Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни

Подробное решение параграф § 13 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сухова Т.С., Сарычева Н.Ю., Шаталова С.П. 2019

1. Приведите свои примеры приспособленности живых организмов к температуре окружающей среды, в том числе в местности, где вы живёте.

Выживание в холодное время года обеспечивается переходом растений в состояние органического покоя, размещением почек в защищенных местах, накоплением энергетического материала (крахмала, жиров), сбрасыванием листьев.

Некоторые животные (бурундуки, ежи, летучие мыши, медведи) предпочитают проводить всю зиму в спячке. Это гениальный способ избежать холода и выжить в суровых условиях, когда ресурсы очень скудны.

2. Назовите особенности строения птиц и млекопитающих, обеспечивающие им поддержание постоянной (назовите какой) температуры тела.

В основе высокой приспособленности птиц и млекопитающих лежат изменения строения их тела (полное разделение артериального и венозного кровотока благодаря наличию четырехкамерного сердца и утрате одной дуги аорты; развитие перьевого или волосяного покрова, способствующего сохранению тепла, развитие головного мозга, обеспечивающего возможность совершенной регуляции обмена веществ, кровообращения и т. д.).

Существует много более мелких частных приспособлений, обеспечивающих постоянство температуры тела у гомойотермных животных. Например, у ластоногих и китов сохранению тепла способствует толстый слой жира в подкожной клетчатке.

У большинства птиц температура тела составляет +41 — +43 °С, а у млекопитающих — +35 — +38 °С.

3*. Объясните, почему от нормального функционирования белков (возможного в температурных пределах от 0 до 50°С) зависит само существование жизни. Используйте свои знания из курса биологии «Человек».

Белки являются главным строительным материалом нашего организма, но помимо этого они еще и основа гормонов, ферментов и антител. Таким образом, без их участия невозможны процессы роста, размножения, пищеварения и иммунной защиты.

1. Приведите примеры светолюбивых и теневыносливых растений своей местности.

Светолюбивые — мать — и — мачеха, подорожник большой, кувшинка, лиственница, акация, кукуруза.

Теневыносливые — копытень, сныть, ландыш майский, брусника обыкновенная, бузина черная, черника обыкновенная.

2. Подтвердите конкретными примерами следующие утверждения:

• свет помогает животным ориентироваться в окружающей среде;

Для перелётных птиц изменение длины светового дня — сигнал к перелёту.

У большинства животных есть глаза, очень разные по размеру, строению, способности различать предметы на разном расстоянии, видеть днём или ночью. При всём своём различии все органы зрения воспринимают свет, следовательно, помогают животным увидеть врага или добычу, водопой или убежище, защитить потомство или отыскать цветок с нектаром.

• многие животные приобрели защитную окраску, которая выполняет свою роль в тех условиях, в которых они обитают.

Лев, тигр, леопард, ягуар на охоте полагаются на хитрость и засаду, поэтому подобраться к жертве им нужно как можно ближе. Золотистая шерсть льва скрывает его в золотисто — коричневом ландшафте африканских саванн. Львы стараются подобраться к жертве как можно ближе, компенсируя тем самым свою недостаточно большую скорость. Их камуфляж крайне полезен для достижения этой цели. Тигры охотятся преимущественно в лесистых районах, на территории покрытой высокой травой. Так как тигры обычно охотятся на рассвете или в сумерках, их в другое время заметные полоски помогают им перемещаться незаметно в высокой траве. Леопарды и ягуары охотятся в местностях густо покрытых лесами. Узор в виде розеток на их теле помогает им скрыться в постоянно перемещающихся тенях, отбрасываемых листьями на солнечном свете.

Немало животных имеют зеленую, желтовато — зеленую или буро — зеленую окраску. Они обитают среди луговых растений или скрываются в зеленой листве деревьев и очень мало заметны в окружающей их среде. Таково, например, большинство видов кузнечиков и других насекомых луга, древесных змей тропических лесов, различных видов лягушек и ящериц.

1. Впишите в таблицу по предложенному образцу примеры благоприятных для жизни и неблагоприятных условий.

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть картинку Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Картинка про Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни

2. Вернитесь к таблице 7 (§11) и, пользуясь представленной в ней информацией, назовите формы приспособлений, позволяющих получить необходимый для жизни кислород, у аэробов, обитающих в разных средах.

У мелких организмов газообмен, как правило, осуществляется диффузно всей поверхностью тела (или клетки). У более крупных животных газы транспортируются к тканям либо непосредственно (трахейная система насекомых), либо с помощью специальных транспортных средств (кровь, гемолимфа).

Органами дыхания в водной среде являются жабры, в наземно — воздушной — легкие и трахеи.

Жабры представляют собой органы, расположенные вне полости тела в виде эпителиальных поверхностей, пронизанных густой сетью кровеносных капилляров. Жаберное дыхание свойственно многощетинковым кольчатым червям, большинству моллюсков, ракообразным, рыбам, личинкам земноводных. Наиболее эффективно жаберное дыхание у рыб.

У паукообразных органами дыхания служат трахеи (у фаланг, лжескорпионов, сенокосцев и некоторых клещей) или так называемые лёгочные мешки (у скорпионов и жгутоногих), иногда те и другие вместе (у пауков).

Легкие, как правило, являются внутренними органами и защищены от высыхания. Различают два их типа: диффузионные и вентиляционные. В легких первого типа газообмен осуществляется только путем диффузии. Такие легкие имеют относительно небольшие животные: легочные моллюски, скорпионы, пауки. Вентиляционные легкие имеют только наземные позвоночные.

Прокомментируйте рисунок 42, ответив на следующие вопросы. 1. Зависит ли жизнь растений от хищников, а жизнь хищников от растений?

Жизнь хищников зависит от растений, т.к. только растения могут превращать энергию Солнца в энергию химических связей. Энергия, которая образуется в процессе фотосинтеза, передается по цепям питания.

Растения зависят от хищников, тела которых разлагаются и превращаются в перегной и тем самым делают почву плодородной, это дает растению минеральные вещества. Хищники регулируют численность растительноядных животных.

2*. От каких других живых организмов может зависеть жизнь и здоровье человека? Придумайте схему, подтверждающую ваш ответ.

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть картинку Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Картинка про Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни

3. На жизнь каких живых организмов могут оказать влияние бактерии?

Бактерии могут оказать влияние на жизнь любого живого организма.

Проведите наблюдение за состоянием живой природы в вашей местности:

• за состоянием декоративных и дикорастущих растений парка, сквера или приусадебных территорий;

На обследованных участках заболевания и повреждения деревьев могут быть представлены следующими видами: двойная вершина, неравномерная, редкая крона, затенение, схлестывание, сухие сучья (возможная причина — слишком близкая посадка деревьев друг к другу; из — за недостатка света боковые скелетные ветви отмирают. К совокупности влияющих на этот процесс факторов можно также добавить нарушение гидрологического режима, а также заболевания корневой системы), искривление и наклон ствола, наросты, плодовые тела дереворазрушающих грибов, ходы короедов и стволовая гниль. Основным заболеванием ели в парке является смолотечение.

• за многообразием видового состава зимующих птиц.

В ходе наблюдения было выявлено, что основу зимней орнитофауны составляют оседлые птицы: воробьи, синицы, вороны, голуби, сороки. Эти птицы постоянно находятся на одной территории. Кочующими в поисках корма являются галки, снегири, свиристели, щеглы. В лесу остаются зимовать глухари, тетерева, совы, филины, но к жилью человека они не прилетают.

2. Отметьте как положительное, так и отрицательное влияние антропогенного фактора на условия, необходимые для жизни этих организмов.

Основные способы отрицательного антропогенного воздействия на декоративные и дикорастущие растения – механические: вытаптывание, утрамбовка почвы, вырубка деревьев; термические: вследствие разжигания костров; химические: выделение вредных веществ при разложении мусора как последствия массового отдыха населения. Миграция новых типов животных или насекомых, не характерных для той или иной территории, также может иметь отрицательные последствия.

Положительное антропогенное влияние включает создание новых насаждений и уход за растениями (обрезка, полив, побелка), поддержание плодородия почв, защита от вредителей.

К отрицательным последствиям урбанизации для птиц можно отнести: значительное уменьшение разнообразия типов местообитаний и исчезновение некоторых из них, покрытие почвы на больших площадях асфальтом и бетоном, шум и загрязнение среды токсическими веществами. Также возможно случайное (непреднамеренное) уничтожение (на автомобильных дорогах, на линиях электропередач и т. д.)

Как положительные стороны этого явления можно рассматривать появление обильных, хотя и однообразных кормов (пищевые отходы) и подкормка, создание искусственных гнездований (птицы могут использовать их для ночевок зимой).

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Смотреть картинку Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Картинка про Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни. Фото Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни

В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему «Приспособление организмов к среде обитания» учащаяся 9 класса рассмотрела и проанализировала источники информации по теме исследования, изучила разнообразие приспособлений живых существ к различным средам обитания

Подробнее о проекте:

В рамках выполнения проекта о приспособлении организмов к среде обитания рассматривается понятие «адаптация», поскольку любой организм не сможет выжить без адаптаций к условиям окружающей среды. Также ученица выяснила поведение живых организмов при их попадании в незнакомую ранее среду.

Оглавление

Введение
1. Приспособленность организмов к среде обитания.
2. Среды проживания живых организмов.
Заключение
Используемая литература

Введение

Актуальность темы исследования: актуальность данной темы заключается в том, что любой организм не сможет выжить без адаптаций к условиям окружающей среды.

Объект исследования: среда обитания.

Предмет исследования: приспособления организмов к среде обитания.

Цель исследовательской работы: изучение разнообразие приспособлений живых существ к различным средам обитания.

Задачи исследовательской работы:

Приспособленность организмов к среде обитания

К окружающей среде принадлежит:

Как живые организмы изменяют среду обитания? Они способствуют изменению газового состава воздуха (в результате фотосинтеза) и принимают участие в формировании рельефа, почвы, климата.

Благодаря влиянию живых существ:

Таким образом, взаимоотношения живых организмов и среды их обитания являются сильным обстоятельством, провоцирующим различные преобразования.

Приспособленность организмов к среде обитания возникает в ходе эволюции для разрешения ими экологических проблем, имеющих место в определённой среде. Она изменяется, совершенствуется, порой исчезает. Вырабатывание адаптации позволяет достичь соответствия строения, поведения, физиологии существ условиям среды и образу их жизни. Приспособления служат основанием для исчезновения и появления органов, дивергенции и формирования новых биологических видов, усложнения конструкции.

В биологии под ней понимают спектр характерных черт приспособленности организмов к среде, позволяющих выживать в конкретных условиях и продолжать род. На адаптированность к возникающим условиям оказывает воздействие эволюция. Но она изменяется, в связи с чем любые приспособительные черты относительны

Среды проживания живых организмов

Для этого элемента обитания характерны огромное разнообразие живого, которое здесь присутствует, наличие множества бактерий, микроорганизмов, витаминов и минералов, которые питают рыб, лягушек, выдр, китов и прочее. Главными свойствами здесь являются: температура воды, уровень ее кислотности и плотности на разных глубинах; приливы и отливы, обусловленные действием Луны; материально-вещественная характеристика: содержание тех или иных веществ, газов, минералов и т. д.; световой режим в толще воды. Совокупность всего этого создает условия для успешного существования огромного количества организмов. [2]

Водно-наземная (наземно-водная) среда

Как понятно из самого названия, здесь имеется в виду переходное состояние и тот класс растений, животных и бактерий, которым в определенных рамках дано существовать как в воде, так и на земле. Примером здесь может стать целый класс земноводных: лягушек, змей, тритонов. Таблица земноводных насчитывает всего около 28 видов на территории России, а вот на Мадагаскаре их аж 247. Обитатели этой среды отличаются особенным строением как мышечной, так и дыхательной и зрительной систем, что позволяет им нормально чувствовать себя и в воде, и на земле. [2]

Наиболее заселенный живыми организмами участок биосферы, который характеризуется легким доступом к жизненно важному кислороду и источникам питания. Лучше всего в процессе эволюции к этой сфере существования приспособились позвоночные животные и членистоногие, многоклеточные. Наземная среда характеризуется большой зависимостью от водных источников и в некоторых местах сталкивается с опасностью высыхания. Здесь постоянно меняется уровень влажности, температура воздуха, наблюдается изменение времени суток, месяцев и лет. Биология наземных существ очень сильно зависит от фактора их территориального нахождения. [2]

Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который просто переполнен различными организмами. Здесь живет множество существ, которые в процессе переработки веществ в некотором роде и создают грунт. В структуре почвы присутствует вода в больших количествах, газы. Основные обитатели: беспозвоночные, насекомые, черви, простейшие. Масса одних только беспозвоночных в грунте может достигать невероятного значения – до 50 центнеров на 1 га площади! Один земляной червь пропускает через себя около 9 тонн на 1 га органики, которая в конечном итоге составляет материал для гумуса (основная почвенная ценность для растений). [2]

Наземно-воздушная среда обитания

Волк

Гепард

Бабочка

Голубь

В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и зерна. Изредка употребляют в пищу насекомых. В целом, по сравнению с другими видами, он достаточно неприхотлив в выборе источника пропитания. Голуби вообще пищу, как правило, собирают на земле. Живут голуби стаями, причём иногда очень большими. [5]

Креветка

Креветки широко распространены по всем водоёмам мирового океана. Особенности креветок заключаются в их анатомии. Креветки — одни из редких ракообразных, сбрасывающих и меняющих панцирь. Её половые органы и сердце располагаются в области головы. Там же находятся пищеварительные и мочевыделительные органы. Как и большинство ракообразных, креветка дышит с помощью жабр. Жабры креветки защищены панцирем и располагаются рядом с ходильными ножками. В нормальном состоянии их кровь имеет светло-голубой цвет, при недостатке кислорода она обеспечивается. [6]

Осьминог

Тюлень

Морж

Моржи не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5—10 см) подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка, соединенного с глоткой. [9]

Крот

Кроты (кроме землеройковых кротов, живущих на поверхности) приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Кротовая шубка имеет уникальное свойство — её ворс растёт прямо, а не ориентирован в определённую сторону. [10]

Земляной червь

В процессе приспособления к условиям жизни в почве у ее обитателей выработался ряд особенностей в форме и строении тела, в физиологических процессах, размножении и развитии, в способности переносить неблагоприятные условия и в поведении. У дождевых червей, нематод, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Посмотрите, как медленно ползет червь по поверхности земли и с какой скоростью, в сущности моментально, он скрывается в своей норе. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные попеременно вытягивают и сокращают тело. При этом в передний конец животного периодически перекачивается полостная жидкость. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. [11]

Слепыш

Слепыши обычно селятся на плодородных черноземных почвах, за исключением гигантского слепыша, встречающегося в глинистых полупустынях и даже в песках. Слепыши являются характерными подземными обитателями, лишь в редких случаях выходящими на поверхность и добывающими себе пищу под землей. [12]

Медведка

Приспособление к среде обитания: роющая– хорошо развита у такого насекомого как медведка, позволяет рыть ходы для передвижения под землей. Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым.

Заключение

В начале моей исследовательской работы я поставила задачу – выяснить, как живые организмы адаптируются к окружающей среде. В ходе изучения литературы мы выяснили основную информацию о их приспособлениях.

Я считаю, что проделанная мною работа завершилксь успешно, и мне удалось собрать нужную информацию в интернете. Кроме того, люди теперь начнут внимательнее относиться к окружающим вещам.

Изучение окружающей среды не стоит на месте, а продвигается дальше, поэтому есть смысл продолжить исследования или ждать появления новых статей, чтобы узнать о мире больше.

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет.

Источник

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики «Приспособленность организмов к среде обитания и ее значение». 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Ценности: истина, праведность (правильное поведение), мир (спокойствие), любовь (ко всему живому), ненасилие ( не причинение вреда), красота.

Подценности: поиски знаний, быть готовым признать истину, умение отличать правильное от неправильного, быть готовым помочь другим, ограничивать свои желания, ответственность, вдумчивость, любовь к людям и к природе, забота о природе, доброта, красота, сострадание, не причинять зло словами и делами, быть хорошим гражданином, быть бережливым.

Образовательная цель: сформировать у учащихся понятие “приспособленность организмов к среде обитания”, изучить механизмы возникновения приспособленности. Сформировать у учащихся знания о различных адаптациях как результате эволюционного процесса. Познакомить учащихся с приспособлениями организмов к различным условиям существования, показать их относительный характер.

Развивающая цель: продолжить формирование логического и образного мышления, воображения, творческих способностей учащихся; развивать умение слушать и концентрировать внимание; способствовать формированию положительных черт характера; развивать умение видеть и чувствовать красоту; расширить кругозор учащихся; научить выявлять черты приспособленности организмов к различным условиям среды обитания и их относительный характер.

Оборудование: мультимедийная система, презентация по теме урока, учебники биологии 9 класса, рисунки, плакаты с цитатами, информационные листы для индивидуальной работы учащихся.

Девиз урока: «Разуму свойственно размышлять, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему» и находить в цепи происходящего начало и конец». Ж. Фабр.

1. Организационный момент.

2. Индукция. Минута тишины (“сидение в тишине”, релаксация).

3. Вводная часть. Сообщение темы урока.

4. Создание проблемной ситуации:

Ко времени появления учения Ч.Дарвина перед наукой стояли три важных вопроса:

а) как объяснить приспособленность живых существ к среде обитания?

б) как возникло существующее в природе многообразие видов?

в) почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

Жан Батист Ламарк это объяснял стремлением организмов к совершенству.

Ч. Дарвин дал другое объяснение этому в своей эволюционной теории.

«Сколько интересного мы слышим о растениях и животных, населяющих далекие страны! Как часто мечтаем о том, чтобы когда-нибудь самим увидеть все эти чудеса! А между тем это так просто: наши леса, поля, луга и степи скрывают в себе такую массу самых удивительных явлений, что для изучения их не хватит и всей жизни человека». К.П. Паустовский.

В 1912 г. Г.Ф.Морозов писал: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка, в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям, и растения к животным, все это взаимно приспособлено друг к другу”.

5. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину.

Итак, давайте вспомним:

— Что такое эволюция?

— Каковы движущие силы эволюции?

— Что такое естественный отбор?

— Что такое борьба за существование?

— Что такое популяция?

— Что такое наследственность?

— Что такое изменчивость?

— Что такое среда обитания?

6. Инструктаж учащихся по работе с информационным листом.

7. Изучение нового материала:

1) Понятия “приспособленность”, “адаптация”.

Работа с учебником, запись в информационном листе определения “Приспособленность”.

2) Классификация адаптаций.

Существуют следующие классификации адаптаций:

а) пассивные и активные адаптации;

б) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;

в) сложные и простые адаптации;

г) устойчивые и неустойчивые.

3) Многообразие адаптаций:

1. Покровительственная окраска тела:

1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон).

Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки), окраска яиц у птиц (кайра, тупик, чайка).

3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.

2. Предостерегающая окраска: Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

3. Маскировка: Форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами

(морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек, змеи).

4. Мимикрия: Сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными.

Учитель: Большое значение для выживания вида имеют приспособления, обеспечивающие защиту потомства.

— Что такое забота о потомстве? (отвечают учащиеся).

Забота о потомстве действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства.

Забота о потомстве бывает трех видов:

а) Пассивная забота о потомстве выражается в том, что родительские особи носят своё потомство в себе (на себе). Это повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость.

в) Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма. Так, например, некоторые осы откладывают яйца на различных насекомых, служащих пищей для личинок этих ос.

6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):

А) у северных животных увеличены размеры печени и сердца (нерпа, морской заяц);

Б) обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

В) копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось);

Г) совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк);

Д) перепонки между пальцами у водоплавающих животных;

Е) густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

Ж) плоское тело у придонных рыб;

З) стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.

7. Физиологические адаптации:

А) накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд);

Б) способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) (китообразные и ластоногие);

Д) изменение обмена веществ у полярной совы (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой);

Е) железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря;

Ж) восковой налёт на листьях брусники, голубики;

З) для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку;

И) состояние частичного или полного анабиоза (медведи, лягушки, змеи).

4) Относительный характер приспособленности.

Учитель: Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:

а) географической изоляции; б) взаимодействия движущих сил эволюции;

в) мутационной изменчивости; г) естественного отбора.

Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

5) Механизм возникновения адаптаций.

Учитель: Возникает вопрос, как образуются приспособления?

Механизм возникновения адаптаций:

1. Изменение условий среды;

2. Наследственная изменчивость;

3. Естественный отбор;

4. Приспособленность организмов.

8. Формулирование выводов по уроку. Рефлексия.

Учитель: Прошу обратить ваше внимание на экран. По результатам нашей работы ответим на несколько вопросов и сделаем общие выводы:

На экране тест, в котором необходимо указать правильную последовательность этапов формирования приспособлений у организмов, расположив буквы в соответствующем порядке.

Тест: Укажите правильную последовательность этапов формирования приспособлений у организмов, расположив буквы в соответствующем порядке.

А. В результате борьбы за существование и естественного отбора преимущественно выживают и оставляют потомство особи с изменениями, соответствующими среде обитания.

Б. Появление мутаций.

В. Сохранение из поколения в поколение особей с полезными в определенных условиях среды изменениями, что приводит к формированию приспособленности организмов.

Г. Борьба за существование с неблагоприятными условиями среды.

Правильный ответ: (Г Б В А Д).

Вопрос: Какую роль играет естественный отбор в формировании приспособлений (адаптаций)?

Почему данные адаптации мы не можем назвать абсолютными?

Задание: На основании знаний о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений, вставив недостающие слова в схему ответа:

Среди организмов, не имевших (приспособлений) в результате (борьбы за существование) появились организмы с (адаптациями). В ходе борьбы за существование выживали (наиболее приспособленные). В результате шел естественный отбор и особи с (изменениями) выживали, а без изменений погибали. Возникали новые виды, имеющие (адаптации).

5) Что такое приспособленность?

6) Какое значение имеет приспособленность для организмов?

7) Что такое адаптации?

8) Обеспечивают ли адаптивные признаки абсолютную приспособленность организмам?

9) От чего зависит формирование того или иного приспособления?

10) Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования на основании собственных наблюдений?

11) Почему у некоторых животных яркая, демаскирующая окраска, а у других, наоборот покровительственная?

12) В чём сущность мимикрии?

13) Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.

14) Каковы биологические механизмы возникновения приспособленности (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?

15) Какая из изученных вами форм заботы о потомстве обеспечивает лучшие условия выживания и развития потомства?

16) Почему сохранились различные формы заботы о потомстве, если не все они максимально эффективны?

9. Домашнее задание. Подведение итогов урока, выставление оценок.

10. Заключительная минута тишины. (“Сидение в тишине”, релаксация).

2.Словарь-справочник “ БИОЛОГИЯ для школьников”. Екатеринбург, У-Фактория, 2000.

3. А.П.Ошмарин, В.И. Ошмарина «Школьный справочник ЭКОЛОГИЯ». Ярославль, Академия развития, 1998.

4. Е.О.Фадеева, В.Г.Бабенко. ЭКОЛОГИЯ. «Организмы и среда их обитания». Практикум. М., Издательство НЦ ЭНАС, 2002.

5. И.Д.Зверев «Практические занятия по экологии». М., Просвещение, 1998.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Тема урока – Приспособленность организмов к среде обитания и её значение.

1. Пассивные и активные адаптации;

2. Морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;

3. Сложные и простые адаптации;

4. Устойчивые и неустойчивые адаптации.

1. Покровительственная окраска тела (______________)

2. Предостерегающая окраска (_____________________)

3. Маскировка (_________________)

4. Мимикрия (__________________)

5. Поведенческие адаптации (___________________)

6. Морфологические адаптации (_________________)

7. Физиологические адаптации (_________________)

Мимикрия – подражание незащищенных видов более защищенным видам.

Забота о потомстве действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства.

Забота о потомстве бывает трех видов:

а) Пассивная забота о потомстве выражается в том, что родительские особи носят своё потомство в себе (на себе). Это повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость.

в) Превентивная забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма. Так, например, некоторые осы откладывают яйца на различных насекомых, служащих пищей для личинок этих ос.

Механизм возникновения адаптаций:

1. Изменение условий среды;

2. Наследственная изменчивость;

3. Естественный отбор;

4. Приспособленность организмов.

Задание: На основании знаний о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений, вставив недостающие слова в текст ответа:

Среди организмов, не имевших____________________ в результате _______________________________ появились организмы с _____________. В ходе борьбы за существование выживали ___________________________. В результате шел естественный отбор и особи с _______________ выживали, а без изменений погибали. Возникали новые виды, имеющие ________________.

1) подготовить пересказ соответствующего § учебника;

2) подготовить кроссворд по теме “Приспособленность организмов”.

Приспособленные к жизни (Авторское стихотворение)

Ибрагимов Садык, 9-2 класс, МБОУ “Гимназия № 13”, г. Махачкала

Чтоб поймать добычу, сокол
Глаз был должен развивать,
Крылья, чтоб догнать добычу,
Крепкий клюв – добычу рвать.

Как приспособился для жизни
В водном мире рыбий род!
Чтоб не сожрали – маскировка.
Чтоб сам поел – зубастый рот.

Стремительна в атаке барракуда!
Скат током бьет добычу и врага.
И как змея, мурена в щель забилась,
Ёж-рыба выставил колючки, как рога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *