Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах

Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе?

Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть картинку Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Картинка про Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах

В наше время каждому мусульманину, независимо от уровня религиозности или религиозных знаний, известно, что Ислам представляет собой социально ориентированную религию, стремящуюся создать крепкое и здоровое мусульманское общество – Умму. По замыслу Всевышнего Творца, религия должна послужить объединяющим фактором полиэтнического и мультикультурного общества мусульман и превратить его в Умму. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества для араба, над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности».

Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Эти неспокойные времена, названные впоследствии «ридда» (вероотступничество), выпали на время правления халифа Абу Бакра (р.а.). Причина отхода некоторых арабских племен от Ислама заключалась в желании восстановить доисламскую племенную раздробленность. За этим последовал отказ подчиниться централизованной власти и выплачивать закят. Примечательно, что главы племен пытались обосновать свой отказ от выплаты закята тем, что закят по своей сути отличается от других видов поклонения, например, молитвы и поста и, следовательно, не имеет религиозной важности.

Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.

Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.

Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.

Источник

ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §4 Возникновение и распространение ислама

Стр. 35. Вспомните

Как появилось вероучение, ставшее со временем одной из мировых религий?

Религия ислам (мусульманство) возникла в начале VII века. Её основал житель города Мекки Мухаммад. Он начал призывать своих сограждан отказаться от языческой религии и уверовать в Единого Бога – Аллаха. Однако на родине к таким идеям отнеслись враждебно. Поэтому Мухаммад был вынужден перебраться в другой город – Медину (Ясриб). Здесь он нашел себе сторонников. Местные жители начали исповедовать новую религию. В дальнейшем, ислам начал распространяться в процессе военных походов. Когд Мухаммад завоёвывал новые арабские города и земли, то насаждал там свое вероучение. В результате, практически все жители Аравийского полуострова стали исповедовать ислам.

Стр. 38. Вопросы к иллюстрации

Мухаммада нередко изображали с лицом, скрытым завесой, и с языками пламени над головой. Что художники хотели этим выразить?

На мой взгляд, изображая пророка Мухаммада со скрытым лицом, художники хотели избежать возможного идолопоклонства. В языческие времена люди поклонялись различным скульптурам и изображениям. Даже в христианской религии изображения Господа и святых на иконах не всеми подерживалось. Например, в Византии длительное время был конфликт между иконоборцами и иконопочитателями. Вот и в исламе решили избежать такой ошибки и не показывать лицо своего главного пророка. Что касается языков пламени над головой пророка, то они подчёркивают святость Мухаммада, его богоизбранность.

Стр. 39. Вопросы к иллюстрации

С какой целью мусульманские мастера покрывали стены мечети такими надписями?

Мусульманские мастера вынуждены были покрывать стены мечетей надписями с именем Бога, поскольку рисовать его изображения как на христианских иконах, нормами ислама было категорически запрещено. Также Коран запрещал поклонения любым изображениям живых существ (даже животных). Вот художники и находили способ показать верующим Бога без нанесения его изображения – путем многократного написания его имени.

Стр. 39. Вопросы к иллюстрации

Объясните назначение разных частей мечети.

Стр. 41. Документ №1

1. Какой представлена в тексте власть халифа?

Из данного текста можно судить о том, что власть халифа везде и всем преподносилась как священная. Путем демонстрирования различных атрибутов (плащ Пророка, посох, Коран и т.д.) и существования ограничений (запрет на прикосновение губами непосредственно к руке) подчеркивалось положение халифа как наместника Бога на Земле. К сожалению, конкретные полномочия халифа не указаны в документе, однако можно с уверенностью предположить, что власть такого человека была безграничной, поскольку он всегда мог указать, что совершает поступки от имени Аллаха.

2. Что можно сказать об отношении самого автора сочинения к халифу и порядкам, существовавшим при его дворе? По каким словам это можно определить?

Автор данного документа уважительно относится к халифу. Подтверждением этого может служить фраза «Да будет милосерден к нему Бог…». Аналогично он относится и к существовавшим при дворе порядкам. Во всяком случае воспринимает их как нечто должное и необходимое. Никакого негативного отношения к различным ограничениям и запретам автор не высказывает.

Стр. 42. Вопросы в конце параграфа

1. Составьте рассказ об арабских племенах по плану: 1) территория расселения; 2) основные занятия; 3) верования.

1) Арабские племена заселяли территорию Аравийского полуострова, часть Сирии и Междуречье.

2) Основными занятиями арабских племен было кочевое скотоводство и торговля. Проживавшие в пустынях бедуины занимались разведением верблюдов, овец и лошадей, а также грабежами оседлых племен и купеческих караванов. Те арабы, которые жили на побережье Красного моря, занимались преимущественно транзитной торговлей (перепродавали товары с Индии, Китая, Африки и Южной Аравии в Византию, Иран и Эфиопию).

3) Большинство арабов исповедовали язычество. Однако определенная их часть приняла иудаизм или христианство. Начиная с середины VII в. господствующей религией среди арабов становится ислам.

2. Объясните, в чём заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада. Чем отличалось его учение от верований его одноплеменников?

Смысл проповедей пророка Мухаммада состоял в том, чтобы его соплеменники отказались поклоняться традиционным языческим божествам и уверовали в Единого Бога – Аллаха. Именно этим мусульманское учение кардинально отличалось от языческих верований, которые издревле исповедовали арабские народы. Также ислам отличался верой в неизбежность Страшного суда, и дальнейшего распределения человеческих душ в ад или рай. Поэтому от каждого правоверного мусульманина требовалось вести праведный образ жизни для того, чтобы после смерти не оказаться в аду.

3. Каким образом Мухаммаду удалось утвердить новую веру среди арабов? Составьте хронологический ряд ключевых событий начальной истории ислама.

Мухаммаду удалось утвердить исламское вероучение, прежде всего, силовым путем. Военные победы арабов-мусульман были использованы в качестве демонстрации истинности новой религии. С дальнейшими завоеваниями последователями Мухаммада новых территорий, ислам насаждался и среди их жителей.

Ключевые даты раннего периода существования ислама

622 г. – переезд Мухаммада с Мекки в Медину (Ясриб). Считается годом официального возникновения ислама и исходной точкой отсчета в мусульманском календаре.

632–661 гг. – правление четырех «праведных халифов»: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

661 г. – убийство халифа Али. Раскол среди мусульман на суннитов и шиитов.

4. Объясните, какое место в исламском государстве занимали халифы.

Халифы занимали ключевое место в исламском государстве. Их считали наместниками Аллаха на Земле, поэтому они выполняли роль правителя Арабского халифата. Халифы имели колоссальную власть: духовную, светскую и военную. Изначально халифов выбирало собрание наиболее авторитетных мусульман, однако после убийства в 661 г. последнего «праведного» халифа Али, власть халифа начала передаваться по наследству.

5*. Чем объяснялось появление различных течений в исламе? Покажите на конкретных примерах.

Раскол в исламском вероучении произошел из-за убийства последнего «праведного» халифа Али. Он был был зятем и близким другом пророка Мухаммада в 661 г. Те мусульмане, которые особенно почитали покойного халифа, фактически провозгласили его святым. Таких последователей со временем стали называть шииты. Они искренне считают, что святость Али и его власть должны переходить по наследству к его потомкам. Кроме того, шииты не признают Сунну – вторую по значимости священную книгу мусульман после Корана.

Однако большая часть мусульман не согласны с шиитами. Они считают Али выдающимся человеком, но все же не святым. В свою очередь, они признают священную книгу Сунну и ориентируются на ее текст. Поэтому они получили прозвище суннитов. Именно так ислам раскололся на два течения: шиизм и суннизм.

Источник

Течения в исламе

Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть картинку Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Картинка про Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах

Какие течения или направления Ислама существуют и сколько течений в Исламе в современном мусульманском мире является ведущими – эти вопросы не должен обойти вниманием ни один мусульманин, поскольку каждое направление или течение в Исламе имеет свои положения и принципы, с точки зрения которых интерпретируются труды исламских ученых богословов.

Вопрос: сколько основных направлений в исламе? Ответ: в исламе есть два основных направления: суннизм (85%) и шиизм (около 15%).

Вопрос: сколько течений в Исламе? Ответ: в Исламе существует множество течений и сект, некоторые из них не имеют отношения к основам исламской религии и мусульманской веры.

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть картинку Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Картинка про Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах

Сунниты

Сунниты руководствуются основными принципами приверженности ценностям Ислама, которые обозначены в священном Предании. Ведущей идеей суннитов является та, что мусульманская община играет руководящую роль в решении жизненно важных задачи и проблем мусульман.

Направления в сунизме

Суннитами признаются только четыре богословские правовые школы или мазхаба: маликитский мазхаб, шафиитский мазхаб, ханафитский мазхаб и ханбалитский мазхаб. Остальные мазхабы, которые также относятся к суннитскому течению, в современном мусульманском мире свое существование постепенно прекратили, поскольку случилось отсутствие преемственности. Все эти школы признают правомерность друг друг, а человек может сделать самостоятельный выбор, какого мазхаба быть приверженцем, и следовать той школе, с принципами и положениями которой он согласен.

В исламе порицается фанатичная приверженность к какому-то определенному мазхабу, и человеку не вменяется в обязанность следовать во всех религиозных вопросах мнению какого-то одного мазхаба.

Течения суннитского ислама

Помимо религиозно-правовых школ, в исламе существуют десятки течений, которые расходятся по тем или иным вопросам религиозного характера, некоторые основные течения приведены ниже.

Суфизм

Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Смотреть картинку Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Картинка про Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерах. Фото Чем объяснялось появление различных течений в исламе покажите на конкретных примерахОдно из направлений в Исламе – суфизм. Он представляет собой учение, которое призывает очистить сердце от всего для Всевышнего Аллаха. В основе суфизма – концепция того, что человек должен индивидуально достичь связи с Всевышним. В практическом плане это может выражаться и в сформированных организациях в виде орденов и тарикатов, чьи лидеры являются духовными преемниками древних учителей.

Суфизм является доминирующей частью традиции исламской религии в некоторых странах, но есть также страны, где к нему преобладает неоднозначное отношение, где оппоненты суфизма заявляют об искажениях ислама, имеющих место в данном направлении, посредством индуистских или христианских традиций. Оппоненты также считают, что отдельные суфистские практики противоречат исламу – к таким относят практику почитания умерших родителей, практику взведения мавзолеев для умерших, а также обычай молиться на могилах предков. Подвергается критики и практика экстатических плясок суфиев и то, что в основе учения лежит концепция, предполагающая растворение суфия в Боге.

Суфиями называют себя достаточно много людей, и они используют в своей практике упомянутые выше, подвергающиеся критике отклонения от истинного ислама, и это является причиной того, что критике подвергается весь суфизм. И это не взирая на то, что разные суфистские организации – тарикаты или ордены – могут друг от друга отличаться довольно серьезно.

Салафия

Еще одно направление в исламе носит название «салафия», переводящегося с арабского языка как «предшественники» или «предки». Это направление объединяет религиозных мусульманских деятелей, которые на разных этапах исламской истории обращались к своим последователям с призывом ориентироваться на тот вариант веры и образ жизни, которые вела ранняя община мусульман, то есть во всем равняться на праведных предков мусульман. Все нововведения, которые появились в Исламе позже, салафиты называют «бида», то есть ересь. К бида они относят и методы символико-аллегорической трактовки Священной Книги Коран, а также все те нововведения, которые были привнесены в исламскую религию в результате контактов мусульманского мира с миром западным.

Среди салафитов известны такие мусульманские ученые как Ибн Таймийа, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, а также представители ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун». Западная литература оперирует для обозначения салафитской идеологии такими терминами, как «возрожденчество», «фундаментализм» и «традиционализм».

Джамаат таблиг

Маулана Мухаммад Ильяс являлся исламским богословом и сторонником деобандийского направления, назвал Джамаат таблиг независимым, добровольным и пацифистским движением. Их лозунгом стало: «О мусульмане! Будьте мусульманами!». Движение распространилось за пределы Дели и нашло своих сторонников в ста пятидесяти странах. В среднем у этого движения более семидесяти миллионов последователей.

Упор таблиговцы делают не на том, чтобы призывать в ислам атеистов и иноверцев, а на том, чтобы работать с этническими мусульманами. Их цель в оживлении мусульманской религии среди традиционно исповедующих ислам народов. Призывающие к исламу представляют в своей массе достаточно разнородный контингент: от простых мусульман, рядовых трудящихся и служащих, до судей и научной интеллигенции. Ряд участников движения занимаются этой деятельностью постоянно, посвятив этой работе всю свою жизнь, а кто-то периодически выезжает в другие поселения для того, чтобы призывать к исламу целевую аудиторию. В рядах участников движения много таких, кто принимал участие в деятельности по призыву только однажды или тратит на это немного времени. Поскольку этнический состав участников движения Таблиг, также и как их география, обширны, то можно называть их не столько организацией, сколько сообществом мусульман, которые объединились в своем следовании Священной Книге Коран и Сунне в деле совершения призыва к исламу.

Шииты

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».

К таким сектам относятся:

Хариджиты

Хариджиты – это представители религиозно-политического движения Хариджизм, и название этого течения в переводе с арабского означает «покинувшие» или «выступившие». Это движение преимущественно имело радикальный характер и зародилось во время правления халифа Али после того, как состоялась битва Сиффин. Основателями движения стали некоторые воины халифа Али, которых не удовлетворил результат третейского суда, они считали себя врагами Муавии и Али, после чего встали на путь войны и перешли к активным диверсионным и военным действиям против них.

К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.

Идейные течения Ислама

С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:

Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.

Течения ислама в России

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

ИКЦ «Источник»

www.islamnaneve.com

Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект

Данный материал представляет собой сокращенную запись цикла бесед по истории ислама, проведенного для студентов –арабистов и религиоведов различных ВУЗов СПБ по их просьбе. Мы старались изложить темы языком, понятным широкому кругу читателей, однако все же сохранили некоторые арабизмы, учитывая специфику материала.

Основное внимание уделялось анализу причин возникновения того или иного течения, их характерным особенностям и отличиям от направления Ахлю-ас-Сунна.

Начнем с того, что постараемся рассмотреть возникновение разделений мусульман на течения в исторической ретроспективе. В дальнейшим рассмотрим основные течения более подробно

ЧАСТЬ I Общий исторический обзор

1. Первые признаки появления разногласий
Во времена пророка (СААС) никаких существенных разногласий не существовало. Хотя сподвижники, будучи очень разными людьми, и расходились порой по некоторым второстепенным вопросам, существовал авторитет Посланника Аллаха (СААС), который либо разрешал возникшие разногласия, либо объявлял оба мнения легитимными.
После смерти Посланника Аллаха (СААС) первое разногласие среди сподвижников появилось в вопросе избрания первого халифа: ансары (жители Мадины) считали, что преемник пророка (СААС) должен быть избран среди них, так как именно они предоставили в свое время укрытие и защиту Посланнику Аллаха (СААС).
Однако это противоречие разрешилось быстро и безболезненно, и все присягнули Абу Бакру
( см. подробнее: избрание Абу Бакра халифом ).

Начало периода его правления было отмечено большой смутой- войны с вероотступниками внутри халифата, известные как «войны ридда», появление лжепророков. Однако решительному и стойкому Абу Бакру удалось успешно справиться со всеми смутами.
( см: правление Абу Бакра, подробнее… ). Затем, после смерти Абу Бакра, последовал длительный период правления II халифа Омара ибн аль Хаттаба, отмеченный чрезвычайной стабильностью. ( Omar см: правление Омара, подробнее…… ).

Почему Али так ответил?
Али был очень дальновиден, он понимал, что время ушло вперед, ситуация изменилась, халифат уже не тот, что был при Абу Бакре, и даже при правлении Умара, поэтому и «старания»- иджтихад- уже должен быть другой, его иджтихад, соответствовавший его времени. А Аллах лучше знает. Тот же вопрос был задан Усману. И он ответил: «Да».

2. Период правления IV праведного халифа, Али бн Аби Талиба.
Появление хариджитов

Посланник Аллаха (СААС) предсказал достаточно много событий из будущего своей уммы, и предсказал появления многих сект, описав их признаки.
«Будут дни очень сложные, и разумные растеряются, и содрогнутся сердца» (хадис пророка, СААС)

Четвертый праведный халиф, Али ибн Аби Талиб, был избран и правил в очень трудный для исламской уммы период.
Муавия, сподвижник и наместник в Сирии, отказался присягнуть Али, так как считал, что следует немедленно найти и наказать виновных в гибели Усмана, «по горячим следам». Али же занимал выжидательную позицию, полагая, что любые действия приведут к разжиганию еще большей фитны.
( см. Избрание Али бн Аби Талиба халифом, подробнее… )

Их конфликт дошел до военного противостояния.

Сражение при Саффейн

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа писал: «Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни Али, ни Муавийи, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его».Три месяца обе стороны пытались предотвратить военное столкновение, но нашлись люди, которые начали подстрекать остальных на сражение.

В конце концов, в месяце джумада-ль-ахир 37 г.х. началось кровопролитное сражение в местности под названием Саффейн, в котором погибло более 10000 мусульман с обеих сторон (по другим данным- намного больше).
В ходе этой битвы, когда военный перевес явно склонился на сторону Али, войска Муавии подняли на копьях листы Корана в знак того, что сражение необходимо остановить. Были выбраны третейские судьи для ведения переговоров.

Это явилось моментом появления хариджитов, (или хавариджей, по- арабски). Название этой группы происходит от арабского глагола «хараджа»- «он вышел», т.е.- «вышедшие, покинувшие».
Они требовали «судить по Корану».

Возникает вопрос: А что, выбранные судьи судили не по-Корану, а как-то иначе, по-своему? Конечно же, они руководствовались в своих решениях Книгой Всевышнего. Но суть было в том, что эта группа отвергала любую интерпретацию текста, дедукцию, требуя буквального понимания аятов.

3. Возникновение шиизма
Впоследствии часть сторонников Али образовали направление шиизма, от слова «шиа»- меньшинство.

Существовала также группа сподвижников, которые не захотели принимать участие в конфликте ни на стороне Али, ни Муавии, полагая, что любые действия только приведут к разрастанию фитны. Они сказали: «Мы не войдем в пучину усобиц между сподвижниками Мухаммада».

Так, впоследствии создалось направление –аль-мурджиа, или мурджииты.
(от слова «ирджаа»-откладывать, оставить на потом).
Основу идеологии мурджиитов составляло следующее убеждение:
«Нельзя оценивать действия людей, не существует такого критерия, на основе которого можно было бы заключить: «этот- хороший, а этот- плохой». Лишь Аллах знает, кто является верующим, а кто—кяфир ( неверующий.)»

Впоследствии на основе этого течения появились суфии.

5. Возникновение династии Омейядов (661-750гг). Появление джабритов и кадаритов.

Муавия ибн Абу Суфьян в 661 году стал первым правителем династии Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск. Для укрепления вертикали власти и консолидации мусульман, по совету некоторых ученых, он решил придать власти религиозное обоснование:
За основу они взяли хадис: «То, что дал Аллах, никто не отнимет, а то, что Аллах не дал, никто не даст». Кроме самого Муавии, никто этого хадиса от пророка (СААС) не слышал.

А из этого хадиса следовало заключение:
«Раз Аллах выбрал нам такого правителя, нельзя быть недовольным».
В мечетях стали повторять дуа пророка (СААС),- «Надо принять то, что Аллах пожелал людям». Так, при Омейядской империи, впервые религиозное направление было искусно использовано в политике государства для укрепления вертикали власти.

Отсюда пошло распространение философии, что все происходит лишь по воле Аллаха, и у человека нет никакой свободы выбора.

6. Появление кадаритов

Все омейядское государство стояло на этом принципе, пока не появилась одна личность- Маабад ибн Абдллах аль Джухейни, он был из табиинов, или поколения последователей.
Он заявил: «Ля кадара ва-ль амру ан»- «Это не кадр Аллаха, это политическое принуждение». И стал распространять эту идею. И встал против омейядов, пока его не казнил аль Хаджаж, палач омейядской империи. Так, Маабад ибн Абдллах аль Джухейни стал основателем течения кадаритов.

Некоторые ученые встали на его поддержку. Например, имам Малик заявил, когда у него спросили фатву: «Талаку-ль мустакра ля яка»- «развод по принуждению- не попадает».
На первый взгляд, казалось бы, его фатва касалось сугубо семейного права, но на самом деле имела глубокий политический подтекст.
Дело в том, что Омейяды заставляли давать такую присягу на верность им:
«Клянусь Аллахом, если я нарушу эту клятву, то это равно третьему (то есть, окончательному) разводу с моей женой».

Омейяды положили начало власти по наследству, затем последовала власть по принуждению.

Кто такие кадариты?
В основе их концепции лежал принцип полного отрицания предопределения и утверждение, что человек обладает полной, неограниченной свободой выбора во всем.
Если причины появления кадаритов вначале носили чисто политический характер, то впоследствии они переродились в сектантское направление, придя к полному отрицанию одного из столпов веры- предопределения.

Абдуллах бн Омар, ученый того времени, сказал, что они отошли от основ исламской веры, и тем самым покинули ислам.

    Начало любого течения всегда выглядело умеренным, но затем оно выделялось все ярче, получало философскую базу и превращалось в отдельную группу, или направление
7. Последующее развитие событий

Вскоре после этого один из ученых, аль Джааб инбу Дирхам (ум 118г Х), выступил против кадаритов.
В другом городе против них выступил Джахм бн Сафван (ум 128г.Х), таким образом, основались 2 группы- аль джабрия и аль джахмия. Они очень похожи, просто появились в разных местах. Но у них была одна задача- это отрицание кадаритов и выдвижение противоположного принципа: у человека нет права на выбор. («Джабр» — под этим подразумевается удаление действия от человека и приписывание его Аллаху).

    Причины появления первых трех течений были сугубо политическими: это вопрос власти в халифате.
    В то время как 4й и 5ое течения (муатаззилиты и ашариты) появились как чисто философские школы. Каждый искал и приводил далили (доказательства), подтверждающие истинность своего мнения.

8. Появление мушаббихитов, или хашавия.

В это происходит интенсивный рост мусульманского исламского общества, присоединение народов, не владеющих арабским языком, и эти люди стали толковать Коран в зависимости от их уровня понимания арабского.

Одно из основных понятий акыды, или основ вероубеждения – это Имена и атрибуты Аллаха Всевышнего. Ученые стали обсуждать атрибуты Аллаха (сыфату-Аллах)
Из-за незнания языка некоторые стали понимать все сказанное в Коране по этому поводу буквально, это были в основном не- арабы –«у Аллаха есть образ, Ему присущи свойства и качества Его созданий» (движение, и пр.) Так возникли мушаббихиты (от «шаббаха»- быть подобным).

Ученые вели с ними спор. У аль Хасан аль Басри был свой кружок. Эти люди стали ему задавать вопросы. Когда он понял их уровень арабского, то предложил им сначала закрепить свои знания языка, «Вы мои уроки не можете посещать, вы – не основные мои ученики, вы сидите «на грани», (на арабском- «аль хаша»), и отсюда пошло направление- аль хашавия.

9. Возникновение муатаззилитов

Аль Хасан ничего не ответил и ушел с урока. И аль Ата создал свою собственную группу учеников.
Так появились муаттазилиты (от «иаттазаля»-уединяться, изолироваться). Всем вопросам акыды они давали ментальное объяснение (то есть, через разум): как Аллах выглядит, где находится, вопрос воли Аллаха.

Примечательно, что книги Ата «Аль манзиля бейна аль манзилятейн»-«степень между двумя степенями» сохранилась и существует до сих пор.
Ибн Ата (р. 80-ум.131г.Х) был не один, его единомышленником был Амру бн Убейд ( 80-144г.Х- ) ученый, аскет, богобоязненный и храбрый. О нем говорили, что он «40 лет делал молитву аль-фадж с омовением аль иша» (то есть, не спал)., его перу принадлежат книги: «Ответ кадаритам», «Китабу-ль Адль ва таухид».
Мазхаб муатазилитов был принят в качестве государственного при династии аббасидов (то есть получил поддержку власти).

Исторические причины появления:
Возникновение муатазилизма было обусловлено развитием мусульманского общества и становлением ислама как мировой религии. Выйдя на мировую арену, мусульмане, столкнувшись с центрами мировой цивилизации и мысли, были вынуждены заняться систематизацией и философским осмыслением постулатов своей веры. Стало необходимо дать рациональные ответы на различные проблемы и вопросы.

10. Разрушение основ муатаззилизма и появление ашаритов

Абу Али аль Джибаи— род.235г.Х.-303г.х., учитель, у него был ученик- Абуль-Хасан аль Ашари. (260-330Х). Во время одной из лекций, при большой аудитории, он задал своему учителю следующий вопрос:

«Было 3 человека. Один умер в поклонении, праведный человек. Другой умер в грехах, а 3й- умер в детстве, ребенком, с малыми грехами. Куда попадет каждый их них?»

Учитель ответил так:
-Первый попадет в рай, второй- в аду, а третий имеет промежуточную степень, без наказания.

Аль Ашари:
-А если третий скажет: «О, Аллах, почему я умер ребенком, почему у меня не было возможности вырасти, и творить праведные дела, чтобы попасть в рай?»
Аль Джибаи:
— Если бы ты вырос, то сделал бы много грехов.
Аль Ашари:
-А если второй скажет: «Почему я не умер в детстве?»
И аль Джибаи не смог ответить.
(правильный ответ: Существует понятие Милости Аллаха, и именно ОН, по Своей Милости, окончательно решает вопрос в Судный день )

Так был полностью разрушен мазхаб аль муатазилитов.

И аль Ашари создал новое направление в исламской философии, и написал критику философии муатазилитов. Самая известные его работы: «Аль Ибана фи усуль ад-Дияна»-«Выявление источников религии», «Аль макалят аль Исламиин»- «Высказывания исламистов», а также многодругих работ.
Все мусульмане тогда радостно приняли этот мазхаб- аль ашаир, или ашария.

Из наиболее известных личностей этого мазхаба- имам аль Багдади, Абу Бакр Ибакилляни, аль Джувейни, аль Газали, арРази, имам аль Хаджар аль Аскаляни, имам ан-Навави, имам ат-Тахави и многие другие известные ученые.
Этот мазхаб существует до сих пор и распространен во всем исламском мире кроме стран залива.

Если в арабском мире распространен мазхаб аль-ашари, то в Средней Азии существует мазхаб, аналогичный ему по смыслу, но называется аль матуриди, (появился одновременно), по названию города и ученого-имама аль Матуриди. Последний был приверженцем ханафитского мазхаба.

11. Возникновение течения салафия*

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *