Чем ограничен диапазон восприятия органов осязания вкуса обоняния зрения и слуха
Сенсорное развитие детей раннего возраста: Зрение. Обоняние. Вкус
Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой. С первых дней на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений и перед ним стоит задача научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для дальнейшего познания.
Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.
М. Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно.
Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.
Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира?
Зрение
Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня.
Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе.
Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в слингах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг.
Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров.
Предлагаем Вашему вниманию, монтессори-материалы для развития зрения:
Цилиндры и блоки с углублениями
Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.
Вам нужны деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.
Обоняние и вкус
Запах мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка.
Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные ароматизаторы, но лучше находить натуральные источники запахов. Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса.
Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам.
Игры для развития чувства обоняния
Цилиндры с запахами
Приготовьте две коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, укроп, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.
1.Оказывается, научить определять запахи довольно легко. В качестве пособия подойдут фрукты, которые малыш получает на полдник. Пожалуй, не стоит начинать с апельсина, поскольку он перебивает все запахи. Итак, возьмите грушу, яблоко, виноград, разрежьте и понюхайте каждый образец. Затем немного поиграйте, называя фрукт, чтобы кроха запомнил, что есть что. Наконец предложите ребенку закрыть глаза и угадать по запаху, что перед ним находится. Вкусовые тонкости.
Когда малыш научится различать эти ароматы, замените их на новые.
Для развития чувства вкуса
Угадай, что ты съел
1.Дети пробуют кусочки нарезанных фруктов и овощей и определяют, что они съели.
2.Берем плошку с водой и растворяем сахар, соль, лимон, что-то горькое (капля аптечной настойки или сока столетника). После каждой пробы поласкаем рот.
Уверяем, все способы, над которыми мы потрудились непременно работают. Самое главное играйте, наслаждайтесь обществом друг друга. И тогда у ребенка непременно будут проявляться все его таланты!
Восстановление обоняния после коронавирусной инфекции (Лебедева Л.В.)
Почему происходит изменение обоняния и вкуса после ковида?
Врачи часто сталкиваются с заболеваниями, при которых пациент не различает запахи. Вот некоторые примеры.
Возможно ли вернуть обоняние и вкус?
Параллельно снижению обоняния происходит нарушение вкусового восприятия. Это логичный процесс. Улавливаемый человеком аромат блюд усиливает вкус, делает его более насыщенным. Когда человек не воспринимает запаха еды, он не может полноценно оценить её вкуса. При восстановлении обонятельной чувствительности возвращается вкусовое восприятие.
Способность различать запахи и вкус можно вернуть. Сделать это тем проще, чем раньше начать лечение. Похоже на ситуацию с инсультом. После сосудистой катастрофы в головном мозге нужно как можно быстрее оказать человеку помощь, приступить к восстановлению двигательной активности в самые ранние сроки.
При коронавирусной инфекции так же – чем быстрее начата реабилитация, тем лучше прогноз. Обонятельные нейроны обладают способностью к восстановлению, обновляясь примерно раз в 40 дней. Для того, чтобы они быстрее заработали, ими нужно активно заниматься.
Почему не все переболевшие коронавирусной инфекцией теряют обоняние?
Аносмия обычно развивается на 4–6 день заболевания. На 10–14 день большинство людей выздоравливают и способность различать ароматы возвращается. Но у некоторых дефект остаётся. Нужно понимать, любое заболевание не может протекать одинаково у разных людей. Нет двух идентичных организмов, соответственно, и болезни будут протекать по-разному.
Что необходимо делать, чтобы вернуть обоняние?
Раздражать рецепторы и восстанавливать цепочку проводящего пути. Заставлять нервные клетки работать, вспоминать свои функции. Для этого хорошо подходят кофе, мелисса, мята, чеснок. Применяется ароматерапия с помощью эфирных масел: гвоздики, цитрусовых, эвкалипта. Вдыхать ароматы надо 5–6 раз в день. При отёке слизистой оболочки помогут орошения полости носа солевыми растворами. Разрешается использовать специальные спреи, даже гормональные. Их должен назначить врач оториноларинголог, потому что есть противопоказания.
Невролог может прописать препараты, улучшающие трофику нервной ткани, в том числе и обонятельных рецепторов, а также порекомендовать рефлексотерапию.
Рефлексотерапия. Что это? Как можно с её помощью вернуть обоняние?
Рефлексотерапию медики относят к физиотерапии. Она улучшает кровоснабжение, иннервацию, лимфоотток, способствует улучшению самочувствия. При помощи рефлексотерапии можно вернуть обоняние. Это не новый метод лечения, он использовался и раньше. Рефлексотерапия хорошо помогает в лечении аллергических ринитов и даже инфекционных.
Иглорефлексотерапия – постановка игл, может сочетаться с прижиганием. Внутренние органы на поверхности кожи имеют свои проекции, которые называются чудесными меридианами. Врач воздействует на биологически активные точки определённой зоны, вследствие чего происходит улучшение микроциркуляции, лимфотока, устранение отёка, улучшение обоняния. Восстанавливая циркуляцию энергии по древнему китайскому учению, мы восстанавливаем здоровье.
ВИДЕО с участием врача-невролога Лебедевой Л.В.
Сюжет с участием нашего врача-невролога, рефлексотерапевта Лебедевой Людмилы Васильевны на телеканале НТВ в программе Новости, рубрике «Специальный репортаж» от 27.09.21
Жизнь без вкуса и запаха: как справиться с последствиями COVID-19 (Видео)
Для пациентов, столкнувшихся с такой проблемой, как коронавирусная инфекция (covid-19) специально разработаны программы постковидной диагностики и реабилитации: ПОСТКОВИДНЫЙ СИНДРОМ и ПОСТКОВИДНЫЙ СКРИНИНГ.
Валерий Свистушкин рассказал о механизмах потери обоняния при COVID-19
Ситуация с коронавирусом все больше напоминает фильм «Идеальное чувство». Его герои после заражения загадочным вирусом постепенно теряли обоняние, потом вкус, потом слух… К аносмии (нарушению обоняния) при COVID-19 мы уже успели привыкнуть, на дисгевзию, нарушение вкуса, тоже жаловались многие. А на днях к числу симптомов ковида официально предложено добавить нарушение слуха. Об этом заявили ученые Университетского колледжа Лондона и Королевского национального госпиталя горла, носа и уха.
Как именно коронавирус атакует наши органы чувств, как лечат такие осложнения и каковы шансы на полное восстановление? Об этом мы спросили профессора, доктора медицинских наук, директора Клиники болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Валерия Свистушкина.
– Новый коронавирус продолжает ставить перед нами загадки, – говорит Валерий Михайлович. – Оказалось, что SARS-CoV-2 воздействует на систему ухо-горло-нос иначе, чем другие респираторные вирусы. Известно, что он проникает в клетки, цепляясь за определенный рецептор на их поверхности (так называемый ангиотензинпревращающий рецептор 2-го типа). Такие рецепторы есть в самых разных органах и тканях нашего организма: слизистой оболочке носа и горла, легких, сердца, почек и т.д. И эти же рецепторы, как выяснилось, есть в чувствительных слуховых клетках. Так называются клетки нервной ткани, отвечающие за первичное восприятие запахов и звуковых волн. Нарушение коронавирусом работы этих клеток – одна из версий проблем с обонянием и слухом у больных.
Второй возможный вариант – воздействие вируса непосредственно на сосуды, питающие нервный аппарат.
ТЕРЯЮТ НЮХ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ЗАБОЛЕВШИХ
– Правда ли, что потеря обоняния чаще бывает при легких формах ковида?
– Нет, наблюдения этого не подтверждают. Скорее, при тяжелых формах люди уже просто не обращают внимания на отсутствие запахов. Им бы продышаться и выжить.Что касается механизма потери обоняния, то его выяснили наши западные коллеги. Все оказалось довольно сложно. Если пояснять упрощенно, то обонятельные клетки окружены так называемыми поддерживающими клетками (они отвечают за обеспечение нормальной работы обонятельных клеток). Последние данные показали, что повреждаются именно поддерживающие клетки, и это приводит к нарушению функции самой обонятельной клетки.
– Такая ситуация ставит нас перед серьезной проблемой, как лечить осложнения, – продолжает Валерий Свистушкин. – Если бы речь шла о воздействии вируса на сами обонятельные (рецепторные) клетки, то можно было бы применять известные методы лечения: гормональные противовоспалительные препараты, для улучшения нервной проводимости, питания клеток и т. д. А вот как лечить поддерживающие клетки – пока непонятно. Увы, это приводит к тому, что у части больных (до 5-10%) обоняние не возвращается вообще. Во всяком случае, за полгода наблюдений восприятие запахов не восстановилось. Так что нам еще предстоит разбираться, как лечить таких пациентов.
– Нередко можно услышать, что насморк при коронавирусе отличается от насморка при гриппе и других ОРВИ. Вы наблюдали это в своем исследовании?
– Какой-то закономерности при ковидной инфекции мы не заметили. У одних может быть именно классический насморк, у других – заложенность носа, у третьих – только потеря обоняния.
– А при других респираторных вирусах потеря обоняния встречается?
– Конечно. Но там картина радикально отличается от того, что происходит при COVID-19. В случае ОРВИ снижение обоняния происходит чаще всего не за счет нарушения работы обонятельных клеток, а просто из-за отека и воспаления слизистой носа. Это совсем другой механизм. Такого, как происходит при коронавирусе, мы еще не видели.
СНИЖЕНИЕ СЛУХА: ПОСТРАДАВШИХ ПОКА ЕДИНИЦЫ
– Ситуация с распространенностью нарушений слуха при COVID-19 пока выглядит очень неопределенной, – говорит профессор. – Среди наших больных таких были единицы. В мире их тоже немного – есть данные о некотором количестве в Англии и египетское исследование, где фигурируют около 20 пациентов. Насколько «виновен» в нарушении слуха сам вирус, в какой степени он влияет на слуховые клетки – еще нужно разбираться. Это требует изучения.
Кто в группе риска
В целом риск снижения и даже потери слуха при COVID-19 повышен у тех, кто изначально имеет факторы, предрасполагающие к тугоухости, поясняет доктор Свистушкин. Это:
Пока исследований в этой области не было, мы говорим о предположениях, подчеркивает эксперт.
Почему пропадает вкус?
– Это напрямую связано с нарушением обоняния. Когда человек не воспринимает запахи, вся пища кажется ему безвкусной, – поясняет Валерий Свистушкин. – Есть тест, наглядно подтверждающий это. Если во время еды закрыть глаза и нос, то вы можете не почувствовать разницы в блюдах. Вкус у нас непосредственно связан с обонянием. И если нарушается восприятие запахов, то вкус тоже начинает страдать.
NAME] => URL исходной статьи [
Код вставки на сайт
Валерий Свистушкин рассказал о механизмах потери обоняния при COVID-19
Ситуация с коронавирусом все больше напоминает фильм «Идеальное чувство». Его герои после заражения загадочным вирусом постепенно теряли обоняние, потом вкус, потом слух… К аносмии (нарушению обоняния) при COVID-19 мы уже успели привыкнуть, на дисгевзию, нарушение вкуса, тоже жаловались многие. А на днях к числу симптомов ковида официально предложено добавить нарушение слуха. Об этом заявили ученые Университетского колледжа Лондона и Королевского национального госпиталя горла, носа и уха.
Как именно коронавирус атакует наши органы чувств, как лечат такие осложнения и каковы шансы на полное восстановление? Об этом мы спросили профессора, доктора медицинских наук, директора Клиники болезней уха, горла и носа Сеченовского университета Валерия Свистушкина.
– Новый коронавирус продолжает ставить перед нами загадки, – говорит Валерий Михайлович. – Оказалось, что SARS-CoV-2 воздействует на систему ухо-горло-нос иначе, чем другие респираторные вирусы. Известно, что он проникает в клетки, цепляясь за определенный рецептор на их поверхности (так называемый ангиотензинпревращающий рецептор 2-го типа). Такие рецепторы есть в самых разных органах и тканях нашего организма: слизистой оболочке носа и горла, легких, сердца, почек и т.д. И эти же рецепторы, как выяснилось, есть в чувствительных слуховых клетках. Так называются клетки нервной ткани, отвечающие за первичное восприятие запахов и звуковых волн. Нарушение коронавирусом работы этих клеток – одна из версий проблем с обонянием и слухом у больных.
Второй возможный вариант – воздействие вируса непосредственно на сосуды, питающие нервный аппарат.
ТЕРЯЮТ НЮХ ТРИ ЧЕТВЕРТИ ЗАБОЛЕВШИХ
– Правда ли, что потеря обоняния чаще бывает при легких формах ковида?
– Нет, наблюдения этого не подтверждают. Скорее, при тяжелых формах люди уже просто не обращают внимания на отсутствие запахов. Им бы продышаться и выжить.Что касается механизма потери обоняния, то его выяснили наши западные коллеги. Все оказалось довольно сложно. Если пояснять упрощенно, то обонятельные клетки окружены так называемыми поддерживающими клетками (они отвечают за обеспечение нормальной работы обонятельных клеток). Последние данные показали, что повреждаются именно поддерживающие клетки, и это приводит к нарушению функции самой обонятельной клетки.
– Такая ситуация ставит нас перед серьезной проблемой, как лечить осложнения, – продолжает Валерий Свистушкин. – Если бы речь шла о воздействии вируса на сами обонятельные (рецепторные) клетки, то можно было бы применять известные методы лечения: гормональные противовоспалительные препараты, для улучшения нервной проводимости, питания клеток и т. д. А вот как лечить поддерживающие клетки – пока непонятно. Увы, это приводит к тому, что у части больных (до 5-10%) обоняние не возвращается вообще. Во всяком случае, за полгода наблюдений восприятие запахов не восстановилось. Так что нам еще предстоит разбираться, как лечить таких пациентов.
– Нередко можно услышать, что насморк при коронавирусе отличается от насморка при гриппе и других ОРВИ. Вы наблюдали это в своем исследовании?
– Какой-то закономерности при ковидной инфекции мы не заметили. У одних может быть именно классический насморк, у других – заложенность носа, у третьих – только потеря обоняния.
– А при других респираторных вирусах потеря обоняния встречается?
– Конечно. Но там картина радикально отличается от того, что происходит при COVID-19. В случае ОРВИ снижение обоняния происходит чаще всего не за счет нарушения работы обонятельных клеток, а просто из-за отека и воспаления слизистой носа. Это совсем другой механизм. Такого, как происходит при коронавирусе, мы еще не видели.
СНИЖЕНИЕ СЛУХА: ПОСТРАДАВШИХ ПОКА ЕДИНИЦЫ
– Ситуация с распространенностью нарушений слуха при COVID-19 пока выглядит очень неопределенной, – говорит профессор. – Среди наших больных таких были единицы. В мире их тоже немного – есть данные о некотором количестве в Англии и египетское исследование, где фигурируют около 20 пациентов. Насколько «виновен» в нарушении слуха сам вирус, в какой степени он влияет на слуховые клетки – еще нужно разбираться. Это требует изучения.
Кто в группе риска
В целом риск снижения и даже потери слуха при COVID-19 повышен у тех, кто изначально имеет факторы, предрасполагающие к тугоухости, поясняет доктор Свистушкин. Это:
Пока исследований в этой области не было, мы говорим о предположениях, подчеркивает эксперт.
Почему пропадает вкус?
– Это напрямую связано с нарушением обоняния. Когда человек не воспринимает запахи, вся пища кажется ему безвкусной, – поясняет Валерий Свистушкин. – Есть тест, наглядно подтверждающий это. Если во время еды закрыть глаза и нос, то вы можете не почувствовать разницы в блюдах. Вкус у нас непосредственно связан с обонянием. И если нарушается восприятие запахов, то вкус тоже начинает страдать.
65. Человек и его здоровье
Читать 0 мин.
65.385. Органы чувств
Органы чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Дистанционные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.
Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение(глаза), обоняние (нос).
Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:
Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.
Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.
Компоненты анализатора
Анализатор – система нейронов, задача которых сводится к восприятию сигнала, проведению информации о нем в головной мозг и анализе раздражения.
Термин был впервые введен И.П. Павловым. В настоящее время также используется понятие «сенсорная система».
Выделяют три основных компонента анализатора:
1. периферический компонент представлен рецепторами, воспринимающими изменения окружающей среды.
Каждый рецептор настроен на определенный раздражитель: колбочки и палочки органа зрения реагируют на изменение яркости освещения, причем реагируют они только на свет с определенной длиной волны (инфракрасный свет, например, человеком не воспринимается), рецепторы органа слуха возбуждаются только при воздействии на них звуковой волны определенной частоты (человек не может распознать ультразвук, в отличие от дельфина). Таким образом, каждый анализатор воспринимает только соответствующий ему раздражитель и только в пределах, определенных для человека.
После того как рецептор получил сигнал о каком-то явлении, он генерирует нервный импульс и передает его на следующий компонент анализатора.
2. проводниковый компонент передает сигнал в центральную нервную систему.
Передача происходит по нервам: информация от рецепторов глаза проходит по зрительному нерву, от рецепторов органов слуха – по слуховому нерву и так далее.
3. центральный компонент обеспечивает конечный анализ поступившей информации и создание образа (зрительного, слухового и тд).
За анализ информации, поступающей от разных анализаторов, отвечают разные участки коры больших полушарий:
— в височной доле находится центр слуха
— в затылочной доле находится центр зрения
— также в коре есть представительства и других анализаторов (вкусового, обонятельного, статокинетического), но о них на экзамене не спрашивают, поэтому мы не будем на них останавливаться
— стоит знать еще об одной зоне коры, которая отвечает за чувствительность. Она находится в теменной доле и получает информацию о всех видах чувствительности (болевой, температурной, тактильной, глубокой). Эта информация приходит в головной мозг по разным нервам и несет импульсы со всего тела.
Орган зрения
Зрительный анализатор – это парный орган зрения, представленный глазным яблоком, мышечной системой глаза и вспомогательным аппаратом. С помощью способности видеть человек может различать цвет, форму, величину предмета, его освещенность и расстояние на котором он находится. Так человеческий глаз способен различать направление движения предметов или их неподвижность. 90% информации человек получает благодаря способности видеть. Орган зрения является самым важным из всех органов чувств. Зрительный анализатор включает в себя глазное яблоко с мышцами и вспомогательный аппарат.
Органы слуха и равновесия
Слуховой анализатор включает в себя три основные части: орган слуха, слуховые нервы, подкорковый и корковые центры мозга.
Проводниковый отдел слухового анализатора состоит из 17 000 нервных волокон, что напоминают строение телефонного кабеля с отдельно изолированными проводами, каждый из которых передает определенную информацию в нейроны. Именно волосистые клетки реагируют на колебания жидкости внутри уха и передают нервные импульсы в виде акустической информации в периферический отдел головного мозга. А периферическая часть мозга отвечает за органы чувств.
Ухо — это сложный орган, выполняющий две функции: слушание, посредством которого мы воспринимаем звуки и интерпретируем их, таким образом, общаясь с окружающей средой; и поддержание равновесия тела.
Ухо делится на три отдела, функции которых различны.
Часть уха
Строение
Функция
Наружное ухо
Ушная раковина, слуховой канал, барабанная перепонка – граница между наружным и средним ухом
Защищает ухо, улавливает и проводит звуки. Колебания звуковых волн вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая затем передается в среднее ухо (вызывает движение слуховых косточек)
Среднее ухо
Полость заполнена воздухом. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Посредством слуховой (евстахиевой) трубы соединена с носоглоткой
Проводит звуковые колебания. Косточки подвижно соединены между собой и переводят колебания барабанной перепонки на овальное окно, затянутое эластической пленкой.
Евстахиева труба обеспечивает выравнивание давления в полости среднего уха по сравнению с окружающей средой
Внутреннее ухо
Полость заполнена жидкостью.
Орган слуха: овальное окно, улитка, кортиев орган (рецепторный аппарат – покровная мембрана и волосковые клетки-рецепторы)
Колебания, достигшие овального окна, распространяются по внутреннему уху по жидкости, которая его заполняет. В итоге жидкость заставляет колебаться мембрану, которая воздействует на рецепторные клетки – специальные волокна, в которых в итоге генерируется нервный импульс. В дальнейшем этот импульс по слуховому нерву передается в височную область коры больших полушарий (в центр слуха).
Орган равновесия: три полукружных канала и отолитовый аппарат
Органы равновесия воспринимают информацию о положении тела и контролируют его перемещения в пространстве. Они передают возбуждение в продолговатый мозг, мозжечок, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение.
Вестибулярный аппарат (лат. vestibulum — преддверие), орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха.
Вестибулярный аппарат — сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата — комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований — отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов. Из рецепторов равновесия поступают сигналы двух типов: статические (связанные с положением тела) и динамические (связанные с ускорением). И те и другие сигналы возникают при механическом раздражении чувствительных волосков смещением.
Органы вкуса
Строение вкусового анализатора
Периферический отдел вкусового анализатора представлен вкусовыми луковицами круглой или овальной формы, которые расположены главным образом в сосочках языка. Различают сосочки желобоватые, листовидные и грибовидные. В меньшем количестве вкусовые луковицы встречаются на мягком небе и задней стенке глотки.
Проводящий путь вкусового анализатора тесно связан с передним отделом головного мозга – гипофизом. В каждой вкусовой почке присутствуют нервные волокна, строение которых сопряжено с различными нервами. Например, передняя треть языка напрямую связана с барабанной струной лицевого нерва. Вот почему при употреблении лимона в пищу у человека может резко поменяться мимика.
Проводящий путь от миндалин лежит к языкоглоточному нерву, а вкусовые почки глотки и гортани соединены с блуждающим нервом. Вкусовой и обонятельный анализаторы соединяются в одиночном пучке продолговатого мозга, ядра которого отвечают за большинство реакций на пищу и иные раздражители чувствительных рецепторов.
В центральном отделе сосредоточены отростки нейронов еще одного отдела головного мозга, а именно гипоталамуса. Функции этого отдела вкусового анализатора выражены в реакции на вкусовые, температурные и механические раздражители.
Кожный анализатор
К кожному анализатору относят совокупность анатомических образований, согласованной деятельностью которых определяются такие виды кожной чувствительности, как чувство давления, растяжения, прикосновения, вибрации, тепла, холода и боли.
Кожа различных участков тела имеет разное количество рецепторов и соответственно обладает неодинаковой чувствительностью. Особенно большое количество рецепторов расположено на поверхности губ, на кожной поверхности кончиков пальцев.
Обонятельный анализатор
Обонятельный анализатор отвечает за восприятие и анализ запаха.
Периферический отдел: рецепторы слизистой оболочки верхней части носовой полости. Обонятельные рецепторы в слизистой носа оканчиваются обонятельными ресничками. Газообразные вещества растворяются в слизи, окружающей реснички, затем в результате химической реакции возникает нервный импульс.
Проводниковый отдел: обонятельный нерв.
Центральный отдел: обонятельная луковица (структура переднего мозга, в которой осуществляется обработка информации) и обонятельный центр, расположенный на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий.
В коре происходит определение запаха и формируется адекватная на него реакция организма.
Восприятие вкуса и запаха дополняют друг друга, давая целостное представление о виде и качестве пищи. Оба анализатора связаны с центром слюноотделения продолговатого мозга и участвуют в пищевых реакциях организма.