Чем опасен рост влияния средств массовой информации на общество
Влияние средств массовой информации на сознание людей
Все чаще современные люди именуют телевизор “зомбоящиком”. У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.
Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:
Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной информации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации, преподнесенной с помощью определенных метафор. Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь». И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.
Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния, то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.
Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.
Средства массовой информации
Ключевое слово в средствах массовой информации – информация. Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:
То есть присутствует и второе условие формирования у человека “необходимых” ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.
Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации – это «четвертая» власть. В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.
К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость – это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).
Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.
А если посмотреть вглубь? Одиночество людей – это дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды – это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).
Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.
Контролировать чувства!
Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.
Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые ценности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.
В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди.
Проектно-исследовательская работа по обществознанию на тему: «Влияние СМИ на общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
«Влияние СМИ на общество»
Подготовил: обучающийся 9 А класса
Авдеенков Даниил Денисович
Научный руководитель: Петрова О.С.
2.1. Социологический опрос выявление влияния СМИ на общество………..12
2.2. Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете………………………………………………………………………. 13
В настоящее время, многие смотря по телевизору, читая газету или просматривая в интернете, сталкиваются с «громкими» и «говорящими» названиями в статьях. Но не все задумываются о достоверности этих статей. Зачастую они оказываются ложными. На основе этих предположений я решил провести свою исследовательскую работу, и проверить, как и с какой целью СМИ манипулирует людьми?
Цель работы: Изучение влияния СМИ на общество и разработка рекомендаций позволяющих распознать недостоверную информацию в интернете.
Задачи:
1. Изучить историю появления СМИ;
2. Изучить функции и виды СМИ;
3. Проанализировать политику и работу СМИ;
4. Охарактеризовать требования к СМИ;
5. Обратиться к историческим источникам и специальной литературе;
6. Провести социологический опрос для выявления влияния СМИ на общество.
7. Предложить рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.
Предмет исследования: Влияние СМИ на общество.
Объект исследования : СМИ.
Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы, обобщение по результатам социологического опроса. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных полученных в результате социологического опроса.
В настоящее время почти каждый человек смотрит новости, но не все задумываются об их достоверности. Необходимо внимательно относиться к полученной информации, критически анализируя её, помня, что СМИ может использовать новости как средство формирования общественного сознания и мнения. Особенно это актуально для подростков, у которых в силу возрастных и психологических особенностей не до конца сформировано критическое мышление.
Значительное влияние СМИ на общество было отмечено в разные исторические периоды, доказательством этому служит появление выражения «СМИ – четвертая власть». Термин впервые употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо.
Гипотеза: СМИ в новостях не рассказывают всей правды или доставляют информацию в искаженной форме.
Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.
Однако желание обладать более достоверной информацией, не искаженной многочисленными пересказами и домыслами, стало катализатором для создания первых новостных рукописных вестников. Примечательно, что этот вектор развития масс-медиа был типичным вплоть до шестнадцатого века, а пресса была доступна лишь «сливкам общества».
Первые газеты появились в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры.
Первые римские газеты записывались на деревянных табличках, но свою основную функцию они выполняли исправно. Вначале новости, публикуемые в них, были неофициального характера, но после распоряжения Юлия Цезаря к новостным сводкам добавились отчеты о заседаниях сената, доклады полководцев и послания правителей соседних государств.
Таким образом, до изобретения газет в XVII веке существовали их подобия, но самым близким были циркуляры, называемые awiso.
Это были рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе. Они появились в Италии в XVI веке и наиболее популярны были в Риме и Венеции.
Таким образом, мы узнали, что ещё с древних времён функцией прессы являлось просвещение народа в политической, экономической и социальной сфере государства.
1.2 Функции и виды СМИ
В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:
Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
«Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
К видам средств массовой информации относятся:
пресса (газеты, журналы);
кино-, видео-, звукозапись;
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.
Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:
Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.
1.4 Требования к СМИ
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.
Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:
1. массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
2. периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
3. форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
4. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:
5. поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
6. учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
7. изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
2.1. Проведение социологического опроса выявление влияния СМИ на общество
В практической части исследовательской работы я провел социологический опрос, чтобы выявить, как много людей смотрят (читают)
новости, а главное, насколько доверяют им. В опросе участвовало 100 человек разных возрастных категорий. Респондентам были заданы два вопроса: Смотрите (читаете) ли вы новости? Верите ли вы тому, что там говорится?
Смотрите (читаете) ли вы новости?
Верите ли вы тому, что там говорится?
Подводя итог социологическому исследованию, можно сказать, что большинство опрошенных, регулярно смотрят новости, и доверяют информации, не подвергая ее критическому анализу.
2.2 Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.
В век глобализации и информационных технологий все больше современные людей предпочитают узнавать новости из интернета. И я решил разобраться, как распознать недостоверную информацию в интернете.
Я изучил соответствующую литературу и выделил полезные рекомендации.
Проверить картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу.
Проверить видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.
Проверить персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным или сотрудником спецслужб.
Проверить структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует.
Проверить ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.
Проверить данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:
1. У него сомнительный адрес.
2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
4. Удаляет комментарии на сайте и блокирует задающих вопросы.
5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.
Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.
Обращайте внимание на источник информации. Например, если портал имеет схожее название с известным СМИ или давно не обновлялся и выглядит подозрительно это первый признак того, что лучше не доверять ресурсу. Поэтому относительно новостей от малоизвестных источников лучше дождаться дополнительных подробностей от более авторитетных СМИ, которые эту информацию проверят или получат официальное подтверждение либо опровержение.
Существуют сайты, которые заведомо публикуют подделки. Это так называемые таблоиды, например, The Sun и Daily Mail. Если желтая пресса не всегда публикует заведомо ложный контент, а может лишь приукрашивать его, то в Сети можно найти сайты, которые специализируются на фальшивках. Например, The Onion в США и российский FogNews.
Если есть сомнения, лучше проверить. Для разоблачения ложных новостей достаточно сопоставить имена, должности упомянутых спикеров и места основных событий. Решается эта задача «гуглением». Если какие-то детали не сходятся, это первый признак не доверять всей истории.
Здравый смысл никто не отменял. К каждой истории, в которой упомянут какой-либо глобальный катаклизм или отсутствует логика, надо относиться скептично.
Ставьте все под сомнение. Особенно это касается громких новостей. Даже авторитетные источники не могут быть застрахованы от ложных новостей.
Необходимо помнить, что новостная информация субъективна, необходимо критически ее оценивать, не зависимо где вы ее увидели, услышали, прочитали. Если у вас она вызывает сомнение, не поленитесь, и проверьте в других источниках.
СМИ используют громкие названия в своих заголовках для того, что бы больше людей привлечь к просмотру новостей, а не для показа истинных новостей.
Зачастую информация в новостях оказывается неполной, непроверенной и неточной.
По большей части это выдумки прессы, а не достоверные источники.