Чем очарован странник флягин

Иван Северьянович Флягин в повести «Очарованный странник»: образ, характеристика описание, портрет

Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин
Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов

Иван Северьянович Флягин является главным героем повести «Очарованный странник» Николая Лескова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести «Очарованный странник»: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах.

Иван Северьянович Флягин в повести «Очарованный странник»: образ, характеристика, описание, портрет в цитатах

«. меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали. «

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.»

«. по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.»

«. из‑под густых, вверх по‑гусарски закрученных седых усов. «

«. снял с головы свой монастырский колпачок и, перекрестясь, молвил. «

«Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии.»

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню. «

«. сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою. «

«. я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован.»

«Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.»

«. я к этому от природы своей особенное дарование получил.»

«. к коню я, как вам докладывал, имею дарование. «

«. моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу. «

«Я конэсер‑с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования. Да‑с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил.»

«Я же был, как докладывал вам, природный конэсер и этот долг природы исполнял совестно. «

«. он, по доброте своей, всеконечно от этого не отказался. «

«. он исповедал со всею откровенностью своей простой души. «

«Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности. «

«. и заговорил приятным басом с повадкою.

– Это все ничего не значит, – начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом. «

«Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен.»

«. до монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен. «

«. только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам. «

«. я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его.

«. ни за что я того, кому служу, обмануть не мог. И мой князь это чувствовал и высоко меня уважал. «

«. очень не умен, а золотой мужик – честный, и рачитель. «

«Непременно с: мне за народ очень помереть хочется.»

«. оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком. «

«Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. «

«Я, – говорю, – на своем веку много неповинных душ погубил. «

«. не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого».»

«Я ведь много что происходил, мне довелось быть‑с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.»

«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.»

«Так вы и в десять лет не привыкли к степям?»

«. как ты хочешь, а тебя надо в офицеры произвесть.»

«Поздравляем, – говорят, – тебя, ты теперь благородный и можешь в приказные идти. «

«. в кучера, но никто не берет; говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»

«Постоянно‑с в кучерах. В монастыре этого моего звания офицерского не опасаются, потому что я хотя и в малом еще постриге, а все же монах и со всеми сравнен.»

«. «запрягай, отец Измаил» (меня теперь Измаилом зовут), – я запрягу; а скажут: «отец Измаил, отпрягай», – я откладываю.»

«Я, – говорит, – его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель.»

«Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь. Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться.»

Источник

Образ Ивана Флягина

Для литературы 19 века образ путешественника-праведника совершенно нов и непривычен. Главный герой – пример праведности в условиях стремительной человеческой жизни с пороками, бедами, несправедливостью. Автор создаёт своё художественное осмысление человеческой жизни, предназначения. Образ Ивана Флягина в повести “Очарованный странник”- символ русского характера, простой, честной натуры.

Русская душа

Иван Флягин – выходец из крепостных крестьян, его мать умирает при родах, а отец служит конюхом. Жизнь героя неразрывно связана с лошадями: он учится понимать животных, разбираться в их породах, характере, здоровье, ценности.

Флягин вынужден покинуть свой дом, он становится беглым крестьянином, некоторое время служит нянькой у одного богатого человека. Сущность героя такова, что за какое бы дело он ни брался, относится к нему крайне ответственно и с душой. Честность и порядочность – главные качества героя. Флягин силён и крепок не только физически, он духовно непоколебим, верен себе и своим целям.

Удивляет то, насколько герой доверяет жизни, высшим силам: он смело идёт навстречу тем обстоятельствам, которые предлагает ему жизнь, как-то интуитивно, доверяя судьбе, людям, будущему.

Внешность героя

Автор уделяет много внимания описанию внешности персонажа: “человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета…”. Флягин напоминает русского богатыря: он имеет крепкую фигуру, большие сильные руки, доброе лицо, особую стать. Автор сам проводит параллель с героем русских былин: “он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…”.

Несмотря на возраст (Ивану Северьяновичу около 50 лет), плен, беды, выпавшие на долю героя – он выглядит крепким, здоровым, жизнерадостным. Герой планирует принять участие в войне за веру, он полон сил и желает сложить голову за русский народ, если придётся. Это ещё одна черта, объединяющая образ Флягина с былинными персонажами.

Жизненная философия героя

Если взвесить поступки главного героя, то его честность, нравственность и праведность столкнётся с множеством неоднозначных вещей: убийство цыганки, пьянство, гибель монаха. Обострённое чувство справедливости – вот мотив, которым руководствуется Флягин. На Кавказе он убивает врагов, не щадя, смело и отважно. Уходя на войну вместо другого человека, он спасает единственного сына хороших людей. Этот поступок невозможно переоценить. В нём выражается вся сущность русского человека, странника – свободного и вечно одинокого.

Флягин – не идеален, однако всеми его поступками правит доброе начало: в нём нет ни капли зависти, злобы, ненависти. Духовная сторона образа созидательна. Даже свою физическую силу персонаж применяет во благо, защищая людей, спасая ближнего.

Источник

Иван Флягин характеристика образа повести Очарованный странник

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин

Частая смена мест, мотив бегства

Несмотря на свою уживчивую натуру, Иван Северьянович не задерживается долгое время нигде. Читателю может показаться, что герой непостоянен, легкомыслен, неверен как себе, так и другим. Не поэтому ли Флягин скитается по миру и никак не может отыскать себе пристанища? Нет, это не так. Герой не раз доказывал свою верность и преданность. К примеру, он спас семью графа К. от неминуемой гибели. Таким же образом богатырь Иван Флягин проявил себя в отношениях с Грушей и князем. Частая смена мест, мотив бегства этого героя объясняются отнюдь не тем, что он недоволен жизнью. Наоборот, он жаждет испить ее сполна. Иван Северьянович так открыт жизни, что она как будто сама несет его, а герой лишь следует по ее течению с мудрой покорностью. Однако не следует понимать это как проявление пассивности и душевной слабости. Эта покорность является безоговорочным принятием судьбы. Образ Ивана Флягина характеризуется тем, что герой нередко не отдает отчета в собственных поступках. Он полагается на интуицию, на мудрость жизни, которой во всем доверяет.

Портрет, характерные черты и описание главного героя

Внешности был примечательной: богатырского роста, смуглолицый, с густыми, вьющимися волосами с проседью, по-гусарски закрученными седыми усами, одет в монашеское одеяние. Его облик автор сравнивает с простодушным, добрым русским богатырем Ильей Муромцем с картины Верещагина. Герою шел пятьдесят третий год, и в миру его звали Иваном Северьяновичем Флягиным.

Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин

Наивность и жестокость

У Ивана Флягина своя мораль, своя религия, однако в жизни этот герой всегда остается честным как с самим собой, так и с другими людьми. Рассказывая о событиях своей жизни, Иван Северьянович не утаивает ничего. Душа этого героя открыта как для случайных попутчиков, так и для Бога. Иван Северьянович прост и наивен как младенец, однако во время борьбы со злом и несправедливостью он может быть весьма решительным, а порой и жестоким. К примеру, он отрезает хвост барской кошке, наказывая ее так за истязание птички. За это Иван Флягин сам жестоко наказан. Герою хочется «помереть за народ», и он решает пойти на войну вместо одного юноши, с которым не могут расстаться родители.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ, где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин Чем очарован странник флягин. Смотреть фото Чем очарован странник флягин. Смотреть картинку Чем очарован странник флягин. Картинка про Чем очарован странник флягин. Фото Чем очарован странник флягин

Неуязвимость для смерти

Профессии в жизни Ивана Флягина

В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.

После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.

Детство, воспитание, семья

Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.

Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

«Грехи» Ивана Северьяныча

Вариант 2

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.

Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.

Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.

Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.

Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны — восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.

Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.

Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.

Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.

Природная сила Флягина

Огромная природная сила героя является причиной его поступков. Эта энергия побуждает Ивана Флягина на безрассудства. Герой случайно убивает монаха, который заснул на возу с сеном. Это происходит в азарте, во время быстрой езды. В молодости Ивана Северьяновича не очень-то тяготит этот грех, однако с годами герой начинает ощущать, что ему придется когда-нибудь искупить его.

Несмотря на этот случай, мы видим, что быстрота, ловкость и богатырская сила Флягина не всегда являются разрушительной силой. Будучи еще совсем ребенком, этот герой едет в Воронеж вместе с графом и графиней. Во время поездки повозка едва не срывается в пропасть.

Мальчик спасает хозяев, остановив лошадей, однако самому ему едва удается избежать смерти после падения с обрыва.

Источник

Иван Северьянович Флягин — образ и характеристика героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Авторская характеристика образа Ивана Флягина начинается уже с самого названия повести. Он странник. Словарь Ожегова разъясняет: странник — «странствующий человек» или «человек, идущий пешком на богомолье». Обе эти характеристики относятся к герою повести. Очарованный — «охваченный чарами, завороженный, околдованный» (толковый словарь Даля). На каждом этапе своей жизни он кем-то или чем-то бывает очарован.

Происхождение

Иван Северьянович Флягин — главный герой повести Николая Лескова «Очарованный странник». Он родился в семье крепостного кучера, одного из дворовых людей графа К. в Орловской губернии.
Его мать умерла сразу же после рождения сына. Как объясняет сам Флягин, у него была очень большая голова, поэтому роды были тяжёлыми. Мальчик из-за этого получил прозвище Голован.

Семья жила на кучерском дворе, и маленький Голован всё детство провёл на конюшне, хорошо изучил нрав лошадей и полюбил этих животных. По его словам, он — природный конэсёр (знаток лошадей) и три года был помощником ремонтёра – офицера, занимавшегося закупкой лошадей для армии.

Внешность

Простодушный вид и внутренняя доброта сближают образ Флягина с Ильёй Муромцем. И по своим физическим качествам он равен этому былинному богатырю — выносит такую обстановку и условия жизни, которые подвластны только богатырской натуре.

Его приятный бас звучит лениво и мягко, а рассказы о собственной жизни наполнены той откровенностью, которая идёт от искренности души и неспособности ко лжи.

Характер

Самое главное качество Ивана Флягина — благодушие. Он относится к таким простым русским людям, которые всегда поделятся последним куском даже со своим врагом, окажут помощь раненому врагу наравне со своим. Этими качествами обладал и Платон Каратаев, простой солдат, а в прошлом — крестьянин, в образе которого Лев Толстой воплотил все лучшие качества простого русского человека: искренность, доброту и внутренний свет. Выпавшие на долю таких людей испытания не ожесточают их, но помогают духовно и нравственно обогащаться.

Герой Лескова — человек искренней веры и честности, он ответственно относится к любому порученному делу. Когда по воле случая Иван стал нянькой грудного ребёнка, то ни за что не соглашался отдать его матери, т.к. «взялся хранить дитя и берегу его». Он не мог обмануть того, кому в данный момент служил.

Храбрость также была его отличительной чертой. Он проявил её и во время поездки с графом на шестёрке лошадей, остановив над самой пропастью экипаж, и в плену у татар, где провёл 10 лет и был лишён возможности ходить, и во время 15-летней службы на Кавказе, после чего был награждён Георгиевским крестом и произведён в офицеры.

Иван Флягин — настоящий патриот, он мечтает умереть за свой народ. А в плену у татар страшно тоскует по России.

Но в то же время его поступки иногда характеризуют его как грешника, в чём он сам себе отдаёт отчёт. Так, он стал убийцей монаха, случайно попавшегося ему на пути. Это не было преднамеренным убийством, а лишь безрассудным поступком, характерным для ранней молодости, когда у человека много сил, но недостаточно ума для оценки своих действий. Но, тем не менее, он лишил человека жизни. В тот период времени он об этом даже и не переживал, но с годами осознал как тяжкий грех. Позже он насмерть засёк татарина на ярмарке. И пусть это было только соревнование, но человек погиб. И третий его страшный грех — убийство цыганки Груши, которую он столкнул в реку. Да, она сама просила его лишить её жизни, но, возможно, это был только порыв отчаяния, приступ ревности, когда человек вне себя и говорит страшные вещи. Возможно, Груша образумилась бы, всё-таки она ждала ребёнка… Получается, что не три смерти были на совести у Флягина, а четыре. Но автор не заостряет внимания на этой детали, хотя она важна, и сам «очарованный странник» не говорит об этом.

Вывод

В начале странствий личность Ивана Флягина не обременена никакими нормами поведения, опорной точки в его жизни нет. Он сам не знает, как поступит в том или ином случае. У него отсутствуют нравственные и вообще какие-либо иные критерии душевной жизни. Случайность — главный мотив его поступков и единственная норма внутренней жизни в тот период времени. Это хорошо видно в эпизоде с порученным ему ребёнком. Мать ребёнка сбежала от мужа с офицером, но тоскует по девочке и тайком появляется в тех местах, где Иван гуляет с ней. Мать уговаривает его отдать ей дочку. Иван на уговоры не поддается и на деньги не льстится. Но, увидев идущего к ним офицера, тут же решает со скуки с ним подраться: «Бог даст, в свое удовольствие подерёмся». И провоцирует драку. Вдруг с пистолетом появляется отец ребёнка, и действия Ивана тут же меняются: он хватает ребёнка и бежит с ним за женщиной и офицером, которого только что оскорбил, и убегает с ними.

Полное безразличие к добру и злу фактически и гонит его по миру. И в монастырь он попал не по призванию, а потому, что «деться было некуда», т.е. случайно.

Но «хождение по мукам» помогло ему обрести высокие нравственные качества. Кульминацией его духа является любовь к цыганке Груше. В этой любви он нашел связь с миром и познал ценность своей собственной личности. Но Лескова индивидуальная судьба человека интересует меньше, чем русский национальный характер, который он и показал в образе «очарованного странника».

Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» выражает и странничество поэтической души, которая способна постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе.

Характеристика образа Ивана Флягина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *