Чем опасен дефицит бюджета

Дефицит государственного бюджета. Как он влияет на нашу жизнь?

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

Бюджетный дефицит – это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 – 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Источник

Дефицит бюджета может оказаться ниже официальных прогнозов

Дефицит бюджета по итогам года может оказаться ниже оценок Минфина, несмотря на заметный рост расходов правительства в июле. К такому выводу пришли аналитики Райффайзенбанка. По их расчетам, дефицит окажется на уровне 4 трлн руб. при условии, что второй волны кризиса не будет и, соответственно, удастся избежать новых карантинных ограничений и падения цен на нефть в связи с обвалом спроса.

С тем, что дефицит окажется «поменьше», согласен аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Он отмечает, что расчет Минфина строился при условии исполнения расходов на 23 трлн руб., но само ведомство считает, что они будут меньше. А цена на нефть уже превысила минфиновский прогноз и имеет все шансы продолжить рост.

В настоящее время по итогам семи месяцев дефицит бюджета достиг 1,5 трлн руб., из них 700 млрд руб. – только в июле. Это связано с активным наращиванием расходов: более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как последние три года прирост не превышал 5%. Более половины роста расходов произошло за счет социальных выплат – например, малоимущим семьям и безработным. Деньги идут на антикризисные программы и трансферты регионам на закрытие их выпадающих доходов. При этом доходы бюджета упали на 9%.

ВВП составят ненефтегазовые доходы бюджета с учетом дополнительных доходов от сделки со Сбербанком

Однако это не выглядит критичным. «Серьезную поддержку оказала сделка по продаже Сбербанка, – отмечает Мурашов. – Без этого падение доходов составило бы 20%». Ненефтегазовые доходы, НДС и акцизы в последние месяцы показывают рост, несмотря на кризис. Их падение в июле на 2% аналитик называет символическим.

Впрочем, многие аналитики не склонны к оптимизму. Эксперты НИУ ВШЭ, как и Минфин, ожидают дефицита бюджета по итогам года на уровне 5% ВВП. За первое полугодие расходы бюджета выросли на 28%, подсчитали эксперты. В том числе затраты на здравоохранение увеличились более чем в 2 раза по сравнению с первым полугодием 2019 г., а расходы на межбюджетные трансферты – на 64%. Рост трат на национальную экономику составил 26%, а на социальную политику – 31%. Доходы бюджета, по оценке НИУ ВШЭ, за первые шесть месяцев упали на 12% с учетом сделки по Сбербанку. При этом нефтегазовые доходы сократились на 35% (во II квартале – на 60%).

Некоторые эксперты полагают, что дефицит бюджета к концу года может не сократиться, а вырасти по сравнению с прогнозами Минфина. «На мой взгляд, официальные оценки около 5% от ВВП – более-менее реалистичные оценки, но может быть и хуже», – предупреждает директор Института стратегических исследований ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Он указывает, что оптимистичные оценки строятся на ожиданиях восстановления спроса на нефть. А высокая цена за баррель поддерживается надеждой на возобновление авиаперевозок на прежнем уровне. «На самом деле мировой спрос на нефть не восстановится, даже если не будет второй волны пандемии, – уверен Николаев. – Буквально с осени это станет более очевидным и будет толкать цены на нефть вниз». В результате, по мнению эксперта, к концу года дефицит бюджета может вырасти и до 8% ВВП.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Децимация бюджета: почему в кризис не надо сокращать госрасходы

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Обвал цен на нефть сделал неактуальными прогнозы ожидаемых нефтегазовых доходов. Начавшаяся рецессия потребовала увеличения государственных расходов. Правительство приняло несколько антикризисных программ, которые в конечном счете вошли в Национальный план восстановления экономики. Принятые в конце июля поправки в Бюджетный кодекс позволяют правительству повысить расходы на ₽1,8 трлн, не внося изменений в бюджет. Минимальный объем расходов федерального бюджета в этом году составит ₽21,5 трлн. Скорее всего, он будет даже больше из-за переноса части расходов с прошлого года и, по оценкам Минфина, может достичь ₽23 трлн.

Только в первом полугодии бюджет увеличил расходы на ₽2,2 трлн. Это серьезно поддержало экономику в условиях сжатия совокупного спроса. По текущим оценкам МВФ, размер российской антикризисной программы составляет 3,4% ВВП. Не много по сравнению с развитыми странами, однако сопоставимо с другими развивающимися экономиками. По данным Банка России, российский ВВП снизился на 9-10% во втором квартале. Без резкого увеличения госрасходов спад был бы еще больше. Однако завершение карантинных ограничений и кризисных выплат приведут к замедлению роста расходов.

Снижение цен на нефть привело к обвалу нефтегазовых доходов, которые снизились во втором квартале практически на 60%. Восстановление цен на нефть и возможность увеличения добычи с августа приведут к постепенному восстановлению нефтегазовых доходов. По нашим оценкам, в этом году они составят около ₽5 трлн, если цены на нефть останутся на текущих уровнях. Это все равно серьезное падение: в 2019 году нефтегазовые доходы достигали ₽8 трлн.

С другой стороны, не связанные с сырьевым экспортом доходы оказались достаточно устойчивыми к кризису. К примеру, поступления по НДС во втором квартале сократились лишь на 5%, акцизы снизились на 2% — и это в условиях снижения ВВП практически на 10%. Восстановление экономической активности во втором полугодии позволит увеличить эти поступления. В итоге ситуация с государственными финансами не так плоха, как можно было ожидать. Дефицит федерального бюджета за первое полугодие 2020 года составил относительно скромные ₽956 млрд. Разумеется, сыграло роль зачисление в бюджет прибыли ЦБ от продажи пакета акций Сбербанка — ₽1,05 трлн. Фактически, эта сделка позволила использовать средства ФНБ для финансирования текущих расходов.

Поэтому текущий официальный прогноз дефицита бюджета по итогам 2020 года — 5% ВВП, кажется завышенным. Скорее всего, дефицит не превысит 3,5-4,0% ВВП. Традиционная стратегия Минфина — занижать доходы и завышать расходы в бюджетных проектировках, чтобы защитить «государственную кубышку» от притязаний отраслевых лоббистов. Однако в условиях кризиса такая стратегия может замедлить восстановление экономики.

Помимо вероятного завышения дефицита бюджета, текущие планы Минфина предполагают и секвестр расходов уже со следующего года. Похоже, что базовые предложения достаточно просты — сокращение на 10% всех незащищенных статей расходов, оборонных статей — на 5%. Крупнейшие номинальные сокращения должны постигнуть государственные программы по развитию транспортной системы и промышленности. Впрочем, серьезно урезаны будут все программы раздела «Национальная экономика».

Суммарное сокращение ассигнований, по планам Минфина, должно уже в 2021 году составить ₽1,4 трлн, и это создает серьезные риски для экономики. По сути, речь о бюджетной консолидации в пределах 1,2-1,3% ВВП. В условиях слабого частного спроса это может помешать восстановительному росту. По крайней мере, на слабость восстановления уже указывают оперативные индикаторы. Текущие данные ЦБ по отраслевым финансовым потокам указывают на «стабилизацию экономической активности на пониженном уровне». В условиях сокращения государственных расходов стабилизация легко может превратиться в спад. Разумеется, в случае негативного развития событий правительство может отказаться от ранее объявленных планов и вновь перейти к стимулирующей бюджетной политике. Однако в экономике важную роль играют ожидания — само по себе объявление о секвестре расходов на следующие три года формирует долгосрочные негативные ожидания бизнеса, которые в свою очередь сказываются на экономической динамике.

Негативным фактором является и то, что одновременно правительство намерено увеличивать налоговую нагрузку как на бизнес, так и на население. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс об увеличении налогов на процентные доходы по вкладам и о налогообложении купонных доходов по всем облигациям. Для доходов физических лиц свыше ₽5 млн в год вводится ставка НДФЛ в размере 15%. Минфин также объявил войну снижению налоговых платежей с использованием офшорных юрисдикций. Все эти меры направлены на пополнение доходной части бюджета и сокращение дефицита. Суммарно они могут принести дополнительные доходы в размере до ₽500 млрд. Это станет выигрышем для Минфина, но может оказаться проигрышем для экономики в целом.

Прошлые инициативы по повышению налогов, в первую очередь повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2019 году, должны были повысить темпы экономического роста за счет увеличения госинвестиций. Повышение налогов произошло, но ускорения экономики не получилось. Непонятно, почему в этот раз надо ожидать иных результатов.

Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Период с очень низким или отсутствующим ростом в экономике. Основной признак стагнации – замедление темпов роста ВВП в пределах 0-3%.

Источник

Допинг для экономики: как финансировать дефицит бюджета в кризис

Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть фото Чем опасен дефицит бюджета. Смотреть картинку Чем опасен дефицит бюджета. Картинка про Чем опасен дефицит бюджета. Фото Чем опасен дефицит бюджета

Низкая инфляция в развитых странах действительно остается одной из больших загадок последних десятилетий. Даже огромные вливания денег в экономику во время острой фазы кризиса 2008 года не разрушили ценовую стабильность. Не произошло этого и весной 2020-го, хотя все крупнейшие страны сильно увеличили бюджетные расходы, государственный долг и денежную массу.

До 2008 года подобные действия вызывали всплеск инфляции и девальвации. Сейчас же этого не происходит. Почему? Надежного теоретического объяснения этого феномена пока нет. Но для политиков сама возможность решить проблемы за счет наращивания госрасходов (безотносительно отдаленных последствий такого выбора) выглядит очень привлекательно. Особенно, если рост инфляции и ослабление валюты происходят потом и уже не ассоциируются с «раздавшим деньги народу» лидером.

В истории много раз повторялись попытки разыграть подобный сценарий. Первым прецедентом, пожалуй, можно считать крах финансовой системы Джона Ло во Франции в 1720 году. В России яркий пример — кризис и дефолт 1998 года, когда с 1995 года началось «строительство» пирамиды ГКО (государственных краткосрочных облигаций) для финансирования расходов бюджета.

Сама идея независимости ЦБ как раз и призвана снизить вероятность такого рода событий. Но давление на регулятора очень велико даже в США, а в развивающихся странах соблазн денежных стимулов усиливается примером ФРС, ЕЦБ и Народным банком Китая. Их вливания в экономику в 2008 году не вызвали немедленных отрицательных последствий. Да, были искажения на рынке капитала и раздувание пузырей на рынках акций и недвижимости, но это можно посчитать допустимыми издержками.

Не спугнуть инвесторов

Странам, еще недавно жившим в условиях высокой инфляции, стоит быть очень осторожными во всем, что касается сбалансированности бюджета и уровня госдолга. Низкая текущая инфляция и ставка заимствования не должны вводить в заблуждение относительно долгосрочной возможности безнаказанного наращивания долгового бремени. Пока инвесторы доверяют профессионализму монетарных властей, они спокойно воспринимают любую негативную информацию, но стоит им усомниться в способности регуляторов контролировать курс национальной валюты и уровень инфляции, тут же начнется бегство в твердые валюты, чаще всего в доллар.

Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика

Источник

Дефицит бюджета — что это значит и к чему может привести.

Дефицит бюджета — это ситуация, при которой расходные обязательства, предусмотренные на будущий год, превышают планируемые поступления в бюджет, что в дальнейшем может привести к формированию отрицательного сальдо.

Большинство граждан РФ видят прямую связь бюджета с их финансовым благосостоянием. Когда речь идёт о дефиците бюджетных средств, есть риск усугубления состояния экономики. Также это означает, что государство начинает тратить больше средств, чем получать с налогов и других источников. Если правительство принимает заведомо дефицитный бюджет, скорее всего, в будущем возникнут проблемы экономического характера.

Что такое дефицит бюджета простыми словами.

При возникновении бюджетного дефицита, задачей правительства является обнаружение разных источников для того, чтобы профинансировать возникшие проблемы. Эти источники делятся на внешние и внутренние. К последним относятся доходы, поступающие от размещения ценных бумаг. Также, это могут быть кредиты, которые предоставляются международными финансовыми компаниями и кредитными организациями. Сюда же можно отнести доход, полученный от продажи акций.

Внешние источники, это средства, поступающие в результате государственных займов, которые проводятся через выпуск ценных бумаг от имени конкретного региона или государства. Номинальная стоимость данных бумаг указывается в иностранной валюте. Также, это могут быть кредиты международных юридических лиц или кредитных организаций в иностранной валюте.

Что приводит к бюджетному дефициту.

Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:

Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:

Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.

В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.

Как классифицируют бюджетный дефицит.

В зависимости от уровня управления дефицита государственного бюджета, его делят на:

Учитывая конкретную часть бюджета, в которой был образован дефицит, его делят на:

Дефицит также делят на 3 виды в зависимости от причин возникновения:

Долгосрочный дефицит — это системное явление на фоне экономического кризиса.

Говоря о дефиците федерального бюджета, он может быть долгосрочным и краткосрочным. Последний возникает по причине форс-мажорных обстоятельств, а также ошибок управления. Ещё одна из причин, это проблемы в планировании доходной и расходной части. Такой дефицит возникает из-за спада в экономике. Но, нередко он может оказаться следствием природных катастроф, санкции или войны.

Разновидности дефицита.

Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:

Чтобы облегчить последствия дефицита и уберечь экономику, необходимо предпринять защитные меры. Зачастую, это эмиссионное покрытие дефицита, внешние и внутренние займы или повышение налогов.

Есть ли положительные стороны у бюджетного дефицита.

В некоторых ситуациях, специалисты могут дать позитивную оценку дефицита, основываясь на ряд факторов. Например, если большая часть средств была потрачена внутри государства, дефицит нельзя считать полностью негативным явлением. Проблем стоит ожидать только в случае отрицательного сальдо внешней торговли. Но, здесь стоит учесть, что такое утверждение можно считать логичным только при стабильном росте экономики.

В момент кризиса, средства всегда уходят в страны, чья экономика на данный момент сильнее. Если сравнивать с Европой, в России эти процессы проявляют себя особенно ярко.

Существует ещё одна позиция, при которой недостаток средств приравнивается к дополнительным деньгам, оставшимся у людей, и со временем, они их потратят. Но, специалисты, которые придерживаются такой позиции, чаще всего, ошибаются, так как не обращают внимание на то, что бюджетный дефицит приводит к сокращению расходов и замедлению товарно-денежного оборота.

Минусы дефицита.

Существует 2 основных минуса бюджетного дефицита:

Источники для финансирования дефицита.

Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.

Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.

Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.

Внутренние источники.

В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.

Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.

Внешние источники.

Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.

Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.

Какую роль в решении проблемы играет Центральный Банк.

Центральный Банк – это юридическое лицо, но со своими правами и обязанностями. При этом, в законе прописан пункт, в котором говорится о том, что ЦБ осуществляет работу независимо от других органов государственной власти. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что банк не государственный, но это не совсем так.

Управляется он национальным финансовым советом и советом директоров. Каждый из членов назначается рядом государственных структур на конкретный срок. Из этого следует, что в случае образования бюджетного дефицита, государство берет кредит у самого себя, что может показаться полным абсурдом.

Но, здесь стоит учесть то, кто именно будет заниматься возвратом долга, и тогда всё станет на свои места. С одной стороны, это государство, а с другой, необходимо учитывать поднятие пенсионного возраста, увольнение госслужащих, а также задержку зарплат учителям, врачам и остальным работникам соц. служб. Таким образом, государство берёт деньги не на себя, а даёт их в кредит населению.

Заключение.

Бюджетный дефицит практически всегда является следствием неправильной стратегии по управлению экономикой, если не брать во внимание форс-мажорные обстоятельства. Правительство РФ уже несколько лет подряд принимает дефицитный бюджет. Например, в 2018 году дефицит достиг 1,332 трлн рублей, что составило 1,37% от ВВП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *