Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделили

На этой странице вы изучите вопрос №14682: Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделились в социал-демократическом движении? Чем объясняется возникновение реформизма и из предмета История, в предложенной теме также освящены и другие вопросы по История. Если у вас появились новые вопросы, спрашивайте в комментариях.

Вопрос:

Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделились в социал-демократическом движении? Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма?

Развернутый ответ:

Каковы основные положения марксизма.
во-первых, экономическая система выступает как способ производства – единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений.
совокупность производственных отношений образует базис общества.
Также у базиса есть надстройка (в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений.)
Богатство общество создается трудом наемных рабочих.
Прибыль капиталистов обуславливается неоплаченным трудом рабочего класса.
Развитие капитализма исчерпает его ресурсы и обострит классовую борьбу.
Классовая борьба закончится победой социалистической революции в промышленно развитых странах и установит диктатуру пролетариата.
На основе диктатуры пролетариата будет построено коммунистическое общество.
стремление к насильственной, революционной смене государственного строя.
Какие течения выделились в социал-демократическом движении?
Во-первых, появилось радикальное или революционное крыло, которое пропагандировало насильственные формы борьбы. И с развитием легальных средств политического давления на правительства или участие в правительствах участились идеи о том, что марксизм должен быть реформирован.

Например, в России во второй половине 90 годов 19 века выделились «легальные марксисты», «экономисты» и ортодоксальные марксисты. «Легальные марксисты» в лицах Бердяева, Булгакова, Струве принимали экономическую теорию марксизма, не соглашались с политическими и философскими положениями о роли революции, сущности государства, неизбежности социалистической революции, а в начале 20 века многие из них начали отрицать марксизм и стали идеологами русского идеализма. «Экономистами» были Кускова и Прокопович. Они выступали за приоритет экономической агитации, за реформы. Затем они перешли к поддержке либералов.

Также был создан «союз русских социал-демократов», которые были намерены объединить отдельные социал-демократические организации в партию.

Также в это время формировались предпосылки и основы социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер. Существовала тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество.

Источник

Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделились в социал-демократическом движении?

Обсуждение вопроса:

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть картинку Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Картинка про Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть картинку Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Картинка про Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

1) развитие капитализма должно исчерпать его ресурсы, соответственно, обострить классовую борьбу;

2) классовая борьба неизбежно должна закончиться победой социалистической революции в наиболее промышленно развитых странах;

3) социалистическая революция должна установить диктатуру пролетариата;

4) диктатура пролетариата должна способствовать построению коммунистического общества.

Таким образом, классических марксизм предполагал обязательное стремление к насильственной, революционной смене государственного строя, не могло быть и речи о легальных формах политической борьбы, хотя возможностей для отстаивания своего мнения в рамках закона становилось всё больше. Потому относительно рано марксизм распался на отдельные течения. Радикальное (революционное) крыло продолжало ратовать за насильственные формы борьбы. Однако с развитием легальных средств политического давления на правительства или даже участия в правительствах послышались голоса в пользу ревизии марксизма и реформы этого течения. Их приверженцев стали называть соответствующим образом. Они выступали за улучшение жизни рабочих с использованием законных средств. Такой путь предполагал отказ от построения в долгосрочной перспективе коммунизма или откладывал эту задачу на неопределённо долгий срок, но в среднесрочной перспективе он быстро стал приносить реальные плоды, способствовать принятия законов, облегчавших жизнь пролетариата.

Источник

Возникновение ревизионизма

На рубеже XIX – XX веков капитализм вступил в стадию империализма. Наступало время острых социальных конфликтов, интенсивной дифференциации пролетариата, поляризации различных направлений внутри рабочего движения. Вместе с тем уже в конце XIX века стали формироваться предпосылки и основы тех интеграционных социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер в современном капиталистическом обществе. Тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество, охватывающая различные аспекты функционирования базисных и надстроечных структур, органически вытекала из требований научно-технического прогресса, предъявлявшего все более высокие требования к качеству рабочей силы – ее образовательному, культурному, профессиональному уровню, ее социальной мобильности и ответственности. Необходимость выработки эффективных и гибких форм стимулирования труда, приводящих в движение дорогостоящую технику, предполагала ориентацию не только на материальное поощрение, но и на удовлетворение возрастающих социальных потребностей работников, стремящихся к большей свободе и самореализации личности в общественной и политической жизни, к обеспеченности определенными социальными гарантиями. Реализуя эти требования технического и общественного прогресса, зачастую используя при этом и механизмы классовой борьбы в различных ее формах, буржуазия связывала их с нормами и ценностями буржуазного образа жизни, с идеологической защитой основ капиталистического строя.

Однако в контексте диалектических взаимосвязей общественного развития интеграционные тенденции оказывали противоречивое и в значительной степени парадоксальное воздействие на характер отношений капиталистического общества. Содействуя его экономической и политической стабилизации, они в то же время объективно способствовали вызреванию в его недрах предпосылок и элементов социалистического общества, положив начало реализации ряда принципов, которые традиционно рассматривались как прерогатива социалистического общественного строя (социализация собственности, изменения в уровне материальной обеспеченности и социальной защищенности большинства трудящихся, развитие условий совершенствования личности и т.д.).

Анализ социально-экономического развития стран Запада, в частности Германии, показывает конкретное проявление данных тенденций. Экономический подъем конца XIX века, позволивший Германии вырваться на первое место в Европе по уровню промышленного производства, сопровождался бурным развитием производительных сил, глубокой структурной перестройкой народного хозяйства, существенно возросшим качеством рабочей силы. И не случайно рабочее движение этого периода вступило в новый исторический этап своего развития, характеризующийся ориентацией на реализацию своих целей и идеалов средствами политической борьбы и существенным расширением спектра социальной активности пролетариата, усилением его роли в буржуазном государстве.

В 80 – 90-х годах XIX столетия во многих социалистических западноевропейских партиях шли острые дискуссии о путях движения общества к социализму, вошедшие в историю марксизма как полемика между оппортунистами, реформистами, ревизионистами с «ортодоксальными» продолжателями идей Маркса и Энгельса. В центре внимания социал-демократических теоретиков в те годы находился вопрос о том, могут ли капиталистические общественные отношения в ходе осуществления реформ постепенно трансформироваться в социалистические (точка зрения реформистов), или создание социалистической альтернативы начинается лишь после «всеобщего краха» капитализма как общественного строя (позиция марксистов-ортодоксов).

Хотя оппортунистические настроения имели довольно широкое хождение в социалистических партиях уже с конца 80-х годов, вначале они не получили последовательного мировоззренческого оформления, не приобрели форму теоретической ревизии учения Маркса и Энгельса. Публикация Э. Бернштейном в 1896 году в «Die Neue Zeit» серии статей под названием «Проблемы социализма» стала первой попыткой такого рода. Вышедшая в 1899 году книга Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» стала катехизисом ревизионизма 90-х годов. В течение трех лет она выдержала десять изданий, была переведена на все европейские и японский языки.

Ленин отмечал, что впервые в социал-демократической литературе «бывший ортодоксальный марксист» выступил с «наиболее цельным выражением поправок к Марксу, пересмотра Маркса, ревизионизма»[1782]. Свое требование о превращении социал-демократической партии из партии социальной революции в партию социальных реформ «Бернштейн обставил целой батареей довольно стройно согласованных „новых“ аргументов и соображений. Отрицалась возможность научно обосновать социализм и доказать, с точки зрения материалистического понимания истории, его необходимость и неизбежность; отрицался факт… обострения капиталистических противоречий; объявлялось несостоятельным самое понятие о „конечной цели“ и безусловно отвергалась идея диктатуры пролетариата; отрицалась принципиальная противоположность либерализма и социализма; отрицалась теория классовой борьбы, неприложимая будто бы к строго демократическому обществу, управляемому согласно воле большинства, и т.д.»[1783].

Отмечая непоследовательность теоретической позиции Бернштейна, его отступление от позиций Маркса и Энгельса, Ленин не придал значения тому факту, что Бернштейн поставил в повестку дня марксистских теоретических дискуссий реальные вопросы, которыми фактически не задавались убежденные в близком крахе капитализма тогдашние лидеры социал-демократии.

Бернштейн поставил под сомнение главный тезис тогдашней концепции перехода к социализму – об обострении и углублении противоречий в процессе развития капитализма, о разрешении конфликта путем ликвидации буржуазии в ходе классовой борьбы и социальной революции. За распространенной широко формулой об углублении противоречий капитализма и неизбежной его гибели он попытался разглядеть суть происходящих в буржуазном способе производства изменений: возникновение средств адаптации капитализма к новым, более высоким экономическим условиям, прогрессирующее обобществление производства и т.п.

Бернштейн был одним из первых, кто под влиянием порождаемой и углубляемой империализмом дифференциации рабочего класса подверг критике общее, нерасчлененное понятие «пролетариат», выявив рост разнородности его элементов с развитием капитализма. Поскольку большинство рабочего класса еще не возвысилось до социализма, постольку историческая задача социал-демократии, по Бернштейну, заключается в длительной кропотливой работе по повышению и выравниванию жизненного уровня рабочих, развитию самодеятельности всех элементов, составляющих рабочий класс, росту их просвещения, сплоченности, организованности и т.п. Захват политической власти социал-демократией, считал Бернштейн, при существующей дифференциации пролетариата не может привести к социализму: различия в рядах рабочего класса обернутся после завоевания власти непримиримыми противоречиями. Отсюда и его программа: переход к социализму несовместим с применением политического насилия, он осуществим лишь как результат долгого предварительного развития пролетариата на почве буржуазного общества.

В постановке всех этих вопросов и состояла историческая заслуга Бернштейна. Он зафиксировал явное несоответствие между тем, что следовало бы ожидать исходя из основных посылок теории Маркса, и тем, что реально совершалось, вызревало в современном ему общественном процессе. Однако решения, предлагаемые Бернштейном, оказывались сплошь и рядом неконструктивными. Не случайно его критика и поправки к теории марксизма были встречены с негодованием большинством лидеров социал-демократии, а имя Бернштейна стало нарицательным для обозначения искажения, «ревизии» марксизма. Однако моральное осуждение его взглядов и политическое неприятие доктрины реформизма сплошь и рядом перевешивало соображения по существу: в пылу полемики отрицались сами вопросы, поставленные Бернштейном, они еще не встали перед большинством социал-демократических идеологов тех лет, ожидавших революционного краха капитализма.

Бернштейнианская критика марксистской теории органически была связана с критикой марксизма в буржуазной литературе. Сам Бернштейн подчеркивал, что большая часть того, что излагается в форме возражений Марксу, «если не все, было по существу уже сказано другими или, по крайней мере, намечено»[1784].

Бернштейн обосновывал свой реформизм, ссылаясь непосредственно на работы Маркса и Энгельса. Он противопоставлял теоретические взгляды Маркса идеям Энгельса, стремился представить Энгельса сторонником оппортунизма, а Маркса – представителем утопического революционаризма в традициях О. Бланки. Бернштейн использовал элементы буржуазной критики марксистской диалектики и, в частности, ложную идею о тождественности марксистского и гегелевского диалектического метода[1785]. По его убеждению «проникновение» диалектики в марксизм обусловило «чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития»[1786], привело марксистов к заблуждениям волюнтаристского толка о перспективах социалистической революции, путях и формах политической борьбы, которые-де не соответствуют фактам экономических исследований Маркса.

Обосновывая идею политического союза с буржуазией, Бернштейн исходил из того, что не существует принципиальных различий между социал-демократической и буржуазной идеологией, представлял марксизм как прямое продолжение традиций мелкобуржуазного утопизма. Он утверждал, что основные идеи научный социализм заимствовал из буржуазной философии XVII – XIX веков и Маркс-де только «очистил основные идеи… от умозрительно-идеалистического сора… объединил их в общей теории и углубил ее»[1787]. Бернштейн превратно истолковывал высказывания о государстве, содержащиеся в «Анти-Дюринге», в предисловии к третьему изданию «Гражданской войны во Франции», во Введении к «Классовой борьбе во Франции» Энгельса, с тем чтобы представить разъяснения о возможности мирного установления диктатуры пролетариата как доказательство его верности идеалам буржуазного демократизма.

С осуждением всего комплекса идей Бернштейна и его единомышленников выступили Г.В. Плеханов, вожди французских социалистов Ж. Гед, П. Лафарг, деятели Социал-демократической федерации Великобритании, видный итальянский марксист А. Лабриола, болгарские социал-демократы Д. Благоев, Г. Георгиев. С критикой реформистов выступили марксисты Сербии Д. Туцович и Р. Драгович, Румынии – А. Ионеску, Ш. Георгиу и К. Фриму, лидер Социалистической рабочей партии США Д. Де Леон, Социалистической партии США – Ю. Дебс и др.

Особенно острый характер приобрела полемика с ревизионистами в германской социал-демократии. Многие органы партийной печати, рядовые члены партии на многочисленных собраниях решительно высказывались против ревизионизма, требовали исключить Бернштейна и его сторонников из партии. Вместе с тем в этой полемике отчетливо выявились самые различные подходы к идеям Бернштейна – от последовательного неприятия, отрицания их до апологетического восхваления.

Бернштейн и его сторонники, выступив с требованием обновления марксизма, по существу, поставили перед его идеологами задачу творческого развития марксистского учения применительно к новой социально-экономической ситуации. В дискуссиях с последователями бернштейнианства марксистские лидеры международной социал-демократии сделали значительный шаг в этом направлении. В их работах конца XIX – начала XX века сформулированы идеи, имевшие важное теоретическое и практическое значение для политической практики пролетарских партий, их ориентации на социализм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Подобное словосочетание пока звучит непривычно. Иное дело — происхождение и возникновение человека: эта великая проблема давно стала традиционной (не перестав притом быть мучительной). Но человек и человечество — не одно и то же.На вопрос,

Возникновение дуккхи

Возникновение дуккхи «А что, монахи, есть благородная истина о возникновении дуккхи? Это жажда, источник повторного рождения и повторного становления, связанная с страстным желанием, ищущая удовлетворения то в одном, то в другом. То есть жажда чувственных удовольствий,

Возникновение дуккхи

Возникновение дуккхи Сравним дуккху со страданием в иудео-христианстианской традиции. Во-первых, в этой традиции страдание трактуется как наказание за грехи (в христианстве — первородный грех: злоупотребление свободой, дарованной Богом), одновременно считаясь

Возникновение махаяны

Возникновение махаяны Тенденций, развитие которых привело к возникновению махаяны, зародились в разных школах-сектах хинаяны — прежде всего в махасангхике. Именно ее сторонники ратовали за открытую обшину. т.е. за принятие в сангху мирян и смягчение суровой дисциплины.

Возникновение йогачары

Возникновение йогачары История буддийских школ и сект является прекрасной иллюстрацией того, что идея, доведенная до крайности, неизбежно порождает себе противоположную. Любую буддийскую школу или направление можно рассматривать как реакцию на идеи какой-то другой

27. Возникновение софистики

27. Возникновение софистики В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,

ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Т.И. ОЙЗЕРМАНА «ОПРАВДАНИЕ РЕВИЗИОНИЗМА»

ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ Т.И. ОЙЗЕРМАНА «ОПРАВДАНИЕ РЕВИЗИОНИЗМА» От редакции. Наш журнал провел обсуждение новой книги академика РАН Теодора Ильича Ойзермана «Оправдание ревизионизма» (Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: «Канон плюс», РООИ «Реабилитация», 2005, 688 с.).

1. Возникновение эпохального сознания

1. Возникновение эпохального сознания Критика времени так же стара, как сознающий самого себя человек. Наша — коренится в христианском представлении об истории как некоем упорядоченном согласно замыслу спасения процессе. Это представление уже не разделяется нами, но

Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма

Эпилог. Критика неофрейдистского ревизионизма В результате фундаментальных социальных изменений, происшедших в первой половине столетия, функция психоанализа в культуре изменилась. Крах эпохи либерализма и ее обещаний, разворачивание тоталитарного движения и попытки

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛИ Предварительное замечаниеПарадокс человекаС чисто позитивистской точки зрения человек — самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла

Возникновение Христианства

Возникновение Христианства Согласно традиционной исторической концепции происхождение религий связано со страхом человека перед силами природы, которые он начинал обожествлять и поклоняться им. У меня такая модель вызывает, по крайней мере, два принципиальных

5.4. Возникновение времени

5.4. Возникновение времени В некоммутативной геометрии не существует понятия времени как последовательности моментов (поскольку моменты — понятия локальные), но понятие состояния физической системы остается валидным. Это вызвано тем, что понятие состояния нелокально:

Источник

Что такое ревизионизм, охарактеризуйте взгляды его представителей

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть картинку Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Картинка про Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

Ревизионизм – что означает понятие

Говоря о ревизионизме, у многих людей, даже плохо знающих историю, первым делом в качестве ассоциации в голове появляется такая личность, как Эдуард Бернштейн. Он придерживался социал-демократических взглядов, был максималистом во всем и являлся очень хорошим другом Фридриху Энгельсу. Именно Эдуард предложил идею о том, что марксистскую доктрину необходимо пересмотреть, при этом он употреблял слово “ревизия”. Именно тогда и появилось само слово ревизионизм и начало зарождаться это течение.

Определение

Ревизионизм – это совокупность идей, которые говорят о том, что необходимо пересмотреть какие-либо взгляды, доктрины, которые на данные момент являются в обществе общепринятыми. Также в истории ревизионизмом называют политическое течение, в которое вступали рабочие. Они хотели пересмотреть марксистскую теорию для того, чтобы лишить ее обязательного революционного смысла, тогда им казалось, что таким образом они улучшат ее.

Считается, что ревизионизм появился в 19 веке, в тот момент, когда для рабочих основными политическими идеями стали марксистские. А к началу 20 века это течение распространилось почти на весь мир, причем о необходимости пересмотра идей начали говорить в каждой подсистеме общества.

Обычно ярые сторонники какой-либо идеи рассматривают ревизионизм как что-то крайне негативное, думая, что ревизионисты критикуют идею, рассматривая только ее отрицательные стороны, а про положительные они даже не думают.

На сегодняшний день понятие ревизионизм применяется не только к марксистской теории, но и ко всем сферам жизни, оно стало гораздо шире и употребляется достаточно часто.

История появления и развития ревизионизма

В то время, когда марксистские идеи быстро шагали по планете, захватывая все больше умов, не все люди разделяли их, многие были настроены категорически против мысли о том, что всю планету должна охватить революция.

К тому же, в Европе на тот момент почти все страны были монархическими, такой строй держался достаточно долго, а марксистские идеи говорили о том, что его можно свергнуть, о том, что простые рабочие могут взять власть в свои руки. Безусловно, все это очень подкупило большую часть людей.

Но не все полностью разделяли марксистские взгляды, некоторые личности, которые относились к социал-демократам, начали критиковать эту теорию. Все это происходило совместно с постоянными гонениями, потому что к социалистам в то время в целом власти относились отрицательно.

Взгляды Эдуарда Бернштейна и других ревизионистов

Характеризуя ревизионистов, обязательно стоит отметить взгляды самого яркого представителя этого течения того времени, ведь именно он был первопроходцем и его мысли вели других людей к размышлениям.

Основной идеей теории Маркса является борьба классов и неизбежность мировой революции. Именно с последней началась критика его идей. Бернштейн был полностью согласен с тем, что угнетенным классам надо бороться за свои права, но он выступал за совершенно другие, законные методы, нежели революция.

Он говорил, что нельзя достигать целей исключительно с тачками, забастовками и митингами, потому что революция ведет за собой хаос и неразбериху. Из-за которых негативные последствия могу быть гораздо более значимыми, чем положительные. Вообще, ревизионисты выступали за решение любых проблем исключительно мирным путем и с помощью реформ, перед которыми обязательно должны следовать переговоры.

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть картинку Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Картинка про Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

Заключение

История человечества доказывает тот факт, что к решению проблемы можно прийти с помощью переговоров и консенсуса. Именно поэтому мысли социал-демократов остаются актуальными и по сей день, мысли преобразований мирным путем все также сидят в головах у людей. Только теперь люди пытаются провести ревизию не только в чьих-либо политических взглядов, но и во всех сферах жизни.

Источник

Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделились в социал-демократическом движении? Чем объясняется возн

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Смотреть картинку Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Картинка про Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма. Фото Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма

Ответ:

Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса.

Разработана теория стоимости:

Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления, в процессе обмена товары обмениваются по их стоимости как эквивалент на эквивалент. Это – закон равновесия на рынке, закон товарного обмена.

Разработана теория прибавочной стоимости:

Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется способностью рабочей силы к труду.Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться.

Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью.

Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста.

Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.

Прибавочная стоимость создается абстрактным общественным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего.

К. Маркс довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в их работах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда).

Двойственная природа товара: во-первых, товар способен удовлетворять потребности людей, т.е. он обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена и способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью.

Двойственный характер труда означает, что труд в товарном производстве является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд – труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Результатом конкретного труда является потребительская стоимость.

Абстрактный труд – это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.

Он установил, что обменявляется существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации.

К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *