Чем опасен рост влияния средств массовой информации на общество ответ
Как новости искажают наше представление о мире и губят наше здоровье
Автор фото, Getty Images
Чем больше вы смотрите и читаете новостей, тем более искаженное у вас представление о мире. Звучит пугающе и неправдоподобно? Давайте разберемся.
. Перед тем, как случилась трагедия, Элисон Холмэн работала над вполне обычным исследованием психического здоровья американцев. А 15 апреля 2013 года, когда сотни бегунов пересекали один за другим финишную ленточку ежегодного Бостонского марафона, с интервалом в 10 секунд были взорваны две самодельные бомбы.
Три человека, включая 8-летнего мальчика, погибли. Сотни были ранены. 16 человек лишились конечностей.
Мир скорбел, а СМИ, между тем, в жутких подробностях освещали произошедшее. И освещение это длилось не день, и не два, и даже не месяц, а годы, если считать последовавшие судебные заседания.
Кадры момента взрыва, дыма, растерянности и ужаса присутствовавших передавались множество раз по телевидению. Газеты публиковали страшные фотографии: запятнанные кровью тротуары, пострадавшие в разорванной одежде.
И так уж случилось, что Холмэн с коллегами из Калифорнийского университета в Ирвайне буквально накануне закончили собирать данные о психическом состоянии около 5 тысяч американцев. Ученые решили посмотреть спустя несколько недель, как изменилось состояние опрошенных в связи с бостонской трагедией.
Несложно догадаться, что психическое здоровье тех, кто присутствовал на месте террористического акта или пострадал от него, мягко говоря, не улучшится. И, кстати, среди участников исследования были те, кто оказался на месте взрывов.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Но вот неожиданный поворот: психика тех из опрошенных, кто не присутствовал на месте трагедии лично, но впоследствии смотрел новости на эту тему по шесть и более часов в день в течение следующей недели, пострадала еще сильнее.
Высокий уровень стресса при этом не был напрямую связан с тем, что люди близко знали кого-то, кто погиб, был ранен или присутствовал на месте взрывов.
Они могут изменить наше отношение к иммигрантам, могут вторгаться в наши сны, мешать нам разглядеть реальный риск той или иной болезни, формируют взгляд на то, что происходит в другой стране… И даже способны повлиять на здоровье экономики всего государства.
Все больше и больше подтверждений тому, что эмоциональные последствия потребления новостей могут сказаться на нашем здоровье, увеличивая шансы на сердечный приступ или развитие заболеваний в последующие годы.
Автор фото, Getty Images
. Как только стали поступать первые новости из Китая о таинственном новом коронавирусе, рейтинги информационных телепрограмм, число их зрителей поползли вверх, в итоге достигнув рекордных цифр.
И это понятно: миллионы людей неукоснительно следили за правительственными брифингами, постоянно обновляемыми данными о числе заразившихся и погибших, за объявлениями о новых правилах поведения во время карантина.
Неудивительно, что, поварившись в этом бульоне новостей весь день, вечером вы долго не можете успокоиться и сомкнуть глаз.
Согласно данным 2018 года, полученным задолго до того, как пандемия заставила нас уединиться дома, среднестатистический американец ежедневно проводил около 11 часов, глядя в экран телевизора, компьютера или смартфона. Многие из нас берут с собой телефон или планшет в постель, отходя ко сну.
Как мы понимаем, при таком образе жизни невозможно избежать информации о событиях, происходящих в мире.
Так мы запрограммированы
Считается, что эта склонность развилась, чтобы защитить нас от опасностей. Она объясняет, почему неудачи человека более заметны, чем его положительные стороны, почему утраты влияют на нас сильнее, чем обретения, и почему страх нас мотивирует сильнее, чем новые перспективы.
Склонность человечества к негативу, возможно, объясняет и то, что новости редко бывают приятным чтением.
Как эта дополнительная доза негатива сказывается на наших воззрениях?
Автор фото, Getty Images
Люди беспокоятся о том, как кризис отразится на их будущем, и поэтому потребляют все больше и больше новостей
Таким образом, мнение о том, что в будущем всегда все будет хуже, просто неверное. И, кроме того, потенциально вредное. Поскольку, если люди считают, что у них через пять лет не будет ни работы, ни денег, они не станут инвестировать в экономику.
Другое исследование, проведенное в Нидерландах, подтвердило, что освещение экономических новостей часто рисует куда более мрачную картину, расходясь с реальным экономическим положением.
Такой постоянный негативизм ведет к формированию в обществе неверной картины здоровья экономики страны.
Не так давно авторы одного из исследований даже предположили, что освещение новостей средствами массовой информации увеличивает периоды экономического роста или экономического спада.
Возьмем международный туризм. Как правило, люди не очень-то рвутся в те страны, где царит политическая нестабильность, идет война или высок риск стать жертвой терроризма.
Но даже когда официальных рекомендаций не ехать куда-то нет (и нет даже рациональной причины не ехать), новости могут влиять на наше подсознание, склоняя к ошибочному взгляду на мир и события.
Автор фото, Getty Images
Новости могут формировать наше мнение о той или иной стране
Одной из причин этого можно считать так называемый эффект фрейминга, обрамления, контекста, в который поставлены факт или событие.
Можно написать, что «террористическое нападение совершено «Аль-Каидой» (запрещена в России) и связанными с ней радикальными исламистскими группировками», и это будет звучать гораздо более тревожно, чем «местной группировкой сепаратистов», хотя речь будет идти о том же самом. Порой такие тонкие факторы могут иметь последствия жизни и смерти.
В одном исследовании 2014 года выяснилось: люди, как правило, считают, что те виды онкологических заболеваний, которые шире освещаются в СМИ (например, опухоли мозга), более распространены, чем на самом деле. И, соответственно, те, о которых пишут реже (например, раковые заболевания репродуктивных органов у мужчин), и случаются реже.
Парадокс, но у тех людей, которые потребляют больше новостей, обычно наиболее искаженное видение мира. Это может привести к тому, что они рискуют своим здоровьем, недооценивая для себя риск того или иного заболевания.
И это еще не все. Общественные представления об опасности того или иного вида онкологии могут привести к тому, что исследования более опасного рака не получат необходимого финансирования от правительства (которое тоже руководствуется настроениями в обществе, и в СМИ).
Насколько сильно СМИ влияют на общество?
Э та статья является попыткой на конкретных примерах донести до читателя понимание того, насколько значимо воздействие СМИ на отдельного человека и на общество в целом, и продемонстрировать, что методы скрытого влияния сегодня активно используются. Дело в том, что многие люди по-прежнему не осознают даже банальную скрытую рекламу, не говоря уже о более тонких манипуляциях, считая их выдумками или преувеличением. Между тем вся современная система средств массовой информации и кинематографа в большей степени служит инструментом пропаганды, чем инструментом информирования или развлечения граждан.
Для начала о том, что такое скрытая реклама, она же продакт плейсмент (product placement). Это явление, когда в художественное произведение (чаще в фильмы) добавляют рекламу товара таким образом, что она оказывается вплетена в сюжет, что создает у зрителя впечатление естественности транслируемого посыла. Это приводит к тому, что внимание зрителя не фиксирует факт рекламы, что повышает её эффективность, ведь она проходит, минуя фильтры критического восприятия. За счёт того, что внимание и сознание отвлечены сюжетом, информация о рекламируемом объекте попадает прямо в бессознательные уровни психики, в итоге получается не просто лишнее напоминание зрителю о товаре, а в его мировоззрении создаётся именно такой образ товара, который нужен рекламодателю.
Доказательства существования скрытой рекламы
Во-первых, стоит заметить, что об этом не любят говорить ни рекламодатели, ни режиссеры фильмов, в которых используется эта технология. Объясняется это просто: любая корпорация стремится поддерживать вид, что их товар сам по себе настолько хорош и популярен, что он естественным образом мелькает в кино, а не потому, что его искусственно «пропихивают». Признание в скрытой рекламе не даст товару никаких преимуществ, только навредит имиджу, поэтому эти факты и не афишируют. Производители фильмов или авторы книг также неохотно рассказывают о таких «закладках» в их произведениях, ведь потребителю будет неприятно осознавать, что им манипулируют и навязывают ему желания.
Во-вторых, достаточно того, что существует сам термин «скрытая реклама»; введите его в поисковик и прочитайте хотя бы статью в Википедии. Там рассказано, как это работает, есть несколько примеров. Более того, существуют книги по скрытой рекламе, которые написаны занимающимися ею людьми, в них указаны примеры размещения известных брендов в фильмах и данные о том, сколько это стоило. Информация о скрытой рекламе периодически проскакивает и на различных официальных сайтах в Интернете.
В-третьих, в России скрытая реклама запрещена по закону о рекламе, но невозможно объективно доказать, что конкретный товар в фильме был добавлен с целью рекламы, а не по художественному замыслу, чем активно пользуются создатели фильмов и рекламодатели. Это ещё одна причина, по которой трудно найти официальные данные. На Западе ситуация схожая — там не афишируют факт скрытой рекламы, чтобы не платить с неё налоги.
Есть даже агентства, которые занимаются размещением скрытой рекламы в книгах и фильмах, точнее, такие агентства были, например «Фабула» (подробнее о нём здесь – «Технологии скрытой рекламы»). Сейчас сайт fabula-adv.ru уже не работает, как и сайт ctc-tv.biz, который предлагал размещение скрытой рекламы в популярных сериалах на телеканале СТС.
Скриншоты с сайта ctc-tv.biz:
Пример страницы, на которой можно было заказать скрытую рекламу на телеканале СТС в популярных сериалах.
Пример формы для заказа скрытой рекламы на сайте: ctc-tv.biz/
За последние несколько лет сайты этой тематики исчезли, а если с помощью поисковика вы захотите купить скрытую рекламу в каком-либо фильме, то вы также не найдёте, к кому обратиться.
Моя версия такая: реклама в фильмах стоит очень дорого, например, серия рекламных вставок в обычном сериале стоит от 100 000 долларов, такое могут позволить себе только крупные компании. У представителей таких компаний уже есть контакты нужных людей — генеральных директоров каналов, продюсеров и режиссеров фильмов, они не будут искать связи через поиск в интернете. К тому же сообщество создателей крупной кино- и тв-продукции довольно тесное, там все друг друга знают. Поэтому нет смысла в Интернете создавать сайт «купите скрытую рекламу у нас». Именно развитие рынка скрытой рекламы привело к тому, что отпала необходимость в таких сайтах и публичности предложения, как бы это парадоксально ни звучало.
Теперь непосредственно к доказательствам. Их можно найти, начиная с информации, опубликованной в Википедии, и заканчивая книгами по типу «Технологии скрытой рекламы» или «Product Placement по-русски», которую написала директор агентства маркетинговых коммуникаций Полина Киселёва. В этих изданиях указано, сколько было заплачено за размещение продукта, в каком фильме, сколько это принесло денег и так далее.
Признания медийных личностей
В сети есть опубликованное видео, в котором Сергей Доренко рассказывает, как к нему обращалось табачное лобби, предлагая огромные деньги за то, чтобы он воздействовал на свою аудиторию и пропагандировал курение (посмотреть видео можно набрав в сети «Доренко и табачное лобби»).
Существует интервью с Викторией Бутенко, известной в США женщиной, которая рассказывает, как хотела издать детскую книжку с пропагандой здорового образа жизни, и ей предлагали за размещение скрытой рекламы полностью оплатить стоимость печати всего тиража.
Таких признаний в интернете не так много (на ТВ их по понятным причинам нет совсем), потому что медийные персоны не любят рассказывать о скрытой рекламе в своей продукции, а если об этом говорит малоизвестный человек, то и информация не набирает популярности.
Понятно, почему участники подобных «сделок» не хотят афишировать факт скрытой рекламы, но почему те, кто отказались, об этом не говорят? Ведь это откроет глаза людям на то, как ими манипулируют.
Вероятно, известные люди чувствуют, что разглашение подобной информации может навредить их дальнейшей карьере. Если актер расскажет о скрытой рекламе, то режиссеры не станут его приглашать в будущем на съёмки. Директор телеканала также вряд ли будет рад, если кто-то из команды его ведущих сообщит зрителю о скрытом психическом воздействии в передачах этого канала. Как обманщик никогда не расскажет жертве о своих махинациях, так и телевидение максимально избегает информации о приёмах манипуляции, которые оно активно использует.
«Мягкая поражающая сила»
Понять, насколько значимо влияние СМИ на общество, можно на конкретных примерах.
Пример 1. Показательный случай произошёл с создателями фильма «Назад в будущее». Сценаристы долго не могли понять, каким же образом изобразить «машину времени». В первой версии сценария данным устройством являлась лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за возникших опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нём похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean.
Рассмотрим, что нам говорит этот факт из истории съемок «Назад в будущее»: влияние фильмов таково, что дети будут повторять увиденное. Сценаристы не стали интегрировать в сюжет фильма что-то опасное — тогдашние американские холодильники захлопывались, и открыть их изнутри было нельзя; если ребенок захотел бы поиграть в машину времени, то это могло закончиться очень печально. Желающие рассказать, что показанное в фильмах никак не влияет на человека, и всё это неважно, пусть поспорят со сценаристами одного из шедевров мирового кинематографа.
Пример 2. Генри Форд часто критиковал международное еврейство. Как-то он заявил, что евреи развращают христиан с помощью «сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда», который «призван уничтожать истинную красоту и культуру». На этот пассаж деятели Голливуда упомянутой национальности пригрозили Форду, что, если он будет продолжать в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили «Форд», а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки. Генри Форд серьезно задумался…
Известная история, из которой можно сделать вывод, что Генри Форд считал влияние кино на людей достаточно важным. Если в голливудских фильмах ломаться будут преимущественно автомобили марки «Форд», то мнение у зрителей о качестве данных машин будет соответствующее. Из этой же истории следует ещё одна интересная деталь — в Голливуде есть сила, способная повлиять на то, что будет происходить в каждом фильме. Так как большинство людей думают, что невозможно произвести сговор такого уровня, то это делает их головы уязвимыми для подселения идей. «Если так показывают в каждом фильме, значит, это правда», – подумает зритель и ошибётся.
Они вырезали эту сцену, так как это явная и прямая реклама конкурента (хоть и скрытая от зрителя); таким образом все авиакомпании подтвердили значительное влияние скрытого воздействия на выбор человека.
Как видно даже на примере этих нескольких случаев, крупные компании всегда осознают значимость тех образов, которые получает человек с экрана. И поэтому эти же компании готовы платить огромные суммы денег за продвижение своих товаров. Но ведь современный маркетинг уже давно вышел за рамки типичной модели «рекламирования товаров» и перешёл к системе искусственного формирования спроса и даже моделирования нужных взглядов у аудитории. Это значит, что самые крупные игроки – транснациональные корпорации – уже используют все эти средства не только для популяризации своих брендов, но и для формирования нужного мировоззрения у людей – чаще всего это привитие бездумного и потребительского отношения к жизни. И до тех пор, пока широкая аудитория не начнёт осознавать, что в их головы вкладывают через так называемый развлекательный контент, эта схема манипулирования толпой будет и дальше активно использоваться.
Проектно-исследовательская работа по обществознанию на тему: «Влияние СМИ на общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области
«Влияние СМИ на общество»
Подготовил: обучающийся 9 А класса
Авдеенков Даниил Денисович
Научный руководитель: Петрова О.С.
2.1. Социологический опрос выявление влияния СМИ на общество………..12
2.2. Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете………………………………………………………………………. 13
В настоящее время, многие смотря по телевизору, читая газету или просматривая в интернете, сталкиваются с «громкими» и «говорящими» названиями в статьях. Но не все задумываются о достоверности этих статей. Зачастую они оказываются ложными. На основе этих предположений я решил провести свою исследовательскую работу, и проверить, как и с какой целью СМИ манипулирует людьми?
Цель работы: Изучение влияния СМИ на общество и разработка рекомендаций позволяющих распознать недостоверную информацию в интернете.
Задачи:
1. Изучить историю появления СМИ;
2. Изучить функции и виды СМИ;
3. Проанализировать политику и работу СМИ;
4. Охарактеризовать требования к СМИ;
5. Обратиться к историческим источникам и специальной литературе;
6. Провести социологический опрос для выявления влияния СМИ на общество.
7. Предложить рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.
Предмет исследования: Влияние СМИ на общество.
Объект исследования : СМИ.
Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы, обобщение по результатам социологического опроса. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных полученных в результате социологического опроса.
В настоящее время почти каждый человек смотрит новости, но не все задумываются об их достоверности. Необходимо внимательно относиться к полученной информации, критически анализируя её, помня, что СМИ может использовать новости как средство формирования общественного сознания и мнения. Особенно это актуально для подростков, у которых в силу возрастных и психологических особенностей не до конца сформировано критическое мышление.
Значительное влияние СМИ на общество было отмечено в разные исторические периоды, доказательством этому служит появление выражения «СМИ – четвертая власть». Термин впервые употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо.
Гипотеза: СМИ в новостях не рассказывают всей правды или доставляют информацию в искаженной форме.
Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.
Однако желание обладать более достоверной информацией, не искаженной многочисленными пересказами и домыслами, стало катализатором для создания первых новостных рукописных вестников. Примечательно, что этот вектор развития масс-медиа был типичным вплоть до шестнадцатого века, а пресса была доступна лишь «сливкам общества».
Первые газеты появились в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры.
Первые римские газеты записывались на деревянных табличках, но свою основную функцию они выполняли исправно. Вначале новости, публикуемые в них, были неофициального характера, но после распоряжения Юлия Цезаря к новостным сводкам добавились отчеты о заседаниях сената, доклады полководцев и послания правителей соседних государств.
Таким образом, до изобретения газет в XVII веке существовали их подобия, но самым близким были циркуляры, называемые awiso.
Это были рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе. Они появились в Италии в XVI веке и наиболее популярны были в Риме и Венеции.
Таким образом, мы узнали, что ещё с древних времён функцией прессы являлось просвещение народа в политической, экономической и социальной сфере государства.
1.2 Функции и виды СМИ
В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:
Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).
Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).
Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).
«Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.
Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.
К видам средств массовой информации относятся:
пресса (газеты, журналы);
кино-, видео-, звукозапись;
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.
Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.
Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:
Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?
Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.
Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.
Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.
1.4 Требования к СМИ
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.
Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:
1. массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
2. периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
3. форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
4. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:
5. поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
6. учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
7. изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
2.1. Проведение социологического опроса выявление влияния СМИ на общество
В практической части исследовательской работы я провел социологический опрос, чтобы выявить, как много людей смотрят (читают)
новости, а главное, насколько доверяют им. В опросе участвовало 100 человек разных возрастных категорий. Респондентам были заданы два вопроса: Смотрите (читаете) ли вы новости? Верите ли вы тому, что там говорится?
Смотрите (читаете) ли вы новости?
Верите ли вы тому, что там говорится?
Подводя итог социологическому исследованию, можно сказать, что большинство опрошенных, регулярно смотрят новости, и доверяют информации, не подвергая ее критическому анализу.
2.2 Рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.
В век глобализации и информационных технологий все больше современные людей предпочитают узнавать новости из интернета. И я решил разобраться, как распознать недостоверную информацию в интернете.
Я изучил соответствующую литературу и выделил полезные рекомендации.
Проверить картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу.
Проверить видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.
Проверить персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным или сотрудником спецслужб.
Проверить структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует.
Проверить ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.
Проверить данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:
1. У него сомнительный адрес.
2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
4. Удаляет комментарии на сайте и блокирует задающих вопросы.
5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.
Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.
Обращайте внимание на источник информации. Например, если портал имеет схожее название с известным СМИ или давно не обновлялся и выглядит подозрительно это первый признак того, что лучше не доверять ресурсу. Поэтому относительно новостей от малоизвестных источников лучше дождаться дополнительных подробностей от более авторитетных СМИ, которые эту информацию проверят или получат официальное подтверждение либо опровержение.
Существуют сайты, которые заведомо публикуют подделки. Это так называемые таблоиды, например, The Sun и Daily Mail. Если желтая пресса не всегда публикует заведомо ложный контент, а может лишь приукрашивать его, то в Сети можно найти сайты, которые специализируются на фальшивках. Например, The Onion в США и российский FogNews.
Если есть сомнения, лучше проверить. Для разоблачения ложных новостей достаточно сопоставить имена, должности упомянутых спикеров и места основных событий. Решается эта задача «гуглением». Если какие-то детали не сходятся, это первый признак не доверять всей истории.
Здравый смысл никто не отменял. К каждой истории, в которой упомянут какой-либо глобальный катаклизм или отсутствует логика, надо относиться скептично.
Ставьте все под сомнение. Особенно это касается громких новостей. Даже авторитетные источники не могут быть застрахованы от ложных новостей.
Необходимо помнить, что новостная информация субъективна, необходимо критически ее оценивать, не зависимо где вы ее увидели, услышали, прочитали. Если у вас она вызывает сомнение, не поленитесь, и проверьте в других источниках.
СМИ используют громкие названия в своих заголовках для того, что бы больше людей привлечь к просмотру новостей, а не для показа истинных новостей.
Зачастую информация в новостях оказывается неполной, непроверенной и неточной.
По большей части это выдумки прессы, а не достоверные источники.