Чем объясняется степень распространенности языка
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Цитатник
Mannaz – сама оператор; Berkano+Perthro зеркальные – состояние безволия и депрес.
это для нас девочек вуаль женственности-женской привлекательности (не морок, а именно то что есть.
—Ссылки
—Метки
—Приложения
—Рубрики
—Резюме
Улыбка Ольга Н
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Развитие и распространение языков
Языки, на которых говорят люди, гораздо более разнообразны и многочисленны, чем считают многие носители основных языков мира. В настоящее время на земном шаре существует более 6000 различных языков, от местных диалектов английского и китайского до таких крупных языковых семей, как индоевропейские или сино-тибетские языки. Историю языков можно реконструировать, сопоставив между собой их лексический состав и грамматический строй, однако сегодня ведутся исследования более отдаленных языковых связей, которые, возможно, откроют нам единственный источник всех мировых языков.
О времени появления языка можно говорить только гипотетически. Хронологическая таблица, представленная на следующей странице, содержит лишь приблизительные сведения о возникновении различных языков мира.
Целью этой книги является предоставить самый современный и доступный читателю обзор языков, на которых говорят в разных частях света, рассказать о взаимоотношениях между ними и о том, что нам известно об их происхождении. В качестве дополнительной задачи мы стремились отразить языковое разнообразие мира, что особенно важно в то время, когда особую тревогу вызывает увеличение потерь среди культурного и языкового наследия. Языки вымирают все быстрее и быстрее, что немало беспокоит лингвистов, антропологов и всех, кому небезразлично сохранение многообразия человеческих языков и культур. Такие уникальные языки, как айнский (айну) или убыхский, превратились в мертвые за последние десятилетия двадцатого века. Подсчитано, что половина оставшихся на сегодняшний момент языков мира через сотню лет исчезнет с лица земли.
Айну, язык айнов, живущих в Японии, когда-то был распространен на островах Хоккайдо и Хонсю; в настоящее время он является мертвым языком.
Языковая картина мира меняется и в другую сторону. С 60-х годов нашего века был сделан существенный шаг вперед в наших знаниях не только о языке в целом, но и о конкретных языковых группах в частности. Многое из того, что было достигнуто, необходимо широко распространять. Например, раньше креольским языкам не уделяли особого внимания, считая их вырожденными формами европейских языков, однако теперь они занимают центральное место в нашем обзоре языковых способностей человека. С другой стороны, проведенные недавно исследования показали, что генетические взаимоотношения между различными языковыми семьями гораздо глубже, чем было установлено ранее. Это довольно спорное утверждение находится сейчас в центре ожесточенных дискуссий и открывает новый взгляд на историю человеческих языков.
Языковое разнообразие во времени и в пространстве
Многообразие языков, на которых говорят люди, можно сравнить с многообразием естественного мира. В то время, как гибель растений ведет к сокращению генетического разнообразия и лишает человечество потенциальных медицинских и биологических источников, вымирание языка наносит непоправимый урон нашей культуре, искусству и науке. Например, в языках австралийских аборигенов существовал специальный регистр общения, который использовался при беседе с «табуированными» родственниками, контакты с которыми должны были сводиться к минимуму. Словарь таких «мачехиных языков» был сильно ограничен, вынуждая говорящего пользоваться только очень общими выражениями и не употреблять никаких узких или, тем более, специальных, терминов; он вызывает целый ряд любопытных вопросов: как люди могли общаться на таких сокращенных языках и как на них учились говорить дети? Как эти языки отражали или подкрепляли сложные общественные отношения? Мы можем лишь начать отвечать на эти вопросы, поскольку «мачехины языки» практически исчезли с лица земли. Даже в тех языках, которые еще живы, никаких особых регистров общения с «табуированными» родственниками уже не существует, они исчезли вместе с традиционным образом жизни, и наши знания о них основываются лишь на воспоминаниях представителей самых старших поколений.
Индоевропейские языки, на которых в настоящее время говорит более половины населения всего земного шара, доминируют в западных странах и оказывают господствующее влияние на представления о языке в этих странах в целом. Французский, русский и хинди, являющиеся индоевропейскими языками, имеют множество различий, тем не менее они представляют лишь малую часть того многообразия языков, которое существует в мире. По числу носителей из двадцатки самых крупных языков (см. рис. сверху) 12 принадлежат к семье индоевропейских языков, во многом благодаря колонизации земель, как в случае с английским, испанским и португальским.
Вы легко можете оценить все многообразие и разнообразие языков, попытавшись выучить второй основной или любой иностранный язык. Обычно те, кто впервые столкнулся с чужим языком, не верят, что вообще можно говорить на языке, столь непохожем на их собственный. Для англоговорящего человека такой языковой «культурный шок» может вызвать столкновение с языком, в котором глаголы стоят в конце предложения (как в японском языке), или с тональным языком, в котором слова имеют разный высотный уровень (как в китайском). Научное изучение языкового многообразия такого плана называется лингвистической типологией, то есть сравнительным изучением типов языков. В этой книге будут использованы некоторые основные типологические принципы, особенно при описании языковых семей и выделении особенностей, характерных для определенных регионов мира. Важное значение играет типологическая классификация языков по порядку слов в предложении, которая делает акцент на порядке, в котором стоят в предложении субъект (S), глагол (V) и объект (О). Установили, что все шесть логически возможных вариантов проявляют себя в тех или иных языках (см. стр. 19). Первые три варианта можно встретить во много раз чаще, чем остальные, что отражает всеобщую тенденцию постановки подлежащего перед дополнением. Несмотря на то, что не все языки попадают под данную классификацию (венгерский, например, имеет очень свободный порядок слов, и в нем допустимы все шесть вариантов), в большинстве языков доминирует какой-нибудь один вариант расстановки слов в предложении. Кроме того, порядок слов обычно является одинаковым в одной географической зоне, проявляясь в соседних языках, которые могут и не иметь между собой никакого генетического родства: например, все дравидийские языки Индии принадлежат к типу SOV (субъект — объект — глагол) языков. Наряду с классифицированием языков ученые ведут поиски языковых универсалий, то есть свойств, которые были бы присущи всем языкам. Так, например, во всех языках есть согласные звуки, и во всех языках различаются имена и глаголы. Импликативные универсалии устанавливают качества, которые всегда проявляются одновременно. Одной из предполагаемых импликативных универсалий является следующая: если в языке определение стоит перед именем (как в словосочетании «черная овца»), числительное также будет стоять перед именем («пятая овца»).
Другое сходство языков состоит в том, что несмотря на различия, которые существуют между ними, все они являются приблизительно одинаково сложными. Не существует простых языков — даже креольские языки и пиджины по-своему сложны, как и языки жестов, которые на самом деле ничуть не проще обычных языков. Языки, которые кажутся нам простыми в одном отношении, непременно оказываются сложными в других. Например, раньше считалось, что в китайском языке простая грамматика, поскольку в нем нет окончаний (флексий), как во многих европейских языках. Но только сейчас в полной мере оценили сложность строения предложений в китайском языке, благодаря которой можно выразить такие понятия, как время или гипотетичность, которые в индоевропейских языках передаются флексиями. Одной из характерных особенностей китайского языка, которая на первый взгляд говорит о его простоте, является редупликация, то есть удвоение слога или повтор всего слова. Это очень похоже на речь ребенка (ма-ма, ту-ту), однако такое удвоение служит многим целям. Оно может не только усилить значение слова, но также и уменьшить его: kan(«смотреть») и kan-kan («взглянуть»). В дополнение к этим двум функциям, которые весьма часто встречаются в языках мира, в китайском языке редупликация имеет также несколько специфических грамматических функций, таких как образование наречий и квантитативных слов: так, из man («медленный») образуется man-man («медленно»); изreп («человек») образуется reп-reп («каждый»).
Китайский является самым распространенным в мире языком, на нем говорят более 1 миллиарда человек. До недавнего времени грамматика китайского ошибочно считалась простой, поскольку в нем нет флексий, как во многих европейских языках.
Лингвисты считают, что все языки обладают одинаковой выразительной способностью: даже если в языке отсутствует словарь, скажем, для какой-нибудь конкретной научной области, необходимые слова непременно будут созданы или заимствованы из другого языка. Точно также на всех языках существует литература и поэзия, не важно, записана ли она, живет в устной традиции или же выражена на языке знаков, и ее значимость или ценность скорее зависят от творческого потенциала, заложенного в данной культуре и ее творцах, чем от самого языка.
ДВАДЦАТКА САМЫХ БОЛЬШИХ ПО ЧИСЛУ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКОВ
По числу носителей двенадцать из двадцати самых крупных языков мира принадлежат к семье индоевропейских языков, во многом благодаря колонизации земель, как в случае с английским, испанским и португальским языками.
Число носителей родного языка (млн.)
Комментарии по теме: Величие государства определяется степенью распространения языка
Комментарии
Советская школа, как и сейчас российская, всегда тяготела к стандартному мышлению, всегда не терпела самостоятельных выводов. Оттого и сочинения строго структурируются. В отличие от английской школы (учится моя племянница), где сочинения на свободные темы пишут практически через день, и не догматируют сознание и творчество ученика. Увы, я понимаю, что все не могут учится в Англии.
Пора перестать эксперементировать над системой образования, включая преподавание Русского языка и вернуться к проверенной времени Советской системе, когда мы были «самой читающей нацией в мире» и «наши корабли бороздили просторы вселенной».
Если и дальше продолжать изголяться, то грамотных вообще не останется.
Доброго времени суток всем.
В Татарии и Башкирии, русский язык отменён как обязательный в учебной программе, помимо изгнания рускоязычного населения. Больно и обидно за державу которую строили и создавали все этносы России. Националисты в Татарии и Башкирии и на Северном Кавказе заставилии под прикрытием религиозных интересов забыть общую историю.
Приятно читать ваш пост, ратный. Но разве беда только в татарском или кавказском национализме? Посмотрите, что творится на форумах КМ РУ? Злобные полуфашистские призывы очистить Россию от инородцев и т.д. Естественно это вызывает и ответную реакцию.
Повторюсь не первый: ВСЯКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ МЕРЗОСТЬ И ЗЛО, РУССКИЙ И НЕРУССКИЙ! Доброго времени суток, ратный.
«Приятно читать ваш пост, ратный»
В чего приятного? То, что человек пишет о том, что не знает?
Приятно, что человек отвергает межнациональную и межконфессиональную рознь. То есть ведет себя как порядочный человек, а не дерьмо.
Распространение языка в значительной степени связано с передовыми технологиями. Возьмите английский язык, первый в мире.
Количество представителей нацменьшинств в США растет с ужасающей скоростью: еще в 2010 году по итогам переписи населения меньшинств насчитывалось 36,6 процента, или 114,1 миллиона человек. Похоже, уже скоро меньшинством будут считаться белые американцы. После переписи 2010 года социологи заявили, что это произойдет примерно к 2040 году, однако сейчас они признают, что поспешили с выводами: Америка «почернеет» гораздо раньше.» это отрывок из статьи про то когда почернеет США. Смотрю американские клипы и думаю куда белые делись однинегры поют один за одним.
А переживаю я за Россию, ничего вы не поняли. Что там с США будет, посмотрим. Они создали здоровую модель общества, может и без стержневого народа обойдется. Это вы за них так переживаете, что читать странно.
Что-то не заметно что переживаете за Россию,вот за США очень заметно. На счёт стержневого народа как Россия может существовать без русских,как Германия может существовать без немцев,как Франция может существовать без французов,как Америка может существовать без белых.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования.
Вопросы классификации многообразия языков мира, распределения их по определенным рубрикам стали активно разрабатываться в начале XIX века.
Наиболее разработанными и признанными являются две классификации — генеалогическая и типологическая (или морфологическая).
Генеалогическая (генетическая) классификация:
— базируется на понятия языкового родства;
— цель — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи;
— основной метод — сравнительно-исторический;
— основная классификационная категория — семья, ветвь, группа языков;
— степень устойчивости классификации — абсолютно устойчивая (так как каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности).
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие языковые семьи:
В индоевропейской семье есть множество ветвей, среди них — славянская (русский язык, польский, чешский и т.д.), германская (английский, голландский, немецкий, шведский и т.д.), романская (французский, испанский, итальянский, португальский и т.д.), кельтская (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский).
Татарский язык входит в алтайскую языковую семью, в тюркскую ветвь
Типологическая классификация (первоначально известная как морфологическая):
— базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков; основывается на особенностях структуры языков (на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова);
— цель – сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры (принципов ее организации), определить место того или иного языка с учетом формальной организации его языкового строя;
— основной метод – сравнительно-сопоставительный;
— основная классификационная категория — тип, класс языков;
— степень устойчивости классификации — относительна и исторически изменчива (так как каждый язык постоянно развивается, меняются его структура и сами теоретические основы этой структуры).
Согласно морфологической классификацией языки распределяются по 4 классам:
1) изолирующие или аморфные языки, например, китайский язык, большинство языков Юго-восточной Азии. Для языков этой группы характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
2) агглютинативные языки
В агглютинативных языках каждое морфологическое значение выражено отдельным аффиксом, и каждый аффикс имеет одно назначение, вследствие этого слово легко расчленяется на составные части, связь между корневой частью и аффиксами слабая. К этим языкам относятся тюркские, угро-финские, иберийско-кавказские (например, грузинский). Для них характерна развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов.
3) флективные языки
4) инкорпорирующие или полисинтетические языки
Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры; учитывает историческую последовательность развития культуры; выделяет:
— литературные языки народности и нации;
— языки межнационального общения.
По распространенности языка и количеству говорящих на нем людей различают:
— языки, которые распространены в узком кругу говорящих (племенные языки Африки, Полинезии; «одноаульные» языки Дагестана);
— языки, на которых говорят отдельные народности (дунганский – в Киргизии);
— языки, на которых говорит вся нация (чешский, болгарский языки);
— языки, которые используются несколькими нациями, так называемые межнациональные (французский – во Франции, Бельгии, Швейцарии; русский, обслуживающий народы России);
— языки, которые функционируют как международные (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский).
По степени активности языка различают:
— живые – активно функционирующие языки;
— мертвые (латинский, галльский, готский) – сохранившиеся только в памятниках письменности, в названиях мест или в виде заимствований в других языках или исчезнувшие бесследно; некоторые мертвые языки применяются и сегодня (латинский – язык католической церкви, медицины, научной терминологии).
Чем объясняется степень распространенности языка
Название работы: Принципы классификации языков
Предметная область: Иностранные языки, филология и лингвистика
Описание: Языки различаются степенью распространенности, количеством носителей (на одних говорят сотни этносов, на других миллионы. Половина населения земного шара говорит всего на 12 языках.
Дата добавления: 2014-05-26
Размер файла: 63 KB
Работу скачали: 145 чел.
Принципы классификации языков
3. Ареальная классификация учитывает области распространения языков, которые можно нанести на карту.
4. Функциональная классификация языков базируется на учёте функции языка
На земле насчитывается по разным подсчетам от 3 до 10 тысяч языков. Такое расхождение в подсчётах объясняется тем, что многие языки ещё не описаны, иногда трудно разграничить язык и диалект. Кроме того, много племен живёт в труднодоступных для исследователя местах Африки, на островах Тихого и Индийского океанов.
Языки различаются степенью распространенности, количеством носителей (на одних говорят сотни этносов, на других миллионы. Половина населения земного шара говорит всего на 12 языках: китайском, английском, испанском, хинди, арабском, русском и др.). Есть языки древние и новые, живые и мёртвые (на которых сегодня не говорят, напр. латынь, старославянский). Некоторые языки обслуживают узкую сферу деятельности: быт, семья, другие являются государственными, имеют широкую сферу деятельности, то есть языки различаются социальными функциями. Различаются языки по происхождению и по своим структурным характеристикам.
В зависимости от того признака, который выбирает исследователь, могут существовать разные группировки, или классификации языков
. Со второй половины XX века признание получили также ареальная и функциональная классификации языков.
Ареальная классификация языков заключается в выявлении ареалов (областей) распространения отдельных языков или групп языков. Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.
Языковой ареал (от лат. area пространство, площадь) это граница распространения отдельных языковых явлений и их совокупности, а также отдельных языков и групп языков.
Функциональная классификация языков учитывает множество постоянных и переменных факторов в соотношении языка и общества. Основные факторы следующие: количество живых и мертвых языков, количество носителей живых языков, роль языка в современном мире, письменные и искусственные языки, формы существования языков.
По связям языка с этнической общностью выделяют языки народностей, племенные языки и национальные языки.
1. Генеалогическая классификация языков
Основы генеалогической классификации были разработаны на материале индоевропейских языков в связи с утверждением в языкознании XIX века сравнительно-исторического метода.
Внутри семьи языки связаны между собой по-разному: одни более, другие менее тесно.
Так, ветвь славянских языков относится к индоевропейской семье. Они ближе друг к другу, чем, например, к французскому, потому что тот принадлежит к другой ветви индоевропейской семьи романским языкам.
Языки могут оказаться и вне семей, если у них не обнаруживается родственных связей. Таковы, например, баскский и корейский языки.
Основные языковые семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, нигеро-кордафанская, австронезийская, семито-хамитская, дравидская, алтайская, австроазиатская, тайская, индейская, нило-сахарская, уральская, кавказская и некоторые другие.
Самая крупная из языковых семей индоевропейская ( 44,3% от всех говорящих). Она распадается на 12 ветвей:
иранскую (фарси, пушту и др.),
германскую (датский, шведский северная подгруппа; немецкий, английский западногерманская подгруппа),
индоарийскую (хинди, урду, цыганский и др.),
романскую (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский и др.),
балтийскую (латышский, литовский),
кельтскую (ирландский, шотландский, бретонский и валлийский),
славянскую (русский, польский, болгарский и др.)
Славянская ветвь, или группа делится на 3 подгруппы: восточно-славянскую (русский, украинский и белорусский), западную (чешский, словацкий, кашубский, польский, лужицкий) и южную (болгарский, сербо-хорватский, македонский, словенский, а также мертвый старославянский язык).
Китайско-тибетская семья языков (23,4 % говорящих) занимает второе место по числу говорящих на языках этой семьи людей. По количеству же входящих в эту семью языков она немногочисленна. Сюда входят китайский, бирманский, тибетский и некоторые другие языки.
Австронезийская семья (4,9 % говорящих) представлена более чем 150 языками. На языках этой семьи говорят народы, населяющие многочисленные острова и полуострова Юго-Восточной Азии.
Дравидская семья (3,9 % говорящих) это языки народов, населявших Индию до прихода туда индоевропейцев.
Австроазиатская (1,8 % говорящих) семья включает языки народностей, проживающих в Юго-Восточной Азии, например, вьетнамский и кхмерский языки.
В тайскую семью языков (1,5 % говорящих) входят тайский, лаосский и некоторые другие языки.
Индейская семья (0,9 % говорящих) это языки коренных индейских племен, проживающих в Северной и Южной Америке (язык кечуа, майя, ирокезские, ацтекские и некоторые другие).
Нило-сахарская семья (0,7 % говорящих) включает в себя некоторые группы африканских языков (например, центрально-суданская, северная и юго-восточная группы).
Кавказская семья (0,3 % говорящих) включает абхазский, аварский, лакский, адыгейский и др. языки.
Хотя генеалогическая классификация одна из наиболее разработанных, построение общей картины родства языков еще далеко не завершено.
2. Типологическая, или морфологическая классификация языков
В дальнейшем эта классификация совершенствовалась, но и по сей день наиболее признанной остается типологическая классификация, выделяющая 4 морфологических типа языков: флективные, агглютина-тивные, аморфные и инкорпорирующие.
К флективным языкам относятся, например, индоевропейские языки. Флективные языки делятся на языки аналитического и синтетического строя. Языки аналитического строя широко используют порядок слов, служебные слова и некоторые фонетические средства для выражения грамматических значений. Таковы, например, английский, болгарский, французский и некоторые другие языки. Языки синтетического строя для выражения грамматических значений опираются главным образом на флексии, формообразующие суффиксы и префиксы, как, например, в русском, польском, белорусском, литовском и некоторых других языках.
И.п. ед.ч. баш (голова) мн.ч. баш-лар (головы)
Р.п. ед.ч. баш-тын (головы) мн.ч. баш-лар-тын (голов)
В.п. ед.ч. баш-ты (голову) мн. ч. баш-лар-ты (головы)
К этому типу относятся китайский, вьетнамский и некоторые другие языки.
Чукотское тыатакаанмыркын означает «я жирных оленей убиваю», где ты означает «я», ата «жир», каа «олень», нмы «убивать», ркын «делать» (букв. я-жир-олень-убив-делай).
К инкорпорирующим относятся, например, чукотский, карякский, камчадалский языки.
3. Ареальная классификация
Ареальная классификация языков заключается в выявлении ареалов распространения отдельных языков или групп языков.
Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.
Языковой ареал (от лат. area пространство, площадь) это граница распространения отдельных языковых явлений и их совокупности, а также отдельных языков и групп языков.
В ареальной лингвистике существенно разграничение современной и исторической лингвистической карты языков мира.
Исторический подход помогает установить праязык и дальнейшее развитие языков, а также присущие им в тот или иной период ареалы распространения. Это важно, так как язык может сложиться в одном месте, а потом получить распространение в другом регионе планеты. Типичный пример употребление испанского языка не только в Испании (где на нем говорят 30 млн. человек), но главным образом в Латинской Америке (около 270 млн. говорящих).
Языковые контакты происходят по-разному. В одних случаях первый, материнский язык говорящих может изменяться под влиянием контактов с другими языками и даже может быть вытеснен языком-пришельцем, носители которого оказались более воинственными, предприимчивыми или культурными.
В других случаях меняется второй язык язык пришлых этнических групп.
Но могут измениться и оба постоянно контактирующих языка.
Следы побежденного языка в составе языкапобедителя при скрещивании двух языков называют субстратом (лат. substratum основа, подкладка). Понятию субстрата противоположно понятие суперстрата (от лат. super над, сверх и stratum слой, пласт). Суперстрат это результат растворения в исконном языке языка пришлых этнических групп.
Адстрат (от лат. ad при, около и stratum слой, пласт) это нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит растворения одного языка в другом, а возникает прослойка между двумя самостоятельными языками. Процессы и результаты изменений, возникающих из-за взаимодействия языков друг с другом и в силу внутренних закономерностей, и исследует ареальная лингвистика.