Чем объяснить появление самозванцев лжедмитрия
Лжедмитрий I
Предпосылки появления самозванца на московском престоле
С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.
Предпосылки Смуты (1598–1613 гг.):
Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;
Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.
Так появилась благодатная почва для слухов о чудом спасшемся «добром царевиче Дмитрии».
Личность Лжедмитрия I
Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем (царём) Дмитрием Ивановичем или императором Димитрием, правил с 1 июня 1605 г. по 17 мая 1606 года.
Версии происхождения Лжедмитрия
О происхождении личности авантюриста историки спорят и сегодня, большинство считают, что он — сын обедневшего дворянина Отрепьева из Галича. Приняв постриг и покочевав по монастырям, Григорий оказался в «элитном» Чудовом монастыре в Москве, в котором ему поручили переписывать книги и рукописи.
По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием.
Среди польских библиографов бытуют две версии:
Лжедмитрий при польском дворе и его связь с семьёй Мнишек
Имея честолюбивые планы и сбежав в Польшу, Отрепьев, назвавшись спасшимся царевичем Дмитрием, получил поддержку польских аристократов и католической церкви в борьбе за «возвращение» русского престола.
Началось его «знакомство» с Польшей со службы у князя Вишневецкого. Лжедмитрий смог убедить польского короля Сигизмунда III и своего патрона Адама Вишневецкого в своём божественном происхождении с помощью золотого креста Марии Нагой (выкраденного у неё, по версии историков).
Познакомившись с родственником Вишневецкого — Юрием Мнишеком и влюбившись в его дочь Марину, будущий царь готов был принять католицизм и идти «отвоёвывать» свой престол. Меркантильные Мнишеки встали на его сторону.
Чтобы доказать свою лояльность к польскому королю, Лжедмитрий принял католичество, пообещав семье Мнишеков отдать исконно русские города Псков и Новгород, а также Чернигов и Северскую землю.
Поход в Россию
Юрий Мнишек, при поддержке польского короля Сигизмунда III, собрал 4 тысячи человек для похода на Москву.
Несмотря на неблагоприятные условия, армия лже-царя смогла покорить Чернигов, а также Новгород-Северский (обороной заведовал фаворит Бориса Годунова боярин Пётр Басманов, позднее перешедший на сторону Лжедмитрия и погибший вместе с ним). Во время вынужденного «сидения» в Путивле будущий государь не терял время даром: он принимал польских и русских священнослужителей, рассылал грамоты к боярам, готовил почву для своего восшествия на престол.
Почувствовав поддержку москвичей, Дмитрий 20 июня 1605 г. торжественно въехал в Кремль, по пути собирая «почести» как от простого люда, так и от дворян.
В течение 1603–1604 гг. Лжедмитрий:
В конце 1604 г. при поддержке польских и литовских войск Лжедмитрий вступил на территорию Российского государства в районе Чернигова. Его поддержали крестьяне и горожане, а также большая часть царской армии.
Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I
Возвращение из ссылки опальных бояр, возвращение им земель и «заигрывание» со знатью.
Свобода передвижения по стране и за её пределы, чего не было при прежних правителях.
Учреждение денежных и земельных окладов для поместного дворянства за счёт ущемления прав монастырей.
Подготовка к войне с турками.
Увеличение налогов по всей стране (за исключением южных областей), что привело к началу волнений.
Поиск союзников на Западе для войны со Швецией, не увенчавшийся успехом,так как «царь» не выполнил обещаний перед Польшей и Папой Римским (вместо обещанных русских Земель расплачивался с польским королём деньгами и не ввёл католицизм).
Борьба с казнокрадством.
Расширение состава Думы за счёт высшего духовенства.
Привлечение поляков на русскую службу, в том числе учреждение личной гвардии для охраны царя, состоящей из поляков, игнорировавших всё исконно русское, что вызывало недовольство и осуждение в царском окружении.
Заговор и убийство Лжедмитрия I
К лету 1606 г. обстановка в стране накалилась. Зимой по Москве прокатились слухи о самозванстве царя. Был схвачен и допрошен монах из Чудова монастыря, клявшийся, что царь – это Гришка Отрепьев, однако, прямых доказательств не было.
Князья Василий Шуйский, Голицын, Куракин и другие, недовольные политикой самозванца, подталкивали народ к бунту. Недовольные вменяли царю в вину несоблюдение церковных постов, пренебрежение к русским обычаям, ношение иностранной одежды, женитьбу на полячке Марине Мнишек.
Число заговорщиков, обиженных Лжедмитрием, росло.
8 января 1606 г. было совершено первое покушение на царя, которое провалилось, а заговорщиков толпа растерзала.
8 мая 1606 г. Лжедмитрий женился на польской панне Марине Мнишек и короновал ее. Казна была опустошена дорогими подарками и свадебными торжествами. Огромное количество польских гостей, пренебрежение русскими традициями, мародёрство и самоуправство иностранцев во время свадебных торжеств, стали последней каплей, привёдшей к убийству Лжедмитрия.
Дмитрия предупредили о готовящемся заговоре, но он не поверил слухам.
17 мая 1607 г. Отрепьева убили, а над телом надругались – сожжёнными останками царя заправили пушку и выстрелили в сторону ненавистной Польши.
Итоги правления
Лжедмитрий I — первый самозванец, занявший русский престол почти на год.
Самозванцы Смутного времени
Многовековая история правящих династий России скрывает немало интересного, и одна из самых интересных ее страниц – самозванцы. Династические кризисы, дворцовые перевороты и другие потрясения, которых было немало в российской истории, обязательно вызывали появление загадочных личностей, претендующих на трон. Большинство из них пропали бесславно и бесследно, но некоторые сумели оставить яркий след. Их личности до сих пор вызывают интерес историков и широкого читателя, особенно те, что так и остались загадкой для современников и потомков. Расцвет самозванства в России пришелся на годы Смуты.
Порождение Смутного времени
После разорительного правления Ивана Грозного Русь ожидало «смутное время» на рубеже XVI-XVII веков. Его сын и преемник Федор I Иоаннович был неспособен править самостоятельно, будучи слаб умом и телом. Среди знатных боярских родов началась ожесточенная борьба за близость к трону. Вскоре полнота власти оказалась в руках брата жены царя, Бориса Годунова. Царь Федор Блаженный полностью отстранился от дел государственных, отдав их шурину.
После смерти Ивана Грозного в живых оставались два представителя династии Рюриковичей – его сыновья Федор и Дмитрий, которому на момент смерти отца не было и двух лет. Федор стал царем, а Дмитрия с матерью отправили в Углич. Там он и погиб в возрасте восьми лет при загадочных обстоятельствах. Официальная версия – в эпилептическом припадке сам себя смертельно поранил ножом. Народ к этой версии отнесся скептически, считая, что малолетнего царевича извели злые бояре. Практически сразу появились смутные слухи о том, что Дмитрий жив.
Со смертью Федора I Иоанновича род Рюриковичей прервался. На престол взошел «боярский царь» Борис Годунов. В народе он был непопулярен изначально как «ненастоящий, неприродный» царь. Жесткое правление, ухудшение положения крестьян, Великий голод 1601-1603 гг. народной любви не прибавили. И все шире распространялись слухи о спасении «истинного царя» – царевича Дмитрия Углицкого.
Лжедмитрий I
Удивительная история восхождения на престол самого известного из российских самозванцев до сих пор полна загадок. Даже сама личность самозванца, единственного в истории дошедшего до царского трона Московского Кремля, точно не установлена. Согласно наиболее распространенной версии, им был беглый монах Григорий (Юрий) Отрепьев. До монастыря он служил при дворе бояр Романовых. В 1600 г. ставший царем Годунов начал гонения на возможных соперников, и род Романовых попал в опалу. Боярский слуга, спасаясь от виселицы, постригся в монахи Чудова монастыря, а позже бежал в Литву.
Появление в Речи Посполитой
Каким именно образом самозванец объявился в Польше, точно не известно. Одна из версий рассказывает, что Григорий Отрепьев служил у пана Вишневецкого, заболел и, решив, что умирает, попросил священника. Во время исповеди он и назвался царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Вишневецкий вылечил новоявленного претендента на русский престол и представил ко двору короля Сигизмунда III.
Так в 1602 г. в Речи Посполитой начала раскручиваться одна из самых грандиозных исторических авантюр. Версии «чудесного спасения», которые рассказывал самозванец, выглядели не просто неправдоподобно, но и отличались друг от друга. Но для польского двора появление царевича было своевременным и удобным поводом для похода на Русь, поэтому на несовпадения просто закрыли глаза.
Представленный ко двору Дмитрий вошел в круг польской шляхты и принял католичество. Более того, он нашел невесту – дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, Марину. Свадьбу отложили до восхождения жениха на престол. Именно будущий тесть помог лжецаревичу собрать четыре тысячи наемников для похода на Русь. Польский король Сигизмунд III покровительствовал самозванцу, назначил ему щедрое содержание и разрешил вербовать наемников, но открытой помощи в организации похода не оказывал.
Поход на Москву
Поход начинался не в самое удачное время. Войско собирали долго, из-за чего выступили только к концу лета и добрались на Русь к осенней распутице, когда дороги стали непроходимыми из-за грязи. К тому же не оправдались надежды Лжедмитрия на очередной набег крымского хана, который должен был отвлечь русскую армию.
На Руси в это время было неспокойно. Недовольство правлением Годунова охватило все слои населения. Поэтому неудивительно, что весть о чудесном возвращении царевича Дмитрия, государя по праву рождения, была принята народом с ликованием.
Южные границы Руси Лжедмитрий пересек в октябре 1604 г. На Москву войско Лжедмитрия шло кружным путем, через Чернигов. Земли, охваченные волнениями, его встретили восторженно. На сторону «воскресшего» царевича перешли несколько городов, включая Моравск, Чернигов, Путивль. К нему присоединились несколько отрядов запорожских и донских казаков, а также местные добровольцы. К началу 1605 г. войско самозванца увеличилось в пять раз и насчитывало более двадцати тысяч человек.
Борис Годунов узнал о появлении самозванца еще до начала похода и даже пытался добиться его выдачи из Польши, но потерпел неудачу. После появления Лжедмитрия в пределах Руси ему навстречу выступило войско во главе с князем Ф.И. Мстиславским.
Военные неудачи
Серьезные проблемы в войске Лжедмитрия начались в ноябре 1604 г., с прибытием под Новгород Северский. Взять хорошо укрепленный город приступом не удалось, войско расположилось под городскими стенами. 21 декабря под Новгород Северским произошел первый бой между отрядами самозванца и войском Мстиславского. Несмотря на значительное численное превосходство, царское войско потерпело поражение.
Но это не решило проблем, накопившихся в наемном войске. Казна самозванца истощилась, платить солдатам было нечем. В начале января вспыхнул открытый мятеж. Большая часть поляков, в том числе Юрий Мнишек, отправилась обратно в Польшу. Лжедмитрий с оставшимся войском отступил к Путивлю. Ушедших поляков заменили прибывшие донские казаки и другие добровольцы, новоявленному государю присягали новые поселения – Курск, Севск, Рыльск.
В январе 1605 г войско Мстиславского вновь настигло самозванца. 21 января в окрестностях села Добрыничи Камарицкой волости армия Лжедмитрия была разгромлена. Он сам едва успел спастись, укрывшись в Путивле. Там он и провел всю зиму и весну под защитой запорожских и донских казаков. Самозванец пал духом и даже пытался бежать в Польшу, но его удержали приближенные.
Смерть Бориса Годунова
Между тем Лжедмитрий вел себя как наследник престола. Он обращался к народу, принимал представителей от земель, рассылал грамоты. Посланное против него царское войско во главе с воеводой Петром Басмановым в мае перешло на его сторону. Самозванец перебрался в Тулу, где продолжил заниматься государственными делами.
В Москве зрело недовольство Годуновыми. 1 июня на Лобном месте посланцы «воскресшего» царевича зачитали грамоту от него, послужившую сигналом к восстанию. Царский дворец был разграблен, как и дворы сторонников Годуновых. Царю Федору и его матери удалось бежать, но через несколько дней они были убиты. 20 июня Лжедмитрий под колокольный звон и народное ликование въехал в Москву.
Венчание на царство
Новоявленный наследник престола отказался принимать царский сан до встречи с матерью царевича Дмитрия, Марией Нагой, в монашестве Марфой. Она прибыла из ссылки 18 июля. Встреча матери и «сына» прошла под Москвой при огромном стечении народа. Оба рыдали, до Москвы царевич шел пешком рядом с дверцей кареты, в которой ехала Марфа. Ее поселили в Вознесенском монастыре. По воспоминаниям современников, царь каждый день навещал ее и просил благословения перед всеми серьезными начинаниями.
Через несколько дней был раскрыт заговор князя Василия Шуйского. Он и его сообщники убеждали народ, что «царь ненастоящий», что это монах-расстрига Гришка Отрепьев, замысливший искоренить православную веру. Заговорщики были схвачены и приговорены к смертной казни. Двоих казнили, но Василий Шуйский был помилован указом царя и отправлен вместе с братьями в ссылку, из которой их вскоре вернули – опять-таки повелением Лжедмитрия.
30 июля 1605 г. состоялось венчание на царство «царя Димитрия Ивановича». Первыми указами царя стали многочисленные милости и помилования бояр, попавших в опалу при Годунове. В честь коронации увеличили жалование служилым людям, раздали земли помещикам. Путивль, приютивший и защитивший будущего царя, на 10 лет освобождался от налогов.
Личность самозванца
Воспоминания современников сохранили удивление «нецарским» поведением нового царя. Придворных, привыкших к степенно и величаво шествовавшим царям, удивляла манера Дмитрия быстро ходить и даже бегать по дворцу. Еще одна совершенно «нецарская» черта – частые выходы «в народ». Царь запросто выходил из дворца, гулял, общался с простыми людьми, даже занимался различными ремеслами.
Непривычное по российским меркам поведение государя пугало придворных ревнителей старины. Одной из выходок Дмитрия стала установка изваяния трехголового Цербера прямо перед своим дворцом. Хитрые механизмы заставляли челюсти медной статуи открываться и закрываться. Но, в отличие от царя, его подданных «адский страж» не забавлял, а пугал, заставляя креститься и отплевываться. Позже это стало одним из оснований для обвинения в чернокнижии.
Новоявленный государь был расточителен. Правивший всего 10 месяцев, Лжедмитрий успел истратить пять бюджетов Московского государства и выстроить для себя новый дворец, отделанный с кричащей роскошью. Молодой царь любил развлечения, и в его правление Москва веселилась. Стали проводиться маскарады, на улицы вернулись ранее гонимые скоморохи, был отменен запрет на народные игры «зернь» и «тавлеи» (аналоги современных карт и шашек).
В отношении религии Лжедмитрий отличался большой терпимостью. Он предоставил своим подданным свободу выбора, утверждая, что разница между католицизмом, православием и протестантизмом – только в обрядах, которые придуманы людьми, а не Богом. Это вызывало большое раздражение у польского духовенства, которое рассчитывало на помощь царя в распространении на Руси католической веры.
Внутренняя и внешняя политика
История не оставила точных свидетельств о государственной деятельности самозванца. После его свержения были уничтожены все связанные с Лжедмитрием документы. Картину правления восстанавливали по свидетельствам иностранцев и немногим документам, сохранившимся в провинциальных архивах.
Известно, что многие его начинания были прогрессивными, направленными на европеизацию Руси. Боярскую Думу лжецарь переименовал в «сенат», реформировал ее состав и сам принимал участие во многих заседаниях. Готовился единый кодекс законов на основе Судебника Ивана IV. Экономическое положение страны начало улучшаться. В области внешней политики Лжедмитрий планировал поход на Азов, вел активную подготовку к войне с Крымским ханством. По его приказу проходили смотры ополчений, проводились военные учения, отливались новые мортиры и ружья.
Недовольство царем
Москва встретила Лжедмитрия ликованием, но вскоре у народа появились причины для недовольства. Царь не соблюдал церковных постов, предпочитал иноземную одежду, пренебрежительно относился к традициям русского двора, позволяя себе насмехаться над ними. Придворных бояр задевало появление новых «худородных» фаворитов, в первую очередь родственников Марии Нагой. Еще одним поводом для недовольства стало решение царя сформировать личную охрану из иноземцев.
Не прибавляла народной любви и близость к царю поляков, которые вели себя в Москве словно хозяева. Вскоре стало известно, что в невесты он выбрал полячку Марину Мнишек, ревностную католичку, что вызвало народное недовольство и настороженность православного духовенства. С духовенством, особенно с монастырями, отношения у царя тоже не складывались. Монахов он откровенно не любил, называя прилюдно «дармоедами» и «лицемерами». По его указу была начата опись монастырских владений, часть которых он собирался конфисковать.
Недовольство царем искусно разжигал Василий Шуйский. Помилованный царским указом, он не оставил попыток избавиться от Лжедмитрия. Род Шуйских относился к суздальской ветви Рюриковичей, что давало князю Василию право претендовать на престол. Соперничество с Годуновым он проиграл, затем престол достался неожиданно появившемуся «царевичу Дмитрию». Вокруг Василия Шуйского группировались консервативно настроенные бояре и руководители церкви.
8 января 1606 г. была предпринята попытка убийства самозванца отрядом стрельцов, нанятыми заговорщиками. Ворвавшись во дворец, они преждевременно выдали себя и были схвачены. Царь сумел обратить неудавшееся покушение себе на пользу, обратившись с Красного крыльца к народу. Он упрекал московский люд в необоснованных подозрениях в самозванстве и в неблагодарности, в то время как он «живота не жалеет», трудясь для их блага. В итоге народ на коленях просил прощения. Неудавшиеся убийцы, выведенные на крыльцо, были растерзаны толпой. Между тем царь не придал должного значения попытке покушения и оставался довольно беспечным.
Свадьба с Мариной Мнишек
Невеста прибыла в Москву 24 апреля 1606 г. в сопровождении отца и свиты из двух тысяч поляков. Марину ожидали роскошные дары, в том числе шкатулка с драгоценностями на огромную сумму и украшенная серебром карета. Не остались без подарков и знатные шляхтичи из свиты. До свадьбы Мнишек расположилась в Воскресенском монастыре. В ее честь устраивались многочисленные торжества и развлечения.
Ревностная католичка, Марина отказалась принимать православие, как того требовали русские традиции. В нарушение всех канонов, православное крещение решено было заменить миропомазанием. 8 мая 1606 г. прошло венчание, Марина приняла миропомазание и была коронована. Свадебный пир назначили на 9 мая, Николин день, опять-таки с нарушением традиций. Гостей потчевали польскими блюдами, что вызвало недовольство русской знати. Праздник растянулся на несколько дней.
Свадьба и стала толчком для восстания. Царь развлекался, а его пьяные польские гости безобразничали в городе. Они вели себя в Москве как в захваченном городе, грабя и насилуя. При этом поляки бахвалились тем, что это они посадили царя на трон и поэтому могут не бояться наказания.
Свержение самозванца
Царя предупреждали о готовящемся заговоре еще 15 мая, но он не поверил в опасность и продолжал праздновать. Восстание застало его у жены. Разбуженный колокольным звоном, он кинулся в свой дворец, где и был схвачен. Марине Мнишек удалось бежать. Согласно легенде, она выбралась из дворца под юбкой одной из придворных дам.
Нагое тело убитого самозванца было выставлено на трехдневное поругание, затем захоронено на кладбище для бедноты. Но из-за множества суеверных слухов тело выкопали и сожгли, а пеплом выстрелили из пушки в сторону Польши. Так закончились 10 месяцев правления самозванца, которому на момент смерти было 23 года.
Неразгаданные тайны
Появление Лжедмитрия I остается одной из самых таинственных страниц в истории России. До сих пор нет однозначной оценки его деятельности и единого мнения по поводу самой личности самозванца. Есть сторонники версии о том, что это был настоящий царевич, которого спасли в детстве. Есть и другие теории, но ни одна из них не имеет бесспорных доказательств.
Оценивая деятельность самозванца, нужно помнить о зависимости от поляков, которые пытались использовать его как марионетку. Бесспорно, что после прихода к власти он пытался добиться самостоятельности. Сохранились свидетельства того, что король Сигизмунд III был очень недоволен действиями своего протеже, который не торопился отдавать Польше обещанные земли и не стал вводить католичество на Руси. Бесспорно одно – Лжедмитрий I не был заурядным человеком, именно поэтому его личность до сих пор вызывает интерес.
Лжедмитрий II
Убийством Лжедмитрия I история не закончилась. В Москве оставалось немало сторонников свергнутого царя, и сразу поползли слухи, что царь спасся, а выставленный на поругание обезображенный труп был подменен боярами. Эти слухи активно поддерживались польской шляхтой, да и среди московской знати было много тех, кого не устраивал севший на трон Василий Шуйский.
Появление самозванца
Польский король не собирался отказываться от планов по завоеванию Руси, но для этого нужен был еще один лжецарь. В начале 1607 г. в Беларуси был найден человек, напоминавший Лжедмитрия I. Его личность точно не установлена, возможно, он был из семьи священника или стародубского стрельца. Есть версии насчет литовского дьяка и крещеного еврея из Шклова. Известно, что лжецаревич хорошо знал русскую и польскую грамоту, а также владел еврейским языком.
Похоже, он не сразу понял, во что ввязался, согласившись изображать спасшегося царя. Когда понял, пытался бежать, но поляки настигли его и водворили на место. В мае самозванец объявился в России, в Стародубе, назвавшись дядей царя по матери и утверждая, что тот скоро явится сам. Когда же собравшийся на слухи народ потребовал ответа, где же царь, и даже пригрозил пытками, тот объявил себя Дмитрием. Сообщники подтвердили его слова.
«Тушинский вор»
Армия поляков, сопровождавшая Лжедмитрия, двинулась вглубь страны. По дороге к ним присоединялся разномастный люд – от казаков до разбойников. Первоначально люди встречали армию «лжецаря» хлебом-солью. Авторитет самозванца укрепился весной 1608 г., когда его войско сумело разгромить царскую рать. Немалая часть из побежденных ратников присоединилась к Лжедмитрию, и армия двинулась на Москву. Многие города Московского государства присягнули новоявленному самодержцу.
1 июня армия подошла к Москве, но штурмовать ее не решились. Своим лагерем Лжедмитрий сделал подмосковное село Тушино, благодаря чему остался в истории как «тушинский вор». В Тушинский лагерь стекались сторонники Лжедмитрия, а также просто охотники поживиться. Перебегали и московские бояре, которых новоявленный царь щедро жаловал вотчинами. К осени здесь образовалась внушительная армия – около 20 тысяч поляков, 45 тысяч донских и запорожских казаков, до 60 тысяч стрельцов и бояр.
Между тем поляки продолжали поддерживать легенду о чудесном спасении царя. В сентябре в Тушино прибыла Марина Мнишек. Сохранились свидетельства, что она не сразу согласилась участвовать в этом спектакле. Ее уговаривали, принуждали и подкупали, чтобы Мнишек признала объявившегося самозванца своим мужем.
Под властью самозванца оказались обширные территории. В этот период Лжедмитрий II фактически правил Россией – принимал послов, издавал указы, раздавал наделы. В Тушино была создана государственная система по образу Московской. Шуйский же был заперт в Москве. Но сам Лжедмитрий был марионеткой польской шляхты, которая контролировала все его действия.
Характерной чертой этого периода было появление множества новых самозванцев, «внуков» и других родственников Ивана Грозного. Кто-то приходил со своими отрядами в Тушино, кто-то просто сколачивал свою банду и грабил население. Ошарашенный обилием родственников, Лжедмитрий IIв конце концов начал издавать манифесты с приказом казнить новоявленных «племянников» и прочих.
Конец тушинского лагеря
Тем временем разномастное войско «тушинского вора» полностью вышло из-под контроля. Ранее поддерживавшие его поляки более в нем не нуждались – к Москве двигалась польская армия, ведомая самим королем Сигизмундом III. Король объявил войну Москве летом 1609 г., и отвлекающий маневр с Лжедмитрием II исчерпал себя.
Марионеточный «царь» не имел власти прекратить разбой, население возненавидело и его, и его армию. Вскоре от него начали отказываться ранее присягавшие города, приближенные переходили на службу к Сигизмунду, служившие в его войске высокородные шляхтичи открыто угрожали более не нужной марионетке.
Калужский лагерь
В конце декабря 1609 г. самозванцу пришлось спасаться бегством. Переодевшись в крестьянское платье, он спрятался в телеге. Так ему удалось покинуть Тушино. С ним ушла часть войска, в основном из социальных низов, которые вопреки всему хотели видеть его на престоле. Новым лагерем самозванца стала Калуга. Сюда же бежала и Марина Мнишек.
Самозванец впервые мог действовать самостоятельно. Его риторика полностью изменилась. Теперь он уже не считал поляков союзниками, а, напротив, клялся защищать Русь от польского короля и насаждения католической веры. И ему вновь удалось обрести союзников, на его сторону переходили города, стало пополняться войско. Но теперь переживший предательство поляков Лжедмитрий II перестал доверять иностранцам, основу его армии составили соотечественники.
Успехи польской армии
Король Сигизмунд III продолжал двигаться к Москве, намереваясь посадить на русский трон своего сына Владислава. Захваченные города приводились к присяге царю Владиславу Жигимонтовичу. Шуйский попытался остановить его продвижение, выслав навстречу союзную армию россиян и шведов. 4 июля 1610 г. союзное войско было разгромлено Сигизмундом в битве у села Клушино. Москва осталась без защиты, фактически потерявший власть Шуйский боялся выходить из дворца.
Польское войско подошло к Москве с запада. Тем временем с юга спешил со своей армией самозванец. Успевший подойти первым Лжедмитрий со своим окружением придумали хитрый ход. Его сподвижники предложили москвичам сместить Шуйского, обещая одновременно убрать Лжедмитрия, а затем совместно выбрать нового правителя. Московские бояре приняли соглашение, Шуйский был низложен. Однако в лагере самозванца не стали выполнять свою часть соглашения. Напротив, потребовали открыть ворота «истинному царю».
В итоге московские бояре пошли на поклон к польскому королю и согласились признать королем его сына. Но большинство населения не хотело подчиняться интервентам. Единая власть отсутствовала, воцарилась анархия. Вступивший в беспощадную борьбу с Владиславом Лжедмитрий для многих стал символом борьбы с поляками, в нем видели единственную силу, способную освободить страну.
Бесславный конец авантюры
Но роль освободителя оказалась ему не по силам. Его армия часто одерживала победы, популярность самозванца росла, но его правление все более напоминало времена опричнины. Ставший жестоким и подозрительным, Лжедмитрий не доверял никому. Все больше приближенных становились жертвами самозванца, их пытали и казнили по малейшему подозрению. Жестоким казням подвергались и пленные поляки.
Жестокость самозванца стала причиной его собственной гибели. По его приказу из-за незначительного конфликта осенью 1610 г. был казнен касимовский хан. За хана пытался вступиться родственник, начальник стражи Лжедмитрия крещеный татарин Урусов, за что на полтора месяца угодил в тюрьму. По выходе из тюрьмы Урусов вновь занял свой пост.
Лжедмитрий III
В документах того времени третьего Лжедмитрия называют «вором Сидоркой». Есть некоторые свидетельства в пользу того, что роль царевича примерил на себя казак Исидор или московский дьякон Матвей. Больших успехов он не добился, даже на пике успеха его влияние ограничивалось окрестностями Новгорода и Пскова, благодаря чему в русских летописях он остался как «псковский вор».
Впервые лжецарь заявил о своих притязаниях в начале 1611 г., на рынке Новгорода. Горожане ему не поверили и изгнали с позором. В конце марта он объявился в Ивангороде, где вновь представился царевичем. Здесь все сложилось успешней, самозванец даже начал формировать свое войско.
Переговоры со шведами
К полякам Лжедмитрий III не обращался, зато вступил в переговоры со шведами через коменданта Нарвы Филиппа Шединга. К самозванцу даже был послан королевский посол, знавший Лжедмитрия I в лицо. Посол отказался признать «воскресшего» царя, объявив о самозванстве. Шведы отказались от поддержки претендента, но продолжали следить за ним.
Между тем поддержка Лжедмитрия в народе росла, разрасталось и войско. Когда в июле партизанская армия самозванца подошла к Пскову, к стенам города двинулись шведские войска. Испугавшийся самозванец попытался скрыться в Гдов, где и был настигнут шведами под командованием генерала Эверта Горна. Король Швеции решил все-таки обыграть карту самозванца. Генерал Горн передал Лжедмитрию предложение своего короля – отдать право на русский престол шведскому принцу в обмен на земельный удел.
Бесславный конец
Возжелавший власти Лжедмитрий III предложение не принял. Ему удалось вырваться из окружения и добраться в Ивангород. Здесь он узнал, что его поддержали московские казаки, которые прислали ему отряд во главе с атаманами Бегичевым и Плещеевым. Плещеев знал в лицо Лжедмитрия II, и по какой-то причине он публично признал царя в очередном самозванце.
Между тем Псков, земли которого опустошались то поляками, то шведами, решил стать на сторону Лжедмитрия, о чем и было сообщено в Ивангород. Но вскоре псковичам пришлось пожалеть о своем решении. Перебравшийся в Псков в декабре 1611 г. «царь» жизнь повел разбойную и распутную. Население было обложено поборами и постоянно подвергалось насилию и грабежам от «царской» армии. Московские казаки бросили «вора».
Доведенные до отчаяния псковичи уже готовили восстание. Самозванцу пришлось бежать из города в ночь на 18 мая 1612 г., но его изловили и повезли в Москву. Дальнейшая судьба его точно неизвестна, есть две версии гибели Лжедмитрия III. Согласно первой, его не довезли до Москвы, самозванец был убит в пути в стычке с отрядом поляков. Согласно второй, он все же был доставлен в столицу, где и был казнен. Так бесславно закончил свою жизнь третий из «воскресших царевичей».
Сын Василия Шуйского
Были и другие Лжедмитрии. Так, одновременно с Лжедмитрием III в Астрахани в 1611 г. объявился еще один, которого признало Нижнее Поволжье. Но тот бесследно сгинул уже к началу 1612 г. Были и другие самозванцы, помимо Дмитрия Углицкого. Среди них интересна личность Анкудинова, выдававшего себя за сына Василия Шуйского.
Тимофей Анкудинов
Сын мелкого вологодского торговца тканями, родившийся в 1617 г., получил от природы смышленый ум и немалое обаяние. Отец отдал способного наследника в местную монастырскую школу, которую тот без труда закончил. В 16 лет благодаря своим способностям он занял должность келейника при архиерее Вологды. Умный и обаятельный Тимошка вскоре стал незаменимым помощником для старца, и даже женился на его любимой внучке, взяв богатое приданое.
Тимофей быстро оценил возможности нового положения. Со временем дела вологодской епархии фактически перешли в его руки. Архиерей потакал слабостям любимца, а тот лихо использовал покровительство старца для личного обогащения. Тем не менее, влияния благочестивого старца хватало, чтобы Тимошка соблюдал внешние приличия.
Разгул
Конец благодушия наступил в 1636 г., когда старец умер, а новый архиепископ отстранил от должностей прежних любимцев, в том числе и Анкудинова. И вот тут, без сдерживающего влияния, Тимофей пустился во все тяжкие. Разгульные женщины, кабацкие азартные игры в зернь, гулянки со скоморохами – ему хватило двух лет, чтобы растратить приданое жены. Отец его умер, прокляв перед смертью непутевого сына, мать ушла в монастырь, жена проводила дни в слезах.
Московский период
Оставшись без денег, Тимошка образумился и даже примирился с женой. После чего уехал в Москву, к давнему приятелю дьяку Патрикееву, состоявшему при воеводе князе Черкасском. Князь возглавлял приказ Новой Чети, который ведал царскими кабаками и кружечными дворами. Патрикеев сумел устроить Анкудинова в приказ писцом.
Безусловно, природа не обделила Анкудинова умом и прочими талантами. Вот только и порочности ему досталось сверх меры. Энергично взявшись за дело, он вскоре обзавелся репутацией одного из самых полезных чиновников и пользовался благосклонностью самого князя Черкасского. Всего через три года ему доверили казну приказа. Жизнь наладилась, он вновь стал уважаемым человеком, в семье родился сын.
Самозванец в Польше
В Варшаве он объявился как Иоанн Васильевич, чудом спасшийся сын царя Василия Шуйского. С этим и явился к польскому королю Владиславу IV. Тот ему не поверил, но с удовольствием использовал возможность насолить русским, изгнавшим поляков со своих земель. Король назначил самозванцу содержание и ввел в круг польской знати.
Беспечная жизнь Лжешуйского закончилась в 1648 г. со смертью Владислава, который так и не успел использовать самозванца. Новый король Ян-Казимир отказал авантюристу в содержании, и тот решил найти новый источник дохода.
Череда покровителей
Несколько лет самозванец разъезжал по Европе. Он побывал в Венеции и Риме, жил в Малороссии у Богдана Хмельницкого и в Крыму у хана Девлет-Гирея. Он сумел добраться даже до могущественного турецкого султана Ибрагима I, который приблизил самозванца и обещал помощь в возвращении престола. Но из Константинополя Анкудинову пришлось бежать после того, как он спьяну забрался в гарем знатного сановника. Попав в Швецию, артистичный мошенник очаровал королеву Кристину, а когда пришлось бежать и оттуда, присоединился к немецкой труппе бродячих артистов.
Вместе с покровителями он менял и веру. Судя по всему, он поочередно принимал католичество, ислам и даже, возможно, иудаизм. Все время странствий он издавал от имени Ивана Шуйского многочисленные указы по передаче земель покровителям и прочее. Отметился он и литературным талантом, сочиняя оды приютившим его высокопоставленным лицам и едкие стишки в адрес династии Романовых, которые недавно воцарились на российском престоле.
Конец самозваного «Иоанна Шуйского»
Безусловно, Тимофей Анкудинов был неординарной личностью, щедро одаренной природой умом и талантами. Современники отмечают не только обаяние и артистизм, но и несомненный ум и редкую для тех времен образованность авантюриста. Но порочная натура привела Анкудинова к закономерному концу. Он был схвачен за воровство в землях герцога Голшинского, и герцогским указом был выдан России, чьи власти давно пытались его изловить.
Анкудинов был доставлен в Москву, и после суда казнен четвертованием с преданием анафеме в 1654 г. Так в возрасте 37 лет расстался с жизнью последний самозванец эпохи Смутных времен, чья личность не менее интересна, чем фигура гораздо более известного Григория Отрепьева.