Чем объяснить что портрет вызывает отвращение у зрителей гоголь
Урок литературы «Об удивительных гоголевских словах» (по повести Н.В. Гоголя «Портрет»)
Разделы: Литература
Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и переживания, каких писатель хотел ему передать.
В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
К. Паустовский “Золотая роза”
Попробуем провести текстуальный анализ произведения, который нацелен на формирование навыка проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного слова и повести в целом, убедимся в том, что язык писателя является средством раскрытия образов и идейной направленности произведения.
Творчество Гоголя овеяно порывом высокой романтики. Это поэзия народной сказки, легенды, в которых преобладает атмосфера чистых, почти идеальных человеческих отношений. Свет легко одолевает тьму, добро оказывается всегда сильнее зла, любовь торжествует над ненавистью. В основном это относится к сборникам “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”.
В иной стилевой манере написаны так называемые петербургские повести. Романтика украинской народной старины, поэзия сказки и героического народного быта – всё это уступило место картинам, исполненным истинного трагизма. Петербург – место действия всех пяти повестей. Люди, нравы, обычаи – на всём лежит отпечаток особой “физиогномии” Петербурга – города, в котором человеческие отношения искажены, в котором всё показное, фальшивое, торжествует пошлость и гибнут талант и вдохновение.
Вот эти личные впечатления легли в основу всего цикла петербургских повестей.
В повести “Портрет” разыгрывается драма одарённого художника, ставшего жертвой страсти и наживы. Своё отношение к данной проблеме Гоголь выражает с помощью своего особого слова.
Повесть “Портрет” изучается в 5-м классе (Образовательная система “Школа 2100”), когда осуществляется постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, происходит формирование личностного отношения к прочитанному, осмысление литературы как словесного вида искусства.
Кроме того, изучение этой повести происходит в 8-м классе (Программа под редакцией А. Кутузова). Целью литературного образования на этом этапе становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Обе программы направлены на логику возрастного литературного развития, системы построения программ формируют основы эстетического подхода к искусству слова.
Базовыми теоретико-литературными понятиями являются в 5-м классе “жанр”, а в 8 – “литература и традиция”. Программы позволяют вступить в диалог с автором, помогают освоить и развить технологию правильного типа читательской деятельности.
Учитывая разнообразную реакцию на художественную форму произведения, используем задания, связанные с этой сферой: наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой и другие.
Углубляясь в прочтение повести Н. В. Гоголя “Портрет”, мы уловили удивительные слова и выражения, с помощью которых раскрывается художественная и эстетическая ценность произведения для учащихся разного возраста.
Посмотрим, какой смысл приобретает гоголевское слово в истории с загадочным портретом, как оно помогает разгадать тайну, скрытую в портрете, даёт возможность раскрыть то, что лежит в глубине души художника Чарткова.
В экспозиции повести подробно описана картинная лавочка на Щукином дворе. Описывая покупателей и зрителей лавочки, Гоголь пользуется синонимами к слову “смотреть”. На протяжении повести они употребляются в разном контексте. Это следующие слова: глядеть, рассматривать, взирать (приподнятое), глазеть (просторечное), таращиться, вылупиться (просторечное), впериться неподвижно (разговорное), пялиться (просторечное), посматривать время от времени, поглядывать иногда, таращить (пялить, лупить), сверлить глазами, есть (пожирать) глазами, просмотреть (проглядеть) все глаза.
Имея разнообразную стилевую окрашенность, слова помогают увидеть скрытый подтекст, уловить изменения, происходящие с героем. С первых страниц повести автор задумывается о способности людей “тонко чувствовать натуру”.
“При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им”, – так пишет К. Г. Паустовский в новелле “Искусство видеть мир”. [1]
Гоголь, подробно описывая покупателей и зрителей лавочки, использует следующие выражения: “мужики тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга…; старые лакеи… смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, чтобы посмотреть, на что он (народ) смотрит”.
Подробнее остановимся на словах, передающих состояние людей, попавших в картинную лавочку случайно. В словаре В. И. Даля слово “зевать” означает: “глазеть, верхоглазить, глядеть на что-либо от скуки, безделья”. В словарной статье “смотреть” читаем: смотреть – глядеть, взирать, стараться увидеть, обращать или устремлять взор, глаза на что-либо, созерцать. В значении слова “созерцать” находим более глубокий смысл. Созерцать – внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им. Видеть остро, насквозь, проницать. Проницать; проникать – входить, углубляться, постигать.
Что же увидел среди произведений, выставленных на продажу в лавочке, молодой художник Чартков?
“Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами”. В результате он начинает размышлять о притягательной силе лубочных картинок, о том, почему “народ заглядывается не Ерусланов, Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерёму”.
Заглядываться – засматриваться, глядеть на что-либо долго, забывшись от удовольствия или изумления.
“Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие)”. [2]
Вся эта живопись “глаз прошибёт”. Но только не у молодого, талантливого художника. Хотя в наставлении его учителя звучит предостережение: “…ты уж гоняешься за модным освещением, за тем, что бьёт в первые глаза. … Берегись; тебя уж начинает свет тянуть…”.
Рассматривая неизвестные изображения, Чартков надеется что-нибудь отыскать в ветхом соре лубочного продавца.
Паустовский в новелле “Искусство видеть мир” вспоминает о посещении Дрезденской галереи. “Помимо Сикстинской мадонны” Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слёзы.
В чём же причина этих непроливающихся слёз? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов”.
И вот внимание художника привлекает портрет, на котором “необыкновеннее всего были глаза”. “Они не просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью”.
И в это время начинает разрушаться гармония жизни самого Чарткова, потому что “какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он…”. Рушится реальный мир художника, им овладевает корыстолюбие. И никакие горы ассигнаций не в состоянии теперь вернуть ему былого вдохновения. Так начинается падение и духовная гибель героя. Меняется лексический строй слова глядеть. Если раньше оно употреблялось в значении “получать удовольствие и просто глядеть”, то теперь появляется новый смысл. “Глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его”.
Впериться (в словаре В. И, Даля) – устремлять, сосредоточиться, направиться на что-нибудь. Далее смотрим: устремление – намерение, помысел. Устремлённость – тяготение, направленность к чему-нибудь.
Вспомним наставление учителя, в котором он даёт понять о том, что у Чарткова появилось намерение стать модным живописцем. “Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь полюбится – ты им занят, а прочее у тебя дрянь…”. Но не внял молодой художник наставления учителя. Он лишился покоя, потерял интерес к искусству. Теперь он “вперился весь в золото”.
Что это происходит с Чартковым: кошмар, бред или живое виденье? Мистика? Сон? Не зря так часто Гоголь использует выражения: “Чёрт побери!”, “Чёрт их унёс!”, “Чёрту не брат”, “Состряпал ты чёрта”. Да и фамилия художника в первой редакции пишется через букву “е” – Чертков. И сам он сравнивается с Громобоем, василиском, гарпией, демоном – существами фантастического мира.
Попробуем выявить элементы фантастики в повести. С какой целью Гоголь вводит в сюжет фантастическое? Есть ли что-нибудь фантастическое в истории падения художника Чарткова?
Зная “законы” фантастической литературы, – вымысел, воображение, чудеса, интерес, мечта, предостережение – приходим к выводу: фантастическое даёт возможность Гоголю раскрыть то, что лежит в глубине души художника Чарткова. Для него теперь глаза, изображённые на портрете, не такие уж страшные. Став обладателем суммы “в 1000 червонных”, Чартков уставил глаза на деньги. Выбор, который рано или поздно встаёт перед всеми, “взглянул” на Чарткова “завистливыми глазами”. И он “схвативши деньги, был уже на улице”.
Оказывается, у Даля значение слова “уставить” означает “вперить, устремить недвижно на что-либо”. С этого момента жизнь, движение покидают Чарткова, начинается его грехопадение. Встретив на мосту своего профессора, “шмыгнул” мимо, не заметил. Профессор же после этого “стоял долго неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице своём”.
Не сразу так безнадёжно гибнет Чартков. В момент общения с недоступным ранее аристократическим существом отзывается в нём трепетом сердца. Но биение сердца проходит, кисть его безжалостно уничтожает “обидные колориты” на портрете молодой девушки. “Что мне с ними делать? – подумал художник. – Если они сами того хотят, так пусть Психея пойдёт за то, что им хочется”. Все те, кто хотел “писаться” у Чарткова, требуют сходства и непринуждённой естественности, а самое главное – небольшого срока. Кстати, Психея – душа. Душа художника гибнет, а взамен он приобретает улыбки, деньги, комплименты, приглашения на обеды. Он добивается “чудной быстроты и гибкости кисти”, став модным во всех отношения живописцем. Когда душа уже не отзывается на прикосновение красоты, целью его жизни становится золото. Вот тогда окончательно гибнет талант Чарткова, когда он достиг всего, к чему имел тайные намерения. И в это время он оказывается на выставке русского художника, прекрасного товарища, “с пламенной душой труженика”. Он приготовил заученные фразы, которые произносил всегда на выставках и вдруг: “Боже, что он увидел!” Это было произведение художника, которое созерцали знатоки живописи. Чартков не сумел вынести “пошлое суждение зачерствелых художников”.
Вместо слова “смотреть” Гоголь использует слово “созерцать”, потому что истинное творение созидателя, творца видно остро, насквозь, проницательно. Но тогда почему рядом с возвышенно– восторженным словом “созерцать” писатель использует разговорное слово “вперить”? “… все, вперившие глаза в картину…”. Да потому, что для творения художников важно не только любование, а ещё и смысл, вкус. Сколько же истинных знатоков живописи было среди созерцателей художественного совершенства? А может это всего лишь огромная толпа посетителей, которая зевает, просто смотрит, заглядывается, как на одном из петербургских рынков на Щукином дворе? Просто толпа, внимательно рассматривающая, но остающаяся совершенно спокойною, не испытывающая “непонятного душевного волнения”?
Помимо “Сикстинской мадонны” Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слёзы.
В чём причина этих непроливающихся слёз? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.[3]
То, что лежало в глубине души художника Чарткова, в этот момент пробудилось. “С очей его вдруг слетела повязка”. После сильного потрясения он вновь пытается вернуть талант. Внимательно рассматривая свои произведения, он вдруг встречается глазами с изображением на необыкновенном портрете, купленном им на Щукином дворе. “Он остановился и вдруг затрясся всем телом: глаза его встретились с недвижно вперившимися на него глазами”. Художник вспомнил историю своего превращения, причиной которой стал портрет с живыми человеческими глазами. “Два страшных глаза прямо вперились в него…” И теперь уже все портреты, которыми были увешаны стены, “вперили в него свои неподвижные, живые глаза”.
Гибель Чарткова произошла давно, но окончательно он потерял себя в тот момент, когда “комната расширялась и продолжалась бесконечно, чтобы более вместить этих неподвижных глаз”. Вместить – вместо, то есть сообща, вкупе, разом. ( Даль)
Устремившись к славе, Чартков изначально обрёк себя на гибель, падение. Тяготеть – стремиться, быть влекомому, падать по закону тяжести. (Даль)
“Больной ничего не понимал и не чувствовал, кроме своих терзаний…” От художника Чарткова, который первоначально “с самоотвержением предан был своему труду”, “оставалась одна тень только”.
– В этом и дело художников, – сказал я, – чтобы останавливать на столетия мимолётные вещи.
– Стараемся, – ответил художник. – Если это мимолётное не застанет нас врасплох, как сейчас. В сущности говоря, художник никогда не должен расставаться с красками, холстом и кистью.
…Я свою долю художника ни на что не променяю.[4]
Во второй части повести мы опять видим “пёстрою толпу” любителей искусств на аукционе. Это русские купцы, аристократы, благородные господа – вся эта “погребальная процессия” состязается в “набивании” цен.
Внимание всех привлекает портрет, отличавшийся “необыкновенной живостью глаз”. Эти глаза устремлялись вовнутрь. Кому же достанется портрет, дорогое приобретение аукциониста? Кому ещё в этом мире нужно преобразиться, показать своё истинное лицо? Рассказ о ростовщике, прозвучавший из уст юноши, вновь начинается с употребления слова “впериться”: “Все глаза вперились в одного рассказчика”.
На страницах, посвящённых истории портрета, звучит тема ответственности художника за его творения. Задумав написать портрет с ростовщика, художник обрёк его на “сверхъестественное существование”. Портрет ростовщика – “дьявольское орудие”, терзание зависти, “момент совращения художника” с пути. “… глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую”.
Так же, как и в начале, здесь автор использует лексический ряд слов со значением “глядеть”: “обратил глаза на стену”, “взглянуть”, “видели”, “рассматривание”.
“Спасай чистоту души своей” – это наставление автора портрета, старого художника, своему сыну, молодому, начинающему художнику. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”.
К кому же обращены слова художника, в которых заключена мысль об искусстве: к собратьям или к тем, кто утруждает себя “долгим рассматриванием старинных картин”?
Что же такое искусство: творчество или бездушное ремесло? Какова мера ответственности художника перед обществом за свой талант? Как, показывая неизбежный процесс оскудения личности, Гоголь с помощью слова предельно обнажает свою мысль?
Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. Нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. Тогда это дело, как говорится, поправимое.
Как видеть, как воспринимать свет и краски – этому могут научить нас художники. Они видят лучше нас. И они умеют помнить увиденное.[5]
После прочтения текста можно поразмышлять об искусстве и реальности, о том, каким должен быть настоящий художник и каковы истоки взаимоотношений вымышленного и реального миров в произведении. А самое главное, что работа с лексическим пластом произведения помогла адекватно понять авторский замысел, а также освоить азы филологического анализа художественного текста.
Развивая мысль о высокой ответственности художника перед людьми, Гоголь показывает мир денег, который безжалостно губит талантливых людей.
Мы, читатели, вместе с автором, сообща учимся распознавать, чувствовать мысль писателя, облачённую в удивительное слово.
Глазеть, смотреть, созерцать, впериться или рассматривать. Какой смысл раскрывает нам автор, употребляя то или иное слово? В ходе общения с текстом выявляется роль стилистически окрашенных слов, развивается языковое чутьё. Это совместный поиск истины на уроке приводит к индивидуальной интерпретации произведения, формирует внимание к писательскому стилю.
Анализ “Портрет” (Гоголь)
Всего получено оценок: 952.
Всего получено оценок: 952.
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приёмы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. В повести писатель поднимает важные темы ложного и истинного искусства, ответственности творца за своё творение. Звучит также тема настоящих и мнимых ценностей, которые рассматриваются через призму обманчивой привлекательности столичной жизни. На примере судьбы главого героя демонстрируется разрушение таланта, духовная деградация и последующее очищение художника. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – реализм, есть черты романтизма.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Другой же художник, который написал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объём произведения.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и приём антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, её тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ повести «Портрет» (Н. Гоголь)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 01.03.2020
В 19 веке Санкт-Петербург имел славу блестящей столицы Российской империи. Словно мастерски ограненный бриллиант, он сверкал прекрасными дворцами, фонтанами, нарядно одетыми дамами и дорогими экипажами. Однако за всей этой пышной мишурой скрывалась совсем иная жизнь, полная лицемерия, тщеславия, пороков. Все это прекрасно видел Николай Васильевич Гоголь, который и обозначил основные проблемы Северной Пальмиры в своем сборнике «Петербургские повести», в котором одним из центральных произведений является повесть «Портрет».
История создания
Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески». Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».
В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец». Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.
Смысл названия
Главный замысел повести кроется в его названии. Гоголь не зря дал своему детищу столь простое и лаконичное название, поскольку именно в потрете заключалась вся суть произведения: он стал сосредоточением всех мыслей и поступков героя, символом безудержной алчности и всевозможных пороков.
Столь меткое, емкое название повести уже заставляет задуматься над многими проблемами, которые попытался раскрыть писатель. Оно фокусирует внимание, притягивает к себе все мысли. В данном случае в правильно подобранном названии повести кроется половина успеха произведения.
Жанр и направление
Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него. В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе. Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.
Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.
Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.
Композиция
Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу:
Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного приема «рассказ в рассказе». Во время продажи злополучного холста на аукционе появляется сын художника, написавшего это полотно, который и поведал историю трагической судьбы отца, раскрыл тайну мистического портрета. В качестве обрамления его речи стал тор на аукционе и таинственное исчезновение портрета.
О чем?
В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.
В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.
В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества. Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные мазки. Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в творческом бессилии безжалостно уничтожал их. Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.
Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
Проблематика
Смысл повести
Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни. Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.
Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя? Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств. Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой. Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика. В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.
Чему учит?
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь предостерегает от сильной зависимости от денег. Богатство не должно становиться смыслом всей жизни, поскольку это приводит к медленному, но верному разрушению души. Будучи духовно бедным человеком, Чартков быстро стала рабом денег, которые так и не принесли ему счастья и душевного покоя. Единственно верный путь Гоголь видит в духовном самосовершенствовании, сознательном отказе от светских соблазнов. К сожалению, эта простая жизненная истина приходит к главному герою слишком поздно. Не прислушавшись к наставлениям своего мудрого учителя, он оказывается в западне, из которой так и не смог выбраться.
Критика
После публикации окончательной версии «Портрета» на писателя обрушилась критика современников. Так, Белинский весьма неодобрительно отреагировал на произведение. Особенное недовольство литературного критика вызвала вторая часть повести, которую он считал искусственно приделанной к первой части. Такого же мнения придерживался и Шевырев, обвинивший Николая Васильевича в отказе от фантастического в повести. Чернышевский же полагал, что творчество Гоголя оказало огромный вклад в развитие русской прозы, и «Портрет» не стал исключением из этого правила.