Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время

Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Процессы жизненного цикла программных средств)

Information technology. Guide for the application of GOST R ISO/IEC 12207
(Software life cycle processes)

Дата введения 2003-07-01

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2002 г. N 227-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК ТО 15271-98 «Информационная технология. Руководство по применению ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств)»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2004 г.

Введение

В настоящем стандарте приведены рекомендации по практическому применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 в условиях реализации конкретных проектов создания программных средств. Опытное применение ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 в ряде организаций подтвердило необходимость выработки таких рекомендаций для однозначного понимания требований и норм, установленных в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Вместе с тем, ряд концептуальных положений и понятий, определенных в указанном стандарте, требуют дополнительного пояснения и более расширенной трактовки. В настоящем стандарте учтены обобщенные предложения по практическому применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, представленные Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационные технологии».

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, а также приложения А, В, С и D.

В стандарте основное внимание уделено особенностям, подлежащим учету при прикладном применении ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 в условиях реальных проектов создания программных средств. Приведенные в настоящем стандарте рекомендации не касаются обсуждения обоснованности требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.

В стандарте рассмотрены три основополагающие модели жизненного цикла и приведены примеры прикладного применения ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.

1.2 Пользователи стандарта

Настоящий стандарт может быть использован субъектами (лицами, организациями), желающими применить ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при реализации договоров независимо от объема или сложности проекта, конкретной организацией для самоконтроля или работ по совершенствованию процессов жизненного цикла программных средств.

В настоящем стандарте указано, как можно использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 применительно к различным типам программных средств и какие процессы соответствуют каждому случаю.

Настоящий стандарт дополняет ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, являющийся не только нормативным документом, но и эталоном для управления реальным проектом. (Например, последний случай имеет место, когда ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 является образцом при проведении части работ процесса усовершенствования.) Настоящий стандарт должен быть осмыслен целиком, но в отдельных случаях могут быть использованы его конкретные разделы.

Предпосылками для использования настоящего стандарта являются:

c) хорошее знание политики соответствующей организации;

d) общее знание вопросов управления созданием программных средств, программной инженерии и моделирования жизненного цикла программных средств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств

ИСО/МЭК ТО 15504-1-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 1: Общие положения и вводное руководство

ИСО/МЭК ТО 15504-2-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 2: Эталонная модель процессов и их возможностей

ИСО/МЭК ТО 15504-3-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 3: Проведение оценки

ИСО/МЭК ТО 15504-4-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 4: Руководство по проведению оценок

ИСО/МЭК ТО 15504-5-99* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 5: Модель оценки и руководящие указания

ИСО/МЭК ТО 15504-6-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 6: Руководство по компетентности экспертов

ИСО/МЭК ТО 15504-7-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 7: Руководство по применению в процессе усовершенствования

ИСО/МЭК ТО 15504-8-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 8: Руководство по применению при определении возможностей процесса поставщика

ИСО/МЭК ТО 15504-9-98* Информационная технология. Оценка программного процесса. Часть 9: Словарь

3 Система обозначений

Диаграммы, описывающие процессы и работы ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, соответствующие стилю указанного стандарта, приведены на рисунке 1.

Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время. Смотреть фото Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время. Смотреть картинку Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время. Картинка про Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время. Фото Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время

4 Основные концепции в развитие ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207

4.1 Инженерная дисциплина

Применение программной инженерии является сравнительно молодой дисциплиной по сравнению с традиционными направлениями инженерной деятельности. В результате контроль, обычно сопровождающий проекты традиционной инженерной деятельности, не всегда возможен для программных средств.

Основные положения ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 в таких вопросах, как разработка и сопровождение программного средства, должны быть реализованы методом, определяемым инженерной дисциплиной. Использование такого метода позволяет определить структуру, четко привязанную к функциональной среде системной инженерии, охватывающей программные и технические средства, персонал и бизнес.

4.2 Архитектура жизненного цикла программного средства

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 устанавливает архитектуру верхнего уровня жизненного цикла программного средства от замысла до утилизации. Архитектура состоит из множества процессов и взаимосвязей между данными процессами. Процессы основаны на двух исходных принципах: модульности и ответственности.

Процессы в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 являются модульными в том смысле, что они:

a) строго связаны. Все части процесса строго взаимоувязаны;

b) свободно соединены. Число интерфейсов между процессами сведено к минимуму.

В принципе каждый процесс предназначен для реализации уникальной функции в жизненном цикле и может привлекать другой процесс для выполнения специализированной функции. Ниже представлены правила для обозначения, определения области применения и структурирования процессов:

a) процесс должен быть модульным, т.е. один процесс должен выполнять одну и только одну функцию в жизненном цикле, а интерфейсы между двумя любыми процессами должны быть минимизированы;

b) каждый процесс должен быть вызываем из архитектуры;

c) если процесс А вызван процессом В и только процессом В, тогда А принадлежит к В;

d) если функция вызвана более чем одним процессом, тогда функция сама становится процессом;

e) должна быть возможность верификации любой функции в модели жизненного цикла;

f) каждый процесс должен иметь внутреннюю структуру, установленную в соответствии с тем, что должно им быть выполнено.

В ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 термины «организация» и «сторона» являются близкими по смыслу. Организация, являющаяся группой лиц, собранных для реализации некоторой конкретной цели, может быть представлена как корпорация, агентство, предприятие, общество, союз или клуб. Размер организации может варьироваться от одного человека до множества лиц. Когда организация в целом (или ее часть) заключает договор, то она становится стороной. Организация имеет самостоятельные подразделения, а стороны могут быть из одной или разных организаций.

Каждый процесс в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 рассмотрен с точки зрения ответственности (обязанностей) стороны. Организация может выполнять один или несколько процессов. Процесс может быть выполнен одной или несколькими организациями, при этом одна из организаций должна быть определена как ответственная сторона. Сторона, выполняющая процесс, несет ответственность за весь данный процесс, даже если выполнение отдельных задач поручено другим людям.

Принцип ответственности в архитектуре жизненного цикла облегчает прикладное применение ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 для конкретного проекта, в который может быть вовлечено множество лиц.

Источник

Жизненный цикл и процессы разработки ПО

Стандарты жизненного цикла

а также некоторыми национальными и региональными институтами и организациями (в основном, американскими и европейскими, поскольку именно они оказывают наибольшее влияние на развитие технологий разработки ПО во всем мире):

разработан набор стандартов, регламентирующих различные аспекты жизненного цикла и вовлеченных в него процессов. Список и общее содержание этих стандартов представлены ниже.

Группа стандартов ISO

Определяет общую структуру жизненного цикла ПО в виде 3 ступенчатой модели, состоящей из процессов, видов деятельности и задач. Стандарт описывает вводимые элементы в терминах их целей и результатов, тем самым задавая неявно возможные взаимосвязи между ними, но не определяя четко структуру этих связей, возможную организацию элементов в рамках проекта и метрики, по которым можно было бы отслеживать ход работ и их результативность.

Таблица 2.1. Процессы жизненного цикла ПО по ISO 12207

Основные процессыПоддерживающие процессыОрганизационные процессыАдаптация

Передача ПО (в использование);

Поддержка ПО Документирование;

Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта

Каждый вид деятельности нацелен на решение одной или нескольких задач (tasks). Всего определено 224 различные задачи. Например:

Отличается от предыдущего нацеленностью на рассмотрение программно-аппаратных систем в целом.

В данный момент продолжается работа по приведению этого стандарта в соответствие с предыдущим.

Всего выделено 26 процессов, объединяемых в 5 групп.

Таблица 2.2. Процессы жизненного цикла систем по ISO 15288

Процессы выработки соглашенийПроцессы уровня организацииПроцессы уровня проектаТехнические процессыСпециальные процессы

Передача в использование;

Изъятие из эксплуатации

Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта

Деятельности в рамках этого процесса следующие.

Определяет правила оценки процессов жизненного цикла ПО и их возможностей, опирается на модель CMMI (см. ниже) и больше ориентирован на оценку процессов и возможностей их улучшения.

Определяются 5 категорий, включающих 35 процессов и 201 вид деятельности :

Таблица 2.3. Процессы жизненного цикла ПО и систем по ISO 15504

Отношения «заказчик-поставщик»Процессы уровня организацииПроцессы уровня проектаИнженерные процессыПроцессы поддержки

Определение нужд заказчика;

Проведение совместных экспертиз и аудитов;

Подготовка к передаче;

Поставка и развертывание;

Оценка удовлетворенности заказчиков

Обеспечение среды для работы

Планирование жизненного цикла;

Управление ресурсами и графиком работ;

Выделение системных требований и проектирование системы в целом;

Выделение требований к ПО;

Реализация, интеграция и тестирование ПО;

Интеграция и тестирование системы;

Сопровождение системы и ПО

Группа стандартов IEEE

Например, подпроцесс разработки состоит из групп деятельностей по выделению требований, по проектированию и по реализации. Группа деятельностей по проектированию включает архитектурное проектирование, проектирование баз данных, проектирование интерфейсов, детальное проектирование компонентов.

Источник

Чем объясняется актуальность стандарта гост р исо мэк 12207 в настоящее время

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Information technology. Software life cycle processes

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационная технология»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 декабря 1999 г. N 675-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств»

Введение

Программные средства являются неотъемлемыми частями информационных технологий и традиционных систем, таких как транспортные, военные, здравоохранения и финансовые. При этом подразумевается усиление роли стандартов, процедур, методов, средств (инструментария) и внешних условий для разработки и сопровождения программных средств (программного обеспечения). Подобная многоплановость подходов создает значительные трудности при управлении программными средствами и в технологиях программирования, особенно при интеграции продуктов и услуг. Требуется определенное упорядочение вопросов создания программных средств при переходе от подобной многоплановости к общей структуре, которая может быть использована профессионалами для «разговора на одном языке» при создании и управлении программными средствами. Настоящий стандарт устанавливает такую общую структуру.

Данная структура охватывает жизненный цикл программных средств от концепции замыслов через определение и объединение процессов для заказа и поставки программных продуктов и услуг. Кроме того, данная структура предназначена для контроля и модернизации данных процессов.

Процессы, определенные в настоящем стандарте, образуют множество общего назначения. Конкретная организация, в зависимости от своих целей, может выбрать соответствующее подмножество процессов для выполнения своих конкретных задач. Поэтому настоящий стандарт следует адаптировать для конкретной организации, проекта или приложения. Настоящий стандарт предназначен для использования как в случае отдельно поставляемых программных средств, так и для программных средств, встраиваемых или интегрируемых в общую систему.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает, используя четко определенную терминологию, общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Настоящий стандарт определяет процессы, работы и задачи, которые используются: при приобретении системы, содержащей программные средства, или отдельно поставляемого программного продукта; при оказании программной услуги, а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов. Понятие программных средств также охватывает программный компонент программно-аппаратных средств.

Настоящий стандарт также определяет процесс, который может быть использован при определении, контроле и модернизации процессов жизненного цикла программных средств.

1.2 Область распространения

Настоящий стандарт применяется при приобретении систем, программных продуктов и оказании соответствующих услуг; а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов и программных компонентов программно-аппаратных средств как в самой организации, так и вне ее. Стандарт содержит также те аспекты описания системы, которые необходимы для обеспечения понимания сути программных продуктов и услуг.

Стандарт также применяется при двусторонних отношениях сторон и может в равной степени применяться, если обе стороны принадлежат к одной и той же организации. Диапазон применения может простираться от неформального соглашения о сотрудничестве до официально заключаемого контракта (договора). Стандарт может использоваться одной из сторон для самоконтроля.

Стандарт не распространяется на готовые программные продукты, если они не входят в поставляемый продукт.

Стандарт предназначен для: заказчиков систем, программных продуктов и услуг; поставщиков; разработчиков; операторов; персонала сопровождения; администраторов проектов; администраторов, отвечающих за качество, и пользователей программных продуктов.

1.3 Адаптация настоящего стандарта

Настоящий стандарт определяет набор процессов, работ и задач, предназначенных для адаптации к условиям конкретных программных проектов. Процесс адаптации заключается в исключении неприменяемых в условиях конкретного проекта процессов, работ и задач.

Соответствие настоящему стандарту определяется как выполнение всех процессов, работ и задач, выбранных из настоящего стандарта в процессе адаптации (приложение А), для конкретного программного проекта. Выполнение процесса или работы считается завершенным, когда выполнены все требуемые для них задачи в соответствии с предварительно установленными в договоре критериями и требованиями.

Любая организация (например, национальная, промышленная ассоциация, компания), применяющая настоящий стандарт в качестве условия обеспечения торговых сделок, обязана определить и опубликовать минимальный набор требуемых процессов, работ и задач, который обеспечивает проверку соответствия поставщика настоящему стандарту.

Настоящий стандарт описывает архитектуру процессов жизненного цикла программных средств, но не определяет детали реализации или выполнения работ и задач, входящих в данные процессы.

Стандарт не предназначен для определения наименований, форматов или подробного содержания выпускаемой документации. Стандарт может требовать разработки документов одного класса или типа, например различных планов, но не предусматривает, чтобы такие документы разрабатывались или комплектовались раздельно или совместно. Решение этих вопросов оставлено на усмотрение пользователей настоящего стандарта.

Стандарт не предопределяет конкретной модели жизненного цикла или метода разработки программного средства. Пользователи, применяющие настоящий стандарт, должны сами выбирать модель жизненного цикла применительно к своему программному проекту и распределять процессы, работы и задачи, выбранные из настоящего стандарта, на данной модели; выбирать и применять методы разработки программных средств и выполнять работы и задачи, соответствующие конкретному программному проекту.

Стандарт не имеет противоречий с существующими в организациях стратегиями, стандартами или процедурами. Однако любые возникающие конфликтные ситуации должны быть разрешены, а любые противоречащие условия и ситуации должны быть упомянуты в примечаниях как исключения при применении настоящего стандарта.

В тексте настоящего стандарта приведен ряд перечней задач, однако ни один из перечней нельзя считать исчерпывающим, и они приведены в качестве примеров.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК 2382-1-93* Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основополагающие термины

ИСО/МЭК 2382-20-90* Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка систем

ИСО 8402-94* Управление качеством и обеспечение качества. Словарь

3 Определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями по ИСО/МЭК 2382-1, ИСО/МЭК 2382-20 и ИСО 8402, а также приведенные ниже:

3.1 заказчик (acquirer): Организация, которая приобретает или получает систему, программный продукт или программную услугу от поставщика.

3.2 заказ (acquisition): Процесс приобретения системы, программного продукта или программной услуги.

3.3 соглашение (agreement): Определение границ и условий, при которых будут осуществляться рабочие взаимоотношения.

3.4 аудит (audit): Проверка, выполняемая компетентным органом (лицом) с целью обеспечения независимой оценки степени соответствия программных продуктов или процессов установленным требованиям.

3.5 базовая линия (baseline): Официально принятая версия элемента конфигурации, независимая от среды, формально обозначенная и зафиксированная в конкретный момент времени жизненного цикла элемента конфигурации.

3.6 элемент конфигурации (configuration item): Объект внутри конфигурации, который удовлетворяет функции конечного использования и может быть однозначно определен в данной эталонной точке.

3.7 договор (contract): Обязательное соглашение между двумя сторонами, подкрепленное законодательно, или аналогичное соглашение внутри данной организации: по предоставлению программной услуги; на поставку, разработку, производство, эксплуатацию или сопровождение программного продукта.

3.8 разработчик (developer): Организация, выполняющая работы по разработке (включая анализ требований, проектирование, приемочные испытания) в процессе жизненного цикла программных средств.

3.9 оценка (evaluation): Систематическое определение степени соответствия объекта установленным критериям.

3.10 программно-аппаратное средство (firmware): Сочетание технических устройств и машинных команд или используемых вычислительной машиной данных, постоянно хранящихся на техническом устройстве в виде постоянного программного средства. Данное программное средство не может изменяться только средствами программирования.

3.11 модель жизненного цикла (life cycle model): Структура, состоящая из процессов, работ и задач, включающих в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение программного продукта, охватывающая жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использования.

3.12 персонал сопровождения (maintainer): Организация, которая выполняет работы по сопровождению.

3.13 надзор (monitoring): Проверка заказчиком или третьей стороной состояния работ, выполняемых поставщиком, и их результатов.

3.14 непоставляемое изделие (non-deliverable item): Техническое или программное средство, которое не поставляется по условиям договора, но может быть применено при создании программного продукта.

3.15 готовый продукт (off-the-shelf product): Ранее разработанный и доступный для приобретения продукт, пригодный для использования в поставляемом или модифицированном виде.

3.16 оператор (operator): Организация, эксплуатирующая систему.

3.17 процесс (process): Набор взаимосвязанных работ, которые преобразуют исходные данные в выходные результаты.

3.18 квалификация (qualification): Процесс демонстрации возможности объекта выполнять установленные требования (См. 2.13 ИСО 8402).

3.19 квалификационное требование (qualification requirement): Набор критериев или условий, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт на соответствие установленным требованиям и готовность к использованию в заданных условиях эксплуатации.

3.20 квалификационное испытание (qualification testing): Испытание (тестирование), проводимое разработчиком, при необходимости санкционированное заказчиком, для демонстрации того, что программный продукт удовлетворяет установленным требованиям и готов к использованию в заданных условиях эксплуатации.

3.21 обеспечение качества (quality assurance): Все запланированные и систематически выполняемые в рамках системы качества работы; при необходимости объективные доказательства, обеспечивающие уверенность в том, что объект будет полностью соответствовать установленным требованиям качества.

1 Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества:

2 Некоторые виды работ по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.

3 Если требования к качеству не полностью отражают потребности пользователя, то обеспечение качества может не создать достаточной уверенности. (См. 3.5 ИСО 8402).

3.22 выпуск (release): Конкретная версия элемента конфигурации, которая доступна для реализации конкретной цели (например, тестируемый выпуск).

3.23 заявка на подряд (request for proposal [tender]): Документ, используемый заказчиком в качестве средства для объявления о своих намерениях выступить в качестве потенциального покупателя конкретной системы, программного продукта или программной услуги.

3.24 снятие с эксплуатации (retirement): Прекращение активной поддержки действующей системы со стороны эксплуатирующей или сопровождающей организации, частичная или полная замена ее новой системой или ввод в действие модернизированной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *