Чем объясняется использование различных подходов для описания понятия информация
Подходы к определению понятия Информация
Условно, подходы к определению понятия «Информация» можно поделить на три группы:
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
3. Инструментальный
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной «валюты» во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки «за семантику» («ценность» информации для получателя итп).
Разумеется, предложенная классификация дает самый грубый набросок, не отражающий многих деталей полной картины. Например, совершенно изолированно от прочих, находится колмогоровская теория сложности, вовсе не рассматривающая ни сам процесс коммуникации, ни семантику сообщения, и целиком сосредоточенная на его структурных особенностях. (Грубо говоря, сообщение сводится к минимальному генератору фрактала).
Различные подходы к понятию информации. Свойства информации.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В литературе можно найти достаточно много определений термина « информация », отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова « информация »:
Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).
Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки) и ряде других.
В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:
Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека окружает информация различных видов.
Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:
графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования могут быть разными;
видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.
Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.
Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.
Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм : на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
Объективную информацию можно получить, например, с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Доступность информации: Мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов
Точность (адекватность) информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Характеризует степень соответствия реальному объективному состоянию. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных.
Достоверные данные + неадекватные методы = неадекватная информация
Контрольное тестирование по теме «Количественная характеристика информации»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольное тестирование по теме «Количественная характеристика информации»
Назовите основное назначение научной дисциплины – информатика:
а) изучение автоматизированных систем;
б) изучение закономерностей протекания информационных процессов в системах различной природы;
в) изучение систем программирования;
г) изучение алгоритмических конструкций;
д) изучение технологий создания программно – прикладных средств.
Какой подход рассматривает информацию как средство общения?
а) информационный подход;
б) атрибутивный подход;
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Какой подход рассматривает информацию как атрибут материи?
а) информационный подход;
б) атрибутивный подход;
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?
а) информационный подход;
б) атрибутивный подход;
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Чем объясняется использование различных подходов для описания понятия «информация»?
а) сложностью рассматриваемого явления;
б) несогласованностью различных научных течений;
в) отсутствием единых подходов к определению информации;
г) необходимостью многозначного определения;
д) использованием различных способов описания.
Назовите свойство системы, отражающее внутреннее единство системы:
Сообщение, написанное на родном языке приемника информации, удовлетворяет свойству…
Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют …
г) носителем информации;
Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации, называют …
г) носителем информации;
Необходимым средством существования человечества являются …
Контрольное тестирование по теме «Количественная характеристика информации»
Класс:_____ Дата:_________ Ф.И.____________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
тестирование по теме «Количественная характеристика информации»
Назовите основное назначение научной
изучение автоматизированных систем;
изучение закономерностей протекания информационных процессов в системах различной
изучение систем программирования;
изучение алгоритмических конструкций;
изучение технологий создания программно – прикладных средств.
Какой подход рассматривает информацию
как средство общения?
а) информационный подход;
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Какой подход рассматривает информацию
как атрибут материи?
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Какой подход рассматривает информацию
как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся
а) информационный подход;
в) системный подход;
г) коммуникативный подход;
д) функциональный подход.
Чем объясняется использование различных
подходов для описания понятия «информация»?
а) сложностью рассматриваемого
несогласованностью различных научных течений;
единых подходов к определению информации;
различных способов описания.
свойство системы, отражающее внутреннее единство системы:
Номер материала: 93626050325
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подходы к определению понятия «информация»
Понятие информации является одним из самых важных и в то же время одним из самых «трудноуловимых» понятий современной науки. Отражая самые общие представления об окружающем мире, это понятие приобретает отличительные характеристики в конкретных информационных процессах, в условиях конкретной информационной среды. Именно этим объясняется отсутствие однозначного понимания, что же такое информация.
Попутно заметим, что в науке до сих пор нет однозначного понимания и определения понятий «время», «энергия», «масса» и т.д.
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
1. Атрибутисты полагают, что информация как семантическое (смысловое) свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как смысловое свойство материи создает представление о ее упорядоченности, разнообразии. Информация в этом понимании не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами. В этом подходе информация трактуется как активная, «полезная» часть человеческих знаний, т.е. тех знаний, которые используются для ориентировки, управления и пр. Такую информацию можно понимать как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Информатика – «многомерная» наука. Для нее важны все аспекты понятия информации. Однако при этом она акцентирует внимание на том аспекте понятия информации, который в данный момент наиболее востребован. Например, в период стремительного развития вычислительной техники информация понималась прежде всего как смысл сигнала или просто как сообщение. С развитием биологических наук востребован функциональный подход к пониманию информации. В эпоху возрастания понимания всеобщей взаимосвязи явлений, фактов в окружающем мире, осознания глобальных угроз существенную роль приобрело понимание информации как семантического свойства материи.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
Рассмотрим, как «работают» сформулированные подходы в различных областях человеческих знаний и деятельности.
Подходы к определению понятия Информация
Условно, подходы к определению понятия «Информация» можно поделить на три группы:
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной «валюты» во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки «за семантику» («ценность» информации для получателя итп).
Разумеется, предложенная классификация дает самый грубый набросок, не отражающий многих деталей полной картины. Например, совершенно изолированно от прочих, находится колмогоровская теория сложности, вовсе не рассматривающая ни сам процесс коммуникации, ни семантику сообщения, и целиком сосредоточенная на его структурных особенностях. (Грубо говоря, сообщение сводится к минимальному генератору фрактала).