Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в мусульманских странах используя материалы прессы
Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в мусульманских странах используя материалы прессы
Причины распространения исламского фундаментализма в современной России. Ф. И. Атмурзаева
Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 61-68.
В жизни России ислам стал важным социально-политическим фактором. Как известно, ислам возник в VII веке н.э., а на территории России существует уже 14 веков. Период VIII — пер. пол. X вв. связан с начальным процессом проникновения ислама на Северный Кавказ. Во второй половине X–XV вв. ислам стал господствующей доктриной современного Дагестана. Территории Чечни и Ингушетии начали испытывать сильное влияние ислама лишь на переломе средних веков и нового времени. В XV–XVII вв. шел мирный процесс проникновения ислама в Чечню и Ингушетию. В XVII в. он занимает доминирующую позицию среди вайнахов. Исламское влияние шло из Дагестана. Окончательное утверждение ислама среди абазинцев, черкесов, кабардинцев относится к XVIII–XIX вв. Проникновение ислама к балкарцам и карачаевцам относится к XVIII–XIX вв. В XVII–XVIII вв. ислам распространился в Северной Осетии.
В исламе существует три основных направления: суннизм (последователи Сунны), шиизм (последователи четвертого праведного халифа Али) и хариджизм (ибадиты) — одна из ранних направлений (сект) ислама, которая образовалась на основе непризнания четвертого праведного халифа Али и узурпировавшего власть Муавии, основателя династии Омейядов (VII–VIII вв.).
В России распространено самое либеральное направление ислама — суннизм суфиитского толка.
Все направления ислама имеют огромное количество мазхабов (богословско-правовых школ).
В суннизме существуют следующие мазхабы: маликиты, ханбалиты, ханифиты, шафииты. Маликиты и ханбалиты больше придерживаются буквы божественного Закона, а ханифиты и шафииты — духа Закона. На Северном Кавказе в Чечне, Ингушетии и Дагестане (кроме кумыков и ногайцев) распространен ислам шафиитского мазхаба в форме суфийских орденов (тарикатов) накшбендия и кадирийя. В центральной и западной частях Северного Кавказа распространен ханифитский мазхаб суннизма. Степень исламизированности этих республик значительно ниже, чем в Дагестане, Чечне и Ингушетии, так как этот мазхаб наиболее лоялен и гибок к этническому фактору и обычному праву (адату).
Ваххабизм как фундаменталистское учение основывается на ханбалитском мазхабе, основателем которого является багдадский богослов XIX в. Ахмад Ибн Ханбал (780–855). Ахмад Ибн Ханбал основал самую политизированную из четырех суннитских канонизированных школ. Ханбалитство вначале возникло как религиозно-политическое движение, а затем оформилось в догматико-правовую школу. Ханбал был недоволен развращенностью халифского двора и засоренностью ислама язычеством, зароастрийскими, христианскими верованиями и обычаями. Ханбализм отличается прагматизмом. Ханбал признавал право на халифат за любым представителем рода курайшитов, но считал возможным смещение правителя «побуждающего людей к сомнению в вере». Ханбал считал, что религиозная борьба до конца необходима для отстаивания религиозных взглядов. Обязанность же богословов — влиять на правителя с позиций религиозной (исламской) морали. Но религиозная борьба, по Ханбалу, крайняя мера для отстаивания религиозных интересов. Поиск компромиссов, диалога более предпочтительны для сохранения мира.
Ханбал был противником нововведений (бида). Это те нововведения, которые подрывали фундаментальные основы исламской религии, содержащиеся в Коране и Сунне. Если какое-либо нововведение не было одобрено «иджма» — «согласным мнением» первых трех поколений мусульманских авторитетов (факихов) Медины или нововведению не находят аналогии в Сунне, Коране (кияс), то такое нововведение считается заблуждением и недозволенным новшеством. Иджма и кияс расширяли сферу бида, и через них исламская догматика изменялась, и способствовали изменению, обновлению мировоззрения мусульман. Ханбал и его последователи были сторонниками абсолютного монотеизма и не признавали никаких посредников между Аллахом и человеком.
Последователем крайнего направления ханбалитского мазхаба является средневековый богослов Ибн Таймийа (1263–1328). Как и Ахмад Ибн Ханбал, Ибн Таймийа, был противником новшеств, уводивших мусульман от первоначального ислама. Ибн Таймийа выступал против культа святых и пророка, осуждал мусульман за паломничество к мавзолею пророка Мухаммада в Медине. В области догматики Ибн Таймийа был, как и Ахмад Ибн Ханбал, убежденным монотеистом. Он впервые ввел в обращение термин «вахдад ал-виджуд» (единство бытия), которое является творением Аллаха, но не есть Аллах, находится под Аллахом, поэтому великие тайны бытия ведомы только Аллаху. В области политики Ибн Таймийа был сторонником единства государства и ислама, так как без могущественного государства ислам как религия может оказаться в опасности, а без шариата государство может скатиться к тирании. Во взаимоотношении власти и народа Ибн Таймийа выдвинул идею общественного договора «клятвы» между исламом и мусульманской общиной о взаимной преданности и лояльности. Власть, по его мнению, не должна быть использована в корыстных целях, в целях личного обогащения.
Именно последняя форма джихада используется радикальными фундаменталистами, экстремистами, террористами в идеологической и практической деятельности.
Практическими политическими целями ваххабизма были освобождение Аравии от власти Османской империи и создание теократического государства, что имело широкую поддержку среди шейхов многочисленных арабских государств. Деятельность Ибн аль-Ваххаба дала толчок к созданию государства Саудовская Аравия, а его воззрения стали частью его официальной идеологии.
Вся идеология «мусульманского возрожденчества» сводится к следующим положениям: Коран в полном объеме и достоверная часть Сунны пригодна для практического применения в настоящее время; Коран и Сунна являются единственными источниками законов, стереотипов поведения и моральных ценностей; в мусульманских странах необходимо установить исламскую политическую и общественную систему, чтобы привести в соответствие общественную практику и исламскую общественную теорию. С. Кутб, например, выступал за создание идеального мусульманского общества и государства в соответствии с заимствованными у фундаменталистов рецептами. М. аль-Газали в 1986 г., побывав в Иране во времена «исламской революции», высказал мысль, что противоречия между суннитами и шиитами второстепенны перед лицом угрожающей исламу «империалистической и коммунистической опасности». Маудиди еще в 30-е гг. XX в. призывал умеренных мусульманских деятелей Британской Индии к соблюдению «правил Аллаха». По мнению Маудиди, хранителями чистоты догматов ислама в мусульманской общине должен быть халиф, осуществляющий свои функции при помощи совета улемов-богословов. Мусульманское общество, которое должно быть построено, будет соблюдать букву и дух шариата, который является единственной гарантией защиты прав мусульман. В мусульманском обществе будут царить социальная справедливость, опирающаяся на мусульманский налог в пользу бедных (закят), коранические принципы раздела наследств и запрещение ростовщичества. Собственностью владеет Аллах, а пользуется тот, кто может распоряжаться ею наилучшим образом.
По мнению идеологов «возрожденчества», в обществе наступил моральный упадок, который ведет к опустошению души. Общество, допускающее социальные пороки, не является мусульманским, хотя формально и считается таковым. Оно языческое, джахилийское. С. Кутб призывал к «возобновлению исламской жизни, управляемой исламским духом и исламскими законами». По мнению исламских фундаменталистов ислам уже создал идеальное общество во времена его основателя Мухаммада и во время правления четырех праведных халифов. К восстановлению этого общества исламские фундаменталисты и призывают своих сторонников.
На территорию России ваххабизм проник через Среднюю Азию (70–80 гг. ХХ в.). Идеи ваххабизма распространяются многочисленными миссионерами в различных странах, где живут мусульмане. Их идеи получают отклик в эпоху активного духовно-религиозного возрождения в переломные, трансформационные периоды. Так было в Турции, в середине 50-х гг. XX века. В это время мусульманам обеспечили религиозную свободу. Но ваххабитское течение не получило распространения в Турции благодаря твердой позиции властей и стремления местного духовенства сохранить ханафитский толк, традиционный для населения страны.
Как выше было отмечено, на Северном Кавказе распространены ханифитское и шафиитское направления суннитского ислама. На территории Чечни, Ингушетии и Дагестана — шафиитский мазхаб. В Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии — ханифитский мазхаб. В этих республиках есть многочисленные суфийские братства. Суфизм — «народный ислам» — религиозный орден по духовному и политическому сплочению разноплеменных, разноязыких горских народов. Суфизм играет консолидирующую и мироутверждающую роль. Суфийские мюриды не призывали к газавату — борьбе с «неверными» и не участвовали в нем. Участие в газавате было прерогативой и обязанностью наибских мюридов-воинов, подчинявшихся наибам Шамиля. Шамиль со своими мюридами отпочковался от ортодоксального суфизма и сформировал новое религиозно-политическое течение — кавказский мюридизм.
Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, возникшее в конце Кавказской войны, т.е. в 50-х гг. XIX века, получившее название «зикиристов». Шейх Кунта-Хаджи призывал к миру, ненасилию, считал ошибочной газаватскую идеологию Шамиля, выступал за прекращение войны с Россией, мотивируя это тем, что продолжение войны с Россией может привести к физическому уничтожению чеченцев. Глава администрации Чечни А. Кадыров — последователь «зикиристов» шейха Кишиева и противник ваххабитов.
Таким образом, ваххабизм ханбалитского толка суннизма не имеет в истории российских мусульман традиций. Как и почему на Северном Кавказе оказалась благодатная почва для насаждения нетрадиционного толка суннитского направления ислама?
Во-первых, Северный Кавказ — один из наименее благополучных экономически и социально регионов. «Рвется там, где слабо», — говорят в народе. В более благополучных мусульманских регионах (Татарстан, Башкортостан) это направление мусульманства не получило распространения.
В-третьих, для мусульманских народов, религия всегда выступала как средство идентификации (выдача паспортов без указания принадлежности к тому или иному народу, выступления представителей Государственной Думы о превращении национальных республик в губернии и т.д. вызывают опасение
Исламский фундаментализм в современном мире
Арабский мир – место возникновения ислама и исламского фундаментализма
Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.
На данный момент (начало 2015) список стран Арабского мира таков:
Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Западная Сахара, Йемен, Иордания, Ирак, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Государство Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.
Арабский мир
Как уже было указано – ислам самая молодая мировая религия мира, как и все религии способная к разветвлению. «Ислам», в переводе с арабского, означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху. Основателем ислама является арабский «пророк» Мухаммад (Мухаммед или Магомет). Одним из таких разветвлений является исламский фундаментализм.
Исламский фундаментализм в современном мире
Политическое течение внутри исламского мира, нацеленное на создание исламских государств, приведение официального права в соответствие с шариатом и соблюдение мусульманским и немусульманским населением ценностей и законов пророка Мухаммада и первых четырёх халифов. Исламизм является идеологией, на основе религии (ислама — исламский фундаментализм) и претендующей на её единственно правильное толкование.
Термин “фундаментализм” заимствован из христианства, где он использовался для обозначения ортодоксального течения в протестантизме. Оно зародилось в США в канун первой мировой войны среди консервативной части американских протестантов, которые защищали христианское учение от богословского модернизма и либерализма. В 1919 г. в Филадельфии была основана всемирная христианская фундаменталистская ассоциация. Ее члены обвиняли “модернистов” и “либералов” в подрыве христианской веры и в забвении Евангелия в угоду “новому научному знанию”. Речь шла, главным образом, об эволюционной дарвинской теории, против которой фундаменталисты–клерикалы выступали на знаменитом “обезьяньем процессе” 1925 г. После второй мировой войны американские фундаменталисты стали именовать себя евангелистами, но термин “фундаментализм” остался и в узком понимании его трактуют как теологическое движение, нацеленное на сохранение того, что представляется основой (фундаментом) христианства – веры в непорочное зачатие и воскрешение Иисуса Христа.
Между тем современный фундаментализм отличается от того явления, которое существовало в протестантизме в начале ХХ века, и его давно рассматривают как феномен не только протестантского, но и католического, православного, иудаистского, буддийского, исламского и других вероучений. Сторонники этого религиозного течения провозглашают неизменность догматики, требуют буквального принятия содержащихся в священных книгах пророчеств, настаивают на строгом и неукоснительном исполнении всех религиозных предписаний.
В широком плане фундаментализм давно вышел за рамки чисто религиозного течения, превратившись в одно из направлений общественно–политической мысли. Это может быть не только теологическая позиция, противостоящая либерализму, но и политическая идеология, обернувшаяся в религиозную оболочку. Например, российский исследователь А. В. Малашенко считает, что фундаментализм – это “форма выражения цивилизационной константы, а суть его – “в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций, вернуть ей “истинный облик”. Другой российский автор, Е. Трифонов, объясняет фундаментализм как не имеющий рационального объяснения феномен социальной психологии, как явление, генетически связанное с коммунизмом, с которым фундаментализм объединяет “ненависть к европейской цивилизации и христианским ценностям”.
Исламский фундаментализм обусловлен, помимо обширной политизации, другими факторами, в числе которых:
· геополитическая значимость мусульманского мира;
· существующие в нем огромные запасы нефти, которая и в XXI веке будет важнейшим стратегическим сырьем;
· наличие мусульманских общин в посткоммунистическом мире и во всех крупных государствах Запада; потенциальные угрозы, исходящие от них;
· рост проявлений терроризма во имя веры и религиозно–обусловленного сепаратизма в исламском мире и в странах Восточной и Центральной Европы;
· отождествление (с легкой руки С. Хантингтона) в постконфронтационную эпоху оси противостояния Север–Юг (богатые–бедные) со столкновением христианской и исламской цивилизаций.
Сам по себе исламский фундаментализм ни в коей мере не тождествен исламу, который, как и всякая мировая религия, не ограничивается только религиозной сферой. Это и кодекс поведения, и сумма моральных ценностей, и психология, и образ жизни. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру, быт, словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно–культурная традиция.
В экономической области обобщенный фундаменталистский проект нацелен на утверждение основ исламской экономики – особого пути развития, определяемого шариатскими нормами владения собственности и ее наследования, предписаниями Корана относительно торговли и финансовых дел: запрета на ростовщичество или ссудного процента (риба), выплаты закята (от слова zaka –”очищенный”, “быть чистым”) – налога на имущество, доходы и пр. Достижение социальной справедливости рассматривается как цель и стержневой момент всех экономических действий. Так, допускается трактовка ссудного процента как регулятора, с помощью которого можно устанавливать социальную справедливость, поскольку применение риба помогает исключить нетрудовые доходы; закят, который в теории должен распределяться среди бедных и неимущих, а на практике превращен в обычный государственный налог, призван “очищать” пользователей имущества и получателей доходов. Речь идет, следовательно, о создании такой системы, которая основывалась бы на равенстве и сотрудничестве всех ее членов.
В исламе фундаментализм – это лишь одно из течений, которое ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних, экстремистских течений фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско–христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам, включая террористические.
В основе Исламизма лежат Коран, исторические прецеденты (прежде всего сунна пророка Мухаммада), организационный опыт. Ряд исследователей считает, что Исламизма «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии. Эта идеология вводится в практику через возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах, войны против окружающего многобожия, идолопоклонства и атеизма (безбожия), а также неверия и предательства, известного этой идеологии как вероотступничество (Jahiliyyah 20-ого столетия).» Ряд исследователей полагают, что Исламизм — это попытка религиозных кругов изменить научное и материальное отставание исламского мира в 20-ом столетии.
Современные исламские религиозно-политические движения как радикального, так и умеренного толка чаще всего объединяются термином «исламизм». Его идейные корни обычно возводятся к одному из первых теоретиков мусульманского реформаторства Джамаль ад-Дину ал-Афгани, взгляды которого часто обозначаются термином «панисламизм». В европейской литературе и прессе второй половины XIX – начала XX в. этот термин функционально соответствовал современному понятию «исламский фундаментализм» как по степени своей содержательной размытости, так и по ассоциативному ряду. С 1870-х гг. при султане Абдул-Хамиде II исламистская риторика начинает активно использоваться в Османской империи, что было отражением стремления султана (считавшегося также халифом) и его окружения укрепить позиции османской династии сохранить единство и престиж империи, опираясь на религиозные чувства мусульман. В 1920-х гг. попытка выдвинуть исламский политический проект была предпринята созданной в Египте ассоциацией «Братья-мусульмане», выступившей в качестве радикальной религиозно-политической оппозиции египетской монархии и опиравшейся на бедные, но достаточно образованные городские слои. Наиболее экстремистское крыло движения представляли Саййид Кутб и его последователи. Рост исламского фундаментализма в арабском и в целом в мусульманском мире происходил в тесной связи с вытеснением с политической арены левых сил. Специфика политизации ислама в этой ситуации выражалась не столько в реальном усилении его роли в политических процессах, сколько в использовании исламских лозунгов для достижения вполне секулярных (т.е. светских) целей. Для политизации ислама в радикальном русле использовались элементы исламского нормативного и идеологического наследия, исторически занимавшие периферийное место в системе исламской цивилизации.
Быстрыми темпами исламизм развился и на территориях бывших советских республик. Авторы книги «Политические системы и политические культуры Востока» А.Д. Воскресенский, П.Б. Старостин, М.В. Стрежнева, Л.М. Ефимова и другие справедливо утверждают, что «сейчас политический ислам уже есть на юге Казахстана и Киргизии, исламисты играют очень важную роль в Таджикистане и представляют реальную силу в Узбекистане. В этом плане весьма возможно постепенное, анклавное превращение республик региона в исламские страны. Приход радикалов и экстремистов не только вызовет катастрофические потрясения в Центральной Азии, но и будет прямо угрожать всем сопредельным странам, и в первую очередь России».
При этом мы не забываем о катастрофическом распространении идей исламского фундаментализма в самой России, особенно среди мусульманской молодежи, что рисует в ближайшей перспективе усиление связанных с этим угроз национальной безопасности. Процессы выделения из ислама отдельных течений принимают столь радикальный характер, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев. Одним из последних таких случаев стало убийство 16 февраля 2012 г. заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова. Основной версией убийства следствие считает проводимую им борьбу с экстремизмом в исламе. До этого наличие экстремистских мотивов было доказано по делам об убийствах 27 октября 2011 г. дагестанского религиозного деятеля С. Хуригского, 15 декабря 2010 г. муфтия А. Пшихачева, 20 сентября 2009 г. заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья И. Бостанова.
На Северном Кавказе “ваххабиты”, именующие себя сторонниками “чистого ислама”, стремятся навязать свою веру и мировоззренческие принципы представителям других бытующих здесь форм мусульманской религии: шафиитам, “тарикатистам” – членам суфийских братств. Особенно непримиримы “ваххабиты” к проявлениям “народного ислама” – прочно устоявшимся на Кавказе традициям быта, обычаев и культуры, образцам светского поведения мусульман.
К сожалению, для российских властей ислам остается в значительной степени чуждым явлением, которое порой продолжает ассоциироваться с крайними проявлениями религиозного фундаментализма. Как отмечает российский исследователь Л. Р. Сюкияйнен, многие местные обычаи, такие, например, как кровная месть, привычно воспринимаются как часть шариата, хотя шариат (от арабского слова “шариа” – правильный путь к цели), являющийся комплексом юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых приведет мусульманина в рай, осуждает кровную месть. В наши дни в связи с быстроразвивающимся процессом возрождения ислама на Северном Кавказе вопрос об определении места мусульманских меньшинств в политико–правовой культуре России переходит из чисто теоретической в практическую плоскость. Основная проблема касается соотношения между общим правом для всех граждан, мусульман и немусульман, и ответвлениями частного права в рамках этнических, религиозных, культурных групп.
Бауэр определяет радикальный исламизм как «религиозное течение, которое стремится к мировому господству и исповедует идеологию, допускающую геноцид».
Международный терроризм
Террористические группировки в основе идеологии которых исламский фундаментализм способствуют развитию международного терроризма.
Обобщение 7. Раздел VII
1. Какие факторы способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ в.? Охарактеризуйте процесс деколонизации. Определите его значение.
Факторами, которые способствовали активизации национально-освободительного движения в странах Азии и Африки во второй половине ХХ века являются окончание Второй мировой войны и распад колониальной системы.
Деколонизация – процесс освобождения от колониальной зависимости. В процессе деколонизации выделяют три этапа. На 1 этапе (1945-1956 гг.) процесс охватил Азию и Северную Африку, были освобождены от колониальной зависимости Индия, Индонезия, Филиппины, Бирма, Иран, Сирия, Ливан, Египет и страны Индокитая. На 2 этапе (1950-е-1960-е гг.) независимость получили 17 африканских стран. 3 этап (1970-е- 1980-е гг.) — национально-освободительная борьба в Тропической Африке португальских колоний, падение колониальной империи Португалии. В 1975 году были освобождены Ангола и Мозамбик, в 1980 году — Зимбабве, а в 1989 году — Намибия. Так вся территория Африки стала свободной от колонизма.
Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоятельно определять свою политику, решать экономические проблемы.
2. Объясните значение понятия «неоколониализм». В каких формах он проявляется? Почему стал возможен?
Неоколониализм — подчинение и эксплуатация капиталистическими государствами суверенных слаборазвитых стран. Развитые страны (условные метрополии) оказывали экономическое влияние на неразвитые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Капитал условной метрополии доминировал в экономике развивающейся страны, чем часто оказывал влияние на правительство условных колоний. А те в свою очередь отказывались от экспорта ресурсов, оказывая таким образом влияние на мировые цены. Таким образом, неоколониализм — система неравноправных экономических и политических отношений, навязываемая государствами суверенным странам Азии, Африки и Латинской Америки и направленная на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран.
Неоколониализм проявляется в таких следующих формах:
— проникновение иностранного капитала в молодые независимые государства;
— предоставление помощи слаборазвитым странам в виде кредитов;
— включение развивающихся стран в экономические или военные блоки, различные политические сообщества;
— навязывание неравноправных соглашений;
— столкновение стран друг с другом;
— вмешательство во внутренние дела развивающегося государства;
— разжигание национальной вражды в стране;
— открытая интервенция.
Неоколониализм стал возможен из-за того, что развивающиеся страны (бывшие колонии) по своему уровню развития не были готовы к самостоятельному развитию. Им необходима была опора в лице развитого партнера. Также они получили независимость по инициативе метрополии, затем и оказались под их экономическим и политическим влиянием.
3. С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны? Каковы особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки? Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?
Основные проблемы модернизации развивающихся стран:
— слаборазвитость на момент получения независимости;
— религиозные и межэтнические конфликты;
— неэффективное использование полученной помощи;
— низкий уровень образования населения;
— рост социального и имущественного неравенства вследствие модернизации;
— зависимость от развитых стран, оказывающих им различную помощь.
Особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки:
— использование труда иностранных инженеров и рабочих в нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей и строительной промышленностях;
— власти многих стран с сильным влиянием ислама не затрагивают образа жизни и традиций малочисленного коренного населения;
— модернизация проходила при активном участии СССР и США;
— солидарность с фундаменталистскими настроениями в стране, что обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.
Подъем исламского фундаментализма в странах Ближнего Востока и Северной Африки был вызван процессами модернизации после деколонизации. На усиление фундаментализма повлияли следующие факторы:
— наличие в государствах традиций ислама;
— антирелигиозный характер новых политических режимов;
— объединение различных слоев населения в результате модернизации, что создавало благоприятную социальную среду для проповедей фундаментального духовенства.
4. Проанализируйте следующие данные и сделайте выводы: в Бразилии с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23%, в промышленности возрос с 18 до 23%, в сфере услуг — с 30 до 54%. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли 1,7 %, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП).
Анализ данных позволяет сделать вывод, что Латинская Америка динамично развивается. Яркий пример — Бразилия, которая переходит от традиционного общества к индустриальному. В стране наблюдается процесс индустриализации: растет количество занятых в промышленности и увеличивается городское население, сокращается число занятых в сельском хозяйстве. В целом данные иллюстрируют экономический подъем. А в Мексике наблюдается резкий рост долгов, что позволяет сделать вывод о кризисном положении государства.
5. Каковы причины политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки? Чем объяснить слабость демократических режимов в этих государствах? Можно ли считать, что период военных диктатур для них пройден?
Причинами политической нестабильности в странах Азии, Африки и Латинской Америки являются отсутствие управленческого опыта в государствах и заимствование путей развития у других стран. Странами не учитывались собственные особенности и внедрялись чуждые им нововведения, что приводило к политической нестабильности в государстве.
Слабость демократических режимов в этих государствах можно объяснить неготовностью общества жить в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, господствует верховенство права. В таких странах законы создаются по подобию развитых стран, но не соблюдаются.
Можно считать, что период военных диктатур в странах Азии, Африки и Латинской Америки пройден. В настоящее время практически во всех странах установился демократический режим. Долгое время эти страны были ареной соперничества для сверхдержав, которые поддерживали внутри развивающихся государств противоречия и локальные конфликты. «Холодная война» окончена и появились новые источники ресурсов, например, исламистское вероисповедание.
6. Группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, в которых в конце ХХ в. произошел качественный скачок социально-экономических показателей, стали называть «новыми индустриальными странами». Назовите страны, которые к ним относятся. Какие уроки можно извлечь из опыта их модернизации?
К «новым индустриальным странам» относят развивающиеся государства Юго-Восточной Азии — Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Латинской Америки — Бразилия, Аргентина, Мексика.
Из опыта их модернизации можно извлечь следующие уроки:
— использование на практике достижений других развитых стран (например, США и Японии);
— рациональное использование имеющихся в стране ресурсов;
— использование дешевой рабочей силы;
— разработка собственной индустрии по опыту размещения на их территории предприятий развитыми странами.
7. Можно ли вооруженные конфликты в странах «третьего мира» рассматривать как одно из проявлений «холодной войны»?
«Холодная война» — это противостояние двух сверхдержав мира — США и СССР. Появление стран «третьего мира» усилило конфронтацию между сверхдержавами. СССР и США боролись за влияние над государствами. Это выражалось в оказании материальной и иной помощи странам «третьего мира». В результате этого начали возникать региональные и локальные вооруженные конфликты в Азии и Африке. Поэтому вооруженные конфликты в странах «третьего мира» можно рассматривать как одно из проявлений «холодной войны».