

полифункциональной,

— доступной и безопасной.

Рассмотрим понятие полифункциональности. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия.

По ФГОС ДО полифункциональностьматериалов должна включать:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

— наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Ребёнку просто необходимо всё трогать. Именно через тактильное восприятие происходит его развитие.Хорошо заготовить для детей природный и бросовый материал для игр: палочки, небольшие коряги, баночки, пластиковые крышки сложить в отдельную коробку и поставить в доступном месте.

Сколько игр с ними можно придумать! От «сухого» бассейна до дидактических игр.

Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональнее его назначение!

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении,необходимо помнить правила:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самовыражения ребенка. Среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе,включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

3. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

6. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, который включает в себя образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические «лабиринты», условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т. п., нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п.)

7. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья воспитанников, психо-физиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы детей.

8. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

9. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

10. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна представлять собой открытую, незамкнутую систему, способную к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Периодически предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста и личностных изменений детей, их потребностей и интересов.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки,обладающие следующими качествами:

полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

— возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др. ;

— дидактические свойства. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

— принадлежность к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

9. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условиякаждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

10. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра,которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

11. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

12. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

13. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

14. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

15.Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.).

Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п.). Эта группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.).

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т. д.

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. При этом предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В современных дошкольных учреждениях всем выше изложенным требованиям соответствуют предлагаемые промышленностью или полифункциональные наборы – это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, подлежащем обработке и представленные в разнообразной цветовой гамме. разные по форме и размеру.

При подборе цветовой гаммы следует учитывать влияние цвета на психо-эмоциональное состояние детей. «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».

Совершая действия с мелкими деталями модулей, у ребенка развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают укрепить руки детей, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка. Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно – ролевых играх, переносные ширмы, мольберты – в познавательно – исследовательской деятельности и т. д. В группах ДОУ открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

В каждой группе детского сада можно найти такое простое и легкое в использовании пособие, как фланелеграф. За долгие годы существования он полностью оправдал свою роль в развитии дошкольника. Дополнительно к фланелеграфу можно изготовить атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, сказочных героев и др.).

Мобили вызывают чувство радости у детей и даже у взрослых. Яркие подвесные фигурки приходят в движение от легкого дуновения. Для закрепления знаний у детей о последовательности времен года и наблюдений за изменениями в природе по сезонам можно изготовить мобили «Времена года». Мобиль ненавязчиво привлекает детское внимание. Ребята рассматривают их, мобили помогают расширить кругозор детей, а так же способствуют развитию речи. Детали вырезаются из картона, раскрашиваются, бабочки, цветочки, снежинки и листья покупные, все прикрепляется на нитки или на тонкую леску и подвешивается. Мобили являются оригинальным украшением для интерьера группы.

«Инновационные подходы к разработке различных форм физического воспитания в условиях предметно-развивающей среды». При подготовке ребенка к школе важным является воспитание у него потребности в знаниях, которые проявляются в познавательном интересе. Основой.

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Аналитическая справка об участии в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе Аналитическая справка. О результате личного участия педагога Смирновой Марии Александровны в создании развивающей предметно- пространственной.

Аналитическая справка в создании развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Краткая характеристика группы (возрастные, гендерные особенности, особенности физического, речевого развития и др.) Во второй младшей группе.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Организация предметной пространственной развивающей среды как основной механизм реализации ФГОС Цель создания развивающей среды в дошкольной образовательной организации — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях для детей с целью адаптации к бассейну Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное.

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые.

Создание эффективной развивающей речевой среды в условиях семьи Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Групповая консультация Речевое развитие ребенка зависит от окружающей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *