Чем объясняется внутренняя противоречивость раскольникова
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Герой психологического романа Ф.М.Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера.
Бывший студент живет в нелегких условиях. Социальное положение и царящая вокруг несправедливость наталкивают его на мысль о создании собственной теории о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих».
Он считает, что «необыкновенным» позволено жертвовать жизнями слабых ради общего блага. Но перед автором возникает закономерный вопрос: к какому типу людей принадлежит он сам? Ответить на это он может лишь проверив себя на практике.
Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, которую считает «вошью», недостойной вершить судьбы обращающихся к ней людей. Но теория Раскольникова изначально была обречена на провал, поскольку сущность героя противилась антигуманным мыслям. В душе студента постоянно шла борьба. Чтобы показать моральное состояние героя автор прибегает к психологизму, описывая его сны. Родиону видится эпизод из детства, когда пьяные мужики убили лошадь. Видно, с какой болью мальчишка переживает эту сцену. Таким образом Достоевский показывает неспособность Раскольникова к жестокости.
Раскольникову предстоит долгий путь возрождения, на который наставляет его падшая девушка. В эпилоге романа мы видим лишь начало очищении души Родиона. Он чувствует любовь к Соне Мармеладовой и благодаря ей – к человечеству в целом. Постепенно проходит отчуждение, даже каторжники меняют свое отношение к молодому убийце.
Таким образом, в душе Раскольникова заложено глубокое противоречие. Он желает испытать себя, прибегнув к убийству, но вся его сущность противится греховному деянию.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
О внутренней противоречивости Раскольникова
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.
В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».
Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.
Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.
Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?
Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.
Сочинение на тему «Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)»
Герой психологического романа Ф.М.Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг.
В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера. Бывший студент живет в нелегких условиях. Социальное положение и царящая вокруг несправедливость наталкивают его на мысль о создании собственной теории о делении людей на «правоимеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что «необыкновенным» позволено жертвовать жизнями слабых ради общего блага. Но перед автором возникает закономерный вопрос: к какому типу людей принадлежит он сам? Ответить на это он может лишь проверив себя на практике. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, которую считает «вошью», недостойной вершить судьбы обращающихся к ней людей. Но теория Раскольникова изначально была обречена на провал, поскольку сущность героя противилась антигуманным мыслям. В душе студента постоянно шла борьба. Чтобы показать моральное состояние героя автор прибегает к психологизму, описывая его сны. Родиону видится эпизод из детства, когда пьяные мужики убили лошадь.
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Закажите такую же работу
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Мини-эссе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Главный герой по природе своей совсем не вероломен, его теория родилась от безысходности, скорее всего, встретив Соню раньше, Раскольников не пошел бы на преступление. Его одиночество и отсутствие нормального общения привели его к убийству. Мы видим, что жизнь его аскетична, бедна, но он не захотел воспользоваться деньгами и драгоценностям старухи, потому что понимал, что это не заработанные деньги, это не его блага.
Раскольников с легкостью говорил о своей теории, но убив людей, осознал свои ошибки и пришел к раскаянию.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
ЭССЕ-сочинение Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»
Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Учителю литературы
Тест «Биография О. Мандельштама. Биография М.Цветаевой»
«Человек и его социальная среда»
Формирование читательской компетенции младших школьников
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК» (5 КЛАСС)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК» (5 КЛАСС)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «В МИРЕ ЗАГАДОК» (5 КЛАСС)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376532 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Пример сочинения 1
Знаменитый социально-психологический роман “Преступление и наказание” был впервые опубликован в журнале “Русский вестник” в 1866 году. Замысел Достоевский вынашивал шесть лет, а само написание далось ему далеко не легко. Основной темой является история бедных людей и их бунта против жестокой действительности.
Главный герой — это “бывший“ студент Родион Раскольников. Живет он в своей каморке с желтыми обоями, старой мебелью, и, постоянно возникающими в ней, мыслями.
Все жители Петербурга как-будто терпят эту бедность, это грязны улицы и гнусные идеи, витающие в воздухе. Но всё-таки некоторые поддаются и переступают черту, нарушая свои принципы и морали. Одним из них и является наш герой. Такая угнетающая обстановка порождает в нем темные мысли и толкает его на создание бесчеловечной теории. Он убеждает себя, что люди делается на “тварей дрожащих” и “право имеющих” и в попытке выяснить, к какой группе он относится, совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Сама его теория делит людей только на плохих и хороших, ничтожных и великих. Это говорит читателю о противоречивости характера Родиона.
По своей сути Раскольников неплохой человек, но его главная “тема для размышлений” заставляет задуматься о темных чертах характера. Хотя Раскольников и является достаточно самовлюбленным, он обладает и некоторыми достоинствами. Родион любит свою сестру и мать, иногда, даже не задумываясь, жертвует свои последние деньги и, по мнению, Порфирия Петровича является “не безнадежным подлецом“. Противоречие натуры Раскольникова проявляется даже в его мотивации. Он нарушает основанные морали из-за желания помочь своё семье и знакомым, и просто из-за любви к людям, но обладает полным безразличием к себе.
В нем, как-будто, живет два человека: одно “я“ контролируется его мыслями, долгими раздумьями, а другое совершает быстрые, необдуманные поступки. Даже его фамилия означает раскол, раздвоение на части, которые абсолютно противоречивы друг другу. Внутренняя борьба не утихает в нем ни на минуту, продолжая рвать его душу на части, и, в конце концом, он понимает о ложности и несправедливости своей теории. Его спасает признание любимому человеку, который помогает преодолеть мучения.
Мне не можем быть равнодушны и не сочувствовать герою Достоевского, ведь он не прошёл проверку, но благодаря грубым ошибкам можно обрести новую жизнь. В своём произведении Ф.М. Достоевский показал возможность сочетания в одном человеке подлого и благородного, гордого и любящего, и доказал, что в каждом человеке есть своя тайна и противоречивость характера.
Пример сочинения 2
В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа.
Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Его мучит не примитивный вопрос – убивать или не убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий”.
Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не потому, что живет в нищете. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин?
Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство – результат свободного выбора.
Однако путь к “крови по совести” довольно сложен и длителен. Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории “права на кровь”. Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же “великая идея” является ответом на кризисное состояние мира.
Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней и в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови?
Нравственные последствия преступления прямо противоположны тем, которые ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой спрашивает себя: “Мать, сестра, как любил я их!
Отчего теперь я их ненавижу?” Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: Однако он не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда “необыкновенных людей”.
Индивидуалистическая теория – источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного, логического опровержения “идеи-чувства” Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест, например, как разграничить обыкновенных и “необыкновенных людей?
Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с “реальной действительностью”.
Бессилие Раскольникова, не подвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из подсознания героя.
Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания “живой жизни”, любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжными, расширяются горизонты личности героя.
Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с его отъединением от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в герое одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”.
В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека, вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало.
Пример сочинения 3
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.
В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».
Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.
Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.
Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?
Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.