Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

1. Какие важнейшие события предшествовали началу Второй мировой войны?

Аншлюс Австрии и отторжение Судетской области в Чехословакии; захват Албании Италией.

23 августа между Германией с СССР был заключен пакт о ненападении.

2. Попробуйте объяснить причины бесславного поражения Франции в 1940 г.

Франция надеялась, что войны не будет, если Германия присоединит к себе земли с этническими немцами. Также была уверенность, что если война начнется, то наступление будет по направлению линии Мажино. Французы не были к ведению активных боевых действий, они готовились к окопной войне.

Немецкая армия была оснащена технически, превосходила французскую армию стратегически. Немецкая армия была более мобильной.

3. Чем объясняется провал блицкрига фашистской Германии против СССР? Почему советско-германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны?

Упорное сопротивление, потеря сил и времени на уничтожение советских войск, обширные территории и протяженность линии фронта, действие партизанских и подпольных групп на оккупированной территории.

Советско-германский фронт стал главным фронтом потому, что только здесь велось ожесточенное сопротивление. От сражений на этом фронте зависел дальнейший исход войны.

4. В чем причины легких побед Японии в начальный период войны?

Грамотное руководство армии и внезапность нападения, превосходство в военно-морском флоте.

5. Попытайтесь объяснить, почему страны с различным общественно-политическим устройством объединились в Антигитлеровскую коалицию. Что разделяло и что сплачивало участников Антигитлеровской коалиции?

Поодиночке страны ничего не могли сделать. Необходимо было консолидировать силы для победы над общим врагом. Были налажены отношения по военной и экономической взаимопомощи стран антигитлеровской коалиции.

Сплачивало – общий враг.

Разъединяло – затягивание сроков открытия второго фронта во Франции, возможная будущая советизация освобожденных Красной армией стран Европы.

6. Почему вопрос об открытии Второго фронта в Европе вызывал разногласия у союзников по Антигитлеровской коалиции?

Сталин хотел скорейшего открытия фронта. Однако, перед тем как был предложен план, была проведена тщательная подготовка по выбору места и дезинформации противника.

Также ведение боевых действий в Тихом океане и Африке препятствовало сосредоточению войск на западном фронте в Европе. США и Англия при этом преследовали свои цели – надежда на ослабление СССР и недопущение превращение его в ведущую державу мира.

7. Можно ли считать движение Сопротивления фронтом Второй мировой войны?

Нет, потому что движение Сопротивления распространилось на оккупированных территория, а основными видами борьбы были саботаж, забастовки, помощь партизанам, распространение листовок, информации об успехах антифашистских союзных армий и пр.

8. Покажите по карте основные фронты и операции Второй мировой войны.

9. Какие основные решения конференций трех держав Антигитлеровской коалиции легли в основу послевоенного миропорядка?

10. Перечислите важнейшие уроки и итоги Второй мировой войны.

1. Разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии, государств-захватчиков, где сложились тоталитарные режимы.

2. Изменилась мировая геополитическая ситуация – на первое место вышли СССР и США.

3. Для Европы и мира открылись возможности новых путей развития.

4. Огромные людские потери.

5. Распад колониальной системы.

6. Изменение роли государства в экономике и социальной жизни.

Задание. Обсудите итоги войны в классе и напишите домашнее сочинение на тему «Что я думаю о первой половине XX в.».

Первая половина XX в. была в истории периодом становления нового мирового порядка. Повсеместная индустриализация меняла образ жизни и мысли человека. Перед человечеством открывались новые возможности, новые перспективы. Поднимался вопрос о том как жить в новых условиях. Традиционный уклад жизни либо ушел, либо претерпевал изменения. Это способствовало появлению и развитию новых течений общественной мысли, появлению новых общественных организаций, предлагавших свое видение устройства общества и государства.

Процесс перестройки мышления человека и образа жизни занял длительный период. Если перед Первой мировой войной правители государств гнались за наживой и собственной выгодой, то в период между мировыми войнам, а наиболее отчетливо это проявилось после Второй мировой войны, отчетливо прослеживалась идея мирного сосуществования и предоставления народам права выбора своего пути развития.

Правителями государств были извлечены уроки после окончания Второй мировой войны. Пришло осознание того, что государство должно играть не последнюю роль в социальной сфере и поддержки экономики в период кризисов. Как показала история, попустительство правительств в период экономического кризиса 1930-х гг. привело к утверждению тоталитаризма и фашизма в ряде государств.

Первая половина XX в. – это период испытаний, проб и ошибок. Это период зарождения новых социально-экономических отношений в обществе, период переосмысления своего прошлого и поиск направления будущего развития.

Источник

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

История формирования коалиции

Прецедентом для создания антигитлеровской коалиции стало нападение нацистской Германии на СССР, что оказалось абсолютной неожиданностью не только для советского правительства, но и для других стран-лидеров. Так, уже вечером 22 июня 1941 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль отрапортовал, что готов выступить в поддержку Советского Союза, несмотря на свое резко негативное отношение к коммунистическим взглядам этого государства.

Причины и дальнейшие действия

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Однако не стоит забывать, что предтечей для формирования мирового антигитлеровского союза стала вовсе не утренняя бомбежка Киева, а события, произошедшие двумя годами ранее, когда гитлеровская Германия осуществила вторжение в Польшу с дальнейшим разделением ее территории. Именно тогда странами, осудившими действия немцев, для противопоставления агрессору была наспех сформирована коалиция «Западных союзников».

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Мотивация Америки в оказании помощи Союзу носила весьма неоднозначный характер, ведь чего только стоит заявление действующего на тот момент президента Гарри Трумэна, который призвал оказывать поддержку более слабой стороне, чтобы в итоге Германия и Россия как можно дольше убивала друг друга.

Участники объединения и их роль

Первоначальный состав антигитлеровского союза включал в себя только три государства, среди которых были Франция, Великобритания и пострадавшая Польша, если не учитывать английские доминионы. Уже в июне 1941 года к ним добавился Советский Союз, а в декабре — Китай с США, которые объединили свои усилия против фашизма после нападения поддерживающей Гитлера Японии. Костяк антифашистского союза состоял из основных и второстепенных участников, приведенных в таблице.

Наименование государств
Основные страны, входящие в антигитлеровский союз («Большая четверка»)СССР, Великобритания, США и Китай
Британские доминионыКанада, Австралия и Новая Зеландия, Южная Африка
Зависимые государства, вынужденные поддерживать союзниковИндия, а также страны Латинской Америки и Карибского бассейна

Государства, объявившие о своем противостоянии фашистской Германии, назывались антигитлеровской коалицией, тогда как сам агрессор и его немногочисленные союзники, в числе которых оказались Япония, Италия, частично Испания и другие державы, именовались странами «оси». Численность первой группы стремительно увеличивалась, насчитывая к концу войны 53 союзных государства, включая те, что ранее входили в гитлеровскую коалицию.

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Кроме того, на территории «оси» действовали группы сопротивления, оказывающие значительную военную помощь союзникам. Что касается Штатов, то их роль в победе над гитлеровской Германией до сих пор является поводом для споров. По мнению одних историков, США сыграли важную роль в победе благодаря ленд-лизу и другим видам поддержки, оказываемой воюющему советскому государству, другие же исследователи утверждают, что значение Штатов слишком переоценено. Как бы там ни было, но разгром фашистов Советами в значительной мере повысил статус Америки на международной арене, до сих пор вызывая противоречия в обществе.

Ход событий

Несмотря на довольно прохладные взаимоотношения между руководителями стран «оси», их совместная деятельность развивалась в довольно интенсивном режиме. Так, преследование общей цели помогало союзникам принимать верные решения, для того чтобы воспрепятствовать дальнейшему продвижению нацистов.

Подробная хронология

После официального оформления соглашения о совместных действиях, датированного 12 июля 1941 года, настал черед их точного определения и практической реализации. Все эти этапы можно условно включить в следующий список:

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Программа ленд-лиза

Всячески помогала и Франция, которая сразу же объявила о своей приверженности СССР в вопросах борьбы с гитлеровцами. Однако самая внушительная помощь все-таки была оказана Штатами, руководство которых для этих целей создало специальную программу. Ее осуществление имело определенные особенности:

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Подводя общие итоги, следует обозначить, что за весь период активных боевых действий Советский Союз получил от своих западных партнеров около 18 миллионов тонн грузов разного назначения, из которых 4,5 млн приходилось на продукты, а 3,6 млн — на развитие и поддержку транспортной и военной инфраструктуры.

Значимость и итоги

Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Сегодня приводится много информации о том, каковы причины распада антигитлеровской коалиции, но на самом деле все гораздо проще, ведь после победы над фашизмом все встало на круги своя, а бывшие союзники вернулись на довоенные отношения друг с другом. Стоит напомнить, что охлаждение между ними начало обретать выраженные очертания еще во время планирования и проведения Нюрнбергского процесса, так как у победителей возникало множество разногласий по поводу формата организации этого международного суда.

Тем не менее значение антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом очень сложно переоценить, поскольку оно не умаляет героического поступка советского народа, сумевшего выстоять и аккумулировать все свои силы для противостояния нацистским оккупантам. Подвиг СССР в этой войне изучается в средних и старших классах общеобразовательной школы, о нем помнят внуки и правнуки тех, кто когда-то защищал от фашистов свою страну.

Источник

История. 10 класс

Конспект урока

История, 10 класс, урок № 28

Тема – Отношения стран антигитлеровской коалиции

2. Второй фронт – это условное наименование одного из западноевропейских фронтов Второй мировой войны, открытого в июне 1944 года во Франции.

3. Декларация – это торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели.

4. Депортация – ( с латинского «изгнание, высылка»).Это принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство, другую местность, обычно под конвоем.

5.Оверлорд – это кодовое название наступательной операции по высадке десанта союзников в Нормандии, которая проходила в июне−августе 1944 г.

6. Репарации – это возмещение в денежной или материальной форме государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством – победителем.

7. Репатриация – возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся за пределами своей страны в результате войны.

Основная и дополнительная литература

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сразу после начала Великой Отечественной войны правительства Великобритании и США, учитывая резко возросшую угрозу безопасности собственных стран, выступили с заявлениями о поддержке справедливой борьбы народов СССР. Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942 года.

Таким образом, до середины 1943 года единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе не существовало, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континенте.

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами. Война вступила в завершающую стадию. Судьба Японии тоже не вызывала особых вопросов. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств. В Ялте была подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций.

В годы Великой Отечественной войны бок о бок с советскими воинами против фашистских захватчиков воевали и иностранцы. Так, первые иностранные соединения в СССР были сформированы из польских военнослужащих и добровольцев.

Одновременно на советской территории продолжали создаваться чехословацкие части и соединения. В конце 1943 года началось формирование танкового батальона, авиационной эскадрильи и парашютно-десантной бригады. В начале апреля 1945 года был сформирован 1-й чехословацкий армейский корпус трехбригадного состава. С июня 1945 года войска корпуса, находясь в оперативном подчинении командующего 1-м Украинским фронтом, активно участвовали в освобождении Чехословакии от фашистов.

В начале октября 1943 года началось формирование на советской территории 1-й румынской добровольческой пехотной дивизии имени Тудора Владимиреску.

Югославские военные формирования в Советском Союзе начали создаваться осенью 1943 года. Первым среди них был Отдельный пехотный батальон. К августу 1944 года батальон вырос в отдельную 1-ю Югославскую бригаду.

В феврале 1942 года по инициативе французского национального комитета в Лондоне начались переговоры о создании в СССР французской авиационной части. 25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участии французских авиационных частей в боевых операциях на советско-германском фронте. 25 марта 1943 года 1-я французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия», имея на вооружении 12 боевых самолетов ЯК-1, ЯК-3 была включена в состав 1-й воздушной армии. Впоследствии, она была пополнена и 5 июля 1943 года преобразована в полк «Нормандия».

Все сформированные в Советском Союзе иностранные части и соединения организационно не входили в состав Советской армии. Они поступали лишь в оперативное подчинение соответствующего командования советских войск на период боевых действий и принимали активное участие в освобождении своих стран от немецко-фашистской оккупации. Они сохраняли национальные традиции, религиозную и партийную принадлежность, имели свои боевые знамена, национальную форму одежды, знаки различия, воинские звания, обучение проводилось на родном языке личного состава.

В антигитлеровской коалиции СССР играл главнейшую роль. Открытие второго фронта было затянуто до лета 1944 г: 6 июня 1944 года в результате высадки англо-американских войск в Нормандии. Нормандская операция называлась «Оверлорд» (с английского – владыка, повелитель). До этого события основные силы противника СССР принял на себя.

Примеры и разбор решения заданий

1. В каком году произошло официальное оформление антигитлеровской коалиции?

4) 12 октября 1943 г.

2. Расположите в хронологической последовательности события 1941-1945 гг.:

Б) разгром немецких войск в Восточной Пруссии

Источник

Суть антигитлеровской коалиции

Союзники Второй мировой или антигитлеровская коалиция – это союз государств, которые принимали участие во Второй мировой против нацистской Германии и ее союзников. Еще Германию, Японию, Италию и других союзников называли Страны Оси.

Большой вклад в формирование антигитлеровской коалиции сделал президент США – Рузвельт. Позже на основе этой коалиции была создана еще одна организация – ООН. Следует сделать вывод, что антигитлеровская коалиция имела огромное военное и политическое влияние после окончания войны на весь мир.

Участники коалиции.
Первыми, кто объединился против нацистской Германии были Франция, Польша и Великобритания – первые страны, пострадавшие от натиска Третьего Рейха. Затем в 1941 году против Германии выступили СССР, Китай и Соединенные штаты Америки.

Количество противников Германии росло в геометрической прогрессии. По состоянию на 1942 году против нацистов сгруппировались уже 26 стран. К выше названым присоединились: доминионы Братании, Индия, страны Латинской и Центральной Америки.
Всего до конца военных действий в ходе войны число участников антигитлеровской коалиции возросло до пятидесяти трех стран-участников. Интересно, но даже страны «оси» на самом заключительном этапе объявили войну Германии – например, Италия, Румыния и другие.

Суть антигитлеровской коалиции.
Коалиция как таковая была создана после того, как Германия внезапно напала на Советский Союз. После этого, главы трех государств: СССР, Великобритании и США обсудили план взаимодействий против Германии – это и означало создание коалиции. Интересно, но во время этих переговоров США еще не воевали против Германии, но были союзником, который поддерживал ресурсами (техникой, продовольствием и оружием).

Не каждый участник коалиции сделал весомый вклад в победу над Германией. Некоторые страны принимали реальные боевые операции против нацистов, некоторые же помогали, обеспечивая армии союзников всем необходимым, а третьи просто входили в состав коалиции номинально, не сделав при этом никакого вклада.

Конечно, наибольший вклад в войну против Германии сделали следующие государства:
Советский Союзоднозначно, сделал наибольший вклад в войну: победил на Восточном фронте, разбив лучших военачальников Третьего Рейха и продолжив наступление на Германию, окончившееся захватом Берлина;
Великобританияпротивостояла Германии в Северной Африке и в воздухе над Британией. Вместе с США вытеснили немцев из Африки и участвовали в наступлении на захваченную Европу вместе с американской армией;
СШАполностью разгромила Японию, помогла освободить Северную Африку и участвовала в разгроме немецких армий на Западном фронте;
Остальные же страны сделали несколько меньший вклад. Но все же стоит отметить вклад Польши и Франции, так как остатки их армий, а также партизанские отряды и ополчение, на протяжении всей войны сражались с силами нацистской Германии.

Даже немецкое руководство отмечало неравномерный вклад в победу. Когда подписывали акт капитуляции, немецкое командование было возмущено, что проиграло и Франции, которую они в начале войны разгромили просто наголову.

Последствия создания коалиции.
Самым главным последствием, конечно, была полная победа над силами нацистской Германии, а также ее союзников. Тем самым, участники коалиции смогли предотвратить установление единого владычества нацистов на планете и спасли при этом множество народов, которых хотел уничтожить Гитлер (славяне, цыгане, евреи и многие другие).

Но были и печальные последствия. Как бы то ни было, страны-участники, начали спорить между собой, а кто же сделал больший вклад в победу над Германией. Споры ожесточились в основном между СССР и США. Каждый из них настаивал на своем. И этот спор породил раздор между государства, вылившийся совсем скоро в другое противостояние – холодную войну.

Роль антигитлеровской коалиции.
Как бы это ни было, коалиция сыграла огромную роль в войне против Германии. Это объединение полностью изменило положение дел в мире и кардинально изменило ход истории. Возможно, если бы к Советскому Союзу не подключились США и ряд других государств, победа в войне была бы далека. Сейчас уже мало в кого возникают сомнения, что СССР не смог бы сам одолеть нацистов, но то, что война бы длилась намного дольше также никто не отрицает.

Важнейшее, что сделали остальные участники коалиции – это открытие Западного фронта. Это позволило еще сильнее растянуть силы немцев и ослабить их позиции на Востоке, что дало Союзу активнее продолжать наступать.

После войны участниками коалиции был создан другой союз – более масштабный и более влиятельный – Организация Объединенных Наций, которая и сейчас регулирует большинство экономических и политических процессов в мире.

Источник

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства мира. ООН: цели и механизм действия.

Антигитлеровская коалиция и проблема послевоенного устройства мира. ООН: цели и механизм действия.

Проблема послевоенного устройства мира и антигитлеровская коалиция.

Возникновение антигитлеровской коалиции.

Формы сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.

Материальное сотрудничество. Ленд-лиз (Land-Lease).

Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции).

Проблема послевоенного устройства мира.

Сталин встречается с Трумэном

Специфика обстановки и краткий обзор.

Дилемма атомной бомбы.

В кулуарах конференции (О неофициальных разговорах и встречах в ходе конференции).

1945 или 1937 (Вопрос о границах Германии).

Неудавшаяся атака Трумэна («Польский вопрос»).

Продолжение дискуссии (О странах, оккупированных союзными войсками).

ООН: цели и механизм действия.

История создания ООН как системы.

Направления деятельности ООН и ее органов

Генеральная ассамблея ООН.

Совет Безопасности ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

Совет по Опеке ООН.

Международный Суд ООН.

После завершения I мировой войны сложилась сложная и напряженная международная обстановка. В большей степени это было обусловлено Версальско-Вашингтонской системой, которая оказалась несправедливой по отношению к победоносным странам и закрепила господство Англии, Франции, США. Она стала основой новых империалистических противоречий, провоцировала межгосударственные конфликты, в том числе вооруженные. Жестокая борьба между державами-победительницами началась сразу же после перемирия. Стремясь расколоть союзников и добиться уступок, Германия в перспективе мечтала о реванше в новой войне.

Все государства выходили из кризиса по-разному. Например, в Италии, а затем в Германии возникли фашистские режимы на основе националистических приоритетов. В основе фашистской пропаганды лежали социальная демагогия, критика буржуазного общества с его индивидуализмом, парламентская демократия, рыночная экономика. Представляя для других стран реальную опасность, фашистские режимы открыто заявляли о необходимости установления своего господства во всем мире путем подчинения или уничтожения всех народов «неарийской» расы.

Период с 1918 по 1939 г.г. был охарактеризован тем, что все страны- участники первой мировой войны готовились к новому военному переделу уже поделенного мира независимо от того, какие силы стояли у власти. Единственной разницей между ними было идейное обоснование готовящейся войны. В политике всех государств в 20-39-е годы действовали доктрины антикоммунизма, антидемократизма, антиимпериализма, фашизма. Именно манипуляция ими сделала возможным союз Гитлеровской Германии и Сталинского Советского Союза. Правительства великих держав стремились создать только собственную безопасность, и часто нанося ущерб другим государствам, в связи с этим силы мира были намного слабее и меньше сил войны.

После окончания гражданской войны советская внешняя политика складывалась под воздействием двух взаимоисключающих целей, к которым стремилось руководство страны.

Первая цель – прагматическая – основывалась на создании взаимовыгодных отношений с другими странами. Но принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем не означал отказ от классовой борьбы.

В 1935 году было достигнуто единство рабочего класса, при помощи выступления Коммунистического Интернационала за образование широких антифашистских фронтов с привлечением социал-демократов

Стремясь отвести от себя угрозу войны, Западные страны не спешили заключать договоры о взаимопонимании с Советским Союзом.

«Великая миролюбивая держава», сдерживавшая англо-французских «поджигателей войны» – так представляла Советская пропаганда Германию. Именно это во многом затруднило впоследствии создание антигитлеровской коалиции.

Укрепление позиции Германии в Европе было обусловлено политикой “невмешательства” Англии и Франции и поощрением ее захватнических намерений в отношении соседних стран (Австрия, Чехословатская республика). В результате Германия вышла из-под англо-французского контроля и развязала Вторую Мировую войну.

Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война – нападением Германии на Польшу. В ответ на вторжение Германии в Польшу, Англия и Франция, объявили Германии войну, но не оказали полякам эффективной и реальной помощи, хотя их объединяли вооруженный силы в военном отношении превосходящие германский.

17 сентября 1939 года Советские войска пересекли границу с Польшей, взяв под защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии и Западной Украины.

28 сентября 1939 года между Германией и Советским Союзом был заключен договор «О дружбе и границе».

Целью войны со стороны Германии было полное уничтожение Советского государства, при этом война носила захватнический, грабительский характер. Территориальное расчленение СССР, разгромление и уничтожение Красной Армии путем «молниеносной войны» и полная военная победа над Советским Союзом, по мнению генералитета Германии, должно было обеспечить создание благоприятных условий для завершения борьбы за мировое господство.

Война со стороны Советского Союза с самого начала несла справедливый, освободительный характер. Это была война по защите своей Родины, национальной независимости и своей самостоятельности. Война велась советским народом не только по защите своего отечества, но и освобождения народов порабощенных стран.

Создание антигитлеровской коалиции – было одной из главных задач внешней политики СССР. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, исходившая от фашистского блока.

22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии, так как Советский Союз и Великобритания, в отличие от США уже находились в составе войны против Германии. Предложение Советского правительства о немедленном заключении соглашения о совместной деятельности английское правительство приняло сразу же. Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии было подписано 12 июля 1941 года, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.

В Атлантической хартии говорилось, что США, и Великобритания не стремятся к территориальному или другим преображениям и уважают право всех народов избирать себе форму правления.

Они обещали добиваться восстановления суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем. Великобритания и США заявили, что после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира. Рузвельт и Черчилль объявили, что считают необходимым разоружить агрессоров и создать неделимую систему всеобщей безопасности. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции:

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. В свою очередь СССР взял обязательства поставить своим западным партнерам сырье для военного производства. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о «ленд-лизе».

Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года в Вашингтоне, двадцать шесть государств, в том числе Советский Союз, США, Великобритания подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепараторного мира.

26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны. В мае-июне 1942 года в Вашингтоне состоялись советско-американские переговоры, завершившиеся 11 июня подписанием соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии.

Обе стороны обязались снабжать друг друга оборонными материалами, информацией и развивать торговлю и экономическое содружество.

Заключение этих документов показало, что различия в общественном устройстве и идеологии преодолимы.

Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.

Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира.

США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.

Сегодня, по прошествии многих десятилетий, политики и историки продолжают задавать вопросы: каково место ленд-лиза в экономике Советского Союза военных лет?

Каков вклад союзников в вооружении и снабжении Красной Армии, в поддержке нашего народного хозяйства, в достижении побед над фашизмом.

Как уже было выше указано, с начала Великой Отечественной войны одной из важнейших задач внешней политики стало налаживание экономических взаимоотношений со странами складывающейся антигитлеровской коалиции, в первую очередь с Великобританией и США.

На совещании в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года было подписано соглашение о взаимных поставках, известных как «Первый протокол», им предусматривалось более 70 основных видов медицинского снаряжения в размерах 1,5 млрд. тонн грузов. СССР выразил готовность осуществления ответных поставок различных товаров. Сразу же стали осуществлять поставки вооружения и других стратегических материалов. Через советские порты с 31-го августа 41г. в соответствии с договором правительства Великобритании и СССР, начались взаимные поставки. Первый конвой прибыл в Архангельск 31-го августа 41г. В его составе было 6 транспортов. Авианосец, 2 крейсера, 2 эскадрильи миноносцев, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика.

Президент Рузвельт отдал распоряжение об оказании помощи на сумму 1 млрд. долларов на основе беспроцентного займа с выплатой через 5 лет после войны в течение 10 лет.

Вскоре развернулась огромная работа по перевозке военного снаряжения и других грузов в Советский Союз, сборке и монтажу техники. Груз поступал в четырех направлениях. По ленд-лизингу и автомобили, и металл, сырье для нужд промышленности, металлорежущие станки, 22195 самолетов различных типов, 12980 танков, 13000 зенитных и противотанковых орудий, 427000 автомашин, 560 кораблей и судов.

На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.

Союзные страны располагали крупными вооруженными силами и мощной военно-экономической базой для ведения боевых действий в Европе, тем более, что около 7% германской армии было сосредоточено на Восточном фронте. Однако западные державы не спешили с открытием второго фронта. Они предпочитали практику выжидания развития событий, ссылаясь в переговорах с СССР на свою недостаточную подготовленность к высадке войск в Западной Европе. Фактически ставка делалась на истощение сил воюющих стран в кровопролитной войне и расчет сэкономить собственные силы. После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу. Дальнейшее откладывание второго фронта становилось, с их точки зрения, невыгодным.

Д. Эйзенхауэр считал, что скорый путь к победе лежит через открытие второго фронта в Европе, через высадку союзников во Франции.

Одной из первых совместных акций стало решение СССР и Англии о вводе советских и британских войск в Иран в августе 41 г., чтобы не допустить выступления этой страны на стороне Германии.

1943 г. оказался весьма не простым в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции, Англо-американские войска высадились в Италии в конце июля 1943 г. Фашистское правительство Муссолини вскоре, в результате дворцового переворота пало, но военные действия продолжались. Однако второй фронт (понимаемый как высадка союзников во Франции) открыт не был. Правительство США и Великобритании объясняли это недостатком плавсредств для переброски войск на континент. Советское правительство выражало неприкрытое неудовлетворение затяжкой открытия второго фронта.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г.

Тем не менее, ощущалась определенная недоговоренность в отношениях между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для скорейшего решения назревших вопросов. Конференция началась 28 ноября 1943 г. в столице Ирана. Заранее выработанной повестки дня не существовало. Хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. За столом переговоров встретились И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль.

Сталин в глазах миллионов людей Запада воплощал весь советский народ, мужественно сражавшийся с фашизмом. Он обладал властью, которой не имел ни один из его партнеров. В мае 1943 г. Сталин приказал распустить Коминтерн, что создало на Западе впечатление об отказе Сталина от планов установления родственных режимов в др. странах. Рузвельт уже зарекомендовал себя крупнейшим реформатором ХХ века, вдохновителем «нового курса», Черчилль – политик, вышедший из ХIХ века – олицетворял силы, упорно отодвигавшие закат Британской империи.

Каждый из них, прибыв на конференцию, думал о достижении своих целей. Сталин сумел весьма тонко сыграть на некоторых противоречиях между Черчиллем и Рузвельтом. Прежде всего, необходимо было решить вопрос о втором фронте. После непродолжительных, но острых дискуссий между Черчиллем и Сталиным о сроках открытия второго фронта, было принято решение, что высадка союзников в Северной Франции произойдет в мае 1944 г.

Поэтому открытие второго фронта было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчилля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчилля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.

8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

17 июля 1945г. начала свою работу Потсдамская конференция.

Таким образом, из вышеуказанного видно, что Советский Союз в войне с Германией вышел полным победителем и безоговорочной капитуляцией Германии. Главная причина неготовности СССР к отражению нападения – в системе власти, согласно которой целый народ добровольно становился зависимым от воли правящей верхушки, а подчас и одного человека. Но цена победы была очень высокая.

Только в промерзшем блокированном Ленинграде за годы блокады около 850 тысяч мирных жителей города погибли от голода, холода, болезней и артобстрелов.

Действовала специальная программа ограбления нашей страны: специальные хозяйственные инспекции реквизировали продовольствие, ценности, ресурсы. В Германию на принудительные работы вывозилась молодежь. Фактически в рабство было отправлено около 5 млн. советских людей. Каралось буквально все, отказ от работы, распространение слухов, передвижение в ночное время, убой скота без ведома оккупационных властей и т.п. Местное население оккупированных территорий использовалось на принудительных работах по расчистке и разминированию дорог, строительству укреплений. На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти и концентрационные лагеря тысячи тюрем и гетто. Полностью уничтожались евреи и цыгане. Только в Бабьем Яру оккупанты уничтожили 195 тыс. человек. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Методично уничтожались советские военнопленные. По специальному приказу фашистского командования подлежали поголовному уничтожению политработники, коммунисты и командиры, советские активисты. Определенная часть людей, не выдержав испытаний, оказалась на немецкой службе.

Победа нашему народу далась большой ценой. В развалинах лежали 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тыс. сел и деревень были сожжены. Захватчики уничтожили 31850 заводов и фабрик, затопили и взорвали 1135 шахт. Было разрушено 65 тыс. паровозов, 428 тыс. железнодорожных вагонов. В сельском хозяйстве посевные площади сократились на 36,8 млн. гектаров, резко снизилась техническая оснащенность. Вся страна потеряла до 70% национального богатства. В армию за годы войны было мобилизовано 29,5 млн. человек. Прямые и косвенные потери населения Советского Союза составили около 50 миллионов человек.

Практически целое поколение мужчин было уничтожено войной. Это сказывалось на демографической ситуации в стране долгие годы. Война принесла безнадежное вдовство и сиротское детство.

Здесь я расскажу о ходе Потсдамской конференции, наиболее подробно описывая интересные места.

Советский Союз добился принятия на конференции совместных решений о денацификации, демократизации и демилитаризации Германии, как единого целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон Рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать благоприятные условия для империалистичных махинаций в центре Европы. Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г. в День Победы, глава Советского Правительства И.В.Сталин заявил, что Советский Союз «не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию». В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистских учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни. В разделе об экономических принципах, четко указывается, что Германия должна рассматриваться, как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью «уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений». В дальнейшем западные державы пошли на срыв достигнутой договоренности. Они решили вопреки духу и букве Потсдамских соглашений превратить ее западную часть в плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Я не против. Но раз задаете мне вопрос, вот мой ответ: флот должен быть потоплен или разделен.

СТАЛИН. Вы за потопление или за раздел?

ЧЕРЧИЛЛЬ. В настоящее время почти весь германский флот в наших руках.

СТАЛИН. В том то и дело, в том то и дело. Поэтому и надо нам решить этот вопрос.

Советское правительство уже имело неприятный опыт с итальянскими трофейными судами, захваченными западными державами. Естественно, что оно сочло необходимым проявить такую настойчивость в отношении германского флота.

18 июля в 1 час 15 минут дня президент Трумэн прибыл на виллу Черчилля. Британский премьер пригласил его на ланч. Трумэн захватил с собой только что поступившую из Вашингтона телеграмму о результатах испытания атомной бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив Черчилля с его содержанием, президент поднял вопрос о том, что и как следует сообщить поэтому поводу Сталину. Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с подробностями взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это в дальнейшем могло иметь отрицательные последствия. Вставал кардинальный вопрос: каким образом и что именно сказать Сталину.

ТРУМЭН. Может быть мы примем в качестве исходного пункта границы Германии 1937 года?

СТАЛИН. Исходить из всего можно. Из чего-то надо исходить. В этом смысле можно взять 1937 год. Это просто рабочая гипотеза для удобства нашей работы.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Только как исходный пункт, это не значит, что мы этим ограничимся.

Как стало ясно в дальнейшем, настойчивость западных держав в этом вопросе была связана отнюдь не только с германской проблемой. Тут нашли отражение далеко идущие цели США, а также, в определенной мере и Англии, относительно всего послевоенного устройства. В первую очередь в отношении западной границы Польши.

СТАЛИН. В решении Крымской конференции было сказано, что главы трех правительств согласились, что восточная граница Польши должна пойти по линии Керзона. Что касается западной границы, было сказано, что Польша должна получить существенные приращения своей территории на севере и западе, но окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции.

ТРУМЭН. Но у нас не было и нет никакого права предоставлять Польше зону оккупации.

СТАЛИН. Польское правительство национального единства выразило свое мнение относительно западной границы. Его мнение теперь всем нам известно.

СТАЛИН. Что касается вопроса о том, что мы предоставили оккупационную зону полякам, не имея на это согласия союзных правительств, то этот вопрос поставлен неточно. Мы не могли не допускать польскую администрацию в западные районы, потому что немецкое население ушло вслед за отступающими германскими войсками на запад. Польское же население шло вперед, на запад, и наша армия нуждалась в том, чтобы в ее тылу существовала местная администрация. Наша армия не может одновременно создавать администрацию в тылу, воевать и защищать территорию от врага. Она не привыкла к этому.

ТРУМЭН. У меня нет никаких возражений против высказанного мнения относительно будущей границы Польши. Но мы условились, что все части Германии должны находиться в ведении четырех держав, и будет очень трудно согласиться на справедливое решение вопроса о репарациях, если важные части Германии будут находиться под оккупацией державы, не входящей в состав этих четырех держав.

СТАЛИН. Что же вас, репарации пугают? Мы можем отказаться от репараций с чужих территорий, пожалуйста. Что касается этих западных территорий, то никакого решения об этом не было, речь идет о толковании крымского решения.

ТРУМЭН. Что случилось с местным населением?

СТАЛИН. Население ушло.

СТАЛИН. Все равно Германия без импорта хлеба не обходилась и не обойдется.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Да, конечно. Но она тем более не будет иметь возможность кормить себя, если у нее будут отняты восточные земли.

СТАЛИН. Пусть покупают хлеб у Польши.

ЧЕРЧИЛЛЬ. Мы не считаем, что эта территория является территорией Польши.

СТАЛИН. Там живут поляки, они обработали поля. Мы не можем требовать от поляков, чтобы они обработали поля, а хлеб отдали немцам.

В результате настойчивости, убедительной аргументации Советской делегации удалось, в конце концов, добиться согласия западных держав, на приглашение в Потсдам представителя Польского правительства, находившегося в Варшаве. Делегацию польского правительства возглавил Берут. Американские и английские деятели имели с ним обстоятельные беседы. Польские представители подробно обосновали свою точку зрения относительно западной границы. Она должна идти от Балтийского моря несколько западнее Свинемюнде, включая Штетткин в состав Польши, дальше по реке Одер до реки Западная Нейсе, и по этой реке до границы Чехословакии. Однако представители западных держав по-прежнему отказывались признать эту линию, пытались добиться пересмотра договоренности, достигнутой чуть ранее в Ялте. Дальнейшее обсуждение вопроса о польской западной границе происходило после перерыва в работе конференции, который был объявлен в связи с поездкой Черчилля в Лондон. На этот раз польский вопрос был связан с западными делегациями в один «пакет» с вопросом о репарациях и проблемой приема новых членов в Организацию Объединенных Наций. В конечном счете по всем трем проблемам, включая вопрос о польской западной границе в том виде, как его излагала делегация Польши, была достигнута договоренность. Соединенным Штатам и Англии так и не удалось добиться пересмотра ранее принятых решений.

Активно навязывая свою точку зрения, в отношении стран, освобожденных Красной Армией, представители западных держав в то же время отстранили Советский Союз от участия в решении проблем, связанных с районами и государствами, оккупированными американскими и английскими войсками. Примером может служить обсуждение проблем Италии. Уже в первый период после капитуляции Италии американские и английские военные власти старались решать все вопросы в обход советских представителей в союзной контрольной комиссии. Такую же тактику теперь пытались проводить и более высокие инстанции. Характерна дискуссия на Потсдамской конференции вокруг вопроса об опеке. Она возникла после того, как советская делегация предложила обсудить судьбу колониальных владений Италии в Африке и на Средиземном море. Вот как это излагается в официальных протоколах:

ЧЕРЧИЛЛЬ. Так как вопрос об опеке находится в руках у международной организации, я сомневаюсь в желательности обмена мнений по этому вопросу здесь.

СТАЛИН. Из печати, например, известно, что господин Иден, выступая в английском парламенте, заявил, что Италия навсегда потеряла свои колонии. Кто это решил? Если Италия потеряла, то кто их нашел?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Я могу на это ответить. Постоянными усилиями, большими потерями и исключительными победами британская армия одна завоевала эти колонии.

СТАЛИН. А Берлин взяла Красна Армия.

В конечном счете, вопрос был передан на рассмотрение трех министров иностранных дел. Независимо от того, что судьба этих территорий сложилась совсем не так, как рассчитывал Черчилль, интересно отметить его попытки уклониться от обсуждения с союзниками вопроса об опеке над бывшими колониями Италии, стремление распорядиться добычей по праву завоевателя, его поразительное пренебрежение к коренному населению этих территорий. На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров иностранных дел; Участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга, и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов.

Система ООН зародилась более 100 лет назад, как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан (о. Новая Гвинея), который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течение целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-Польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и постколониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

В систему также включаются и специализированные учреждения :

Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.

Также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

Страшно представить, что представлял бы из себя сейчас Мир, если бы антигитлеровская коалиция не внесла бы значительный вклад в ход Второй Мировой Войны. Возможно, без неё не было бы победы над фашизмом.

Важнейшей мыслью Потсдамской конференции явилось соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства.

В 1990 году объединение Германии дало возможность мировому обществу убедиться, что это событие положит конец послевоенному устройству мира, которое определилось в Ялте и Потсдаме.

Надежду на мирное сосуществование для государств дало создание ООН, а также укрепило защиту от произвола. Много лет она выполняет свои функции, хотя уже несколько лет международные законы и уставы всячески попираются и нарушаются. США, главный нарушитель, ведут агрессивную внешнюю политику, нарушая соглашения и Потсдамской конференции и уставы ООН., разрушая долгую и упорную работу ООН по созданию мира.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Смотреть картинку Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Картинка про Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания. Фото Чем объясняется свертывание сотрудничества держав антигитлеровской коалиции после окончания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *