Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

Отрасли статистической науки

Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

В ходе развития статистической науки в ее составе определился ряд самостоятельных статистических дисциплин. В настоящее время в статистической науке выделяют: общую теорию статистики, экономическую статистику и ее отрасли; социальную статистику и ее отрасли.

Экономическая статистика изучает явления и процессы, происходящие в экономике, через систему макроэкономических показателей, отражающих состояние и тенденции развития национальной экономики; структуру, пропорции, взаимосвязь отраслей; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов.

Отрасли экономической статистики – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда и т.д. – разрабатывают и изучают статистические показатели развития соответствующих отраслей.

Социальная статистика изучает социальные явления и процессы через систему показателей, комплексно характеризующих условия и образ жизни населения; ее отрасли – статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Предмет, метод и задачи статистики.

Источник

Теория статистики: конспект лекций

Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

Данное учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономических вузов к сдаче экзаменов. Издание содержит полный курс лекций по теории статистики, составленный профессиональными экономистами. Студентам предлагается ознакомиться с вопросами теории статистики. Рассматриваются методы статистического наблюдения, сводка, групировка данных, средней величины, показатели вариации, корреляционный и регрессивный анализы, анализ временных рядов, индексы, использование графического метода и многое другое. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Статистика» и другим экономическим специальностям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория статистики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Статистика как наука

1. Происхождение термина «статистика» и его значение

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика — это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика — это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука — вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика — наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика — это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей — знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789—1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810—1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835—1893 гг.), А. И. Чупров (1842—1908 гг.).

А. А. Чупров (1874—1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849—1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864—1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 — 1894 гг.), А. А. Маркова (1856—1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857 — 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892—1937 гг.), В. С. Немчинова (1894—1964 гг.), В. Н. Старовского (1905—1975 гг.), А. Я. Боярского (1906—1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877—1962 гг.), Л. В. Некраша (1886—1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) — это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата — это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта — это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека — мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные — определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные — это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Статистический показатель — та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают:

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология — это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Источник

Отрасли статистической науки

В ходе развития статистической науки в ее составе определился ряд самостоятельных статистических дисциплин. В настоящее время в статистической науке выделяют: общую теорию статистики, экономическую статистику и ее отрасли; социальную статистику и ее отрасли.

Экономическая статистика изучает явления и процессы, происходящие в экономике, через систему макроэкономических показателей, отражающих состояние и тенденции развития национальной экономики; структуру, пропорции, взаимосвязь отраслей; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов.

Отрасли экономической статистики – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда и т.д. – разрабатывают и изучают статистические показатели развития соответствующих отраслей.

Социальная статистика изучает социальные явления и процессы через систему показателей, комплексно характеризующих условия и образ жизни населения; ее отрасли – статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Предмет, метод и задачи статистики

Предметом статистики является изучение массовых явлений с их количественной стороны в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Статистику не интересуют единичные или редкие явления, поскольку только на большой массе явлений через преодоление случайностей проявляется статистическая закономерность. При рассмотрении множества фактов случайные отклонения взаимопогашаются.

Пример. Известна статистическая закономерность: доля мальчиков в общем числе родившихся детей больше. Но каждый может привести пример семьи, где рождались одни девочки и ни одного мальчика. Тенденция рождения большего количества мальчиков проявляется тем четче, чем большее количество новорожденных мы будем рассматривать.

Изучая массовые социально-экономическиеявления и процессы, статистика использует свой специфический метод. Основной метод статистики – проведение статистического исследования. Статистическое исследование проводится в 3 этапа, каждому этапу соответствуют свои приемы исследования.

Статистические приемы можно сгруппировать в соответствии с этапами статистического исследования (табл. 1).

Задачи статистического исследования можно определить следующим образом:

— получение обобщающих характеристик исследуемой совокупности, таких, как объемы показателей, их соотношения, средние значения, характеристики вариации;

— выявление связи между признаками;

— изучение закономерностей развития явлений во времени и в пространстве;

— исследование изменений в структуре явлений;

— моделирование и прогнозирование развития социально-экономических явлений и процессов.

Выбор того или иного статистического приема на третьем этапе исследования зависит от объекта и задачи исследования.

Группировка статистических приемов в зависимости

от этапов исследования

Этап статистического исследованияГруппа статистических приемов исследования
Сбор данныхСтатистическое наблюдение
Первичная обработка полученных данныхСтатистическая группировка и сводка – статистические таблицы
Получение обобщающих статистических показателей и их анализАнализ средних величин Вариационный анализ Корреляционный и регрессионный анализ Построение динамических рядов Индексный анализ Выборочный метод и др.

Объект статистического изучения и основные термины статистики

Объектом статистического изучения является статистическая совокупность.

Основными терминами статистики являются следующие.

Статистическая совокупность– этомножество однокачественных варьирующих явлений (например, совокупность предприятий города, совокупность студентов Вуза, совокупность больниц города и т.п.).

Единица совокупности (элемент) – неделимый первичный элемент совокупности, выражающий ее качественную однородность (например, предприятие, студент, больница и т.п.).

Объем совокупности – это количество единиц в совокупности.

Единицы совокупности обладают определенными свойствами, качествами. Эти свойства принято называть признаками. Например, признаки, по которым можно изучать совокупность предприятий: количество работников, объем производства, прибыль и т.д.; для совокупности студентов признаки будут другими: пол, возраст, форма обучения, средний балл по итога сданных сессий, количество задолженностей и т.д.

Статистика изучает явления через их признаки. Классификация признаков приведена в табл. 2.

Критерий классификацииВиды признаков
По отношению к цели исследованияСущественные (главные, выражающие содержательную сторону явлений) Несущественные (второстепенные)
По характеру выраженияОписательные (атрибутивные), выраженные словами (например, форма обучения) Количественные, выраженные числами (например, количество работников предприятия)
По характеру вариацииАльтернативные, которые могут принимать только 2 значения (например, пол человека) Дискретные, которые могут принимать ограниченное количество значений в рамках данного диапазона (например, оценка по предмету). Непрерывные, которые могут принимать бесконечное множество значений в рамках данного диапазона (например, цена за единицу продукции)
По способу измеренияПервичные, которые непосредственно измеряются, учитываются и существуют независимо от нашего сознания, (например, возраст, рост человека) Вторичные, которые рассчитываются через первичные по определенным формулам (например, средний балл, процент посещаемости занятий)
По отношению ко времениМоментные, которые характеризуют состояние объекта на какой-то момент времени (например, численность работников предприятия на начало года) Интервальные (периодические), которые характеризуют результаты процесса за некоторый период времени (например, количество поступивших больных за сутки)

Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Смотреть картинку Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Картинка про Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли. Фото Чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли

Вариация – изменение значений признака при переходе от одной единицы совокупности к другой. Именно изучение вариации – одна из основных задач статистики. Чем более однородна совокупность, тем меньше варьируют значения признаков.

Статистический показатель– это понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средние величины).

Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями и процессами.

Организация государственной статистики в Российской Федерации

Для осуществления статистической деятельности в каждой стране создается статистическая служба. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и ведомственной статистики.

Федеральный уровень представлен Федеральной службой государственной статистики – Росстат (до этого Госкомстат России). Росстат в соответствии с Постановлением Правительства «О Федеральной службе государственной статистике» от 2.06.2008г. №420,осуществляет руководство работами по формированию и распространению официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом, экологическом положении страны и ее регионов, а также осуществляет контроль в сфере государственной статистической деятельности на территории РФ.

Основными функциями Росстата являются следующие:

— подготовка, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения и других федеральных статистических обследований;

— организация сбора и обработки документированной статистической отчетности;

— публикация официальных статистических данных;

Из крупномасштабных статистических работ (исследований), осуществленных в последние годы, следует отметить сплошное обследование (перепись) малых предприятий (2001), Всероссийскую перепись населения (2001), проведенную по широкой программе с использованием как сплошного, так и выборочного наблюдения, Всероссийскую сельскохозяйственную перепись (2006).

В субъектах РФ (республиках, краях, областях) действуют территориальные органы государственной статистики. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на подведомственной территории, координируют статистическую деятельность в регионе, участвуют в межрегиональных статистических исследованиях.

В отделах статистики муниципального уровня (районных и городских) осуществляется сбор, первичный контроль и обработка данных, передача их в вышестоящие звенья.

Ведомственная статистика ведется в министерствах и ведомствах различных отраслей экономики, в корпорациях и фирмах, на отдельных предприятиях.

Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для принятия руководящими органами управленческих решений, планирования экономической деятельности и основана на первичном учете. На крупных предприятиях и корпорациях для сбора и анализа статистической информации организуются отделы и управления, на небольших фирмах статистической работой занимаются обычно в бухгалтерии.

Контрольные вопросы

1. Как возник термин «статистика» и кем он предложен для научного использования?

2. Дайте современное определение статистики.

3. Назовите три направления развития статистической науки в прошлом.

4. Что является предметом статистики?

5. Что такое статистическая закономерность?

6. Перечислите основные статистические методы.

7. Что является объектом статистического анализа?

8. Дайте определение основным понятиям статистики: статистической совокупности, единице совокупности, объему совокупности, признакам.

9. Дайте классификацию признаков.

10. Что понимают под вариацией признаков?

11. В чем отличие статистического признака от статистического показателя?

12. Назовите главный статистический орган в Российской Федерации. Каковы его функции?

13. Перечислите основные отрасли статистической науки.

14. Что изучает общая теория статистики?

15. Что изучает экономическая статистика?

16. Что изучает социальная статистика?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *