Чем объясняется уникальность русской классической литературы

Русская классическая литература

Одной из отличительных особенностей российского государства является его литературный потенциал. Несколько столетий во всем мире многие люди с трепетом относятся к романам Достоевского и Гоголя. За последние два столетия российские писатели и поэты внесли огромный вклад в развитие классической литературы. Бесспорно Россия одна из самых духовно развитых стран.

Период классической русской литературы приходится на 19 – начало 20 века и связан, в первую очередь, с господствовавшим в то время литературным направлением – реализмом, для которого было характерно правдивое изображение действительности. Русскими писателями пришедший с запада реализм был осмыслен по-своему: как направление, призванное указать обществу на существующие проблемы, задуматься о них. Другими словами, отличительной чертой русского реализма был его воспитательный характер. Классическая литература – это не просто чтение на досуге, а настоящий «учебник жизни», по высказыванию Н. Г. Чернышевского.

Прежде, чем попытаться понять тайну русской литературы, нужно обратить внимание на то, как сами писатели и поэты понимали свое предназначение. Это очень точно подмечено у А. С. Пушкина в стихотворении «Пророк». Все мы со школьной скамьи помним, что в нем говорится о томимом «духовной жаждою» поэте, который перерождается в пророка, наделенного Всевышним даром «глаголом жечь сердца людей». И это не просто слова. Писатели 19 века и в самом деле видели свое предназначение в том, чтобы быть посредниками между истиной, Богом, и народом. Писатель никогда не должен был успокаиваться или примиряться с действительностью, но доносить до сознания людей истину, независимо от того, угодна она была правящему сословию или нет. Без понимания самопожертвования русских писателей ради того, чтобы провозглашать истину, невозможно понять и русской классической литературы.

Веленью Божию, о муза, будь послушна…

В этой строке и заключается одно из главных отличий русской классической литературы от любой другой: русские писатели стремились заострить внимание на духовных ценностях и привести читателя к осознанию простых истин, заложенных еще в Библии. Большое значение имеет и глубокая духовность русского сознания, основанная на православное вере, что не могло не отразиться и в литературе. Ведь чему учило православие? Тому, что только праведная жизнь по законам Божьим может даровать душевное спокойствие и гармонию внутреннего мира с окружающим. Православие не утверждало, что каждый человек греховен от рождения, как это делала католическая религия, и не призывало смириться с судьбой, как иудейская религия, а предоставляло каждому человеку право свободного выбора. Хочешь – живи по законам Божьим, и воздастся тебе за это на небесах, а уж если избрал путь греха, то будь готов к тому, что его придется искупать, при жизни или после смерти. И вот ведь что странно: всем людям свойственно заблуждаться, но наверно, только русские готовы с такой страстью и искренностью каяться в своих грехах и вымаливать себе прощение, потому что не будет покоя русской грешной душе, пока она не раскается.

Тема искупления греха является одной из самых главных в русской литературе. Сразу же вспоминается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как только герой приходит к мысли, что ему все дозволено, так сразу же оказывается, что он не способен нести крест вседозволенности и ответственности. Его начинают терзать страхи и сомнения, нарушается гармония внутреннего и окружающего мира, душа не может найти успокоения и заболевает, и, как неизбежный и единственно возможный выход из сложившейся ситуации, приходит раскаяние и желание искупить грех. А все почему? Да потому, что материальные богатства не дают людям мира, а душе – гармонии.

Особенностью русской культуры было стремление к высшим, духовным, ценностям. Это же нашло отражение и в литературе. Ведь не к богатству и знаменитости стремятся герои А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других авторов. Они находятся в постоянном поиске чего-то, о чем не имеют даже ясного представления, но продолжают жадно искать как в своей душе, так и в окружающем мире. Они постоянно задаются вопросами: а зачем они пришли в этот мир, в чем заключается их предназначение. Ведь есть же какой-то высший смысл в том, что я живу, и в том, что делаю? А высшее предназначение для русского человека как раз и заключается в том, чтобы «жить по совести», которая, как известно, и является голосом Божьим в нашей душе.

Классическая русская литература пронизана глубоким психологизмом, вскрывающим душевные переживания героев, их внутренний мир. Таких героев в русской литературе очень много: это целая галерея «лишних» людей (Онегин, Печорин, Рудин, Обломов, Базаров), «маленькие люди» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Но никакие духовные муки не являются оправданием их поступков. Они только позволяют читателю лучше представить себе характер героя. Так, личность героя выходит в произведениях русской классики на первое место, но только для того, чтобы продемонстрировать ничтожность низменных желаний или стремление к высшим ценностям.

Вот только теперь, приняв как данность три обязательных слагаемых классической русской литературы: духовность, основанную на православии, психологизм и философское осмысление мира – можно понять, почему для русского народа она не потеряла своей актуальности и сегодня, а для иностранцев и являлась и является загадкой. Дело в том, что за жизненными ситуациями и характерами героев русских классических произведений всегда стоит обобщенный образ России, ее истории, мировоззрения и культуры. Ведь «лишние» люди в России наверняка были и до 19 века, они есть и сейчас. Но именно в тот момент пришло время сказать об этом, и именно в тот момент об этом было сказано все. Для русской литературы всегда была характерна христианская тематика, ведь и сама русская литература началась с религиозных книг. И даже в произведениях советских писателей, вполне искренне объявлявших себя атеистами, часто прослеживаются христианские образы и мотивы, но именно тогда одухотворенность и религиозность стала отличительным признаком русской литературы. Поэтому и сегодня, читая классические произведения, мы понимаем переживания героев и их проблемы, может быть, по-своему, перенося их в современный мир, но не исключая их существования и в наше время. А для иностранцев же они остаются признаками исторического прошлого, которое нужно принять как данность исторической эпохи. А историю, как известно, нельзя ни судить, ни исправить.

Итак, отличительными чертами русской классической литературы являются:

Материал подготовлен с использованием Большой энциклопедии России.

Источник

Блог о ЕГЭ

суббота, 26 января 2013 г.

Сочинение-рассужение по П. Вайлю и А. Генису. Русский язык ЕГЭ. 11 Класс.

(1) Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции.
(2) Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.
(3) Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом.
(6) Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину.
(8) Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) Оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) Главный инструмент освящения классиков у нас школа. (11) Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.
(14) Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого ‘листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.
(18) Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна.
(19) Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нам.

Важна ли классическая литература в жизни взрослого человека? Именно над этим вопросом предлагают задуматься П.Вайль и А.Генис, поднимая проблему значимости книг в жизни человека.
Эта проблема, связанная с духовной сферой жизни, относится к категории нравственных, актуальна во все времена. Авторы утверждают, что во взрослой жизни читатели редко достают с полки классические книги, и причиной этому являются недостаток времени и будничная суета, но также считают. что возможна переоценка классики.
Так авторы приводят нас к пониманию своей позиции: «.Мы растём вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами».
С этой авторской позицией нельзя не согласиться, ведь человеку свойственно меняться и менять своё отношение к книгам, особенно классическим.
Например, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», прочитанный мной в 9 классе, не произвёл такого сильного впечатления, как в 10 классе, когда всерьёз задумываешься над сущностью человеческой личности, над правом человека распоряжаться судьбами других людей, над способностью глубоко чувствовать, анализировать свои поступки, как это свойственно Печорину, главному герою произведения.
Рассуждения авторов подтверждает и опыт художественной литературы. Например, герой романа И.А.Гончарова Обломов, воспитанный на преданиях и сказках, пролежал полжизни на диване, перестал читать, не в силах решить свои хозяйственные проблемы, написать письмо старосте. Умный, чуткий человек прозябает в жизни, гибнет.
Итак, книги играют огромную роль в жизни человека. Роль классической литературы бесспорна, она богата проблематикой и как никакая другая литература в мире отличается духовностью.

Источник

Статья на тему Русская классическая литература как выражение гения русского языка и русского народа

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ГЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОГО НАРОДА

Мальцева Ю.П., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов»

Нет, тогда только человечество и будет жить полной жизнью,

когда всякий народ разовьется на своих началах и привнесет

от себя в общую сумму жизни какую-нибудь особенно разви-

тую сторону… Ведь тогда только и можем мы хлопотать об

общечеловеческом, когда разовьем в себе национальное.

В мировом литературном процессе расцвет русской классики в девятнадцатом веке представляет удивительное, неповторимое явление. Многие исследователи единодушно называют этот период золотым веком, русским Ренессансом.

В настоящее время факт всемирного значения русской классики не только общепризнан во всем мире, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Процесс осмысления самобытности русской литературы не прекращается и по сей день. С самого начала многие увидели своеобразие русского реализма в органическом единстве этического и эстетического, добра и красоты.

Глубокая одухотворенность, поэтизация обыкновенных жизненных фактов и явлений природы, раскрытие тайн мироздания и высокого смысла человеческого бытия – все это послужило основанием для критиков назвать русский реализм «поэтическим».

Примечательно, что глубокая правдивость русской литературы никогда не превращалась в натуралистическое копирование действительности, лишенной человеческой теплоты. Источником русского искусства была человечность.

«Святая русская литература», «святая прежде всего в своей человечности» (Т. Манн) поразила мир сочувствием униженному и оскорбленному человеку.

Всепроникающий этический пафос русской литературы был следствием неистребимой устремленности ее творцов к идеалу. Эта устремленность была тем глубже, чем отвратительнее казалась окружающая действительность.

Современность героев русской литературы в том, что они заняты напряженными поисками смысла жизни.

Знакомясь с русской литературой, читатели за рубежом поражались тому, что у каждого персонажа, каково бы ни было его социальное положение, есть душа. Иными словами, русские классики в лице Гоголя и Тургенева, Толстого и Достоевского еще раз напомнили о том, что человек – не только физическое и интеллектуальное существо – он обладает еще и душой, которая часто бывает не в порядке, которая может болеть, мучиться, страдать и которая нуждается в любви, жалости и сострадании. Английская писательница Вирджиния Вулф в статье «Русская точка зрения» пишет: «…Читая Чехова, мы обнаруживаем, что повторяем слово «душа» снова и снова…Действительно, именно душа – одно их главных действующих лиц в русской литературе… Тонкая и нежная, подверженная уйме причуд и недомоганий у Чехова, она гораздо большей глубины и размаха у Достоевского; склонная к жесточайшим болезням и сильнейшим лихорадкам, она остается основным предметом внимания».

Своеобразие русского реализма В. Вульф видит в «простоте, отсутствии напряженности, в представлении, что в мире, исполненном несчастий, главная обязанность человека – понять наших ближних, «и не умом – потому что это легко – умом, а сердцем». Как бы развивая мысли Томаса Манна о русской литературе, английская писательница продолжает: «Во всех великих русских писателях мы обнаруживаем черты святости, если сочувствие к чужим страданиям, любовь к ближним, стремление достичь цели, достойной самых строгих требований духа, составляют святость. Именно их святость заставляет нас стесняться нашей собственной бездуховной посредственности и превращает столько знаменитых наших романов в мишуру и надувательство».

Отличительной особенностью русской классики является ее общечеловечность, «всемирная отзывчивость». Интернациональный характер творений русских классиков определялся тем духовным климатом, в котором они жили и воспитывались. Их знание иностранных языков делает их книги понятными за рубежом. Когда они создавали в своих романах немецкие, французские, итальянские характеры, то они не просто понимали их – они могли думать на их языке.

Для русских писателей не было «маленьких» людей. В любом, на первый взгляд ничем не примечательном человеке они обнаруживали сложный, противоречивый внутренний мир. И полифонизм Достоевского был в конечном счете средством выражения самоценности, неповторимости человеческой личности, стремящейся, по словам М. М. Бахтина, «осмыслить мир и себя в мире».

Стремление русских классиков к осмыслению коренных вопросов бытия придает их творениям особую философскую напряженность. Вопросы, связанные с осмыслением проблемы личности, сделали русскую литературу самой философичной литературой мира.

Решая данную проблему, русские писатели показали, как естественное человеческое стремление к развитию индивидуальности нередко трансформируется в своеволие, хищнический эгоизм, ведущий не к расцвету личности, а к ее деградации.

Исследуя проблему личности, они неизменно приходили к выводу, что самоопределение человека, становление его как личности невозможно вне духовной сферы. Человек не может стать личностью, не определив своего этического отношения к другим, не осознав своей личной греховности и необходимости нравственного совершенствования. Человек, поставивший себя вне людей, разомкнувший свои нравственнее узы с ними, приходит к духовному краху и физической гибели.

Еще одна особенность русской литературы – ее глубочайшая народность, так как она всегда в лучших своих представителях, по словам Достоевского, преклонялась перед правдой народной. Говоря об этих идеалах, Достоевский, как и другие русские классики, имел в виду те веками вырабатывавшиеся качества, которые, по выражению В. М. Шукшина, не подлежат пересмотру: совестливость, трудолюбие, честность, сострадание, доброта. Именно они лежат в основе той самой народной правды, перед которой благоговеют русские писатели и которая составляет суть непреходящих общечелове-ческих ценностей. Именно они послужили источником тех этических заповедей, которые народное сознание отчеканило в лаконичные афоризмы: «жить по правде», «жить для души», «работать на совесть».

Фактом мирового значения оказалось появление в русской литературе девятнадцатого века так называемого «маленького человека». Акакий Акакиевич, Макар Девушкин, Мармеладов – все они предстают как жертвы вопиющей несправедливости. Их униженность и оскорбленность определяются невозможностью быть самими собой; на каждом шагу их заставляют чувствовать свою неполноценность. Начиная с Пушкина и Гоголя русские классики не просто прозревали сложность обыкновенного, ничем не примечательного человека, но категорически утверждали неисчерпаемое богатство и психологическую значимость его внутреннего мира. В крестьянине-труженике русские классики видели не столько эстетический феномен, сколько создателя и хранителя материальных, духовных и эстетических ценностей.

Преклоняясь перед народом – тружеником, русские классики замечали и темные стороны народной жизни, обусловленные вековой униженностью. Однако они сумели разглядеть живую душу, которая сохранилась в народе, несмотря на то, что «обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ…».

Не случайно русские классики неизменно выступали как выразители и защитники народных интересов. Ощущение личной ответственности за страдания и нищету народа предопределило одну из самых характерных особенностей русской литературы этого века.

Русские классики фиксировали симптомы той социально-психологической болезни, которая на современном языке получила название психологической отчужденности. Ощущение бессмысленности жизни, праздность существования не принимаются положительными героями русской литературы, они страстно ищут средства борьбы с бессмыслицей. Жизнь кажется бессмысленной и страшной тому, кто не имеет веры, то есть, говоря словами Толстого, не знает смысла своего существования на Земле. Жизнь становится неестественной, немыслимой, невыносимой для того, кто не верит в человеческую душу и ее бессмертие. И не случайно Толстой заявляет в «Исповеди», что «всякий человек может погубить свою душу или спасти ее», причем спасение души есть первейшая жизненная задача человека на Земле.

Русские классики неизменно провозглашали важность внутренней, душевной устроенности человека, духовное рождение которого начинается лишь тогда, когда он ощущает себя звеном в бесконечной цепи настоящего, прошлого, будущего. Свежесть душевных сил, бескорыстие, ощущение полноты и радости бытия – вот признаки гармонически развитой личности, которая рисовалась воображению русских писателей. От индивидуалистической замкнутости к преодолению своей «самости», к ощущению общности с народом, с человечеством – путь становления такой личности в литературе. И чувство единения с другими, с природой, возникающее из сознания своей нравственной ответственности, не только не уничтожает в человеке его неповторимости, но, напротив, выделяет еще сильнее, ярче. Это чувство не только не принижает личность, но возвышает ее, заставляет острее чувствовать красоту бытия, счастье быть человеком. И это открытие нельзя не учитывать, когда речь идет о вкладе русской литературы в духовное развитие человечества.

Глубину русской классики многие видят и в ее борьбе с концепцией человека как «несложного однозначного существа, способного разрешать встающие перед ним проблемы рационалистическим путем». Встречающиеся в произведениях русской классики персонажи с четко выраженным рационалистическим складом мышления часто остаются незамеченными, но русские писатели пророчески предвидели, что « с одной логикой нельзя через натуру перескочить». Герои-рационалисты создали в своем представлении упрощенный образ мира, далекий от реальной жизни, и в этом одна из причин их безнадежного трагического мировосприятия, приводящая к серьезным просчетам в жизненной практике. Русская классика утверждает идеал гармонически развитого человека, сочетающего интеллектуальные качества с этической воспитанностью.

Говоря о том, что идея единения, братства – одна из основных в русской литературе, В. Вулф заметила, что в английском языке слово «брат», «дружище» имеют слегка ироничный, насмешливый оттенок, не содержат той проникновенности, сострадательности, которая заключена в русском слове; и это не случайно, ибо создает чувство братства, общего страдания. Отсюда, по словам писательницы, глубокая печаль, которая пронизывает многие произведения русской литературы, печаль, возникающая в русском человеке при виде царящей вокруг неустроенности, отчуждения и бесчеловечности. Вот почему понятие гуманности русского искусства вовсе не так просто и однозначно, как может показаться.

Мотив всеобщего братства, гармонии и единства с природой, Космосом, желание приобщиться к бедам и страданиям народа, стремление к развитию каждого человека на земле не за счет подавления личности, а за счет « мирового общения народов» открыли ни с чем не сравнимый мир, мир неслыханных измерений, а русская литература стала основой жизненного восприятия и опыта.

Тонкое мастерство в изображении природы, гармоническая ясность формы, глубокая гражданственность и гуманистический пафос романов и повестей Тургенева, обаяние женских образов – все это было воспринято как художественное откровение.

Достоевский воспринимается в мире не только как художник, изображавший паталогические аспекты психики, но и как гениальный исследователь причин трагической судьбы личности в современном мире, углубивший сознание европейского человека.

Изображая порочность бездуховной жизни, Достоевский открывает глубокие закономерности нравственно-психологической сферы. Нельзя безнаказанно нарушать этические нормы: эгоистическое самоутверждение, самоутверждение за счет крови и страданий других людей ведет к разрушению личности. Наполеоновская тема, связанная с культом сильной личности, которой все дозволено, не случайно оказалась в центре внимания Достоевского, снова и снова утверждавшего: эгоистическое своеволие как способ самоутверждения иллюзорен, ибо ведет не к расцвету личности, а к ее нравственной деградации и гибели. Необходимо обратить внимание и на то, что Достоевский говорил не о выгодности добра (тезис «добрым быть выгодно» был ему глубоко антипатичен), а о неодолимости добра в душе человека. Именно неодолимость добра в конце концов побеждает в душе Раскольникова. Решая проблему личности. Писатель приходит и к мысли о смирении как одном из средств ее становления. Творчество Достоевского углубило и расширило представление людей о мире и о человеке.

С каждым днем все очевиднее становится современность художественного наследия Чехова. Подчеркивая, что «бесконечно обаятельная, тихая скромность» определяла духовный и художественный настрой Чехова, Томас Манн видел пафос его творчества в «стремлении к какому-то лучшему бытию, к более чистой, правдивой, красивой, благородной жизни, к разумно устроенному человеческому обществу». Чехов привлекает к себе внимание во всем мире не только глубиной понимания жизни, но и нравственной чуткостью, верой в то, что действительность может и должна быть прекрасной, что существующие формы жизни не соответствуют нормальной человеческой сущности.

Одна из характернейщих особенностей произведений Чехова – музыкальность стиля, придающая им глубокую поэтичность. Чеховские рассказы восхищают изяществом стиля в сочетании с глубокой печалью и великолепным юмором. Четкость детали, недосказанность драматургии, подтекст, авторская интонация – все работает на то, чтобы заставить читателя задуматься, призывает к сотворчеству.

Чехов выступил новатором и в драматургии. И оно заключалось не в том, что он показал, как неудержимо надвигается на мир стихия пошлости и мещанства, а в том, что он одним из первых начал развенчание мифа о всемогуществе пошлости.

В середине ХХ столетии мир оценил Гоголя, в наши дни его считают одним из современных художников.

И лишь после того, как всему миру открылось величие русской классики в целом, пришло сознание, что истоки этого величия – в гении Пушкина.

За какое-то столетие русская классика изумила цивилизованное человечество: имени Толстого, Гоголя, Тургенева, Чехова, Достоевского поразили ум и сердце современного человека, их глубокое видение мира и благородная одухотворенность обогатили человеческую культуру. Мы размышляем вместе сними, печалимся, разделяем их сомнения и страдания, они стали частью нас самих, мы стали частью их, и их судьбы странным образом связаны с нашими. На литературном Олимпе русские классики по праву заняли достойное место, и ни мода, ни время не в силах изменить этого.

Все мысли и переживания русские писатели запечатлели в слове, потому как литература – искусство изображения словами. Мысль (чувство, переживание) может «пойти в слова» лишь в том случае, если человек обладает культурой словесного выражения. Мысль крепко-накрепко связана со словом, выразить ее в слове – дело нелегкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения. В данном случае мы видим целую плеяду талантливых людей, которым удалось в процессе непрерывного создания и поиска более близкого к истине выражения и слова развить и усовершенствовать свой язык. Не в том ли причина развития языка, параллельная развитию человечества.

Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием и его выражением в литературе была очевидна для всех русских писателей Произведения Пушкина гениальны не только как творения литературы, но и как творения языка, искусство слова. Глубоко постигнув дух русского национального языка, Пушкин установил новые принципы соединения слов, открыл новые пути использования в художественном стиле элементов народной речи, иностранных слов и книжных. Благодаря Пушкину каждый писатель получил возможность развивать и бесконечно варьировать свой индивидуальный стиль

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *