Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

10 вопросов о шизофрении

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

1. Кто виноват, что у человека развивается шизофрения?

Медицина пока не знает, из-за чего возникает расстройство. Предполагается, что это случайное совпадение генетических факторов, нарушений химических процессов в мозге и влияния окружающей среды.

Ученые не могут рассмотреть и оценить процессы, которые протекают в головном мозге людей с диагнозом «шизофрения». Но те исследования, что уже доступны, показали, что при этом заболевании есть проблемы в работе нейромедиаторов, преимущественно дофамина. Это вещества, через которые передаются импульсы от одной нервной клетки к другой. Головной мозг и центральная нервная система при этом расстройстве тоже несколько изменены. Но как эти изменения влияют и когда развиваются — пока неизвестно.

2. Я могу каким-то образом понять, есть ли у меня или моего близкого шизофрения?

Диагностировать у себя шизофрению довольно затруднительно: люди с психическим расстройством чаще всего не осознают, что с ними что-то не так. К специалистам чаще обращаются родные и близкие заболевшего, которые замечают изменения в поведении, мышлении, привычках, реакциях.

Первые признаки болезни не всегда можно распознать именно как патологические. Человек может странно шутить, отдаляться от людей и профессионального сообщества. Он может рассказывать о необычных чувствах и переживаниях, делиться необычными идеями и пытаться их реализовать. В общих чертах его поведение можно описать так: замкнутый чудак, убежденный в своих выдумках. Возможно, это просто временное состояние, вызванное какими-то переживаниями или стрессом. Но иногда с таких неочевидных симптомов начинается шизофрения.

3. Как ведут себя люди, когда у них точно шизофрения?

Болезнь проявляется у всех по-разному, в разных сочетаниях симптомов и жалоб. Если близкие или сам человек замечают, что его (её) состояние имеет признаки расстройства психики, то нужно обратиться к специалисту — только он сможет провести диагностику и отличить одно заболевание от другого со схожими симптомами.

В целом симптомы шизофрении могут включать:

Бред. Человек начинает думать, что происходит нечто, имеющее отношение к нему или к окружающему миру: как будто кто-то за ним наблюдает, преследует, пытается ему навредить, оболгать, обидеть. Больному шизофренией может казаться, что кто-то записал в его голову мысли, разговоры, тексты, задачи и заставил это обдумывать, произносить, решать. Он уверен, что окружающие тоже слышат, что происходит у него в голове, и пытается общаться на эту тему. У некоторых «появляется» информация, что вот-вот случится что-то трагическое, опасное в стране, в мире, на Земле. Самое главное — человек искренне верит в реальность всего этого.

Галлюцинации. Это ложные слуховые, тактильные, зрительные ощущения. Человек с шизофренией проживает их, для него они настоящие.

Негативные симптомы. То, что перечислено выше, называют продуктивными симптомами — их принесла болезнь, это ее продукт. Негативные симптомы — те, что болезнь уносит, минусует из жизни заболевшего. Исчезают живость движений, энергия, воля, желание что-то делать, общаться. Больной шизофренией может ничего не хотеть, ему (ей) ничего не интересно, он (она) перестает ухаживать за собой и соблюдать простейшую гигиену.

Расстройства мышления и речи. Для окружающих они выглядят как «салат из мыслей и слов». Заболевший может задавать вопросы сам себе или получать их от окружающих, начинать отвечать и запутываться в словах.

Необычное поведение. Человеку становятся свойственны детскость, кривлянье, застывшие позы или, наоборот, суетливые и бессмысленные движения, которые часто не сочетаются ни с ситуацией, ни с окружением, ни с задачами.

4. Значит, если у моего знакомого проявляются эти признаки, то он (она)…?

Не всегда. Да, и один признак из этого описания, и сочетание нескольких могут указывать на шизофрению, но точно так же они могут быть замаскированы под проявления совсем другого расстройства.

Источник

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Что такое социальная шизофрения: социологический и психологический аспекты?

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Шизофрения — это психиатрическая патология, связанная с нарушением работы головного мозга и мышления, в частности. Точные ее причины неизвестны. Однако ученые выделяют множество факторов, которые повышают риск ее развития. Они могут быть как эндогенными, то есть внутренними, например, наследственность, так и экзогенными, или внешними. В последнем случае речь идет о травмах, социальных явлениях и пр.

В этой статье

Шизофрения классифицируется по множеству оснований. Она может быть приступообразной, хронической, вялотекущей, острой и т.д. Для каждого типа характерны свои признаки. Как правило, они связаны с галлюцинациями, бредом, паранойей, навязчивыми идеями и другими симптомами. Лечением подобных патологий занимаются психиатры.

Понятие социальной шизофрении

Социальная шизофрения — это концепт, который используется в гуманитарных науках для объяснения социальных феноменов. Из медицины и психопатологии взят только термин и общий подход, связанный с расщеплением личности. Его перенесли в социологию, психологию и философию для того, чтобы на основе медицинской терминологии изучать разного рода конфликты и общественные проблемы. Попробуем разобраться в данном феномене.

Социологический аспект социальной шизофрении

Точного объяснения, как это может быть в медицине, что такое социальная шизофрения, не существует. В естественных науках все намного проще: есть термин и его определение. Врач ставит диагноз, исходя из клинической картины и симптомов, а на его основе назначает лечение.

С социальными понятиями все обстоит сложнее. Одну и ту же категорию разные исследователи могут интерпретировать по разному. Поэтому и строгого научного определения социальной шизофрении не существует. Также нет и единого взгляда на решение этой проблемы.

В медицинской практике при шизофрении назначают консультации, психотерапевтические методы, а в редких и тяжелых случаях — инсулиновую терапию. При этом полностью вылечить шизофрению они не могут, но способны заметно повысить качество его жизни или спасти от смерти.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

В гуманитарных науках есть лишь предположения, некоторые социологические данные и гипотезы. На их основе каждый человек может сформировать свое мнение и принять соответствующее решение.

Примеры социальной шизофрении

Если говорить простыми словами, то социальная шизофрения в социологии — это утрата обществом внутреннего единства, расщепление общественной жизни, проявляющееся в социальной напряженности, а также в классовых, религиозных и национальных конфликтах. Примерами социальной шизофрении называют:

Типичный пример социальной шизофрении связан с разной интерпретацией людьми окружающей действительности, когда на работе говорят одно, а дома — другое, когда внешне идет поддержка того или иного явления, а собственные мысли его не только не поддерживают, но и опровергают. Так было в последние 10-15 лет существования СССР, когда многие уже не верили ни в какое светлое будущее, но продолжали говорить о нем на работе, общественных мероприятиях и пр.

В подобных ситуациях происходит утрата человеком собственной идентичности. В нем словно бы развиваются два Я, каждое из которых пытается выжить. Одно Я, связанное с внешним миром, подстраивается под ту систему ценностей, которая декларируется государством. Второе Я, внутреннее, старается не потеряться за первым и сохранить себя как личность.

Социологи и философы могут использовать для определенного данного феномена и другие дефиниции. В большинстве случаев речь идет о социальном расколе, который являются следствием конкретной исторической эпохи. Это значит, что время, политическая доктрина, условия труда, методы производства и другие социальные факторы определяют поведение человека.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

В случаях, когда это противоречит его природе, то есть его инстинктам выживания, может произойти раскол, причем не в рамках одной психики, а в общественном сознании. Ключевым моментом этого раскола является отчуждение человека, проявляемое в его поведении и способах взаимодействия с окружающими.

Психологический аспект социальной шизофрении

Как было отмечено ранее, шизофрения может иметь эндогенную и экзогенную природу. Во втором случае речь идет о соматических, социальных и психических факторах. Социальной шизофренией в данном контексте можно считать социогенные шизофреноподобные реакции, возникающие в ответ на изменение производственных и социальных отношений.

Термин «шизофреноподобный» тоже является медицинским и представляет собой психотическое расстройство, похожее на шизофрению. но возникающее из-за травм, инфекций и иных экзогенных причин.

Главное отличие внешних факторов от внутренних связано с их временным характером. Социальная шизофрения обратима и может бесследно исчезнуть, если будут устранены социальные триггеры ее возникновения. При эндогенной природе заболевания, зачастую развивается стойкий дефект личности, а иногда и полный ее распад.

Симптомы

Симптоматика социальной шизофрении следующая:

Но, так как природа этой «болезни» социальная, а не биологическая, то ее признаки не осознаются «больным». В терапии шизофрении осознание заболевания является одним из ключевых моментов лечения. Если шизофренику удается осознать, что он болен, лечить его становится намного проще. В таких случаях он бывает не опасен, а потому может контактировать с окружающими.

Не всегда при шизофрении удается объяснить человеку, что он нуждается в терапии. Иногда он так и живет в состоянии приступа на протяжении многих лет и утрачивает свое Я. В случае с социальной шизофренией все несколько сложнее. Она не является болезнью в прямом смысле этого слова. Человек, которому можно было бы поставить такой «диагноз», может считать себя вполне нормальным, не ощущая ослабления воли, психики, мышления и пр.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

При обычной шизофрении человек может понять о наличии проблемы по тем или иным симптомам, например, галлюцинациям. По крайне мере, его близкие или он сам могут озадачиться и обратиться к специалисту.

В случае с социальной шизофрении такой исход маловероятен. Немногие из людей готовы признать свою неправоту, признаться в слабости воли и попросить помощи у того или иного специалиста. К тому же не всегда понятно, к кому именно обратиться, особенно когда социальная шизофрения охватывает все общество или значительную его часть.

Достаточно вспомнить нацистскую Германию, в которой миллионы людей искренне верили в превосходство своей расы и необходимость подчинения или уничтожения других народов. Обычные люди, которые ходят на работу, женятся и заводят детей, массово начинают считать, что они избранные, а люди, отличные от них по внешним признакам, являются причинами всех их бед, а потому подлежат преследованию.

После окончания Второй мировой войны и свержения диктатуры Гитлера симптомы этого социального расстройства исчезли, а люди вновь стали нормальными. Причем большая часть из них испытывала стыд за то, что думала и делала раньше.

Адаптация как способ выживания мозга

Подобные феномены впоследствии воспроизводились в искусственных условиях. Одно из самых известных исследований, которое получило название «Стэнфордского эксперимента в тюрьме» провел Филип Зимбардо (1971).

Суть его состоит в следующем: двум группам людей, преимущественно студентам, предложили сыграть роли надзирателей и осужденных. Они получили соответствующую форму, после чего 12 человек заняли свои посты тюремщиков, а другие 12 разошлись по камерам.

Издевательства первых над вторыми начались практически сразу. Причем они были связаны, прежде всего, с моральным унижением. Надзиратели оскорбляли осужденных, заставляли их раздеваться и спать под матрасами на железный койках.

На пятый день эксперимента Зимбардо попросил свою невесту, которая была психологом, провести ряд тестов. Она ужаснулась тому, насколько сильно ее жених нарушил этические нормы, и разорвала помолвку. Только после этого ученый досрочно завершил эксперимент.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Интересным стало то, что почти все участники испытывали стыд. Надзирателям было неудобно за свою жесткость. Причем это были обычные люди, которые каждый вечер возвращались домой к своим семьям и играли роли отцов, мужей, сыновей и друзей. Только облачившись в форму в тюрьме они внезапно становились такими деспотами.

Довольно странным оказалось и поведение осужденных. Они могли отказаться от участия в эксперименте в любой момент, но ни один из них этого не сделал. Им, конечно, полагалось вознаграждение, но даже финансово обеспеченные участники не пожелали прервать те унижения, которым их подвергали надзиратели.

Этот феномен исследовался впоследствии много раз. В итоге ученые пришли к выводу, что поведение человека определяют внешние факторы. Мозг, стараясь выжить в любых условиях, моментально принимает новые правила игры, подстраиваясь даже под жуткие и, на первый взгляд, невыносимые обстоятельства.

Поэтому в одной стране почти все люди под влиянием пропаганды становятся фашистами, юноши без склонности к насилию занимаются в армии «дедовщиной», а в 90-е годы вчерашние советские граждане, которые переводили бабушек через дорогу и собирали макулатуру, превращаются в рэкетиров.

Научное объяснение

До развития технологий, которые сегодня позволяют заглянуть в живой мозг человека, многие теории, особенно в психологии, были умозрительными. Бихевиористы говорили одно, психоаналитики — второе, представители гештальт-психологии — третье. Каждый из них претендовал на истину в конечной инстанции. Однако все они выдвигали лишь предположения, которые могли быть как истинными, так и ложными.

Современные данные о работе головного мозга поставили точку в многолетних спорах о том, что такое сознание, мышление, память и пр. Это не значит, что нам все стало о себе известно. Напротив, ученые прекрасно понимают, что человеческий мозг изучен меньше, чем мировой океан или космос. Одних нейронных связей в нашем сером веществе больше, чем элементарных частиц во вселенной, поэтому открытий еще будет много.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Однако основные принципы работы мозга стали понятны, в том числе благодаря фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии). Науки, которые стали изучать мозг человека, стали называться нейронауками. Их достаточно много — нейробиология, нейрофизиология, нейропсихология, нейролингвистика и т.д.

Многие гуманитарии, в том числе психологи, философы и социологи, вынуждены брать на вооружение открытия, сделанные биологами и физиологами. В противном случае их исследования так и будут умозрительными, как и раньше.

Если говорить о принципах работы головного мозга, то в контексте данной статьи интересны следующие моменты:

Звучит это несколько размыто. Однако попробуем разобраться немного подробнее.

Убеждения мозга

Если говорить простыми словами, то мозг выживает за счет сформированных в нем убеждений. За каждое из них отвечает своя цепочка нейронов. Придерживаться сложившегося порядка — один из способов выживания человека. По крайней мере, так считает наш мозг.

Убеждения могут быть врожденными. Известный популяризатор нейронаук Крис Фрит называет их априорными. С ними мы рождаемся и не можем никак на них повлиять. Так, мозг убежден, что свет всегда светит сверху, а лицо человека может быть только выпуклым. На основе этого британский психолог Ричард Грегори разработал тест на шизофрению, получивший название «Маска Чарли Чаплина».

Тест достаточно простой. Для его проведения требуется маска Чаплина с вогнутым лицом. Оно такое же, как обычное, но нарисовано вовнутрь гипсовой фигуры. Когда такая импровизированная голова вращается по часовой стрелке и обращается к зрителю вогнутой частью лица, человеку кажется, что маска крутится в обратную сторону, а лицо у нее выпуклое, как и у всех людей.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Дело в том, что убеждение о выпуклости лица настолько сильное, что человек не может увидеть истину, даже зная, что перед ним оптическая иллюзия. Шизофреники же их не воспринимают и по какой-то причине видят именно вогнутое лицо.

Как видно, данное убеждение определяет то, что мы видим. Мозг, понимая, что его обманывают, продолжает поставлять в сознание ложную информацию. Так он может поступать и со всеми остальными данными, которые поступают в него из внешнего мира. Он показывает нам лишь то, что посчитает нужным.

Приобретенные убеждения формируются в нас в течение жизни, то есть в процессе воспитания. Главным инструментом для них является язык и культура, которую мы создаем. Попавшая в мозг информация формирует убеждение, которое становится частью общего стремления организма к выживанию.

Человек состоит из множества привычек (или убеждений). Мы всегда по одному алгоритму ходим, едим, чистим зубы и смеемся. Походка, голос, движения, мимика — это привычки, которые сформировались случайным образом по мере развития организма.

Впоследствии мозг старается их придерживаться. Если мы возьмем зубную щетку в другую руку или поедем на работу новым маршрутом, мы будем испытывать дискомфорт. Связано это с тем, что разрушаются старые убеждения и формируются новые.

Социальные убеждения

Описанный выше алгоритм объясняет как физиологические и поведенческие привычки, так и то, что мы привыкли называть мировоззрением. Здесь все также связано с убеждениями. Попавшая в мозг информация о расизме, политической партии, исторической личности или эпохе, тоже становится привычкой. Причем происходит это случайным образом, как правило, под влиянием внешних факторов.

При этом известно, что мозг состоит из двух полушарий. Условно одно из них, правое, отвечает за эмоциональное восприятие, а левое — за логику. Однако последнее всегда идет на поводу у первого. Понравившаяся информация правому полушарию просто объясняется левым, а не опровергается, как того часто требует логика.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

В жизни такое встречается часто. Мужчине приглянулась девушка и он начинает ее идеализировать. Все вокруг и даже ее поведение говорят о том, что она не является идеалом. Однако левое полушарие, которое должно работать логически, просто находит аргументы в пользу того, что девушка понравилась не просто так.

Также обстоит дело и с другими убеждениями — политическими, социальными, национальными, религиозными и пр. Если человеку что-то понравилось, он ищет подтверждение тому, что его выбор является правильным. Отрицательные моменты просто отсекаются как незначительные, а положительные идут на поддержание сформированного убеждения, или зоны комфорта.

По этой причине в обществе постоянно наблюдается раскол, особенно при обсуждении политических вопросов. К примеру, одна часть граждан выступает за Сталина, а другая — против. Обе группы могут найти множество аргументов для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Причем первые готовы оправдать все репрессии и смерти, а вторые даже отрекаются от победы в войне и от других достижений СССР. Обе группы считают, что у них есть точка зрения. Они ищут дополнительную информацию и используют ее в качестве аргументов против своих оппонентов.

Однако в реальности все обстоит по-другому. Мозг и тех и других просто пытается сохранить свое убеждение, чтобы выжить, так как сохранение зоны комфорта — это основной способ выживания. Чтобы убеждения не менялись, мозг отправляет в сознание удобные для него аргументы. Последнее же выступает в качестве обслуживающего персонала полуторакилограммовой желеобразной массы из нейронов, которая называется мозгом.

Исходя из этих данных, феномен социальной шизофрении приобретает более научные очертания. Во многом он объясняется биологическими принципами.

Что делать?

Самый простой способ жить сознательно и принимать решение самостоятельно, а не по указке мозга, это — научиться говорить ему «нет». Проще соглашаться с тем, что ему нравится. Однако целенаправленным мышлением этот процесс не назовешь. Только опровергая то, чего хочет придерживаться мозг, можно помешать ему формировать убеждения (привычки).

Сбор новой информации и фактов без их формирования в некие нарративы позволяет человеку приблизить себя к истине. Пришедшая в голову мысль «мне все понятно» относительно того или иного явления, является очередной ловушкой мозга, который всегда пытается создать новое убеждение и придерживаться его.

Попытки помешать этому позволяют избежать социальной шизофрении, так как человек становится менее уязвимым перед внешними факторами, в том числе перед пропагандой или общественным мнением.

Предсказания мозга

Формирование убеждений позволяет мозгу обеспечить свое выживание. Они помогают ему предсказывать будущее. Что бы человек ни сделал, ни сказал, ни подумал, сначала это произошло в его голове. Только после этого тело выполняет приказ мозга, а сознание интерпретирует то, что уже произошло.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Это было доказано в ходе эксперимента Бенджамина Либета, проведенного в 1983 году. Он проводил исследование в рамках нейрофилософии, изучая свободу воли. Суть его в следующем. Участник, к руке которого крепились электроды, должен был следить за точкой на циферблате экрана. При возникновении желания двигать рукой, человеку нужно было запомнить положение точки на мониторе.

Результаты исследования показали, что мозговая активность области движения конечностями произошла раньше, чем желание человека двигать рукой. Причем разница между этими двумя действиями составила примерно 7 секунд.

Это значит, что сначала в головном мозге происходит активность, после этого в сознании появляется мысль (намерение), а уже после этого совершается действие. Данным экспериментом Либет поставил под сомнение свободу воли. Подобные исследования проводились и впоследствии. Все они подтверждали открытие Либета.

Таким образом, мозг предпринимает что-либо до того, как это появится в сознании. Если говорить проще, то в него попадает лишь воспоминание, то есть то, что уже свершилось. При этом иногда мозг ошибается и дает неправильную команду. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию.

Вы идете по улице и видите своего знакомого. Однако приблизившись к нему понимаете, что обознались. Однако в первый момент вы, действительно, видели того, кого посчитали знакомым. Мозг получил небольшой объем информации, собрал на основе имеющихся убеждений картинку и отправил ее в сознание. То есть он совершил предсказание, но ошибся. Разглядев незнакомца поближе, он делает поправку и показывает нам уже другое изображение.

Если прикоснуться пальцем к носу, мы почувствуем прикосновение на пальце и на носу. Однако импульс, который идет от руки к мозгу, двигается дольше, так как путь от лица к нейронам намного короче. Но ощущаем мы контакт одновременно. Связано это с тем, что в момент прикосновения никакого ощущения нет. Мозг его предсказывает и отправляет в сознание. Когда же оно, действительно, появится, то второй раз наше серое вещество уведомлять об этом не будет.

Эти алгоритмы распространяются на все виды убеждений и предсказаний, как наших поведенческих и бытовых, так и социальных и мировоззренческих. Понимая это, есть возможность сопротивляться собственному мозгу, который всегда выбирает самый простой путь и легкий способ. Опровергая суждения, которые он отправляет в сознание, есть возможность не поддаваться на провокации со стороны политических партий, религиозных сект и пр.

Социальная шизофрения и социальные сети

Ни для кого не секрет, что современный человек много времени проводит в социальных сетях. При этом речь идет как о детях, так и о взрослых. В связи с этим ученые бьют тревогу. Дело в том, что контент на подобных площадках постоянно упрощается. Если раньше люди читали книги, то сейчас они даже реже просматривают тексты под постами, отдавая предпочтение коротким видеороликам.

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Причина в том, что мозг экономит энергию. Между текстом и видео он выберет второй вид контента. Удовольствие он может получить и от книги, но на это уходит много времени и сил. Мозгу проще посмотреть короткую историю и выбросить в организм небольшую дозу эндорфинов. Так формируются новые привычки, которые вынуждают нас думать все меньше и реже.

Есть и другая проблема, связанная с соцсетями и актуальная в контексте социальной шизофрении. Современные программы и приложения позволяют изменять свою внешность до неузнаваемости. Любой человек даже с заурядными внешними данными в соцсетях может выглядеть красиво, модно и стильно. При этом представление о моде и красоте формируются в наших головах по тем же алгоритмам, что и остальные убеждения.

По этой причине в одну эпоху были популярными одни вещи, а в следующую они уже воспринимаются как нелепые, безвкусные и смешные. Сегодня многие демонстрируют себя в социальных сетях такими, какими их хотят видеть другие люди. Нередко образ, который транслируется вовне, не совпадает с тем, что из себя представляет человек в реальности.

На основе этого тоже создаются убеждения. Просматривая чужие страницы в интернете и сравнивая свою жизнь с чужой, мы думаем, что живем «как-то неправильно», а потому, начинаем демонстрировать свой внешний вид и свой образ действия также, как и остальные. Из-за этого происходит расщепление сознания на Я виртуальное и Я реальное.

Есть и еще одна проблема, которая косвенно связана с социальной шизофренией. Люди, наблюдая за жизнью других, начинают расстраиваться, что они не такие же успешные и счастливые. Они сравнивают их виртуальные образы со своей реальностью и впадают в депрессию.

В итоге мир начинает делиться на «успешных» и «неуспешных», «счастливчиков» и «неудачников» и т.д. Причем главным мерилом для подобных выводов становятся материальные ценности, точнее — убеждения, что материальные ценности являются главным критерием оценки успешности личности.

По данным медиков, депрессия становится массовой и встречается сегодня почти также часто, как сердечно-сосудистые заболевания. Врачи и психологи считают, что одной из главных причин этого являются социальные сети.

Вывод

Основные идеи статьи можно сформулировать следующим образом:

Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Смотреть картинку Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Картинка про Чем опасен человек с шизофренией для окружающих. Фото Чем опасен человек с шизофренией для окружающих

Мир стремительно меняется. Это касается как технологий, так и нашего поведения. Люди начинают мыслить и взаимодействовать друг с другом по-иному. Данные, которые предоставляют нейронауки, помогут подготовить психику к этим изменениям. Нужно только сформировать привычку потреблять качественную и полезную информацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *