Чем опасен дефицит белка для организма ребенка
Самый главный элемент пищи. Что нужно знать о белке в питании детей 1 года жизни
О.А. Маталыгина, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии
На языке специалистов белки называют протеинами, что в переводе с греческого языка означает «первые, важные». Белки являются главной частью «кирпичиков», из которых ребенок строит свой неповторимый организм. Его самые яркие особенности будут переданы с помощью тех же белков следующим поколениям. По сравнению с другими биологическими молекулами белки участвуют в самом большом числе разнообразных процессов. Они составляют материальную основу химической деятельности клеток. Ни одно событие внутри клетки не может произойти без предварительной «работы» высокоспециализированных белков, заложенных в ее мембране. Без белков невозможны никакие формы движения, в том числе и высшая форма движения живой материи – мышление. Входя в состав биологически важных соединений (ферментов, гормонов), белки активируют физиологические процессы, принимают на себя роль транспортного средства, перемещающего различные вещества по всему организму, защищают ребенка от инфекций, поддерживают определенный объем жидкости, могут быть источниками энергии. Без белка нет жизни, поэтому ребенок должен постоянно получать белок извне, с пищей. К сожалению, накопить белки «про запас», чтобы пережить временные перебои с поставками, детский организм не может, как не может их выработать сам из других пищевых веществ, например, — углеводов или жиров.
Молекулы белков представляют собой цепочки, составленные из аминокислот. Для того чтобы использовать пищевые белки для построения своих тканей, ребенку необходимо их предварительно расщепить. Ферменты желудка «разрывают» белковую молекулу на отдельные крупные фрагменты, а ферменты кишечника – на более мелкие аминокислоты. С током крови аминокислоты попадают в печень, а затем распределяются по отдельным тканям организма и участвуют в процессах роста, жизнедеятельности и обновлении тканей. Невостребованные излишки аминокислот распадаются с выделением энергии, часть из них превращается в углеводы и жиры. Для построения собственных белков ребенок нуждается в наборе из 20 аминокислот. Снабжение организма аминокислотами, являющихся исходным материалом для построения тканевых белков – основное назначение пищевого белка. Процессы обновления белков протекают в организме непрерывно. Это не только непрерывный, но и чрезвычайно напряженный процесс. Чтобы представить себе его скорость, приведем пример. В одной клетке крови содержится 350-400 тысяч молекул гемоглобина[1]. Ежеминутно в организме образуется 2 млн. кровяных клеток, а это требует огромного оборота белка. Высокой скоростью обновления отличаются клетки слизистой оболочки кишечника, они полностью сменяются каждые 5-6 дней. В целом же белки человеческого тела в течение жизни обновляются не менее 200 раз.
Сколько пищевого белка нужно ребенку?
Проблема уровня потребления белка не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Если ребенок недополучит белка, то у него замедлится физическое и умственное развитие, ухудшится работа иммунитета, он будет плохо усваивать и переваривать другие питательные вещества, разовьется анемия, в дальнейшем сузятся его репродуктивные возможности. При снижении до некоего критического уровня, наиболее важные органы, прежде всего мозг, начнут питаться белками собственных тканей, черпая их в первую очередь из печени и мышц и разрушая их. А если дать много белка, руководствуясь принципом «для ребенка ничего не жалко»? К сожалению, это ничуть не лучше. Многолетнее изучение обмена белка показало, что его избыток действует на организм, как «биологическая плетка», заставляющая ребенка чрезмерно быстро и напряженно расти. Как правило, такие дети уже через несколько лет формируют ожирение, склонны к диабету, гипертонии и другим тяжелым заболеваниям, которые унесут во взрослую жизнь. Если количество белка окажется выше переваривающей способности ферментов желудочно-кишечного тракта, то его нерасщепленные остатки подвергнутся гниению, а образующиеся при этом токсические вещества будут отравлять ребенка. Печень и почки перестанут справляться с избыточной нагрузкой и значительно ухудшат свою деятельность.
Таким образом, ребенку нужно дать белка не мало и не много, а ровно столько, чтобы он мог надежно поддерживать жизнь и средние (самые выгодные для здоровья ребенка) темпы роста, развития и при этом обеспечивать высокий уровень сопротивляемости организма к действию инфекций, стрессов и других неблагоприятных факторов. Принцип «чем больше – тем лучше» в отношении белка пищи себя не оправдывает.
Какой белок должен получать ребенок первого года жизни?
Самым лучшим пищевым белком мог бы быть такой, который содержит все необходимые ребенку аминокислоты. Но одного этого мало, надо чтобы они находились еще и в определенном соотношении. Белок, который содержал бы все необходимые аминокислоты в оптимальном соотношении и наилучшим образом восполнял потребность организма, назван «идеальным». Он в природе не встречается. Природными белковыми эталонами, наиболее приближенными к этой модели и с которыми сравнивают все пищевые носители белков, являются грудное молоко и яйца.
Белки животного происхождения (яиц, молока, мяса, рыбы) считаются полноценными, потому что самых главных аминокислот в них столько же (или даже больше), чем в теоретическом «идеальном белке». Растительные белки в подавляющем большинстве являются неполноценными, т.к. они содержат некоторые аминокислоты в значительно меньших количествах, чем «идеальный белок». Тем не менее, они играют существенную роль в питании и нужны организму ребенка. Оптимальное диетическое соотношение животных и растительных белков составляет в среднем 55:45. Исключение составляют только дети первых 4–5 месяцев жизни, потребность в белке у которых может быть полностью удовлетворена белками животного (молочного) происхождения.
В повседневной жизни человек использует для своего питания смесь животных и растительных белков. Принято считать, что ее биологическая ценность равняется в среднем 70% по отношению к «идеальному белку».
Какие продукты питания могут обеспечить ребенку оптимальное потребление белка?
Для детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании, это, прежде всего – молочные смеси, производимые предприятиями детского питания. Основным сырьем для них является молоко животных. Однако в молоке любого животного – все не для ребенка. Ни один его белок не похож на белок женского молока. Белок молока — это смесь молекул с разным весом, размером и функцией. Их количество и относительное содержание отвечает требованиям развития млекопитающего. Приоритетной задачей ранних этапов развития всех животных является максимально быстрое формирование органов движения, питания и защиты. Выполнение этой задачи обеспечивается общим высоким уровнем белка в молоке самки (у коровы, в среднем 3,2%) и большой концентрацией его особой фракции – казеина (на его долю приходится 79%).
Темпы роста и характер развития маленького ребенка совершенно другие. Главное для ребенка после рождения — интенсивный рост головного мозга и нервной системы в целом. Молоко животного оказывается для этих целей физиологически неадекватным. Специфика человеческого развития обеспечивается особенностями состава женского молока. Относительно низкий уровень его белка (0,8-1,2г/100 мл) предрасполагает к плавному росту, а набор отдельных белковых фракций – к оптимальному качеству развития всех органов и систем. Самые важные белки женского молока находятся в его сыворотке. Их соотношение с казеином на ранних этапах лактации составляет, примерно, 80/20, при возрасте ребенка 4-6 мес. — 60/40, а к концу периода грудного вскармливания — может доходить до 50/50. Сывороточные белки содержат все основные аминокислоты и участвуют во многих физиологических процессах, например, иммунной защите. Они помогают также всасывать другие пищевые вещества, такие, как кальций, железо, цинк, способствуют поддержанию оптимального состава кишечной микрофлоры и прочее.
Принципиальные различия в составе и назначении молока млекопитающих не позволяют использовать для питания ребенка раннего возраста натуральное молоко животных. Специалисты по производству детского питания пытаются изменять его состав таким образом, чтобы максимально приблизить к женскому молоку. «Подгонка» белкового компонента молока животного к грудному молоку представляет собой очень сложный процесс. Он называется адаптацией, а молоко, прошедшее такую обработку – адаптированной смесью. Адаптация касается как количества, так и качества белка. Уровень белка искусственно понижают, примерно, до 1,2-1,9 г в 100 мл готовой смеси. Однако было замечено, что простое уменьшение общего уровня белка приводит к дефициту ряда важных аминокислот и искажению аминокислотных пропорций. Для того чтобы их ликвидировать, в состав смеси стали дополнительно вводить молочную сыворотку. Эта добавка не только увеличивает биологическую ценность смеси, но и облегчает усвоение белка, т.к. сывороточные белки в процессе пищеварения образуют в желудке мелкие нежные хлопья. Для улучшения аминокислотного состава передовые производители дополнительно вводят в смесь свободные аминокислоты, например, таурин. Таурин необходим для правильного формирования центральной нервной системы, особенно недоношенных детей, зрения, он улучшает процесс всасывания и усвоения жиров. Ребенок первых 1,5-2 месяцев жизни не может вырабатывать таурин самостоятельно и берет его из молока матери. В коровьем молоке этой аминокислоты нет, поэтому её искусственно добавляют в смесь в количестве 35-50г на литр. В стремлении имитировать состав грудного молока технологи детского питания не только усовершенствуют способы адаптации, но и обращают внимание на сырьё. Традиционным сырьём является коровье молоко, но в последние годы пристальное внимание обращено на козье молоко, обладающее уникальными питательными свойствами. Углубленное изучение его белков показало, что у них лучший набор аминокислот, они менее аллергенны и могут легче усваиваться ребенком. Высокая оценка качества белка козьего молока в значительной мере связана со значительным содержанием особой белковой фракции (α-лактоальбумина), характерной для грудного молока (её в 6 раз больше, чем молоке коровы). В результате переваривания этого белка образуются пептиды, обладающие антибактериальными и иммуностимулирующими свойствами. Вместе с тем козье молоко может стать базисным продуктом питания для маленьких детей только через создание адаптированных смесей. «Козьи» смеси уже созданы и успешно внедряются в практику питания детей, лишенных грудного молока. Важным этапом совершенствования состава «козьи» смесей стало производство продуктов, раздельно предназначенных для питания детей первого, второго полугодия жизни и после года (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3). Их состав постоянно совершенствуется. В новой линейке (MD мил SP КОЗОЧКА 1, MD мил SP КОЗОЧКА 2, MD мил SPКОЗОЧКА 3) произошли существенные положительные изменения. Прежде всего, они касаются соотношения сывороточных белков и казеина. Следуя за изменением этого соотношения в грудном молоке по мере увеличения срока лактации, в смесях, предназначенных для детей первого полугодия жизни, преобладают сывороточные белки, а в смесях для второго полугодия казеиновая и сывороточная фракции сравниваются. Эти положительные изменения получены в результате дополнительного введения деминерализованной сыворотки козьего молока.
Одним из важнейших назначений пищевого белка является поставка в организм азота – фундаментального элемента жизни. Помогают ему в этом небелковые азотосодержащие вещества – нуклеотиды. Выступая единым фронтом с белками, они поддерживают интенсивные процессы роста, развития, восстановления тканей, способствуют более быстрому созреванию мозга и органа зрения, иммунной системы ребенка и непосредственно участвуют в иммунном ответе. Подтверждено их благотворное влияние на развитие желудочно-кишечного тракта и поддержание нормального микробного состава кишечника. Они настолько важны для маленького ребенка, что молочные железы матери синтезируют дополнительное их количество, которое поступает в грудное молоко. Чем меньше ребенок, тем выше концентрация нуклеотидов в молоке.
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, получает в составе материнского молока около 13 нуклеотидов. Наибольшей биологической активностью обладают 5 нуклеотидов: аденозин-монофосфат (АМP), цитидинмонофосфат (CMP), гуанозин-монофосфат (GМP), инозин-монофосфат (IМP) и уридин-монофосфат (UМP). В молоке животных нуклеотиды есть, но они количественно и качественно отличаются от нуклеотидов грудного молока и в организме ребенка не проявляют адекватную биологическую активность. Огромное физиологическое значение нуклеотидов для развивающегося организма, послужило основанием для введения их в смеси для детского питания.
В первых поколениях смесей «козьего профиля» (MD мил КОЗОЧКА 1, 2, 3) введены четыре главных нуклеотида (АМP, GМP, IМP, UМP). В последних разработках (MD мил SP КОЗОЧКА 1 и MD мил SP КОЗОЧКА 2) их содержание увеличено содержание АМP, GМP, IМP, UМP и добавлен CМP.
Высокое качество белка и связанных с ним других пищевых веществ является одним из главных условий создания продуктов питания для детей 1 года жизни. Производители постоянно пытаются приблизить их состав его к грудному молоку. Все происходящие усовершенствования отражаются в декларации состава продукта. Она адресована потребителю и присутствует на упаковке. Родители должны её читать, оценивать и запоминать наиболее передовых производителей. Современные родители, заботящиеся о здоровье своих детей, должны быть грамотными в вопросах питания.
[1] белок, содержащийся в эритроцитах и переносящий кислород и углекислый газ
Белковая недостаточность
Белковая недостаточность – это болезненное состояние человеческого организма, которое связано либо с усиленным распадом белка, либо с его недостаточным поступлением и последующим усвоением. Действительно сильный дефицит поступления белков вместе с пищей может развиться у тех, кто недоедает долгое время, придерживается монодиет или же практикует вегетарианство. Вторичный дефицит белка связан с его повышенным распадом и наблюдается у людей, страдающих от различных заболеваний, включая наследственные нарушения обмена веществ, тяжелые инфекционные болезни, патологии почек и ожоги.
Организм использует белки в качестве строительного материала, поэтому даже при легкой форме белковой недостаточности, которая может проходить без всяких внешних симптомов, кожа становится слишком сухой, а рост волос и ногтей замедляется. При тяжелой форме дефицита белка нарушается нормальная работа всех систем и органов. Для детей белковая недостаточность особенно опасна: она может спровоцировать замедление роста, повлиять на формирование мышц и на развитие умственных способностей.
Крайне важно своевременно обнаруживать дефицит белка и устанавливать его причины: это позволит избежать осложнений, которые могут даже представлять угрозу жизни.
Симптомы недостатка белка
Легкие формы дефицита белка обычно проходят без всяких симптомов. Единственное исключение – наследственные дефициты определенных аминокислот, которые являются структурными компонентами белковых молекул. Характерные симптомы таких дефицитов обычно наблюдаются еще в раннем детстве.
Внешние симптомы белковой недостаточности:
Симптомы со стороны нервной системы:
Симптомы со стороны костно-мышечной системы:
Симптомы со стороны органов пищеварения:
Кто в группе риска белковой недостаточности?
Диагностика белковой недостаточности
В первую очередь дефицит белка можно заподозрить у пациентов с низкой массой тела, а также у лиц с симптомами заболеваний, для которых дефицит белков характерен. Чтобы подтвердить данный диагноз, специалисты проводят различные исследования.
Лабораторные исследования, которые проводятся для диагностики дефицита белка:
Дополнительные исследования, которые проводятся для диагностики дефицита белка:
Лечение белковой недостаточности
При лечении белковой недостаточности основной упор делается на то, чтобы восполнить объем белка и нормализовать его обмен. Параллельно с этим специалисты лечат основную болезнь.
Само лечение может включать в себя следующие пункты:
Чем опасен дефицит белка для организма ребенка
Белковая недостаточность представляет собой болезненное состояние организма, связанное с недостаточным поступлением и усвоением белка либо с его усиленным распадом. Истинный дефицит поступления белков с пищей может развиваться у лиц, длительное время недоедающих, придерживающихся так называемых монодиет, или у вегетарианцев. Вторичный дефицит белка, связанный с его усиленным распадом, может сопровождать целый ряд заболеваний, например тяжелые формы инфекционных заболеваний, ожоги, патологии почек, наследственные нарушения обмена веществ. Белки являются основным строительным материалом организма, поэтому даже легкие формы белковой недостаточности, внешне протекающие бессимптомно, влияют на способность противостоять инфекции или на скорость заживления ран, замедляют рост ногтей и волос, вызывают сухость кожи. Тяжелая белковая недостаточность может нарушить нормальную работу всех органов и систем. Особенно опасен дефицит белка в детском возрасте, так как он способен повлиять на развитие умственных способностей, формирование мышц, замедлить рост ребенка.
Своевременное выявление белковой недостаточности и установление ее причины крайне важно, так как позволяет избежать опасных для жизни осложнений.
Дефицит белка, белковая дистрофия, белково-энергетическая недостаточность.
Легкие формы белковой недостаточности чаще всего протекают бессимптомно. Исключение могут составлять наследственно обусловленные дефициты отдельных аминокислот (структурных компонентов молекулы белка), характерные признаки которых наблюдаются в раннем детском возрасте.
Внешние проявления дефицита белка:
Проявления со стороны нервной системы:
Проявления со стороны костно-мышечной системы:
Со стороны органов пищеварения:
Кто в группе риска?
Общая информация о заболевании
Белки относятся к числу основных питательных веществ, выполняющих в организме следующие функции.
Реализация этих функций происходит за счет белкового обмена – постоянно протекающих процессов образования (синтеза) и распада белка.
Основные причины белковой недостаточности:
В зависимости от степени выраженности недостаток белка может приводить к:
Белковая недостаточность в первую очередь может быть заподозрена у пациентов с дефицитом массы тела, а также у лиц с симптомами заболеваний, для которых характерен дефицит белков. Для подтверждения диагноза проводится комплекс исследований.
Дополнительные (инструментальные) методы исследования
Объем диагностических исследований зависит от предполагаемой причины белковой недостаточности и должен определяться лечащим врачом. К числу основных методов диагностики относятся:
Лечение белковой недостаточности направлено на восполнение объема белка и нормализацию белкового обмена. Одновременно лечится основное заболевание.
Оно может включать в себя следующие пункты.
Роль белка для детского организма. Взгляд из будущего
Профилактика традиционно является одним из ключевых направлений современной педиатрии. Вопросы адекватного нутритивного обеспечения детей разного возраста, как мощный профилактический ресурс для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного физического и умственного развития, приобретают все более концептуальное значение. «Золотым стандартом» для детей первого года жизни является грудное вскармливание. В более старшем возрасте на передний план выступает разнообразный, сбалансированный рацион, максимально удовлетворяющий потребности ребенка в макро- и микронутриентах. Особая роль отведена белку – основному структурному компоненту клеток, определяющему особенности роста, развития и становления функций всех органов и систем.
О том, насколько важен белок в периоды интенсивного роста, к каким последствиям может привести его острый дефицит в детском и подростковом возрасте, а также в чем заключается теория метаболического программирования рассказала врач-педиатр-невролог, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач.
Программирование питанием
В последние годы большой научный интерес представляет так называемая теория метаболического программирования, или программирование питанием. Согласно этой теории, базисом индивидуального метаболизма являются генетические факторы, то есть врожденная способность в той или иной степени принимать, усваивать и использовать макро- и микронутриенты, необходимые для адекватного роста и развития. Тем не менее, исследователи подчеркивают, что факторы окружающей среды, в частности, питание, особенно в критические периоды «скачков роста» оказывают значительное модифицирующее влияние на формирование показателей здоровья. При определенных условиях они могут нивелировать или усугубить последствия генетических «поломок», спровоцировать развитие приобретенных нарушений метаболизма и тем самым обусловить отдаленные и длительные расстройства состояния здоровья.
Белок как двигатель прогресса
Поскольку белок является основным питательным компонентом, который обеспечивает в организме реализацию целого ряда жизненно-важных функций (строительной, каркасной, двигательной, сократительной, транспортной, защитной, ферментативной, гормональной), его дефицит в детском возрасте может вызвать череду негативных последствий: от маловесности и низкорослости до снижения интеллектуальных способностей и развития иммунодефицитных состояний. Ведь от того, насколько постоянно, непрерывно и в достаточном объеме протекают процессы синтеза и распада белка, зависит функционирование организма в целом, гармоничное физическое, умственное, нервно-психическое развитие ребенка.
Предопределяющими образование тех или иных белков являются 20 аминокислот, из которых лишь 2 абсолютно заменимы, 8 – незаменимы, а способность организма синтезировать остальные зависит от множества внешних факторов. Источником поступления всех незаменимых аминокислот для человека являются продукты питания животного происхождения, а именно: мясо, молоко, птица, рыба, яйца. Их ежедневное присутствие в рационе детей и подростков в достаточном объеме принципиально важно.
Алиментарная (пищевая) белковая недостаточность чаще всего развивается на фоне ограниченного поступления протеинов и незаменимых аминокислот с пищей. Но также может быть вызвана и другими причинами, подчеркивает эксперт. Например, белково-энергетические нарушения могут быть обусловлены хронической патологией почек, печени, желудочно-кишечного тракта и кишечника в частности, врожденными нарушениями усвояемости и обмена аминокислот (фенилкетонурия), усиленным распадом белка на фоне сахарного диабета, затяжными инфекционными заболеваниями, злокачественными новообразованиями…
Но чаще приходится иметь дело с ситуациями, когда «тяжелая» патология или значительные изменения в лабораторных анализах отсутствуют. Тем не менее на фоне общего физического и психического благополучия наблюдаются определенные отклонения в клиническом статусе (дисбаланс в параметрах роста-веса, признаки снижения иммунитета, расстройства пищеварения) или нарушения общего самочувствия ребенка. В периоды межсезонья и при повышенных умственных нагрузках (на протяжении учебного года) у ребенка могут отмечаться снижение аппетита, нарушение концентрации и запоминания, быстрая утомляемость, склонность к частым простудным заболеваниям. В этом случае оправданным является включение в детское меню высокобелковых легкоусвояемых продуктов, например, кисломолочных напитков с высоким содержанием белка. Они могут служить дополнительным источником поступления в организм незаменимых аминокислот, протеина в высокой концентрации, что в свою очередь будет способствовать слаженной работе всех органов и систем, повышению защитных и резервных сил растущего организма.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь
Недостаточность питания у детей раннего возраста: патогенез, диагностика, диетологическая коррекция
Освещены этиология и патогенез недостаточности питания у детей раннего возраста. Особое внимание уделено вопросам диагностики и тактики диетотерапии, а также опыту применения современной смеси на основе козьего молока у пациентов с недостаточностью питани
Pathogenesis and aetiology of nutritional deficiency in children of the early age were presented. Particular attention was paid to the issues of diagnostics and dietary therapy strategy, as well as to experience of use of modern mixture based on goat’s milk in patients with nutritional deficiency.
Согласно современным представлениям, питание — это синхронизация взаимодействия и ассимиляции нутриентов по всей трофической цепи организма — доставка и усвоение питательных веществ клетками организма, удаление продуктов жизнедеятельности, ресинтез веществ, уравновешенность процессов (анаболизм и катаболизм) и т. д. [1, 2]. Поэтому вопросы адекватного питания как здоровых детей раннего возраста, так и детей с синдромом недостаточности питания широко обсуждаются и являются актуальными. И в настоящее время уже определены количественные и качественные составляющие рационов питания, учитывающие возраст и степень тяжести недостаточности питания.
Для нормального жизнеобеспечения ребенку необходимо ежедневно с рационом питания получать более 75 нутриентов, 45–50 из которых являются незаменимыми.
Обмен веществ в организме — это единый процесс, который поддерживает равновесие, перераспределяя потоки питательных веществ, и может обеспечивать свои энергетические и пластические потребности при отсутствии поступления тех или иных нутриентов. Установлено, что углеродные цепи глюкозы могут трансформироваться в углеродные цепи всех эссенциальных аминокислот. При дефиците белка в рационе из углеводов в тканях, в результате химических реакций, могут синтезироваться аланин, аспарагиновая и глутаминовая кислоты. Из белков путем глюконеогенеза могут образовываться углеводы. Ряд аминокислот может трансформироваться в жирные кислоты, а глицерин, образующийся при расщеплении жиров, в свою очередь, может превращаться в углеводы [1].
Важно отметить, что постоянный избыток или, напротив, недостаток какого-либо нутриента, особенно в рационе питания ребенка, может приводить к негативным последствиям. Например, избыток белка в рационе ведет к снижению его утилизации, накоплению аммиака и азотистых продуктов, что способствует развитию ацидоза. Недостаточное поступление в организм ребенка питательных веществ и, как правило, уменьшение общей калорийности рациона способствует развитию или первичной трофической (алиментарной) недостаточности, или вторичной, обусловленной дисбалансом между неучтенными повышенными потребностями детского организма при болезни и поступлением питательных веществ.
Как отмечено ранее, первичная алиментарная недостаточность формируется при нарушениях качества и режима вскармливания. Неправильное вскармливание подразумевает неадекватно подобранное питание в соответствии с возрастом или индивидуальными потребностями ребенка. У детей, получающих грудное вскармливание, наиболее частой причиной недокорма является гипогалактия у матерей [3].
Проблемы с приемом пищи нередко отмечаются у детей с нарушенным актом сосания (например, при пороках развития лицевого скелета), глотания (при синдроме мышечной слабости), обильных срыгиваниях и рвотах, критических ситуациях (при утрате сознания).
В настоящее время в клинической практике редко встречается первичная алиментарная недостаточность питания. Чаще — это вторичная недостаточность питания, обусловленная повышенным расходом энергии, нарушением ассимиляции или метаболизма нутриентов вследствие тяжелых врожденных или приобретенных патологических состояний (инфекционные заболевания, наследственные или врожденные энзимопатии, эндокринные заболевания, органическая патология ЦНС и др.), травм [3].
В этой связи при трофической недостаточности питание не может быть интерпретировано как простое снабжение организма определенным набором нутриентов, так как это гораздо более сложный процесс, в котором пищеварительная система осуществляет активные взаимодействия с другими органами и системами организма.
Важно подчеркнуть, что в основе трофической недостаточности лежат нарушения белково-энергетического, водно-электролитного, витаминного гомеостаза — сложнейшего процесса взаимодействия жизненно необходимых питательных веществ с рядом гормонов, регуляторных веществ, приводящего к нарушению доставки питательных веществ к органам-мишеням и их усвоения ими [2].
Патогенез трофической недостаточности определяется постепенным нарастанием степени нарушений в обмене веществ на фоне дефицита питательного субстрата и изменениями в трофической цепи.
Первоначально истощаются запасы субстратов, несущих энергетическую функцию, — углеводов, а затем — жиров. Следующим этапом является катаболизм белка мышечной ткани. Важно отметить, что при дефиците белков плазмы внутриклеточные белки могут быстро преобразовываться в аминокислоты под влиянием внутриклеточных лизосомальных пищеварительных ферментов [1]. Исключение составляют лишь белки ядра клетки и хромосом, а также структурные белки (например, белки коллагеновых волокон и сократительные белки мышц). Аминокислоты активно используются для синтеза крайне необходимых транспортных, иммунных, острофазных и некоторых других белков, а также расходуются на энергетические нужды. В условиях энергетического голода часть белков метаболизируется до углеводов (глюконеогенез), а часть до жирных кислот. При катаболической направленности обменных процессов энергия (глюкоза) используется преимущественно мозгом, нарушается инсулинозависимый рост тканей, что является дополнительным фактором в снижении массы тела и замедлении роста ребенка.
При продолжающемся отсутствии коррекции трофической недостаточности организм приспосабливается к недостатку нутриентов и переходит на режим максимальной экономии энергии путем замедления распада белка и жира. При этом период полужизни белков увеличивается (например, период полужизни альбумина удваивается). Нарушения метаболизма белка приводят к нарушениям в функционировании иммунной системы в связи с изменением синтеза иммуноглобулинов, а также антиоксидантной активности, сопровождающейся повреждением клеточных мембран. Нарушению строения и функционирования клеточных мембран способствует возникающее ухудшение ассимиляции тканями триглицеридов и, соответственно, неэстерифицированных жирных кислот, снижение концентрация фосфолипидов и холестерина в крови: развивается дефицит эссенциальных жирных кислот. Дальнейшие нарушения связаны со снижением уровня короткоживущих белков крови (транстиретина, трансферрина, церулоплазмина и др.), затем уменьшается концентрация альбумина и общего белка в крови [3].
Недостаточность питания формирует дефицит не только основных нутриентов, но и многих эссенциальных веществ — витаминов, макро- и микронутриентов. В результате развиваются такие дефицитные состояния, как остеопения, анемия и др. [4]. При этом изменения, происходящие при трофической недостаточности во всех органах и системах организма, в том числе и в желудочно-кишечном тракте, усугубляют ситуацию. Так, возникает дистрофия и атрофия слизистой оболочки кишечника, что сопровождается нарушением внутриполостного и мембранного пищеварения, нарушается моторика желудочно-кишечного тракта, страдает местный иммунитет, возможна контаминация условно-патогенной кишечной микрофлоры из дистальных в проксимальные отделы кишечника. Все эти изменения ухудшают всасывание и усвоение пищи.
Таким образом, результатом продолжительной недостаточности питания является снижение массы тела и скорости роста, а также отставание в психомоторном развитии, задержка речевых и когнитивных навыков и функций, высокая инфекционная заболеваемость вследствие снижения иммунитета, что в свою очередь усугубляет расстройство питания [3].
В отечественной педиатрии, говоря о трофической недостаточности у детей первого года жизни, используют термин «гипотрофия». Однако при постановке диагноза гипотрофии врачи руководствуются обычно только отклонениями в антропометрических данных ребенка (массоростовых показателях), по которым сложно оценить степень нарушений, происходящих в организме. Понятие трофической недостаточности наиболее широкое и включает обязательную оценку соматического и висцерального пула белка (определение в крови уровня короткоживущих белков, альбумина, общего белка, абсолютного числа лимфоцитов). Соматический пул белка отражает состояние мышечной массы и определяется путем измерения окружности плеча, толщины кожно-жировых складок, вычислением окружности мышц плеча [5]. Перечисленные показатели достаточно информативны для оценки состояния мышечной массы и жировых депо и позволяют диагностировать недостаточность белка или белка и энергии, а также предположить наличие дистрофических изменений внутренних органов по величине содержания жира. К сожалению, центильные таблицы по таким параметрам, как окружность плеча, толщина кожных жировых складок, разработаны лишь для детей с года жизни. Помимо соматометрических показателей для оценки состояния соматического пула белка применяется суточная экскреция креатинина с мочой (показатель отражает тощую массу). Однако, как и другие методы определения состава тела у детей раннего возраста (биоимпедансометрия, денситометрия), они не являются рутинными. Поэтому основными критериями диагностики трофической недостаточности у детей первого года являются клинические (оценка соматического состояния, кожных покровов, слизистых, тургора тканей и т. д.); среди соматометрических — массоростовые параметры; данные лабораторных исследований (клинический и биохимический анализ крови, мочи, копрограмма) и морфофункциональные критерии (ультразвуковое исследование, фиброэзофагогастродуоденоскопия и т. п.).
Дефицит массы тела (ДМТ) определяют по формуле:
где РМТ — рекомендуемая масса тела, ФМТ — фактическая масса тела.
При дефиците массы тела 10–20% диагностируют легкую, 20–30% — среднетяжелую, более 30% — тяжелую недостаточность питания.
Тактика диетотерапии и метаболической терапии напрямую зависит от степени выявленных нарушений и тяжести состояния ребенка. Необходимо подбирать оптимальное питание и проводить коррекцию нарушенной трофической цепи — оптимизировать процессы пищеварения и всасывания, сохранить кишечный микробиоценоз, обеспечить должный внутриклеточный метаболизм, активировать анаболические процессы [2].
При выборе питания следует отдавать предпочтение грудному молоку, а при его недостатке или отсутствии — современным смесям, сбалансированным по составу основных пищевых веществ, макро- и микронутриентам, обогащенных нуклеотидами, полиненасыщенными жирными кислотами, пре- и пробиотиками. Так как указанные факторы питания способствуют восстановлению нарушенной трофической цепи.
Например, нуклеотиды участвуют в синтезе нуклеиновых кислот, построении АТФ, положительно влияют на обмен липидов и, что очень важно в условиях недостаточности питания, — повышают уровень секреторного IgA, ускоряют созревание эпителия тонкой кишки. Показано улучшение соматометрических показателей (масса тела, рост, окружность головы) у детей с задержкой внутриутробного развития при вскармливании смесями, содержащими нуклеотиды [4].
Полиненасыщенные жирные кислоты — эйкозапентаеновая и докозагексаеновая, обладают противовоспалительным эффектом, позволяют уменьшить спазм сосудов, агрегацию тромбоцитов, улучшить перфузию кишечника, повысить иммунную защиту [6].
Обеспечение организма нутриентами достигается как за счет активного пищеварения, так и синтеза бактериальной флорой кишечника целого ряда незаменимых регуляторных веществ. Облигатная бактериальная флора желудочно-кишечного тракта необходима для поддержания трофического гомеостаза, так как участвует в синтезе витаминов, аминокислот, регуляторных пептидов [7]. Кроме того, поступление нутриентов во внутреннюю среду организма зависит от состояния пристеночного пищеварения и возможностей их всасывания, а также оптимальной моторно-эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта. Поэтому важно проведение деконтаминации кишечника ребенка при наличии патогенных и условно-патогенных бактерий и поддержание индигенной нормофлоры вводимыми в состав смеси пре- и пробиотическими факторами.
При назначении диетотерапии следует учитывать количество вводимых белковых и небелковых килокалорий для того, чтобы достичь должной ассимиляции белка и активации оптимального белкового синтеза. При этом необходимо обеспечивать на 1 г вводимого азота 150 небелковых килокалорий или на 1 г вводимого белка — 30 небелковых килокалорий. Среди небелковых килокалорий соотношение углеводных и липидных килокалорий колеблется от 70:30 до 50:50 [2]. Особенно это следует учитывать при проведении парентерального питания. При отсутствии должного энергетического обеспечения организм через глюконеогенез использует циркулирующие в крови аминокислоты не для пластических целей, а в качестве источника энергии. В свою очередь, дефицит энергии усиливает белковый катаболизм. Большинство современных смесей для питания детей первого года жизни отвечают данным требованиям.
Для детей с недостаточностью питания, получающих искусственное вскармливание, важно наличие в составе смеси легкоусвояемых нутриентов, подобных грудному молоку. Так, в состав жирового компонента смесей на основе козьего молока Kabrita® Gold (1, 2, 3 формулы) включен DigestX® — липидный комплекс с высоким содержанием в нем пальмитиновой кислоты в sn-2-позиции (42%) в молекуле глицерола, аналогично грудному молоку. Дополнение смеси DigestX® способствует улучшению усвоения жира путем уменьшения экскреции жирных кислот с калом, а также уменьшению экскреции кальция с калом, что ведет к улучшению усвоения кальция. Благодаря наличию пальмитиновой кислоты в sn-2-позиции, уменьшается содержание кальциевых солей жирных кислот в кале — облегчается пищеварение и формируется мягкий стул. Эффективность и безопасность DigestX® подтверждена клинически [8, 9].
Таким образом, модификация жирового состава смеси способствует ее легкой и лучшей усвояемости, что важно для пациентов с недостаточностью питания. Cостав белка смеси на основе козьего молока (Kabrita® Gold) отличен от коровьего, так как имеет низкое содержание альфа-s1-казеина и высокое — бета-казеина. Известно, что альфа-s1-казеин определяет уровень коагуляции белка, поэтому белок козьего молока образует мягкий, легко перевариваемый сгусток в желудке, подобный сгустку белка грудного молока [10]. Смеси Kabrita® Gold являются сывороткодоминирующими. Установлено, что смеси, обогащенные сывороточными белками, способствуют более оптимальному составу кишечной микрофлоры, чем казеиндоминирующие смеси, реже вызывают срыгивания и другие функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта [11].
В смесях Kabrita® Gold помимо легкоусвояемого белка козьего молока и жира, дополненного DigestX®, содержатся пребиотики GOS и FOS, бифидобактерии ВВ-12, нуклеотиды, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты — докозагексаеновая и арахидоновая кислоты, витамины, макро- и микронутриенты.
По данным Т. В. Белоусовой, при применении смеси на основе козьего молока Kabrita® Gold (1 формула) у детей с недостаточностью питания легкой степени в постнатальном периоде и с исходной гипотрофической задержкой внутриутробного развития I степени, с наличием гастроинтестинальной дисфункции (срыгивания, метеоризм), была достигнута положительная динамика в нутритивном статусе в сравнении с показателями при использовании формул на основе сывороточных белков коровьего молока [12]. В группу исследования включен 21 ребенок первых 2–3 месяцев жизни. Пациенты изначально получали заменители грудного молока на основе сывороточных белков коровьего молока, базовые формулы. До момента назначения смеси Kabrita® Gold среднесуточные прибавки в массе тела у детей на предшествующей исследованию неделе отличались от средних значений и составляли в среднем не более 15 г, что послужило основанием смены питания. Уже к концу первой недели приема смеси Kabrita® Gold среднесуточные прибавки у них возросли до 25 г, а к концу 2-й недели составили в среднем 35 г (рис.).
Выраженный метеоризм и срыгивания (1–2 балла) отмечались у пациентов до начала применения смеси Kabrita® Gold. Тогда как в динамике наблюдалось уменьшение степени выраженности и купирование симптомов на второй неделе использования смеси, при этом объем потребляемого продукта увеличился в среднем в 1,3 раза. Исследователь отмечает, что до перехода на данную смесь эти дети нуждались в назначении прокинетиков и препаратов, содержащих симетикон, и уже к концу первой недели приема смеси указанные препараты были отменены. Кроме того, при опросе матерей относительно толерантности к питанию и комфортности в поведении детей были получены положительные отзывы. Таким образом, молочная смесь на основе козьего молока Kabrita® Gold, содержащая пре- и пробиотики, может быть рекомендована в качестве базового питания детей с периода новорожденности и детей раннего возраста, в том числе при умеренном дефиците питания, как продукт с хорошей переносимостью при отсутствии грудного молока у матери [12].
При среднетяжелой и тяжелой недостаточности питания требуется высококалорийная/высокобелковая диета [3]. В данной ситуации возможно использование смесей с более высоким содержанием белка, например, смесей для недоношенных и маловесных детей, а также специализированных продуктов энтерального питания для детей раннего возраста. При выявлении нарушений расщепления/всасывания пищевых ингредиентов целесообразно применение лечебных продуктов — смесей на основе высокогидролизованного молочного белка со среднецепочечными триглицеридами [4].
При назначении диетотерапии рекомендуется постепенное увеличение пищевой нагрузки с учетом толерантности ребенка к пище. При недостаточности питания легкой степени расчет питания проводится на ДМТ. Необходимо также учитывать наличие заболеваний у ребенка, при которых требуется повышение энергетической ценности рациона питания (например, бронхолегочная дисплазия, врожденные пороки сердца и т. д.).
Алгоритм пошаговой коррекции недостаточности питания среднетяжелой степени выглядит следующим образом: в первые 2–5 дней (период адаптации) расчет питания проводится на ФМТ, количество кормлений увеличивается на 1–2. Затем следует период репарации (5–7 дней), когда расчет питания проводится на ДМТ. При достижении ребенком ДМТ дальнейшее питание назначается в соответствии с возрастом и заболеванием. При отсутствии ДМТ рекомендуется период усиленного питания (повышение калорийности рациона до 130–145 ккал/кг/сут, белка до 4,5 г/кг/сут) на 1–2 месяца [3].
Питание ребенок получает через рот при сохранном сосательном рефлексе и глотании. В тяжелых случаях (при тяжелой недостаточности питания) доставка грудного молока/смеси осуществляется через зонд и/или дополняется парентеральным питанием.
Начиная с периода репарации целесообразна заместительная ферментотерапия препаратами поджелудочной железы, коррекция железодефицитной анемии, рахита, поливитаминные комплексы и средства, положительно влияющие на обменные процессы.
Таким образом, при недостаточности питания у детей раннего возраста необходима продуманная комплексная метаболическая и диетологическая коррекция, способствующая восстановлению нарушенной трофической цепи организма и, в итоге, достижению положительного результата.
Литература
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва