Чем объясняется сходство и различие растений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вариант 1 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Бегония вечноцветущая или изящная
многолетнее растение. Стебель прямой, высотой 15-20 см, с ярко-зелеными, розовыми, красными, красно-бурыми блестящими листьями, сидящими на сочных стеблях с сетчатым жилкованием.
Размножают семенами, но возможно и вегетативное размножение.
Вариант 2 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Пеларгония (герань) клобучковая
Пеларгония (герань) зональная
Распространенный, многочисленный вид. Растение представляет собой прямостоячий, густо облиственный куст. Листья слегка волнистые, с красно-коричневым ободком по окружности, опушены мелкими волосками, имеют своеобразный запах. Цветы бывают простые, полумахровые и махровые. По окраске цветы могут быть двухцветные, либо с каймой по краю лепестка, либо с переходом одного цвета в другой. Кусты высотой 30 – 60 см. Различна окраска листьев, они бывают двухцветные, трехцветные, с сетчатым жилкованием.
При хорошем уходе зональные герани могут цвести все лето, а в теплых помещениях круглый год.
Вариант 3 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Травянистое растение с укороченным стеблем, от которого пучком отходят дугообразно изогнутые мягкие светло-зеленые листья. Из середины пучка вырастают длинные, свисающие побеги с редуцированными листьями и мелкими белыми цветками в виде звездочек. На этих побегах после отцветания вырастают многочисленные растеньица, каждое из которых имеет розетку листьев и несколько толстых корней (пригодны для вегетативного размножения). Корни хлорофитума сочные, мочковатые, белые утолщенные. Плод — трёхгранная коробочка.
Хлорофитум капский.
Растет в лесах, тенистых местах, по берегам ручьев Южной Африки.
Цветки белые, мелкие, собраны в рыхлые кисти. Плод — трёхгранная коробочка.
Этот вид отличается от хлорофитума хохлатого тем, что не образует свисающих побегов.
Хлорофитум используется для любых интерьеров, как одиночное растение, так и в группе.
Вариант 4 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Этот вид выращивается во многих странах. Растения прямостоячее, достигают высоты 80 см и легко узнаются по простым зазубренным листьям с фиолетовым краем сетчатого жилкования. Листочки имеют приятный запах и освежающий холодящий вкус. Мята перечная растение с горизонтальным ветвистым корневищем и тонкими мочковатыми корнями.
Цветы собраны в соцветия колос.
Различают две формы мяты перечной – черную и белую. Наиболее интенсивно культивируют черную (еще называемую английской) мяту, дающую значительно больший выход эфирного масла, чем белая мята. Этот вид мяты размножается вегетативным способом.
Мята яблочная (душистая)
Это пряно-ароматическое растение, родиной которого считают Египет и Малую Азию. Растение прямостоячее, растет кустом высотой до 60 см. Листочки простые округлые, довольно крупные, морщинистые по краям. Надземная часть темно-зеленого цвета, употребляется в качестве пряности. Мята душистая имеет горизонтальные ветвистые корневища и тонкие мочковатые корни.
Цветы собраны в соцветия колос.
Мята яблочная обладает нежным ароматом. Может быть добавлена в салаты, супы, мясные блюда, но и в различные напитки, сладкие блюда и домашнюю выпечку.
Размножается семенами и вегетативным способом.
Вариант 5 Практическая работа «Морфологические особенности растений различных видов»
1.Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, заполняя таблицу (перечертите ее в тетрадь)
2.Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия.
Сделайте вывод: Чем объяснить сходства и различия растений?
Видовое название растения
Видовое название растения
1. строения листьев (простые, сложные)
2.жилкование листьев (дуговое, параллельное, сетчатое)
3. строение стебля (прямостоячий, ползучий, цепляющийся, вьющийся, длинный, укороченный)
4.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)
5.строение цветка (одиночные или соцветия), (вид соцветия)
6. принадлежность к классу растений (однодольные или двудольные)
Вывод (черты сходства и различия растений, чем объяснить)
Материал для справок
Распространенный вид. Родиной диффенбахии является Южная Америка.
Декоративно-лиственное многолетнее растение происходит из влажных тропиков Центральной и Южной Америки.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Разнообразие живой природы
Стр. 14. Вспомните
№ 1. Чем растения отличаются от животных?
Несмотря на то, что, согласно энциклопедическим словарям, растения и животные являются частями единой живой природы и имеют общие свойства (клеточное строение и обмен веществ), что объясняет единство их происхождения, они все-таки отличаются друг от друга.
Во-первых, растение является организмом, который питается неорганическими веществами из воды, почвы и воздуха, а из них создает органические вещества. Также растения – это прикрепленные к месту своего обитания организмы, то есть, ведущие неподвижный образ жизни. Животные же определяются как существа, которые способны к передвижению и питаются исключительно готовыми органическими веществами – сложной органикой (углеводы, белки, жиры). Они способны усваивать твердую пищу, предварительно переваривая ее.
Во-вторых, размеры, структура, особенности и состав растительных и животных клеток отличаются. Размер растительной клетки значительно больше (от 10 до 100 микрометров в длину), чем у животных (от 10 до 30 микрометров в длину). Форма их также отличается: у растений клетки имеют форму куба или прямоугольника, у животных округлую, неправильную форму. В растительных клетках энергия хранится в виде крахмала, тогда как в животных – в виде сложного углеводного гликогена. Растут клетки животных за счет увеличения своего числа, у растений – за счет увеличения своих размеров, накапливая больше воды в центральных вакуолях. Также у растительных клеток есть клеточная стенка, которая состоит из клеточной мембраны и целлюлозы. Но в них отсутствуют центриоли. У животных клеток клеточная стенка отсутствует, однако есть клеточная мембрана и цилиндрические структуры, которые организовывают сборку микротрубочек в процессе деления клеток.
В-третьих, растения не ограничены в своем росте, они могут расти всю свою жизнь. Животные же растут только в определенный период жизни, после их рост и развитие прекращается.
№ 2. Какие признаки характерны для живых организмов?
Для всех живых организмов характерно наличие следующих признаков:
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение веществ – влаги, углекислого газа, неиспользованных питательных элементов;
Раздражимость (способность реагировать на изменение факторов окружающей среды);
Способность к размножению и наследственности;
Изменчивость и способность к адаптации.
Стр. 16. Моя лаборатория
Рассматриваем несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявляем у них сходные черты. Объясняем, почему эти растения относят к одному виду.
Признаки | Ромашка аптечная | Ромашка непахучая (собачья) |
---|---|---|
Корень | Стержневого типа, слаборазветвленный. | Тонкий, веретенообразный, стержневого типа. |
Стебель | Голый, сильноветвистый. | Прямостоячий, наверху ветвистый. |
Листья | Сидячие, расположенные поочередно, рассеченные дважды на узколинейные заостренные доли. | Трижды перисто-рассечённые на узкие линейные острые доли, расположенные поочерёдно, сидячие. |
Цветок | Цветочные корзинки располагаются на длинных цветоножках одиночно. Цветки двух типов: внутренние (желтого цвета, трубчатые, обоеполые) и краевые (белые, язычковые, женские, сидят на полом и голом коническом цветоложе). | Цветочные корзинки с неполным полушаровидным плотным цветоложем. Цветки двух видов: краевые (ложно-язычковые, белые) и срединные (трубчатые, мелкие, жёлтые). |
Плод | Мелкая продолговатая семянка. | Темно-бурая трехгранная семянка. |
Цветение | Май – сентябрь. | Май – сентябрь. |
Место произрастания | Как сорняк в огородах и на полях, преимущественно в европейской части России (исключение – юго-восточные и северные районы). | В городах, полях, вдоль дорог, по берегам рек и прудов, практически повсеместно. |
Особенности | Все растение, включая цветочные корзинки, имеет горький вкус и характерный приятный аромат. | Однолетнее или двухлетнее растение с характерным ароматом. |
И ромашка аптечная, и ромашка непахучая являются травянистыми растениями, высота которых составляет от 25 до 50 см. Распространены они повсеместно и растут, как сорняки, в полях, на огородах, на лугах, около жилищ и вдоль дорог. Корень у них стержневого типа – прослеживается стержень и отходящие от него боковые и придаточные корешки. Период цветения обоих видов – с мая по сентябрь. Листья сидячие, расположены поочередно, перисто-рассечённые на узколинейные острые доли. Так как цветки ромашки аптечной и ромашки непахучей имеют сложное строение, а именно цветки двух типов – внутренние и краевые – эти два растения относят к семейству сложноцветных.
Рассматриваем несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Находим у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?
Клевер красный (луговой) | Клевер ползучий (амория ползучая, белая чашка) |
---|---|
Сходства | |
Многолетнее травяное растение семейства бобовых и подсемейства мотыльковых с мочковатой корневой системой. Форма соцветия – шаровидные рыхлые головки до 4 см в диаметре. Цветок состоит из 10 тычинок (одна свободная и 9 сращены нитями) Листья сложные, тройчатые (изредка состоят из четырех листиков), с черешковым прикреплением. | |
Различия | |
Венчик диаметром 5 – 15 мм; длина чашечки 6 – 8 мм; шиловидные и длинно-оттопырено-волосистые зубцы чашечки; нижний зубец практически вдвое длиннее трубки, а все остальные равны ей; снаружи чашечка волосистая, в зеве – закрыта волосистым кольцом. | Венчик в диаметре 6 – 12 мм; длина чашечки около 4 мм, зубцы чашечки ланцетно-шиловидные; сама чашечка голая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах. Соцветия белые и шаровидные. Цветоносы длиннее черешков. |
Клевер луговой и клевер ползучий относят к разным видам, потому что клевер ползучий обитает в более влажных условиях, хорошо переносит холода в отличие от клевера лугового. Он не так высок, как клевер луговой, и имеет меньшую по размеру головку. Также короче у него и трубочки цветов.
Стр. 17. Вопросы после параграфа
№ 1. Для чего классифицируют организмы?
Организмы классифицируют для того, чтобы упорядочить накопленные за долгое время научные данные о них. Это нужно для удобства изучения живых организмов и исключения хаоса в научном мире.
№ 2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.
Вид – это группа организмов или особей, которые схожи между собой по физико-экологическим, морфолого-анатомическим, генетическим и биохимическим признакам, а также занимают определенную территорию и способны скрещиваться между собой, в результате чего дают плодовитое потомство. Названия видов состоят из двух слов. Например, заяц беляк и заяц русак, береза пушистая и береза бородавчатая, купальница азиатская и купальница европейская.
№ 3. Какие царства живых организмов вы знаете?
№ 4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
Основным отличием живых организмов от неживых объектов является наличие у них таких признаков, как:
Клеточное строение (исключение – вирусы), потому что неживые объекты состоят их атомов;
Способность к росту и развитию (Хотя есть неживые объекты, например, кристаллы поваренной соли, которые могут расти со временем. Живые организмы – растения могут в определенный период находиться в состоянии покоя, например, в виде семян. Именно эти моменты делают живые организмы и объекты неживой природы схожими между собой);
Способность к дыханию и питанию, обмену веществ;
Способность к размножению – воспроизведению себе подобных.
Именно совокупность данных признаков и позволяет отличить живые организмы от тел неживой природы. При этом еще одним важным отличием является способность живых организмов получать и обрабатывать информацию из окружающей среды, осуществляя ответные реакции на внешние раздражители. Это называется раздражимостью.
№ 5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Способность к размножению является одним из важнейших и определяющих свойств живых организмов. Если бы они не могли размножаться – воспроизводить себе подобных, то и жизни на Земле не существовало бы. В какой-то момент все виды организмов просто исчезли бы с нашей планеты, а все возможное разнообразие сводилось бы к каким-то случайным мутациям, либо результату воздействия вирусов. Но даже такие организмы существовали бы недолгое время и в конечном итоге бы все равно вымерли.
Стр. 17. Задание
Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.
Классификация организмов (вид, царство и чем они отличаются).
Какие царства живой природы существуют?
Основные отличия живых организмов от неживых объектов.
Стр. 16. Подумайте
Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?
Живые организмы (растения, животные, люди) тесно связаны с неживой природой (вода, воздух, почва, небесные тела и т.д.) и составляют с ней единое целое. И ни один объект живой или неживой природы не может существовать по отдельности, потому что только при их тесном взаимодействии на Земле происходят процессы, которые не только обеспечивают, но и поддерживают жизнь. Например, растения не могут существовать без солнечного сета, влаги и воздуха. Из воздуха они поглощают углекислый газ, которым им необходим для фотосинтеза, а выделяют чистый кислород – важное вещество для жизни всех остальных живых организмов, включая человека. Ветер участвует в переносе семян растений, влага – в питании, солнечный свет – в процессе получения энергии. При этом растения и животные участвуют в поддержании химического состава воды, почвы и т.д.
Презентация: » Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов. Ход работы 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов). 2. Сравните растения трех видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.