Чем опасен сигаретный дым обж
2.4. Курение и его влияние на состояние здоровья
2.4. Курение и его влияние на состояние здоровья
Курение, являясь вредной привычкой, широко распространено среди различных групп населения, в том числе и среди молодежи. Вместе с тем курение чрезвычайно опасно для здоровья и жизни человека. В первую очередь от курения страдают органы дыхания. Установлено, что 98 % смертей от рака гортани, 96 % смертей от рака легких и 75 % смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением.
В табачном дыме ученые выявили до 6000 компонентов и их соединений, тридцать из которых относятся к разряду натуральных ядов. Наиболее токсичными для человека являются никотин, окись углерода (угарный газ), канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы, соединения азота, а также металлы, особенно тяжелые (ртуть, кадмий, никель, кобальт и др). Многие составляющие табачного дыма, вступая в химические реакции друг с другом, усиливают свои токсичные свойства.
Главный компонент табачного дыма никотин. Ради него, собственно, и тянется человек к сигарете, ведь в малых дозах никотин действует на нервную систему возбуждающе. Легко проникая в кровь, он накапливается в жизненно важных органах, приводя к нарушению их анатомической целостности и нарушению функций. У длительно курящих обязательно развивается хроническое отравление никотином никотинизм, характеризующийся снижением памяти и работоспособности. Отравление в ряде случаев может быть острым.
Никотин один из сильнейших известных ядов; в частности, в сельском хозяйстве сульфат никотина используют как инсектицид, убивающий вредителей. Человек, не расстающиеся с сигаретой, убивает себя добровольно. После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через семь секунд. Постоянное курение приводит к преждевременному старению. Спазм мелких сосудов, нарушение питания тканей кислородом делают характерной внешность курящего желтоватый оттенок белков глаз и коки, желтые зубы и желтые ногти. кроме того, при курении появляется не приятный запах изо рта, воспаляется горло, краснеют глаза.
Никотин способствует развитию у мужчин ПОЛОВОЙ слабости импотенции (лечение импотенции начинают с того, что больному предлагают прекратить курение). Курение утяжеляет течение ряда болезней, таких как атеросклероз, гипертоническая болезнь, гастрит и многие другие. При некоторых заболеваниях, например при язвенной болезни, выздоровление без полного отказа от курения невозможно!
Особенно вреден никотин беременным и кормящим женщинам.
После выкуренной сигареты у беременной наступает спазм кровеносных сосудов плаценты, и плод находится в состоянии легкого кислородного голодания в течение нескольких минут). При регулярном курении будущей матери плод пребывает в состоянии хронической кислородной недостаточности практически постоянно. Следствие этого задержка внутриутробного развития. Курящая женщина подвергает себя повышенному риску выкидыша.
Не менее ядовитым соединением табачного дыма является также окись углерода. Из школьного курса биологии известно, что красные кровяные шарики гемоглобин обладают уникальным свойством: захватывая в легких атмосферный кислород (он превращается при этом в оксигемоглобин), разносят его по всему организму, обеспечивая тем самым оптимальное течение биологических процессов. Но если человек курит или курит кто-то рядом с ним (пассивное курение), в кровь начинает поступать угарный газ. В этом случае биологические процессы нарушаются, и последствия могут быть необратимыми. Пачка сигарет в день это около 500 рентген облучения за год) Температура тлеющей сигареты достигает 700- 900 °С! Легкие курильщика со стажем это черная гниющая масса (рис. 2).
Рис.2. А) Легкие здорового человека; б) Легкие курильщика
После каждой выкуренной сигареты увеличивается давление крови, содержание холестерина в ней повышается.
Курение усиливает риск развития атеросклеротического заболевания периферических сосудов. Особенно часто у курящих людей страдают сосуды ног. Из-за нарушения регуляции происходит устойчивый спазм сосудов. Их стенки смыкаются, и кровообращение мышц затрудняется. Человек начинает страдать перемежающейся хромотой. Эта болезнь проявляется в том, что во время ходьбы внезапно начинается резкая боль в ногах, которая проходит через пару минут, но вскоре опять возобновляется. Недостаток кровоснабжения тканей может привести к гангрене. Огромное число людей потеряли ноги из-за курения.
Среди курильщиков чаще встречаются язва желудка и двенадцатиперстной кишки, более того, в случае язвы опасность летального исхода у курящих больных выше, чем у некурящих.
Некурящий человек, находясь в одном помещении с курильщиком в течение часа, по сути, выкуривает половину сигареты. У него также наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, мочи. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в легких, но и в других органах. Так стоит ли лишать здоровье ни в чем не повинных людей?
Многочисленные данные свидетельствуют, что курение, несомненно, вредно и должно восприниматься обществом резко отрицательно. Уместно напомнить, что один из английских королей так охарактеризовал курение (он говорил о табаке): «Обычно отвратительный для глаз, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких». Это исключительно удачная, объективная и образная оценка вредной привычки, и она может послужить основой для осознанного негативного отношения к курению каждого, кто стремится сохранить свое здоровье и здоровье окружающих его людей.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие токсичные вещества входят в состав табачного дыма?
2. Каковы факторы риска для здоровья курильщиков?
3. Какой опасности курящая беременная женщина подвергает будущего ребенка?
4. Чем опасно пассивное курение?
Вред курения
Урок 30. ОБЖ 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Вред курения»
Курение убивает. Такую надпись вы можете увидеть на любой пачке сигарет. Случайна ли она? В вашем возрасте редко задумываются о том, какой вред может нанести обычная сигарета. Ведь самые страшные последствия этого пагубного пристрастия сказываются не сразу, не в данную минуту, а значительно позже, во взрослом возрасте.
Почему подростки начинают курить? Некоторым кажется, что так мальчики могут поднять свой авторитет среди сверстников, выглядеть «круто», или «взросло», а девочки — «привлекательно». Это, конечно, большое заблуждение. Быть взрослым — значит принимать решения и нести за них ответственность, а не курить. Да и девушка, от которой пахнет табаком, вызывает отталкивающее чувство. Но главное не в этом.
Октябрь 1492 года. Известный итальянский мореплаватель Христофор Колумб и члены его экспедиции впервые высадились на острове Сан-Сальвадор в районе Багамских островов. Туземцы вручили им ценные на свой взгляд подарки, в числе которых были связки сухих листьев, распространявшие своеобразный аромат. Это были листья табака. Колумб не понял их предназначения и выбросил их за борт.
Но одному моряку, Родриго де Хересу, курение всё же пришлось по душе. Он был единственным членом экипажа, пристрастившимся к табаку. Эту привычку он привёз с собой домой в Испанию за что, впоследствии, и поплатился. В 1501 году его соотечественники увидели, как он выпускает дым изо рта и решили, что моряком овладел дьявол. Его арестовали и приговорили инквизицией к тюремному заключению за курение. За решёткой Херес провёл семь лет, пока его не выпустили из тюрьмы в связи с тем, что курение табака было легализовано на всей территории Испании.
Главной причиной такого быстрого распространения курения заключалась в том, что француз Жан Нико́ (от имени которого, кстати, происходит слово «никотин») начал пропагандировать табак, как лекарственное средство против зубной боли, ломоты в суставах, расстройствах желудка и даже рака. Табак жевали, нюхали, курили, из него делали настойки и прикладывали как примочки.
Но не во всех странах курение приветствовалось. Так, в Великобритании и Османской империи в конце XVI века курильщиков объявляли колдунами и отрубали им головы.
В допетровской России табак в народе получил название «дьявольское зелье». Царь Михаил Романов в 1634 году издал указ, согласно которому торговля табаком каралась смертной казнью. Курение же табака наказывалось вырыванием ноздрей. А спустя 15 лет при царе Алексее указ о запрете табака был подтверждён Земским собором в Соборном уложении.
А активным пособником вредоносного шествия табака в России стал Пётр Первый, который сам пристрастился к нему, находясь в Голландии.
В 2019 году по данным выборочного исследования состояния здоровья населения, проведённого Росстатом, табак потребляли 24,2 % россиян, то есть более 35,5 млн человек. Доля курящих среди мужчин составляла 40 %, а среди женщин — 11 %.
В настоящее время табакокурение (или просто курение) определяется, как вдыхание дыма тлеющего табака (ферментированных и высушенных или обработанных листьев некоторых видов табака). Каждый, кто пробовал курить, знает, что в начале это приносит неприятные ощущения. Организм сопротивляется, но человек пытается заставить себя продолжать. Что же побуждает его к этому?
Прежде всего, это подражание — подражание членам какой-либо компании, в которую подросток или молодой человек хочет быть принятым. Или подражание нравящемуся человеку. Или подражание родителям, которые курят.
Ещё один мотив — это стремление всё в жизни испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?» — спрашивает себя такой человек. Это своего рода и любопытство, и возможность не выделяться из какой-либо группы, и не отстать в пользовании некими «благами», не упустить «своё».
Следующая группа мотивов связана со стремлением к «взрослости». Подросток или юноша (девушка) стремится продемонстрировать перед окружающими свою «взрослость», независимость, что особенно актуально для него. Девочки убеждены, что с сигаретой они смотрятся эффектнее и больше нравятся мальчикам. А мальчики считают, что курение делает их мужественнее.
Помните народную поговорку «По одёжке встречают, провожают по уму»? Наверное, в первый момент девушка или юноша с сигаретой во рту может показаться старше своих лет. Но, начав с ними разговор, часто убеждаешься, что люди они малоинтересные да и рассуждают наивно. Неужели вся их «взрослость» заключается только в том, что они научились курить? Подражать взрослым — это значит учиться у них быть сильными, воспитывать свою волю.
Курение становится также и одним из способов самоутверждения для тех, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к внешним проявлениям «взрослости».
Заметьте, что после 30 лет редко кто начинает курить — к этому времени человек уже достаточно созрел для того, чтобы не совершать необдуманные поступки.
Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом виде зависимости вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для того, чтобы заглушить ощущение голода. Но дело в том, что чувство голода выражает объективную потребность организма в пище, и никуда эта потребность не денется, сколько ни кури.
Порой курение рекомендуют в качестве стимулятора умственной деятельности, рассказывая некурящим разные небылицы. Поэтому необходимо знать влияние вреда курения на процессы мышления, на умственную и физическую работоспособность.
Эксперименты показали, что у подростков-курильщиков ухудшается память, они хуже воспринимают новую информацию, быстрее её забывают. Ухудшается острота зрения и цветоощущение. У курящего подростка краски окружающего мира, как говорят врачи, могут «полинять». Он видит мир не в таком цветовом богатстве, как его некурящие сверстники. У врачей-офтальмологов появился даже термин «табачная слепота». Курение вызывает проблемы и со слухом, снижая его чувствительность и остроту.
Доказано также, что курение подростков истощает нервные клетки мозга, вызывает преждевременное утомление, снижает учебную активность и способность решать логические задачи, уменьшает точность вычислительных операций.
А совокупное действие ядовитых компонентов табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность и снижение работоспособности. В табачном дыме учёные выявили до 6000 различных компонентов и их соединений, 300 из которых относятся к разряду натуральных ядов.
Все курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу:
· до 720 тонн синильной кислоты;
· около 180 тыс. тонн никотина;
· 384 тыс. тонн аммиака;
· около 550 тыс. тонн угарного газа;
· и более 600 тыс. тонн дёгтя.
Общая масса окурков достигает более 2 млн 520 тыс. тонн.
Угарный газ и аммиак — очень сильные яды и опасность отравления ими сопоставима с опасностями чрезвычайных ситуациях. А синильная кислота (цианид водорода) относится к боевым отравляющим веществам.
Но главный компонент табачного дыма — никотин. Ради него, собственно, и тянется человек к сигарете. Ведь в малых дозах никотин действует на нервную систему возбуждающе. Однако никотин отрицательно влияет на многие органы человеческого тела. Он активизирует действие щитовидной железы, что очень опасно на этапе полового созревания. Это приводит к учащению пульса, раздражительности, нарушению сна. Страдает сердечная мышца, так как никотин вызывает спазм сосудов.
Вследствие курения угнетаются половые железы, нарушается половая функция, развивается импотенция, возникает мужское бесплодие. Никотин оказывает особенное разрушительное действие на женский организм: для женщин курение во многих отношениях опаснее, чем для мужчин.
Но особенно негативное влияние курение оказывает на лёгкие, постоянно отравляемые табачным дымом. Если вы сравните лёгкие здорового и больного человека, то сразу поймёте, как изменяется под влиянием пагубной привычки этот важнейший орган.
Неблагоприятное действие курения на органы дыхания связано прежде всего с прямым раздражением слизистой оболочки табачными смолами. Страдают от этого все отделы дыхательных путей. У курильщиков кашель наблюдается почти постоянно и сопровождается выделением мокроты грязно-коричневого цвета.
Особенно грозным осложнением курения является рак. Врачи утверждают, что в последние годы с увеличением числа молодых курильщиков помолодело и это смертельное заболевание. Считается, что курящие заболевают раком лёгких примерно в 30 раз чаще, чем некурящие.
Кто-то скажет, что он волен обращаться со своим здоровьем так, как ему заблагорассудится. Но давайте не будем забывать, что все подростки — это будущие папы и мамы, которые несут ответственность за здоровье своих будущих детей. Особенно неблагоприятно курение отражается на женском организме. Женщины быстрее привыкают к курению и с большим трудом могут бросить курить.
В целом курение приносит организму такой вред, что продолжительность жизни курящего значительно ниже, чем некурящего.
Многие люди считают, что курение — это личное дело самого человека. Но это не совсем так. Миллионы некурящих людей в мире страдают от того, что им приходится поневоле вдыхать «вторичный» табачный дым, находясь рядом с курильщиками. Это не только неприятно, но и так же вредно, как если бы они курили сами, особенно для девочек! Подсчитано, что пребывание в течение часа в накуренном помещении равносильно выкуриванию 4 сигарет. И, к сожалению, в положении пассивных курильщиков против своей воли оказываются родные и близкие курящего.
У детей из семей, где один или оба родителя курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь. Курение родителей увеличивает риск заболевания дыхательной системы, и тормозит рост лёгких ребёнка.
Но и это ещё не всё. Есть мнение, что курение — это проблема не только самого человека, но и государства. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были здоровы, долго жили и трудились. Поэтому во многих странах мира идёт постоянная пропаганда отказа от курения. В России в соответствии с Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещена реклама табака и курения. В этом же законе прописаны места где полностью запрещено курение и продажа табачных изделий.
Поэтому неслучайно на пачках с табачными изделиями написано: «Курение убивает». Как вы могли убедиться — это не пустые слова!
Конспект урока по ОБЖ употребление табака и его влияние на здоровья человека 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Веселовская средняя образовательная школа»
« Основы безопасности жизнедеятельности »
физической культуры и ОБЖ
Тема урока: Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.
Цели и результаты обучения:
Углубить и актуализировать знания обучающихся о вредной привычке- табакокурении.
Дать обучающимся понятие о том, как табакокурение влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?
Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.
Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.
Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.
Как некоторые вредные привычки (курение) достигают степени пагубного пристрастия, полностью искажают нормальное развитие подростка, как на доступном уровне вырабатывать у обучающихся мотивацию отрицательного отношения к этим привычкам?
Актуальность темы определяется тем, что вредные привычки приносят людям и обществу большой моральный и экономический ущерб, наносят вред здоровью подростков, значительно сокращают продолжительность жизни человека.
проблемное содержание темы урока;
отработка навыков у обучающихся принимать решение в той или иной ситуации;
осмысление поставленной проблемы, умение анализировать опасные ситуации для здоровья;
межпредметные связи: обж, химия, биология, история.
Используемые педагогические технологии:
ИКТ (информационно-коммуникативная технология);
проблемно-поискового и дискуссионного характера;
Авторское электронное приложение к уроку по теме «Вредные привычки и их профилактика».
Плакаты № 1,2, 3 из серии Методических рекомендаций «Факторы, разрушающие здоровье человека», «Спектр-М», издательство «Экзамен», Москва, 2006г.
Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.
Подборка-выставка методической литературы по теме урока.
Выставка рефератов и электронных презентаций обучающихся по тематике урока.
Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.
Методы и приемы преподавания:
рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
работа в учебных группах;
демонстрация видеофильмов, анимации;
выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, стенгазет, рефератов, творческих работ.
Методические рекомендации к уроку
за 2-3 недели до данного урока выдать обучающимся задания опережающего типа по подготовке сообщений, докладов, рефератов, творческих работ, плакатов и рисунков по изучаемой теме;
консультации по подготовке заданий;
промежуточный контроль результатов выполнения заданий;
техническое обеспечение проведения урока;
Форма проведения урока: работа в группах.
Тема : Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.
Что находится в табачном дыму?
Практические советы бросающим курить.
Ответственность за курение в общественных местах.
Профилактика табакокурения. Рекомендации психолога.
I этап. Введение. ( 2 минуты)
Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек;
знакома и детям и взрослым;
ее решение важно для здоровья подростков ;
среди вредных привычек табакокурение занимает особое место;
это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.
Просмотр фрагмента видео ролика «Вред курения».
Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.
Вопрос: «Почему же так много людей и подростков курят»?
Обучающиеся высказывают свои мнения, приводят примеры, факты.
Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.
Курение – это социальная проблема общества?
Курения является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, а для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, не стать «пассивным» курильщиком, сохранить свое здоровье от продуктов курения.
Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных эта проблема является среди учеников средней школы. Поскольку влияние сверстников на несформировавшееся сознание подростка очень велико.
По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.
Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства.
В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно. Растения он использовал в качестве декоративных.
В России царь Михаил Фёдорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака «пороть ноздри», резать носы и ссылать в дальние города.
Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.
Вывод : Курение – самая массовая вредная привычка. Высокий уровень распространенности курения поддерживается за счет пополнения армии курильщиков подростками и молодежью.
III этап. Изучение основной проблемы. (20 минут) Далее учитель приводит примеры из анализа проведенного анкетирования среди обучающихся лицея № 102 на этапе изучения проблемы табакокурения (ноябрь 2011г.).
Опрос показал, что:
каждый третий 6-классник «испытывался на прочность»: друзья предлагали ему сигареты;
у половины опрошенных 6-классников курили друзья.
Причина, по которой подростки впервые попробовали закурить:
Почему подростки курят? (Желательно, чтобы обучающиеся ответили на этот вопрос сами).
Влияние сверстников, давление с их стороны.
Стремление выглядеть «круто».
Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.
Стремление подражать взрослым, авторитетным людям.
Сигареты легко можно купить.
Желание поступить наперекор.
Удовольствие от курения.
Примеры, которые видят по телевидению или в кино.
Далее учитель обращает внимание на то, что существуют мифы о курении и просит обучающихся высказаться по ним.
Большинство взрослых и подростков курит.
Курение успокаивает нервы.
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.
Курение не так вредно, как говорят.
Я всегда смогу бросить курить.
Курение опасно только для того, кто курит.
Принципиально важно вывести обучающихся на уровень предметного и свободного обсуждения! Каково отношение общества к курению?
Табакокурение – это социальное явление . Терпимость к нему общества определяет поведение подростков. При малом жизненном опыте и недостаточной гигиенической культуре подростки ориентируются на поведение взрослых и копируют его. Легализация курения всех слоев населения (без различия пола и возраста) стала нормой, само собой разумеющимся явлением. Такую позицию взрослых усвоили и подростки.
Что находится в табачном дыму?
Почему же курильщик не погибает сразу?
В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.
Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид и них был очень жалкий».
(Марк Твен. Собрание сочинений, том 4, «Приключения Тома Сойера», Государственное издательство художественной литературы, 1961 год).
Учитель просит обучающихся ответить на вопросы:
Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?
Вредное влияние курения на внутренние органы:
Практические советы бросающим курить
1. Сообщите своим друзьям, родителям, что вы бросаете курить.
Чем больше народа будет знать о вашем решении, тем больше ответственность довести начатое до конца.
3. Выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте.
Чтобы отвлечься, займитесь чем-нибудь с друзьями, которые не курят.
4. Выбросьте все, что напоминало бы вам о курении: пепельницу, зажигалку, спички. Запаситесь жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками.
5. Помните, что если вы сможете бросить курить, то вы научитесь распоряжаться своей судьбой!
Древний китайский мудрец Лао – То сказал:
Позитивные изменения при отказе от курения:
через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены;
через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;
через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;
через 12 недель (3 месяца) функционирование системы кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;
через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием становятся значительно менее выраженными, функция лёгких увеличивается на 10 %;
через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.
( Материал из Википедии — свободной интернет- энциклопедии.)
Ответственность за курение в общественных местах
Введено наказание за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, вне специально отведенных мест для курения табака. С нарушителя взимается штраф от 300 до 500 рублей.
11 апреля 2008 года Госдума РФ приняла закон «О присоединении РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака». Согласно новому закону, Россия вводит жесткие ограничения всех видов рекламы табака, вплоть до её полного запрета. Запрет на рекламу вводится постепенно, в течение 5 лет. Усилена борьба с курением среди несовершеннолетних, а предупреждающая о вреде курения надпись на сигаретных пачках «должна занимать не менее 30 процентов площади большей стороны пачки».
IV этап. Итоговая дискуссия. 10 минут
Учитель проводит занятие в группах, предложив обучающимся проанализировать одну из дилемм:
Курить или не курить?
Употреблять алкоголь или не употреблять его?
Употреблять наркотики или нет?
Что мне сказать тем, кто говорит: «попробуй…»?
Учитель выдает на группы задания в виде подготовленных табличек. ( См. Приложение 1 .)
Отдельной группе обучающихся учитель может предложить вопросы для обсуждения:
Какие меры предложите вы, чтобы подростки не курили?
Вырабатывать у подростков твердое убеждение, что курение вредно, оно наносит непоправимый ущерб здоровью и начинать курить не надо!
Сокращение числа курящих за счет осознания ими вредных последствий.
Усилить профилактическую работу среди подростков, воспитывая у них потребность в здоровом образе жизни, отказе от вредных привычек.
Административные меры с целью ограничения и запрещения курения в общественных местах.
После этого каждая группа обучающихся представляет результаты своей работы. Обучающиеся зачитывают свои сообщения, показывают творческие работы о влиянии курения на здоровье человека.
После обсуждения учитель дает комментарий, используя слайды презентации «Вредные привычки и их профилактика».
Понятно, что обучающиеся свой выбор в отношении табакокурения сделают за пределами класса, в реальной жизненной ситуации. Задача учителя – показать возможные последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несет сам подросток. Ему и решать: быть здоровым или быть больным.
Покупая сигареты, подросток не только встал на путь сокращения своей жизни, но и пополнил миллиардный бизнес производителей табака.
Обучающиеся должны прийти к выводу:
Курение делает человека нездоровым, приводит к неизлечимым болезням, может погубить.
Курение делает человека непривлекательным ( желтые зубы, кашель, затуманенный взгляд и т.д.).
Курение снижает физическую активность.
Курение стоит денег.
Никотин забирает свободу.
Человек становится его рабом.
Учёные доказали, что если дети и подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют НАРКОТИКИ!
Рекомендации психологов подросткам.
В течении подросткового периода жизни вам придется принимать много важных решений.
Давление сверстников может затруднить принятие правильных решений.
Если вас заставляют курить, употреблять алкоголь или наркотик:
избегайте таких мест – не ходите на вечеринки, где могут принимать алкоголь, наркотики и курить;
скажите «НЕТ» или «больше меня не уговаривайте»;
«мне не нужно что-то тебе доказывать»,
скажите «ПОКА» и уходите;
общайтесь с друзьями, которые не употребляют алкоголь и наркотики;
знайте свои ценности и пользуйтесь им;.
учтите все возможные последствия вашего решения.
Не позволяйте сверстникам решать за вас!
Что происходит после того, как вы приняли решение?
Сказав « НЕТ» давлению сверстников, вы сможете:
хорошо относиться к себе, т.к. вы сделали свой выбор;
заставить других уважать вас за то, что вы личность;
сохранить отношения с родителями, друзьями;
оградить себя от несчастья и помочь сделать это другим;
Заключительная часть урока.
Вопросы для закрепления.
Вопросы тестового задания.
Викторина о вреде табакокурения.
Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
3. В XVIII в. англичанами из Индии.
При каком царе табак впервые появился в России?
1. При Иване Грозном.
Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.(*)
Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.(*)
2. Когда куришь «за компанию».
3. Когда не затягиваешься сигаретой.
Как влияет курение на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.(*)
3. Не влияет на его работу.
Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем больше куришь, тем сложнее бросить курить.(*)
3. Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.
(Примечание: (*) – правильные ответы).
Приложение 1. Мой выбор.
Карточки заданий для работы в малых группах