Чем она объясняет греховность людей

Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»

1. Что Феклуша рассказывает о других странах? 2. Чем она объясняет греховность людей?
3. Какое значение имеет разговор Феклуши и Кабанова? И что Феклуша рассказывает о жизни в Москве и других больших городах?

Чем она объясняет греховность людей. Смотреть фото Чем она объясняет греховность людей. Смотреть картинку Чем она объясняет греховность людей. Картинка про Чем она объясняет греховность людей. Фото Чем она объясняет греховность людей

Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?

Чем она объясняет греховность людей. Смотреть фото Чем она объясняет греховность людей. Смотреть картинку Чем она объясняет греховность людей. Картинка про Чем она объясняет греховность людей. Фото Чем она объясняет греховность людей

Феклуша рассказывает всякий бред.

Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.

Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».

Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».

Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.

Источник

Конспект по нравственному богословию. 2. Греховность рода человеческого

Чем она объясняет греховность людей. Смотреть фото Чем она объясняет греховность людей. Смотреть картинку Чем она объясняет греховность людей. Картинка про Чем она объясняет греховность людей. Фото Чем она объясняет греховность людейОтражение греховности в душе человека в сфере ума, чувства и воли. — Последовательные стадии, степени греха. — Три источника греха

Мы, все христиане, знаем из святой Библии и веруем в то, что Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Поэтому в творении человек получил безгрешную природу. Но еще первый человек Адам не остался безгрешным, утратив свою первозданную чистоту в первом райском грехопадении. Отрава этой греховности заразила собою весь род человеческий, происшедший от согрешивших прародителей — подобно тому как из отравленного источника истекает отравленная вода. А так как каждый человек к унаследованной от прародителей склонности ко греху прибавляет еще свои личные грехопадения, то нет ничего удивительного в том, что святая Библия о каждом из нас говорит: «ибо нет человека, который жив будет день един, и не согрешил бы» (2 Пар 6, 36). Абсолютно чист от всякого греха только один Господь Иисус Христос. Даже праведники, угодники Божии, имели в себе грех и, хотя с помощью Божией боролись с ним, смиренно признавали себя грешниками. Таким образом, все без исключения люди — грешны, заражены грехом.

Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его. Грех повредил все три основные способности, или силы, души: ум, чувство (сердце) и волю. Ум человека помрачился и сделался склонным к заблуждению (у римлян была поговорка: «Errarе humanum est» — «Человеку свойственно ошибаться»), и человек постоянно ошибается — и в науке, и в философии, и в своей практической деятельности. Быть может, более всего повреждено грехом сердце человека, центр его переживаний и чувствований — добрых и злых, печальных и радостных. И мы видим, что наше сердце затянулось тиной и плесенью греха, утратило способность чувствований чистых, духовных и христиански-возвышенных. Вместо этого оно сделалось склонным к усладам чувственности и земным привязанностям, а также заражено тщеславием и иногда поражает полным отсутствием любви и благожелательности к ближнему.

Но, конечно, более всего повреждена и скована грехом наша воля как способность действования и осуществления намерений человека. В особенности человек оказывается бессилен в своей воле там, где нужно осуществить истинное христианское добро, хотя бы он и хотел этого добра. О таком печальном бессилии воли апостол Павел говорит в Послании к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19). И потому-то о человеке-грешнике Христос Спаситель сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8, 34), хотя — увы! — самому грешнику служение греху часто кажется свободой, а борьба с сетями греха — рабством.

Как же развивается грех в душе человека? Святые отцы, подвижники христианского аскетизма и благочестия, лучше всех «ученых» психиатров знавшие грешную человеческую душу, различают следующие стадии — степени греха: первый момент в грехе, прилог, когда в сознании человека только обозначился тот или иной соблазн — греховное впечатление, грязная мысль и т.д. Если в этот первый момент человек решительно и сразу отвергнет грех, он не согрешит, а победит грех и для души своей будет иметь плюс, а не минус. В прилоге легче всего одолеть грех. Если прилог не отвергнут, он переходит сначала в неясное стремление, а затем в осознанное, ясное желание греха. Здесь человек уже начинает склоняться к греху данного рода. Но без особо тяжкой борьбы он здесь может не поддаться греху и не согрешить, в чем ему поможет ясный голос совести и помощь Божия, если он прибегнет к ней.

Но вот человек впал в грех. Упреки совести звучат громко и ясно, вызывая у не испорченного еще человека лишь резкое отвращение к данному греху. Исчезает прежняя самоуверенность, и человек смиряется (ср. апостола Петра до и после отречения). Но и здесь еще победа над грехом не столь трудна, на что указывают многочисленные примеры (того же апостола Петра, святого царя и пророка Давида и других покаявшихся грешников).

Труднее бороться с грехом, когда он чрез частое повторение обратится у человека в привычку. После приобретения вообще всякой привычки привычные действия совершаются человеком очень легко, почти незаметно для него — сами собою. А поэтому и борьба с грехом, который стал для человека привычным, очень трудна, так как ему трудно уже не только преодолеть себя, но и уследить, заметить приближение греха.

Еще более опасной стадией греха является порок. В этoм случае грех настолько владеет человеком, что сковывает волю его как бы цепями. Человек здесь уже почти бессилен бороться с собой и является рабом греха, хотя сознает его вредоносность и в минуты просветления, быть может, ненавидит его от всей души (таков, например, порок пьянства, наркомании и ему подобные). Здесь без особой милости и помощи Божией человек уже не может справиться с собою и нуждается и в молитве, и в духовной поддержке других. Нужно при этом помнить, что даже любой мелкий грех, например болтовня, любовь к нарядам, пустым развлечениям и т.д., может сделаться у человека пороком, если он вполне овладеет им и заполнит собой его душу.

Высшею степенью греха, при которой он уже совсем порабощает себе человека, является страсть того или иного греховного типа. В этом состоянии человек уже не может ненавидеть свой грех, как в пороке (в этом разница между ними), но подчиняется греху во всех своих переживаниях, действиях и настроениях (Плюшкин из «Мертвых душ» или Феодор Карамазов из «Братьев Карамазовых», также — сребролюбец Иуда Искариот). Здесь человек прямо и буквально впускает (как и сказано про Иуду в святом Евангелии) сатану в свое сердце, и в этом состоянии, кроме благодатной церковной молитвы и воздействия, ничто ему не поможет.

Но есть еще один особый, ужаснейший и погибельный род греха. Это — смертный грех. Человеку, находящемуся в состоянии такого греха, не поможет даже и церковная молитва! Об этом прямо говорит апостол Иоанн Богослов (см.: 1 Ин 5, 16), когда он, призывая нас молиться за согрешающего брата, прямо указывает на бесполезность молитвы за непрощаемого грешника.

Сам Господь Иисус Христос об этом грехе говорит, что этот грех — хула на Духа Святаго — не отпустится, не простится людям ни в сем веке, ни в будущем. Эти грозные слова Он произнес против фарисеев, которые ясно видели, что Он все творит по воле Божией и силою Божией, — и, однако, ожесточенно извращали истину, клеветнически утверждая, будто бы Он действовал силой злого, нечистого духа. Они погибли в своем богохульстве, и этот пример их поучителен и грозен для всех тех, кто грешит смертным грехом — упорным и сознательным противлением несомненной истине, а поэтому и хулой на Духа Истины — Святого Духа Божия. Необходимо заметить то, что даже хула на Самого Господа Иисуса Христа может быть прощена человеку (по Его же словам), так как она может быть совершена по неведению или временному ослеплению. Хула же на Святого Духа может быть, по учению святого Афанасия Великого, прощена только тогда, когда человек прекратит ее, раскаявшись, но, увы, этого обычно не бывает, так как самый род, самый характер греха таков, что делает для человека почти невозможным возврат к истине. Ослепленный может прозреть и возлюбить открывшуюся ему истину, загрязненный пороками и страстями может омыться покаянием и сделаться исповедником истины, но кто и что может изменить хулителя, видевшего и знавшего истину и упорно отрицавшего и возненавидевшего ее?! Это ужасное состояние подобно состоянию диавола, который верует в Бога и трепещет и, однако, ненавидит Его, хулит Его и противится Ему.

Когда пред человеком предстает соблазн, искушение грехом, то исходит обычно это искушение из трех источников: от собственной плоти человека, от мира и от диавола.

Что касается плоти человека, то совершенно несомненно, что она во многих отношениях является гнездилищем, источником противонравственных предрасположений, стремлений и влечений. Прародительский грех — это печальная общая наша склонность ко греху, наследственность от грехов наших предков и наши личные греховные падения — все это, суммируясь и взаимно усиливаясь, и создает в нашей плоти источник искушений, греховных настроений и поступков.

Еще чаще источником соблазна является для нас окружающий нас «мир, который, по слову апостола Иоанна Богослова, весь лежит во зле» (1 Ин 5, 19) и «дружба с которым, по слову другого апостола, есть вражда против Бога» (Иак 4, 4). Соблазняют окружающая среда, окружающие нас люди в особенности намеренные, сознательные соблазнители и развратители молодежи, о которых Господь сказал: «Если кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18, 6). Соблазняют внешние блага, богатство, комфорт, безнравственные танцы, грязная литература, бесстыдные «наряды» и т.д. — все это, безусловно, смрадный источник греха и соблазна.

Но главным и коренным источником греха является, конечно, диавол — тот, о ком апостол Иоанн Богослов сказал: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин 3, 8). Борясь с Богом и Его правдой, диавол борется и с людьми, стремясь погубить каждого из нас. Особенно явно, зло и непосредственно, лично, боролся он со святыми (даже дерзнул искушать Самого Господа Иисуса Христа), как мы видим в Евангелии и в житиях святых. Нас, немощных и слабых, Господь ограждает Своею силою от тех лютых искушений, которым подвергались от диавола сильные духом угодники Божии. Однако и нас он не оставляет без внимания, действуя через соблазны мира и плоти, делая их более сильными и заманчивыми, а также искушая разного рода греховными мыслями. (В последние же годы его злое влияние, помимо всего прочего, в особенности сказывается в эпидемии разного рода самоубийств.) Поэтому aпостол Петр диавола сравнивает с рыкающим львом, который ходит вокруг нас, «ища, кого поглотить» (1 Пет 5, 8).

Источник

Поурочное планирование по драме А.Н. Островского «Гроза»

Разделы: Литература

Урок 1. Биографические сведения об А.Н.Островском. Введение в работу над драмой “Гроза”. История создания произведения.

Урок 2. Работа над содержанием 1-го и 2-го действий.

Урок 3. Работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.

Урок 4. Разбор драмы в целом. Общие картины жизни и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.

Урок 5. Образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.

Урок 6. Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.

Урок 7. Художественные особенности пьесы (жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А.Н.Островского.

Уроки 8–9. Письменная работа.

Урок 10. Заключительное зачетное занятие по драматургии А.Н.Островского.

Урок 1

План урока

Тема: биография А.Н.Островского. Введение в работу над драмой “Гроза”.

Задачи: знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве, оценивать исторические предпосылки творческих свершений художника.

а) Исторический очерк эпохи: Россия перед грозой.(Этот вопрос можно поручить подготовить заранее 1–2 ученикам).
б) История создания драмы “Гроза”: волжские наблюдения А.Н.Островского.

Урок 2

План урока

Тема: работа над содержанием 1-го и 2-го действий драмы. Работа может строиться как комментированное чтение или как беседа с классом.

Урок 3

Тема: работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.

Урок 4

Тема: разбор драмы в целом. Общие картины жизни Калинова и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.

Урок 5

Тема: образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.

Урок 6

Тема: образ Катерины. Русские критики и литературоведы о характере Катерины.

Урок 7

Тема: художественные особенности пьесы ( жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А. Н. Островского.

1. Действие пьесы разворачивается в:

а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.

2. Действие пьесы открывается русской народной песней:

а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.

3. Кому принадлежат следующие реплики:

1) “Восторг. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. ”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.

4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:

5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:

6. Мать Бориса была:

а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.

7. Борис приехал в Калинов, чтобы:

а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.

8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:

а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.

9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:

10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:

Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).

11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:

а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.

12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:

а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.

13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):

1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;

14. Чьи реплики сопровождают ремарки автора:

15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:

16. Какой грех видит за собой Феклуша:

а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.

17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:

18. Феклуше в поездах железных дорог видится:

19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:

а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.

20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:

а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.

21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:

а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.

22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):

а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.

23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:

25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:

Ответы к тесту

1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.

Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”

Планы сочинений

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери ( об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми ( Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б )Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

Источник

II. Состояние человека по грехопадении

1. Грехопадение

Грехопадение Адама и Евы оказывается целым комплексом греховных деяний: это и гордость (стать Богом помимо Бога), и неверие (не поверить Богу), и отступничество от Бога и переход на сторону Его врага, и неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. Блаженный Августин называет грехопадение Адама «неизъяснимым» отступничеством, поскольку в природе человека не было никакой предпосылки, даже, можно сказать, никакой возможности падения, и все же – его свободная личность избирает зло. Личность избирает противное своей природе и желает противное своей природной воле! За этим следует впадение в противоестественное состояние.

Следует отметить, однако, одно несколько извиняющее человека обстоятельство: в отличие от самостоятельно согрешившего диавола, человек пал в результате обольщения, пришедшего извне, от другого существа.

Грех прародителей произвел в человеке и условиях его существования множество последствий, среди которых можно назвать:

поврежденность человеческой природы после грехопадения («физические» 47 последствия);

всеобщность распространения греха (нравственные последствия);

потеря людьми правильного представления о Боге (гносеологические последствия);

известная справедливость того, что человек был оставлен Богом и отдан в рабство диаволу («юридические» последствия);

изменения в природе видимого мира (космические последствия). Физический, нравственный и гносеологический аспекты имеют прямое отношение к антропологической проблематике.

2. «Физические» последствия грехопадения: тленность, смертность, страстность, «кожаные ризы»

Духовной смертью умер Адам сразу после нарушения заповеди, и с тех пор она стала состоянием всего человечества до пришествия Спасителя в мир и виновницей телесной смерти.

3. Нравственные последствия грехопадения: всеобщность распространения греха; первородный грех по прп. Максиму Исповеднику

Метафора свт. Филарета о зараженном источнике и потоке раскрывает нам, что, кроме тленности, смертности и страстности, от предков к потомкам каким-то образом передается еще и «зараза греха», а значит – можно в определенном смысле говорить о наследственном грехе.

Было бы ошибочным искать в этих словах неприязнь к супружеской жизни. Здесь скорее речь идет о том, что в состоянии по грехопадении человеческая личность не может стать совершенно независимой от своей природы и встать над всеми ее проявлениями.

4. Потребность и страсть

В каком же смысле такая (душевная) страсть есть действие, производимое одним в другом? Немесий объясняет это следующим образом. Страсть имеет место тогда, когда, например, тело и душа человека вынужденно ведутся к действию гневом; иначе говоря, сам гнев является «иным», воздействующим на тело и душу человека. Таким образом, существо может действовать двояким образом: либо в соответствии со своей природой – «по энергии», – в таком случае существо движется «само от себя», либо по страсти, – тогда источником действия является нечто неестественное, не соответствующее природе. Одно и то же проявление может быть и по энергии, и по страсти. Так, нормальная частота пульса – проявление «по энергии», учащенная частота пульса – как неумеренная и несогласная с природой – «по страсти».

5. Учение о восьми страстях в человеке

Тщеславие есть такое состояние индивида, при котором ведущим мотивом в его деятельности является поиск социального одобрения.

6. Структура человека по грехопадении

Указанные физические и нравственные последствия грехопадения изменили всю структуру человека. Прежде всего в нем искажается образ Божий, и это искажение относится ко всем трем аспектам: онтологическому, гносеологическому и телеологическому. Рассматривая образ

Все это приводит к тому, что человек уже не может выполнить свое высокое назначение по соединению всего мира с Богом.

Свт. Григорий Богослов. Слово на Святую Пасху // Творения. Т. 1. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 666.

При. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 30.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *